Рефераты

Ценностные ориентации российских политиков

Ценностные ориентации российских политиков

Дата добавления: март 2006г.

    “Ценностные ориентации российских политиков ”
    Проблемная ситуация.

В настоящее время процесс формирования и развития современных российских политических деятелей все более привлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сегодня сосредоточена масса нерешенных проблем для всего общества. Становление класса политиков связано с появлением социальной группы людей, ориентированных на инициативную деятельность, направленную на изменение политической ситуации, отстаивание интересов групп различных людей, способных идти на риск, нести моральную ответственность за результаты и последствия своей деятельности. Это группа, инновационная сама по себе, с определенной системой ценностей и мотиваций. Образ, “социальный портрет” современного российского политика, часто подаваемый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы, необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Следствием является масса мифов, например, миф о чисто экономических интересах лидеров российской политики ( Чубайс, Кох), миф о чисто утилитарной мотивации их деятельности, миф об тотальной безнравственности политиков или же, наоборот, о завершенной морально-этической системе и т. д. Не следует, однако, создавать и другие мифы, называя наших политиков благодетелями и поборниками интересов неимущих и обездоленных. Они во многом таковы, какой является российская действительность. Вот почему изучение ценностной ориентации этой группы и образа политика, созданного СМИ, представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной России, а также очистить общественное сознание населения от мифов, созданных прессой.

    Обоснование метода контент-анализа.

Для анализа содержания СМИ по данной тематике целесообразно применить метод контент-анализа документов, так как этот метод, благодаря особенностям своих специфических процедур и применяемого инструментария, способен предоставить необходимую информацию о количественной структуре содержания текста, выявить место, занимаемое проблемой ценностных ориентаций политиков в СМИ. Именно методом контент-анализа можно сделать содержание измеримым, доступным точному вычислению, а также получить достаточно объективный результат.

Проблема –избыточная и не всегда адекватная освещаемость в СМИ проблемы ценностных ориентаций российских политических деятелей как значимой социальной группы общества в современных условиях аксиологического вакуума и трансформации ценностей.

Объект –информация по проблеме ценностных ориентаций современных российских политиков.

Предмет –статьи, публикации. очерки и заметки, частично затрагивающие проблему или целиком ей посвященные.

Цель –определить уровень освещаемости проблемы ценностных ориентаций современных российских политиков в прессе.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: изучить содержание и объем материалов в СМИ по данной проблеме; определить частоту появления информации по данной теме;

определить направленность внимания прессы к основным аспектам данной проблемы; систематизировать полученную информацию;

выявить субъекты СМИ. Наиболее широко освещающие проблемы ценностных ориентации современных российских политиков.

Данные задачи работы предполагают наличие следующих гипотез: социальная группа современных российских политиков не имеет пока четко сформированной системы ценностей и морально-этических норм, хотя, безусловно существует набор определенных действий и в политической практике, и в межличностном общении, ориентация на мировые нормы поведения все большего количества политиков;

“социальный портрет” современного российского политика, показанный на страницах прессы, включает в себя черты, абсолютно полярные по своим признакам, т. е. , на мой взгляд, не существует реального образа российского политика и, соответственно, адекватного его восприятия населением;

внимание прессы привлекают отдельные составляющие проблемы ценностной ориентации предпринимателей (например, кримилизация политики или такие черты характера, как рвачество и пробивной характер), а не целостная система ценностей и мотиваций, что способствует созданию у населения негативного образа российского политика.

во многих случаях нет четкого мнения кого считать политиком, а кого нет. Политическая деятельность часто смешивается с бизнесом, да и просто криминалом.

    Обоснование применения источников.

Проблемы российского предпринимательства (образ жизни, условия деятельности, ценности и приоритеты, хобби и бизнес, взаимоотношения с правоохранительными органами и правительством, отношение к политике и другим социальным группам общества и т. д. ) периодически освещаются на страницах различных изданий, включая газеты: “Комерсантъ-Daily”, “МК”, “Сегодня”, журналы “Огонек”, “Эксперт” , "Деньги " и др.

    Инструкция кодировщику

Прежде чем переходить к непосредственной обработке информации необходимо тщательно изучить данную инструкцию.

Анализ материалов ведется с помощью отметки соответственного кода ( цифры ответа ) или произвольной записи, где она предусмотрена.

Название периодического органа_______________________________ Название газетного выступления_______________________________ Подпись под газетным материалом (укажите полностью)___________________________________________________ Дата публикации______________________________________________ Каналы

    "Московский комсомолец"
    "Деньги"
    "Эксперт"
    "Огонек"
    Другое ___________________________________________________

Графа "Объем публикации"- предполагает, что для соотношения публикации кодировщик изготовит бумажные шаблоны .

    006 – до 1. 10 полосы
    007 – от 1/10 до 1/20 полосы
    008 - от 1/10 до 1/20 полосы
    009 –от 5. 10 и больше

Графа "Автор": для работы с нею нужен список штатных корреспондентов той или иной газеты, который должен быт взят перед началом работы. Это позволит определить род занятий автора, если он не подписан.

    010 – журналист-профессионал
    011 – социолог
    012 – политик
    013 –студент

014 –другое ( укажите )__________________________________________ 013 - без подписи

    Графа "Язык"

018 - канцелярский - сухой. Жесткий язык статьи, содержание специфической лексики, неоправданное использование форм долженствования.

019 - литературный -стилистически грамотный, уравновешенный язык, использование нормативной литературной лексики

020- фамильярный -разговорный - навязчивые ощущения автора, не проводится различий между приватным разговором и публичным спором

    Графа "Характер публикации"

024 -информационно - констатирующий - вид материала, в котором отсутствует прямая противоположенность или отрицательная оценка автора, изложены лишь факты и объективно существующая ситуация

025 - положительно-ценностный - наличие в материале положительной установки на информацию

026 - инструктивно-критический -наличие критики в материале по поводу информации или сложившейся ситуации, а также некоторых "инструкций", способов ее решения или преодоления.

027 - неконструктивно - критический - наличие в материале критики, но отсутствие предложений по изменению ситуации.

028 - проблемный - в материале дана ситуация, которая является совокупновстью различных проблем и противоречий, нерешенных вопросов, либо нереализованных ожиданий какого-либо социального субъекта отношений, возможны некоторые варианты решения проблемы.

    Графа "Общий тон публикации".

032 - проблемный - раскрывается какая-либо определенная проблема, может являться предпосылкой к действиям по ее решению.

033 - строгий - четко изложен материал, без фамильярностей и шуток, изложены объективные факты, которые можно проинтерпретировать не с точки зрения субъективного восприятия, а с позиции реально существующей ситуации. 034 - информационный - происходит ознакомление с какой-либо проблемой или ситуацией, несет в себе полезную информацию, которая должна быть проверена и являться реальным отображением вещей.

035 - познавательно - развлекательный - несет в себе легкую для восприятия и интересную информацию, необязательно четко проверенные факты и события, возможны предположения и гипотезы.

    Графа "Использование конкретных достоверных фактов".

044 - использование конкретных маркетинговых или социологических исследований, юридических законов или актов, цитат определенных субъектов отношений и т. д.

Затем необходимо проверить заполнение каждого бланка, но не поверхностно, а четко и скрупулезно, чтобы выявить не только пропущенные графы, но и несоответствие в ответах.

    Логическая модель предмета контент-анализа.

1-ый класс параметров: отражение поставленной проблемы анализа в содержании текста: а) разработанность темы анализа в тексте:

    наличие ( х )
    полнота ( у)
    соответствие (z)
    б) решение поставленной проблемы:
    наличие ( х )
    полнота ( у)
    соответствие (z)
    в) выполнение задач
    наличие ( х )
    полнота ( у)
    соответствие (z)

2-ой класс параметров: отношение коммуникатора к содержанию текста: а) положительное

    б) отрицательное
    в) нейтральное

3-ий класс параметров: модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста: а) общий тон публикации

    б) тип и характер информации

в) осуждение или одобрение коммуникатором системы ценностных ориентаций российских политиков.

    4 - ый класс параметров: характеристика коммуникаторов
    а) тип автора
    б) пол автора
    в) должность автора

Единицы анализа: единицей анализа, в соответствии с целью и задачами исследования, будет являтьсясуждение, касающееся проблем ценностных ориентации российских политиков.

Единицей счета будет выступать число строк текста и удельный вес информации по данной проблеме в общем объеме газетного текста.


© 2010 Собрание рефератов