Становление образования, юриспруденции и институтов церкви - (реферат)
Становление образования, юриспруденции и институтов церкви - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ИНСТИТУТОВ ЦЕРКВИ В XIV-XVI ВЕКАХ КАК ПРОДУКТ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Традиционно считается, что образование и наука в средневековой Европе были сосредоточены исключительно в церковных учреждениях–в монастырях, а затем и в университетах. Русская Православная церковь также утверждает, что только через церковнославянский язык и греко-православных монастырских книжников смогла сохраниться древнерусская культура во времена “татаро-монгольского ига”. Между тем сопоставление реальной истории европейского образования и образовательных учреждений с историей основных церковных институтов дает еще один методологический ключ для определения правильной хронологии нашей цивилизации.
Основная посылка метода заключается в том, что зарождение учреждений народного образования и юриспруденции в XIII-XIV вв. и их становление в XV-XVI вв. было использовано жрецами-монотеистами для пропаганды своих убеждений среди язычников, присвоения общественной собственности, превращения учебных заведений в миссионерские центры и формирования на этой базе институтов церкви. 1. Средневековые университеты как институт церкви
Для начала рассмотрим перечень старейших университетов, основание которых традиционно датируется XI - началом XIV вв. В XI в. –это единственный и наиболее старый из известных университет в г. Болонья (Северная Италия). В XII в. (по другим данным, в начале XIII в. ) возникает университет в Оксфорде (Англия). Затем в начале XIII в. якобы появляются университеты в Кембридже (1209 г. , Англия), Париже (1215 г. , Франция) и Саламанке (1218 г. , королевство Леон, позже Испания). Время основания второго французского университета в Тулузе точно не определено, по ватиканским источникам–это XIII в. Далее, после большого перерыва, якобы появляются следующие университеты в Лиссабоне (в 1288 г. , по данным Е. М. Вольф, приведенным в “Истории португальского языка” М. , “Высшая школа”, 1988 г, по энциклопедическим данным - в 1290 г. ), а также в Риме (1303 г. ) и Флоренции (1321 г. ). Отметим, что география университетов в этот период в традиционной историографии исчерпывается Англией, Францией, Испанией, Португалией и Италией. История первого португальского университета весьма туманна. Он появляется практически сразу после “отвоевания Португалии у мавров”, затем, в 1308 г. переводится в г. Коимбра, затем снова в Лисcабон… При этом университет в Коимбре считается основанным в 1537 г. , а университет в Лисcабоне “восстановлен” только аж в 1911 г. !
Характерно, что фантомный “лисcабонский” университет XIII-XVI вв. существует как раздопоявления португальского языка как такового к середине XVI в. , и именно в тот период, когда в Португалии основным языком был “галисийский”, т. е. кельтский, т. е. славянское наречие, которое сохранялось до конца XVI в. в Бразилии как язык первой волны переселенцев из Португалии и индейцев тупи-гуарани под названием “Greco” (коринфский диалектславянского языка, согласно Британской Энциклопедии 1771 г. ). Однако существование и остальных католическихуниверситетов якобы в XIII в. само по себе является фантомом, возникшим в XVI в. в традиционной историографии для обоснования борьбы протестантов с папством, дальнейшего раскола и формирования самостоятельной англиканской и, в определенной степени обособленной от Рима, галликанской церквей. В свою очередь, папство в XVII в. отнесло зарождение “старейшего” в Европе Болонского университета в XI в. , чтобы обосновать церковный раскол к христианстве, якобы произошедший в 1054 г. , из-за разночтений по вопросам “Символа Веры” и главенства Папы Римского над другими Патриархами. Показательно, что о Болонском университете, как и о других университетах рассмотренной группы, не упоминают ни Данте, ни Петрарка или Бокаччо, жившие по традиционной историографии в XIII-XIV вв. Об основании Оксфорда и Кембриджа в XIII в. становится известно также только в XVII в. - в связи с появившимися тогда же на свет именами и “трудами” Р. Бэкона и Дж. Уиклифа. То же самое относится к появлению в конце XVI в. “трудов” Ф. Бонавентуры, якобы творившего в XIII в. на кафедре Парижского университета и т. д.
Чтобы восстановить правильную хронологию событий, необходимо прояснить само понятие“университет”, появившееся, как мы видим, по крайней мере, даже по традиционной хронологии не ранее XI в. , равно как и другие понятия, связанные как с образованием, так и с религиозными институтами. При этом последуем методу Э. Бенвениста “слово-понятие” (см. статью “Древнее и средневековое народонаселение Европы и его правители”).
Латинское слово universusтрадиционно переводится как “всеобщий”. От него и производятся, например, современные английские словаuniversity “университет”, universe “вселенная” и universal “единообразный и всеприменимый” (универсальный). Universus – сложное слово, состоящее из двух частей. Uni- означает “едино-”, что касается versus, (которое само по себе переводится как “строка, стих, ряд, по направлению к”), то оно является производным отvere “верный, истинный”, vero “действительно” и родственно veritas “истина”. В конечном счете, это латинский эквивалент русского вера и греческого бЯсеуз “система взглядов, убеждения, ересь” (ср. также версия). Тем самым латинское понятие “университет” эквивалентно русскому понятию “единоверие”. (Это, к тому же, и однокоренные слова! ) Иными словами, средневековые университеты возникли в Западной Европе как собрания единоверцев, т. е. как религиозные собрания, на которых с кафедры(т. е. , по-гречески дословно: с “места заседания”) произносились проповеди в пользу того или иного религиозного учения. Единообразное толкование религиозных понятий единоверцами становилось для них универсальным, всеобщим, т. е. по-гречески кбиплйкьт, т. е. католическим. Тем самым появление понятия “университет” равносильно появлению понятия “католичество”. Это латинский эквивалент греческого монотеизма XI-XVI вв. Иными словами, по крайней мере доXI века ни того, ни другого не было, как вообще не было слова, передающего понятие “единоверие”, ибовсе люди были язычниками.
Согласно словарю Webster’а в Англии слова university и school “школа”, появились тольков XIV в. Английская история также говорит о том, что первые (“грамматические”) школы в Англии (“grammar schools”) былисветскими. При этом преподавали в них якобы на латыни и английском, хотя само название “грамматическая школа”– греческое. Голландское же правописание английского слова school, заимствованного из греческого, указывает на рубеж XVI-XVII в. ВВосточной и Центральной Европе до XIV в. , как и на всей территории Византийской империи в XI-XIII вв. , никаких университетов не отмечено, ибо в этих религиозных учреждениях (собраниях миссионеров-единоверцев) не было никакой нужды: вместо них былишколы - училища, центры светского образования и воспитания (греческое учплЮ означает училище и родственно русскому холить“воспитывать”, первоначально “чистить, вылизывать”). Для мест общественных диспутов и споров существовало также понятиеакадемия, т. е. , дословно “не судилище” (ср. кади “судья”, а также академическую и евангелическую заповедь – “не судите, и не судимы будете”). Очевидно принципиальное различие светских византийских понятий “школа”, “академия”, “лицей” (т. е. место просвещения, Lykeion, ср. луч) и религиозного латинского понятия “университет”. С другой стороны понятие собор (соборность), которое ныне считается одним из принципиальных отличий православия от католичества, по-гречески передается словомухнбгщгЮ, т. е. синагога. Дословно это означает “совместное обучение, образование, воспитание”. Это иудеохристианское понятие, характерное для византийского монотеизма, выросшего из язычества. Вспомните Евангелия: Христос в синагогах учил, притчами толкуя написанное до него. Очевидно, что никакого “православия” или “иудаизма” в современном смысле до XIV в. также не существовало. И наиболее полный английский словарьWebster’а утверждает, что в Англии до XIII века не былослов, обозначающих понятия “еврей” (Jew) или “древний еврей” (Hebrew), а слово “католик” (catholic) появилось только в XIV в. , что полностью соответствует вышеизложенным соображениям.
Слово “коран” в английском словаре вообще появляется только в XVII в. , хотя, согласно английской истории, до этого арабы в Англии были якобы известны уже в течение аж целого тысячелетия, поскольку англо-саксы пользовалисьарабскими монетами. Из традиционной истории известно, что старейшие арабские училища – медресе (“обучение, воспитание”, ср. также матерый, мудрый) существовали задолго до европейских университетов: например, одно из крупнейших медресе XII в. в г. Фес (Fez, Марокко). Знаменитаяфеска (фесская шапочка в виде усеченного конуса с кисточкой) –первоначально знак учености - послужила прообразом профессорской четырехуголки (т. е. крестообразной! ), изобретенной в XVII в. Отметим, что медресе до XVI в. также были не духовными, а светскими училищами. Например, крупнейший философ якобы XII века, названный по латыни Аверроэс, а по-арабски Ибн-Рушд или Ибн-Рошд (т. е. сын Руси, традиционно 1126-1198 гг. ), был пантеистом, и его идеи в дальнейшем развивались в XV-XVII в. в университетах Падуи и Болоньи. (Реально философское учение Ибн-Рушда, близкое к идеям Аристотеля, появилось, скорее всего, в конце XIV– середине XV в. ) Да и популярное студенческое выражение alma mater (лат. “кормящая мать”) – не что иное, как искаженное арабское аль-мадраса (= медресе). Первые поселения в Западной Европе после отступления ледника были основаны пришельцами из Восточной Европы. Сами названия городов, например, “Париж” (родственное русскомупричт, английскому parish и греческому рбспйкЯб), и “Кельн” означают “поселение, колония”. Однако примерно до середины XIII в. колонизация Западной Европы пришельцами из Южной и Восточной Европы была очень медленной из-за отсутствия дорог и конного транспорта. Первые поселенцы сохраняли свои языческие обычаи: например, кельты - культ лесных божеств, друидов (т. е. духа деревьев), характерный и сегодня для части угро-финского населения Поволжья. Монотеизм пришел в континентальную Европу в XIV в. с новой волнойконных переселенцев уже из Великой Орды, наследницы Византии. К языческим братствам или товариществам первых поселенцев добавились “землячества” новых. Они же и распространили в середине этого века монотеистические убеждения в глубь континента. При этом никаких христианских канонов еще не было. Впериод c середины XIV до конца XV и возникают споры об истинной вере. Об этом свидетельствует перечень следующей группы университетов, основанных в это время в гг. Прага (1348 г. ), Краков (1364 г. ), Вена (1365 г. ), Гейдельберг (1386 г. ), Кельн (1388 г. ), Лейпциг (1409 г. ), а также университеты Северной Италии (Падуя и пр. ). Эта группа университетов представляла собойсветские учреждения, ставшие впоследствие центрами протестанстваи локализована она в Восточной и Центральной, а не в Западной Европе. Особенно примечательно в этой группе основание Стамбульского университета, причем именно в 1453 г. - сразу после завоевания Царь-Града-Константинополя турками! Отметим, что этот университет основан султаном Мехметом II опять-таки каксветскоеучреждение. Завершают эту группу университеты в г. Мюнхен (1471 г. ), Уппсала (Швеция, 1477 г. ) и Копенгаген (Дания, 1479 г. ). Среди них также нет ни одного католического университета.
Первый изначально строго католическийуниверситет основан только в 1508 г. (! ) в Мадриде (Испания). А где же другие университеты–носители католичества? Это как раз и есть итальянские и французские “старейшие” университеты, отнесенные традиционной историографией в предыдущую группу XI–XIII вв. В действительности они возникли параллельно рассматриваемой группе. Старейшийв Италии Болонский университет основан, по крайней мере, не ранее Пражского –т. е. в конце XIV в. , примерно на 260 лет позже традиционной датировки (Эти 260 лет занимает Золотоордынская эпоха - вымышленный период “ига” в Восточной Европе и “проторенессанса” в Западной. По традиционной историографии г. Болонья основалибойи, выходцы из Богемии = Чехии за 1800 лет до этого). В начале XV в. , после аутодафе над Яном Гусом и Иеронимом Пражским, католическим центром становится и Пражский университет. В 1431 г. Базельский соборвпервые принимает решение о назначении теологов (богословов) для проповедей в кафедральных соборах. Основание Парижского и Тулузского университетов во Франции, скорее всего, относится также ко второй половине XV в. (примерно 1475–1500 гг. ). Что касается католических университетов в Риме, Флоренции и Португалии (Коимбра, 1537 г. ), то они появляются только в первой половине XVI в. после Мадридского – т. е. в период воинствующего католичества. Внищей, малограмотной и разоренной междоусобицами “Столетней войны” Англии университеты в Оксфорде и Кембриджетехническине могли появиться ранее начала правления Тюдоров в 1485 г. Об этом косвенно свидетельствует Британская Энциклопедия 1771 г. Согласно ей, латинский шрифт появился в Англии с отменой Вильямом Руфусом (Рыжим), сыном Вильяма Оранского (тоже Рыжего), якобы в 1091 г. готического письма, изобретенного Вульфилой (якобы в VI в. ). При этом Британская Энциклопедия XVIII в. не различает готический шрифт, считающийся сейчас вариантом латинского письма, и “готское письмо Вульфилы”, основанное на греческомунциале! Поскольку “норманское завоевание Англии в 1066 г. ” отражает высадку Генри Тюдора в 1485 г. , введение “латинского письма” в Англии в 1091 г. указывает на 1510 г. как датупоявления латынина Британских островах, что совпадает с реформой Генриха VIII, который отказался от всего “валашского”, которое так любил его отец Генри Тюдор (“Генрих VII”), умерший как раз перед этим - в 1509 г. Поэтому и Оксфорд, и Кембриджпоявились, скорее всего, только при Генрихе VIII в 1510 –1540 гг. Это были университеты умеренного протестанского толка, совершенно аналогичные, например, университету в Марбурге (Германия), основанному в 1527 г.
Начало преподавания в университетах непосредственно связано с появлением латиницы и латыни –искусственного языка, изобретенного, по-видимому, Стефаном Пермским (1345-1396) в конце XIV в. для Западной Европы на основелитовскогодиалекта общеевропейского (балто-славянского) языка и так называемого “западно-греческого языка”, т. е. юго-западного диалекта греко-романского наречия того же общеевропейского языка. Характерно, что примерно до 1400 г. (до низложения курфюрстами Императора-чехаВацлава IV) преподавание в Праге, Кракове и Вене велось на славянском языке и только после этого было полностью вытеснено латынью, а в Гейдельберге (т. е. с 1386 г. ) сразу началось на латыни. Это совпадает с периодом “просветительской деятельности” Стефана Пермского в 1380-1390 гг. Легендарная “азбука коми”, придуманная Стефаном– это и есть латиница для венгров, т. е угров-коми – пришельцев в Центральную Европу из Поволжья. Во второй половине XVI в. продолжается наступление папства –католическими центрами становятся Краковский и Венский университеты, основываются университеты католического толка в гг. Лейден (1575 г. , Германия), Вильнюс (Польша-Литва, 1579 г. ) и Эдинбург (Шотландия, 1583 г. ). Одно из ключевых для университетов понятий - “профессор” - появилось только в XVI в. (впервые как раз в Оксфорде). Характерно, что по-гречески это слово означает только “преподаватель”, по-латыни также–“исповедник веры”. Так что “профессора богословия” XIII-XV вв. - выдумка XVI-XVII вв.
Параллельно университетам в XV в. не только в Западной, но и в Восточной Европе возникаютцеховые братства, например, Львовское (1439 г. ) и Виленское (1458 г. ). В конце XVI –начале XVII вв. эти объединения из профессиональных постепенно превращаются в религиозные -православные братства: Львовское (1586 г. ), Киевское (1615 г. ), Луцкое (1624 г. ) и т. п. Это и есть зарождение современного православия - при братствах открываются православные школы и типографии. Через них внедряется искусственный церковнославянский язык и письмо на нем, вытесняющее гражданскую азбуку.
Таким образом к середине XVII в. формируются и по-своему канонизируются основные разновидности христианства–католичество, протестантство и православие. Благозвучный, но совершенно бессмысленныйрусский термин “православие” придуман при Филарете Романове – это фальшивая и лукавая калька с греческого “ортодокси”, что означает правоверие. Но первым Романовым, создавшим свою церковь, нужно было всячески откреститься от других правоверных –мусульман, поскольку аналогичный процесс параллельно происходил и в Османской империи– там через медресепостепенно формировалось современное мусульманство, ставшее официальной религией Турции (наравне с другими! ) только в 1603 г. Зарождение же магометанства, по-видимому, связано с борьбой братьев Мусы (= Моисея) и Мехмеда (= Магомета), между которыми Тамерлан разделил наследство побежденного им турецкого султана Баязида. В 1413 г. Муса потерпел поражение и был казнен, а Мехмед стал султаном в 1413-1421 гг. Тем самым, начало ислама относится не к 622 г. , а примерно на 800 лет позднее. Этот сдвиг представляет собой разность между общеевропейским “скалигеровским” сдвигом в 1053 года и “ордынским игом” в 260 лет, которого, естественно, нет в истории ислама.
Между тем оставшиеся византийские синагоги, т. е. остатки прежнего общего монотеизма в XVI в. еще сохраняли свои функции учета населения и имущества, т. е. ссудных касс и расчетных центров– не случайно по-гречески гроссбух до сих пор называется “католикон”, т. е. “книга всеобщего учета”. Только к концу XVII века под давлением укрепившихся повсюдунациональныхрелигий оформляется современный иудаизм, для локализации которого уже не осталось места после раздела мира. И в это же время появляетсяиудейская школа – хедер - для обучения мальчиков основам иудаизма. Разноплеменные последователи византийского раннего монотеизма превратились в отовсюду гонимых евреев, так и не став нацией без собственного государственного образования. В этом, собственно, заключается и трагедия, и слава “еврейского народа”, который до сих пор во многом унаследовал традиции единой Византийской империи. Часть иудеоэллинских приверженцев того же византийского монотеизма приняла христианство–мараны, мориски и другие выкресты в Западной и Центральной Европе, современные православные греки, румыны, а также армяне и грузины - в Восточной и Южной. 2. Содержание средневекового образования и становление юриспруденции. Ключевой фигурой цивилизации является Учитель. Это, прежде всего - первыйучитель, преподающий новому поколению азбучные истины. Первоначально знания от учителя к ученику передавались изустно, а ремесло–наглядным обучением. В XII в. с появлением азбуки (см. статью “Азбука: послание к славянам”), с развитием производительных сил и разделением труда в Византийской империи зарождаются первые школы–центры обучения. Однако массовым обучение становится не ранее XIV в. с развитием конного транспорта и сухопутных коммуникаций. Само понятие “образование” появляется только в XVI в. : например, в английском языке словоeducation, согласно словарю Webster’а, впервые отмечено в 1531 г. Основное содержание общего образования до XV в. –письмо, красноречие и правовые вопросы. (Азы точных наук начинают преподаваться только с XV в. )
Владение письмом было не только признаком грамотности – умение написать имя было удостоверением свободы личности и владения имуществом. Об этом прямо свидетельствует этимология: от общеевропеского слова имя, англ name, греч. onoma образовались имение, имущество, литовское namas “дом, (первоначально - имение)”, греч. nomos“владение” и т. д. Характерно, что введение во второй половине XVI в. в Англии “правильного” английского языка проводилось драконовскими мерами: в частности, не умевший написать имяпо-новому (т. е. по-английски, а не на привычном ранее языке! ) терял все имущественные права, а при судебных разбирательствах мог потерять и личную свободу. Не умеющий написать свое имя должен был ставитькрестик – этот символ учетаживых и мертвых, появился при первой в истории цивилизации переписи населения, вынужденно проведенной в Орде в конце XIV в. после первой эпидемии чумы (середина XIV в). Первоначально насильственное “крещение водой”, т. е. по-гречески, баптизм, означающее “купание”, было введением во второй половине XIV в. противочумной санитарной нормы, а не “религиозным таинством”. Это начало знаменитых русских, турецких и финских (не западноевропейских! ) бань, и введение элементарного мытья в обиход дикой Западной Европы. Красноречие (риторика), судя по всему –наиболее ранний предмет преподавания, поскольку в отсутствие азбучной письменности оно было необходимо для отстаивания интересов при разбирательствах и спорах путем толкования смысла иероглифов. При этом язычество было объективным затруднением для выработки единообразных решений правовых вопросов, поскольку если один клялся Юпитером, другой - Зевсом, третий - Немезидой, четвертый– Сварогом и т. д. , то невозможно было определить, чья клятва “сильнее”. Появление единого Бога – это рождение третейского суда. Появление юриспруденции – это рождение института церкви, института религии. Слово институт означает “учреждение, установление”, слово религия (лат. religio), которое обычно переводят как “божественное”, на самом деле происходит от ligo“объединяю” и дословно означает “воссоединение, объединение по-новому”. В английском языке, согласно Webster’у, слово religion впервые встречается в XIII в. , institute – в XIV в. , как и слово confession “исповедание” (точнее, “со-исповедание”, т. е. то же единоверие). Слово уния, лат. unio “единение”, англ. union “союз” появилось только в XV в. в связи с Флорентийской унией. Примечательно, что Русская Православная церковь своим толкованием слова “завет” как “союз человека с Богом” дает прямое указание на время появления НовогоЗавета. На все западноевропейские языки “завет” переводится одинаково со словом “завещание”: например, англ. testament, т. е. наследие предков. Этимологически совершенно необоснованный православный знак равенства между “завет” и “союз” является прямым отражением появления понятияуниикак союза. Тем самым, понятие “Новый Завет” появилось только во второй половине XV в. , что совпадает с зодиакальной датировкой “Апокалипсиса” 1486 г. Иными словами, религия – это новообразованное, латинское объединение Западной Европы конца XIV в. Прежняя византийская (“греческая”) система убеждений бЯсеуз (“вера”) усилиями римских новаторов превратилась в ересь. Латинская калька с этого греческого слова – credo - приобрело значение “верую” именно в это время. (До этого языческое понятие credo означало не “система взглядов, убеждений”, а “сокровенное”: ср. однокоренные кровь, откровение, англ. crew - ныне “команда”, первоначально “кровные родственники” и т. д. Это высшая языческая клятва- клятва на крови. ) Соответственно, взляды византийских монотеистов получили название “Ветхий Завет” не ранее второй половины XV в. , а Библия как таковая сформирована к концу XVI в. (само словоBibleпоявилось только в XVI в. !) и впервые полностью опубликована только в 1613 г. Яковом I Стюартом в Англии.
Из традиционной историографии следует, что юриспруденция зародилась в “Древнем Риме” в жреческой коллегии “понтификов”, раз в год выдававших юридические рекомендации. (Характерно, что слово “коллегия”, как и “колледж” (college), согласно словарю Webster’а, появилось именно в XIV в. ) Кто же такие эти понтифики, число которых, как традиционно считается, колебалось от 3 до 15? Латинское pontifexопять-таки берет начало из греко-романского наречия общеевропейского языка и буквально означает “путепрокладчик”, это эквивалент немецкого Herzog (“возглавляющий шествие”). Тем самым, понтифики –это старейшины поселенческих общин Западной Европы и ничего более. Выбираемый этой коллегией (а, вернее, курией, т. е. представителями родов, по-русски - куреней) главный понтифик впоследствии превратился в Папу Римского, причем произошло это только к концу XIV века (после откола Западной Европы от Византии и смуты, известной как “Авиньонское пленение пап”). До этого никаких Римских Пап не было и в помине, как и римско-католической и греко-кафолической церквей как таковых. На остальной территории Византии третейскими судьями по-прежнему были старейшины, сиречь, по-гречески, патриархи.
К этому времени и относится спор о “Символе веры” вокруг пресловутого филиокве –исходит ли Святой Дух и от Сына или только от Отца. В традиционной русской истории есть интересное отражение этого спора как реального события - откола Западной Европы от Византии. Иван Калита, он же Пресвитер Иоанн– это, по Э. Бенвенисту, Hwanah, т. е. единоличный верховный правитель, признававшийся всеми, олицетворение Бога Живого. А сын его, Симеон, рано умерший от чумы, не успел утвердить свою власть, и не был признан Западной Европой. Знаменательно, что имя Симеон (т. е. по-гречески “Меченый”) здесь впервые появляется в русской истории. Само это слово родственно русскомукамень, (ранее кама) имевшему, среди прочих, значение “знак” (вспомните в русских сказках и былинах камень на распутье), по-греческиуЮмб. Отсюда впервые и появился Симон, ставший в написанных позднее Евангелиях Апостолом Петром, т. е. Камнем. Так, по-видимому, русскийКамень через греческое наречие и стал иудеем, а затем и христианином Симоном –в XIV в. , из которого в XVII в. романовские историографы сотворили Симеона Гордого. Характерно, что “татарам-выкрестам” XVI века романовские борзописцы приписывали как раз имена “в крещении” Симеона (Бекбулатович и пр. ) и Петра (“казанский царевич”)! Это еще одно указание на то, что само понятие “православная церковь” как таковое появилось только в конце XVI– начале XVII века и не ранее того. “Огречивание” же русской истории, изобретенное в XVII в. , привело в ряде случаев к смешным результатам. Например, возник известный деятель XV в. Дмитрий “Шемяка”, имя которого стало нарицательным. Прозвище “Шемяка” куда более сказочно, чем даже пушкинская Шемаханская царица. Звучащее как бы вполне по-русски слово “шемяка” тем не менее не имеет никаких русских этимологических корней, ибо это приведенное к русской транскрипции греческоеухммбчь, т. е. попросту “союзник”! Этот человек, бывший действительно сначала союзником Василия II, оказался вероломным и впоследствии захватил его в плен и ослепил. Бурная деятельность бунтаря “Шемяки” наделала немало шума по всей Европе. Традиционная история гласит, что в конце концов даже симпатизировавшие ему “новгородцы не выдержали и отравили его по общему согласию”. Радостную весть об этом доставил Василию Темному гонец– подьячий Беда, который тут же был произведен в дьякии ускакал дальше - разносить ее по Европе. Характерно, что имя “Беда” всплыло в истории еще только один раз, причем именно ванглийской истории – это дьяк Беда “достопочтенный”, легендарный первый английский историк якобы VIII в. Становление юриспруденции – один из ключевых моментов истории XIV – XVI вв. Первым общемировым правовым термином было слово орда, означающее “порядок” (ср. , например, иранское arta). Жрецы-“понтифики” на территории Западной Европы управляли общественнымимуществом Византийской империи. В Северной Африке (например, в Тунисе и Алжире) аналогичные функции выполнялидеи (dei, современный аналог –исполнительный директор). После откола Западной Европы от Византии “понтифики” стали присваивать общественное имущество, назвав его “божьим”, т. е опять-такиdei. Главный понтифик, ставший Папой Римским и присвоил себе право распоряжаться от имени Бога вполне конкретным имуществом. Институт церкви возник какюридическая коллегиядля обоснования законности присвоения общественного имущества. Это отразилось и в латинскомiudeo “сужу”, откуда и слово иудей, и легендарная Иудея – т. е. Западная Европа конца XIV в. , в отличие от остальной Византии – Израиля, т. е. “православного мира”. Глобальная война между “Иудеей” и “Израилем”, разразившаяся в конце XIV в. отразилась в европейской истории как “восстания” Уота Тайлера в Англии и “чомпи” в Италии, битва на Косовом Поле в Югославии, восстание “библейских” зелотов(! ) в Греции, “Куликовская и Грюнвальдская битвы” в русской истории, войны “таборитов” в Чехии и т. п. Шайки наемников-рейдеровиз Западной Европы, вышедшие из ордынского подчинения, превратились в традиционной истории в “рыцарей-крестоносцев”. Идейные же вдохновители этих шаек - “куриалы” - в традиционной историографии превратились в многочисленных “Карлов-королей”, причем вариант “Карл” исключительно западноевропейский, а “король” - славянский. Французская история до того запуталась, что в ней якобы впервые в истории появилось сразу два Карла-близнеца: Карл “Великий” и убитый им его брат Карломан. Однако “латинизированный” Карл Великий (Carolus Magnus) и его “офранцуженный” брат Карломан (Charlemagne, т. е. тоже Карл Великий) –это одно и то же, аналоги не менее легендарных Ромула и Рема, Аскольда и Дира и т. п.
Что же касается самих греко-римских понятий, определяющих право, то их блестяще исследовал Э. Бенвенист. В латинском варианте понятиеius “естественное право” противопоставлено понятию fas “божественное право” (отсюда, кстати, и современные понятия де-юре и де-факто). Слово ius - однокоренное с русским “естество”. Слово fas – греко-романский вариант славянского корня пъх, от которого, в частности, производятся глаголы питать и пасти. Первоначальное значение fas“уже совершенное, сделанное” римскими юристами XV в. было заменено на “богоданное” по аналогии с греческимиЭмйт (themis) – однокоренным с русским “данное” (ср. также индо-иранское dhaman “закон”). Между тем themis по Э. Бенвенисту означало просто внутрисемейноеправо, как заведенное испокон веков и превратившееся в “богоданное” в XIV в. Другое греческое понятие (dike, т. е. указанное), отражавшее межсемейное право, было превращено теми же римскими законниками в латинское dico (через “указываю – говорю”), т. е. право “изреченное”, т. е. папский диктат. Знаменитый кодекс Юстиниана (т. е. Справедливого), “обнаруженный” только в 1501 г. , как и вся кодификация Юстиниана– это университетскийпродукт, продукт работы юристов XV-XVI, а не якобы V-VI веков! Светский термин “разделяй и властвуй” в 1526 г. на Имперском сейме в Шпейере превращается в юридическую формулу: “Сuius regio, eius religio”, т. е. “чье правление, того и религия”.
3. Капиталистические отношения как основа существования институтов церкви. Византийская империя в XII-XIII вв. и ее наследница Золотая Орда в XIV-XV вв. не только отличались веротерпимостью–именно в эту эпоху появилось понятие народного образования, причем образования светского, а отнюдь не религиозного. Характерно, что до XIV в. в Византии не знали латыни, в в Риме–греческого, поэтому их представители общались между собой на религиозных диспутахпо-славянски. В XIV в. жрецы-монотеисты монополизировалиобразование, используя изобретенные для этого богослужебные языки: сначала греческий, затем латынь, и церковнославянский. И до XVIII в. институты католической и православной церкви всячески препятствовали народному образованию, в том числе и религиозному (например, запрещалимирянамчитать церковные книги). Именно в это время была уничтожена масса книг и документов, относящихся к культуре и истории цивилизации до XVII в. Прекрасным пособием для самостоятельного исследования истории христианства является книга русского зарубежного историка церкви Н. Н. Воейкова “Церковь, Русь и Рим”, Минск, изд. Лучи Софии 2000 г. Написанная с откровенно монархически-православных позиций, эта книга, тем не менее, содержит обширный фактологический материал, ранее не публиковавшийся в России (в том числе и из архивов Ватикана), свидетельствующий о многочисленных фальсификациях в традиционной истории и хронологии. В упомянутой книге приводятся и совершенно замечательные факты из русской истории. Например, говоря о долгом сопротивлении крещению язычников-вятичей(т. е. славянского населения Центральночерноземной России), автор приводит данные о том, что жители Мценскаокончательно крестилисьтолько в XV веке! Одно только это утверждение перечеркивает традиционную историю Киевской Руси, поскольку в XV веке г. Мценск находился в составе реальногоязыческого Воротынского, а не фантомного крещеногоЧерниговского княжества, отнесенного в традиционной историографии назад как раз на 260 лет вымышленного “татаро-монгольского ига”.
Еще один важный аспект, освещенный Н. Н. Воейковым – веротерпимостьтурок-османов по сравнению с воинствующим католицизмом в XV-XVII вв. Известно также, что и арабы проявляли веротерпимость к иноверцам, в частности, на контролировавшейся ими территории нынешних Испании, Португалии и Египта, на Мальте и в Сицилии и т. д. Это– золотоордынскаяверотерпимость, характерная также и для Восточной Европы, и Сибири, унаследованная Ордой в XIV в. от Византии.
Веротерпимость – ключевой момент воспитания и начального изустного образования, связанный с понятиями добра и зла. Конкретное добро ребенок постигает с молоком матери раньше конкретного зла, с которым он неизбежно впоследствии сталкивается в окружающей действительности. Для младенца мать (первейшая кормилица и защитница)– изначально единственное конкретное, причем даровоедобро, которое легко может быть противопоставлено им любому внешнему проявлению конкретного зла. Недаровоеже конкретное добро постигается только через труд, а для этого человек должен бытьобучен труду. К конкретному добру люди привыкают очень быстро, а внезапное исчезновение привычного конкретного добра воспринимается как конкретное зло. Поэтому на практике человек очень редко обобщает конкретное добро, тем более до безграничности, в то время как жизненный опыт достаточно быстро учит опасаться абстрактного зла, а, следовательно, признавать его существование. Оттого и к понятиюабстрактного зла человек, взрослея, приходит раньше, чем к понятию абстрактного добра. Немало людей вообще не успевает осознать абстрактное добро за всю свою жизнь, как и смысл фразы “жизнь– дар бесценный”. Поэтому признание человеком Бога-творца происходит от противного –через противопоставление сначала конкретного добра конкретному злу, и только затем, послеобобщения конкретного зла и его абстрагирование, через противопоставление уже абстрактному злу абстрактного добра, т. е. Бога, это добро излучающего. (Здесь не рассматривается морально-этический аспект проблемы. О подмене церковниками, например, понятия “милосердие” понятием “любовь” можно прочитать в книге И. Давиденко “Зерна доброты”. М. , изд. Русский двор, 1998).
Любой же религиозный институт, по сути, является посреднической организацией между действительным и виртуальным, деятельность которой заключается в подменеконретного добра абстрактным и, напротив, абстрактного зла (дьявола, шайтана) конкретным. Для осуществления этой подмены и была необходима церквикак институтумонополизация образования и пропаганда некоей религиозной “единственно верной” идеи. Таким образом церковными институтами в XV-XVII вв. была разработана первая “пи-ар” методология цивилизации– по образному выражению Ильфа и Петрова – “опиум для народа”. “Уставная деятельность” церкви как посреднической организации (т. е. доктрина, определяемая догматами и канонами) заключается в оказании услуг своим клиентам (т. е. пастве) по утешению и спасению души в действительном мире и, тем самым, обеспечению будущего райского существования в виртуальном мире. Казалось бы, все основные церкви цивилизации признают единого Бога - Творца и Вседержителя. Почему же церковные институты не сольются в один на базе этой идеи? Да потому, что любому институту церкви для осуществления своей уставной деятельности необходим постоянный образ врага– язычника, атеиста, в общем случае – иноверца, т. е. неверного, поскольку “неверный” –лучшая конкретизированная иллюстрация абстрактного зла. Существование неверных, а не Бога–вот первооснова доктрины любого церковного института. Неверные воплощают постоянное действие абстрактного зла, они же, через конкретное зло вынуждают верных искать утешения и спасения у посредника абстрактного добра, т. е. церкви.
Сосуществование же конкурирующих церквей с головой выдает рыночную природу церковных институтов (по сути, брокерскихконтор). Папская продажа индульгенций, святых реликвий и симония (торговля должностями) XV-XVII вв. – это уже дополнительные, дилерскиеуслуги. Таким образом, становление церковных институтов неразрывно связано с появлениемв конце XIV в. прибавочного продукта и развитием капиталистических отношений наряду со существовавшимина протяжении всей цивилизации рабством, феодализмом и общинным строем. Европейская цивилизация сформировалась в XIV-XVI вв. через становление юриспруденции для обоснования присвоения и перераспределения прибавочного продукта. Юриспруденция же породила и “иудаизм”, т. е. монотеизм как третейский суд, а с ним и институты современных религий, и первые пиаровские центры – средневековые колледжи и университеты. P. S. В заключение один поучительный пример из совсем недавней истории. В 70-х годах XX века в г. Кельме (Литва) был построен новый духовный центр города. В немпод одной крышейрасполагались костел, райком коммунистической партии и дом культуры. Рассудительные местные литовцы объясняли, что так гораздо дешевле и эффективнее, поскольку здание привлекало максимум посетителей, которые в нем распределялись по интересам… Это, по сути, продолжениепод одной крышей все тех же синагоги, юридической коллегии и университета XV века. Автор Ярослав Кеслер