Рефераты

Конституционное право Российской Федерации (контрольная работа)

p>Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему: Государственную Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ, [xvii]однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ[xviii]; Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ[xix]; Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета[xx]; Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета[xxi]; депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом[xxii]. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентом палат[xxiii]. Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческой функции, которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в целом, реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция предусматривает право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме. В ст. ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов: 1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

    4) назначение выборов Президента РФ;
    5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов: 1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

    6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

    6. Законодательный процесс

Законодательный процесспредставляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: законодательная инициатива;

    предварительное рассмотрение законопроекта;
    рассмотрение законопроекта и принятие закона Гос. Думой;
    рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
    5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемыефакультативные стадии. К ним относятся: преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов:

2) повторное рассмотрение Гос. Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива- представляет собой внесение законопроекта в Гос. Думу субъектами, имеющими на это право.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ;

    Совет Федерации;
    члены Совета Федерации;
    депутаты Государственной Думы;
    Правительство РФ;
    законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
    Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;
    Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;
    Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения;

Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Гос. Думу: 1) проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее -законопроектов); 2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР; 3) поправок к законопроектам.

Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:

1) пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; 2) текста законопроекта, с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

3) перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

5) заключения Правительства РФ в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.

Законопроект считается внесенным в Гос. Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы. Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в другие комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Законопроект по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов направляется Советом Государственной Думы в законодательные органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний.

Для работы над законопроектом ответственный комитет может создать рабочую группу, в состав которой включаются депутаты, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, специалисты и эксперты.

Обсуждение законопроекта в комитетах Гос. Думы проходит открыто и может освещаться в средствах массовой информации.

По поручению Совета Гос. Думы или ответственного комитета Правовое управление Аппарата Гос. Думы осуществляет правовую экспертизу законопроекта. Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право: по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.

Третья стадия - рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой. Рассмотрение законопроекта Гос. Думой осуществляется в трех чтениях. При рассмотрении Гос. Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Обсуждение законопроекта начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и содоклада представителя ответственного комитета. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений, полномочных представителей Президента РФ, Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных органов субъектов Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

    2) отклонить законопроект;
    3) принять закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесении его на второе чтение.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. На основании внесенных в законопроект поправок ответственный комитет составляет таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению, таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию, таблицы поправок направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении. Законопроект вместе с поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.

В начале второго чтениязаконопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроект в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, в отношении которой имеются возражения. После этого Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и одобрение поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию.

Далее председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки , включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Гос. Думы в день принятия законопроекта во тором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроект для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта втретьем чтениине допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Гос. Думой в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Гос. Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации[xxiv]и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Гос. Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Четвертая стадия - рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятой Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Гос. Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, ответственный комитет вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Гос. Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить. Рассмотрения принятого Гос. Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения принятого Гос. Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

    одобрить федеральный закон;
    отклонить федеральный закон.

Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам принятого Гос. Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующем заседание. На очередном заседании Совета Федерации рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Гос. Думой федерального закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Для принятия федерального конституционного закона необходимо, чтобы проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, был одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Факультативная стадия- преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

1) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; 2) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции; 3) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой. Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации. Инициатором создания согласительной комиссии может выступать Совет Федерации или Государственная Дума.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосование членов комиссии от каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий или обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению возникших разногласий, он вносит на рассмотрение Государственной Думы. При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе.

Государственная Дума принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Гос. Дума может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона Президентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14. 07. 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Факультативная стадия - повторное рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Президент РФ по Конституции РФ обладает правом отлагательного ветов отношении федеральных законов, принятых Гос. Думой и одобренных Советом Федерации. В отличие от федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распространяется. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ об отклонении федерального закона. По итогам рассмотрения ответственный комитет выносит одно из следующих решений:

1) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; 2) согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

3) принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ; 4) создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий; 5) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе. Затем излагается заключение ответственного комитета. Первыми на голосование выносятся вопросы одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, либо согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Гос. Думы. Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата по предложению полномочного представителя Президента РФ может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения законопроекта. Гос. Дума может принять решение о создании специальной комиссии для выработки согласованной редакции. По окончании работы специальной комиссии федеральный закон в согласованной редакции представляется на рассмотрение Государственной Думе. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума может принять решение об одобрении закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, то есть о преодолении президентского "вето". Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если Государственная Дума принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, то на голосование ставится каждое предложение Президента РФ. Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Гос. Думы. После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Президента РФ текст федерального закона с учетом предложений Президента РФ представляется Государственной Думе для одобрения в целом. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется председателем Совета Федерации Президенту РФ. Если за одобрение федерального закона проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой.

7. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ[xxv]и Федеральным законом от 08. 05. 1994 года (в редакции от 05. 07. 1999 года) "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях:

1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного гражданства);

2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; 3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;

    4) смерти;
    5) призыва на военную службу с его согласия.

Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения полномочий для депутата Государственной Думы:

    1) письменное заявление о сложении своих полномочий;

2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления;

3) поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в состав органа управления коммерческой организацией, занятие предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) роспуск Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.

Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью; состоять членом органа управления коммерческой организации.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах:

1) участие в заседаниях соответственной Совета Федерации, Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией. Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы устанавливает такую форму деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, как совместные заседания (заслушивания выступлений) палат Федерального Собрания.

2) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов; 3) участие в парламентских слушаниях;

    4) внесение законопроектов в Государственную Думу;

5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный соответствующей палатой срок. Депутатский запрос - запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (инициатора запроса), обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов; 6) обращение с вопросамк членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;

7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Депутат Государственной Думы также осуществляет свои полномочия в следующих формах:

1) работа с избирателями. Депутат, избранный по одномандатному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по общефедеральному списку - с избирателями в субъекте (субъектах) РФ, определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В рамках работы с избирателями депутат рассматривает их обращения, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;

2) участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе. Члены Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладает неприкосновенностью (парламентским иммунитетом) в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); повергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Конституционных Суд РФ в своем Постановлении от 20. 02. 1996 года, указал, что парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.

В отношении действий по осуществлению депутатской деятельности (деятельности в качестве члена Совета Федерации), совершенных депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, они не могут без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), допросу, личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).

В отношении действий, не связанных с осуществлением полномочий депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации, указанные лица могут быть без согласия соответствующей палаты привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также подвергнуты допросу. Иные действия, перечисленные в ст. 98 Конституции РФ (задержание, арест, обыск, личный досмотр), не могут быть произведены без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемому в судебном порядке, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ и соответствующей палате Федерального Собрания. Если дело возбуждено или производство начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания в соответствии со своим регламентом. Палата принимает по данному представлению мотивированное решение, о котором в течение трех дней извещает Генерального прокурора РФ. Отказ палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу и влекущим прекращение такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

В случае возбуждения дела или начала производства в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в любое время до передачи дела в суд направляет в соответствующую палату представление о даче согласия на передачу дела в суд.

Частью парламентского иммунитета является также "свидетельский иммунитет" - право отказа члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от дачи свидетельских показанийпо гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известным в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы также устанавливает широкий круг социальных, финансовых и организационных гарантий деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Конституционное право, Д. Б. Каткова, Е. В. Корчиго, ответственный редактор Ю. А. Веденеев, Москва, Юриспруденция, 1999 год;

Конституционное право Российской Федерации, М. В. Баглай, Москва, Инфа-М, 1998 год;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, Собрание Законодательства РФ № 26 от 28 июня 1999 г. , раздел 1, ст. 3178; Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, Собрание законодательства РФ № 28 от 12 июля 1999 г. , раздел 1, ст. 3466; Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;

    А также:

Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по применению средствами массовой информации федерального закона“О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, утв. МПТР РФ 21. 09. 1999 г.

Постановление Центризбиркома РФ от 21. 09. 1999 г. № 15/114-3 “О разъяснениях порядка реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва”;

Федеральный закон от 31. 07. 1998 г. № 137-ФЗ “О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (принят Гос. Думой РФ 16. 07. 1998 г. ); Постановление Центризбиркома РФ от 21. 10. 1999 г. № 27/360-3 “О разъяснениях по некоторым вопросам применения положений Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, запрещающих использование преимуществ должностного или служебного положения, при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва”;

Постановление Центризбиркома РФ от 25. 09. 1999 г. № 16/134-3 “О разъяснениях некоторых вопросов применения статей 45, 47 и 64 Федерального закона“О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, при внесении избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, федеральных списков кандидатов”. -------------------------

    i Ст. 102, 103 Конституции РФ
    ii ч. 1 ст. 100 Конституции РФ
    iii ч. 3 ст. 100 Конституции РФ
    iv ст. 95 Конституции РФ
    v ст. 95, 96, 97 Конституции РФ

vi Российская газета. 1999, 1, 3 июля и Собрание законодательства РФ № 26 от 28 июня 1999 г. ст. 3178

    vii п. “а” ст. 84 Конституции РФ

viii ст. 45 ФЗ от 24. 06. 1999г. № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

ix ст. 64 ФЗ от 24. 06. 1999г. № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

    x ч. 2ст. 95 Конституции РФ
    xi ч. 2 ст. 96 Конституции РФ
    xii ст. 65 Регламента Совета Федерации
    xiii ч. 3 Регламента Совета Федерации
    xiv ст. 99 Конституции РФ
    xv ст. 111, 117 Конституции РФ
    xvi ст. 102, 103 Конституции РФ
    xvii п. "б" ст. 103 Конституции РФ
    xviii ст. 117 Конституции РФ
    xix п. “а” ст. 103 Конституции РФ
    xx ч. 5 ст. 101 Конституции РФ
    xxi п. “а” ч. 1 ст. 114 Конституции РФ

xxii ст. 39 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"

xxiii ст. 38 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"

    xxiv ст. 106 Конституции РФ
    xxv ст. 97 и 98 Конституции РФ

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов