Теория общественного договора (Дж. Локк, Г. Гобсс, Ж.-Ж. Руссо) - (реферат)
Теория общественного договора (Дж. Локк, Г. Гобсс, Ж.-Ж. Руссо) - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
2ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ДЖ. ЛОКК, Т. ГОББС, Ж. -Ж. РУССО)
_ 2План: 1) Проблема происхождения государства: основные теории. 2) Т. Гоббс и его теория общественного договора. 3) Дж. Локк об общественном договоре.
4) Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо.
11) Проблема происхождения государства: основные теории.
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассмат риваются данные вопросы. Среди множества теорий и концепций следует назвать в первую очередь следующие:
2* 0мо мнению Платона, общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обес печивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание поряд ка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд,
2* 0У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что государство воплощает в себе систему отно шений особого типа - отношений господства и подчинения, которые он наз вал политическими. Изучив различные формы государственного устройства древнегреческих полисов, он предложил в качестве идеальной т, наз. поли тию, т. е. государство, в котором органически переплетались черты монар хии, аристократии и демократии,
2* 0в средневековой Европы прочно утвердилось мнение о том, что государс тво есть результат творения бога, своеобразный договор бога и челове ка. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим, 2* 0в 17 - 18 вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий общественного договора. Подробно о них пойдет речь дальше. Эти тео рии, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне,
2* 0из других теорий происхождения государства, имевших большое значение в развитии человечества, следует назвать марксистскую теорию. Ее сторон ники происхождения государства видят в классовой борьбе. Чтобы враждеб ные классы "не пожрали" друг друга, нужна сила, которая будет поддержи вать порядок в обществе. Эта сила, защищая интересы господствующего класса, будет держать в повиновении классы эксплуатируемые.
Тема данного вопроса - теории общественного договора, о которых пой дет речь ниже.
12) Томас Гоббс и его теория общественного договора.
Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя , форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной , четкой и рационалистической (т. е. основывающейся на аргументах разума) форме.
По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной сво боды людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние вой ны всех против всех ". Абсолютная свобода человека - стремление к анар хии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство чело века человеком.
В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится огра ничение , обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении . Это взаимное самоограничение называется 2общественным до 2говором 0.
Ограничивая свою естественную свободу , люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства , по убеждению Гоббса , должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предприни мать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом госу дарства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
13) Джон Локк об общественном договоре.
Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704).
В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное , естественное состояние человека. В отли чии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естествен ным , природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свобо ду, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается 2общественный договор 0 меж ду людьми , так возникает государство.
Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить , что Локк существенно от ходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека , тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный до говор предполагает , по мнению Локка, и ответственность государства пе ред гражданами . Если государство не выполняет своего долга перед людь ми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться про тив такого государства.
Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная мо нархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.
13) Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо.
Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей фран цузского Просвещения. Его теория общественного договора существенно от личалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.
Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничите лях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохране нию удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, насе ление растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могуществен ных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивает ся постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могу щество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по ко торому власть над обществом переходит государству. Но в основе госу дарственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого от дельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограничен ными и после заключения общественного договора. Поэтому , Руссо выдвига ет свой знаменитый тезис о том , что носителем и источником власти яв ляется народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. народ творит законы, меняет их, принимает новые.
Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.
_Основные понятия:
общественный договор, естественное состояние, "война всех против всех", суверенитет.
_Вопросы и задания: 1) Дайте определение основным понятиям. 2) Охарактеризуйте взгляды Гоббса, Локка и Руссо.
3) В чем состояли принципиальные различия в трактовке теории общест венного договора этими мыслителями?
4) Найдите тексты "Декларации независимости" и "Декларации прав чело ека и гражданина". Какие известные вам взгляды Локка нашли в них вы ражение?
5) Почему именно теоритические построения Руссо оказались близки край не революционной партии Французской революции - якобинцам?