Рефераты

Социометрия - (шпаргалка)

Социометрия - (шпаргалка)

Дата добавления: март 2006г.

    Социометрия

Цель: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

Методика: Социометрический метод –это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже). Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: “у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник? ” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два– во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!

    Обработка результатов:
    Взаимный выбор
    Число взаимных выборов: 20
    Хитрова (1) – Белоногова (1);
    Голованова (1) – Артамонова (3);
    Голованова (2) – Колесникова (3);
    Голованова (3) – Альбикова (3);
    Веркина (1) – Биккулова (2);
    Веркина (2) – Нафиева (2);
    Артамонова (1) – Колесникова (2);
    Артамонова (2) – Альбикова (2);
    Янина (1) – Левицкова (1);
    Янина (2) – Попова (2);
    Будаева (1) – Игошина (1);
    Шанин (1) – Гаврильчев (1);
    Карпенко (1) – Головин (1);
    Макарова (3) – Нафиева (1);
    Колесникова (1) – Альбикова (1);
    Нафиева (1) – Биккулова (1);
    Левицкова (2) – Попова (1);
    Уфимов(1) – Улитин (1);
    Ефимова (1) – Андреева (1);
    Андреева (3) – Биккулова (3).
    Таблица 1.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    1. Хитрова Юля
    3
    2
    1
    2. Голованова Люда
    1
    2
    3
    3. Веркина Марина
    2
    3
    1
    4. Бондарь Саша
    2
    1
    3
    5. Артамонова Оля
    3
    1
    2
    6. Янина Даша
    1
    2
    3
    7. Будаева Надя
    2
    1
    3
    8. Шанин Данил
    3
    2
    1
    9. Карпенко Олег
    3
    1
    2
    10. Макарова Настя
    3
    1
    2
    11. Колесникова Алена
    3
    2
    1
    12. Нарбеков Наиль
    3
    1
    2
    13. Альбикова Эльвира
    3
    2
    1
    14. Живицы Миша
    3
    2
    1
    15. Головин Антон
    1
    2
    3
    16. Игошкина Кристина
    1
    2
    3
    17. Нафиева Эльвира
    2
    3
    1
    18. Левицкова Маша
    1
    3
    2
    19. Уфимов Роман
    3
    2
    1
    20. Улитин Игорь
    3
    2
    1
    21. Гаврильчев Сергей
    3
    1
    2
    22. Ефимова Маша
    3
    1
    2
    23. Андреева Наташа
    2
    1
    3
    24. Попова Лида
    2
    3
    1
    25. Белоногова Наташа
    1
    3
    2
    26. Биккулова Женя
    2
    1
    3
    Итого:
    2
    9
    4
    3
    11
    8
    4
    4
    1
    3
    17
    7
    8
    3
    1
    1
    16
    7
    4
    5
    3
    5
    8
    11
    1
    11
    Выводы:

Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой). В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.


© 2010 Собрание рефератов