Рефераты

Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений - (реферат)

p>a)Необходимость обеспечения обороны. Аргумент имеет скорее военно-политический, а не экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Усиление нациолнальной безопасносности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению, объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности страны связано с некоторыми экономическим издержками.

Хотя можно согласиться с тем, что импортировать системы наведения ракет из СНГ будет не лучшей идеей, однако доводы в пользу самообеспеченности заслуживают самой серъезной критики. Вероятно, практически любая отрасль прямо или косвенно вносит свой вклад в национальную безопасность. Можно ли назвать отрасль, которая не внесла хоть небольшой вклад в победу во второй мировой войне? Но даже если отбросить эти критичнские замечания, — неужели нет более совершенных, чем пошлины, средств для обеспечения необходимой мощи стратегических отрсалей? Достижение самообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме более высоких внутренних цен на продукцию защищенных отраслей. Издержки возросшей обороноспособности распределяются в обязательном порядке между теми потребителями, которые покупают продукцию этих отраслей. Практически все экономисты соглашаются с тем, что прямые субсидии стратегическим отраслям, финансируемые из общих налоговых поступлений, повлекли бы за собой более равномерное распределение этих издержек.

B)Увеличение внутренней занятости. Лозунг "Спасайте национальные рабочие места! " используемый в защиту пошлин, становится все более модным по меретого как экономика приближается к спаду. Он коренится в макроанализе. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов, капиталовложений, государственных расходов и чистого экспорта. Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом. Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости. Но такая политика имеет серъезные дефекты. Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест в стране , но в тоже время создает другие рабочие места. Импорт способствовал ликвидации в последние годы части рабочих мест в некоторых отраслях промышленности. Но с другой стороны возникли проблемы с перенасыщением рынка импортными радиотехникой и электронным оборудованием, повысившими конкуренцию и ударившими по занятости в соотвестсвующих отраслях. Таким образом, хотя импортные ограничения изменяют структуру занятости, они в действительности могут лишь незначительно, либо вообще не могут, влиять на уровень занятости. Очевидно, что все страны не могут одновременно добиться успеха при введении импортных ограничений. Экспорт одной страны является импортом для другой. В той же степени, в какой превышение экспорта над импортом, достигнутое одной страной, может стимулировать ее экономику, избыток импорта над экспортом в другой экономике обостряет проблему безработицы. Нет ничего удивительного, что введение импортных пошлин и квот в целях достижения полной занятости в стране называется политикой "разорю соседа". С ее помощью внутренние проблемы страны решаются за счет разорения торговых партнеров.

Страны, пострадавшие от пошлин и квот, вероятно, предпримут ответные действия, вызывая новое повышение торговых барьеров, которые в конце концов задушат торговлю до такой степени, что всем странам станет хуже. Неудивительно, что закон о пошлинах Смута-Хауди 1930 г. , который установил наиболее высокие пошлины, когда-либо действовавшие в США, больно ударил по стране. Этот закон о пошлинах, вместо того, чтобы стимулировать экономику, только спровоцировал ряд ответных действий со стороны стран пострадавших от этих мер. Это вызвало дальнейшее сокращение международной торговли и способствовало появлению тенденции к снижению уровня доходов и занятости во всех странах. В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве средства стимулирование внутренней занятости обречено на неудачу. Следует помнить: именно через американский импорт иностранные государства зарабатывают доллары, на котрые они покупают товары американского экспорта. В долгосрочном плане, для того чтобы экспортировать, страна должна импортировать. Следовательно, долгосрочная цель заключается совсем не в том, чтобы увеличить внутреннюю занятость, а в том, чтобы, в лучшем случае передислоцировать рабочих из экспортных отраслей в защищенные отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок. Это перемещение приводит к менее эффективному размещению ресурсов. Пошлины перекрывают путь ресурсам в те отрасли, в которых производство настолько эффективно, что обеспечивает сравнительное преимущества. Нет никаких сомнений, что при выборе антициклических мер разумная современная денежная и налоговая политика предпочтительней манипулирования пошлинами и квотами. То есть, пошлины только не увеличивают чистый экспорт и поэтому не создают новые рабочие места.

c) Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономики Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависит от междунардных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для стимулирования промышленной диверсификации и , как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спада производства за рубежолм, от случайных колебаний спроса на один или два конкретных товара и их предложения, таким образом обеспечив большую внутреннюю стабильность.

Имеются также серъезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое или вообще не имеет отношения к развитым странам. Во-вторых, экономические издержки диверсификациимогут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной.

    d)Защита молодых отраслей.

Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма зиждется на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается втом, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности. Защита молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное размещение мировых ресурсов, которое исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности. Хотя такая позиция логически верна, необоходимы следующие оговорки. Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является тем нгворожденным, который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. В-третьих, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться, даже когда промышленная зрелость будет достигнута. Наконец, большинство экономистов считают, что если нарождающимся отраслям требуется помощь, то для этого существуют более приемлимые способы, чем пошлины. Прямые субсидии, например, обладают тем преимуществом, что они более открыто показывают, какой отрасли оказывается помощь и в какой степени. В последнее время аргументация необходимости помощи молодым отраслям несколько изменилась. Неожиданно столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, что она нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышения конкурентноспособности продукции. Однако проблема заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отрасли протекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение.

Более того, акого рода методы могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе расчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта.

Таким образом, все отрасли в равной степени могут потерять интерес к совершенствованию качества продуктаи минимизации производственных издержек. e)Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во-вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации - назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве.

В связи с тем, что демпинг вызывает обоснованную озабоченность, в соответствии с законодательством многих стран, он запрещен. В тех случаях, когда демпинг имеет место и наносит ущерб отечественным фирмам, правительство вводит "антидемпинговые пошлины" на соответствующие товары. Однако обвинения в использовани демпинга должны тщательно проверяться для определения их состоятельности, поскольку некоторые иностранные фирмы иногда действительно производят определенные товары с более низкими издержками. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увелитчить цену импорта, а конкуренция на местном рынке ограничится, что позволит отечественным фирмам поднять цены за счет потребителей.

Аргументов в пользу протекционизма много, но они не основателны. В соответствующих условиях аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое оправдание. Аргумент в пользу самообеспеченности может использоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба этих аргумента заслуживают серьезнейшей критики, так как они игнорируют возможность использовать альтернативные средства для стимулирования промышленного развития и военной самообеспеченности. Большинство других аргументов являются во многом эмоциональными призывами, основанными на полуправде и вымыслах. Они отмечают только непосредственные и прямые последствия защитных пошлин, игнорируя простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобв экспортировать.

Имеются весьма убедительные исторические доказательства, которые подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а протекционизм приводит к противоположным результатам. Вот несколько примеров.

Конституция США запрещает отдельным штатам взимать пошлины, превращая Америку в огромную зону свободной торговли. Спеиалисты по экономической истории признают, что это сыграло важную роль в экономическом развитии страны. Действия Великобритании в поддержку более свободной международной торговли в середине девятнадцатого столетия имели важоне значение как средство стимулирования ее индустриализации и развития.

Создание "Общего рынка" в Европе после первой мировой войны во многом способствовало устранению пошлин между странами-коллегами. Экономисты сходятся на том, что создание такой зоны свободной торговли явилось важным фактором, обеспечившим процветание Западной Европы в последние десятилетия. В целом тенденция к снижению пошлин с середины 30-х годов явилась стимулом роста послевоенной мировой экономики.

Как уже отмечалось, высокие пошлины, введенные в осстветствии с законом Смута-Хаули 1930 г. , и порожденные им ответные меры, усугубили "велмкую депрессию".

Исследования слаборазвитых стран в подавляющем большинстве случаев показывают, что те страны, которые для защиты своих национальных отраслей полагались на импортные ограничения, довольствовались более медленным ростом по сравнению с теми странами, которые прводили более открытую экономическую политику.

    f). Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ.

Первым законом, вызвавшим тенденцию к снижению уровня пошлин, стал Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. Будучи специально направленным на снижение пошлин, закон включал два основных приложения.

Полномочия по ведению переговоров. Закон о взаимной эквивалентной торговле наделял президента правом вести переговоры и заключать соглашения с иностранными державами о снижении американских пошлин до 50% от существующего уровня. Снижение тарифлф зависело от готовности других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин на американский экспорт. Общее снижение пошлин. Если бы снижение пошлин было достигнуто в результате включения в эти соглашения положения о режиме наибольшего благоприятстования, оно относилось бы не только к определенной стране, ведущей переговоры с США, но и приняло бы всеобщий характер. Однако закон о взаимной торговле дал начало только двусторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947 году, когда 23 страны, включая США , подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех кардинальных принципах:

равный, недискриминационный режим для всех стран учасников; снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров; устранение импортных квот.

По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под его эгидой в послевоенный период были проведены семь раундов переговоров по снижению торговых барьеров.

В 1986 году в Уругвае начался восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. В повестку дня "уругвайского раунда" были включены следующие предложения: устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве; снятие барьеров в торговле услугами (на услуги приходится около 20% международной торговле);

    уничтожение ограничений на иностранные инвестиции;

внедрение на международной основе патентных, авторских прав , прав на торговую марку.

    3. Экономическая интеграция.

Другим решающим сдвином в сторону либерализации торговли стала экономическая интеграция - объединение двух или более стран в зону свободной торговли. Примерами экономической интеграции являются ЕЭС и Американско-канадское соглашение о свободной торговле.

Общий рынок. Наиболее ярким примером экономической интеграции является ЕЭС или, как его еще называют "Общий рынок". Возникнув в 1958 году, ЕЭС включает 13 западноевропейских стран.

    Цели. "Общий рынок" выступает за:

постепенную отмену пошлин и импортных квот навсе товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц;

установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из сттран, не входящий в "Общий рынок";

достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рамках "Общего рынка";

разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызывающий взаимный интерес, например по сельскому хозяйству, транспорту, ограничителной деловой практике.

Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономическим мотивом, конечно, было стран- участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степени ЕЭС обязано своим процветанием и росту именно экономической интеграции; но ясно одно: интеграция создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффективное производство, характерное на масштабных рынках, дает возможность отраслям промышленности европей ских стран добится более низких издержек, которые историчеки были недостижими в условиях узких обособленных рынков.

Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее определенно. С одной стороны, миролюбивый и процветающий "Общий рынок" делает страны участницы более выгодными потенциальными покупателями американского экспорта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, для создания "Общего рынка" американские, западногерманские, французские автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих изделий, скажем, в Бельгии. Однако сведением свободной торговли между странами членами ЕЭС Бельгийские пошдины на западногерманские "Фольцвагены" и французские "Рено" быи сведены к нулю. В тоже время в отношении американсиих "Шевроле" и "Фордов" продолжает действовать внешний тариф. Это, безусловно, ставит американские фирмы и фирмы других стран, не входящих в ЕЭС, в крайне невыгодное положение.

Устранение этого невыгодного положения является одним из мотивов, побуждающих США выступать через ГАТТ за более свободную торговлю.

Американо-канадское соглашение о свободной торговле. Вторым и более свежим примером экономической интеграции является Американо-канадское соглашение о свободной торговле, подписанное президентом Рейганом и премьер-министром Малруни в 1988 году. Несмотря на то что к 1988 году три четверти объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупней шую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с пложениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течени 10-летнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения цен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин больше американских. Снижение канадских пошлин поможет канадским потребителям и американским производителям.

Канада является крупнейшим торговым партнером США. Точно также США являются основным покупателем канадсткого экспорта. Следовательно, потенциальные выгоды от американо-канадского соглашения для каждой страны значительны. Было подсчитано, что, когда соглашение полностью вступит в силу, каждая страна благодаря ему плучит ежегдные доходы в размере от 1 до 3 млрд. долларов. Американо-канадское соглашение имеет глобальное значение. Так, ожидается, что оно ускорит многостороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. Проще говоря, страны, которые не охвачены соглашениями о свободной торговле, не захотят оказаться в относительно менее выгодных условиях при продаже своих товаров в США и Канаде. В этой связи американо-канадский договор также ставит обе стороны в выиграшное положение при ведении переговоров по снижению торговых барьеров со странами "Общего рынка". Доступ на обширный североамериканский рынок также важен для стран "Общего рынка", как и доступ на европейский рынок для США и Канады. Наконец, соглашение с Канадой содействовало началу серьезных переговоров между США и Мексикой по вопросу о путях снижения или устранения торговых барьеров между этими двумя странами.

    4. Возрождение протекционизма.

Несмотря на заметный прогресс в снижении и устранении тарифов, многое еще предстоит сделать. Подтверждением тому служит повестка дня ранее упомянутого "уругвайского раунда". В прошлом переговоры в рамках ГАТТ в основном казались изделий обрабатывающей помышленности, в то время как другие аспекты международной торговли и финансов были обойдены вниманием. К областям, остававшимся вне поле зрения ГАТТ, относятся сельское хозяйство, услуги (например, транспорт, страхование, банковская деятельность) и международные инвестиции, патенты и авторские права, а также проблемы интеграции в систему ГАТТ многих развивающихся стран, не являющимися членами этой организации. Но еще более угрожающее явление — это мощное возобновление протекционистского нажима. Нетарифные барьеры продолжают оставаться среьезной проблемой: множатся случаи применения импортных квот и произвольных ограничений экспорта. Причины. Новое наступление протекционизма объясняется целым рядом факторов. Во-первых, броба за ведение защитных мер отчасти является защитной реакцией на снижение торговых барьеров в прошлом. Отрасли промышленности и рабочие, чьи прибыли и рабочие места пострадали от либерализации торговли, пытаются восстановить протекционизм. С этим тесно связзано и то, что американская экономика является ниболее открытой, чем 10 лет тому назад, и поэтому больше фирм и рабочих могут подвергнуться неблагоприятному воздействию усиливающейся иностранной конкуренции. Во-вторых, другие страны действиетлеьно стали серьезными конкурентами американских производителей. В конце 70 — 80-х годах темпы роста производительности труда в Японии и значительной части Западной Европы превысили темпв роста производительности труда в США. Результатом этого стали более низкие издержки труда на единицу выпускаемой продукции в этих странах и более низкие отностительные цены на импортируемы оттуда товары. Проявила себя также конкуренция со стороны так называемых "новых индустриальных стран", таких, как Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Наконец, за последующие несколько лет американский импорт в значительной степени превышал экспорт. Растущий импорт оказывал отрицательное влияние на производство и занятость в тех отраслях отечественной промышленности, продукция которых напрямую конкурировала с импортными товарами. Пострадавшие отрасли и группы рабочих пытаются получить государственную поддержку в форме установления торговых барьеров. Устойчивый внешнеторговый дефицит действительно представляет собой удобный аргумент для введения протекционистских мер в целях оказания помощи пострадавшми отраслям. Более того, дефицит торгового баланса помог обеспечить общественную поддержку предложениям о проведении ответных санкций в отношении торговых партнеров, которые ограничивают продажу американских товаров на своем внутреннем рынке.

Издержки. Во что обходятся протекционистские меры рядовому потребителю? Издерки для потребителей от тороговых ограничений можно рассчитать, определив, какого их воздействие на цены защищенных товаров. В частности протекционизм приводит к повышению цен на продукты тремя способами. Во-первых, возрастает цена импортного продукта. Во-вторых, более высокая цена на импортные товары заставляет некоторых потребителей переключаться на покупку более дорогих товаров местного производства. Наконец, цены на отечественные товары могут подняться в связи с ослаблением конкуренции со стороны импорта. Ряд исследований говорит о том, что издержки, которые ложатся на потребителей защищенных пошлинами продуктов, поразительно велики. Одно из исследований, в котором обследовался 31 класс защищенных изделий, обнаружилось, что общие ежегодные потери потребителей от протекционистских мер составляют около 82 млрд долларов (исследование проводилось в США). Особенно велики ежегодные потери от торговых ограничений потребителей проукции швейной промышленности (27 млрд дол. ) нефтепродуктов (6, 9 млрд дол. ), углеродистой стали (6, 8 млрд дол. ), автомобилей (5, 8 млрд дол. ), молочной продукции (5, 5 млрд дол. ). Подобные огромные издержки указывают на то, торговые барьеры являются весьма дроргостоящим способом сохранения рабочих мест. В часности, по оценочным данным, издержки от торговых ограничений на каждое сохраненное рабочее место составляют 750 тыс дол. в производстве углеродистой стали, 550 тыс дол. в производстве метизов, 220 тыс дол. в молочной промышленности, 240 тыс дол. в производстве апельсинового сока, 200 тыс дол. в стекольной промышленности. Поскольку заработная плата составляет лишь часть этих сумм, то протекциониз вряд ли можно назвать подарком.

Друге исследования показывают, что импортные органичения затрагивают в большей степени семьи с низкими доходами, чем с высокими. Принимая во внимание, что пошлины и квоты имеют много общего с налогом с продаж, нет ничего удивительного в том, что эти торговые ограничения приводят к негативным последствиям. Например, было выявлено, что издержки от протекционизма, которые несут группы населения с низким уровнем дохода, в 7 раз превышают издержки групп с наивысшими доходам.

Но, может быть, выгоды, получаемые предпринимателями, и доходы государства от пошлин, взятые вместе, перевешивают выпавшие на долю потребителя тяжкое бремя издержек от торгового протекционизма? Нет. Исследования показывают, что выгоды от торговых ограничений с лихвой перекрываются их издержками, которые перекладываются на плечи потребителей. Более того, чистые потери от торогвых барьеров, как правило, превышают потери, определяемые статистическими исследованиями. Причины здесь две. Во-первых, пошлины и квоты порождают множество дорогостоящих, с трудом поддающихся количественному учету побочных эффектов. Например, ограничения на импорт стали взвинтили цены на сталь для всех американских покупателей этой продукции, в частности для американских автомобилестроителей. Их издержки производства повысились, а продукция стала менее конкурентноспособной на мировых рынках. Во-вторых, предприниматели исползуют экономические ресурсы в огромных колическтвах для оказния воздействия на конгресс в целях проталкивания и сохранения протекционистских законов. В той мере, в какой эти услия отвлекают ресурсы от задач, имеющих большую общественную значимость, общество взваливает на себя дополнительный груз издержек, связанных с торговыми ограничениями. Авторитеные исследователи приходят к заключению, что выгоды, которые получают защищаемые отрасли от введения торговых барьеров, достигаются ценой гораздо большех потерь для экономики в целом.

    5. Внешние займы и международный банк.

Соединенные Штаты в индустриальном отношении развиты лучше, чем остальной мир. Южная Америка, Восток и другие районы земного шара могли бы использовать американский капитал с выгодой для своего индустриального развития. Следует полагать, что этот капитал увеличил бы их производство в такой степени, что они могли бы с лихвой оплатить щедрые проценты и оплатить долг. Однако американские частные лица не любят предоставлять займы. Хотя американские корпорации строят за границей свои филиалы и вкладывают капиталы в добычу нефти или минеральных ресурсов, однако практика предоставления крупных частных займов в форме приобретения американцами иностранных облигаций или акций прекратилась примерно в 1929 г . и , по видимому, навсегда. Все же граждане США имеют сбережения, которые они охотно бы дали взаймы, если бы подобные сделки были надежными; что касается америаканской нации в целом, то от прелдоставления таких надежных внешних займов она получила бы в будущем выгоды в виде более высокого уровня жизни.

Поэтому ведущие страны мира объединились и образовали в 1944г. Международный банк реконструкции и развития и связанное с ним учреждение — Международный валютный фонд. Как и следует изх его названия, Международный банк был организован для предоставления надежных долгосрочных займо на цели рекнострукции и развития. Международный валютный фонд, в свою очередь, имеет дело с краткосрочным кредитованием и стабилдизацией валютных курсов на началах сотрудничества.

Что представляет собой Международный банк, нетрудно понять. Ведущие государства подписываютсмя на акционерный капитал банка на общую сумму 21 млрд. Дол. , пропорционально их экономическому значению. Квота США составляет примерно 1/3 или 6 1/3/ млрд долл. Банк может использовать свой капитал для предоставления надежных международных займов лицам или странам, проекты промышленного строительства которых выглядят как экономически вполне целесообразные, но которые не могут получить частных займов по достаточно низким процентам. До настоящего времени каждой стране было предложено внести менее 10% ее полной квоты, и не предполагается, что странам — членам банка придется уплатить остальную часть. Очевидно, что с точки зрения международных масштабов это не такая уж большая сумма. Подлинное значение Международного банка не ограничивается теми заямами, которые он может предоставлять из своего собственного капитала. Большое значение имеет тот факт, что банк имеет право выпускать облигации и вырученную от их продажи сумму испоьлзовать для предоставления займов(банк успешно разместил облинации в США, Швейцарии и в других странах. ). облигации эти вполне надежны, ибо они гарантированы всеми участвующимми странами (в размере до 100% их квот). Кроме того, Международный банк может страховать займы, получая за это премию в размере 1/2 от суммы займа или 1%; в этом случае частные группы могут вкладываьб деньги, зная, что заем обеспеченн банком.

Можно ожидать, что в результате этих трех методов предоставленная долгосрочных кредитов из США в другие страны будет направляться поток товаров и услуг предназначеннх для международного развития. Поскольку эти займы обеспечены, они будут оплачены сполна. Если некоторые из них все же окажутся безнадежными, убыток будет покрыт из тех премий и процентов, которые получает банк. Если размеры безнадежных долгов еще больше увеличатся, то убыток понесут все страны-участницы, а не только США. В то время, как будут предоставляться займы, США получит дополнительную работу (а если расходы в США и без того чересчур велики, тогда проблема инфляции несколько обострится). Когда начнется оплата процентов или погашение займов, импорт США (по стоимости) будет превышать экспорт, и этот излишек будет состоять из полезных товаров. Производство в странах-заемщиках возрастет в размерах, более чем достаточных, для того чтобы выплачивать проценты по займам, а заработная плата и доходы от прочих факторов не уменьшатся, а, наоборот, благодаря иностранному капиталу увеличатся. Имел ли Международный банк финансовый успех? Несомненно. Может быть, он проявляет чрезмерную осторожность в своей практике предоставления займов для финансирования таких проектов промышленного строительства, которые обесепчивают возможность погашения долга.

Кроме Международного банка, в котором участвуют многие страны, существует еще Экспортно-импортный банк США, который учрежден федеральным правительством. Этот банк тоже предоставляет внешние займы; например, он может помогать экспортеру из США продать станки в Бразилию. Многие из этих займов, а также займов, идущих на цели экономического развития, были предоставлены в виде "связанных займов", то есть правительство США настояло на том, чтобы вся сумма таких займов расходовалась непосредственно в США.

Правительство Эйзенхауэра учредило также Международную финансовую корпорацию, которая, представляя собой вспомогательную организацию Международного банка, помогает мобилизовать капитал для целей экономического развития. Были организованы также Международная ассоциация, которая является составной частью ООН, и американский собственный Фонд займов для развития, который в 1959 г. начал "связывать" предоставляемые им займы.

Когда валютные курсы меняются с каждым днем, риск, связанный с международной торговлей, увеличивается и объем товарооборота сокращается. Международная специализация и производительность снижаются. К тому же, если каждая страна, чтобы поднять конкурентноспособность, пытается обесценить свою валюту, то в итоге положение всех стран ухудшается и мировая торговля оказывается в безвыходном положении.

Пока существовал золотой стандарт, валютные курсы сохранялись на неизменном уровне. Но он превращал каждую страну скорее в раба, нежели в господина своей экономической судьбы.

До тех пор пока мы соблюдали его правила, нам приходилось терпеть инфляцию всякий раз, когда этого хотел остальной мир, и переживать дефляцию всякий раз, когда и этом мире изменялись издержки производства и спрос. Разумется, золотой стандарт имел некоторые преимуществано, увы, бедный золотой стандарт стал жертвой первой мировой войны, и стех пор никакие силы в мире не смогли бы его восстановить, а многие казначейства и не захотели бы этого сделать, даже если бы и могли.

Международный валютный фонд был образован вместе с международным банком на международных конференциях, состоявшихся в 1944 г. В Бреттон-Вудсе. Он призван обеспечить преимущества золотого стандарта, устарнив его отрицательные стороны, то ест, иными словами, валютные курсы должны быть относительно устойчивыми, но прежний автоматический механизм должен смениться международным сотрудничеством; кроме того, стораны долджны быть избавлены от необходоимости проводить регулирование, вызывающее дефляцию, связанную с колоссальной безработицей. Предполагается, что существование фонда уменьшит необходимость в проведении прямого импортного контроля.

В 1947 г. фонд установил послевоенные валютные курсы для большинства своих членов. Однако королю Золоту отведена роль только конституционного, а не абсолютонго монарха. В 1949 г. большинство стран Британской империи и Западной Европы обесценили свои валюты на 30% и курс фунта стерлингов был стабилизирован на уровне 2. 8 доллара вместо прежних 4. 3 доллара.

Не следует ожидать, что в наше беспокойное время установится совершенное равновесие международных сделок. Несомненно, что некоторые страны в течение какого-то периода времени будут больше вывозить за границу, нежели ввозить, даже если учесть при этом долгосрочные внешние займы и помощь. Другие же страны будут в это время влезать в долги и иметь пассивный торговый баланс. Как же в таком случае можно сохранить устойчивые валютные курсы.

Вот тут и появляется на сцене МВФ. Он предоставляет странам-должникам краткосрочные ссуды. Фонд пытается установить правила и процедуры, чтобы помочь в той или иной стране не залезать с каждым годом все больше в долги. Если какая-либо страна в течение продолжительного времени увеличивает свою задолженность, то к ней применяются известные меры финансового наказания. Не более важно, что директора фонда консультируют страну и дают рекомендации, как устранить создавшееся положение. Однако они не требуют от страны, чтобы она вызвала у себя депрессию и сократила национальный доход до такого низкого уровня, при котором объем ее импорта был бы приведен в соответствие со средствами, которыми она располагает. Вместо этого стране сначала разрешается самостоятельно провести обесценивание своей валюты на 10%. Это должно способствовать восстановлению равновесия в ее торговле благодаря расширению экспорта и сокращению импорта.

Если этого все же недостаточно, чтобы исправить так называемую "переоценку" валюты страны-должника, то руководство фонда после должной консультации может разрешить дальнейшее обесценивание валюты этой страны. Но заметьте, что все изменения курсов производятся в определенном порядке. Международная устойчивость сохраняется на протяжении более длительного времени. Кроме того, предусмотрена также возможность изменения в случае необходимости валютных курсов, что значительно лучше, чем бездействие в ожидании большого международного взрыва или даже катастрофы.

Рассмотрим вкратце, не вдаваясь в технические подробности, возможности преджоставления краткосрочных кредитов МВФ. Прежде всего все страны - члены фонда имеют определенные квоты, которые устанавливаются пропорционально национальному доходу и объему внешней торговли каждой из них. Квота США составляет приблизительно 1/3 общей суммы квот и равна примерно 4 млрд. долларов. Каждая страна вносит большую часть квоты в ее собственной валюте, а остальную сумму уплачивает золотом; однако эта сумма не должна превышать 10% официального запаса золота и американских долларов этой страны. Обычно странапокрывает свой импорт экспортной выручкой или долгосрочными займами. Но предположим, что экспорт и займы недостаточно велики и какая- либо страна, скажем Англия, нуждается в краткосрочном кредите фонда. Каким образом фонд помогает такой стране-должнику получить, например, доллары? Он помогает ей, расширяя ее "покупателдьные права". Он просто разрешает англичанам приобрести некоторую сумму долларов из собственных средств фонда в обмен на английскую валюту. Для того чтобы фонд не получил слишком большого количества фунтов стерлингов и не лишился своих долларов, англичанам в течение года не разрешается покупать доллары на сумму, превышающую 1/4 их первоначальной квоты. Таким образом, у фонда никогда не скопится такого количества английских фунтов стерлингов, больше чем в два раза превышающего первоначальную квоту в этой валюте.

После того как платежный баланс Англии улучшится, она выкупит на золото (или на доллары) фунты стерлингов, которые она раньше продала фонду. Следжовательно, у фонда никогда не истощатся запасы долларов или любой другой валюты, в особенности если он своевременно примет меры, которые предотвратили бы возможность длительного отстутстсвия равновесия.

Вначале фонд не оправдал возложенных на него надежд. Послевоенное напряжение оказалось значительно болеее сильным, чем это предполагали в 1944 г. ; средств фонда не хватало, чтобы спроавиться с нарушениями равновесия. К счастью, ег функции частично взял на себя Европейский платежный союз, который был создан после объявления программы помощи по плану Маршала, чтобы обеспечить европейским странам краткосрочные кредиты и возможность клиринговых расчетов; часть функций взяла на себя также созданная для консультаций Организация европейского экономического сотрудничества. В свою очередь внутри Британского содружества стерлинговая зона координировала торговые взаимоотношения района этой "ведущей валюты".

Мы рассмотрим новую валютную систему, которая функционирует и развивается до сих пор в мировой экономике, определенную на съезде представителей стран членов МВФ в Кингстоне на Ямайке в январе 1976. Содержание основных принципов Ямайской валютной системы следующее:

1) Кингстонское соглашение провозгласило полную демонетизацию золота в сфере валютных отношений. Отменена официальная цена на золото и фиксация масштабов цен (золотого содержания) национальных денежных единиц, снято любое ограничение его приватного использования.

2) Кингстонское соглашение поставило целью переделать созданную еше в 1969 году МВФ коллективную международную единицу - "специальные права заимсствования" (Special Drawing Rights) - SDR в главный резервный актив и международный способ расчетов и платежей. Речь идет о том, что система взаимосвязей "золото - доллар - национальная валюта", на основе которого функционировала Бреттон-Вудское соглашение, трансформировалось в новую систему "SDR национальная валюта". В этой структуре SDR получила статус альтернативы не только золота, а и доллара как международных денежных единиц.

Реальная практика валютных отоншений, которые осуществлялись на основе Кингстонского соглашения, не подтвердила возможность полного вытеснения доллара с позиции ключевой международной валюты. Сейчас американская валюта обслуживает около 2/3 международных расчетов. С учетом этого можно констатировать, что Кингстонская система функционирует по принципам не бумажно-валютного (как предлагалось соглашением), а бумажно-долларового валютного стандарта. 3) Особенно важным признаком механизма Ямайской системы являтеся введение "плавающих валютных курсов" национальных единиц. Следует учитывать два противоположных аспекта такой системы. С одной строны, система, про которую ведется речь, наделяет валютные отношения гибкостью, возможностью эффективной реакции на изменение соотношений в стоимости национальных валют. С другой стороны, колебания валютных ресурсов разрушают стабильность торговых связей, порождает спекулятивные операции. В связи с этим Кингстонское соглашение предвидит сбережение элементов регулирования системы валютных отношений, путем осуществления соответствующих операций на валютном рынке. 4) Ямайская валютная система развивается по принципам полицентризма: она с одной стороны, подчинена централизованным регулирующим действиям (соответственно статусу) МВФ, с другой - имеет очень развитую сеть автономных (региональных)валютных структур. С 1979 года введена в действие Европейская валютная система, которая ставит целью благоприятствовать обеспечению общеевропейской экономической, в том числе валютной интеграции. В структуре Ямайской системы существуют и другие валютные группы. С формирования соответствующих институционных структур и принципов функционирования Ямайской валютной системы еще не завершено. Они постоянно корректируются в соответствии с изменениями в международных экономических отношениях.

6. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины.

На сегодня эффективной интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием построением ее государственности и экономики. Но для отго чтобы этот процесс действительно принес ожидаемые результаты, нужно понять и реализовать несколько важных положений. Они должны основываться на: знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономичяеской среды (системы мирового хозяйства), в котором должно функционировать национальное хозяйство Украины, а также принятие его внутреннего экономического “регламента”;

четкое понятие необходимых - сбалансированных с национальными интересами трансформацией национального хозяйства, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе высокого уровня конкурентоспособной экономики.

Наше государство только входит в систему мирового хозяй ства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит не только и не столько динамика внешней торговли, а прежде всего - возможность дальнейшего социального и экономического развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство Украина будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается рядом причин.

Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностйей направлений интегрирования в нее Украины.

Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешне-экономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с опзиций активного конкурентного противостояния в мировом рынке.

В третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве.

В четвертых, попытки активного общения и диалога с международными финансовыми институтами - как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и обновления экономики - пока что вызывают неадекватную реакцию широких кругшов украинской общественности, поскольку до сих пор не не четко определены ориентиры нашей страны ни в развитии ее “внутренней” экономики, ни в поисках ее будущего места в мировом хозяйстве.

Перечисление причин, которые обуславливают актуальность разработки концепции долгосрочной внешнеэкономической политики на 15-20 лет, можно продолжить, но достаточно и этих, - тем более, что и до сих пор, на пятом гооду самостоятельности Украины, не существует, по сути, ни доктрины, ни налаженной внешнеэкономической политики нашей страны. Ее внешнеэкономическая политика это, в основном, эпизодическая тогрговля, вокруг которой сконцентрированы усилия по ее так называемой “либерализации” (дебаты о лицензировании, квотировании, ценообразовании и др. ). Но внешнеэкономическая политика - это не только торговля, не только инвестиционное и научно -техническое сотрудничество, не только создание договорного простора и обеспечение национальной экономической безопасности. Это - весь комплекс проблем, решение которых нацелено на органическое интегрирование национального хозяйства в систему мирового хозяйства с целью максимизации своей доли мирового дохода. Существующие концептуальные подходы к внешнеэкономической политике Украины при всех ее позитивных аспектах - имеют существенный недостаток: у них фактически отсутствует концепция и организационные принципы достижения стратегических целей. А именно это и составляет стержень внешнеэкономической политики. С точки зрения изменений, которые не отолько имели место, но и развиваются в сфере международных экономических отношений. Следует заметить: именно ориентация на глобальные изменения и тенденции, их прогнозирование в долгосрочном режиме, а также адекватная политика нашего государства могут привести к позитивным изменениям в ее положении в мировом рынке. Украина переходит к динамической стратегии реформирования экономики, все больше активизируя свою деятельность на мировой арене. В связи с этим особенно важной становится разработак не только стратегических направлений в интеграции нашей страны в мировое хозяйство (внешнеэкономических ориентиров и доктрины), но и стратегических приемов интегрирования, которые бы позволили наравне взаимодействовать с международными экономическими организациями, иностранными партнерами и конкурентами, тем самым внося помощь в создание внутренних экономических преобразований.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов