Рефераты

Ревионизм

Ревионизм

Дата добавления: март 2006г.

Ревизионизм (“пересмотр”) - обозначение идейно-политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой-либо теории, концепции или учения (“Всемирная история”).

Ревизионизм, антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма; оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, которое под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории. Различают ревизионизм справа, который заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами, и ревизионизм“слева”, подменяющий их анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению ревизионизм—результат мелкобуржуазного и буржуазного воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе—одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает общественное положение этих двойственных по своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции ревизионизм выступает как проводник влияния буржуазии в революционном рабочем движении. Методологическую основу ревизионизм составляют эклектическая смесь субъективизма, догматизма, механистического материализма, а также схематизм и односторонность.

Ревизионизм возник в конце 70-х гг. 19 в. в германской социал-демократической партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хёхберг, Э. Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром основных положений революционной теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в специальном письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. (“Циркулярное письмо”), дали решительный отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление ревизионизм оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др. ).

В конце 19 —начале 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектического материализма, пытались соединить научный социализм с кантианством, берклианством и махизмом. В экономической теории, ссылаясь на новые данные хозяйственного развития, они утверждали, будто вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны, т. к.  намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политической области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели—свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли, что политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма. “.... “Конечная цель — ничто, движение — всё”, это крылатое словечко Бернштейна, — писал Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений”(Полн. собр. соч. , 5 изд. , т. 17, с. 24). В начале 20 в. наряду с правым ревизионизм в революционном рабочем движении проявил себя и ревизионизм“слева”, который в то время распространился в романских странах как “революционный синдикализм” и который, как отмечал В. И. Ленин, “.... тоже приспособляется к марксизму, “исправляя” его .... ”. Научно обоснованную, глубокую критику ревизионизм дал В. И. Ленин. Обстоятельная критика ревизионизм содержится также в ряде работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др. После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в международное коммунистическое движение. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в международном коммунистическом движении в 20—40-е гг. проявил себя правый (правый уклон в некоторых компартиях) и “левый” (“левый коммунизм”) ревизионизм. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-ленинизм была предпринята внутри коммунистического движения в 50-х гг. Спекулируя на новых послевоенных явлениях и процессах, не получивших ещё научного марксистского объяснения, и некоторых трудностях развития коммунистического движения, в конце 50-х гг. широко распространился ревизионизм справа, пытавшийся столкнуть революционное рабочее движение на социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др. ]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя—Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюционному мятежу 1956 в Венгрии.

“Современный ревизионизм, —говорилось в Декларации 1957 Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, —пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его “устаревшим” и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба” (“Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм”, М. , 1961, с. 15). Международное коммунистическое движение осудило правый Р. как главную опасность, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников ревизионизма.

На протяжении 60 — начала 70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя ревизионизм “слева”. Особенно широко леворевизионистскую идеологию использует маоизм —мелкобуржуазное шовинистическое антисоветское учение. В теоретическом плане маоизм осуществляет пересмотр всех составных частей марксизма-ленинизма; он представляет собой беспринципное эклектическое сочетание ряда вульгаризированных марксистских положений с троцкизмом и национализмом. С праворевизионистских позиций в конце 60—начале 70-х гг. выступали О. Шик, Н. Свитак и др. (Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э. Фишер, Ф. Марек (Австрия) и др.

Современный правый ревизионизм в методологическом плане выступает против марксистско-ленинского учения по всей линии, по существу отвергает необходимость революции и стоит на позициях реформирования капитализма, утверждая, что современная научно-техническая революция полностью преобразует структуру общества, “размывает”классовые антагонизмы. Это приводит якобы к гуманистическому перерождению капитализма, интеграции рабочего класса в капиталистическую систему, к утрате им своих революционных традиций и ведущей роли, которая переходит к интеллигенции. Правый ревизионизм утверждает, что произошла“стагнация завоеваний социализма”, выдвигает требования его “гуманизации”, установления “социализма с человеческим лицом”. Реальное выражение подобные лозунги получили в призывах к ослаблению государственного руководства экономикой, допущению“свободной игры политических сил”, “чередования партий у власти”, т. е. возврату на деле к буржуазной демократии. Правый ревизионизм ратует за многообразие принципиально отличающихся“моделей социализма”, за плюрализм марксизма.

    Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф. , [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. (“Циркулярное письмо”) от 17—18 сент. 1879 г. , Соч. , 2 изд. , т. 19; Ленин В. И. , Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч. , 5 изд. , т. 17; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20; его ж е. Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Детская болезнь“левизны”в коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М. , 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М. , 1969; Против современногоревизионизма, М. , 1958; Бутенко А. П. , Основные черты современного ревизионизма, М. , 1959; его же. Реформизм и правооппортунистический ревизионизм, в кн. : Идеология современного реформизма, М. , 1970; Марксизм-ленинизм— единое интернациональное учение, т. 1—3, М. , 1968—69; Мазур В. Н. , Ревизионизм вчера и сегодня. К. , 1973; Современный правый ревизионизм, М. — Прага, 1973; Всемирная история.


© 2010 Собрание рефератов