Рефераты

Этико-политические идеи Эразма Роттердамского

Этико-политические идеи Эразма Роттердамского

Дата добавления: март 2006г.

    XXXXXXXXXXXXX
    XXXXXXXXXXXXX
    XXXXXXXXXXXXX
    XXXXXXXXXXXXX
    Этико-политические идеи
    Эразма Роттердамского
    (реферат)
    Научный руководитель:
    xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
    Xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
    1999
    Содержание.

Введение. Библиография и постановка задачи реферата……………c. 3 Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов………………. c. 4

    Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и анти
    схоластицизм Эразма…………………………. …c. 4
    Теологические идеи Эразма Роттердамского…...c. 9
    Политическая концепция Эразма………………. c. 11
    Этико-политические идеи Эразма Роттердамского…………………. c. 7
    Выводы…………………………………………………………………. c. 12
    Список литературы……………………………………………………...c. 13
    Введение. Библиография и постановка задачи реферата.

Тема данного реферата – “Этико-политические идеи Эразма Роттердамского” –пожалуй, является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из изученной нами литературы, можно заключить, что личность Эразма Роттердамского привлекала и будет привлекать внимание исследователей, хотя бы потому, что из идей Эразма во многом выросло реформационное движение (о влиянии Эразма на Лютера будет упомянуто в тексте реферата).

Очевидно, что без знакомства с текстами самого философа, написание данной работы не имело бы смысла. Однако, мы не позволили себе выносить собственные суждения о прочитанных нами произведениях [1В ходе подготовки к написанию настоящей работы автор реферата ознакомился со следующими произведениями: Эразм Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ, Серия первая, Т. 33 С. 6 М: Художественная литература, 1976 С. 119-208, Он же. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 90–218, Он же... Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218– 290 ], предоставив это право профессиональным исследователям. Особое внимание хотелось бы обратить на монографию известного советского историка М. М. Смирина“Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии” [2 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М. Наука, 1978]. Основное внимание в данной работе уделено анализу проблемы свободы воли, излагаемой в произведениях Эразма Роттердамского. Кроме того, именно из этой монографии можно почерпнуть немало сведений о том, как на протяжении веков менялось отношение исследователей к личности и деятельности Эразма Роттердамского.

Кроме того, в подготовке реферата были использованы вступительные статьи, предварявшие публикации произведений мыслителя, как то статья В. В. Соколова“Философское дело Эразма из Роттердама” [3Соколов В. В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986 С. 5-69] и работа Б. Пурищева “Немецкий и нидерландский гуманизм” [4Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т. 33 С. 6 М. , Художественная литература, 1976 С. 5-25]

    .

Основной задачей нашего реферата, таким образом, становится описание основных этико-политических идей Эразма Роттердамского с точки зрения исследователей российской (советской) исторической школы второй половины XX века.

    Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов.

Как известно, возникший в XIV веке в Италии, гуманизм к концу XV века утверждается и в других европейских странах, в том числе в Германии и Нидерландах. Подобно итальянским предшественникам, немецкие и нидерландские гуманисты обращали своё внимание на культурные завоевания античного мира, а также выступали против средневековой схоластики. Однако, в отличие от итальянцев, северные гуманисты уже опирались на достижения ренессансной Италии. Это вовсе не было простое копирование итальянского гуманизма. Для севера было характерно более критическое отношение к католической церкви, отрицательно относящейся ко всем нововведениям; немецкие и нидерландские гуманисты обвиняли церковь в том, что в свое мирской практике последняя отошла от первоначального христианства, сделав человека рабом церковного догматизма. [5 Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм… C. 5] Наиболее общим для разных течений в северном гуманизме было то, что их идеал постижения истины и обновления жизни побуждал их стремиться к согласованию обретенной ими светской античной образованности с особым универсально-теистическим пониманием христианской веры. [6 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 8] В числе северных гуманистов фигура Эразма Роттердамского (1469 - 1536) сегодня считается одной из наиболее интересных. Пожалуй, в начале XVI века в Европе не было другого мыслителя, ученого и писателя, который бы пользовался такой известностью и влиянием. [7 Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм… С. 10] В самом деле, Эразм был наиболее ярким и влиятельным из северных гуманистов. Родился в Роттердаме в 1469 году (исследователи называют и другие даты). Важно подчеркнуть незнатность его происхождения (он был незаконнорожденным сыном священника). Вероятно, именно последнее обстоятельство, а также то, что при отсутствии финансовых возможностей у него не было других вариантов, молодой Эразм поступает в школу“братьев общей жизни”города Девентера, где испытывает значительное влияние начавшегося в Нидерландах в XV в. гуманистического движения. По завершении школы Эразм в 1487-1488 годах становится монахом одного из монастырей, где получает возможность изучать труды античных и христианских авторов. [8В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 5]

После Эразм поступает на службу к одному из епископов, и в начале 90-х годов добивается разрешения на поездку для совершенствования в богословии в Парижский университет.

На становление этико-политических идей молодого Эразма также повлияли его неоднократные путешествия в Англию (с 1499 года). В Англии Эразм становится членом небольшого кружка английских гуманистов, критически относящихся к католической церкви. В число членов этого кружка, помимо самого Эразма, входили такие известные личности, как теолог Джон Колет и будущий автор“Утопии” Томас Мор, ставший одним из ближайших друзей Роттердамца. [9 Там же. С. 6] Принятие идейного пути гуманистического кружка Колета, по сути, было подготовлено для Эразма его воспитанием в Девентерской школе“братьев общей жизни”. [10 Там же. С. 26] Дальнейшую духовную эволюцию Эразма в кружке Колета нельзя понять без учёта воздействия на кружок идей флорентийских платоников. Особо значительную роль сыграла при этом идея Фичино и Пико делла Мирандола о“всеобщей религии”, основывавшаяся на плптоновском представлении абстрактного бога, тяготевшем к пантеизму. [11 Там же. С. 29]

Эразм активно путешествует. Помимо Англии, он посещает Италию и другие страны Западной Европы. К началу 20-х годов Эразм Роттердамский становится широко известен в гуманистических и церковных кругах, а также при дворах некоторых европейских монархов, как писатель, свободный литератор. Несмотря на своё влияние и известность, мыслитель всё де предпочитал оставаться свободным от любых официальных обязательств. Писательская деятельность сделала его одинаково уважаемым как католиками, так и протестантами, сам же Роттердамец не высказывал своих симпатий ни к одной из этих партий. И всё же события Реформации не обошли Эразма Роттердамского стороной. После того, как 6 июня 1535 года был казнен ближайший друг Эразма Томас Мор, глубоко потрясенный Роттердамец прожил чуть больше года, и скончался 12 июля 1536 года в Базеле, где и был похоронен. [12 Там же. С. 6] Исследователи жизни и творчества Эразма Роттердамского неизменно отмечают его трудолюбие и творческую плодовитость. Роттердамец стал мастером латинского языка и справедливо считается крупнейшим латинистом эпохи возрождения. В самом деле, в своей творческой деятельности Эразм из Роттердама опирался как на латинскую, так и на древнегреческую литературу. Как отмечают исследователи, история и современность постигалась им через филологию в самом широком смысле этого слова. [13 Там же. С. 7]

Пожалуй, следует обозначить основные направления литературной деятельности Эразма Роттердамского.

Отметим, что культурно-историческая и социальная наполненность деятельности гуманистов определялась в первую очередь их интересом к судьбе духовного наследия античности, с которым европейское средневековье было знакомо плохо. В своем творчестве Эразм внес огромный вклад в это дело гуманистов. Например, первая его книга "Пословицы”(Agagia), впервые изданная в 1500 году, содержала изречения и пословицы античных авторов, и завоевала огромную популярность.

Эразм стремился подчеркнуть живую связь античности с современностью и многие из опубликованных им пословиц и изречений были снабжены комментариями, иногда перераставшими в остропублицистические эссе. [14 Там же. С. 8] Несомненно то, что издание и переводы античных авторов оказали большое влияние на формирование творческой манеры и мировоззрение самого Эразма. Например, такую роль сыграли знаменитые диалоги древнегреческого сатирика Лукиана, во II в н. э. едко высмеивавшего религиозные представления своей эпохи. Впрочем, Эразм издавал не только античных авторов. В 1516 году им была издана знаменитая“Утопия”, написанная современником и другом Эразма Томасом Мором. Как и большинство ренессансных гуманистов, большое внимание Эразм уделял трудам и идеям отцов христианской церкви. Глубокое изучение их произведений возбудило у него весьма серьёзный интерес к проблемам религии, а также породило довольно критическое отношение к католической церкви. В частности, последовавшее критическое эразмово издание Нового Завета в конкретных социально-исторических условиях Ренессанса сильно расшатывало позиции господствовавшей католической церкви и схоластической философии. [15 Там же. С. 10]

Помимо произведений идейно-религиозного характера, из под пера Эразма Роттердамского вышли и художественно-сатирические произведения. Самая философская из сатир Эразма -“Похвала Глупости”. , законченная в 1509 году в Лондоне и посвященная Томасу Мору. Нельзя называть Эразма антирелигиозным мыслителем. Однако он активно переосмысливал и перетолковав религию как таковую и ее конкретную христианскую форму, а значит просветительские мотивы в мировоззрении Роттердамца играли порой главенствующую роль.

Говоря о просветительстве Эразма, необходимо отметить, что фундаментальную идею любого просветительства составляет убеждение в принципиальном равенстве всех людей, одинаковости человеческой природы. Для XVI века вопрос необходимости социального равенства еще не стоял столь остро, как в XVIII века, и находил своё воплощение лишь в утопических идеях, что наглядно показала“Утопия” Томаса Мора. Находясь в русле просветительских идей, Эразм высмеивает идею природного неравенства людей, лежащую в основе любого феодально-иерархического общества. По его глубокому убеждению, не природа сама по себе, а целенаправленное воспитание формирует подлинного человека; никому не дано выбрать себе родителей и родину, но в принципе всякий может сформировать свои нравы и характер. [16 Там же. С. 13] Другой момент просветительской деятельности Эразма Роттердамского связан с его резко отрицательным отношением к суевериям, которые, к тому же, были тесно связаны с христианской религией. Особенно Эразм ополчился против астрологии и алхимии, влиявших на умы и поступки огромного количества людей. [17 Там же. С. 14] Следует отметить, что ранний этап просветительства, несмотря на неприязнь гуманистов к суевериям и возмущение паразитирующими на них жульничествами, имел под собой весьма незначительную социальную базу. По крайней мере, низшие слои общества, коих было большинство, никак гуманистам не сочувствовали и не выражали никакой заинтересованности в постижении просветительских идей. Эразм не мог этого не понимать, однако уделял внимание и религиозно-просветительской деятельности. Несмотря на определённый страх перед народом, в своих произведениях (“Призыв к изучению христианской философии”, “Параклеза”), Эразм настаивал на том, что Священное писание в силу своей нравственной сущности должно быть читаемо и простым народом. Необходимая предпосылка к тому - перевод Писания на живые языки. [18 Там же. С. 15]

Эразму Роттердамскому, как и большинству ранних просветителей, был присущ определенный интеллектуальный аристократизм. Мировоззрение Эразма в первую очередь определялось умонастроениями интеллектуальной аристократии. Рассматривая себя в качестве представителя образованных верхов общества, в народе Эразм видел лишь“чернь”, “толпу”, далекую от просвещенности и ближе всего стоящую к неразумию. [19 Там же. С. 16] Подытоживая всё вышесказанное, следует отметить, что личность, творчество, этико-политические идеи Эразма достойны глубокого изучения. В то же время, не нужно забывать, что Эразм был человеком позднего средневековья, а значит жил и работал согласно духу своего времени.

Тем не менее, исходным пунктом расхождений между исследователями оказываются вопросы об отношении Эразма к раннехристианским и средневековым теологическим концепциям, об источнике и характере его“философии Христа”, а именно, содержатся ли в ней идеи, которые могут рассматриваться как зародыши идеологии нового времени, как открывающие путь к рационалистическим воззрениям последующих веков. [20 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 9]

    2. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского.

a. Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и антисхоластицизм Эразма.

Стремительно трансформировавшееся традиционное феодальное общество породило противоречие между официально провозглашаемыми духовными ценностями, формально наиболее чтимыми и рекомендуемыми правилами и нормами жизни, поведения и действительными поступками людей, и прежде всего тех, кто такие нормы и правила провозглашал. Эразм критично и остро осуждал сложившуюся ситуацию повсеместного фарисейства. Наиболее известно в этом отношении его произведение“Похвала Глупости”, где автор поднимается до максимально возможного обобщения, говоря о бесчисленных ликах Глупости, от которых неотделима любая жизнь. [21 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 17] Особо следует отметить пацифизм Эразма, не раз выражавшего свое отвращение к войне. В“Похвале Глупости”война представлена как одно из наиболее тяжких и всемогущих проявлений Глупости. [22 Там же. С. 19]

Не война ли –рассадник и источник всех достохвальных деяний? А между тем, что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод? … А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами.

(“Похвала Глупости”, глава XXIII) [23 Эразм Роттердамский. Похвала Глупости.... C. 140]

Как философ, Эразм прежде всего критиковал схоластику, в особенности современные ему проявления этого философского течения. Оно и немудрено схоласты и гуманисты находились в прямой оппозиции друг к другу. Следует отметить и бунт против формализма, укоренившегося в течение многовекового господства догматов религиозной идеологии, обоснованию которых служила схоластическая философия. С точки зрения гуманистов, да и по своему существу, обосновываемое схоластикой католическое благочестие доходит до практического абсурда, когда иконы и статуи почитаются больше святых, которых они изображают. Констатируя этот факт, Эразм выдвинул весьма дерзкую формулу, согласно которой вся христианская вера рассматривалась как определенный вид глупости. [24 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 22]

Но разве просят люди у всех этих святых чего-нибудь, не имеющего отношения к глупости? …

(“Похвала Глупости”, глава XLI) [25 Эразм Роттердамский. Похвала Глупости.... C. 180]

Главная философско-теологическая ситуация, в условиях которой обязан был самоопределиться Эразм, сводилась к проблеме соотношения веры и знания основной гносеологической проблеме средневековой философии, выражавшей ее сложные взаимоотношения с вероисповедными догматами христианства. Эразм был решительно против их разлучения или тем более противопоставления. В своих произведениях (см. , например, “Книга антиварваров”) Эразм постарался отразить два основных направления гуманистической мысли: антиковедческое, противопоставленное средневеково-схоластическому догматизму, и интерес к человеку, а следовательно и к моральной стороне его существования. [26 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 24] Современные Эразму враги гуманистических наук, противопоставляя веру знанию, старались скомпрометировать и обесценить его, Позиция Роттердамца была прямо противоположной. В“Книге антиварваров”, написанной в первом варианте в середине 90-х годов XV в. , Эразм Роттердамский основное внимание уделил реабилитации античного знания - наук и искусств, отвергавшихся современными ему богословско-схоластическими реакционерами. “Книга антиварваров”начинается с постановки вопроса о причинах упадка наук и искусств, которые в древности процветали. В ходе изложения Эразм стремится показать, что античная светская образованность–составная часть самого христианского совершенства, мировой гармонии в его понимании, причем роль образованности заключается в стимулировании сознательной активности людей в процессе их нарвственного совершенствования в реальной действительности. Таким образом уже в этом трактате был поставлен вопрос о значении свободы воли человека. [27 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 58] Эразм примыкает к концепции “двух истин”, считая, что учёность пользуется доказательствами в своём исследовании вопроса, а благочестие опирается на веру. Для него более характерна ориентация благочестия, то есть всей сферы морального поведения человека, и на знание. Отсюда максимальное приближение зафиксированного в Библии вероучения к знанию, а по возможности, даже к философии. [28 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 28] Мы уже упоминали о презрительном отношении Эразма к “толпе”, “черни”. Из ряда мест “Оружия христианского воина”нетрудно понять, что под этими словами он всегда имел ввиду не конкретные социальные группировки, а определенные качества, не отвечавшие его нравственным требованиям. Подобными отрицательными терминами Эразм определяет тех, чей разум подвластен низким страстям и порокам, которые, по его мнению, не дают права на звание человека, тех, кто не имеет своего убеждения и бессознательно следует мнениям невежественной толпы и своим природным страстям. [29 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… С. 63] Можно констатировать, что в “Книге антиварваров”Эразм пошел по пути включения античной культуры в христианскую. Это прежде всего и предопределило его философские симпатии. Особую роль для него играл платонизм. Вернее, важна косвенная зависимость его мировоззрения от платонизма, проявлявшаяся, например, в высокой оценке богослова-неоплатоника Оригена. [30 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 31] Вопрос о социальных взглядах Эразма требует особого рассмотрения. Как мы видим, в“Оружии христианского воина”он даёт яркие примеры резких контрастов в обществе, однако имеет ввиду не социальные проблемы, а проблемы нравственного совершенства христианина. Вместе с тем, Эразм указывает и на то, что исходным пунктом для выполнения христианином закона любви должно служить достигнутое им уже до того достоинство человека; идеал требуемой от человека христианской нравственности основан на понимании собственного нравственного сознания человека, на сознании высокого значения человеческого достоинства. Только в применении к человеку, достигшему этого сознания, как считал Эразм, можно говорить о его дальнейшем– христианском – нравственном совершенствовании. [31 Там же. C. 67]Это очень важный пункт в нашем анализе этико-политических идей и гуманистического мировоззрения Эразма.

    b. Теологические идеи Эразма Роттердамского

Умозрительно-богословские построения схоластики были глубоко чужды и враждебны Эразму. Он оставался в стороне от построений естественной теологии, и тем сильнее сосредоточивался на моральной проблематике. В этих условиях проявились адогматизм и рационализм Роттердамца. Эразм восстал против богословской архаики , и в качестве одного из самых эффективных орудий против неё видел предельное заострение аллегорического, иносказательного истолкования образов и изречений Писания. Это и определило выбор названия для одного из самых знаменитых его философских произведений“Оружие христианского воина”, в котором Эразм переосмыслил образ оружия, кинжала, из военного, в последовательно моральное понятие. [32 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 37] Хотя в работе над этой книгой Эразм ставил перед собою особые задачи, проясняя свое понимание самого содержания христианского совершенства, вопрос о значении и месте светских знаний в концепции христианской веры решается в этом трактате так же, как в“Книге Антиварваров”: раскрытие содержания христианской любви, по Эразму, невозможно без осознания того нравственного начала, которое проявляется в научных знаниях. [33 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 61]

В числе срединных вещей знание занимает первое место; потом идут здоровье, умственная одаренность, красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела. [34 Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина.... C. 137]

Идея господства высшего, духовного начала в человеке , поднимающего его до божественных высот, - одна из главных гуманистических идей , сформулированных Пико делла Мирандолла, - в“Оружии христианского воина”занимает значительное место. В качестве доминирующей, признаётся необходимость самораскрытия духовно-психологического мира как принцип самопознания. Требование самопознания в этической доктрине “Оружия… ”следует считать ключевым, причем подлинным источником великого принципа самопознания следует признать воззрения Сократа - одного из главных философских героев Эразма. [35 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 42] Принцип самопознания как стержень личностного сознания и поведения становится основным в проницательных психологических анализах Эразма.

Для правильной оценки некоторых социальных идей, следует указать на неоднократное осуждение Эразмом излишеств в пище, а также погони за другими наслаждениями при полном игнорировании материальных и духовных бедствий. В годы зрелости Эразма как мыслителя и писателя, его литературная деятельность оказалась переплетена с деятельностью Мартина Лютера. Например одно из произведений Лютера, “О рабстве воли”, расценивается как полемический ответ Эразму на его сочинение “О свободе воли”. Многие этико-политические взгляды Лютера явились продолжением идей Эразма. Просветительские устремления Эразма, и реформационные идеи Лютера сходились на признании необходимости совершенствования религиозной жизни. С другой стороны, мировоззренческие взгляды богослова Лютера и философа Эразма были диаметрально противоположны. Если Эразм звал к подлинному рационализму, к углублению образованности, связанному с широким использованием античного культурно-философского наследия, то Лютер прежде всего стремился к реформе богословия, исходя из позднесредневековой мистики, а также из иррационалистического по отношению к религии компонента - теории“двух истин” Оккама и других поздних номиналистов. [36 Там же. С. 49] Проблему человеческой свободы, поднимавшуюся в полемическом споре Эразма Роттердамского и Мартина Лютера, по существу, можно считать центральной проблемой любой морально-социальной проблемы. “О свободе Воли” Эразма, и последовавшая вслед за этим сочинением работа Лютера “О рабстве воли”насыщены теологическим содержанием, ибо оба мыслителя прежде всего трактовали Священное Писание. [37 Там же. С. 54]

Предположим, что именно тот, в ком есть дух, верно понимает смысл Писания, но как он меня уверит, что он понимает? Что мне делать, если многие люди предлагают разные смыслы и каждый из них клянется, что в нем есть дух? ! [38 Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли.... C. 229]

Эразму была присуща определенная философская гибкость, совершенно непримемлемая для Лютера, стремившегося к однозначной определенности и догматизму. Как бы то ни было, но Эразмова концепция свободы - необходимая основа его моральной доктрины.

Полемический спор с Лютером показывает принципиальное неприятие Эразмом любой догматической религиозности, сколь бы она ни апеллировала к положениям христианского вероучения, зафиксированного в Библии, особенно в Новом Завете. Следует признать несомненный и закономерный исторический результат полемики. Дело в том, что субстанцию эразмианского гуманизма составляла моральная проблематика (а социальная в силу идеализма Эразма осмысливалась лишь в зависимости от неё). В осмыслении и решении вопросов морали Эразм весьма приблизился к чисто природному истолкованию человека - вплоть до предпочтения язычника христианину (вернее, псевдохристианину в его понимании), если первый отличается добрыми нравами, а второй только выдаёт себя за их приверженца. Было бы совершенно неоправданным преувеличением утверждать, что суть эразмианства составляла полная натурализация человеческой морали. Тем не менее, аморфно-неопределенное понимание Бога закономерно сочеталось у Роттердамца с минимизацией догматическо-обрядовой стороны христианства и отрицательным отношением к жесткой иерархической организации его церквей. [39 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 62-63] Из всего вышеизложенного нетрудно понять причину того, что Эразм не раз говорил о том, что если в бога верить не только нужно, но и должно, то в церковь, даже если она состоит из добрых и достойных людей, верить совсем не обязательно. В таком контексте в своей "философии Христа" Эразм Роттердамский формулирует едва ли не основное противоречие - противоречие между подлинно моральным содержанием, к которому сводится глубочайший смысл Священного Писания, и его реализацией в догматике, организации и деятельности конкретных христианских церквей.

Невозможность полноценной реализации моральной глубины Нового Завета в вероисповедальной практике церквей, самим Эразмом четко не осознанная, нашла своё воплощение в трудах его многочисленных последователей, в числе которых на протяжении XVI-XVII веков были многие свободомыслящие европейские философы.

    Политическая концепция Эразма.

Для понимания представлений Эразма о сложности задач государственного управления, о высшем значении общего и путях его реализации, необходимо иметь в виду, что для Эразма разум, который должен лежать в основе руководства государством, неотделим от нравственного сознания. [40 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 76] В своей работе “Воспитание Христианского Князя”, Эразм, ссылаясь на Платона, утверждает, что воля граждан, не направляемая мудрой политикой правителя, может иметь отрицательные последствия для дела общего блага. Однако, с одной стороны Эразм рекомендует правителю руководствоваться принципом добровольного, а не принудительного послушания сограждан и заявляет, что там, где нет доброй воли, князь мало чего может добиться. В то же время он требует, чтобы“добрый князь”направлял волю сограждан, и решительно предостерегает от того, чтобы предоставлять законы человеческому произволу. [41 Там же. C. 77] Разумное управление, служащее залогом верного направления воли граждан, Эразм связывает с личностью правителя, которому он напоминает о требовании Платона быть философом. Необходимыми условиями правильного государственного управления Эразм считал не одни только личные качества правителя, но и такое объективное для него обстоятельство, как свободная воля граждан, которая в сочетании с разумом и мудростью правителя действует в направлении достижения общего блага. [42 Там же. C. 79] Идея государственной целесообразности не отвергалась Эразмом вообще, но понималась им как необходимость подчинения всех частностей общему началу, как необходимость, вытекающая из сложного характера государственного организма, в котором мудрая (т. е. разумная и в то же время проникнутая нравственным сознанием) направляющая деятельность правителя сочетается с доброй волей управляемых.

Утопизм политической концепции Эразма заключается в его вере в то, что сочетанием этих двух моментов в современном ему обществе может быть достигнута внутренняя гармония государственного организма. [43 Там же. C. 86] Очевидно, что для Эразма речь шла о том, чтобы гуманистической политикой, законодательством, основанным на принципе человечности, предотвращался распад сложного и согласованного на основе свободной воли государственного организма; чтобы все его части признавали необходимость служения общим интересам государственного целого. [44 Там же. C. 88-89]

В государственной теории Эразма особого внимания заслуживают поставленные им важнейшие внешнеполитические проблемы, а также предложенные мыслителем пути их решения, при этом внешнюю и внетреннюю политику у Эразма связывает общая нравственная свобода. Основное значение внешнеполитической концепции Эразма исследователи видят в выдвинутой им идее международного арбитража, которая затем получила широкое распространение. [45 Там же. C. 100]

    Выводы

Современные исследователи жизни, творчества и философской мысли Эразма Роттердамского сходятся на том, что сегодня очевидна несостоятельность конфессионального перетолкования и тем более присвоения наследия Эразма католическими церковными кругами. Сущность его мировозрения глубоко моральная, этическая. [46 Там же. С. 67]

Опираясь на многовековой моральный опыт человечества - от античности до его дней - Эразм Роттердамский сформулировал ряд глубоких этических принципов и ценностей, вполне актуальных по сей день.

Едва ли не в фокусе этической доктрины Эразма стоит принцип "ничего сверх меры", сформулированный ещё в античности, но трансформированный применительно к человеку его эпохи. С точки зрения Эразма, только на этом пути и становится возможной действительная свобода в отличие от мнимой свободы удовлетворения различных при хотей. Для реализации этого принципа необходим тяжелый повседневный труд. Не случайно, тема труда становится одной из ведущих не только в моральной доктрине, но и во всей системе мировоззрения Эразма. Его просветительские идеи базировались на фундаментальной идее, согласно которой врожденные способности человека , сколь бы ни были они глубоки и блестящи, могут быть реализованы только посредством самого тяжелого труда. Именно труд является для Эразма наиболее важным компонентом человеческой личности. [47 В. В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама.... С. 68] Итак, идеи северного гуманизма нашли у Эразма Роттердамского наиболее полное выражение в трактовке этических основ человеческой деятельности. С точки зрения Эразма, следовать этичесикм основам человечности означает владеть собственным характером и целеустремленной волей, так чтобы человек во всех сферах личной и общественной и общественной жизни руководствовался не природными стимулами и влечениями, а общими нравственными принципами. [48 Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… С. 111]

    Список литературы.

Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т. 33 С. 6 М: Художественная литература, 1976

Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М. Наука, 1978

Соколов В. В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986 С. 5-69

Эразм Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ, Серия первая, Т. 33 С. 6 М: Художественная литература, 1976 С. 119-208

Эразм Роттердамский. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 90 - 218

Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218– 290


© 2010 Собрание рефератов