Рефераты

Лекция: Инженерия знаний

Выводы заканчиваются , когда достигается целевая вершина, либо не осталось применимых правил, а цель не достигнута. Обратные выводы – выполняются сверху вниз (выводами ориентирующих на цель) Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний П6 П7 Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний С2 С3
Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний П 1 П2 П3 П4 П5
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний
С 4 С5 С6 С7 С8
Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний
F1 F2 F3 F4 F5

шага

Цель Конфликтное множество правил

Выполнение

правил

ПодцелиФакт

1

2

3

4

5

6

7

8

С1

С2

С3

С4

С5

С6

С7

С8

П6,П7

П1,П2

П3

П6

П1

П3

С2,С3

С1,С5,С3

С6,С7,С8

F1

F2

F3

F4

F5

Цель – «продолжительность» –цель задаётся именем объекта. Она сопоставляется с заключением правил и выбирается правило с заключением , в которых есть имя объекта. Выбираем правило, которое содержит целевой объект, мы формируем гипотезу Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний П7 В процессе гипотеза либо подтверждается либо опровергается. Выводы продолжаются до тех пор, пока какая либо не будет подтверждена, либо не будут исчерпаны все возможные гипотезы. Используется меньшее количество проверок, т.к. в правиле бывает несколько условий и одно заключение.

Двунаправленные выводы.

Сначала выполняются прямые выводы, на основе небольшого количества данных, в результате формируется гипотеза для подтверждения или опровержения выполняются другие выводы. Для проверки условий правил используется аппарат активации правил, который выделяет на каждом шаге те правила, в которых проходит проверка условий. Должны быть использованы также условия. В условиях правил выделяются индивидуальные, а затем общие. Общие правила – правила условий применимости. Сфера применимости. Обобщённая структура продукционного правила. (i); Q; P; A; =B; N (i)– имя правила: Q –сфера применения правила; P – условие применимости првила (логическое условие) A=>B – ядро правило, где А- посылка, а В- заключение; N – поставленное условие, определяетдействия, которые выполняются в случае выполнения ядра. Р – при истинности активизируется ядро правила.
A111
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
P11
Q1
A112
....
....
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
P21
P22
P23
P12
Q2
. Фрейм – структура данных для представления стереотипной ситуации (к: А1К1, A2K2, ..,AnKn) (к: A1k1, A2k2,..,An kn) (имя файла: имя слота1 (значение слота1) имя слота2 (значение слота2) .............. имя слота n (значение слота n)) Протофрейм – знания о классе объектов. Фрейм- экземпляр- получается из протофрейма при заполнении слотов конкретными значчениями. В структуру фреймов обычно включают системные слоты. К системе слота относятся: Слоты определим фреймродитель, слот, указываемый на прямые дочерние фрейма. Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний В качестве системы слотов: слоты, содержащие сведения о создателе программы, о её модификации. В структуру входят: - указатель наследования; - указатель типа данных; - демоны и т.п. ЯЗЫК ФМС (FMS). Указатели наследования могут быть: U – unique – уникальный S – same- какой-то R – range – указатель границ; 0 –override – игнорировать U – во фреймах разных уровней с одинаковыми именами будут различными. S – слоты наследования значений из слотов высшего уровня с такими же именами U Человек
Вес=60
Ребёнок
Лекция: Инженерия знаний
Миша
Вес=32
Значение нижнего уравнения должно лежать внутри границ определённого в верхнем уравнении. R Человек
Вес=2-200
Ребёнок
Лекция: Инженерия знаний
Миша
Вес=32
Если значение не задано то оно наследуется из слота верхнего уравнения, а если оно задано , то наследование игнорируется. О Человек
Вес=60
Ребёнок
Лекция: Инженерия знаний
Миша
Вес=32
Лекция 11 3.12.99 Сочетание сетевой и фреймовой модели в системе представления знаний OPS-5 В этом языке есть продукционные правила и базы данных <Аз-элемент>::=(<объект> +) {}+ - Может повторятся несколько раз <Элемент –вектор>::=({ значение}) <ЭРП>::=< аз-элемент> | < элемент-вектор> ( Вещество Лекция: Инженерия знаний класс кислота Лекция: Инженерия знаний имя Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний цвет бесцветная ) (Порядок – задач: Источник, утечки Ограждения) Что собой представляют правила : <Правило>::=(Р<имя правила> <посылка> Лекция: Инженерия знаний <заключение>) <Посылка>::={<условие>}+ <Условие>::=<образец> | - <образец> <Образец>::= <простой образец> | <образец с дезъюнкцией> | <образец с конъюнкцией> <Простой образец>::=({значение>}+) | # ( Порядок задач <первый> ) (<Объект> [{Лекция: Инженерия знаний <атрибут> <значение>}+] ) # (Вещество ) В образце не обязательно указываются все атрибуты данного класса , т.е. мы можем записать (Вешество Лекция: Инженерия знаний класс кислота Лекция: Инженерия знаний имя <вещ> ) т.е. переменная кислота –вещ получит значение Лекция: Инженерия знаний <образец с дизъюнкцией>::= (<объект> {Лекция: Инженерия знаний <атрибут> <<{< значение>}+>>}+) Значение с соответствующего атрибута элемента работой памяти должно совпадать с одним из элементов указанных в данном листе, хотя бы с одним. Эти значения задаются конкретными словами. # (Вещество Лекция: Инженерия знаний класс кислота Лекция: Инженерия знаний имя <вещ> Лекция: Инженерия знаний цвет <<бесцветный желтый>> ) <образец с конъюнкцией>::= (< объект> {Лекция: Инженерия знаний < атрибут>{{< значение>}+}}+) Список значений может задаваться и в виде ограничений # (Двигатель Лекция: Инженерия знаний мощность {<х> 100 <х> 200} ) (Двигатель Лекция: Инженерия знаний мощность 160) <заключение>:={<действие>}+ <действие>::=(make < ЭРП> | remove <ссылка> | (modif <ссылка> {Лекция: Инженерия знаний <атрибут>< значение>} +) # (Р координировать _а (цель Лекция: Инженерия знаний состояние активный Лекция: Инженерия знаний имя координировать ) Если цель находится в состоянии координировать и порядок задач не определён, то создать (Порядок задач ) –> (make цель Лекция: Инженерия знаний состояние активный Лекция: Инженерия знаний имя упорядочить задачи) Лекция: Инженерия знаний (modif1 Лекция: Инженерия знаний состояние ожидания)) ссылка указывает , что модифицироваться будет элемент рабочей памяти Стратегия решения задач основана на явном задании цели Выполнение 1. сопоставление с элементами памяти в результате формируется конфликтное множество правил 2. Выбор правил из конфликтного множества 3. Выполнение действий, указанных в заключении правил Выполняется до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Приобретение знаний

- извлечение знаний из источника , преобразование их в нужную форму , а также перенос в базу знаний интеллектуальной системы. Знания делятся на : - объективизированные ; - субъективные Объективизированные – знания , представленные во внешних источниках – книгах, журналах, НИР. - форматизированные, т.е. представлены в виде законов, формул, моделей, алгоритмов. Субъективные – знания, которые являются экспертными и эмперическими не представлены во внешней форме. Знания экспертом является неформализованными, представляют собой множество эвристических приёмов и правил, позволяют находить подходы к решению задач и выдвигать гипотезы , которые могут быть подтверждены или опровержены. Знания могут быть получены в процессе наблюдения за каким-либо объектогм. Режимы работы инженера по знаниям, консультолога в процессе приобретения знаний. 1. протокольный анализ - записываются рассуждения вслух в процессе решения задач. О.с. составляются протоколы, которые анализируются 2. Интервью - ведется диалог с экспериментом, направленный на приобретение знаний. 3. Игровая имитация профессиональной деятельности. Методы интервьюирования. 1. Рубление на ступени выделяются связи, позволяющие строить иерархические структуры 2. Репертуальная рещётка предлагаются 3 понятия и требуется назвать отличие 2-х понятие 3-его. Эксперту предлагается пара понятий и требуется назвать общие свойства => сформировать классы. Методика работы конитолога по формированию поля знания Включает 2 этапа 1. подготовительный 1.1. Чёткая подготовка задачи , которая должна решать система 1.2. Знакомство конит с литовой 1.3. Выбор экспертов 1.4. Знакомство экспертов с копией 1.5. Знакомство эксперта с популярной методикой по искусственному интеллекту 1.6. Формирование с копии поля знания 2. Основной этап 2.1. накачка поля знания в режиме 2.2. командная работа косметолога – анализ протокола, определение связей между понятиями , готовит вопросы к эксперту 3. Подкачка поля знания – задача вопросов эксперту 4. Формализация концептуальной задачи. 5. Проверка полноты модели Если модель неполная , то используется 2-ое приближение. Лекция 12 10.12. 99. Нечёткие множества [10,40] – толщина изделий малая [10;20] средняя [20;30] большая [30;40] Лекция: Инженерия знаний степень Лекция: Инженерия знаний принадл 1 0.7 0.1 Лекция: Инженерия знаний х 10 15 40 толщина изделий Лекция: Инженерия знаний - нечёткое множество х - универсальное множество Лекция: Инженерия знаний х - образуют совокупность пар А Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний - называется функцией принадлежности нечёткого множества . Значения функции принадлежности для конкретного элемента Х называется

Степенью принадлежности

Лекция: Инженерия знаний - носитель нечёткого множества Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Нормальным нечётким множеством называется множество для которого Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний 0.6 Лекция: Инженерия знаний - нечёткое множество Х - универсальное множество Лекция: Инженерия знаний Х - образуют совокупность пар А Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний : Лекция: Инженерия знаний - называется функцией принадлежности нечёткого множества . Значение функции принадлежности для конкретного элемента Х называется степенью принадлежности Лекция: Инженерия знаний - носитель нечёткого множества Лекция: Инженерия знаний &Лекция: Инженерия знаний Нормальным нечётким множеством называется множество для каждого Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний 0,6 x Если приводить к нормальной форме => нужно поделить все её значения на Лекция: Инженерия знаний . Пример: Пусть функция принадлежности задаётся целым числом от 10 до 40 Определить понятие малая толщина изделия. Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний 1 . . . Лекция: Инженерия знаний . . . . Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний | | | | | | | | x x 10 11 12 13 14 15 16 17 18 18

Операции над нечёткими множествами

1. Объединение нечётких множеств Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний 2. Пересечение нечётких множеств Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний 3. Дополнение нечёткого множества Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний x x
Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний
Начало 12 и 13 лекции. Лекция: Инженерия знаний 4. Декартовое произведение нечетких множеств. `A1,`A2,..,`An x1,x2,.,xn x1Î X1 x2Î X2 . xnÎXn `A1 x`A2 x . x`An = {<mx (x1,x2,.,xn )/( x1,x2,.,xn )>} mx (x1,x2,.,xn ) = min{mA1 (x1), mA2 (x2).mAn (xn) } `A = {<1/10>, <0.8/15>, <0.2/20>} `B = {<0.7/2>, <0.5/4>} `A x`B = {<0.7/(10,2)>, <0.7/(15,2)>, <0.2/(20,2)>, <0.5/(10,4)>, <0.5/(15,4)>, <0.2/(20,4)>} 5. Возведение нечеткого множества в степень. `An = {<mAn(x)/x>} `A2 = con(`A) - концентрация
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
`A0.5 = dil(`A) – растяжение
Лекция: Инженерия знаний Лекция: Инженерия знаний
Методы определения функции принадлежности. Немного больше 2. От 0 до 5.
x012345

n1

---1084

n2

101010-26
mA = n1 / (n1 + n2) mA (0) = 0 mA (1) = 0 mA (2) = 0 mA (3) = 1 mA (4) = 0.8 mA (5) = 0.4 Метод рангирования.

Лекция: Инженерия знаний

Лекция: Инженерия знаний
Лекция: Инженерия знаний Подпись: xПодпись: x
Нечеткая переменная. <a, x, `A> a - имя нечеткой переменной х – область ее определения `А – смысл, нечеткое множество определяет семантику нечеткой переменной Лингвистическая переменная. <b, T, Х, G, M> b - имя лингвистической переменной Т – базовая терм множество – образует имена нечетких переменных {редко, иногда, часто}, являющихся лингвистическими переменными Х – носитель лингвистических значений [0; 1] – область определения G – синтаксическая процедура М – семантическая процедура Синтаксическая процедура в виде грамматических терминов, символы которых составляют термы из терм множеств {и, или, не}, модификаторы типов {очень, слегка, не и т.д.} b - частота Т = {редко, иногда, часто} X = [0;1] Не редко Очень часто Такие термины вместе с исходными образуют производную терм множества. Т* = Т È G (T) Семантические процедуры позволяют переписать термо-нечеткую семантику. М(a1 или a2) = `А1 È`А2 (a1 , х1 , `А1) (a2 , х2 , `А2) М(a1 и a2) = `А1 Ç`А2 М(^a) = ^`А1 М(очень a) = con (`A ) М(слегка a) = dil (`A ) Сценарий. Является классом фреймовых моделей представления знаний, где в обобщенной и структурной форме представлены знания о последовательности действий, событий типичных для предметной области. Рассмотрим стереотип каузальный сценарий – определяет последовательность действий необходимых для достижения целей, это фреймовая модель. (kcus имя: имя слота 1(значение слота 1); имя слота 2(значение слота 2); . имя слота n(значение слота n)) (kcus деятель цель деятеля посылка ключ следствие системное имя) Посылка определяет действия, которые должны быть выполнены раньше ключевого действия, необходимые для его действия. Последствие – заключительное действие. Системное имя – сценарий. (kcus «тушение пожара»: деятель (S: ) цель деятеля (С: «прекращение пожара») П11, П12 посылки (cus: «поиск средств тушения»R1 , «транспортные средства тушения») К1 ключ (f: «использование средств тушения для полного прекращения огня») следствие (Р: «прекращение огня») системное имя (sys: cus*1)) R1 – быть раньше (kcus «поиск средств тушения »: деятель (S: ) цель деятеля (С: «нахождение средств тушения») П121, П22 посылки (cus: «определение координат местонахождения средств тушения»R1, «перемещение к месту нахождения средств тушения») К2 ключ (f: «схватывание средств тушения») следствие (Р: «нахождение у места расположения средств тушения») системное имя (sys: cus*2)) (kcus «транспортировка средств тушения к месту пожара»: деятель (S: ) цель деятеля (С: «доставка средств тушения к месту пожара») П31, П32 посылки (cus: «наличие средств тушения»R1 , «определение координат места пожара») К3 ключ (f: «движение к месту пожара») следствие (Р: «нахождение на месте пожара средств тушения») системное имя (sys: cus*3)) Пополнение знаний на основе сценария. <посылки>R:<ключ> Последовательность действий: Д = cus: П11 R1 cus: П12 R1 K1 = П21R1П22R1K2 П31R1П32R1K3 = П21R1П22R1K2 R1 П31R1П32R1K3 R1 K1 Посылки определяют действия, которые должны быть выполнены раньше ключевого действия, необходимы для его действия. Следствие заключительное действие. Системное имя сценарий. Пополнение знаний на основе псевдофизических логик. Р1 – посадка самолета Р2 – подача трапа Р3 – выход пассажиров из самолета Р4 – подача автобуса Р5 – прибытие на аэровокзал Структура текста на лингвистическом уровне представляется следующей формулой: TS = PR4dt&P1R3 10,aP2&P2R1P3&P4R3 2,aP5 t = 15 часов 20 минут PR4dt , P1R3 10,aP2 ® P2R4 dt + 10 P1R3 10,aP2 ® P1R1P2 P4R3 2,aP5 ® P4R1P5 TS* = P1R1P2& P1R1P3& P2R1P3& P4R1P5 Модели и методы обобщений знаний. Под обобщением понимается процесс получения знаний, объясняющих имеющиеся факты, а так же способных классифицировать, объяснять и предсказывать новые факты. Исходные данные представляются обучающей выборкой. Объекты могут быть разбиты на классы. В зависимости от того, заданы или нет априорные разбиения объектов на классы, модели обобщения делятся на модели обобщения по выборкам и по классам. Кni n+ = {01+, 02+.0nj+} – положительная выборка. Может задаваться отрицательная выборка n- = {01-, 02-.0ьj-} Требуется найти такое правило, которое позволяет установит, относится или нет объект к классу Kj. В моделях обобщения по данным выборка представляется множеством объектов класса. Методы обобщения делятся на методы обобщения по признакам и структурно-логические методы обобщения. Z = {z1, z2, ., zr} Zi = {zi1, zi2, ., zini} Объект характеризуется множеством значений признаков Qi = {z1j1, z2j2, ., zrjr}. Структурно-логические методы обобщения используются для представления знаний об объектах, имеющих внутреннюю структуру среди структурно-логических методов. Можно выдвинуть два направления: индуктивные методы нормального исчисления и методы обобщения на семантических сетях. Алгоритм обобщения понятий по признакам. Подпись: hij =
Лекция: Инженерия знаний
Правила определения принадлежности объектов к некоторому классу представляются в ряде логических формул элементами которых являются hij и функции Ç, È, `. Пример: Z = {z1, z2} {пол, возраст} Z1 = {z11, z12} {м, ж} Z2 = {z21, z22, z23} {молодой, средний, старый} nj+ = {01+, 02+} nj- = {01-, 02-, 03-} 01+ = (z11, z21) 02+ = (z11, z22) 01- = (z11, z23) 02- = (z12, z21) 03- = (z12, z22) &i hij - обобщенное конъюнктивное понятие 0 = max(xij – 1/ai), где 0 – критерий, xij – частота появления некоторого значения признака, ai – количество признаков. Пример: 0 = 3/5 – 1/2 = 0.1 nj+ = {01+, 02+} nj- = {01-}
Лекция: Инженерия знаний
n-1+ = 0 n-1- = {02-, 03-}
Лекция: Инженерия знаний

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов