Рефераты

Политическая идеология

Политическая идеология

Дата добавления: март 2006г.

    _@_w_

Московский Государственный Технический Университет имени Н. Э. Баумана. _@_P_W__w_

    РЕФЕРАТ
    тема: "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"
    студент Легеньков П. В.
    группа ИУ7-51
    кафедра политологии
    преподаватель Левадный Н. П.
    Москва, 1996.
    _@_P_w__A_
    Содержание.

Введение................................................................... 2

    Глава 1. Кризис советской политической идеологии....... 3
    Глава 2. Современная политическая идеология...............8

Примечания...............................................................13

Список используемой литературы.................................13

    _@_P_w__A_
    Введение.
    По поводу термина.

Политическая идеология - "система идей, представлений, поня тий, выраженная в различных формах общественного сознания (в фи лософии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, рели гии). Идеология является отражением общественного бытия в созна нии людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом общест ве идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борь бой политической и экономической. "*)

    Глава 1. Кризис советской политической идеологии.

Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской политической идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы идеологии, какая сложилась в сталинские годы и была связана с сочинениями самого Сталина. В брежневские годы мощный идеологический механизм, соз данный и работавший под руководством Суслова, предпринял усилия преодолеть этот кризис. И он многого добился. Началась критика сталинской вульгаризации философии. Достижения науки хлынули в идеологию. Стала доступной западная философия и культура. Все это способствовало улучшению репутации идеологии. Но вместе с тем, это вело к снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес нение его на задний план в рамках самой идеологии. В какой-то мере преодолев недостатки сталинском формы идеологии, сусловский идеологический аппарат одновременно способствовал подготовке бо лее, обширного идеологического кризиса - кризиса марксизма-лени низма как идеологии коммунизма вообще.

В брежневские годы стало открыто осознаваться резкое расхожде ние между идеологической картиной реальности и самой реаль ностью, между идеалами коммунизма и объективнымн тенденциями эволюции реального коммунизма, между интеллектуальным уровнем образованной части общества и идеологией. Идеология фактически перестала быть руководством к действию для властей. Хотя они прикрывались фразами из идеологии, практически они поступали совсем иначе. Идеологический цинизм уничтожил остатки идеологи ческой веры.

В сталинские годы доминировала убежденность в том, что комму

    - 4

нистический социальный строй несет с собою освобождение трудя щихся от зол капитализма и что трудящиеся поддадутся обаянию коммунистического земного рая. В брежневские годы активная часть советского населения, включая представителей власти, которые на чали делать карьеру в хрущевские годы, сделала для себя открытие огромного исторического значения. Она на своем опыте почувство вала то, что коммунистический социальный строй не является тем земным раем, каким его изображают в советской идеологии и пропа ганде. На смену убежденности в истинности идеологии пришло чисто прагматическое отношение к ней как к необходимому средству обра ботки и организации общественного сознания. На смену идеологи чески опосредованному отношению к реальности пришло непосредс твенное, лишенное субъективных иллюзий и лишь маскируемое идео логией.

Горбачевская политика гласности углубила и расширила идеологи ческий кризис. Началось безудержное и бесконтрольное словоблу дие, саморазоблачение, оплевывнние всех святынь советской исто рии, очернение советскои реальности. Все истины марксизма-лени низма были подвержены сомнению и осмеянию. Всякая защита "истин" его рассматривалась как признак реакционности н отсталости. Ста ло неприличным произносить само слово "коммунизм". Было отменено обязательное изучение марксизма-ленинизма во многих учебных за ведениях, сокращено время на него, сокращены или ликвидированы совсем соответствующие семинары, школы, курсы. Короче говоря, с марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не как с враждебным идео логическим учением. Одновременно началось столь же безудержное заимствование идей из западной идеологии. Стремление выглядеть западнообразно и заслужить похвалу на Западе стало определяющим

    - 5

в речах и в реформаторской суете самого Горбачева, а также всех прочих реформаторов и идеологов перестройки.

Важнейшей особенностью идеологического кризиса является то, что неверие в марксистские идеалы и отказ от марксизма-ленинизма как от руководства к действию захватил самые верхи правящего слоя. Дискредитация идеологии стала стимулироваться сверху, такого советская история еще не знала. Причем марксизм-ленинизм при этом не был осмыслен и преодолен на научной основе, а просто отодвинут как нечто уже непригодное ни для пропаганды, ни для принятия важных решений. И это несмотря на то, что положения марксизма-ленинизма могли бы как никогда послужить путеводной звездой в современной запутанной ситуации в мире. Коммунисты предали марксизм-ленинизм именно тогда, когда на нем стоило нас таивать особенно упорно.

Характерным примером варварского обращения со своей же, марк систско-ленинской идеологией может служить то, что горбачевцы стали рассматривать свои реформы как революцию, причем - как ре волюцию, осуществляемую сверху, по инициативе высшего руководс тва, можно сказать - по инициативе лично Горбачева и под его контролем. Инициатива сверху лишь дала толчок кризису - власть потеряла контроль за ходом событии. Сейчас речь идет об идеоло гическом осмыслении проишедшего. Употребление выражения "револю ция" в применении к ситуациям такого рода, как была в Советском Союзе, простительно западным деятелям культуры, журналистам и политикам, не имеющим строгих ограничений в словоупотреблении. Некогда поднаторевшие в марксизме советские партийные аппаратчи ки и оправдывающие их активность марксистско-ленинские теоретики начинают так легко обращаться с важнейшими категориями государс

    - 6

твенной советской идеологии, то невольно закрадывается сомнение: а в своем ли уме эти люди? ! Давно ли они, сдавая экзамены по марксизму-ленинизму, сами настаивали на том, что революционный путь принципиально отличается от реформаторского, что социальная революция есть способ перехода от изжившей себя общественно-эко номической формации к более прогрессивной. Конечно, как говорит ся, своя рука владыка. Высшая советская власть является высшей властью и в идеологии. Она может позволить себе иногда пококет ничать фундаментальными понятиями подвластной идеологии. Тем бо лее это так лестно - войти в историю в качестве революционера, причем - революционера особого рода, совершившего переворот, можно сказать, в одиночку. Что за человечище! Маркс, Ленин и Сталин вместе взятые были неспособны на такое. А о Хрущеве и го ворить нечего: мелочь!

Но дело в том, что и идеология имеет свои законы, неподвласт ные даже таким "революционерам", как Горбачев. И нарушение этих законов не может пройти безнаказанно даже тем, кто хозяйничает в идеологии. Легкомысленное обращение с фундаментальными понятиями и положениями идеологии на самой вершине власти послужило зара зительным примером, и массы людей, как-то причастных к идеоло гии, ринулись в антимарксизм. И впереди всех бежали дезертиры марксизма, которые, по идее, должны были бы защищать его до пос леднего слова. Новое мышление горбачевцев переросло в бездумную и безответственную болтовню, чреватую тяжелыми последствиями. Впечатление такое, будто огромная историческая бомба попала в руки шалунов и недоумков, и те принялись колотить по ней чем по пало и ковыряться в ней с намерением полюбоваться на предполага емый фейерверк.

    - 7

Отказавшись от марксистско-ленинской идеологии как от руко водства к действию, горбачевское руководство, однако, не сделало таким руководством науку. Это не значит, что оно не привлекло к себе на помощь профессиональных ученых. Наоборот, оно привлекло их в огромном количестве, освободив их от всяких идеологических пут и позволив писать и говорить все, что им придет в голову. Но беда в том, что у этих ученых помощников и советников Горбачева просто не оказдлось необходимой науки, которая могла бы быть на дежным наставником действий власти. Бесчисленные советские уче ные за много десятков лет существования "коммунизма" оказались неспособными создать науку об этом типе общества, отвечающую критериям современной науки. Важнейшим препятствием на пути соз дания такой науки была все та же государственная идеология. Вся кие попытки идти по этому пути рессматривались как враждебная клевета на советское общество н преследовались. И теперь, когда это препятствие отпало, советские ученые стали в спешке высказы вать свои кустарные и скороспелые суждения, включая в них заимс твованные на Западе идеи, что породило чудовищный интеллектуаль ный хаос в горбачевском окружении. В кратчайшие сроки было сочи нено огромное количество всяческой чепухи. Бесчисленные шарлата ны и безответственные болтуны, включая титулованных советских академиков, бывших советских диссидентов, удравших на Запад за славой и комфортом, и западных советологов, настолько засорили и замутили интеллектуальную атмосферу в обществе, что только пол ное игнорирование производимой ими галиматьи и доверие к просто му здравому смыслу еще могло бы наставить руководство на путь истинный. Но, увы, всякие здравые суждения стали рассматриваться как проявления консерватизма, брежневизма и даже сталинизма.

    - 8

Только ничем неограниченная чушь, облекаемая в наукообразную форму, имела какие-то шансы быть замеченной.

    Глава 2. Современная политическая идеология.

Итак, советская официальная идеология обнаружила полную неспо собность отстаивать положительные достижения своего общественно го строя и критиковать дефекты западного, оказалась неподготов ленной к массированной идеологической атаке со стороны Запада. В стране началась идеологическая паника. Появились идеологические дезертиры, предатели, перевертыши. Идеологические генералы нача ли перебегать к противнику. Началась беспримерная оргня очерне ния всего, что касалось советской истории, советского социально го строя и коммунизма вообще.

Идеологический перелом не ограничился сферой сознаний. Новая идеология ("новое мышление") стала внедряться в практику. Начав с серии бессмысленных насильственных реформ и потерпев на этом пути банкротство, советское руководство встало в конце концов на путь насильственной "западнизации"**) страны - стало насаждать западные политические формы и социальные отношения. В языке про паганды их назвали рыночной экономикой и демократией. Подчерки ваю искусственый и насильственный характер этих преобразований. В Советском Союзе до этого не созрели и не могли созреть в прин ципе никакие предпосылки для перехода к капиталистическим соци альным отношениям и к соответствующим им политическим формам. В массе населения не было никакой потребности в переходе к капита лизму. Об этом мечтали лишь преступники из "теневой экономики",

    - 9

отдельные диссиденты, скрытые враги и часть представителей при вилегированных слоев, накопившая богатства и хотевшая их легали зации. Начавшийся позднее энтузиазм по поводу ломки всего со ветского был результатом новой, антисоветской и антикоммунист нческой пропаганды и массового помутнения умов, а в верхах влас ти - просто желанием угодить западным хозяевам, без поддержки которых они давно были бы выброшены на помойку истории.

Результаты насильственной западнизацин Советского Союза не за медлили сказаться. Начался стремительный распад всех основ со ветского общества. Стала разваливаться экономика, деградировать культура, разлагаться моральное и психологическое состояние ши роких слоев населения.

Под предлогом борьбы против якобы преступного коммунизма и роспуска КПСС была буквально разгромлена вся система государс твенности. Распался Советский Союз. Страна покрылась сетью кро вавых конфликтов. Расцвела преступность. Разрушены все лучшие достижения советской истории, доставшиеся ценой неимоверных уси лий миллионов людей в течение многих десятилетий. Началось такое разграбление богатств страны, какого не позволяли себе победите ли в войнах прошлого с побежденной страной. "Холодная" война вступила в завершающую фазу - в фазу превращения России в "коло ниальную демократию"***).

"Западнизация" есть особая форма колонизации, в результате ко торой в колонизируемой стране создается социально-политический строй колониальной демократии. По ряду признаков это есть про должение той прежней колониальной стратегии западноевропейских стран, особенно Великобритании. Но в целом это есть новое явле ние, характерное для современности. Изобретателем его можно с

    - 10
    полным правом считать США.

Колониальная демократия не есть результат естественной эволю ции колонизируемой страны в силу внутренних условий и закономер ностей ее социально-политического строя. Она есть нечто искусс твенное, навязанное этой стране извне и вопреки ее исторически сложившимся тенденциям эволюции. Она поддерживается методами ко лониализма. При этом колонизируемая страна вырывается из ее прежних международных связей. Это достигается путем разрушения блоков страны, а также путем дезинтеграции больших стран, как это имело место с советским блоком, Советским Союзом и Югослави ей.

За вырванной из прежних связей страной сохраняется видимость суверенитета. С ней устанавливаются отношения как с якобы рав ноправным партнером. Для значительной части населения сохраняют ся какие-то элементы предшествующих догм жизни. Создаются очаги экономики якобы западного образца под контролем западных банков и концернов, а также - как явно западные или совместные предпри ятия. Я выше употребил слово "якобы", так как эти очаги экономи ки суть лишь имитация современной западной экономики.

Стране навязываются внешние атрибуты западной политической системы - многопартийность, парламент, свободные выборы, прези дент и т. п. Но они тут являются лишь прикрытием режима совсем не демократического, а скорее диктаторского (авторитарного). Экс плуатация страны в интересах Запада осуществляется силами незна чительной части населения, наживающейся за счет этой ее функции. Эти люди имеют высокий жизненный стандарт, сопоставимый с тако вым самых богатых слоев Запада.

Колонизируемая страна доводится до такого состояния, что ста

    - 11

новится неспособной на самостоятельное существование. В военном отношении она деморализуется настолько, что ни о каком сопротив лении и речи быть не может. Вооруженные силы сохраняются лишь для того, чтобы сдерживать протесты населения и попытки оппози ции изменить ситуацию.

До жалкого уровня низводится национальная культура. Место ее занимают самые примитивные образцы западной культуры, вернее псевдокультуры Запада. Массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со сторо ны властей, доступные развлечения, система ценностей, избавляю щая людей от усилий над собой и от моральных ограничений.

Нужно быть слепым, чтобы не замечать, что Россию нынешние ее правители усиленно толкают на путь колониальной демократии. И нужно быть врагом своего народа и предателем Родины, чтобы изоб ражать этот процесс как благо для народа. Россия никогда и ни при каких обстоятельствах не превратится в страну, аналогичную странам Запада и равноценную им в этом качестве, - не станет частью Запада. Это исключено в силу ее географических, истори ческих и современных международных условий, а также в силу ха рактера образующих ее народов.

Утверждая это, я не становлюсь на сторону проповедников теории исключительности судьбы России. Я утверждаю, что исключительной является историческая судьба Запада, а не России. Западный тип общественного устройства (капитализм и демократия) дал положи тельные результаты лишь в немногих странах мира, а именно - лищь в странах Запада с определенным человеческим материалом. Для по давляющего большинства народов планеты он оказался либо гибель ным, либо обрек их на роль придатков и сферы колонизации Запада.

    - 12

Россия уже сыграла исключительную роль в истории человечества, создав коммунистический социальный строй, который на некоторое времи позволил ей сохранить независимость от Запада к вдохновил другие народы на это. Теперь Россия эту роль утратила, возможно - навсегда. Теперь Запад просто не допустит, чтобы в мире поя вился мощный западнообразный конкурент на мировых рынках в лице России. Россия нужна Западу не как партнер в дележе мира, а лишь как зона дележа. Русским в планах Запада уготована судьба, ана логичная судьбе незападных народов, т. е. судьба заурядная и по зорная для бывшей великой страны и второй сверхдержавы планеты. Может ли Россия избежать такой участи? Возможности у нее для этого не велики, но исключать их полностью было бы ошибочно. И главное, на мой взгляд, условие для этого - осознать с полной н беспощадной ясностью то, в каком положении она оказалась и по какой причине. В России же ощущается страх перед такой ясностью. Ничем не сдерживаемое словоблудие заполнило всю интеллектуальную сферу общества. Люди боятся признаться себе в том, что совершили беспрецедентную в истории глупость, поддавшись добровольно влия нию реформаторов и их западных наставников, н боятся это выска зать вслух. В этом страхе кроется, на мой взгляд, главное пре пятствие для реализации возможности, о которой я сказал выше.

    _@_P_w__A_
    Примечания:
    1) Словарь иностранных слов, указ. лит. , с. 239.
    2) Зиновьев А. А. , указ. лит. , с. 487.
    3) там же, с. 488.
    Список используемой литературы:

1) Зиновьев А. А. Кризис коммунизма. - М. :Центполиграф, 1994. 2) Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. - М. :Изд-во АПН, 1989. 3) Словарь иностранных слов. / Под ред. И. В. Лехина и др. - М. : "Советская энциклопедия", 1964.

4) Антонов-Овсеенко А. В. Сталин без маски. - М. :Вся Москва, 1990.

    _@_S__A_

Все права защищены. Ни одна часть этого произведения не может быть воспроиз ведена любым копировальным способом, а также издана без письменного согласия автора.

Мнения, изложенные в реферате, не обязательно совпадают с мнениями автора. Распечатка производилась на принтере "Электроника-МС6312м". Приношу глубокие извинения за качество печати.

    Легеньков Петр.


© 2010 Собрание рефератов