: Традиция обедов в Древнем Риме
: Традиция обедов в Древнем Риме
ШАЧНЕВА ЕКАТЕРИНА
ГРУППА № 101
БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО РИМА
ТРАДИЦИЯ ОБЕДОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Трехкратный прием пищи -утром, в середине дня и ближе к его концу- обусловлен
биологически и распространен повсеместно у самых разных народов. Характер
этих трапез, однако, подвержен значительным вариациям и колеблется не только
от одного народа к другому, но и по социальным слоям.
По заведенному порядку весь Рим легко закусывал утром, перехватывал кое-что
по завершении дневных дел и во второй половине дня собирался на обед.
Утренняя закуска и дневной завтрак не предполагали ни точного времени, ни
определенного меню. Они только удовлетворяли голод в то время и в тех
условиях, когда он возникал. Крестьяне приступали к приготовлению первого
завтрака сразу же после пробуждения от сна и, лишь поев, выходили из дому.
Клиенты же богатых и знатных семейств шли утром приветствовать патрона
натощак и только здесь получали спортулу- корзиночку с едой.
Меню обоих завтраков складывалось случайно и произвольно. Бедные ели все
подряд, зажиточные римляне были более разборчивы.
Подчас оба завтрака бывали очень скудными. Следуя своим привычкам, император
Август ел на завтрак “грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”, а Сенека и
вовсе “завтракал сухим хлебом, так что после завтрака незачем было мыть
руки”. Обычный завтрак располагался между двумя этими крайностями и состоял
из хлеба, смоченного в вине или слабом растворе уксуса, сыра, фиников,
холодного мяса или ветчины.
Главное состояло в том, что эти завтраки человек съедал в одиночку. Однако
обед был трапезой в полном смысле этого слова.
Если приемы пищи, предшествовавшие обеду, не занимали определенного места в
распорядке дня римлян, то обед начинался всегда точно и неизменно- около
половины второго зимой и половины третьего летом. Лишь человек аскетического
образа жизни, вроде Плиния Старшего, “летом вставал из-за обеда засветло,
зимой в сумерки”. Август, тоже весьма неприхотливый в своих привычках, шел
после обеда заниматься государственными делами, но эту работу его биограф
называет “ночной”. До полуночи пировал Нерон. Переходить от обеда к ночному
сну считалось нормой.
Обед всегда предполагал приглашенных гостей и общение сотрапезников; обеды в
одиночку упоминаются у римских писателей в виде редчайшего исключения.
Главное в обеде-беседа.
Независимо от размеров помещения и числа обедающих центром, вокруг которого
организовывалась трапеза, был небольшой стол, с трех сторон окруженный
массивными, чаще всего каменными, ложами, на которых, по трое на каждом, и
возлежали обедающие. С четвертой стороны стола доступ открывался тем, кто
обслуживал трапезу, менял блюда и приборы, разрезал мясо, подливал вино. На
ложа набрасывали много тканей и подушек, которыми отделяли место одного
сотрапезника от другого. В зале царила ужасная теснота. Скученные люди,
разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться,
укрывались специальными накидками.
Не меньшая теснота царила и на столе, очень небольшом по размеру и потому
неспособном вместить все блюда с едой. Ее приходилось приносить и либо
ставить на стол, разложивши на тарелки, либо подносить каждому отдельно.
Поэтому ставились вспомогательные столики-серванты. Вино сначала разливали по
большим сосудам- у богатых людей они бывали из стекла или даже хрусталя- и
уже оттуда разливали его специальным черпаком по бокалам.
Если отвлечься от чудовищных пиров римских богатеев и говорить об обычном
хорошем обеде, который устраивал для друзей радушный хозяин, то меню его
состояло чаще всего из четырех перемен, включало рыбу, мясо, разнообразные
закуски и фрукты. Супы в источниках не упоминаются. Вот, например, как
выглядел хороший обед в середине I в. н.э. : поросенок, увенчанный колбасами,
сырный пирог, холодный, но политый горячим медом, обложенный фасолью,
горохом, орехами и персиками; по куску медвежатины, мягкий сыр, виноградный
сок, улитки, печенка, репа, тунец. В заключение обеда вокруг стола пускалось
глубокое блюдо с маринованными оливками.
Многие часы, которые длился обед, были заполнены не только едой, но и
культурной программой. В большинстве случаев цель ее состояла в том, чтобы
развеселить сотрапезников. В программе участвовали шуты, комические актеры,
танцоры. Если хозяин не хотел тратиться на такие представления, то он сам мог
импровизировать развлечения- например, аукцион картин, повернутых
изображением к стене, или просто играть с приглашенными в кости. Нередко были
развлечения более высокого уровня-выступления музыкантов, исполнение стихов,
чтение вслух.
Совместная трапеза была выражением дружеской солидарности, и издавна
утвердился обычай посылать друзьям, не сумевшим прийти на обед, кое-какие
лакомства от стола, а присутствующим раздавать часть обеда, которую они
уносили с собой в специально прихваченной на этот случай салфетке.
По мере того как дружеский характер обеда становился все больше условной
декорацией, а патроны превращали его в издевательство над друзьями и
клиентами, распоясывались и последние. Салфетки крали, сознательно путая
принесенные с собой, плохие и старые, с хозяйскими. В салфетку можно было
спрятать не только то, что человеку дали, но и то, что он успел схватить с
блюда сам. И если еду гостям раздавали, то бутылки и кубки с вином обычно
стояли на столах все время, и вот из-за них-то и начиналась подлинная драка.
Обед превращался в гастрономический марафон, в бесконечное обжорство и оргию.
Все это распутство и распад вызывали сопротивление, исходившее отчасти от
консервативных смей, а отчасти от своеобразной римской интеллигенции.
Первым и главным признаком таких антиобедов была скромность. Меню здесь может
быть сколь угодно разнообразным, но оно никогда не бывает слишком обильным. В
нем обычно большую роль играет свежая зелень, только что сорванные плоды и
овощи.
Подчас такой обед знал только один вид развлечения- так называемую
“сократическую беседу”, то есть беседу на философские, литературные или даже
повседневные темы, но обязательно живой и остроумный, в котором собеседники
состязались в находчивости.
Таким образом, традиция обедов в Риме была чрезвычайно разнообразной и
различалась по социальным слоям.
|