Рефераты

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской государственный университет
    им. Н. А. Некрасова
    Кафедра психологии
    М. В. Коврова

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие
    Кострома
    2000
    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской государственный университет
    им. Н. А. Некрасова
    Кафедра психологии
    М. В. Коврова

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие
    Кострома
    2000
    ББК 88. 4

Печатается по решению Редакционно-издательского совета КГУ им. Н. А. Некрасова

    Рецензент: доктор психологических наук, профессор
    Н. П. Фетискин
    Коврова М. В.

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н. П. Фетискин; Отв. за выпуск В. В. Чекмарев. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000 – 38 с.

В пособии предлагаются психологические особенности стресса в молодежной среде на уровне рассмотрения факторов и основных эмоционально-поведенческих проявлений стресса, в том числе и коммуникативного стресса. В пособии акцентированы основные направления психопрофилактики деструктивного стресса в молодежной среде.

Пособие адресовано специалистам по работе с молодежью, практическим психологам, студентам, аспирантам.

    ISBN 5 – 7591 – 0353 - 9
    г КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000
    Коврова М. В. , 2000
    Методическое пособие
    Коврова Марианна Вячеславовна

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Редактор Л. Г. Чекмарева
    Корректор И. П. Плюснина
    Компьютерный набор А. В. Соломаха
    ЛР № 020082 от 24. 10. 96
    Подписано в печать 29. 05. 2000
    Формат 60х90 1/19
    Уч. -изд...л. 1, 57. Заказ № 44 . Тираж 50 экз.

Издательство Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова

    156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14

Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике Комитет по делам молодежи администрации

    Костромской области
    Центр социального здоровья
    детства, юношества и семьи
    М. В. Коврова
    Психология и психопрофилактика деструктивного стресса
    в молодежной среде
    Введение

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса– стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п. , с другой, –многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.

    Среди них:
    Социальные факторы.

К данной группе факторов относятся социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.

    Социально-психологические факторы.

Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.

    Личностные факторы.

Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола. Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие “прошлого стрессового опыта”, неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

Факторы, связанные с особенностями деятельности –учебной, профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т. д. Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Неслучайно, что такие заболевания как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного стресса, больше всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-ти лет.

Данные психологических служб, психологических центров по России в целом и Костроме в частности, свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся безработные и студенты вузов в возрасте от 17-ти до 23-х лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему. Во-первых. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.

Во-вторых. Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок и т. п.

В-третьих. Также распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа– от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики. Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные психологические проблемы в молодежной среде можно сделать вывод о значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.

    В настоящем методическом пособии представлены разделы:
    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса;

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде; Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике;

Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса”. Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций и психологической теории, и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи“Психопрофилактика деструктивного стресса”является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.

    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса.
    Многообразие понятия “стресс”.

Термин “стресс”(англ. : давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие“стресс”возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия (“общий адаптационных синдром” Г. Селье). Позднее понятие “стресс”использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами изучения таких понятий, как“личность”, “способности”, “адаптация” и другие. В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий“физиологический стресс” и “психологический стресс”, введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом. Физиологический стресс (исходя из концепции “общего адаптационного синдрома” Г. Селье) –состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п. По Г. Селье, “адаптационный синдром” имеет 3 стадии – тревога, сопротивление, адаптация или истощение. Психологический стресс –состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п. ).

Анализируя различные психологические исследования можно придти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к интегративным системным подходам в области изучения стресса.

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональной, учебной) и др. , в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса (индивидуальные, типологические и др. ). Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них– когнитивная теория психологического стрессаР. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепциипрофессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др. ), социально-психологические теории стресса(концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др. ) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия“психологический стресс”в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают: межличностный психологический стресс –характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

профессиональный, или организационный стресс –связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т. д;

социальный или общественный психологический стресс –связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т. п. ; внутриличностный психологический стресс – отражает “Я-конфликт”, нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование; экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т. д. Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы– социальный стресс, личностные факторы –внутриличностный стресс и т. п. Тем не менее любой тип психологического стресса включает в себя какобщие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также, внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных– скученность и т. п. ) и субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т. п. )

    Особенности проявлений дистресса и эустресса.

В последние десятилетия внимание психологов сконцентрировано вокруг того фактора, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получило понятие– деструктивный или дистресс и конструктивный или эустресс. Тем не менее подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера. Большинство исследований затрагивает и акцентирует свое внимание на проблемах, связанных с дистрессом, и гораздо меньшее количество работ посвящены эустрессу.

В то же время современное состояние проблемы изучения дистресса и эустресса позволяет дать общий сравнительный анализ этих понятий. Он включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности.

    Изменение физиологических параметров.
    Пульс.
    При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту.
    При дистрессе – свыше 100 ударов в минуту.
    Артериальное давление.
    При эустрессе – давление умеренно повышается.

Если возникает дистресс –давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.

    Дыхание.

Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом. Во время дистресса происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.

    Реакция кожных покровов.
    Для эустресса характерно покраснение кожи.
    Для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение.
    Температурные изменения.
    Эустресс сопровождается ощущением тепла или жара.
    Для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот.
    Двигательная активность.

Двигательная активность возрастает и при дистрессе и при эустрессе. Но многие исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций–чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции и двигательной заторможенности, застывании на одном месте.

    Изменение познавательных процессов.

Наиболее распространенными являются изменения внимания, памяти и мышления. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Во времядистрессапоявляются различные трудности в управлении вниманием, особенно это касается сосредоточения, концентрации внимания. Встречаются случаи гиперфиксации внимания, когда человек застревает на какой-либо проблеме и не в состоянии отказаться от нее.

Во время эустресса улучшается память. Человек быстрее и успешнее запоминает и с легкостью вспоминает значительный объем материала. Например, студент в состоянии эустресса в период экзаменационной сессии способен усвоить очень большой объем материала, порой за несколько учебных семестров. Во время дистресса ухудшается и запоминание, и воспроизводство материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями.

Для эустресса характерно инсайтное мышление творческого характера. При дистрессе качество мышления ухудшается. Характерная особенность мышления в состоянии дистресса–узость поля зрения. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Человек в состоянии дистресса также не понимает юмора и шуток.

    Изменение деятельности.

Эустресс мобилизует деятельность человека, она становится более успешной и результативной. Дистресс, напротив, дезорганизует деятельность, очень часто делает невозможным её осуществление.

Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера, межличностные и социальные отношения играют важнейшую роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение проявлений психологического стресса в общении представляет собой относительно новую, интереснейшую сферу исследования в психологической науке и практике.

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде. Коммуникативный стресс: определение понятия.

Интеграция различных областей психологических знаний позволяет рассматривать и актуализировать в качестве предмета исследования различные типы психологического стресса. Известно, что весомое место в западных и отечественных концепциях психологического стресса занимают социальные и социально-психологические теории. Во многих работах по изучению стресса социальные, социально-психологические факторы занимают одну из важнейших позиций. В тоже время отдельные типы стресса в рамках социально-психологических теорий явно не достаточно изучены. Так, например, коммуникативный стресспредставляет собой малоисследованную область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В. И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента, исследования кандидата психологических наук Самоуниной Н. В. , в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности. Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса, главным образом в отечественной психологии, вовсе не означают отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс– распространенное явление в молодежной среде. Это обусловлено: Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном и особенно в юношеском возрасте.

Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа (межличностных, социальных).

Значительной степенью конфликтогенности коммуникативных процессов у молодежи. Отсутствием необходимых умений и навыков в психопрофилактике и в преодолении коммуникативного дистресса.

Низким уровнем коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности. В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса– в широком и узком смыслах. В широком смысле – коммуникативный стресспредставляет собой вид психо-социального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения – обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле –сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

В то же время, нельзя исключить из внимания деятельностную детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельностипроявляется в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях– педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельностисвязан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.

    Факторы и психологические проявления
    коммуникативного стресса

Понятие фактор является центральным для любого психологического или психофизиологического явления. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса. При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией–конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре, экзамене или выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности. Например, для студента высшей школы наиболее типичными коммуникативными стрессовыми ситуациями являются: ответы на семинарах, экзаменах, конфликты с преподавателями или однокурсниками в рамках учебной деятельности. А также проблемы, часто конфликты с родителями, близкими противоположного пола, друзьями. Для многих студентов стрессовой оказывается ситуация вынужденного общения с незнакомыми людьми, выступления перед незнакомой аудиторией. Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы – объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т. п. , исубъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые–отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие. В качестве практического примера наглядного изображения основных и доминирующих стресс-факторов возможно представить случай из психологической практики. Клиент – девушка, студентка вуза, 19 лет. М. С. Наиболее типичными стрессовыми ситуациями являются: общение в учебной группе,

    ответ на экзамене по предметам специальности,
    конфликт в семье с родной сестрой.

В первой доминирующие стрессогены являются результатом либо оценки девушки других студентов учебной группы в качестве источников ее коммуникативного стресса (черты внешности, манера, стиль общения, коммуникативные барьеры в результате общения с однокурсниками), либо проявления таких личностных качеств, как: заниженная самооценка, высокая личностная тревожность, напряженность, высокая личностная агрессивность (доминирование вербальной открытой агрессии). Во второй ситуации (ответ на экзамене по предметам специальности - иностранный язык). Доминирующими объективными факторами стали: сложный учебно-коммуникативный материал, ограничение времени для ответа преподавателем. Субъективными факторами выступают: неуверенность в правильности ответа на экзамене, страх сделать ошибку.

В третье ситуации (конфликт с сестрой) в качестве источника самого конфликта можно рассмотреть различные взгляды сестер на способы ведения домашнего хозяйства. Упреки, претензии со стороны старшей сестры рассматриваютсяМ. С. как стрессовые факты и одновременно они являются конфликтогеннами. Дополнительным личностным стрессогеном в данной ситуации выступает высокая чувствительность, ранимость, обидчивость, раздражительностьМ. С. , рассматриваемые как проявления холерического темперамента. Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса. Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Анализируя практический опыт, можно прийти к следующему:

Существуют различные варианты эмоциональных реакций на коммуникативные стрессы, базовыми из которых являются: страх, гнев, раздражение.

Эмоциональные проявления обусловлены как объективными факторами, определяющими сложность, неопределенность ситуации, так и субъективными факторами (индивидуальными или типологическими особенностями личности). Большое значение в сфере эмоциональных проявлений коммуникативного стресса имеют социальные эмоции–стыд и вина. В целом следует выделить пассивное и активное эмоциональное реагирование в процессе развития коммуникативного стресса. К пассивному эмоциональному реагированию относятся страх, внутренние агрессивные эмоциональные реакции, присущие людям с преобладанием флегматического, сангвинического темперамента. Активность, но внутренняя закрытость эмоциональных проявлений наблюдается у меланхоликов, а бурно протекающие реакции (открытая агрессия, явно выраженный страх) преобладают у холериков. Аналогично эмоциональным реакциям людям с различными типами темперамента также присущи свои стили поведения в процессе коммуникативного стресса. Во многом это зависит и от переживания либо коммуникативного эустресса, либо коммуникативного дистресса. Речь человека во время эустресса становится быстрее, но само изложение фраз более логично и последовательно, чем в обычном состоянии. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в пропусках некоторых букв и слов, произношении окончаний слов, запинках, заикании, заметном увеличении количества лишних междометий, предлогов. Очень часто во время стресса, что уже упоминалось в предыдущих главах, поведение человека меняется в противоположную сторону по сравнению с обычным спокойным состоянием. Так, речь и в целом общение спокойного, уравновешенного человека, становиться оживленным, суетливым, с активной жестикуляцией. Напротив, у человека с“живым” стилем общения последний меняется на медлительный, заторможенный. Стресс выражается в проявлениях некоторых странностей в общении людей. Необоснованно плохие отношения в стрессе могут усугубиться и вызвать ответную неприязнь. Такие отношения часто бывает очень трудно исправить в дальнейшем. В целом, проблема коммуникативного стресса достаточно многогранна и, несомненно, заслуживает глубокого и всестороннего исследования в молодежной среде.

    Анализ основных подходов в рассмотрении
    феномена стресса в психологической практике.
    Динамика развития стрессового состояния.

Возвращаясь к теме дистресса и эустресса, логичным продолжением становится комплекс вопросов связанных с возможностями управления своим стрессом и соответствующими психологическими, механизмами активизирующими стрессоустойчивость человека. Важным является определение своего индивидуального порога чувствительности к стрессу, т. е. представление о том, до какого уровня человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже повышая ее, и какие по степени воздействия факторы становятся деструктивными, дезорганизующие деятельность. Актуальным представляется поиск индивидуальных способов защиты от дистресса и спокойного отношения к эустрессу. Решению данных задач может способствоватьсхема динамики протекания стресса у человека: 1 2 3

    временной период
    AD – уровень фоновой активности в спокойном состоянии.
    Данная модель включает в себя три основные стадии:
    AB – нарастание психологического напряжения.

BC – высокий уровень психического напряжения до критического максимума. CD – снижение психологического напряжения.

1 стадия сопровождается тем, что состояние человека меняется на противоположное по эмоциональному знаку. Спокойный и уравновешенный человек начинает суетиться и раздражаться. Живой и подвижный человек становится внезапно мрачным и неразговорчивым. На данной стадии возможно развитие конфликтных ситуаций. У человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.

2 стадия начинается в точке B и доходит до наивысшего напряжения (точка C). Человека поглощает деструктивный стресс, происходит полная или частичная потеря сознательного самоконтроля, сопровождаемая аффективным состоянием. 3 стадия снижение психологического напряжения (от точки C до точки D). На данной стадии человек вновь возвращается к своему исходному состоянию, но проявляется оно в ощущении чувства апатии, безразличия, часто– чувства стыда или вины. Депрессия в таком случае –результат переживания острого кратковременного или длительного хронического стресса. Длительность стрессового“сценария”в целом, и отдельных стадий в частности, обусловлено многими объективными и субъективными факторами, последние из которых часто доминируют. Продолжительность стрессовых стадий колеблется от 2-3 минут до нескольких недель. Индивидуальные особенности переживания стресса могут усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне. Психокоррекционные направления изменения

    индивидуального “стрессового сценария”

Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек, соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т. п. , способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса. Самодиагностика своего состояния

Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях. Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работе К. Штайнера приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни, проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.

    Человек, ведущий стрессовый стиль жизни
    Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни

Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария.

Допускает эустресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий. Участвует в неинтересной, скучной работе без какого-либо самоудовлетворения. Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение.

Испытывает постоянную нехватку времени, берет слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени.

Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами спокойной работы.

Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий. Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.

Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.

Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение.

Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться. Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться.

Воспринимает и соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей.

Не соглашается и стремится не выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания.

Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, не имеет чувства юмора

В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Овладение способами и навыками позитивного конструктивного мышления Важнейшую значимость имеет позитивное мышление, которое позволяет жить настоящим и без страха смотреть в будущее, а также не“зацикливаться”на своих проблемах и недостатках. Каждое событие имеет и отрицательный, и положительный полюса, которые в большинстве случаев оценивает сам человек. Один и тот же факт в различных ситуациях может быть истолкован как позитивно, так и негативно.

Достаточно успешной считается позиция, когда достоинства стоят на первом месте и первоначально замечаются положительные стороны какого-либо вопроса. Если стремиться выделить негативные явления, то ситуация может оказаться безнадежной для какого-то решения. Навыки позитивного мышления полезно развивать с улучшения адекватности (если необходимо повышение) собственной самооценки. Релаксационные психотехники

Релаксационные технологии являются эффективным средством помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности. Существует огромное количество разнообразных релаксационных психотехнологий, описанных в психологической литературе (частично она дана в списке используемой в пособии литературе). Среди них можно выделить:

Технологии глубокой релаксации, цель которых заключается в максимально полном расслаблении за достаточно длительный период времени;

Технологии активизирующей релаксации за относительно короткий временной период; Технологии, основанные на методах аутотренинга;

Технологии, использующие в качестве релаксационных механизмов телесные прикосновения, элементы массажа.

Большую роль в выборе той или иной релаксационной технологии играет индивидуальная предпочтительность ведущих анализаторов, воспринимающих информацию, а также особенности эмоционально волевых процессов, процессов воображения и образного мышления. Как показывает психологическая практика, наиболее распространенными вариантами релаксации являются те, которые основаны на сочетании функциональной релаксационной музыки и голоса ведущего (возможно, записанного на аудио- или видеокассету).

    Программа психологической помощи во время острого стресса

Острый стресс характеризуется внезапностью влияния стрессогенных факторов. Как правило, используя термин острый стресс, исследователи также рассматривают относительную кратковременность переживания стресса, которое во многом обусловлено индивидуальными особенностями человека.

В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие“паузы”. Нельзя принимать никаких решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание. Если стресс застигает в помещении, следующими действиями становятся: Выход из того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному. Использование любого шанса, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.

Осмотр того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов.

Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите. Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.

    Если стресс застигает где-либо вне помещения необходимо:

Осмотреться по сторонам, попробовать взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.

Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду. Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут.

Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.

    Программа для учащейся молодежи
    “Психопрофилактика деструктивного стресса”

Программа “Психопрофилактика деструктивного стресса”сформировалась на основе практической работы с молодежью, в основном студентами вузов и средних специальных учебных заведений. Экспериментальная апробация программы прошла в течение 1998-1999 года, и с 1 сентября 1999 года программа внедрена в деятельность областного Центра социального здоровья детства, юношества и семьи, имеющего статус экспериментального центра. Организационное обеспечение программы

    1 ступень

Сбор и анализ данных с помощью различных психодиагностических методов (диагностическая, психотерапевтическая беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, ситуационные тесты на стресс).

    2 ступень

Коррекционные занятия –индивидуальные в тренинговой группе (работа практического психолога), психотерапевтические консультации, занятия (работа психотерапевта). Условия проведения программы

    Возрастной состав: молодежь от 17 до 25-26 лет

Вариативность реализации программы, включая выбор различных подпрограмм: Индивидуальная психо-коррекционная программа.

    Тренинговая программа (групповой формат проведения).

Период проведения программы: в течение учебного года, продолжительность консультаций, диагностики, занятий– от 1 академического часа до 3. 5 академических часов. Материально-техническое обеспечение: аудиомагнитофон, музыкальный центр, компакт-диски, аудиокассеты с функциональной музыкой, ватман, цветные карандаши, фломастеры.

База реализации программы –Центр социального здоровья (возможна площадка центра практической психологии, социально-психологической помощи, молодежного центра и т. п. ), учебно-образовательные учреждения (вузы, средние учебные заведения). Достаточно полно организационные аспекты отражены на примере алгоритма-схемы реализации программы“Психопрофилактика деструктивного стресса” (приложение 1). Концептуальное обеспечение программы

Программа основана на авторской концептуальной модели, отражающей наличие деструктивного влияния различных стресс-факторов на психическое, личностное развитие учащейся молодежи. Программа призвана оказать психологическую поддержку, помощь молодому человеку в решении проблем, связанных с переживанием психологического стресса.

Программа предусматривает возможность получения знаний о причинах, характере, особенностях возникновения и развития психологического стресса различного типа, преобладающих поведенческих стилей во время переживания стресса. Цель программы:

Формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции молодого человека на основе развития его личностной стрессоустойчивости, ослабление влияния субъективных стресс-факторов, формирование эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе переживания стресса.

    Задачи:

Осознание причин в возникновении и развитии психологических стрессов различного типа.

Овладение базовыми теоретическими знаниями, касающихся факторов, стрессовых ситуаций, реакций, динамики острого и хронического стресса. Формирование и развитие стрессоустойчивости как многопланового интегрального качества личности.

    Снижение невротизации психической, эмоциональной сферы.

Овладение умениями и навыками преодоления деструктивного стресса. Содержательное обеспечение программы

    Содержание программы возможно разделить на три блока:
    1 блок – психологическое консультирование;
    2 блок – психодиагностический;
    3 блок – психокоррекционный.
    1 блок – Психологическое консультирование
    Методы:

Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое интервью. 1 ступень. Первичная психологическая консультация.

    2 ступень. Плановая психологическая консультация.

3 ступень. Специализированная психологическая консультация. 2 блок – Психодиагностический

    Методы:

Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование. Психодиагностика предусматривает:

Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной консультации. Центральным аспектом данного этапа являетсямодель-схемапсихологического стресса (приложение 2), а также такие личностные тестовые методики, как“Шкала личностной тревожности” Спилбергера, “Самооценка” С. А. Будаси, “Самооценка” Г. В. Дембо – С. Л. Рубинштейна, “Личностная агрессивность и конфликтность” Ильина, “Уровень субъективного контроля” В. Д. Бажина, Е. А. Галынкиной, А. Н. Эткинда. Критериями возможной предрасположенности к переживанию психологического стресса являются: высокий уровень личностной тревожности, экстернальная направленность, неадекватная (заниженная) самооценка, высокие уровни агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т. п. )

Отслеживание динамики изменений в переживании стрессовых состояний посредством контрольных срезов до и после тренинговых занятий или серии индивидуально-коррекционных занятий по предложенным программам. Методы:

    Наблюдение.
    Интервьюирование, беседа.
    Анкетирование.
    Тестирование.

Анализ самонаблюдений участника программы (в основном письменного анализа своих состояний: “Дневник стрессов”, “Календарь радостей”, а также вербального самоанализа, например, в течении тренинга, индивидуального занятия).

    3 блок – Психокоррекционный
    Данный блок представлен тремя программами.
    Индивидуально-коррекционная программа
    Основа программы:

Индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный“стрессовый сценарий”. Цель:

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов