Рефераты

Социология - (контрольная)

Социология - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    СОЦИОЛОГИЯ
    Тема №17

Понятия: “человек”, “личность”, “индивид”, “индивидуальность”. Биологическое и социальное в человеке. Личность и социальная среда. Девиантное поведение личности. Профессиональные требования к личности работника ОВД.

Согласно философским понятиям человек – это субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качествчеловека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личностьпредставляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д. ), и отдельного (индивидуального). Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим особенностям. Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

Мы разделяем окружающий мир на три фактора: биологический, социальный и психический. Биологический фактор включает в себя такие вещи, как еда, сон, дыхание и т. п. Психический фактор в человеке включает в себя эмоции любви или ненависти, или восприятие чего-либо в том или ином ключе. Социальный же фактор рассматривает в человеке все связанное с отношениями между собой и обществом в целом. Несмотря на очевидные различия в подходах, один и тот же факт может рассматриваться с точки зрения этих факторов по-разному.

Биологическое в человеке –это, прежде всего то, что осталось нам от наших предков, обезьян. Как писал австрийский ученый З. Фрейд, 90 % деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и о результатах работы этих процентов мы не подозреваем вообще. И лишь 10 % работы мозга содержат в себе все то, что человек накапливает знаниями о природе, правилами поведения в сообществе себе подобных и т. п. приобретенными знаниями. Действительно, большую часть времени человек проводит как существо биологическое. Собственно и цель жизни, его–это воспроизведение себе подобных. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в пище, воздухе, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Социальное в человеке, подобно инстинкту самосохранения, возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с изменением социального строя и появлением классов, старый род распался, и прежние родственные узы исчезли. Но в целях сохранения жизни, обеспечения покорности, преследуя, конечно, свои, корыстные цели, священники многих религий стали поощрять и всячески восхвалять поступки людей, которые, например, жертвовали собой ради народа, короля и церкви, поощряются такие качества как чувство стадности. Социальное поведение человека становится более сложным. Нужно ладить не только с сородичами, но и с людьми другого племени, народа и другого цвета кожи. Если социальный опыт объясняет сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти сразу вступает в процесссоциализации. Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Таким образом, мы постепенно переходим ко второму вопросу. Как мы уже говорили, человек в процессе социализации всегда ищет компромисс с обществом. И нонконформизм скорее исключение, чем правило. Это объясняется многими причинами.

Социализация очень сложный процесс и не ограничивается каким-то периодом или возрастом. Этот процесс происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека, и оказывает влияние на все участвующие стороны. Конечно, каждое общество и каждая культура данного общества ценит определенные качества личности выше других, и эти качества дети усваивают в процессе социализации. Эти культурные ценности лежат в основесоциальных норм. Социальными нормами называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Ученые выделяют несколько теорий развития личности:

    Теория
    Представитель
    Сущность теории
    Теория развития личности
    Чарльз Кули

Эффект “зеркального отражения” у людей представлений о том, как их оценивают другие.

    Джордж Герберт Мид

Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием“Я” и “Меня”.

    Психоаналитические теории
    Зигмунд Фрейд

Личность в развитии проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии напряженность между“Я” и “Оно”.

    Эрик Эриксон

Личность в ходе развития проходит стадии развития связанные с преодолением кризисов.

    Теорий развития познания
    Жан Пиаже

Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми навыками.

    Теория нравственного развития
    Лоренс Кольберг

Развитие личности включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности и пониманию чувств других людей. Мы рассматривали в этой главе различные аспекты развития личности в процессе социализации. Но в результате социализации иногда мы видим не конформизм личности, а отклонение от общепринятого поведения– девиантное поведение личности. Существует несколько точек зрения на то, что именно представляет собой девиация. Рассмотрим некоторые из них:

    Тип объяснения
    Теория
    Автор
    Основная идея
    Биологическое
    Физические черты связаны с преступными наклонностями.
    Ломброзо
    Физические особенности являются причиной девиации.

Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся у девиантов. Шелдон

    Психологическое
    Психоаналитическая теория
    Фрейд
    Конфликты, свойственные личности вызывают девиацию
    Социологическое
    Аномия
    Дюркгейм

Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия социальных норм.

    Социальная дезорганизация
    Шоу и Маккэй

Девиации возникают тогда, когда культурные ценности, нормы и социальные связи ослабевают, разрушаются или становятся противоречивы.

    Аномия
    Мертон

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.

    Культурологические теории
    Селлин, Миллер, Сутерленд

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.

    Теория стигматизации (клеймения)
    Беккер

Девиация –своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.

    Радикальная криминология
    Турк, Квинни

Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

Среди данных теорий особый интерес представляет теория Беккера о стигматизации. Теория стигматизации во многом объясняет причину девиантного поведения целых социальных групп. Впрочем, девиантного поведения с точки зрения лишь одной части общества, тех 3 % людей, в чьих руках находятся богатства страны. Заслуживает пристального внимания также теория Мертона. В качестве наглядного примера можно привести пример в положении нынешней российской милиции. С одной стороны молодому сотруднику внушают мысль о том, что только став высококлассным специалистом с юридическим образованием можно добиться успеха и продвижения по служебной лестнице, но с другой стороны, он видит, что успеха добиваются благодаря деньгам, взяткам и связям. И образование, и результаты работы, оказывается, мало кому нужны.

Указанный пример можно также приводить в случае с теорией аномиипредложенной Дюркгеймом. Социальные нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Жизненный опыт людей более или менее соответствуют ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов, или радикальных социальных перемен опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах.

В обществе существуют различные социальные нормы. Одни из них очень важны, их называют–нормы-правила. Они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие жизнь общества. Их нарушение влечет за собой самое жесткое наказание. Нормы-правила включают, например, такие законы, как запрещение убийства другого человека, или похищение людей. Менее важные нормы называютсянормами-ожиданиями и их нарушение не приводит к суровому наказанию. Суровость наказания девиантного поступка зависит от типа нормы, которая была нарушена. Далеко не всегда девиантное поведение считается таковым. Пример тут может составить поведение А. Б. Чубайса. Если мы вспомним дело с коробкой долларов или незаконные махинации на рынке ценных бумаг. Переход от признания поступка девиантным, конечно, если он будет признан таковым, происходит обычно в результате обработки информации о его поведении. Как правило, эту“обработку”выполняет какое-либо учреждение. Например, психиатрические больницы, или суды. В этих случаях на человека“наклеивается ярлык”девианта, если он болен или ему предъявлено обвинение. Здесь следует учитывать иногда слабую связь между официальным определением индивидуума как девианта и реальным совершением поступка подходящего под соответствующую категорию. Если человек считается девиантом, то он в какой-то мере может быть наказан. Наказание может быть сравнительно мягким–порой люди, просто проявляют холодное равнодушие по отношению к девианту; оно может быть и суровым: помещение в психиатрическую лечебницу или тюрьму. Отношение к людям, отмеченным клеймом девианта родственников, знакомых, коллег по работе не может не влиять на особенности ролевого поглощения. Согласие человека с девиантной идентичностью основывается но многих факторах–среди которых наиболее важно, насколько часто, как долго и с какой интенсивностью окружающие навязывали ему данную идентичность, а также его способность оказывать сопротивление процессу ролевого поглощения. Как считают некоторые ученые, в большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к появлению новой субкультуры. Когда девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большое влияние в обществе, чем ставит власти перед сложной проблемой т. к. это может способствовать изменению отношения общества к поступкам всей группы. Безусловно, для контроля над социализацией и за девиантами существует такое понятие, каксоциальный контроль. Социальных контроль –это не карательный орган или должностное лицо. Это то, что на просторечии называется“совестью”, т. е. внутренний контроль личности за своим поведением и за поведением окружающих воспитанный социализацией. Но подробное рассмотрение данного вопроса не входит в рассмотренную нами тему.

Мы рассматривали девиацию, как поведение отклоняющееся от номы поведения в худшую сторону. Но надо не забывать, что девиантное поведение всегда оценивается с точки зрения культуры господствующей в данном обществе. Кроме девиантного поведения, которое наказывается обществом, существует социально одобряемое девиантное поведение в обществе, поскольку известные актеры, музыканты, политики и другие“кумиры толпы”, это тоже девиантное поведение, которое связано с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что составляет основу девиации. III. Требования к личности сотрудника ОВД рассматриваемые в данном вопросе не отличаются особым многообразием. Теоретически, почти все они указаны в“Кодексе чести сотрудника ОВД”. Вот некоторые из требований предъявляемые к сотруднику ОВД: Сотрудник ОВД должен строго выполнять требования законности и правопорядка; Сотрудник ОВД должен быть психически нормальным человеком, но это определяет ВВК при приеме на работу;

    Сотрудник ОВД должен быть сдержан, морально устойчив;

Сотрудник ОВД должен быть вежлив, корректен по отношению к коллегам и гражданам;

    Сотрудник обязан повышать свой профессиональный уровень;

Вот основные требования, предъявляемые к сотрудникам органов внутренних дел. Конечно, это красиво звучит в теории, но на практике, –для того чтобы сделать карьеру в бюрократической системе, в которую превратились органы внутренних дел, не обязательно обладать вышеперечисленными качествами. Достаточно иметь деньги или широкие связи в системе органов внутренних дел.

    Литература:
    Н. Смейзер. Социология. Курс лекций. М. , 1994
    С. С. Фролов. Социология. Учебник. М. , 1996
    Философский словарь. М. , 1987


© 2010 Собрание рефератов