Рефераты

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Факультет: Электромеханический Кафедра: Электропривода и автоматики Специальность «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

На тему: «Расчёт, анализ и моделирование нагрузок, возникающих при работе карьерного экскаватора ЭКГ-8И» Студент гр. ЭА-99 Саханский Ю.В. Руководитель: доц. Годжиев.А.А. Консультанты: По БЖД: дтн.проф. Кондратьев Ю.И. По экономике: асс. Лолаев А.Э. Проект рассмотрен кафедрой и допущен к защите в ГЭК: Заведующий кафедрой: Кибизов К.В. г.Владикавказ 2004 Содержание диплома 1. Введение

Глава 1.Технические характеристики экскаватора ЭКГ-8И

Глава 2 Расчёт параметров механизмов подъёма и напора Глава 3. Синтез системы управления. 3.1 Синтез двухконтурной СУ при игнорировании упругой связи. 3.2 Синтез двухконтурной СУ с упругой связью и линейной ОС по упругой нагрузке. 3.3 Синтез двухконтурной СУ с упругой связью и нелинейной ОС по упругой нагрузке. Глава 4. Моделирование нагрузок. Глава 5. Фильтры. Глава 6. БЖД Глава 7. Технико- экономический расчёт.

Введение

Моя дипломная работа направлена на повышение эффективности процесса добычи полезных ископаемых. На отечественных карьерах широко применяются экскаваторы типа ЭКГ, большая часть которых эксплуатируется в течении 10-20 лет. На них применяется система Г-Д обладающая рядом достоинств: -способность устойчиво работать в условиях слабых карьерных сетей. -высокий коэффициент мощности cos j -относительно простая по структуре схема управления скоростью двигателей. Недостатки существующих схем управления главными приводами ( подъёма, напора, поворота) в основном связаны с применением устаревшей схемы управления, выполненной на суммирующих магнитных усилителях. Эти недостатки проявляются в следующем: -не плавность регулирования скорости двигателей (из-за дискретности задающих воздействий). -значительные динамические нагрузки, особенно проявляющиеся в скальных забоях. -относительно низкое быстродействие магнитных усилителей -недоиспользование возможностей системы Г-Д по гашению колебаний в главных механизмах. Основная причина недостатков происходит от того, что главные механизмы являются двухмассовыми механическими системами с нежёсткой кинематикой, которые дополняются ещё рядом ёмкостей электромагнитной энергии. На работу электромеханических систем в целом неблагоприятно влияют наличие ряда больших постоянных времени, нерациональная электромеханическая связь, неоптимальный наклон рабочего участка механических характеристик, неэффективное устройство ограничение тока. Всё это приводит к появлению различных упругих , иногда и знакопеременных, колебаний нагрузок и скорости. Производительность и надёжность экскаватора, работающего в тяжёлом забое, в основном определяется свойствами подъёмно- напорного механизма. Поэтому моя дипломная работа посвящена исследованию режимов нагружения этих механизмов и способу и средств такого распределения нагрузок в этих механизмах, при которых можно уменьшить перегрузки без ущерба для производительности. Проверка теоретических разработок в моей работе выполняется на примере экскаватора ЭКГ- 8И. Наиболее часто применяемом на карьерах. Поэтому в 1-ой и 2-ой главах приведены технические характеристики этого экскаватора и расчёт параметров механизмов подъёма и напора. Обычно синтез систем управления механизмов подъёма и напора выполняется без учёта упругой связи. При этом получаются простые регуляторы (пропорциональный U Г и пропорционально-интегральный регулятор тока). Но , регуляторы, рассмотренные по такой методике, как раз и приводят к высоким динамическим перегрузкам. На кафедре ЭА проф. Кибизовым и доц.Годжиевым были разработаны варианты построение СУ с учётом упругой связи: с линейной и нелинейной обратной связью на упругой нагрузке. В третьей главе моей работы выполнен синтез трёх вариантов. Проверку свойств трёх вариантов удобно выполнить на электронной модели (МОДО- С или Maple). Соответствующие модели и анализ результатов приведены в главе 4. Как проверить результаты полученные в главе 4 ? наилучший способ – проверить на действующем экскаваторе работающем в реальном забое. Желательно проверку выполнить на модели, но тогда возникает задача создания модели адекватного нагружения механизмов экскаватора. В главе 5 предпринята соответствующая попытка. В главе 6 рассмотрен анализ возможных вариантов защиты машиниста экскаватора от вибрации, возникающей при работе экскаватора. В главе 7 дана оценка предложенных решений.

Глава 1.Технические характеристики экскаватора ЭКГ-8И

Ёмкость ковша VКОВ= 8м3 Длина стрелы LC = 13.35 м Длина рукояти LР = 11,43 м Продолжительность цикла в забое средней эскавируемости при повороте на 90о tЦ = 28 с Масса рукояти Масса ковша Масса рабочего оборудования ( ковша с рукоятью) mРО = 25800 кг. Масса поворотной платформы Масса экскаватора Среднее значение радиуса инерции платформы Номинальная скорость подъёма VП.Н = 0,94 м/с Номинальная скорость напора VН.Н. = 0,46 м/с Технические данные электромашинного преобразовательного агрегата Тип приводного синхронного двигателя СДЭУМ-14-29-6У2 Номинальное напряжение UСД.Н = 6000/3300 В. Ротор имеет короткозамкнутую пусковую обмотку, в схеме предусмотрен автоматический ввод в синхронизм. Кроме СД, электромашинный агрегат содержит три генератора постоянного тока, причём один из них работает только на двигатели подъёмного механизма, а два других ( напорного и поворотного) переключаются на двигатели хода. Далее будут применяться следующие индексы переменных: - в приводе подъёма «п» - в приводе напора «н» - в приводе поворота «в» если надо будет отметить переключение генераторов на привод хода, то индексы будут «н-х», «в-х».

Технические параметры генераторов

ПриводПН-ХВ-Х
1Тип генератораПЭМ-151-8КПЭМ-2000МПЭМ-141-4К
2Ном.мощность генератора500115250
3Ном.скорость вращения,100010001000
4Ном.напряжение якоря,560330630
5Ном.ток якоря895348397
6Ном. КПД0,9320,920,925
7Ном.напряжение возбудителя

2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 38,5

2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 31

2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 30,5

8Ном.ток возбудителя2919,312,5
9Число пар полюсов322
10Число витков обмотки якоря на полюс300185171
11Соединение обмоток якоря612+2
12Магнитный поток полюса0,05780,05460,07
13Число витков обмотки возбуждения на полюс220280360
Сопротивление обмоток генератора при 20о С

Якоря RЯГ , Ом

0,00750,01120,0355

Добавочных полюсов RДПГ , Ом

0,001530,003850,0054

Компенсационной об-ки RКОГ , Ом

0,00516-0,0139

Обмотки возбуждения RОВГ , Ом

2x0,962x1,32x1,95

Технические параметры двигателей

ПриводПодъёмН/хВ/х
Тип двигателя2xДЭ-816

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Номинальная мощность

2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 190

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Номинальная скорость720

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Номинальное напряжение

2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 300

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Число пар полюсов222
Сопрот-ие обмотки якоря

2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 0,0055

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Сопрот-ие доб. плюсов0,0032

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора

Характеристики электроприводов экскаватора типа ЭКГ-8И Электромеханическая система (ЭМС) напора экскаватора типа ЭКГ-8И Cкорость напора VН.Н. = 0,46 м/с Диаметр напорного барабана dб = 1200 мм Передаточное число редуктора JРЕД = 82 В приводе напора используется генератор ПЭМ 2000М со следующими параметрами: Номинальная мощность РГ.Н. = 115 кВт Номинальное напряжение UГ.Н. = 330В Номинальный ток якоря IГ.Н. = 348 А Номинальная скорость вращения NНОМ.Г. = 1000 об/мин Число пар полюсов 2р = 4 Число параллельных ветвей обмотки якоря 2а = 4 + 4 Сопротивление обмотки якоря при температуре 20о С RЯ = 0,0112 Ом Сопротивление дополнительных полюсов температуре 20о С RДП = 0,00385 Ом Число витков обмотки возбуждения на полюс NВ = 280 Номинальное напряжение возбуждения UВ.Н. = 31 В Номинальный ток обмотки возбуждения IВ.Н = 19,3 А Сопротивление якорной цепи генератора приведённое к температуре 75о С RЯ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ом Индуктивность якорной цепи LЯГ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Гн Постоянная времени якорной цепи Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора с, В приводе напора используется двигатель ДЭ-812 со следующими параметрами: Номинальная мощность РДН = 100 кВт Номинальное напряжение UДН = 305 В Номинальный ток якорной цепи IНД = 360 А Номинальная скорость вращения NДН = 750 об/мин Номинальный ток обмотки возбуждения IВН = 17,2 А Число пар полюсов 2р = 4 Сопротивление обмотки якоря при температуре 20о С RЯ = 0,014 Ом Сопротивление дополнительных полюсов температуре 20о С RДП = 0,009 Ом Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 20о С RВ = 4,76 Ом Момент инерции двигателя JД = 7 кгДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора м2 Сопротивление якорной цепи двигателя приведённое к температуре 75оС RЯД = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ом Индуктивность якорной цепи LЯГ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Гн Постоянная времени якорной цепи Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора с, Постоянная двигателя СД = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора ВДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора с Электромеханическая система (ЭМС) подъёма экскаватора типа ЭКГ-8И Скорость подъёма VП.Н = 0,94 м/с Диаметр подъёмного барабана dб = 1200 мм Передаточное число редуктора JРЕД = 24,84 Время цикла 26 с. В приводе подъёма используется генератор ПЭМ-151 со следующими параметрами: Номинальная мощность РГП = 500 кВт Номинальное напряжение UГП = 560 В Номинальный ток якорной цепи IГП= 895 А Номинальная скорость вращения NГП = 1000 об/мин Число пар полюсов 2р = 6 Сопротивление обмотки якоря при температуре 20о С RЯ = 0,0075 Ом Сопротивление дополнительных полюсов температуре 20о С RДП = 0,00153 Ом Сопротивление компенсационной обмотки при температуре 20о С RКО = 0,00156 Ом Число витков обмотки возбуждения на полюс NВ = 220 Номинальное напряжение возбуждения UВ.Н. = 38,5 В Номинальный ток обмотки возбуждения IВ.Н = 29 А Сопротивление якорной цепи генератора приведённое к температуре 75о С RЯ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ом Индуктивность якорной цепи LЯГ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Гн Постоянная времени якорной цепи Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора с, В приводе подъёма используется двигатель ДЭ-816, обмотки якоря которого соединены последовательно, со следующими параметрами: Номинальная мощность РДП = 190 кВт Номинальное напряжение UДП = 300 В Номинальный ток якорной цепи IНП = 680 А Номинальная скорость вращения NДП = 720 об/мин Число пар полюсов 2р = 4 Сопротивление обмотки якоря при температуре 20о С RЯ = 0,0055 Ом Сопротивление дополнительных полюсов температуре 20о С RДП = 0,0032 Ом Момент инерции двигателя JД = 17 кгДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора м2 Сопротивление якорной цепи двигателя приведённое к температуре 75оС RЯД = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ом Индуктивность якорной цепи LЯД = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Гн Постоянная времени якорной цепи Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора с, Постоянная двигателя СД = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора ВДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора с

Глава 2. Расчёт параметров механизмов подъёма и напора

Расчёт параметров двухмассовой структурной схемы для привода напора. Расчёт ведётся для двухмассовой расчётной схемы:
Овал:    JД
   
Овал:      JP
CK
Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора
Где: JР - момент инерции рабочего оборудования, приведённый к валу двигателя JД – момент инерции двигателя СК – жёсткость каната Соответствующая структурная схема имеет вид: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Где: Ктв – коэффициент тиристорного возбудителя. Ттв – постоянная времени тиристорного возбудителя Кг – коэффициент генератора Тг – постоянная времени генератора Тэ – эквивалентная постоянная времени Rэ – эквивалентное сопротивление якорной цепи Тм – электромеханическая постоянная времени Кт – коэффициент вязкого трения в канате Ск – жёсткость каната Iс – статический ток Тр – электромеханическая постоянная времени рабочего оборудования, приведенного к валу двигателя. Расчёт ведём в следующем порядке: Коэффициент тиристорного возбудителя Ктв = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 30 Коэффициент генератора: Кг = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 5,32 2 Uв.н. – номинальное напряжение двух последовательно соединённых обмоток возбуждения генератора индуктивность обмотки возбуждения генератора: Lв.н. = 2р Nв2 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 4Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 2802 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 2 Гн Где Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ф – приращение потока, соответствующее приращению потокосцепления Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (IДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Nв). Значения Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ф и Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (IДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Nв) взяты по характеристике намагничивания генератора из «Инструкции по наладке и ремонту экскаваторов ЭГК- 8И». Сопротивление обмотки возбуждения генератора: Rв.г.н. = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 1,61 ом. Постоянная времени цепи возбуждения генератора: Тв.г.н. = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 1,24 с. Эквивалентное сопротивления якорной цепи RЭ = RЯ.Г. + RЯ.Д. = 0,024 + 0,034 = 0,058 с. Эквивалентная постоянная времени: ТЭ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,102 с. Электромеханическая постоянная времени: ТМ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,0335 с, Где JДВ. = JД+ JРЕД = 7+1=8 кгДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора м2. Коэффициент датчика тока: КДТ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,01 В/А. Коэффициент датчика напряжения: КДН = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,028 Электромеханическая постоянная времени рабочего оборудования, приведённого к валу двигателя ТР = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора , Где момент инерции рабочего оборудования, приведённого к валу двигателя равен JР = (mро - mг ) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 1,39 mг – номинальная масса грунта в ковше mро – номинальная масса рабочего механизма. Значение величины ТР ТР = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,0058 с. Структурная схема механизмов копающей части имеет вид: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Где VP – жёсткость токи подвеса С’К - жесткость каната при среднем положении ковша. К’Т – среднее значение коэффициента вязкого трения в канате. Значения С’К и К’Т берутся из (2) и равны К’Т = 8000 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора С’К = 2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 106 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Усилие в канате: FY = К’Т ( VБ – VP) + С’К ( VБ – VP) Составляющая тока якоря, пропорциональная упругой нагрузке (усилию в канате) IУ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Где МУ – момент, пропорциональный усилию в канате. Скорость рабочего механизма, приведенного к валу двигателя: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора * Jред перемещение точки подвеса S = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Где Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - угол поворота вала двигателя, соответствующий перемещению точки подвеса. Подставим 1 в 2 и получим ток упругой нагрузки IУ = К’Т Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора С’К Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Отсюда найдём приведённое значение коэффициента вязкого трения и жёсткости каната КТ = К’Т Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 8000 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 1,6 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора СК = С’К Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 2*106 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 398,33 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Расчёт параметров двухмассовой структурной схемы для привода подъёма Аналогично для ЭМС подъёма. Коэффициент тиристорного возбудителя Ктв = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 30 Коэффициент генератора: Кг = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 5,32 2 Uв.н. – номинальное напряжение двух последовательно соединённых обмоток возбуждения генератора индуктивность обмотки возбуждения генератора: Lв.н. = 2р Nв2 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 4Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 2802 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 2 Гн Где Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ф – приращение потока, соответствующее приращению потокосцепления Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (IДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Nв). Значения Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Ф и Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (IДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Nв) взяты по характеристике намагничивания генератора из «Инструкции по наладке и ремонту экскаваторов ЭГК- 8И». Сопротивление обмотки возбуждения генератора: Rв.г.н. = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 1,61 ом. Постоянная времени цепи возбуждения генератора: Тв.г.н. = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 1,24 с. Эквивалентное сопротивления якорной цепи RЭ = RЯ.Г. + RЯ.Д. = 0,024 + 0,034 = 0,058 с. Эквивалентная постоянная времени: ТЭ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,102 с. Электромеханическая постоянная времени: ТМ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,0335 с, Где JДВ. = JД+ JРЕД = 7+1=8 кгДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора м2. Коэффициент датчика тока: КДТ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,01 В/А. Коэффициент датчика напряжения: КДН = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,028 Где момент инерции рабочего оборудования, приведённого к валу двигателя равен JР = (mро - mг ) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 1,39 Электромеханическая постоянная времени рабочего оборудования, приведённого к валу двигателя ТР = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора , Найдём приведённое значение коэффициента вязкого трения и жёсткости каната. КТ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора СК = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Глава 3. Синтез системы управления. Синтез линейных СУ ДЭМС Значительные динамические перегрузки в подъёмно-напорном механизме экскаваторов обусловлены существенной податливостью механических передач, наиболее ярко выраженной в механизмах с канатами. Естественный способ улучшения динамики ДЭМС- введение в СУ помимо обычных контуров регулирования координат двигателя дополнительных – замкнутых по координатам упругого механизма. Практически единственной такой координатой в ЭМС механизмов экскаваторов является нагрузка в упругом звене ( канате). Очевидно- самое слабое звено в замкнутой по упругой нагрузке системе- соответствующий датчик. Поэтому нельзя считать удачным решение, состоящее в организации дополнительного последовательного контура регулирования упругой нагрузки. При отказе измерителя такая система становиться неработоспособной. Лучше в этом смысле ввести параллельную гибкую о.с. по нагрузке в обычную двухконтурную СПР. Если синтез такой системы выполнить так, чтобы и в отсутствии этой дополнительной о.с. привод сохранял приемлемые показатели качества, то обрыв её по крайней мере не скажется на работоспособности машины. Такой подход позволяет улучшить динамику ЭМС без риска повышения вероятности длительных простоев экскаватора из-за отказов привода. Известен метод синтеза подобных систем - способ нормированных полиномов. Его применение обычно связано с решением сложной системы нелинейных уравнений. Суть состоит в том, что сперва определяются значения параметров замкнутого контура регулирования тока якоря и гибкой о.о.с. по упругой нагрузке, обеспечивающее заданное нормированным полиномом качество регулирования нагрузок в упругом звене, а затем подбирается регулятор тока, обеспечивающий требуемые параметры замкнутого контура тока якоря. Тем самым задача сводиться к простейшим вычислительным операциям. Структурная схема системы, состоящей из контура регулирования тока с гибкой о.о.с. по усилию в упругом звене и двухмассового механизма показана на рис.1 где UЗТ (р) – напряжение задания контура тока, IЯ (р), I У (р) – ток якоря и его составляющая, пропорциональная нагрузке в упругом звене, которую в дальнейшем будем называть упругим током, IС – статический ток, Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Д (р) – угловая скорость вала двигателя, Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Р (р) – скорость движения рабочего органа, приведённая к валу двигателя. Т Т, Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Т – постоянная времени и коэффициент затухания замкнутого контура якоря. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Т – его относительная статическая ошибка, вызванная действием внутренней обратной связи по ЭДС двигателя. КДТ – коэффициент передачи датчика тока. RЭ – эквивалентное сопротивления якорной цепи двигателя. С – постоянная двигателя., ТМ, ТР – электромеханические постоянные времени двигателя и рабочего органа. ТУН – постоянная времени гибкой о.о.с. по упругому току. СУ, КТ – жесткость упругого звена и коэффициент сил вязкого трения, приведённые к двигателю. Рис. 1. Структурная схема контура регулирования нагрузки в упругом звене двухмассового механизма. Характеристический полином этой системы (Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (1) где: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - коэффициент соотношения электромеханических постоянных времени, а = сТМ (сМ RЭ)-1 , b = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора , Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора . Заметим, что постоянная времени колебаний в упругом звене Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора , а коэффициент затухания колебаний Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора . В общем случае требуется получить полином Т4р4 + Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 3Т3р3 + Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 2Т2р2 + Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 1Тр + 1 , (2) Где Т – постоянная времени, Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - коэффициенты, определяющие вид переходного процесса. Так Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора соответствует полиному с критическим затуханием, Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора полиному модульного оптимума (перерегулирование 6.2%) Если не учитывать вязкое трение, то (1) приобретает вид: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (3) Путём сравнения (2) и (3) получим: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (4) где Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (5) Если вязкое трение учитывать, то решение системы уравнений, полученной приравниванием (2) к (1), удается выписать для полиномов, сводящихся к виду (Т 2р + 2Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 0 Тр + 1)2 , например, для полиномов модульного оптимума и с критическим затуханием. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора , ТТ = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (6) где Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (7) Синтез системы управления напора Для синтеза системы управления напором выпишем из главы 2 основные необходимые для этого величины и исходя из них по известным формулам рассчитаем искомые величины. КП = 5,32 КТ = 16 ТР = 0,0058 КДН = 0,028 КДТ = 0,01 ТЭ = 0,102 RЭ = 0,058 ТГ = 1,26 КТВ = 30 LЯГ = 0,0075 LЯД = 0,004 С = 3,72 ТМ = 0,0335 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,15- коэффициент соотношения электромеханических постоянных времени Все необходимые для расчёта формулы возьмём из ( автореферат диссертация) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора -- коэффициенты, соответствующие полиному с критическим затуханием. Рассчитаем Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - коэффициент затухания замкнутого контура тока якоря. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Где: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Далее рассчитаем ТТ -- постоянную времени замкнутого контура тока якоря Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Вычислим Теперь найдём относительную статическую ошибку, вызванную действием внутренней обратной связи по ЭДС двигателя Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора . Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Теперь можно найти коэффициенты и постоянные времени преобразователя и регулятора. Постоянная интегрирования: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Постоянная сглаживания: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Коэффициент пропорциональной части регулятора: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Постоянная дифференцирования: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Окончательно находим постоянную времени гибкой отрицательной обратной связи по упругому току: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Синтез системы управления подъёмом проведём аналогично синтезу системы напора, изменив лишь основные формулы и подставив в них значения, соответствующие механизму подъёма. КП = 5,32 КТ = 5 ТР = 0,0058 КДН = 0,028 КДТ = 0,005 ТЭ = 0,0813 RЭ = 0,058 ТГ = 1,24 КТВ = 30 LЯГ = 0,0027 LЯД = 0,00323 С = 7,71 ТПР = КТ*КГ = 30*7,5 = 1,52 ТМ = 0,0335 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 0,15- коэффициент соотношения электромеханических постоянных времени Все необходимые для расчёта формулы возьмём из ( автореферат диссертация) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора -- коэффициенты, соответствующие полиному модульного оптимума (перерегулирование 6.2%) Рассчитаем Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - коэффициент затухания замкнутого контура тока якоря. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Где: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Далее рассчитаем ТТ -- постоянную времени замкнутого контура тока якоря Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Вычислим Теперь найдём относительную статическую ошибку, вызванную действием внутренней обратной связи по ЭДС двигателя Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора . Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Теперь можно найти коэффициенты и постоянные времени преобразователя и регулятора. Постоянная интегрирования: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Постоянная сглаживания: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Коэффициент пропорциональной части регулятора: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Постоянная дифференцирования: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Окончательно находим постоянную времени гибкой отрицательной обратной связи по упругому току: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Глава 4. Моделирование нагрузок. Упрощённая кинематика подъёмно-напорного механизма ( без учёта поворота). Электроприводы подъёма и напора экскаватора работают согласовано. Они связаны через рабочее оборудование. Анализ движения рабочего оборудования по реальной кинематической схеме механизма – задача чрезвычайно сложная. Поэтому ниже рассматривается упрощённая кинематическая схема соответствующего рабочего оборудования. Ковш с грунтом считаем материальной точкой с массой (mK + mГ) . Рукоять считаем жёсткой балкой бесконечно малой толщины длинной Р и с равномерно распределённой массой mР . Радиусом головных блоков, установленных в верхней части стрелы, пренебрегаем. Считаем, что платформа ЭКГ расположена горизонтально. Тогда стрела расположена под углом Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора к линии горизонта, соответствующим паспортному значению. При принятых допущениях рукоять, канат и стрела образуют треугольник. Одна из сторон треугольника длинной Q ( расстояние от точки схода каната с головного блока до подпятника рукояти ) является постоянной величиной. Две другие стороны l ( длинна каната от головного блока до точки эквивалентной массе ковша с грузом) и Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора ( расстояние от подпятника до той же эквивалентной точки, для краткости в дальнейшем называемая вылетом рукояти) – так же показанные на рисунке, величины переменные. Здесь же показаны направления сил подъёма и напора, принятые за положительные. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Уравнения движения можно получить различными способами. Одним из самых удобных представляется метод Лагранжа. Однако, он имеет важную особенность- координаты, в которых записываться уравнения, должны быть независимыми. В этом смысле координата Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора подходит. А координата l нет. Поэтому в качестве второй независимой координаты принимаем угол Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора ( угол наклона рукояти к линии горизонта) показанные на рисунке. В общем виде уравнения Лагранжа имеют вид: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Это уравнение Лагранжа второго рода. В нём Т представляет кинетическую энергию системы, Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора и Q – обобщённая сила, отнесённая к координате Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора , т.е. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора представляет собой работу внешних сил системы при изменении одной из координат qi на Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора в то время, как другие координаты остаются неизменными. Qi имеет размерность силы, если qi выражает длину, Qi имеет размерность момента, если qi представляет угол и т.д. В нашем случае Qi имеет размерность силы. Задача составления уравнений Лагранжа и их решения для принятой нами упрощенной кинематической системы, решена в диссертации А.Ч.Хатагова под руководством К.В.Кибизова. Полученные в ней уравнения приведены ниже: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (1) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (2) При расчёте копания величину mГ считаем переменной. mK , mP , mГ --- массы ковша, рукояти и груза ( грунта в ковше) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора -- вылет рукояти P – её длинна (условная, т.е до центра тяжести ковша с грузом) FН – усилие напора FП – усилие подъёма L – длинна каната от головного блока до центра массы ковша. G – ускорение свободного падения. Соответствующие углы показаны на рисунке: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора -- угол наклона стрелы к горизонту ( обычно, при ровно стоящем экскаваторе, составляет 460 ) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора -- угол наклона рукояти: он положителен, если рукоять ниже линии горизонта. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора -- угол между канатом подъёма и рукоятью ( получен из рисунка) Однако обобщённая координата Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора неудобна для согласования уравнений описывающих механизм с уравнениями, описывающими электропривод подъёма. Поэтому необходим переход от обобщённых координат к фактическим, однозначно зависящим от углов поворота барабанов подъёмной и напорной лебёдок. Такой переход достаточно просто реализуется решение треугольника: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (3) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (4) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора (5) Формулы (3) и (5) получены из теоремы косинусов, а формула (4) – из теоремы синусов для треугольников. Так как моделирование электроприводов подъёма и напора выполнялось в ПК МОДО- С, то и решение треугольника удобно выполнить в этой же программе. Глава 5. Фильтры В системе автоматического управления (САУ) обратной связью (ОС) экскаватора ЭКГ-8И одним из обязательно присутствующих элементов является датчик регулируемой координаты или датчик обратной связи (ДОС). Помимо «полезной» составляющей, точно соответствующей регулируемой координате, выходной сигнал ДОС содержит составляющие, искажающие это соотношение. Их соотношение в статике может быть нелинейным. Такую нелинейность при синтезе САУ относительно легко учесть введение в канал ОС соответствующего нелинейного звена. Но выходной сигнал ДОС содержит и другие составляющие: динамические, однозначно обусловленные конструктивными особенностями датчика, в частности его инерционностью, а также от внешних помех, часто так которых больше часто ты полезного сигнала, а амплитуда сравнима с его величиной. Например, выходной сигнал тахогенератора постоянного тока содержит пульсацию, складывающуюся из оборотной, полюсной, коллекторной и зубцовой составляющих. Наиболее нежелательными являются низкочастотные пульсации—оборотные и полюсные, так как при малой скорости вращения вала тахогенератора их частоты сопоставимы с полосой пропускания САУ электроприводом. Это влияет на динамических характеристики электропривода, особенно с широким диапазоном регулирования, когда САУ и пускатель успевают реагировать на пульсации сигнала ДОС. К числу помех относят , например, близкие к синусоидальным наводки в каналах связи от сети переменного тока, импульсные в тиристорных и широтно-импульсной модуляцией приводах, а также возникающие при срабатывании силовой коммутирующей аппаратуры. Помехи в канале ОС без принятия специальных мер по их подавлению могут нарушать работу остальных элементов САУ (регуляторов, преобразователей). Подавление помех достигается введением в канал Ос фильтра. Если ОС жёсткая, то надо применить фильтр низких частот (ФНЧ). Иногда для подавления помех с относительно стабильной частотой (например 50 Гц) используют режекторные фильтры – в тех случаях когда ФНЧ не подавляет помеху в достаточной степени. ФНЧ совершенно необходим, если ОС гибкая, т.е. сигнал ДОС должен соответствовать производным от регулируемой координаты. Известно, что порядок фильтра должен , по крайней мере на единицу, превышать порядок дифференцирования. Так, наприм65р, датчик – вычислитель сил упругой деформации механизма требует двукратного дифференцирования датчика тока якоря двигателя постоянного тока, следовательно порядок ФНЧ не должен быть ниже третьего. Задача исследования- выработка рекомендаций по выбору фильтров в каналах ОС САУ. Результаты исследований приведены на примере электроприводов одноковшового экскаватора ЭКГ-8И. При рассмотрении заявленной темы были сделаны допущения: 1. Коэффициент усиления фильтра в цепи ОС по постоянному току равен единице, так как «датчик-фильтр» с отличающимся от единицы соответствующим коэффициентом можно рассматривать как сочетание последовательного соединённого пропорционального звена с таким коэффициентом и звена с ФНЧ с единичным коэффициентом усиления. При этом случае анализа САУ выходом объекта управления (ОУ) можно считать выход пропорционального звена и коэффициент ДОС (ФНЧ) считать равным единице, что позволяет обойтись в простой форме записанными выражениями. 2. Характеристики фильтра рассматриваем в относительных единицах, принимая за базовую величину частоту основной гармоники сигнала ОС Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора с Тогда в относительных единицах Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора -постоянная времени фильтра и Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора п-1 = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора сДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора п-1 – постоянная времени основной гармоники помехи, причём Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора ф-1 , Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора п-1 – значения соответствующих постоянных временив абсолютных единицах, а коэффициент подавления помехи есть величина обратно пропорциональная значению АЧХ на заданной частоте. 3. В цепи ОС, как показано ниже, надо применить фильтры с гладкими АЧХ , т.е. не имеющими экстремумов. К этому классу фильтров относятся: - биномиальный, или с критическим затуханием, в переходной характеристики которого при минимально возможной её продолжительности отсутствует перерегулирование. - Баттерворта, или с максимально гладкой АЧХ, у которого все производные от АЧХ по часто те от первой до (2n-1)-ой включительно в точке Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора равны нулю, а n – порядок фильтра. - Бесселя, в наименьшей степени искажающего сигнал, спектр которого лежит в полосе пропускания, благодаря тому что запаздывание выходного сигнала фильтра относительно входного одинаково для максимального количества гармоник, что в свою очередь объясняется наилучшим приближением ФЧХ фильтра Бесселя к идеально линейной. (фильтры с гладкими АЧХ не обеспечивают наилучшего подавления помех. В этом отношении предпочтительнее ФНЧ , АЧХ которых имеют экстремумы. - Чебышева, у которого в полосе пропускания фильтра отклонение АЧХ от идеальной не превышает наперёд заданного значения, обычно выражаемого размахом пульсаций (неравномерностью) АЧХ в логарифмическом масштабе (дБ), а за пределами полосы пропускания коэффициент подавления помех максимален., причем, чем больше неравномерность, тем круче спад АЧХ за полосой пропускания. - Инверсный Чебышева, АЧХ которого монотонно изменяется в полосе пропускания пульсирует в полосе заграждения в заданных размерах. - Эллиптический, у которого АЧХ имеет равномерные пульсации как в полосе пропускания, так и в полосе заграждения. При расчёте фильтра Чебышева и эллиптического, кроме неравномерности АЧХ, задаются также минимум её величины в полосе заграждения. Например, выбор этой величины на уровень 40 дБ означает, что частоты, которые лежат в полосе заграждения будут подавляться в сто раз. Наибольшую крутизну спада в переходной области имеет эллиптический фильтр. Далее следуют фильтры Чебышева, инверсный Чебышева. Хуже в этом смысле фильтры Бесселя , Баттерворта и биномиальный. Однако анализ свойств ФНЧ различной структуры показал, что применение фильтров с неравномерными АЧХ в каналах ОС нежелательно по трём причинам: 1. пульсации АЧХ в полосе пропускания означают, что составляющие полезного сигнала различной частоты передаются на выход фильтра с различным усиление. Так, для фильтров Чебышева и эллиптического неравномерность АЧХ 0,5 дБ соответствует изменению коэффициента усиления в полосе пропускания с 1,0 до 1,056, а неравномерность 0,2 дБ – от 1,0 до 1,26. соответственно, дополнительная погрешность сигнала ОС, вносимая ФНЧ достигает 5,6% в первом случае и 26% во втором. 2. Пульсации АЧХ инверсного фильтра Чебышева и эллиптического фильтра в полосе заграждения около заданного уровня означают, что коэффициент подавления помех любых частот не будет превышать заданного значения, в то время как у фильтров с гладкими АЧХ этот коэффициент тем больше, чем больше частота помехи. Поэтому ФНЧ Баттерворта, Бесселя и биномиальный лучше подавляют импульсные электромагнитные помехи , характерные для электропривода. 3. уменьшение переходной зоны между полосами пропускания и заграждения, т.е. приближения формы АЧХ ФНЧ к идеальной прямоугольной в фильтрах с неравномерными АЧХ достигается за счёт снижения устойчивости. Например, перерегулирование переходной характеристики ФНЧ четвёртого порядка составляет (%): биномиального – 0, Бесселя – 0,8, Баттерворта – 10,8, Чебышева с неравномерностью 0,5 дБ –18,2, Чебышева с неравномерностью 2 дБ – 29. Примерно таково же соотношение показателей колебательности двух групп фильтров. Так, если амплитуда колебаний переходной характеристики у наихудшего в этом смысле из фильтров четвёртого порядка с гладкими АЧХ – фильтра Баттерворта – в двухпроцентную зону укладывается уже через время 8Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора ф-1, то у фильтра Чебышева с неравномерностью 2дБ Этот показатель составляет 30 Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора ф-1. на практике снижение устойчивости проявляется в повышенной чувствительности САУ к импульсным помехам, в частности – к цепям питания. Данные, по которым рассчитаны приведённые выше численные значения характеристик фильтров, взяты из справочника : «Справочник по активным фильтрам» Джонсон Д. Энергоатомиздат 1983 год. В итоге, анализ фильтров различной структуры позволяет сделать вывод о предпочтительности применения в канала ОС АСУ ФНЧ с гладкими АЧХ. Другой аспект рассматриваемой задачи состоит в рациональном определении порядка ФНЧ. Понятно, что чем выше порядок фильтра, чем выше аппаратурные затраты на его реализацию. Выше было написано, что при необходимости применения в качестве ОС сигналов, пропорциональных производным от координат объекта, следует предусматривать фильтр, порядок которого хотя бы на единицу больше порядка дифференцирования. Оба обстоятельства надо учитывать. Очевидно, что второе учесть легко, а первое не имеет принципиального значения, так как схемотехника фильтров высокого порядка достаточно проработана. Важнее другое- как влияет порядок фильтра в цепи ОС на качество регулирования координат САУ. Очевидно, что чем выше порядок фильтра, тем в большей степени он подавляет помехи. Но с другой стороны ФНЧ более высокого порядка вносит большую задержку сигнала ОС по сравнению с соответствующей координатой объекта управления. Если при определённой часто те координаты эта задержка составит 1800 Глава 6. Безопасность жизнедеятельности. Воздействие вибрации на машиниста экскаватора и анализ способов борьбы с ней. Основными неблагоприятными факторами, отрицательно воздействующим на работу оператора экскаватора, являются шум, вибрация и статические нагрузки на позвоночник, обусловленные сидящей рабочей позой. Всё это при длительном воздействии может приводит к болезненным ощущениях, а в самых крайних случаях к хроническим заболеваниям. Самым неблагоприятным фактором, воздействующим на оператора экскаваторного механизма, является вибрация. И поэтому в данной работе выполнен анализ этого негативного фактора, а также способов борьбы с ним. Вибрация - это механическое колебательное движение системы с упругими связями; движение точки или механической системы, при котором происходит поочередное возрастание, и убывание во времени значений, по крайней мере, одной координаты. Причиной возбуждения вибраций являются возникающие при работе машин и агрегатов неуравновешенные силовые воздействия. Источником такого дисбаланса может быть неоднородность материала вращающегося тела, несовпадение центра массы тела и оси вращения, деформация деталей, а также неправильная установка и эксплуатация оборудования. Основные параметры вибрации: частота, амплитуда смещения, скорость, ускорение, период колебания. В производственных условиях почти не встречается вибрации в виде простых гармонических колебаний. При работе машин и оборудования обычно возникает сложное колебательное движение, которое является апериодическим, имеющим импульсный или толчкообразный характер. Классификация вибраций, воздействующих на человека. Вибрацию по способу передачи на человека (в зависимости от характера контакта с источниками вибрации) условно подразделяют на: - общую вибрацию, передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека; - локальную вибрацию, передающуюся на отдельные органы и части тела , в том числе на руки человека. Вибрация, передающаяся на ноги сидящего человека и на предплечья, контактирующие с вибрирующими поверхностями рабочих столов, относится к локальной вибрации. В производственных условиях нередко имеет место сочетание действий местной и общей вибрации. По источнику возникновения вибраций различают: - локальную вибрацию, передающуюся человеку от ручного механизированного инструмента (с двигателями), органов ручного управления машинами и оборудованием; - локальную вибрацию, передающуюся человеку от ручного немеханизированного инструмента (без двигателей), например, рихтовочных молотков разных моделей и обрабатываемых деталей; - общую вибрацию 1 категории – транспортную вибрацию, воздействующую на человека на рабочих местах самоходных и прицепных машин, транспортных средств при движении по местности и дорогам (в том числе при их строительстве). К источникам транспортной вибрации относят: Ø тракторы сельскохозяйственные и промышленные, самоходные сельскохозяйственные машины (в том числе комбайны); Ø автомобили грузовые (в том числе тягачи, катки и т.д.); Ø снегоочистители, самоходный горношахтный рельсовый транспорт; - общую вибрацию 2 категории - транспортно-технологическую вибрацию, воздействующую на человека на рабочих местах машин, перемещающихся по специально подготовленным поверхностям производственных помещений, промышленных площадок, горных выработок. К источникам транспортно-технологической вибрации относят: Ø экскаваторы, краны промышленные и строительные, машины для загрузки мартеновских печей в металлургическом производстве; Ø горные комбайны, шахтные погрузочные машины; Ø путевые машины, бетоноукладчики, напольный производственный транспорт; - общую вибрацию 3 категории - технологическую вибрацию, воздействующую на человека на рабочих местах стационарных машин или передающуюся на рабочие места, не имеющие источников вибрации. К источникам технологической вибрации относят: станки металло- и деревообрабатывающие, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины, электрические машины, насосные агрегаты и вентиляторы, оборудование для бурения скважин, буровые станки, машины для животноводства, очистки и сортировки зерна (в том числе сушилки), установки химической и нефтехимической промышленности и др. По частотному составу вибрации выделяют: - низкочастотные вибрации (1-4 Гц для общих вибраций, 8-16 Гц - для локальных вибраций); - среднечастотные вибрации (8-16 Гц - для общих вибраций, 31,5-63 Гц - для локальных вибраций); - высокочастотные вибрации (31,5-63 Гц - для общих вибраций, 125-1000 Гц - для локальных вибраций). По временным характеристикам вибрации выделяют: - постоянные вибрации, для которых величина нормируемых параметров изменяется не более чем в 2 раза (на 6 дБ) за время наблюдения; - непостоянные вибрации, для которых величина нормируемых параметров изменяется не менее чем в 2 раза (на 6 дБ) за время наблюдения не менее 10 мин при измерении с постоянной времени 1 с, в том числе: а) колеблющиеся во времени вибрации, для которых величина нормируемых параметров непрерывно изменяется во времени; б) прерывистые вибрации, когда контакт человека с вибрацией прерывается, причем длительность интервалов, в течение которых имеет место контакт, составляет более 1 с; в) импульсные вибрации, состоящие из одного или нескольких вибрационных воздействий (например, ударов) каждый длительностью менее 1 с. Тело человека рассматривается как сочетание масс с упругими элементами, имеющими собственные частоты, которые для плечевого пояса, бедер и головы относительно опорной поверхности (положение «стоя») составляют 4-6 Гц, головы относительно плеч (положение «сидя») – 25-30 Гц. Для большинства внутренних органов собственные частоты лежат в диапазоне 6-9 Гц. Местная вибрация малой интенсивности может благоприятно воздействовать на организм человека, улучшать функциональное состояние ЦНС, ускорять заживление ран и т.п., но при увеличении интенсивности колебаний и длительности их воздействия возникают изменения, приводящие в ряде случаев к развитию профессиональной патологии – вибрационной болезни. Общая вибрация с частотой менее 0,7 Гц, определяемая как качка, хотя и неприятна, но не приводит к вибрационной болезни. Следствием такой вибрации является морская болезнь, вызванная нарушением нормальной деятельности вестибулярного аппарата. При частоте колебаний рабочих мест, близкой к собственным частотам внутренних органов, возможны механические повреждения или даже разрывы. Систематическое воздействие общих вибраций с высоким уровнем виброскорости приводит к вибрационной болезни, которая характеризуется нарушениями физиологических функций организма, связанными с поражением центральной нервной системы. Эти нарушения вызывают головные боли, головокружения, нарушения сна, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, нарушения сердечной деятельности, расстройство зрения, онемение и отечность пальцев рук, заболевание суставов, снижение чувствительности. Предельно допустимый уровень (ПДУ) вибрации - это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение ПДУ вибрации не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими параметры производственных вибраций, являются: "Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих" № 3041-84 и "Санитарные нормы вибрации рабочих мест" № 3044-84. В настоящее время около 40 государственных стандартов регламентируют технические требования к вибрационным машинам и оборудованию, системам виброзащиты, методам измерения и оценки параметров вибрации и другие условия. К работе с вибрирующими машинами и оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, получившие соответствующую квалификацию, сдавшие технический минимум по правилам безопасности и прошедшие медицинский осмотр. Работа с вибрирующим оборудованием, как правило, должна проводиться в отапливаемых помещениях с температурой воздуха не менее 160С при влажности 40-60%. Если создание подобных условий невозможно (работа на открытом воздухе, подземные работы и т.д.), то для периодического обогрева должны быть предусмотрены специальные отапливаемые помещения с температурой воздуха не менее 220С. Большую часть рабочего времени водитель-экскаваторщик проводит в кабине экскаватора, которая не изолирована от наружных воздействий, шума работающих агрегатов, вибраций и выхлопных газов работающего двигателя (для экскаваторов типа ЭО с дизельным двигателем) Основная рабочая поза – сидя. Наиболее действенным средством защиты человека в кабине экскаватора от вибрации является устранение непосредственно его контакта с вибрирующим оборудованием. Осуществляется это путем применения дистанционного управления, автоматизации и замены технологических операций. Снижение неблагоприятного действия вибрации механизма экскаватора на оператора достигается путем технических решений: Ø уменьшением интенсивности вибрации непосредственно в источнике (за счет конструктивных усовершенствований); Ø средствами внешней виброзащиты, которые представляют собой упругодемпфирующие материалы и устройства, размещенные между источником вибрации и руками человека-оператора. В первом случае уменьшение вибрации может достигать более значительных величин, по сравнению со вторым случаем, так как снижение величины вибрации в самом её источнике приведёт к тому, что в конечных местах, например в кабине оператора, её величина уменьшиться ещё существеннее, чем изначальная. Но первый случай проигрывает второму по таким показателям как капитальные затраты на уменьшение вибрации, что в условиях нынешней экономической ситуации может стать решающим фактором в выборе того или иного способа защиты оператора экскаватора от её неблагоприятного воздействия. Снижение действия вибрации можно также достичь путём изоляции непосредственно рабочего места машиниста ( кабины экскаватора в целом или непосредственно органов управления и кресла машиниста). Снижение потока вибрации, передающегося через органы управления (рычаги и связанные с ними командоконтроллеры ) можно достичь путём внедрения самых последних разработок в области электроники и компьютеризации- оснастить панель управления сенсорными датчиками, реагирующими либо на очень лёгкое нажатие на них, либо только на прикосновение руки машиниста экскаватора. Этот способ является самым виброизолирующим в случае рассмотрения уменьшения вибропотока со стороны органов управления. Но самым главным недостатком этого способа являются колоссальные затраты на его внедрение, обусловленные как материальными затратами на переоснащение устройств управления экскаватором, так и затраты на переобучение машинистов. Более проработанным и внедрённым на отдельных карьерах является способ Виброизоляции кабины машиниста от остального корпуса экскаватора путём применения вибропоглощающих прокладок из резины или другого хорошо поглощающего вибрацию материала. В качестве виброизолятора так же в данном случае можно применить металлические пружины, виброизолирующие мастики, пневматические виброизолирующие устройства. Или комбинации всего вышеперечисленного. Однако, несмотря на большой выбор виброизолирующих средств, данный способ имеет ограничения следующие ограничения: - Конструктивная сложность выполнения. - Большая стоимость, как самих виброизолирующих устройств, так и работ по их монтажу и наладке. - Для их нормального функционирования требуются специальные условия эксплуатации - Ограниченный срок работы Так же некоторой разновидностью данного способа можно считать применение вариантов с установкой виброзащитных устройств непосредственно на кресло машиниста. Здесь следует упомянуть такие меры как установка виброизолированных от пола специальных амортизаторов, применение специальных прокладок из войлока или резины. Очень часто большой эффект дают организационно- технические меры включающие в себя: - проведение проверок общей вибрации и выявление путей её распространения для принятия последующих мер по их ликвидации – не реже 1 раза в год. А при исследовании локальной вибрации- не реже 2 раз в год. Меры ,снижающие вибрацию на путях ее распространения принимаются согласно ГОСТ 12.4.046-78. - своевременный ремонт машин и оборудования - исключением контакта с вибрирующими деталями вне рабочего места - введение определённого режима ( графика ) работ машинистов на экскаваторе. В комплексе мероприятий важная роль отводится разработке и внедрению научно обоснованных режимов труда и отдыха. Например, суммарное время контакта с вибрацией не должно превышать 2/3 продолжительности рабочей смены; рекомендуется устанавливать 2 регламентируемых перерыва для активного отдыха, проведения физиопрофилактических процедур, производственной гимнастики по специальному комплексу. В целях профилактики неблагоприятного воздействия локальной и общей вибрации, работающие должны использовать средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты подразделяются на средства: - для рук оператора - рукавицы, перчатки, вкладыши, прокладки. (ГОСТ 12.4.002-74 Средства индивидуальной защиты рук от вибрации. Общетехнические требования). - Для ног машиниста - специальная обувь, подмётки, наколенники. (ГОСТ 12.4.024-76. Обувь специальная виброзащитная. Общие технические требования. На предприятиях с участием санэпиднадзора медицинских учреждений, служб охраны труда должен быть разработан конкретный комплекс медико-биологических профилактических мероприятий с учетом характера воздействующей вибрации и сопутствующих факторов производственной среды.

Глава 7. Технико-экономический расчёт

Расчёт базируется на данных Тырнаузского вольфрамо-молибденового комбината. В качестве базового варианта принимаем существующий электропривод экскаватора ЭКГ-8И, выполненный по системе «генератор-двигатель» с системой управления возбуждением, построенной на магнитных усилителях. Новый вариант- предлагаемый электропривод с повышенной демпфирующей способностью в варианте, когда управляемый преобразователь представляет собой генератор постоянного тока с тиристорным возбудителем. Базой для сравнения вариантов взяты среднегодовые технико-экономические показатели деятельности рудника открытых работ ТВМК, достигнутые в 1995-2000 годах и приведённые в таблице 7.1 Экономический эффект от внедрения нового электропривода связан с уменьшением износа механизмов, следствием которого является снижение числа поломок, времени на вынужденное (вследствие поломок) восстановления, времени простоев под плановым ремонтом и – как следствие- рост эксплуатационной производительности экскаватора. Износ оборудования при прочих равных условиях тем меньше, чем ниже категория породы по трудности эскавируемости. Предлагаемая замена электропривода позволяет уменьшить коэффициент динамичности с 1,8 до 1,2, что эквивалентно снижению категории породы в забое на одну-две единицы.. Добываемая из карьера ТВМК руда относиться к четвёртой пятой категории, пустая порода –к третьей. С новым электроприводом этот показатель составит по руде –3, по пустой породе –1. Расчёт ведём по методике, соответствующей использованию экскаватора с новым электроприводом горным предприятием, т.е. по формуле Э = ( ЗР.Б. – ЗР.Н) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора АР.Н. Где ЗР.Б. , ЗР.Н , --приведённые затраты на единицу руды, добытой экскаватором соответственно с базовым и новым электроприводом. АР.Н. – годовой объём добычи руды экскаваторами с новым электроприводом. Э – годовой экономический эффект. В свою очередь приведённые затраты вычисляются по формуле: З = С + ЕН + К Где С – себестоимость добычи руды. ЕН = 0,15 – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. К – удельные капитальные вложения на единицу годовой добычи руды, куда в данном случае входят и затраты на пустую породу. Средний годовой фонд времени с учётом времени, уходящем на пересмены и проведение взрывов ( в среднем 3 часа в сутки) составляет : 365 ( 24-3) = 7665 ч. Средняя годовая выработка одного экскаватора - по руде Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - по пустой породе Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора удельные затраты времени на проведение плановых ремонтов для различных категорий породы составляют: - для 1 категории - 113 ч/млн.т - для 3 категории - 151 ч/млн.т - для 4 и 5 категории - 227 ч/млн.т удельные затраты времени на вынужденное восстановление: - для 1 категории - 23 ч/млн.т - для 3 категории - 41 ч/млн.т - для 4 и 5 категории - 69 ч/млн.т Таким образом среднее время исправной работы экскаватора за год в базовом варианте составит: - по руде tР.Б. = 7665 – (227 + 69) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 0.9897 = 7372 ч - по пустой породе tВ.Б. = 7665 – (151 + 41) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 1,959 = 7299 ч То же в новом варианте: - по руде tР.Н. = 7665 – (151 + 41) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 0.9897 = 7475 ч - по пустой породе tВ.Н. = 7665 – (113 + 23) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 1,959 = 7399 ч Годовая эксплуатационная производительность за счёт повышения надёжности растёт: - по руде Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - по пустой породе Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Годовая выработка рудника при новом приводе составит: - по руде АР.Н = АР.Б. Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 2969Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 1,014 = 3011 тыс.т - по пустой породе АВ.Н. = АВ.Б.Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора = 11577Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 1,0137 = 11736 тысДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора м3 Себестоимость добычи руды и пустой породы снизиться в основном за счёт того, что переменная составляющая её уменьшиться пропорционально росту производительности. - по руде СР.Н. = СР.Б.ПОСТ + СР.Б.ПЕР Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора - по пустой породе СВ.Н. = СВ.Б.ПОСТ + СВ.Б.ПЕРДиплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Отнеся затраты на пустую породу как затраты будущих лет к капитальным вложениям, вычислим приведённые затраты в базовом варианте: ЗР.Б. = СР.Б. + ЕН Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора В варианте с новым приводом к капитальным вложениям относят также затраты на оснащение новым приводом парка экскаваторов. Стоимость одного комплекта ( две системы управления и два тиристорных возбудителя) составляют 184800 руб. в расчёте на добычу руды дополнительные затраты равны: КДОП = Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Приведённые затраты на добычу руды в новом варианте ЗР.Б. = СР.Б. + ЕН Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора Годовой экономический эффект: Э = (150108- 148484) Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора 3011 = 4889,92 тыс.руб Или в расчёте на один восьмикубовый экскаватор: Диплом: Расчёт и моделирование нагрузок карьерного экскаватора В данном расчёте не учтены такие источники эффективности, как: - уменьшение трудозатрат на восстановление и плановые ремонты. - Укорочение времени цикла за счёт улучшения управления ( отклика рабочего органа на команды машиниста) и за счёт исключения срабатывания максимальной защиты при ударах ковша негабаритным включениям. - Уменьшение расхода электроэнергии на возбуждение генераторов благодаря замене магнитного возбудителя с балластными сопротивлениями на тиристорный возбудитель. - Увеличение срока службы экскаватора. Поэтому указанный эффект, примерно 305,62 тыс. руб. на один экскаватор соответствует лишь самым скромным подсчётам.

NN

Наименование показателей

Вариант с базовым приводом

Вариант с новым приводом

1

2

3

4

1

  1. Количество экскаваторов в пересчёте на 8-ми кубовые, шт.

Из них: - на руде

- на пустой породе

2. Годовой объём добычи руды, тыс.т.

3. Её себестоимость, руб/тыс.т

4. Условно-постоянные расходы в ней, руб/тыс.т

5. Годовой объём пустой породы, тыс.м3

6. Её себестоимость, руб/тыс.м3

7. Условно-постоянные расходы в ней, руб/тыс.м3

8. Плотность пустой породы, т/м3

16

3

13

2969

125384

15036

11577

42252

14168

2,2

16

3

13

3011

123872

15036

11736

41860

14168

2,2

Литература 1. Иванов Б.Р., Циделко В.Д. Принципы построение высокоточных дифференциаторов. В сб.: Измерения, контроль, автоматизация. – М. ЦНИИТЭИ приборостроения, 1984, с. 38-49. 2. А.с. 1288511 (СССР), МКИ G01L 1/06, G05B 13/00. Датчик упругой деформации механизма и устройства для его настройки./ Хатагов А.Ч., Переслегин Н.Г., Кибизов К.В., Годжиев А.А. – опуб. В БИ, 1987,№5 3. Гутников В.С. Интегральная электроника в измерительных устройствах. – Л.: Энергоатомиздат.Ленинградское отделение, 1988. 4. Капустян В.И. Активные RC-фильтры высокого порядка.-М.:Радио и связь,1985. 5. ДжонсонД., Джонсон Дж., Мур Г. Справочник по активным фильтрам.- М.: Энергоатомиздат, 1983. 6. Годжиев А.А. Автореферат «Исследование и разработка систем управления электроприводами подъёмно-напорного механизма экскаваторов.», М.: 1995. 7.Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности», М., 2001г. 8.Белов С.В. «Безопасность жизнедеятельности», М., 2000г.


© 2010 Собрание рефератов