Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке - (реферат)
Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
(1-2) 2МИФЫ ДРЕВНОСТИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА И ЛЮДЕЙ. 2ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 2ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. _ 2ПЛАН . 0: 1) Что такое миф? Происхождение мифа. 2) Основные тематические циклы мифов и их содержание. 3) Особенности мифологического сознания. 11) Что такое миф? Происхождение мифа.
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего антич ные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и челове ка, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Диони се, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злок лючениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские ми фы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянс ких, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Оке ании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусуль ман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологи ческие предания.
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии историчес кого развития более или менее развитая мифология существовала практи чески у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о _происхождении мифа ...Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и соци альной стихии, сущности человека.
Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ни же, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказа ний.
2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выде лять несколько важнейших циклов. Назовем их:
* космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной, * антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человечес кого общества,
* мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
* эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен. Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов. 2Космогонические мифы 0, как правило делятся на две группы:
1мифы развития 0 | 1мифы творения |
В мифах развития происхождениях ми-|В мифах творения акцент делается на ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен цией, превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элемен менного первоначального состояния, |тов (огня, воды, воздуха, земли) предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом, Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном, творцом (творец может кая мифология), небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного петская, скандинавская и др. мифоло-|гагары, вороны, койота). Самый извест гия). ".... все было в состоянии неиз-|ный пример мифов творения-библейский вестности, все холодное, все в молча-|рассказ о семи днях творения: "И ска нии: все бездвижное, тихое, и прост- |зал Бог: да будет свет.... и отделил ранство неба было пусто.... " - из |Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет мифов Центральной Америки. |днем, а тьму ночью.... "
Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоя тельствах творения Вселенной.
2Антропогонические мифы 0 являются составной частью мифов космогоничес ких. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает снача ла мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмер тия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
2Мифы о культурных героях 0 повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Проме тее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и чи тать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил го сударственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он тер пит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастаю щую вновь.
2Эсхатологические мифы 0 повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в куль турно-историческом процессе сыграли эсхатологические представле ния, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Су дия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и пра ведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным муче ниям.
13) Особенности мифологического сознания 0.
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить про исхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу челове чества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?
* В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрыв ное, единое,
* В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персони фицировано, одушевлено,
* Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действу ющее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие,
* Миф живет в своем , особенном времени - времени "первоначало", "пер вотворения", к которому неприложимы человеческие представления о тече нии времени,
* Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объ ясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?
* Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
* Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,
* Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
_Основные понятия . :
миф, группы мифов: космогонические, антропогонические, эсхатологичес кие, мифы о культурном герое.
_Вопросы и задания . : 1) Дайте определение основным понятиям.
2) Какие тематические группы мифов принято выделять науке? Чем объяс нить близость мифов, существовавших у народов, не вступавших в контакты друг с другом?
3) Расскажите известные вам космогонические, антропогонические, эсхато логические мифы, мифы о культурном герое.
4) Верно ли утверждение, что мифотворчество является фактом далекого прошлого. Что вам известно о мифах, возникших в современную эпоху?