Язычество и мировоззрение древних славян - (реферат)
Язычество и мировоззрение древних славян - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Обнинский Институт Атомной Энергетики Реферат по истории на тему: "Язычество, как идеология и мировоззрение древних славян". Выполнил: студент гр. ТД-99 Вахранев Андрей Борисович. Преподаватель: Нежданов И. А. Обнинск 2000 Оглавление: Введение. Корни Язычества. Боги Славян. Идеология и мировоззрение древних Славян. Богослужения. Заключение. Введение.
Я не зря взял тему реферата по язычеству. Это, на мой взгляд наиболее интересная тема из всей истории России. Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.
Люди древности жили свободно и относительно мирно, любили и боготворили природу, которая давала им всё. Природа - высокие снежные горы, темные старые леса. Всё было наполненно жизнью: в лесах обитали как злые (лешие, кикиморы, Баба-Яга, Змей-Горыныч) так и добрые ( живые деревья, лесной народ) существа. Всего не перечислить!
И этот золотой период человечества (я говорю о всём человечестве севера) был перечёркнут и выбрашен христианством. Но это другой разговор… Итак, корни язычества:
Корни Язычества:
Само слово “Язычество”, как известно, неопределённый термин, созданный христианскими служителями церкви для обозначения всего нехристианского. Этим термином они обозначали самые разнародные религиозные проявления, будь-то мифы и религия древней греции, домусульманская религия татар, древние верлвания племён и много-много другого.
Существует много теорий развития религии. Древний человек, не знающий законов природы, в зависимости от рода занятий по-разному оценивал её сущность. Взять охотника и земледельца: охотника волнует дичь, ветер, звёзды. А земледельца Солнце и дождь. Не зная, что в природе существует круговорот воды и земля, испаряя воду, производит облака, древний человек думает, что на небе существует бесконечный запас воды, или, что воду, упавшую с края земли боги носят наверх. Так, у людей, с разного рода занятиями стали появляться разные божества, оберегающие их.
Но язычники, в отличии от христиан были намного терпимей к другим верованиям. Потому что они твёрдо знали, что каждой стихией или происшествием что-то руководит, и верили во всех богов. Так, образовавшиеся государства, с людьми, занимающимися разными родами занятий, появились целые пантионы богов. Главным богом считался не всегда тот, которому служат другие боги (как в Греции и Риме) у мнохих язычников главного бога вообще небыло, но такой существовал для каждого отдельного человека. Так в Скандинавии считался главным богом Один–бог войны, мудрец одноглазый. Но он, восседая на троне в Валгалле, не держал в полном подчинении других богов, и те могли свободно делать то, что сами захотят. А бог природы и земледелия Фрэй считался главным у земледельцев. Так и у славян пантион богов представляет собой хранителей разных стихий. Я дам, помойму полный перечень славянских богов, скопированный мною со страницы языческой общины“Триглав”:
Боги Славян:
Баба(Мать) - название женского предка (? ), богиня плодородия - урожая, одно из им±н Лады. Треба ей сродни Ладиной.
Баян(Браги (сканд. ), Bajas (италий. )) - Бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.
Божич (Божик (макед. ), Марес (лат. )) - Божество Нового года, младенец. Бука(Букан, Букач, Бучело, Пчелич (), Риса (кельт. ), Бубилас (лит. )) Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса. Треба: м±д.
Доля(Cpeha (серб. ), Счастье, Удача, Фортуна (лат. ), Лахесис (греч. ), Лайма (лит. ), Верданди (сканд. )) - Богиня счастливой судьбы, удачи. Сестра Макоши и Недоли. Треба Макошины.
Др±ма- Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна. Треба как Сну.
Дунай(Дон, Днепр, Потримпс (прусс. ), Усыня) - Бог рек и рыболовства. Сын Кощея (? ). Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки (Нил (егип. ), Тибр (лат. )). Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, м±д, конина, пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).
Дый (Deus (лат. ), Zeus (греч. ), Deiwas (общеиндоевр. ), Дьяус (инд. ), Тур (польск. )) - Верховное Божество. Одно из им±н (древнейшее) Сварога. Вернее, Сварог - одно из им±н Дыя. Треба сродни Свароговой.
Желя(Журба, Zeion (чеш. ), Zeiu (польск. )) - Богиня похоронного плача, провожающая на погребальный кост±р. Отсюда - могила. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея. Треба: поминальные милодары.
Мокошь(Макошь, Могошь, Макоша, Пугэс (хант. ), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен. ), Mococize (луж. ), Makosia, Mukes (полаб. ), Муукс, Судьба, Пятница, Кармента (лат. ), Клото (греч. ), Верпея (лит. ). Нортия (этр. ), Урд (сканд. ), Ардвисура, Анахита (ир. ). Карта (латыш. )) -Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Сестра Доли и Недоли. Треба: каша, курятина, говядина, баранина, конина, шерсть, нитки, вино, платки, посуда, ленты, хлеб, м±д, молоко.
Мор(Марс (лат. ). Смерть, Танатос (греч. ), Грох (арм. ). Map (инд. )) - Бог смерти, холода, болезней. Сын Мары. Треба как Маре.
Мороз(Морозко, Трескун, Студенец, Зюзя (белор. ). Морок) - Бог зимы, снега, холода. Сын Велеса и Мары. Треба: кисель, каша, печенье, кутья, блины. Мста(Маха (ирл. ), Бадб (ирл. ), Bodua (галл. ), Бада (балт. слав. ), Беда, Афина (греч. )) - Богиня мести, кары, войны, разрушений. Дочь Мары и Кощея. Воплощение - ч±рная ворона. Треба как Маре.
Недоля(Hecpeha (серб. ). Лихо, Горе, Нужда, Злосчастье, Бессчастье, Декла (лит. ), Морта (лат. ), Атропос (греч. ), Хельд, Скульд (сканд. )) - Богиня несчастливой судьбы, неудач, несчастья. Сестра Мокоши и Доли. Треба: каша, нити, пряжа. Непра(Водица) - Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей да±тся имя реки данного края. Треба: каша, деньги, хлеб, молоко, пиво, вино.
Opeй(Арий, Ар (арм. ), Арьяман (инд. )) - прародитель белых людей, племени ариев (арийцев). Первочеловек (Первопредок). Сын Дажьбога и Живы. Требы как Роду. Пелен(Покров, Оберег) - Бог оберегания, защиты. Сын Сварога. Отец Чура. Треба как Чуру.
Переплут(Поренут (? ) (балт. ). Водяник, Водищ, Черномор, Посейдон (греч. ), Нефунс (этр. ), Нептун (лат. ), Ахти (фин. ), Аруна (хет. ), Варуна (инд. ), Аутримпс (прусс. )) - Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных. Треба: м±д, конина, гусятина, свинина, баранина, хлеб, масло, деньги (золото, серебро). Перун(Гром, Перен, Пярун (белор. ), Перон, Паром (словац. ), Пераун (чеш. ), Пиорун (польск. ), Пирва (хет. ), Парджанья (инд. ), Пурьгине-паза (морд. ), Перкеле (фин. ), Перкунас (лит. ), Перконс (латыш. ), Фьергюн (сканд. , имя Богини, восходит к имени Перуна), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс. ), Проно (балт. ), Прохн (полаб. ), Айке (саам. ), Тоора (фин. ), Туури (карел. ), Таара (эст. ), Сяхыл-Торум (манси. ), Атям (морд. ), Квазь (удм. ), Pirchunis (скиф. ), Хшатра вайрья (ир. ), Вахагн (арм. ), Тару (хет. ), Тop (сканд. ), Таранис (кельт. ), Доннер (герм. ), Додол, Додон) - Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Крышня, Ситиврата. Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, петух, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, орехи, молоко, дичь, пиво, м±д, венки, зерно, золото, курятина. Погода(Догода, Нот (греч. )) - Бог южного летнего ветра, хорошей погоды. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.
Подага(Эвр (греч. )) - Бог восточного весеннего ветра. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.
Полель(Лель, Люль, Кама (инд. ). Амур (лат. ). Эрос (греч. )) - Бог страсти, любви. Брат-близнец Лели. Треба сродни Купале.
Порвата (Юмале (лит. )) - Богиня плодородия. Супруга Поревита. Поревит(Порович, Спорыш (белор. ), Полевик, Янус (лат. ), Puruvit (балт. ), Перке-кугу-юмо (мари. ), Юмис (латыш. ), Кулсан (этр. ), Пильвитус (прусс-). Добро) - Бог плодородия, начал, изобилия, успеха, богатства, удачи, жизненной силы, благополучия, союзов и договоров. Треба: яйца, курятина, баранина, хлеб. Посвист(Позвизд, Посвыстач, Похвисций, Pochwisciel, Pochwist. Не-погода, Борей (греч-)) - Бог северного зимнего ветра - Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.
Правда (Дакшина (инд. ). Юстиция (лат. )) - Богиня правды, истины, честности, верности клятве. Дочь Суда. Сестра Кривды. Треба: зерно, деньги, плоды. Провей(Прове, Зефир (греч. )) - Бог западного осеннего ветра. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.
Ярица (Ярилиха) - супруга Ярилы. Идеология и мировоззрение древних Славян.
Культура славян с самого начала складывалась, как синтетическая, так как находилась постоянно под влиянием различных культур и традиций. Древним славянам были известны различные виды искусств (живопись, скульптура, музыка, ремёсла, кораблестроение, резьба по дереву…) Археологические раскопки на местах древних поселений славян показали всё разнообразие быта. Было найденно множество кладов и могильников, наполненных всевозможными предметами утвари и дорогими украшениями. На женских украшениях с помощью витееватого растительного арнамента древние ювилиры могли рассказать о своём представлении о мире, о сменах времён года, о жизни богов. Неведомые звери, птицы, русалки занимали воображение тогдашних мастеров, художников.
Одежде и внешнему облику язычники придавали большое значение. Она показывала не только положение в обществе данного человека, но и некоторую обрядность. На одеждах изображались берегини, рожаницы, символы солнца, земли, стихий и отражала всю многоярусность мира. Верхний ярус (небо) сопоставлялся с головным убором, земле сопоставлялась с обувью и так с кадым ярусом. Вот архитектура древних славян до нас почти не дошла, так как славяне строили из дерева. Древние славянские языческие мотивы остались только в сохранившехся ранних каменных христианских храмах. Так, язычество–искрнная религия не может полностью умереть и старые веры сливаются с навязуемыми новыми. Большинство теперешних русско-православных праздненств– это старые языческие. Как же язычник представлял себе мир? Мир, где он жил назывался “явь”. Сверху этого мира, по видимому находился мир “правь”, мир богов и света. А снизу, в черноте находился мир “навь”. Надеюсь, я ничего не перепутал. Это разделение самое известное, но были и другие воззрения, по всей видимости принесённые из Скандинавии и по этому я миры буду называть Скандинавскими названиями:
Асгард- это царство асов, а также тех ванов, которые живут вместе с асами. (Асы– боги воинов, Ваны – боги ремесленников и крестьян) Хель - царство мертвых, а также сил вселенского разрушения. Лёссальфхейм - цаpство эльфов, полубогов и обожествленных духов предков.
Ему противопоставляется Свартальфхейм. Свартальвы - то же, что "карлики" цвеpги, англ. dwarves(название, котоpое Дж. Р. Р. Толкиен использовал для своих "гномов"). Они олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру. Ванахейм - царство ванов.
Ему противопоставлен миp Ётунхейм. Это царство первобытных сил слепого, бессознательного хаоса и/или порядка. Ётун -- это конструкция, лишенная сознания.
Миpы Муспелльсхейм и Нифльхейм соответственно представляют собой сферы Космического Огня и Космического Льда. Именно из этих космических полярностей вещества-энергии зародилась вселенная.
Между этими полярными силами находится благословенная земля Мидгард - замкнутый миp в сеpедине Большого миpа. В этом "Среднеземье" живет человечество - один из многочисленных видов космических существ, потенциально обладающий наравне с богами и богинями даром сознания.
Богослужения.
Богослужение славян связано с поддержанием годового цикла одухотворенной природы и регулированием отношений с богами. Центральным моментом богослужения было принесение уместных к случаю жертв.
Общественное богослужение было включено в сюжеты праздников и других значимых событий. Праздничные действа сопровождались играми, "ряжением", пением, танцами, гаданиями, ритуалами очистительного назначения.
Перед праздником прибирались в домах, очищали место для кострищ, собирали дрова и солому, готовили жертвы, пекли угощение.
Волхвы заранее приводили в порядок святилища, отбирали принесенные и приведенные жертвы. В святилище они входили с благоговейным трепетом. Жрецы балтийских славян опасались осквернить его даже дыханием. Подметая храм, они выбегали, чтобы перевести дыхание.
Языческием ритуалам не чуждо благоговейное чувство, рожденное трепетом перед божествами. Поэтому жертвоприношение сопровождалось приготовительным очищением.
Смысл очищения - избавление от телесной и духовной нечистоты с помощью огня, воды и курений. Для этого парни с девицами прыгали через костры. Иные проходили между кострищами, и прогоняли скотину.
Избу очищали от злых духов (упырей и навий) благовониями. На сковородке жгли можжевельник или ароматные травы. При заселении нового дома или печи огонь из старого очага переносили в новый очаг.
А вообще мало что известно о Богослужениях древних славян, так как, как я уже говорил, христиане посторались. Единственное“но” – это то, что языческие праздненства интегрировались в православие.
Заключение.
Итак, подводя итоги этого не совсем удачного реферата, можно сказать всё язычество севера–почти одно и то-же. Если различия между Скандинавским язычеством и каким-нибудь древне-восточным или южным сразу брасаются в глаза, то таких различий между верованиями севера–просто нет. Я бы мог в реферате написать и про то, что все белые народы севера–от одних истоков, но это для данного реферата я не посчитал важным и интересным, так как это другая тема, и я мог бы тогда взять тему, например“идеология фашизма” или “теория фашизма и рассизма”. Итак, подводя итогии реферата можно сказать – язычество на Руси было золотым и живым периодом.
Источники и материалы: Перечень богов – Языческая община “Триглав”.
Богослужения славян – собрано с разных страниц интернета, посвящённых язычеству славян. Всё остальное – пло моих собственных рассуждений.