Общественное мнение как социальный институт - (курсовая)
p>В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей. В-пятыхобщественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь ввиду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность. В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена” (5 с. 428-429).
Следует заметить, что термин “общественное мнение”используется в двух смыслах: 1)мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе 2) доминирующее мнение, среди всех представителей общественности. Исходя, из первого определения, “общественного мнения может быть много, и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе” (11 с 248). По второму определению можно сделать вывод, что “общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие“общественное мнение” может применяться как в первом, так и во втором смыслах” (11 с 248). Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что “социология общественного мнения очень сложная специальная социологическая дисциплина, предметом изучения которой является установление закономерностей и механизмов формирования и функционирование оценочного отношения больших социальных общностей”(5 с 428). А без всестороннего изучения общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления.
Как и любая, конкретно –социологическая дисциплина, социология общественного мнения имеет свои ключевые понятия, категории и критерии. Теперь будет уместно задать вопрос: “когда же возникает общественное мнение? ”Как утверждают большинство учёных, занимающихся исследованием этого феномена, таких факторов несколько, но важнейшим являются социальные интересы людей. Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таковопервое условие формирование общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключает в себе момент дискуссионности– это второе. Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности. Нужно так же упомянуть ещё об одной очень важной стороне анализируемого вопроса–сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующие предположения:
1. Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей; 2. Критерием отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.
3. Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений.
4. Общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. 5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения, (дельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т. д. ).
При решении проблемы субъекта общественного мнения необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения (8 с. 288-290).
Субъект –это народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры–классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Включённость то или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
Объект общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т. д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
Объект общественного мнения ограничен не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью и выполняемыми функциями, а также, некоторыми критериями, в соответствии, с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление действительности в качестве объекта для своих суждений. О них я уже говорила, сейчас лишь расскажу поподробнее. Общественный интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией “общественный интерес”. В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.
Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию. Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Совершенно ясно, что элементарная просьбы или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д. , то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.
Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по её решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые по другому. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией–соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а так же соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.
Наряду с отмеченной органической некомпетентностью общественного мнения существует ещё и , так сказать неорганическая, искусственно создаваемая некомпетентность общественности. С ней мы сталкиваемся, например, когда речь идёт об объектах, не требующих для своего освоения теоретического мышления, таких, как многие стороны политики, морали, экономики и т. п. В существовании такого рода некомпетентности сомневаться не приходится: практически в каждом опросе общественного мнения выявляется более или менее широкая группа людей, которая отвечает“Не знаю”, “Не думал об этом” и т. д. (4 с. 115-142). Теперь нужно сказать о том, что в ходе развития общественного мнения происходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Сформированное общественное мнения имеет интегративный характер. Это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истины.
Также общественное мнение имеет качественно количественную характеристику. А из анализа взаимодействия количественной и качественной сторон общественного мнения вытекает четыре вывода:
“В – первых, любое общественное мнение если и не всегда оказывается мнением зрелым, истинным, то в каждом случае как мнение общее представляет собой оценочное суждение большинства.
Во – вторых, как мнение большинства общественное мнение представляет собой не просто сумму отдельных мнений, а их органическое слияние, своего рода концентрированное выражение коллективного разума.
В – третьих, общественному мнению, как мнению большинства присуще внутренне единство, то есть по своей природе оно является монистическим образованием. Таким образом, и это будет четвёртый вывод , сила авторитете и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство (2 с15).
Так же, в зависимости от предпочтений субъекта общественное мнение может иметь позитивную или негативную направленность, либо быть индеферентным. Складываясь по поводу конкретного социального вопроса, общественное мнение проявляет достаточную подвижность. Однако, будучи сформированным, оно в течение длительного периода может быть стабильным. Более того, общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.
Что касается Сферы проявления общественного мнения –это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм (5 с. 429-432).
2. 2 Структурные элементы общественного мнения.
Ещё Г. Ф. Гегель изучал феномен общественного мнения. Он выделил в нём целый ряд структурных элементов: первый– условие существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественного мнения, третий – носитель общественного мнения, четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение “всеобщего” и “особенного” мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов в социальных группах общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определённых сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения–показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые, - это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определёнными материальными условиями жизни людей. Структура общественного сознания чрезвычайно сложна. В нём выделяют несколько форм. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т. д. но, прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определённую сторону действительности. Но общественное мнение невозможно отожествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно“втиснуть”в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д. (8 с286-287).
2. 3 Функции общественного мнения
Присутствие в общественной жизни такого явления, как общественное мнение ставит вопрос о его социальной роли и функциях, которые оно выполняет. Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы (4 с. 87).
Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений –основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. Механизм регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, Который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя какфункция воспитания. Она представляется необходимой в силу важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми“воспитывающих отношений”. Главное же предназначение этой функции общественного мнения –воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации.
Посредством функции воспитания общественного мнения можно влиять на человека, т. е. показывать ему его недостатки (2 с. 33-35). Например: во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых обсуждали многие проблемы, в том числе и поведение того или иного индивида. Это тоже можно назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались исправиться.
Следовательно, общественное мнение, выросшие из опыта социальной практики универсальное средство воспитания членов общества. Универсальность его состоит в том, оно осуществляет свой функции как в периоды особой актуальности, потребности в нём, когда, к примеру, возникает необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда само мнение“молчит”, не действует открыто, а исподволь наблюдает за моральным обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно“работает без перерывов”, осуществляя нравственный постоянный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.
Регулятивная и воспитательная функции активно взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга, и всё чаще выступают как единаярегулятивно – воспитательная функция общественного мнения. Она отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс.
Общественное мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими словами, выполняет значительный объём весьма нужной для общества работы. Начнем с того, что в зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято выделять контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения (2 с. 36-38).
Сущность контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции “заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц” (4. с. 38). “Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства” (8 с. 295).
Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления. (8 с. 295-296). Но нужно заметить, что“выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных фактов выстраивать модель общественного развития” (4 с. 40).
Что касается директивной (предписывающей) функцииобщественного мнения, то о её проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер. (4 с . 41). Это означает, что“общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место” (8 с. 296).
Какую бы из функций общественного мнения мы не взяли бы: экспрессивную, консультативную, директивную и т. д. их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно выделить ещё несколько функций общественного мнения. Думаю, самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности (4 с. 43). В оценочном мнение больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Но неправильно говорить об общественных суждениях, выполняющих данную функцию, как о наименее содержательной из всех тех, что могут исходить от народа. Действительно, чаще всего результатом оценочной деятельности общественного мнения вступают скупые“да” или “нет”, “за” или “против”, “хорошо” или “плохо”. Однако не всегда скупые по форме выражения могут являться таковыми и по содержанию. За простыми изречениями могут скрываться настоящие переживания народа, его огромный социальный опыт, мудрость, активная жизненная позиция и т. д. Но не нужно абсолютизировать содержательность оценочного мнения. Во-первых, потому что еще не все народные высказывания адекватно отражают реальные факты, события и вытекают из правильного осознания массами своих коренных интересов. Во-вторых, нет нужды общественному мнению“да” или “нет, “за” или “против”разворачивать в содержательном плане. Не нужно подкреплять аналитическими и конструктивными рассуждениями. Здесь всё зависит от объекта общественного мнения, общезначимости, масштабности проблемы, предложенной ему для оценки. Следующими, не менее важными видами общественного мнения являются аналитическое и конструктивное, которые “тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают”. (8 с. 296).
“Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определённые нормы общественных отношений и оперирует целым не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплён в нравственном сознании людей, групп, коллективов”(8 . 296).
Также нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, т. к. с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации–политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, А главное–самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования (2 с. 44).
Анализируя функциональные возможности общественного мнения, можно заметить, что нередко значимость его суждений выходит далеко за пределы общества, в условиях которого оно функционирует, приобретая тем самым международное, внешнеполитическое звучание. Это происходит в том случае, когда объектом общественного внимания становятся вопросы жизненно важные не только для народа данной страны, но и для народов других стран, всего человечества. В первую очередь такой особенностью отличается общественное мнение по вопросам мирного сосуществования государств, взаимного экономического и культурного сотрудничества, соблюдение элементарных прав человека, охраны окружающей среды и т. д. Следовательно, в зависимости от масштабности, и политического характера проблемы общественное мнение может выполнять каквнутриполитическую функцию, так и внешнеполитическую функцию. Первая находит своё проявление по вопросам, представляющим интерес для данной страны, вторая же служит основой для становления, развития и проявления межгосударственного мирового общественного мнения. Чаще всего общественное суждение, имеющее внешнеполитический характер, контролируют состояние международной атмосферы, стоят на страже мирового, поступательного развития человеческой цивилизации (2 с. 46)
Теперь, когда мы разобрали все функции, которые выполняет общественное мнение, необходимо уточнить“отчего зависит проявление той или иной функции общественного мнения? Во-первых, необходимость проявления какой-либо из них диктуется характером и содержанием объекта мнений. Во-вторых, активизация деятельности конкретной функции зависит от степени зрелости субъекта мнения, его политического, идейно-нравственного и культурного уровня, что и предполагает диапазон и глубину проявления данной функции. В-третьих“вызов к действию”какой-либо функции во многом обусловлен конкретной социальной ситуацией, которая может усиливать или ослаблять её проявления”. (2 с46-47). Но для чего же нужно изучение общественного мнения и его функций? Дело в том, что“изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил” (8 с. 296).
2. 4 Изучение и анализ общественного мнения.
Для проведения процедур измерения общественного мнения важно определить его основные характеристики. Направленность-это преобладающее установившееся мнение “за” или “против”по отношению к определённому событию, решению, или другому общеизвестному социальному явлению. Интенсивность характеризует силу и твёрдость выражения общественного мнения (11 с. 249). Например: респондент может ответить“Да, я полностью согласен”, а может сказать “Да, я скорее согласен, чем не согласен”. В обоих случаях присутствует положительный ответ, но выраженный с разной интенсивностью. Интеграция показывает, как высказываемое общественное мнение связано с общей системой традиций, культурой общества. По степени интеграции общественного мнения можно судить о появлении в общественном мнении контркультурных образцов, ориентаций на коренные изменения в обществе, предвидеть отход от традиций. Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности, составления опросника (11 с249).
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе. Серьёзные выводы возможны на основе точной разносторонней, объективной и многократно проверенной информации об общественном мнении” (8 с. 297).
“Эта сложная проблема решается с помощью проведённых выборочных исследований, в основе которых лежит следующий принцип: основные характеристики правильно составленной по численности выборки (представленной по всем группам) будут соответствовать характеристикам исследуемого общества. Если выборка была сформулирована правильно, то отклонения общественного мнения по исследованиям выборки от общественного мнения всего общества должна быть не более 3-4%”. (11 с. 250). По этой причине исследование общественного мнения должны проводить профессионалы высокого класса. В России такими являются Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) и служба“VP”, за рубежом из наиболее известных можно назвать американскую службу Гэллэпа. Так институт Гэллапа еще в 40-е годы прошлого века на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал так называемый пятимерный план, имевший целью совершенствования методики изучения общественного мнения, т. к. наиболее ответственным моментом в интервью является формулировка вопросов, задаваемых опрашиваемым. Не случайно именно эта часть методики опросов подвергалась наибольшей разработки в этом плане. Прежде всего, были выявлены те недостатки, которые присутствовали в недостаточно квалифицированных опросах.
Вопросы задаются людям, которые не имеют ни малейшего представления о предмете обсуждения.
Не делается различия между теми, кто вносит своё суждения “на ходу” и теми, кто, высказывая своё мнение, взвесил все “за” и “против”. Вопросы формулируются таким образом, что могут иметь различный смысл для различных людей.
Основной упор делается на категорические ответы –“да” или “нет”, в то время как на некоторые сложные вопросы нельзя дать однозначного ответа. Игнорируется факт, почему респондент придерживается того или иного мнения. Не учитывается интенсивность выраженного мнения.
Пятимерный план, разработанный Гэллапом и применяемый для выяснения отношений по актуальным проблемам, должен был свести до минимума перечисленные недостатки. Предусматривалось пяти различных аспектов мнения: Представление, знание опрашиваемого о предмете.
Общие взгляды респондента. Причины, почему он придерживается этих взглядов
Его специфические взгляды по специфическим аспектам проблемы. Интенсивность выраженного мнения.
Соответственно, в пятимерном плане используется пять категорий вопросов: Фильтрующие.
Открытые или свободные Причинные. Специфические. Выявляющие интенсивность мнений.
В рамках каждой категории задается любое количество вопросов в зависимости от проблемы и обстоятельств. Прежде интервьюер должен установить факт компетентности опрашиваемого, что достигается с помощью фильтрующих вопросов, обо именно они помогают выяснить осведомлённость опрашиваемого о конкретной проблеме. Если он не имеет представления о проблеме, он как бы выбраковывается из списка респондентов или же опрос ведётся в нейтральных тонах, что бы не повлиять на опрашиваемого. На следующим этапезадается открытый вопрос с целью определить взгляды человека, у которого берётся интервью. Поскольку опрашиваемый не ограничен какими - либо вариантами, ответы могут быть различными и самыми неожиданными. Интервьюер должен фиксировать их как можно точнее. Ответы на открытые вопросы поддаются обработке гораздо труднее, чем другие типы вопросов. Однако в пятимерном плане один или два вопросы этого типа обязательно присутствуют.
Третья категория вопросов – причинные вопросы –ставят перед собой цель определить, почему именно опрашиваемый придерживается таких, а не иных взглядов. Специфические вопросы, в которых уже содержатся конкретные предложения о решении той или иной проблемы, предполагают краткий отрицательный или утвердительный ответы. Они наиболее полезны с точки зрения придведения дальнейшего проведения опрашиваемых, особенно избирателей. Специфические вопросыпредставляют собой несколько вариантов предложений, изложенных в виде противоположных позиций. Недостатком такого типа вопросов является то, что бывает трудно подобрать альтернативные варианты, которые охватывали бы весь диапазон мнений по данной проблеме, и к тому же взаимно исключали друг друга. Вопросы пятой категориизадаются с целью обнаружить интенсивность выраженных мнений. С их помощью уточняется, насколько глубоко убежденность сторонников той или иной точки зрения. Для выяснения этого могут быть заданы вопросы с вариантами ответов типа: “Насколько глубоко Вы убеждены в этом? – очень глубоко; довольно глубоко; совсем неглубоко”. Пятимерный план –это наиболее фундаментальное изучение общественного мнения, но о очень дорогое (5 с. 433-437).
Изучение и анализ общественного мнения позволяют проследить за формированием нравственного и политического сознания народных масс. Так на протяжении последних лет в России изучались данные вопросы. И как показали исследования, на формирование и изменение динамики общественного мнения и социальных ожиданий большое влияние оказывают всевозможные процессы в обществе, в том числе и разочарования народных масс в реформах, особенно в экономической и социальной сферах (8 с. 297).
Разобрав методы изучения и анализа общественного мнения, мы можем сказать, что практические аспекты изучения общественного мнения имеют огромное значение. Использования результатов общественного мнения может принести немалую пользу социологам, лидерам партий и государств и внести неоценимый вклад в процесс демократизации общественно– политической жизни (Елсуков с. 439).
2. 5. Общественное мнение в современной России на примере предвыборных опросов 1993г.
К сожалению, не является секретом то, что общественным мнение постоянно манипулируют различные политические субъекты. Политики, желая добиться своих целей, выдать свои интересы за интересы широких народных масс, как правило, опираются на“своих” исследователей общественного мнения.
В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения. Но на виду и на слуху миллионов телезрителей, радиослушателей, читателей массовых печатных изданий не больше шести (некоторые из них были упомянуты ранее): Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд“Общественное мнение”, Аналитический центр по общей политике Администрации Президента, Vox Populi Б. Грушина, Центр А. Кисельмана (Санкт - Петербург), Институт прикладного системного анализа. Но это не значит, что другие научные центры, особенно в регионах, плохо знают проблему, некачественно её исследуют. Скорее наоборот. Но, как показывает практика, наибольший интерес средств массовой информации и политиков вызывает продукция именно названных центров. Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальные заказы политических лидеров, а региональные подразделения, как это ни парадоксально, дают более объективную информацию, находясь в стороне от столичных политических игр и баталий. Сошлёмся на факты, являющиеся объектом внимания исследователей общественного мнения, в том числе широких теле–и рдиоаудиторий, читателей наиболее тиражных газет. Начиная с 1993 г. средства массовой информации (особенно электронные) во время подготовки к выборам в Госдуму регулярно публиковали, транслировали различные прогнозы, рейтинги популярности партий, движений их лидеров. По данным опросов накануне голосования в 1996 г. социологи отдавали пальму первенства поочерёдно то партии“Демократический выбор России”, то движению “Наш дом Россия”, то “Яблоку”. А в итоге победу одержали коммунисты и аграрии. В чём дело? Уровень профессиональной квалификации столичных социологов стал так низок, что они не смогли подготовить точный прогноз? Нет. Мы имеем дело с обыкновенной манипуляцией общественного мнения. Рейтинги популярности лидеров строились и строятся на чрезвычайно субъективных показателях, на априорных мифологемах, а поэтому не отражают реального положения дел.
Достоверность социологической информации во многом зависит от политических воззрений учёного, его зависимости заказчика. Российская печать полна фактов, свидетельствующая о такой зависимости многих, социологических центров, особенно при опросах общественного мнения во время избирательной компании. Этим, во многом, объясняется потеря доверия к опросам и к самой социологии в обществе. “И заявления таких известных учёных, как В. А. Ядов, “что надежность исследований”не зависит от политической ориентации или участия в политических движениях, есть лишь желание сделать очевидное невероятным”(8 с. 292). Таким образом, социологи пытаются скрыть реальную действительность. А урок 1993 г. , по-видимому, не оказался поучительным, или российские социологи не обратили на него никакого внимания, хотя после первых многопартийных выборов в Государственную думу в декабре 1993г. они очень долго пытались понять причину своего фиаско, выдвигая всевозможные теории такого грандиозного провала. Эту проблему постарался изучить В. Э. Шляпентох, чьи работы были опубликованы в“Социологических исследованиях”в 1995г. в №9 и 10. Думаю, будет правильно обратить к этим материалам, для того, чтобы понять: “Почему же социологи не могут правильно спрогнозировать итогу голосования народных масс, если исключать возможность манипулирования общественным мнением? ”
На 1995 г. В. Э. Шляпентох писал “В последние пять лет были три ситуации, когда усилия исследователей общественного мнения потерпели поражения предсказать результаты выборных компаний–в Никарагуа в 1989 г. , в Великобритании в 1992 г. и в России в 1993 г. Обсуждения, которые сопровождали эти три случая, поднимают общие проблемы, включая качество методологии, политическую ситуацию в течение выборной кампании и политическую нейтральность исследователей общественного мнения. П. Ривьюс, Джовелл и Мюллер в 1991, 1993 гг. обращались к анализу ситуаций в Никарагуа и Великобритании” (16 с. 14 -15).
Российская катастрофа. 12 декабря 1993 года состоялись первые многопартийные выборы в России. Одновременно были осуществлены первые попытки русских исследователей выборных компаний продемонстрировать своё мастерство в предсказании результатов выборов. Эти результаты, которые радикально изменили политический ландшафт в стране так же посеяли сомнения в способностях российских исследователей выборных кампаний.
Исследователи потерпели поражение не только в предсказании победителей, но даже в предсказании очерёдности, с которой партии пришли к финишу. Проще говоря, они не смогли оценить относительное влияние политических сил в стране. Среди партий, включённых в бюллетень, были: “Выбор России” во главе с Е. Гайдаром; избирательный блок “Яблоко” (кодовое название трёх политических деятелей –Г. Явлинского, Ю. Болдырева и В. Лукина); партия Российского согласия и единства во главе с
С. Шахраем; Российское движение демократических реформ во главе с Г. Поповым. Эти четыре партии были проправительственными и поддерживали проводящие реформы. “Центрийскую”позицию занимали две партии: Демократическая партия Росси во главе с Н. Травкиным и“Женщины России”во главе с А. Федуловой. Оппозиционные партии были представлены КПРФ во главе с Г. Зюгановым, Аграрной партией во главе с М. Лапшиным и ЛДПР во главе с В. Жириновским. Четыре остальные относительно небольшие партии занимали различные промежуточные позиции. В России очень много организаций, занимающихся этими проблемами. Данные по избирательной кампании составили около 75 публикаций, на основе которых В. Э. Шляпентох проводил свой анализ.
Организация исследования избирательных кампаний и общественного мнения. Так Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) являлся лидером в опубликовании данных о ходе избирательной кампании (табл. 1). Публикации ВЦИОМ (33) составляют почти половину все статей, содержащих результаты исследований. Но, поскольку избирательная кампания продолжалась только один месяц, а закон запрещал публикацию исследований общественного мнения за 10 дней до выборов, исследовательские организации имели только три недели для оценки населения к партиям и их лидерам.
Российские исследователи также потерпели поражения в попытке предсказать число людей, которые примут участие в выборах. Согласно различным опросам предсказывалось, что примут участие 60-65% избирателей. Число же тех, кто голосовал 12 декабря, было официально признано чуть выше 50%, хотя эти данные рассматривались некоторыми экспертами (А. Собянин), как вызывающие подозрения. Он считал, что только 46% потенциальных избирателей приняли участие в выборах.
Прогноз партийных предпочтений. Как правило, российские исследователи работали с выборкой всех включенных в списке избирателей. Однако, они имели тенденцию анализировать только предпочтения намеривающихся голосовать. В своих прогнозах основные центры исследования выборов единодушно отдавали предпочтения победе прореформистским партиям. Ожидалось, что партия Гайдара соберёт 30% голосов, блок Явлинского– 20%. Ожидалось, что коммунисты и агрария разделят между собой 6 –8% и другими партиями. Либерально демократическая партия Жириновского была вовсе проигнорирована.
Большинство других организаторов опросов были убеждены, как и ВЦИОМ в бесспорной победе проправительственных партий. Социологи“Московских новостей”, влиятельного московского 21 ноября еженедельника спрогнозировали37% голосов Гайдару и 14%“Яблоку”, в то время как коммунистам отводилось 10%. Жириновский не был, упомянут вовсе.
Оптимистичный прогноз победы проправительственных сил большинством опросных организаций никого не удивил в России. Это случилось, потому что ноябрьские данные были согласованны с информацией о партиях поддержке их лидеров, содержащейся в течение предшествующего времени.
Только несколько исследователей, большинство из которых более или менее были враждебны режиму Ельцина, выразили недоверие прогнозируемой победе демократов. Однако их суждения были отвергнуты большинством средств массовой информации как примитивный пропагандистский трюк.
Результаты выборов. Если сравнить результаты выборов с прогнозом исследователей, то главным ошеломляющим событием стал успех ультранационалистической партии Жириновского, что не было прогнозировано. 12 декабря 1993 либеральные демократы получили 23, 9% голосов и стали бесспорными победителями (табл. 2).
В течение четырех десятилетий, когда эмпирические исследования были распространены в России, российские социологи никогда не были посрамлены, до декабря 1993г... В течении месяца после выборов интеллектуалы в Москве были самым серьёзным образом вовлечены в обсуждение того, что случилось... Многие из них выдвинули всевозможные теории, иногда взаимоисключающие друг друга в попытке обвинить тех, кто проводил опросы общественного мнения. Рассмотрения возможного провала российских организаторов опросов можно было осуществить только на опубликованных данных, большинство из которых в средствах массовой информации и реже через бюлютени, публикуемые опросными центрами. Но публикации опросов в течение выборной кампании содержат очень ограниченную информацию методологического и методического характера.
Теории причин ошибочного прогнозирования результатов выборов российскими социологами. Первая теория, выдвинутая К. Любарским, и поддержанная А. Собяниным и В. Суховольским, экспертами, работающими в администрации Ельцина, полагает, что если бырезультаты выборов не были подтасованыпровинциальными бюрократами в пользу оппонентов демократии, результаты были бы теми же, которые прогнозировали опросные центры. Доказательства в поддержку этой теории в первую очередь базировались на очень абстрактных математических выкладках, в то время как эмпирические доказательства, показывающие факты мошенничества, фактически отсутствуют. Согласно Собянину, искажение данных в пользу оппозиции имело место во всех регионах, за исключением Москвы и Санкт–Петербурга. Однако ни Собянин, ни другие, делающие свои выводы, не привели каких то убедительных аргументов своего мнения.
Другая теория, используемая многими организаторами опросов для объяснения своего фиаско, выдвигает гипотезу овнезапном сдвиге в настроения избирателей. Теория основывается на том, что многие избиратели изменили свое мнение за 10 дней до выборов. К подобным объяснениям прибегало большинство социологов из Никарагуа и Великобритании, которые попали в аналогичную ситуацию. Например, Р. Ю Левада настаивал после выборов, что поддержка Жириновского составила 2% в конце октября, а к началу ноября– уже 9%. Наконец Жириновский “сделал рывок”, результатом чего стала его победа на выборах. Сторонники теории “качелей”(т. е. внезапного сдвига настроений людей), утверждают, что несколько групп электората решили голосовать за Жириновского в последний момент (16 с. 15-22). Телевизионная теория имела под собой некоторые основания. Однако вклад телевидения преувеличивается теми, кто приписывает ему основную роль в исходе выборов. Выдвигались такие предположения, что последние дни перед выборами
В. В. Жириновский получив эфирное время, смог убедить народные массы голосовать за свою партию. Но эта теория также была опровергнута т. к лидеры других партий, которые заняли вторые третьи позиции не так часто появлялись на экране.
Скрытые избиратели. Значительное место в провале организаторов опросов занимает их неспособность определиться со скрытыми избирателями. После проведения опросов его организаторы анализировали ответы только тех избирателей, кто выразил политические предпочтения. Они игнорировали все другие категории респондентов, включая тех, кто не собирался голосовать, и тех, кто не определился с политическими предпочтениями. Организаторы опросов так же игнорировали тех, кто отказался общаться с интервьюером. Таким образом, они анализировали только часть выборки, которая касалась потенциальных участников выборов. Искренность респондента. Другим значительным вкладом в провал опросных центров была их неспособность преодолеть нежелание значительного числа респондентов вести себя искренне с интервьюером. Миллер пришёл к аналогичному выводу, изучая подобную ситуацию в Никарагуа.
Когда советские социологи начинали свои первые опросы в 60-х гг. , они серьёзно беспокоились об искренности респондентов. Они допускали, что граждане, живущие в полицейском государстве, не часто предрасположены, говорить откровенно, особенно в тех случаях, когда сознавали, что вопрос несёт идеологическую нагрузку.
С началом гласности в 1985 г. доверие советских социологов к своим респондентам начало расти. После официального распада СССР российских социологов, кажется, почти совсем перестали заботить проблемы, касающиеся искренности респондентов. Но респонденты могли по-прежнему опасаться правящего режима и склонны демонстрировать солидарность с господствующими культурными нормами. Эти факторы, конечно, проявляются не только в России, но их влияние, рождённое авторитарным прошлым, могло составить существенную проблему для опросов периода выборной кампании 1993 г.
Факторы стыда. Если некоторые респонденты были неискренне из-за страха перед официальной властью, то огромное количество людей не хотело показывать своего истинного отношения к Жириновскому или коммунистам из-за воздействия“социальной желательности” или “стыда”. Много россиян, которые горячо ранее поддерживали демократов, теперь поддерживают оппозицию. Однако они стыдятся признать радикальные изменения своих взглядов. “Стыдливые”консерваторы не были склонны сообщать организаторам опросов свои истинные предпочтения.
В случае с Россией отказ значительного числа россиян правдиво отвечать на вопросы, является, может быть, главной причиной искажения при измерении отношений к современным политическим примерам, поэтому“фактор стыда”так же рассматривался как причина провала центров опросов общественного мнения.
Выборка. Еще одной теорией провала была теория о выборке, т. к. опубликованные сообщения о проведённых опросах дают слабую уверенность, что процедура выборки получила то внимание, которое требуется. Как видно из таблицы три даже ведущие социологические центры не сообщают, как их выборка была сформирована. Нужно заметить, что большинство опросов проведено в больших городах (Москва, Санкт Петербург). Объясняется это большей доступности респондентов. По сравнению с деревнями и малыми городами организаторы опросов облегчили себе задачу, проводя опросы в крупных городах. Трудность с транспортом, не говоря уж о криминальной обстановке делают труднодоступными некоторые районы. Б. Грушин отмечает эту проблемы, как главный фактор, снижающий качество российских опросов. Данные, касающиеся результатов выборов, показывают, что националисты и коммунисты имели успех в маленьких городах и сельской местности. В этих населённых пунктах проживает примерно две трети всех избирателей. Нужно отметить, что в Москве и Петербурге прогнозы опросов и действительные результаты не были такими ошибочными.
В целом же качество выборки в российских опросах вызывает серьёзное беспокойство. Слишком много опросов базируется на анализе мнения жителей больших городов. А темп, требовавший быстрой публикации опросов до выборов, ограничивал организаторов опросов в подготовке тщательных суждений, которые помогли бы скорректировать некоторые проблемы выборки.
Организаторы опросов и политическая борьба. С самого начала эмпирических исследований социологи в Советском Союзе были очень серьёзно политически ангажированы. Это верно и для настоящего времени. Б. Грушин (1993) обвинил своих коллег в открытом включении“в суетливую возню лоббистов, за поддержку различных лидеров и групп, которые отчаянно боролись за влияние и власть в обществе”. Эта точка зрения была поддержана почти всеми участниками круглого стола”в Российской академии наук в феврале 1993 г. Среди союзников режима был ВЦИОМ, который открыто, объявил себя поддерживающим“Выбор России”. Подобным же образом ВЦИОМ поддерживал Ельцина в его конфронтации с парламентом на кануне апрельского референдума, так же как и период сентябрьско-октябрьского кризиса.
Конечно, социологи и организаторы опросов, которые придерживались консервативной точки зрения, злорадствовали по поводу поражения своих социальных коллег (чьим прогнозам они так же доверяли до выборов). А Дмитриев и Ж. Тощенко, известные как верные сторонники КПСС, использовали декабрьское фиаско, что бы обвинить либеральных организаторов опросов в многочисленных пороках и недостатках, таких, как: “дезинформация населения”, “ангажированность опросов”, “манипуляция результатами опросах в средствах массовой информации”, “представление результатов местных опросов, как отражение общественного мнения” и “замена правды полуправдой”. Отчасти можно согласиться с этими высказываниями. Хотя опять же всё зависит от того, с какой точки зрения подойти к этой проблеме.
В заключение нужно сказать, что имеется несколько гипотез, почему российские опросные центры не смогли спрогнозировать результаты декабрьских выборов. Несмотря на то, что успешные выступления Жириновского по телевидению имели определённое значение, кажется невероятным считать их главным элементом провала опросов. Как в никарагуанском, так и в английском случае теория сдвига, смены настроений не кажется адекватной реальности, для того, что бы принять её в расчёт.
Главный фактор, характеризующий провал российских организаторов опросов, связан с проблемами методологии и методики. Серьёзные изъяны были допущены в процедуре выборки, но может быть даже, более важной была не искренность многих респондентов, которые не желали демонстрировать свои действительные политические предпочтения, а также торопливое, некритичное отношение организаторов опросов к ответам людей на их вопросы. Две предполагаемые причины для этой неискренности: страх и стыд, были копией причин провалов опросных фирм в других частях мира.
Наконец, кажется вероятным, что политическая деятельность ведущих опросных центров поможет объяснить, почему их руководители не беспокоились об этих проблемах и свои данные воспринимали некритически. Хочется верить, что с утверждением демократии российские организаторы опросов будут больше внимания обращать на необходимость разделения роли исследования и политики(17 с. 3-11).
Глава III Взаимодействие общественного мнения и средств массовой информации Средства массовой информации как регулятор общественного мнения.
“Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни” (1. с. 414). Журналистика в обществе представляет собой не только способ воздействия на массы, но и средство участия масс в социальном управлении. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о социальной жизни в целом, о деятельности отдельных социальных институтов, о жизни отдельных регионов страны. Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов массовой информации в общий поток общественного мнения. Формирование общественного мнения и его выражение посредством печати, радио и телевидения–две взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение обеспечивать общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля за их реализацией.
Сами печать, радио и телевидения также находятся под воздействием общественного мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории. Аудитория воздействует на СМИ и через руководящие органы страны.
Одна из проблем, связанная с аспектом деятельности СМИ –репрезентативность общественного мнения в материалах печати, радио и телевидения. Функционирование общественного мнения осуществляется посредством разных каналов, прежде всего СМИ при активно и политике этих средств. Сегодня органы массовой информации получают тысячи и сотни тысяч писем. Таким образом, возникает два объекта конкретного социологического изучения–письмо и его автор. В центре внимания всегда оказываются те письма, которые наилучшим образом отражают сущность СМИ как способа участия всех слоёв общества в управление.
Мнение, выраженное в письмах–лишь основа “материал”для функционирования общественного мнения. Само функционирование начинается тогда, когда эти мнения попадают в каналы массовой информации, когда тем самым авторы писем становятся участниками деятельности СМИ, производителями массовой информации(10с92-94).
За последние тридцать лет телевидение значительно усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения людей. “Структура новостей, охватывающая целый день, в каком то смысле влияет на наше восприятие окружающей действительности” (15).
Даже “расслабляющие”средства информации, такие как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь
Телевидение формирует способ интерпретации социального мира, помогая упорядочить опыт нашего общения с ним. Установки, которые явно или скрыто, присутствуют во всех видах теле продукции и в способах её распространения, возможно гораздо более важны, чем-то, что конкретно показывается в программах (1. с. 414-416).
Проведенные исследования общественного мнения (табл. 4) указывают на то, на сколько сильно средства массовой информации“завладели”сознаниями людей. С одной стороны это радует, т. к. люди получают всю необходимую информацию из достоверных источников, но с другой–СМИ являются своеобразным регулятором общественного мнения и общественного создания. Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой то степени способствует изменению природы выборов. А происходит это потому что“ни газеты, ни радио не смогли взять человечество в плен информации так крепко, как телевидение– домашний источник связи с миром”(15) И иногда этот источник становится разработчиком определённых суждений, которые в последствие воспринимаются обществом как правильное решение какой либо проблемы. Для достижения данного обстоятельства применяются такие средства воздействия на сознания людей как пропаганда и реклама.
Влияние пропаганды на сознание людей.
Управление общественным мнением –одна из главных проблем, связанных с использованием социологических научных знаний. Базой такого управления является пропаганда, основанная на точных научно обоснованных данных о направленности, интенсивности и интеграции общественного мнения (11 с250). Но что же такое пропаганда? “В широком смысле под пропагандой понимается особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей иной информации в целях формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них– оказание влияния на поведение людей. ”(7 с. 9). Цель пропаганды состоит в том, чтобы “направить все усилия на принятие общественностью нужной для управляющей стороны точки, создание зрения систему установок на поддержку или отвержение экономических, политических или социальных явлений. Выступление ораторов перед публикой, статьи в журналах, телевизионные передачи, реклама и продвижение товаров на рынке– это образцы пропагандистского воздействия на общественное мнение” (11 с251). Результатом пропагандистского воздействия должно быть изменение сознания и поведения людей в нужном направлении (через убеждение). Поэтому изменение сознания людей и их практической деятельности принято считать показателям эффективности пропаганды. Для определения эффективности пропагандистского воздействия на социальные группы, слои, классы, общество в целом в качестве критерия называется направленность общественного сознания, которая определяется с помощью изучения общественного мнения. Эффективность пропаганды связана с реализацией её целей. Эстонская исследовательница М. Лауристин предложила три вопроса, ответ на которые позволит по её мнению, судить об эффективности пропагандистского воздействия:
Какие цели регулятивного характера ставятся коммуникатором. Как эти цели воплощаются в содержании и форме пропагандистских сообщений. Как реагирует аудитория на эти сообщения, т. е. насколько их пост коммуникативное поведение, практическая деятельность соответствует целям пропаганды (7 с. 12-13).
Многие исследователи относят к пропаганде и образовательный процесс, поскольку в ходе обучения преподаватели прививают учащимся своё собственное мнение о событиях и явлениях окружающих их действительности. Хорошо известно, что неявная, непрерывная пропаганда в процессе обучения позволяет наиболее прочно внедрить в сознание учащихся нормы и ценности, соответствующие определённым точкам зрения.
Так же не секрет, что средства массовой информации (печать, радио, телевидение) оказывают наиболее сильное влияние на формирование общественного мнения. В ряду других предложений которые мы обсуждаем нужно сказать, что“группы социологов обращает на себя внимание идея воздействовать на опросчиков через регламентацию рекламы, поскольку данные часто используются в целях политической или экономической рекламы”. (13 с. 9) . Именно поэтому во время предвыборных кампаний так часто показывают рейтинги партий или тех или иных политиков, которые иногда могут не соответствовать действительности. Это тоже является элементами пропаганды, т. е. таким образом СМИ вырабатывают у населения страны“эффект стадного поведения”, тем самым стараясь подвести избирателей к “нужной” точке зрения. В общественной жизни можно наблюдать ещё такое явление, как сформировавшееся, устойчивое общественное мнение. Это происходит тогда, когда обсуждается проблема, о которой уже очень много говорили. В таком случае ответы будут почти однообразными, т. к. средства массовой информации уже“запрограммировали”некую информацию в сознании людей, соответственно и результаты опроса общественного мнения будут константны. Так же при опросе общественного мнения“открытый характер формулировки вопроса, выносимого на суждение широкой аудитории, должен быть обусловлен уже тем обстоятельством, что общество в праве знать, не является ли проводимый социологами опрос скрытой формой пропаганды или агитации, возбуждающий социальною, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду”(13 с. 9), потому что это может спровоцировать противоречия в обществе, негативное отношение членов этого общества друг к другу.
Но помимо “общепринятого”общественного мнения существуют отклонения от принятого мнения, которые принято называтькогнитивным диссонансом. Здесь существует две точки зрения. Одни ученые полагают, что если отклонения от общепринятой точки зрения значительны, то воздействие производит наибольшее изменения в общественном мнении, то воздействие производит наибольшее изменение в общественном мнение, но другие учёные придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Виттакер, исследуя оба этих научных подхода, пришёл к мнению, согласно которому основой успешного применения пропаганды является не значение когнитивного диссонанса, а степень поддержки данной точки зрения представителями общественности. Когда члены общества очень интенсивно поддерживают прежнюю точку зрения, с глубокой личностной включённостью, усиление когнитивного диссонанса незначительно меняет общественное мнение. Более того значительный когнитивный диссонанс производит эффект бумеранга, который характеризуется тем, что член общества, подвергаемый пропагандистскому воздействию, начинает его отвергать и поддерживать противоположную точку зрения представителями общественности не столь интенсивна и личностная включенность не столь глубока, когнитивный диссонанс может привести к увеличению степени изменения общественного мнения в результате воздействия пропаганды. Для каждого члена общества существует“оптимальное расхождение”, которое производит максимальное изменение общественного мнения (11 с. 251-252).
Теперь, исходя, из всего выше сказанного, нужно постараться понять, какое же общественное мнение устраивает исследователей данного явления. Мы видим, что“любая палка имеет два конца”. А для того, что бы получать от общества достоверную информацию, его собственное мнение, которое родилось в сознании каждого индивида данного общества, необходимо более ответственно подходить к тем передачам, рекламным роликам, выпускам новостей и т. д. , которые транслируются по телевидению, к печатным материалам и передачам на радио. Потому что“средства массовой информации относятся к таким воспитательным средствам, которые действуют практически на всех этапах формирования и развития личности. Воспитание личности, процесс её становления и развития включает в себя социальное познание; усвоение социальных принципов, норм, правил как отдельных социальных институтов, так и общества в целом; выработку, усвоение и совершенствование на этой основе системы ценностных ориентаций, установок и убеждений и т. д. И хотя влияние СМИ на личность на каждом этапе её становления имеет свои особенности, они являются ведущими в системе средств целенаправленного воздействия на личность, потому что как и вся система пропаганды средства массовой информации воздействуют прежде всего на сознания людей с целью приближения его к идеалу, соответствующее данному обществу. А происходит это, потому что СМИ обладает преимуществом, по сравнению с другими средствами и формами воздействия на сознание людей, которые способствуют эффективности воздействия. К таковым можно отнести:
1 Охват, целевую направленность и быстроту информационного воздействия; 2 Мощность, коммуникативность, постоянство и многообразие идеологического воздействия;
3 Единство пропагандистского, агитационного, воспитательного и информационного воздействия;
4 Многообразие форм и методов воздействия;
Доступность, распространенность, динамичность, стабильность (7 с. 99-103). Соответственно из всего выше сказанного можно сделать вывод, что общественное мнение в какой то степени зависит от той информации, которую доносят до сознания членов общества средства массовой информации. Почему, в какой то степени? Потому что и у пропаганды есть свои пределы.
3. 3. Пределы пропаганды.
“Если власть пропаганды не ограничена, то те слои общества или социальные группы, которые обладают большими финансовыми ресурсами или располагают агентствами по связям с общественностью, казалось бы должны всегда диктовать свои условия. Однако способы проведения пропаганды ограничены рядом факторов. 1. Возможно, небольшим ограничением является конкурирующая пропаганда. Если государство имеет монополию на пропаганду (например: при тоталитарных режимах), каждому представителю общественности очень трудно осваивать альтернативные, отличные от официальных мнения и точки зрения. В этих условиях официальная пропаганда подавляет другие мнения и выставляет в выгодном свете другие необходимые факты. В демократических политических системах всегда имеется возможность воспринимать различные точки зрения, и существуют несколько“очагов”распространения пропаганды, поддерживающие альтернативные точки зрения. В конкурентной борьбе эти стороны ставят друг другу ограничивающие в юридическом и нравственном планах условия, которые делают невозможной бесконтрольную пропаганду.
2. Доверие пропагандистам в глазах представителей общественности во многом зависит от информации и способов её подачи. Когда предлагаемые общественности факты в значительной степени отклоняются от общепризнанного мнения и реальной действительности, возникает напряжённость, которая может быть направлена на тех, кто осуществляет пропаганду. При наличии эти щграничений представители пропагандирующей стороны должны применять тонкие стратегии, основанные на знании психологии людей и постоянном отслеживании общественного мнения с помощью социологических исследований.
3. Различия в образованииу различных слоев представителей общественности могут привести к тому, что усилия пропагандистов будут достигаться только слоёв с высшим образованием или наоборот, только социальных слоёв с низким образовательным уровнем. В таких случаях лицам, осуществляющим пропагандистские кампании необходимо создавать синтетические стратегии, рассчитанные на представителей общественности с различным уровнем образования.
4. Верования и система ценностей у различных представителей общественности ограничивают пропагандистские условия, так, как многие люди, представители различных социальных слоёв, обладая различной системами норм и ценностей, подвергают критическому анализу действия пропагандистов. Проводя пропагандистскую кампанию, следует помнить, что сразу изменить субкультуры невозможно, поэтому усилия по пропаганде нужно направлять в русло приспособления к существующим системам ценностей. В данном случае искусство пропаганды состоит в умелой интерпретации существующих установок представителей общественности для достижения целей пропаганды. В настоящее время разработаны самые разнообразные способы управления общественным мнением. Рекламные службы, службы общественного мнения, команды поддержки политических деятелей, организации религиозной пропаганды способны в значительной степени изменить общественное мнение, используя такие коммуникативные каналы, как средства массовой информации, выступления перед публикой, рекламные обращения, средства наглядной агитации и др. ” (11 с252 - 253). Теперь мы видим, что пропаганды оказывает очень большое влияние на формирование общественного мнения, на сознание людей и на их реакцию по поводу того или иного общественного явления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Что касается демократизации, то мы уже смогли заметить, что в тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. В современной России так же есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого“общественного мнения”является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.
Если обращаться к индивидам общества, объекту и субъекту общественного мнения то можно сказать, что в своем единичном представлении общественное мнение, действительно выражает желания и потребности каждого индивида. Но в его полной совокупности общественное мнение выражает мнение большинства. Так же мы смогли заметить, что у общественного мнения есть своя структура, сущность, критерии, функции и т. д. , как и любого социального явления. Это в очередной раз доказывает, что общественное мнение представляет собой социальный институт. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное социальными законами развитие общественного мнения. Печально лишь то, что как бы ни функционировало и прогрессивно не развивалось общественное мнение в нашей стране, ему всё равно не уделяют должного внимания. По моему мнению, стараясь“выдать желаемое, за действительное” исследователи общественного мнения опять таки пытаются управлять общественным мнением. А, ведь, общественное мнение в его собственном проявлении, это своеобразный регулятор всех общественных процессов, которые происходят в обществе. Более точное изучение общественного мнения, я считаю, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством.
Понимание обществом нужности и значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки существующего режима) общественного мнения, поможет развиваться общественному мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пере смотрению некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.
Приложение. Таблица 1 Количество статей, опубликованных основными опросными Центрами в период между 2 ноября и 2 декабря 1993 г. Организации Число публикаций ВЦИОМ 33 Институт социологии парламентаризма 11 Фонд общественного мнения 9 Центр изучения и прогнозирования социальных процессов 4 Мнение 3 Институт социологии 2 Институт сравнительных социальных исследований 2 11 других организаций (каждая с одной публикацией) 11 Всего 75 Таблица 2
Сравнение сообщений средств массовой информации о намерениях избирателей на основе обследований общественного мнения с результатами выборов (в % к принявшим участие в выборах)
Партии 25. 11. 95 городское население 2. 12. 95. общерос. Опрос 11. 12. 95. общерос. Опрос Действител. результаты. “Выбор России” 29 30 Не менее 25 14. 5 “Яблоко” 21 20 13 7. 3 Партия единства и согласия 4 6 - 8 5 6. 7 Компартия 8 6 – 8 Менее 15 13. 6 Либерально – демократическая партия 3 Не измерял. Менее 15 23. 9 Аграрная партия 2 6 – 8 2 9. 0 “Женщины Росси” 4 Около 5 4 8. 5 Демократическая партия 7 7 Не измерял 5. 5 Другие 11. 0 Таблица 3 Изучение методологической и методической информации в опубликованных опросах (N=75 опросов, в %) Виды информации Наличие Время опроса 80 Число опрошенных 86, 7 Объем выборки 73, 3 Тип выборки 30, 7 Ошибки выборки 5, 3 Респонденты, воздержавшиеся от ответа 54, 7 Отказавшиеся быть интервьюируемыми 1, 3 Таблица 4 Распределение ответов респондентов на вопрос об использовании ими различных источников информации. Источники информации Данные (в %) Передачи радио 76, 9 Передачи телевидения 91, 8 Сообщения газет 97, 9 Общение с коллегами по работе 46, 2 Общение с друзьями 55, 6 Общение с родственниками 32, 0 Посещение митингов и политических собраний 72, 3 Слухи 36, 5 Список использованной литературы. Учебники, монографии. Гидденс Э. “Социология” М: Эдиториал УРСС 1999г. -709с. Горшков М. К. “Общенародное общественное мнение” М: Знание 1983г. -64с. Горшков М. К. “Основы прикладной социологии” М: ИНТЕРПАКС 1996г. -184с. Грушин Б. А. “Мнение о мире и мир мнений” М: Изд-во политической литературы 1967г. -401с. Елсуков А. Н. “История социологии” М: Высшая школа 1997-381с.
Житенев В. Б. “Общественное мнение в социальном управлении” Новосибирск: Наука 1987г. -164с.
Иванов В. Н. “Социология и пропаганда” М: Наука 1986г. -205с. Лавриненко В. Н. “Социология” М: ЮНИТИДАНА 2000г-407с.
Советский Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А. М. ) М: Советская Энциклопедия 1985г. -1600с.
Фомичева И. Д. “Методика конкретного социологического исследования” М: МГУ 1980 306с.
Фролов С. С. “Социология” М: “Логос” 1997г. -360с. Ядов В. А “Социология в России” М: Институт социологии РАН 1998г-696с. Журналы.
Вардомацкий А. П. “Некоторые особенности постсоветского общественного мнения” //Социологические исследования 1998 №9
Лапаев В. В. “Обнародование результатов исследования общественного мнения, как объект правового регулирования”
//Социологические исследования 1998 №8
Пиронкова О. Ф. ““Живые новости” или о времени и пространстве в телевизионном эфире” //Социологические исследования 2000 №8
Шляпентох В. Э. “Предвыборные опросы 1993 г. В России (критический анализ)” //Социологические исследования 1995 №9
Шляпентох В. Э. “Предвыборные опросы 1993 г. В России (критический анализ)” //Социологические исследования 1995 №10