Рефераты

Политико-административное деление России

Политико-административное деление России

Дата добавления: март 2006г.

    Политико-административное деление России

Государственное устройство России, принципы федерализма России, проблемы национально-административного деления.

    Субъекты РФ, их число, виды.

1. Государственное устройство России, принципы федерализма России, проблемы национально-административного деления.

Суверенные государства имеют различные формы организации хозяйства (правления). Важнейшей из них является государственный строй (формы правления). Принципы государственного, социально-экономического и территориального устройства любой страны закреплены в ее основном законе (конституции). РФ– суверенная демократическая республика (президентская) – имеет федеративную форму государственного устройства, что отражено в новой конституции страны (от 12 декабря 1993 года) и федеративном договоре.

    Принципы построения федерализма России основываются на:
    А) добровольном объединении ее субъектов
    Б) принципе равноправия и самоопределения народов

В) национальном принципе и незыблемости ее демократических основ. Субъекты федерации (республики, области, края, автономные округа (а. о. ), автономная область (А. О. )) состоят из самоуправляемых территориальных образов и самостоятельно определяют свое территориально устройство.

Основное положение федерального договора предусматривает разграничение полномочий между РФ и ее равноправными субъектами.

К ведению федеральных органов государственной власти относятся, например, такие ф-ции как: принятие и изменение конституции страны, защита прав и свободы человека, финансовая, валютная, кредитная, таможенное регулирование, бюджет, налоги, транспорт, внешняя политика и международные отношения, оборона, защита границ, территориальных вод, воздушного пространства и т. д.

В совместном ведении РФ и субъектов находятся вопросы пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, установления общих принципов налогообложения и др.

Субъекты федерации наделяются при этом широкими полномочиями для самостоятельной хозяйственной деятельности, заключения между собой прямых торговых соглашений, осуществления внешней экономической деятельности, правового регулирования социально-экономического развития, в т. ч. Принятия законов и иных правовых актов (в соответствии с основным законодательством РФ).

Новая конституция России и федеральный договор в корне изменили характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, существенно расширив их хозяйственную деятельность и создав тем самым благоприятные предпосылки для вхождения на рынок.

Президент (гарант конституции) имеет широкие полномочия, но его власть ограничена парламентом.

Законодательная властьпринадлежит парламенту, который состоит из 2-х палат: верхней (Совет Федерации) и нижней (Госдума).

Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Федерация строится по национальному и территориальному принципу, который, в значительной мере, определяет содержание и структуру государственного устройства.

Национально-административное деление РФ имеет свои проблемы, связанные с характером политического строя, формой правления, которые определяются историческими условиями образования федеративной национальности–религиозным составом, своеобразием культуры и быта России. Большинство населения Росси составляют народы, исповедующиеправославную религию – 86%. В Урало-Поволжье и Сибири проживают татары (5, 5 млн. ) и башкиры (1, 3 млн. ), составляющие наиболее многочисленную группу исламских народов, находящихся в Центральной России.

Другой массив мусульманских народов –на Северном Кавказе. Наиболее многочисленны чеченцы (900. 000). Всего мусульман в России проживает 3 млн. человек. Православные осетины живут в центре Кавказа, образуя как бы “христианский коридор” из русских районов России через горские народы в Грузию и Армению.

Предгорье Северного Кавказа –один из неспокойных регионов России. Это связано как со сложной экологической ситуацией, нехваткой сельскохозяйственных земель, невысоким уровнем промышленного развития, высоким естественным приростом. Так и с последствиями национальной политики России, начиная с кавказских войн, и, заканчивая переселением некоторых народов. Эта практика продолжалась в 20-е–30-е годы (казаки были насильно переселены в Сибирь и Казахстан) и годы ВОВ (чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки). В 1956-1957 г. высланному народу было разрешено вернуться. Отсюда, возникламасса конфликтных ситуаций, часть из которых неразрешена до сих пор. Буддизм исповедуют буряты и калмыки, а также тюрко-язычные тувинцы. Иудаизм распространен незначительно, –главным образом, среди евреев, проживающих в крупных городах европейской России. Кроме этого, православную религиюисповедуют народы, говорящие на финских языках (3 млн. , из которых 1 млн. мордва). Представители этих народов легко ассимилируются русскими (чему способствовали их ранняя христианизация, а также рассредоточенное расселение: села этих народов находятся среди русских сел).

Рассредоточение многих народов на территории России (когда большинство живет за пределами основного этнического ареала) и общая “перемешенность” населения делает почти невозможным выделение “чистых” в этническом отношении территорий. Отсюда, следует очень важный вывод для государственного устройства России: все виды национальных автономий на ее территории должны иметь “мягкий” характер и не ущемлять права представителей любого из народов, проживающего на территории автономии. Видимо, в перспективе, ведущую роль должны играть не автономные территории, а национально-культурные автономии.

    2. Субъекты РФ, их число, виды.

В политико-административном делении России существуют следующие субъекты Федерации: - 21республика

    - 6 краев
    - 49областей
    - 1АО
    - 10 АО
    - 2 города федерального значения.


© 2010 Собрание рефератов