Рефераты

Сравнение таинства крещения в исторической перспективе - (реферат)

Сравнение таинства крещения в исторической перспективе - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ
    БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    118 ГРУППА
    ПРЕДМЕТ:
    ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ
    СОЧИНЕНИЕ
    “СРАВНЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ”
    АВТОР
    КРАМАРЕНКО Ю. Я.
    МОСКВА
    2001
    План сочинения
    Определение Таинства Крещения и видимой его стороны
    как предмета описания.
    Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в
    исторической перспективе.
    ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
    МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
    ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
    РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
    ПЕРСПЕКТИВЕ.
    об истории развития таинства миропомазания.
    Выводы.
    Список литературы.

Определение Таинства Крещения и видимой его стороны как предмета описания.

В Православно–догматическом Богословии есть различные определения понятия “Таинство” [2, 6 –9]. Разница в них заключается не в различии подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия“Таинство” –оно для Церкви едино и неизменно, а только в стиле подачи информации. Все они, определения, могут быть сведены к следующему: “Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через которого всякий верующий получает Божественную благодать” [7, с. 313]. По Промыслу Божьему установлено семь Таинств, круг которых благодатным образом охватывает все потребное для человека, его жизни.

Первым из семи Таинств Церкви является Таинство Крещения –не принявший Крещения не может получать Божественную благодать, даваемую в остальных Таинствах. В Крещении человек–грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь рождается водою и Духом (Иоан. 3, 5), таинственно рождается в жизнь духовную. Как и в любом другом Таинстве Церкви, так и в Таинстве Крещения есть видимая и невидимая составляющие. Последняя является неизменной, со временем не меняется.

Невидимая составляющая Таинства Крещения –это действие невидимого Святого Духа, который таинственным образом (непонятным даже для ангелов, не говоря уже о людях), восстанавливает Божественную чистоту человека, освобождая его от первородного греха и грехов его жизни–делая в момент крещения человека святым, могущим войти в Царствие Небесное как истинно чистое первое дитя Божие. Так, архиепископ Дорофей указывает: “Крещение для христиан служит как бы дверью для уверовавшего во Христа, вводящей в дом Отца Небесного– его святую Церковь” [2, с. 66].

Видимая составляющая Таинства Крещения – это внешняя оболочка Таинства, его обрядовая сторона – троекратное погружение оглашенного верою грешника в воду с произнесением слов “во имя Отца и Сына, и Святого Духа”, завещенных нам Господом Иисусом Христом (Мтф. 28, 19). Епископ Кассиан (Безобразов) указывает, что сама“вода живая есть символ Святого Духа” [4, с. 209]. Архиепископ Николай (Кавасила) приводит чудный по своей сути пример значения Таинства Крещения для человека: “Так блаженный Порфирий, бывший в те времена, когда закон Христов овладел всею вселенною и голос проповедников услышали все люди, трофеи же мученических подвигов воздвигнуты были повсюду, яснее слова свидетельствуя об истинном Божестве Христа, и тысячекратно слышав учение, и бывши самовидцем таковых подвижников и чудес, оставался в заблуждении и ложь почитал вместо истины. Когда же крестился, и притом для шутки в игре, не только вдруг соделался Христианином, но совершился в лике мучеников. Ибо он был комедиантом, и занимаясь сим делом дерзнул и на сию смелость, дабы возбудить смех, и представил на зрелище крещение, и крестил самого себя, сойдя на театре в воду и провозгласив Троицу. Одни смеялись, коим казалось сие театральным представлением, а для него происшедшее было не смех и не тень, но истинное рождение и воссоздание и то самое, что составляет таинство. Ибо вместо комедианта вышел имея душу мученическую, тело мужественное, как бы привыкшее к любомудрию и подвигам, язык, извлекший у тирана вместо смеха гнев. И так возревновал он, проведший жизнь в игре, и так возжелал Христа, что претерпев многие мучения умер с радостью, даже и языком не изменив любви” [3, с. 51]. Чинопоследование Таинства Крещения символизирует духовное рождение человека. Однако язык символов–язык общения с Богом, сегодня, к большому сожалению, зачастую не понятен простому мирянину. О важности изучения видимых сторон Таинств Церкви и знания их особенностей православным людом проникновенно говорит протоирей Александр Шмеман: “Понять богослужение изнутри, открыть и испытать то явление Бога, мира и жизни, которое содержит в себе и сообщает богослужение, соотнести это видение и это величие с нашим собственным опытом, со всеми нашими проблемами–вот цель литургического богословия. И Крещение дает всему этому истинное начало, основание, ключ. Вся жизнь Церкви коренится в той Новой Жизни, которая воссияла из гроба в первый день нового творения. Это та самая новая жизнь, которая дается нам в Крещении и исполняется в Церкви” [14, с. 13]. Именно сравнение внешней, видимой стороны Таинства Крещения –чинопоследования в его исторической перспективе является предметом нашего описания.

Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе.

    ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

Таинство Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из различных элементов. Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются в чине постепенно, по мере необходимости.

Иисус Христос, Господь наш, установил только основную форму чина Крещения (Мтф. 28, 19; Иоан. 3, 5).

Священное Писание умалчивает о том, давал ли Господь Иисус Христос подробные наставления апостолам о частностях совершения ими Таинства Крещения. В своем фундаментальном исследовании“История чинопоследования Крещения и Миропомазания” А. Алмазов говорит о том, что Иисус Христос “как бы дает право апостолам, а равно и их преемникам, восполнить данное Им подробностями, какие будут требоваться, – по требованиям места и времени” [1, с. 645]. Чтобы понять логику развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе необходимо, как минимум, определить развитие этого чина: по месту совершения;

    во времени;

по наполняемости новыми элементам (по содержательной стороне). При этом в последнем случае, задача делится на две сослагаемые: историческое развитие внешнее – историческое насыщение чина Крещения новыми элементами; историческое развитие внутреннее – история движения по упорядочиванию и устойчивости самих этих элементов.

    МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

В апостольский век специального места для Крещения, как правило, не выбирали и совершали Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном случае, лишь бы был главный элемент ритуальной стороны–вода. Так, дьякон Филипп крестил евнуха в первом попавшемся источнике (Деян. VIII, 36).

А. Алмазов указывает: “Климент Римский также представляет ап. Петра проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, безразлично–из источника или ручья, или даже моря, ежели они крестятся во имя Святой Троицы” [1, с. 501].

Первые упоминания о специально выделенных местах для Крещения появляться во II веке. Так, по древнему преданию, “Папа Пий I (168 –175 г. г. ) освятил по просьбе св. Пракседы церковь в термах Новаты, и здесь же внутри устроил крещальный источник, в котором многих крестил”[1, с. 503]. При этом автор не указывает причин, по которым был построен специальный“крещальный источник”.

Видимо, основанием для появления первых крещален могли явиться следующие обстоятельства:

необходимость решения этического вопроса при одновременном массовом Крещении мужчин и женщин;

начало времени гонений на христиан – насущная необходимость в уединенном месте для Крещения. Начиная с IV века, с момента открытого строительства церквей, крещальни строят вблизи храмом, чаще всего– против главного входа. Как отмечает А. Алмазов: “этим как бы давалось понять – Крещение есть дверь, вводящая в церковь Божию – мысль, которую древние отцы и учителя Церкви развивали очень часто”[1, с. 505]. Подробное описание устройства крещальни можно найти у него же [1, с. 507– 512].

Крещальни как отдельные здания активно строятся и V веке. Однако с VI века их строительство постепенно прекращается. Объективным основанием для этого процесса послужило:

большинство взрослого населения окрестилось к V – VI векам; введение в повсеместную церковную практику крещения новорожденных, для которых не было необходимости в строительстве обширных крещальных зданий. Начиная с VII века крещальные купели переносятся во внутрь храмов, а начиная с VIII века баптистерии дозволено иметь не только в соборных храмах, но и в деревенских приходских церквах.

Патриарх константинопольский Алексий своим соборным определением 1029 года указывает, что исключительным местом Крещения признается храм [1, с. 517]. Поскольку крещальни имели башнеобразный вид Красносельцев выдвигает интересную гипотезу о том, что они послужили первообразом для колоколен, т. к. крещальни как особые здания стали выходить из употребления тогда, когда начали строить колокольни [5, с. 337].

На наш взгляд эта гипотеза достаточно романтична, но с хронологической точки зрения–имеет некоторое несоответствие. Так, во втором томе Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря указывается, что официально колокола разрешено было иметь при храмах только с середины XII века, а колокольни как помещения при церквах существовали начиная с XIV века [9, с. 1410]. На Руси место для Крещения естественным образом находится в помещение самого храма. Так, по замечанию одного иностранца побывавшего на Руси в XV веке“купель для Крещения ставится в церкви” [1, с. 520]. Таким образом:

I век – первая половина II века, нет специальных мест для Крещения; вторая половина II века – III век, строятся крещальни в укромных местах (в местах для богослужения); IV век –VI века, крещальни строят открыто и больших размеров против главных входов в храмы;

VII век –по настоящее время, купели (места для Крещения детей) и баптестерии (места для Крещения взрослых) размещают в помещении самого храма.

    ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения.

В I –II веках время Крещения строго не устанавливалось. Так, Тертуллиан, говоря о времени совершения Таинства Крещения, указывает: “Всякий день –Господень есть; всякий час, всякое время удобно для Крещения: правда есть разница относительно торжественности, но благодать одна и та же” [11; 1, с. 524]. Из последних слов Тертуллиана следует, что, как минимум, во II веке уже имели место определенные дни для совершения Таинства Крещения.

Введение во II веке в церковную практику определенного времени для совершения Таинства Крещения объективно диктовалось следующими обстоятельствами: С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди по слабости своей не выдерживали пыток), а как известно–кто отречется перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное (Мф. 10, 32, 33; Лук. 12, 8, 9). По любви Господа к своему созданию–человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей откладывали Крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся необходимое время как для научения основам веры, так и, самое главное, для испытания самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Желание крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно, по возможности отнести его ко дню христианского праздника.

О конкретных торжественных днях, когда совершается Крещение указывает Тертуллиан: “Торжественный день Крещения представляет Пасха; ибо в этот день и страдания Господа, в которые мы крестимся, исполнились … Потом Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения” [11; 1, с. 525].

После прекращения гонений на христиан, начиная с IV века крещальная практика тяготеет к совершению Таинства Крещения в строго определенные дни. Так, Василий Великий указывает: “Какое время более прилично для Крещения, как не день Пасхи. Ибо в этот день есть некоторое воспоминание Воскресения; Крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так, благодать Воскресения мы получаем в Воскресение” [1, с. 527]. В Апостольских Постановлениях указывается на совершение Таинства Крещения в Великую Субботу [1, с. 528].

В практике Западной Церкви обычай Крещения был более употребим в Пятидесятицу. Ко дням совершения Таинства Крещения также относились [1, с. 528 – 530]: день Рождества Христова (Галльская Церковь);

    день Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь);
    день храмового праздника (Иерусалимская Церковь);
    апостольские праздники (Галльская и Испанская Церковь);

дни посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь). Начиная с VII –VIII веков время Крещения в Восточной Церкви становится все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников, а начиная с IX века принято Крестить, когда бы ни случилось.

Одним из оснований для этого послужило 124-е правило Карфагенского Собора (419 г. ), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора, Константинопольского (680 г. ), которое гласит: “Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею”.

В Западной Церкви Крещение перестали совершать в строго определенные дни только начиная с XII века.

В практике Крещения в древней русской церкви имели место элементы древней церковной традиции–совершали Таинство Крещения в определенные дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось: “в пост ни человек, ни детина не крестится, ни страстная неделя, но в вербную и в субботу Лазареву и в великую субботу … аще ли болен, да крестите”[1, с. 537]. Затем в истории русской церкви наступает период безразличного отношения ко времени совершения Таинства Крещения– его совершают по мере необходимости – для младенцев, но все же, по возможности, в торжественные дни –для взрослых. Так, признанный авторитет в области истории чинопоследования Таинства Крещения А. Алмазов пишет во второй половине XIX века: “В настоящее время при Крещении взрослых, как было впрочем и всегда, принято наблюдать, чтобы оно по возможности для большей торжественности совершалось в какой–либо праздничный день” [1, с. 538].

    РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
    ПЕРСПЕКТИВЕ.

Св. Иустин, как отмечает архиепископ Филарет (Гумилевский), занимает первое место после мужей Апостольских, являясь учителем Церкви с ревностью и духом Апостольским [12, с. 62]. Именно по этому нам важно его свидетельство о чинопоследовании Крещения, приведенное Митрополитом Московским и Коломенским Макарием: “Кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся; потом проводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, т. е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого”[7, с. 323]. Митрополит Московский и Коломенский Макарий наряду с этим приводит и другие аналогичные свидетельства пастырей и учителей Церкви о совершении Таинства Крещения в первые века.

В I – II в. в. в чинопоследование Таинства Крещения входило: оглашение (наставление в истинах веры);

    покаяние с отречением от прежних грехов;
    открытое исповедание веры во Христа;

само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”; молитва самого крещаемого.

Однако с позиции упорядочения его составных элементов в I –II в. в. , как указывает А. Алмазов [1], до единообразия в крещальном чине еще было далеко.

Начиная со второй половины II века и, главным образом, в III веке внешнее развитие чина Крещения становится заметным [1; 8; 11]– появляются нововедения: введение в крещальный чин заклинательных молитв;

после Крещения облачение новокрещенного в белые одежды, надевание венца, торжественное введение его в собрание верующих, соединенным с произнесением за него молитв.

Согласно свидетельству “Апостольских Постановлений”(IV век) и частным свидетельствам, особенно в творении Тертуллиана [11], в приготовительной части Крещения существенное место занимают заклинательные молитвы; совершительная часть Крещения начинается отречением от сатаны, за которым следует сочетание Христу, помазание елеем, крещение воды. Само Крещение осуществляется троекратным погружением крещаемого в воду с произнесением крещающим слов“во имя Отца и Сына, и святого Духа”. После принятия Крещения новопросвященный произносит молитву Господню – “Отче наш”и другую, в которой испрашивает себе покровительство Божие. В след за этим актом, по всей вероятности, следовало участие новопросвященного в Литургии. Начиная с III века крещальный чин в различных Церквах представляет собой чин более или менее одного порядка, причем главные элементы чинопоследования Таинства Крещения располагаются более или менее в одной и той же последовательности, а элементы второстепенные– довольно целесообразно группируются вокруг первых. Таким образом, к концу III века в крещальный чин входят почти все современные обряды, только в более в простой форме.

А. Алмазов [1] указывает, что условия усложнения чина Крещения в III веке были довольно сложными, они состояли как во внешнем положении Церкви, так и во внутреннем ее состоянии:

развитие христианского сознания (внесение в чин таких действий как освящение воды, заклинание елея и заклинательных молитв вообще);

направление действующих сил Церкви этого периода –свет христианского учения уже проник всюду и наступало время обратить силы на деятельность внутри Церкви и, прежде всего, на устройство и развитие богослужебно– ритуальной стороны христианства.

Однако главным условием было отношение между язычеством и Церковью. Множество гонений, казней опустошали ряды членов Церкви. Церковь в тяжелые дни своего существования подкрепляла своих членов молитвами, в нашем случае–оглашенных, как также нуждавшихся в подкреплении молитвою допускала к участию в общих молитвах верных в общественном богослужении христиан, т. к. общественные моления скорее достигают своей цели. С другой стороны, усложнение приготовительной части чина Крещения было следствием желания Церкви оградить свои ряды от предателей. Само оглашение могло длиться несколько лет, в истории известны отдельные случаи, когда оно длилось 7 лет [1] .

На наш взгляд, удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о духовно– нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо: “Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими” (Лук. 12, 8). Сломавшийся же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: “А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими”(Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина–дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня” (Мтф. 5, 11).

IV –V веках устанавливаются более или менее прочные формы совершения чина Крещения, продолжается наполнение крещального чина новыми элементами, но акцент постепенно смещаться от привнесения новых элементов, к большему усложнению уже имеющихся. Причиной этому также послужило отношение христианской Церкви к язычеству [1]. В IV веке язычество предприняло последнюю попытку поколебать веру христианскую через торжественность, богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того времени было бедно. Как ответ на это в IV–V веках чин Крещения представляет собою в высшей степени торжественный и вместе с тем весьма обширный и многосложный акт. А. Алмазов приводит замечательное высказывание Рубцова, одного из исследователей Таинства Крещения, объясняющее такое чинопоследование следующим образом: “чтобы выразить все величие Таинства Крещения, приблизить его к пониманию человека и яснее представить ему те блага, какие сообщаются через Крещение, пастыри Церкви, как приемники апостольского служения, облекли его в благолепную одежду обрядов, знаменующих возрождение внутреннего человека” [1, с. 648]. На наш взгляд, такое торжественное совершение Таинства Крещения в IV –V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии–является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных. С падением язычества, в V веке, устранилось одно из важных побуждений к развитию великолепия обстановки в чинопоследовании Крещения. Вместе с тем остановилось и само развитие литургической стороны Крещения. Именно в этот период, в IV–V века, главным образом завершается упорядочение составных элементов крещального чина.

Начиная VI с века постепенно начинается суживание внешнего объема чина Крещения (он рассчитался на взрослого человека). Основанием для этого послужило повсеместное вхождение в практику крещения младенцев [1]. Так, чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого оглашения как обрядового акта, но с началом массового Крещения младенцев эти акты сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся в один день.

Несмотря на постепенное сужение чина Крещения, он, хотя и крайне медленно, но продолжал пополняться новыми элементами. Так, примерно в XVI веке в связи с тем, что Божественная Литургия стала совершаться от Крещения отдельно (без привязки ко времени совершения Таинства Крещения) Церковь нашлась вынужденной привнести в крещальный чин чтение апостола и Евангелия.

    И так, исходя из сказанного:

Полного развития своей внешней стороны чин Крещения достигает в IV – V веках. Главными внешними факторами его развития явились:

    противодействие в системе “христианство – язычество”;

результаты процесса развития теоретической христианской мысли. С VI века чин Крещения сужается и делается проще.

Главный фактор – введение во всеобщую церковную практику Крещения младенцев. Внутреннее развитие чина Крещения совершилось позднее внешнего –окончательное внутреннее развитие в VI веке, но отсутствие полного единообразия до XVII века (надо помнить, что до XVI века Богослужебные книги были рукописными и в них, по различным причинам, писцами вносились изменения). Чин Крещения первых веков сходен с Крещением настоящего времени не только в существенных, главных аспектах, но и в незначительных частностях.

    ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ.

Митрополит Макарий отмечает: “Главное невидимое действие Таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной” [7 , с. 358]. История внешнего развития чина Миропомазания гораздо проще, чем Крещения. Окончательное развитие чинопоследования Таинство Миропомазания получило в первые III века благодаря своему незначительному объему и занятию менее видного места, чем Таинство Крещения.

Современное чинопоследование Таинства Миропомазания в целом имеет те же элементы, которые были и во времена первенствующей Церкви.

Справедливости ради, надо указать, что некоторые прибавления все же имели место– это:

    акт омовения частей тела, помазанных святым Миром;
    чтение апостола и Евангелия.

С позиции внутреннего развития – все аналогично развитию чинопоследования Таинства Крещения.

    ВЫВОДЫ.

Наиболее полные и подробные выводы о развитии чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе можно найти у А. Алмазова [1, с. 683]. Здесь мы приведем только те, которым наиболее полно соответствует содержание нашего описания (естественно, что наши выводы были бы гораздо более скромными):

Вводя в чинопоследование новые действия, Церковь руководствовалась не подражанием кому–либо, а исключительно потребностью верующих и целесообразностью таких действий при чине Крещения, и потому в последний были внесены только действия вполне уместные здесь по своему внутреннему смыслу и значению.

Внешними факторами в деле введения новых действий были, с одной стороны –противодействие язычеству, как угнетающей силе и как пышному культу, а с другой– развитие до известной степени теоретической стороны христианского учения. Полное всестороннее обозрение исторической судьбы крещального чина дает право пометить в нем следующие периоды:

I –II века, период простоты и несложности крещального чина, полнейшей свободы в совершении его второстепенных актов;

III –V века, так называемый период торжественного крещального чина, во время которого развился и существовал институт оглашенных, Крещение совершалось в большинстве случаев в присутствии епископа и в торжественные дни, в этот чин быстро вводились один за другим новые торжественные обряды; VI –X века, период постепенного упрощения крещального чина, что случилось благодаря вошедшему во всеобщую практику обычая Крещения младенцев;

XI –XVI века, период постепенного развития все большего и большего разнообразия списков крещального чина, в отношении к порядку и форме изложения его частностей;

XVII век –до настоящего времени, период господства однообразной (и в Греческой и в Русской Церкви) редакции крещального чина.

Современный порядок и формы совершения составных действий крещального чина в общих чертах установились еще к VI веку.

Внешними факторами в этом случае были, с одной стороны – противодействие еретикам, а с другой –естественное стремление Церкви к единству как в теоретическом учении, так и в богослужебной практике.

Проведенное нами описание логики развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе позволяет также сделать два, на наш взгляд, важных суждения о Промысле Божием в деле спасения рода человеческого: Удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о духовно– нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо: “Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими” (Лук. 12, 8). Сломавшийся же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: “А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими”(Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина–дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня” (Мтф. 5, 11).

Торжественное совершение Таинства Крещения в IV –V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии–является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.

    Список литературы

Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1885. Дорофей, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии. Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей. Москва, св. Кирилл и Мефодий, 2001.

Николай (Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001. Красносельцев. Очерки из истории христианского храма. Казань, 1881. Левшенко Б. , иерей. Догматическое Богословие. Курс лекций. Москва, Изд-во ПСТБИ, 1996.

Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-Догматическое Богословие. Том II. Репринт. Москва, Паломник, 1999.

Нефедов Г. , протоирей. Таинства и обряды Православной Церкви: учебное пособие по Литургике. Москва, Паломник, 1995.

Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том II. Репринт. Москва, 1992.

Смирнов Е. И. История Христианской Церкви: курс III и IV классов духовных семинарий. Репринт. СТСЛ, 1997.

Тертуллиан. О крещении. Сайт: Библиотека христианина, http: //clib. ru Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I. Репринт. СТСЛ, 1996.

Шмеман А. , протопресвитер. Исторический путь православия. Сайт: Библиотека христианской литературы, http: //coramdeo. ru

Шмеман А. , протоирей. Водою и Духом, о таинстве крещения. Москва, Паломник, 2001.


© 2010 Собрание рефератов