Рефераты

Теоретическая политология

Теоретическая политология

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации.

Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова. факультет социально-политических наук

    Часть II
    Теоретическая политология
    Подготовил: Григорьев П. В.
    GPV2@yandex. ru
    .
    Ярославль 2002г
    СОДЕРДАНИЕ
    Политика как наука и учебная дисциплина
    Предмет, законы и категории политики.
    Политика как общественное явление.
    Содержание мира политики.

Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США. Немецкая школа политической науки.

    Политическая школа Франции.
    Методы и функции политологии.
    Место политологии в системе гуманитарных знаний.
    Типология форм политического устройства по Аристотелю.

Концепция “общественного договора” и “естественного права” (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Учение Ш. Монтескье о разделении властей.

    Политическая власть: сущность и структура.

Механизм осуществления политической власти (объяснить структуру народовластия в России) Эффективность и легитимность власти (начертить и объяснить схему структуры местного самоуправления в РФ). Типы политического господства по Веберу (Рассмотреть схему – легальное, традиционное, харизматическое господство). Объяснить уровни легитимности власти, дать понятия , разобрать схему. Гражданское общество – понятие, структура, функции.

Группы интересов - понятие, структуры, функции и типы. Лоббизм. Правящая элита и ее роль в политике.

Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества. Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили (схема №10). Политический режим – понятие, типы.

    Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
    Авторитарный политический режим.
    Политология как наука и учебная дисциплина

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как “монархия”, “олигархия”, “демократия”, “аристократия”. С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно. Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения, связи с другими сферами общественной жизни. В современной политической науке нет однозначного определения термина “политика”, что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Как следствие, политология, выступая в качестве интегральной науки о “политике” имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин: Политическую философию. Она дает ключ к определению методологии принципов исследования, представлению о месте политики в системе соц. Отношений, закладывая тем самым категориальный аппарат политической науки. В современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система общества. Политическую историю. (ИПУ). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные исторические эпохи. Политическую теорию. Она рассматривает прежде всего институциональные аспекты организации власти. Обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, партий и т. п. Политическую социологию, как наиболее разветвленную отрасль политического знания, занимающуюся изучением конкретных политических процессов и явлений. Она построена на сборе обобщений и анализе имперических данных, в современных условиях служащих рациональной базой реальной политики. Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах. Политическую антропологию, исследующую предпосылки и условия вхождения людей в сферу политического, стремящеюся установить следы присутствия человека в политике. В настоящее время политология как наука занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных политических ассоциаций (Американская ассоциация полит. наук, Ассоциация полит. исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т. д. ).

    Предмет, законы и категории политологии.

Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании предмета политологии. В большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию предметом ее является политическая жизнь в целом. Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, в этом смысле предмет, является как бы тем объединяющим фактором. Что же касается объекта политологии (т. е. то, что она изучает) то в роли его выступают: Принципы функционирования политической системы общества

Роль и соотношение ее основных компонентов: государства, политических партий, общественных организаций и т. д. Способы проведения в жизнь государственной политики

    Механизмы регулирования общественно-политических отношений
    Комплекс проблем, относящихся к властному взаимодействию.

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о “политике”, “технологии” политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни. Раскрытие содержания сложнейшего мира политики становится возможным благодаря существованию категориального аппарата. Категории политологии - это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Существуют как общие, так и частные категории политологии. Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся: цивилизация, общество, население, народ, свобода, власть, право, культура и . д. Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на стыке с ней - это категории: Политики, политической власти, правового государства, частной собственности, политической системы, политической культуры, общественного мнения и т. д. Все связи и отношения в политологии в конечном счете детерминированы теми или иными законами. Законы политологии - это объективно существующие и необходимые связи между явлениями. Они действуют в процессе формирования, утверждения, функционирования и развития того или иного явления политики и реализуются через деятельность людей. Законы политологии - являются общими! Существует множество оснований для их классификации. Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления на 3 группы: группу - составляют законы полит. экономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой группу - образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений, как особых социальных схем. группу законов можно условно назвать политико-психологической, т. к она характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического. Довольно известным в политологии является деление законов по масштабу проявления на 3 группы: группу составляют законы, действующие во всех общественных системах группу - законы, действующие лишь в некоторых общественных системах группу - законы, действие которых ограничивается одной общей системой. Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, а вторые -его переход от одного качественного состояния в другое. И последняя градация законов по способу проявления на динамические, т. е. определяющие однозначную связь между явлениями в процессе формирования, утверждения и функционирования, и статические, обуславливающие связь явлений в этом процессе с определенной долей вероятности, условности.

    Политика как общественное явление.

В современной политической науке нет однозначного определения термина “политика”, что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру; субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей. Политика - это действия (греч. “Государственные дела”), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий. Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой. Характерные черты политики:

связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности: мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но и действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов. любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для решения проблем всего общества. связь с действиями и интересами больших масс людей.

властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий. Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так властный характер политики, предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы, предполагает обращение к механизмам власти. Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: “Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами”. Ленин давал свое понимание политики, как “области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами”. Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.

    Содержание мира политики.

Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов: Как сфера общественной жизни

    Как один из видов активности социальных субъектов
    Как определенный тип социальных отношений.

В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней закрепляются функции согласования общественных и частных интересов, осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление общественными делами и регулирование людьми. В 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов. В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий. В богатый и многообразный мир политики входит (сема1): наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями, идеями; установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления; регулирование и согласование интересов групп, классов - обеспечивающее целостность общества; отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.

    Ведущая роль современной зарубежной политики:
    школа политологов США.

Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О роли и значении политологии в современном обществе можно судить только проанализировав основные направления исследования и методологическую основу науки. Сегодня принято выделять 4 направления исследований *методов в зарубежной политологии: Сравнительные политологические исследования - т. е. используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения. Исследования в области международных проблем - т. е. исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности. Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран. Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний. Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина. Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с кон. XIX в. , прошла ряд этапов. Хронологически их можно выделить следующим образом: период - с кон. XIX в. до Первой мировой войны.

    период - между двумя мировыми войнами.
    период - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.

Первый период характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др. ) создаются высшие отделения политологической науки. Именно в то время особое внимание уделялось связи государства и общества, а также империческим подходам к анализу деятельности правительственных и иных институтов. С этой целью в США были созданы специальные центры: в начале 1906 года на местном уровне, а затем в 1914 - и на уровне федеральном. Эмпирико-реалистическая тенденция все заметнее проявлялась также при исследовании самого политического поведения индивидов. Особенно она обнаружилась в работах А. Бентли, В. Вильсона. Второй период характеризуется противодействием двух основных направлений в американской политологии: сциентического и антисциентического. Первое направление, связанное с именами таких американских политологов, как Ч. Мерриам, У. Манро, базируется на исключении ценностного подхода при исследовании конкретной политической жизни, и превращения политологии в науку предсказания. Второе направление (антисциестическое) видным представителем которого был Ч. Бирд, критиковало сциентизм за ориентацию политологов на однобокое исследование и накопление данных, по частным проблемам со ссылкой на специфические практические дела, за игнорирование смелых суждений, широких обобщений и вторжений в большие дела политики. Эта дискуссия между двумя направлениями имела положительное влияние на развитие американской политической науки, она способствовала сближению политологии с социологией (использование разработок социологов по научному инструментарию исследований), с психологией (перенос в политологию идей психоанализа). Наконец, характеризуя третий период, можно выделить следующие направления: Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации. Если рассматривать методологию американской политической мысли исходя из вышеуказанных 4 направлений исследований, то: Сравнительная политология- предполагает не только умелое владение методами количественного анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучения. Среди видных представителей этого направления можно выделить Алмонда, Вербу, Липсета, Бжезинского. Международные отношения и мировая политика, а также изучение отношений между Востоком и Западои - основными методами исследования в этом направлении служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Высокопрофессиональными специалистами в этой области в США являются Маккой, Каплан, Рассет. Исследование динамики общественного мнения - основным методом исследования служит статистический метод, он помогает наглядно изучить и оценить политическое поведение граждан, их политический опыт и ожидания. В числе известных представителей данного направления в США находятся Даль, Дойч, Хантингтон, Джонс, Феслер и др.

Таким образом перечисленные направления современной политологии являются общими и в то же время в научных исследованиях конкретных стран (Примером служило США) они подразделяются на более узкие области политического исследования. Немецкая школа политической науки.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях: Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм). Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер) Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф). Подробнее остановимся на основных политических концепциях. Большинство из них связаны с так называемой Франкфуртской школой, котороя сложилось на базе Институтата социальных исследований при Университете во Франкфурте-на-Майне в 20-х гг. XX века. Адорно Хабермас – видный представитель немецкой философии. В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (1968). Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие – публичность, общественность. Другую важную тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и демократии. Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер. Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную политологическую мысль. Продуктивное восприятие его идей ощутимо во многих странах, особенно в США. Эрих Фромм - известный мыслитель XX столетия. Его популярность во всем мире и влияние его идей на современное сознание значительны. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века. Велик его вклад в развитие современной политической философии. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно- социалистического. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ Фромм также активно исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностей и поведенческих структур. Карл Поппер - влиятельный современный мыслитель, одним из величайших в ХХ столетии защитников открытого общества. В своем фундаментальном труде "Открытое общество и его враги" (1945) Поппер пытается ответить на главный вопрос - как возможно организовать массы в сообщества без излишнего ограничения свободы личности. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы, в том числе как средство, которое не срабатывает, если общество, использующее его, еще не приготовлено ценить свободу и толерантность, а только понимает важность этих ценностей. Демократия, то есть воля большинства, может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует. К. Поппер рассматривал открытое общество как наилучшую форму общественной жизни, определяя его как общество, "освобождающее критические силы человека". Он противопоставляет открытому обществу закрытое, или "родоплеменное" с его подчинением магическим силам. Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот. Именно поэтому мыслитель ратовал за то, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданности государству с определенной настороженностью, даже некоторым недоверием к государству и его чиновникам, в его обязанности входит наблюдать и следить за тем, чтобы государство не преступало пределов своих законных функций. Ведь институты государства могущественны, а там, где есть сила, всегда существует опасность злоупотребления ею - угроза свободе. В конце концов, заключает Поппер, только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счет обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы. Ральф Дарендорф – представитель немарксистской теории социального конфликта в обществе. Его теория развивается по 5 основным направлениям: Общество конфликтно, а не равновесно

Социальное равенство не достижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения. Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы. Изучение взаимоотношений группы и индивида.

Конфликты в обществе по поводу ресурсов, как противоположность норм и ожиданий. Дарендорф выделяет участников конфликта: это господствующие над ресурсами с одной стороны и исключенные из этого процесса с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности, которая порождает множество мелких конфликтов, разъединяющих социальные группы, которые в конечном итоге стирают грань основного конфликта и сужают его.  

    Политическая школа Франции

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа: Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор. Наиболее характерной чертой первого этапа является исследование политических процессов в рамках конституционного права. Причем происходило это по 3 основным путям: Путь - связан с политизацией конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу “Элементы конституционного права”, в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об “игре политических сил” в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа. Путь - выражался в социологизации конституционного права - в расширении его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она не только вооружила исследователей социологическими методами анализа, но и придала социологическую направленность всей конституционно-правовой проблематике. Следствием этого явилось доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии. Путь - заключался в выходе исследователей за рамки конституционного права вообще.

Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др. ) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на: Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики. Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи. Развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

    Методы и функции политологии.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает “путь исследования, познания” т. е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Существует определенная периодизация хода их исторического развития: Классический период до XIX века, связан с логико-философским и морально-этическим подходом в методологии. XIX-нач. XX вв. Институциональный период, на передовые позиции выходят историко-сравнительный и институциональный методы. Бихеовиористский период – на первое место выходит количественный метод Постбихеовиористский период – характеризуется сочетанием традиционных и новых методов. Однако споры о приоритетных подходах продолжаются. Сегодня принято выделять основные методологические принципы познания и исследования политики: Комплексное применение методов исследования

    Альтернативность оценок
    Равноправие первоначальных выводов

Приоритет общественного субъекта в политике над личностным. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: Институциональный метод

    Социологический метод
    Сравнительный метод
    Антропологический метод
    Психологический метод
    Бихеовиористский метод
    Коммуникативный метод
    Метод политического моделирования

Институциональный метод – широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и . п. ). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Социологический метод – представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов, путем анкет, опросов и т. п. Социологический метод используется для выявления состояния общественного мнения, создания представлений об ориентациях участников политического процесса. Сравнительный метод – иначе его называют компоративный – он известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т. к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение одинаковых явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований: Кросснациональные- сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т. п. Кросскультурные – нацеленные на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов. Антропологический метод – исходит из природы человека. Исследует влияние национального характера на политическое развитие. Психологический метод – заключается в изучении в изучении соотношения личности и власти. Ориентирован на изучение индивидуальных качеств и черт психики конкретного человека. В основе его лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Бихеовиористский метод – возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Все выводится из анализа поведения человека. Коммуникативный метод – разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки. Метод политического моделирования – основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели – измерительные, описательные, предсказательные и др. Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции. Выделим 6 основных: Познавательная – осуществляется в ходе познания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах. Прогностическая – основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов. Практическая – представления о смысле и возможностях политики влияют на практическое управление, ход реализации поставленных в политике целей. Идеологическая – определяет стратегию политического поведения, служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности. Культурная – эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремится. Воспитательная (регулятивная) – в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

    Место политологии в системе гуманитарных знаний.

Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий, но, конечно, предмет изучения существенно различен. В отличие от других наук политология имеет цель проникнуть в сущность такого сложного феномена, как политика, выявить связь элементов, определенные основания, закономерности, действующие в разных общественно политических системах, а также наметить реальные результаты. В наш век комплексного взаимодействия наук невозможно изучать сложные политические процессы без учета взаимодействия общественных (гуманитарных) наук. В связи с этим существует давняя связь политологии с: Экономикой

    Исторической наукой
    Юридической наукой
    Социальной психологией
    Философией
    Политической социологией

Подробнее рассмотрим эту взаимосвязь, т. к. она дает нам объективное представление о месте политологии в системе гуманитарных знаний. Так, политология тесно связана с экономикой. Без знания последней сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или наоборот тормозить. Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Политология однако не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие (“творить историю”). В этой связи очень важна аналитическая работа. Политология взаимодействует с юридической наукой, так как правовые и политические отношения тесно переплетены друг с другом. Политическая власть не может функционировать без правового оформления. В некоторых аспектах предмет политологии и юридической науки совпадает, только рассматривается под различным углом зрения. Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т. к. вопросы изучаемые социальной психологией занимают большое место в изучении политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения. Своеобразно отношение политологии с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Закладывает категориальный аппарат. Политология тесно связана и с политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой, и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества. Помимо вышеуказанных связей, многие положения и выводы политологии как таковой составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин: теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и т. д. Политология сегодня активно использует и данные естественных наук: географии (при изучении влияния природных факторов на политику), демографии, антропологии, кибернетики. С их помощью она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и т. п. Таким образом в системе гуманитарных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук, и на базе их выстраивает исследования и обеспечивает объективные знания о политических системах. Типология форм общественного устройства по Аристотелю.

Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, одни народы поддаются только деспотической или царской власти, “а для иных нужна свободная политическая жизнь”. Эта проблема сменяемости форм общественного устройства является традиционной в философии. Особое место в ее изучении занимают труды Аристотеля. Главную задачу политической теории Аристотель видел в поиске совершенного государственного устройства. С этой целью он разделил политические устройства по двум критериям:

    Правильные формы правления:

Монархия — древнейшая, “первая и самая божественная”, форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза. Аристократия – форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, людей, правящих в интересах общества. Полития (республика) — власть большинства . Но у большинства единственное общее им всем добродетель — воинская, поэтому “республика состоит из людей, носящих оружие, которые по природе своей воинственны”. Обладает ли большинство преимуществом перед меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже отдельного члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства, при условии, что оно достаточно развито.

    Неправильные формы:

Тирания – деспотическая форма правления, при которой власть, осуществляется по собственному произволу единоличного правителя. Аристотель резко отрицательно относится к тирании, считая ее противоестественной и не согласной с природой человека. Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых – это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах. Демократия - это “самая сносная из всех худших форм политического устройства” - считает Аристотель. Говоря о ней, он подчеркивает, что это власть большинства не только свободных, но и бедных, т. е. количественный принцип у него доминирует над имущественным.

Политические симпатии самого Аристотеля – на стороне политии, смешенной формы государства, возникающей при сочетании лучших черт олигархии (управление людей богатых, стремящихся к стабильности) и демократии (имеющую систему мер, направленных против узурпации власти, способной в большей мере осуществлять в политической жизни интересы средних классов).

    Концепция “общественного договора” и “естественного права”
    (Т. Гоббс, Локк, Ж. -Ж. Руссо).

Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди их множества следует выделить следующие: 1. Мнению Платона: общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд, 2. У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что государство воплощает в себе систему отношений особого типа - отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими. 3. В средневековой Европе прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим, 4. В 17 - 18 вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий “общественного договора”. Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.

    Томас Гоббс и его теория общественного договора:

Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя , форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т. е. основывающейся на аргументах разума) форме. По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение , обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении . Это взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства , по убеждению Гоббса , должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

    Джон Локк об общественном договоре и естественном праве:

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704). В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк видит в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми , так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк же акцентирует внимание на том, что люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами . Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства. Локка часто относят к числу основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.

Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо. Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том , что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

    Учение Ш. Монтескье о разделении властей.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов