Рефераты

Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики - (реферат)

Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Орловский Государственный Университет
    Реферат на тему:
    “Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики”
    Составил
    студент 203 группы
    юридического факультета
    Колесников Александр
    Орел, 1999 г.
    Содержание:
    Понятие о гомилетике, как о науке 3
    Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики 3
    Гомилетика в христианских православных школах 6
    Афоризмы митрополита Филарета 7
    Список использованной литературы 10
    Понятие о гомилетике, как о науке

Гомилетика - теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни: огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется; абсолютное знание предмета;

доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики; высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру;

тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

    Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики
    Главное качество Гомилета
    опытность духовная,
    благоразумие, усердие, молитва
    Свт. Филарет

Значение деятельности святителя Филарета в истории Российской церкви невозможно переоценить и это касается всех без исключения проявлений его многогранной личности. Но особое место в его жизни и деятельности занимала проповедь Слова Божьего.

Дар проповедника - один из первых, отмеченных наставниками будущего святителя, проявил себя уже в самые ранние его годы. Проповедь молодого учителя греческого и еврейского языков Василия Дроздова, едва оставившего ученическую скамью, была опубликована отдельным изданием. Это была честь, которой удостаивались не все иерархи.

К сожалению, святитель, считавший проповедь одним из важнейших пастырских служений, не оставил полной, систематической, законченной теории гомилетики. В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета (т. 1) мы находим подробный конспект по гомилетике, которую он называл Theologia Homiletica, то есть богословие собеседовательное - написанный им в обобщение своего опыта и как назидание преподавателям духовных училищ, которые ему постоянно приходилось инспектировать. Гомилетику святитель определяет, как наставление употреблять слово Божие в научениях для назидания церкви. И эта идея о необходимости назидания церкви, народа Божьего была центральной в жизни святителя и проявлялась многогранно: в его заботе о переводе Библии на русский язык, в написании Пространного катехизиса, в преподавательской деятельности и, конечно, в проповеди.

Хотелось бы особое внимание обратить на такую черту проповеднического таланта святителя, как пастырская мудрость, которая не давала ему, блестяще владевшему словом, поддаваться всякого рода ораторским искушениям и прелестям, не давала ему отрываться от требований жизни, но быть чутким к духовному состоянию паствы. Но при этом святитель никогда не угождал чьим-то вкусам и мнениям. Единственное, что может быть материалом проповеди, согласно Филарету - это догматы или вера православная и строгое нравственное учение. Известно, что митрополит не одобрял мелочных тем, а так называемые популярные проповеди, а тем более нападки в церковной прессе (которыми очень грешат наши современные православные газеты) назывались им несветлою стороной духовной литературы. И как бы предвидя современное состояние нашей духовной прессы он писал: обличительная и спорная литература не должна забывать, апостольского наставления: аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдите же да не друг от друга исстреблени будете .

Очень современно звучат и слова святителя Филарета о том, что желающие христианского наставления не находят, где получить оное. Равнодушные к нему не привлекаются и не возбуждаются.... Грубое же незнание ведет к грубым порокам. Хотя в его время проповедь была в явном пренебрежении и даже в начале 60-х годов XIX века считалась иными анахроизмом [1 См. Геник М. Митрополит московский Филарет, как гомилет, Париж, 1894 г. ], митрополит Филарет считал ее важной частью богослужения. В 1865 году в письме к викарию еп. можайскому Савве он замечает: Если время не благоприятствует протяженному слову: и краткое может принести пользу. Народ наш еще не довольно настроен к напряженному и продолжительному вниманию: краткое, близкое к разумению их сердцу слово он берет и, не роняя, уносит. Поэтому такое большое значение придавал святитель научению проповеди: Упражнение воспитанников духовных училищ в сочинении слов церковных, для снискания в сем навыка, должно быть продолжаемо через все время учения богословского.

Очень интересны и некоторые советы святителя Филарета, даваемые им в рецензиях на проповеди. Например, в отношении проповеди политического содержания он писал: Безопаснее, надежнее и сообразнее с долгом проповедника работать на своем поле и говорить о вере и нравственности . В письме священнику, увлекшемуся обличениями святитель писал: учить в обличать нужно без точного указания на лица, ибо те, которые приметят, что им наносятся удар, сомнительно, вразумятся ли, или только прогневаются. От неумеренности в обличениях может родиться в сердцах слушателей раздражительность, которая закладывает ухо сердца их. Во время холеры святитель наставлял: надлежит касаться сего предмета таким образом, что не приводить опасностию в упадок духа народа, но побуждать, дабы молитвою и очищением совести каждый утверждал себя в уповании на Бога.... Многие современники и исследователи наследия митрополита Филарета отмечали остроту его слова. В связи с этим интересен пример его отзыва на проповедь диакона, сказавшего такую фразу: .... многие лежат на мху беспечности и остаются на кочках лености. На что митрополит наложил такую резолюцию: Подтвердить диакону, чтобы он не лежал более на мху беспечности и на кочках лености; а сочиняя проповеди заблаговременно, предоставлял их цензору, дабы находящийся в них мох и кочки можно было выдрать сохою здравой критики.

О даре же собеседовательного богословия самого святителя можно судить по изданным еще при его жизни пяти томам слов и речей, а также по многим другим изданиям, как правило, посвященным его отмеченным особой благодатью проповедям. Думаю, что в отношении языка святителя Филарета более бы подошло не слово красота, но роскошь, как выражение его надутилитарности, превыспренности. Подобно тому, как прекрасны и в то же время не утилитарны священнические облачения, как превышает функциональность или полезность красота храмов. И поэтому неизмерима наша благодарность его современникам, в том числе из представителей духовенства, оценившим и с любовью сохранившим для нас его слово.

    Гомилетика в христианских православных школах

Гомилетика изучается в церковных школах. Вот, например, краткое описание дисциплины “Гомилетика” в одной из Московских православно-христианских школ: 1. Введение в учение о проповеди, часть 1.

Изучение методов и принципов экзегетической подготовки к проповеди, системы размышления над полученным материалом. 1 час.

    2. Введение в учение о проповеди, часть 2.

Изучение методов и принципов составления концепции проповеди. Начальные навыки написания конспектов. 1 час.

    3. Учение о проповеди и методах изложения, часть 1.

Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди на тексты Ветхого Завета. Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов на тексты из Ветхого Завета.

    4. Учение о проповеди и методах изложения, часть 2.

Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения объяснительной проповеди. Практический курс состоит из прослушивания и анализа объяснительных проповедей студентов. (2 зачетных часа). 5. Учение о проповеди и методах изложения, часть 3.

Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди, в основании которой находятся притчи и аллегории. Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов на тексты, в которых находятся притчи. (2 зачетных часа).

    6. Учение о проповеди и методах изложения, часть 4.

Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди на разные случаи жизни, связанные с церковными праздниками, похоронами, брачными наставлениями. Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов. (2 зачетных часа).

    7. Риторика.
    Изучение основ ораторского искусства.
    Развития способностей самовыражения. 1 час.
    8. Логика.

Изучение терминологии и законов логического мышления. 1 час. Как вы можете убедиться, на основы риторики и логики уделяется минимум времени (2 часа), тогда как на изучение гомилетики предполагается гораздо больше времени.

    Афоризмы митрополита Филарета

Входить в спор всегда - нежелательно, и особенно, когда неправый может наговорить более правого, не боясь быть остановлен, и надеясь в случае нужды, бранью и насмешкою убить соперника, которого не может ранить доказательством Наши изуродованные суетою обычаи, не исправляемые и грозным временем, угрожают более, чем внешние враги

Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие - моя ошибка, а лишнее подозрение - обида ближнему

Приходит на мысль предложить Вашему размышлению слово Господне: аще гонят вы во граде, бегайте в другой. Видите, оно позволяет удаляться только тогда, когда гонят: а когда еще не гонят, надобно стоять и несмотря на прекословия, свидетельствовать об истине

Господь не говорит: уходите, когда вам трудно; нет, будьте там, где поставлены, делайте порученное вам до последней возможности; только тогда, когда гонят, не сражайтеся, а отходите

Надобно, чтобы обращение созревало под действием слова силы и духа: тогда оно надежно, а не тогда, когда более рукою плоти совершается

Окладами на иконах никогда не пленяюсь. Представляют богатство, а живость изображения закрывают

Радуюсь с вами о восстановлении после бед (имеется в виду пожар 1812 года) нашего внешнего благосостояния, радуюсь о новом возрождении храма.... Будем и духовный в нас храм Божий созидать подвигами благочестия, возобновлять исправлением жития, украшать добродетелями, освящать верою и молитвою и общением таинств; да даст Бог и сему храму Своему благодать и славу Никто не мнит видеть разделения в том, в церкви вашей слышатся некии особенные звуки слова, видятся некоторые особенные подробности обрядов.... Где притом есть уже единство веры во священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее? Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой домашний свет.

Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого....

Книги и зрелища наполнены преступлениями и ужасами, как темницы и места казней. Скажите, пожалуйте, неужели сие-то и есть дорога и естественный ход к совершенству человечества?

Мгла покрывает умы. В одних видишь неожиданное, в других не видишь ожидаемое И подлинно, по сему рассуждению богатых духом собственно нет между человеками; но что всего хуже, есть богатящиеся, но нищие, выдающие себя за богатых.... Алчущия исполни благ, а богатящиеся отпусти тщи

Благо человекам, которые христианским попечением о малых сих входят в участие небесного ангельского служения, охраняя их и руководствуя со стороны видимого мира, подобно как ангелы охраняют их со стороны мира невидимого

    Список использованной литературы

1. Геник М. Митрополит московский Филарет, как гомилет, Париж, 1894 г.


© 2010 Собрание рефератов