Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов - (диплом)
p>В обыденном сознании существует негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношение в семье и т. д. ). Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающей женщины, препятствуют ее профессиональной самореализации. Мы решили узнать, насколько эти стереотипы распространены, живучи сегодня.
Стереотип 1.
Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на ее детей. 51% опрошенных мужчин и 37% женщин разделяют это мнение. Причем мужчины –руководители выражали свое согласие с подобным мнением в 2 раза чаще, чем женщины-руководители (58% и 29%).
Между тем, как отмечает Б. Фридан, результаты разных исследований показали, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не слишком заторможены), лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного достоинства, чем дети домохозяек. Другое исследование, в ходе которого изучались матери с высшим образованием, показало, что их работа не оказывает неблагоприятного воздействия на семейные отношения, ни на психологический климат в семье, ни на количество и серьезность детских проблем(42)
Исследование А. Гарина выявило скрытую проблему: роль домохозяйки в семье среднего американца заставляет многих матерей подавлять и растворять в себе личность как своих сыновей, так и дочерей, формируя у них инфантилизм(43) Таким образом, данные разных исследований опровергают стереотипное мнение, что работа женщины оказывает негативное влияние на ее детей.
Стереотип 2.
Женщина, работающая ради карьеры, заслуживает неодобрения. С этим стереотипным представлением согласны каждый второй мужчина и каждая четвертая женщина. Что влияет на степень согласия с данным мнением? Прежде всего возраст, так как молодые люди в меньшей степени подвержены влиянию данног стереотипа, и образование: чем выше уровень образования, тем меньше людей придерживаются этого мнения. Интересно, что среди ужчин- руководителей подобную точку зрения разделяют 51%, а среди женщин-руководителей-только 18%.
Стереотип 3.
Существует прямая связь между занятостью женщин на работе и ростом преступности в обществе.
В этом случае мужчины и женщины были единогласны (38% женщин и 39% мужчин). Данный стереотип распространен в значительной степени среди людей среднего и пожилого возраста. Согласны с этим утверждением среди респондентов 16-25 лет-16%, 26-35 лет-32%, 36-45 лет-53%, 46-55 лет-60%, 56-65-66%. Стереотип 4.
Женщина не может быть хорошим руководителем.
Этого стереотипа придерживается наименьшее количество опрошенных: так считают 24% мужчин и 17% женщин, а среди женщин-руководителей-всего 7%. Причем чем старше человек, тем в большей степени он разделяет это мнение. Если среди 16-25-летних 18% согласны с утверждением, что женщина не может быть хорошим руководителем, то среди 56-65 летних таких уже 36%.
В целом одинаковое число мужчин и женщин относятся отрицательно к тому, чтобы их начальником на работе была женщина (более ј опрошенных), и больше женщин, чем мужчин, высказали положительное отношение к этому (почти каждая треья женщина и каждый пятый мужчина). По данным Санк-Петербургского центра“Женщины в управлении”, на вопрос, сформулированный в режиме дихотомического выбора “Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину? ”, 84% респондентом ответили, что мужчину (43). А результаты опроса 1988 года, проведенного в США институтом Гэллапа, покахали, что почти 50% работников не придают значения тому, кто ими руководит: мужчина или женщина. Но зато другая половина предпочитает находиться под руководством мужчин(44)
Существует также мнение, что многие женщины даже при наличии способностей к управлению не имеют внутренней установки на занятие руководящей должности. Но когда томичкам был задан вопрос : ”Если бы вам предложили стать руководителем, то согласились бы вы? ”, каждая третья выразила свое согласие(среди мужчин- каждый второй). Причем на степень согласия у представителей обоего пола повлиял уровень образования, а у женщин- еще и наличие детей. Если среди женщин, имеющих детей, были согласны стать руководителем 23%, то среди женщин, не имеющих детей, -38%. В целом же можно отметить, что установки на руководящую должность существуют и у женщин. Правда, в реальности число женщин-руководителей невелико: из 60 млн занятых женщин лишь 1, 5 млн руководителей(881)
На такое положение дел влияет множество факторов, в том числе и осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у мужчин и женщин. Когда томичам был задан вопрос, имеют ли мужчины и женщины в реальности одинаковые шансы для профессиональглго роста и продвижения, то 56% мужчин и 64% женщин констатировали, чтошансы равны (а среди женщин-руководителей такого мнения придерживаются 82%.
Так, характеризуя изучение женских проблем в рамках позитивистской парадигмы, О. Маслова отмечает: “.... сложившаяся концепция, как решетка, накладывалась на живую текучую эмпирическую реальность, и мы говорили: Да, она действительно в клеточку, как мы и предполагали". Если наша гипотетическая система была выстроена в виде решетки. ” [ 58]. Помимо прочего смерть является и испытанием, пройдя через которое, герои сказок обретают мудрость.
Если вернуться к проблеме “должного” и “недолжного”, мы увидим, что и в матриархатной культуре, и ныне в патриархатном христианстве существует связь между понятиями“женщина” и “смерть”. Но смерть: В матриархате
1) не окончательна
2) божественна (являет собой третью ипостась Великой Богини) 3) явление должное, естественное
4) испытание, нередко вознаграждаемое (обретением мудрости) 1) окончательна (длямногих)
2) антибожественна, являет собой отпадение от Бога
3) явление недолжное, появившееся в результате первородного греха (т. е. порчи естества)
4) наказание.
Так что в мужецентрической культуре (и атеистической, и современной христианской) отношение к смерти является для сознания стрессогенным. Это еще раз подтверждает, что фрагментаризация, мышление оппозициями оборачивается агрессивизацией бытия. Уже упоминавшаяся Р. Айслер отмечает: “в отличие от позднего искусства, в неолитическом.... отсутствует воспевание мощи оружия, жестокости и грубой силы. Здесь нет ни „благородных воителей", ни батальных сцен” [ 8, с. 48]. Зато мы находим здесь другие символы. Это “вода и солнце, например геометрический орнамент в виде волнистой линии, так называемый меандр (символ текущей воды).... Это змеи и бабочки (символ превращений), которые и в исторические времена все еще связывались с силой перерождения Богини.... ”. Добавлю от себя, что в иудео-христианстве они не только связывались, но и (например змея) отрицательно маркировались, т. е. мы имеем дело с патриархатной перекодировкой мифов методом “перевертыша”.
И все же целью нашего исследования является не доказа гельство “преимуществ”матриархатной религии перед патриархатной, а указание на то, какие последствия для культуры имеет пренебрежение так называемыми женскими качествами. Как мы уже говорили, это качества неопределенности, неизвестности, текучести, призванные характеризовать не только “женщину как таковую”, но и целый ряд других явлений. Например, св. Григорий Нисский, характеризуя нынешний способ размножения человеческого рода, говорит, что Бог “промышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех.... Ибо подлинно стал ско-тен.... этоттекучий (курсив мой. — Н. Г. ) способ размножения” ... Нет, не дает покоя этой культуре мысль о “текучести” мира! Английская исследовательница Р. Тэннэхилл подчеркивает “общее для отцов церкви полусознательное отношение к половому акту как к чему-то отвратительному. Арнобий называет его мерзостным и низким, Мефодий— непристойным, Иероним — нечистым, Тертуллиан—постыдным, Амброзии—скверным. Фактически существовало негласное соглашение, что Богу следовало бы изобрести более подходящее решение проблемы размножения” ]. И если в матриархатный период эротика была божественна, относясь ко второй ипостаси Великой Богини, то патриархатная христианская церковь лишь терпит ее, находя для нее оправдание в том, что“лучше вступить в брак, нежели разжигаться” . Так, по мнению Блаженного Августина, в раю размножение должно бы совершаться иным способом, нежели у падшего человечества: “Тогда половые члены приводились бы в движение мановением воли.... и тогда супруг прильнул бы клону супруги без страстного волнения, с сохранением полного спокойствия души и тела и при полном сохранении целомудрия” ]. И хотя Бердяев, говоря о воззрениях Августина, подчеркивает, что “Трактат Блаж. Августина невозможно читать, таким духом мещанства от него разит”, тем не менее и самому русскому философу не импонирует идея размножения как таковая, поскольку она есть, по его мнению, бессмысленная смена рождений и смертей, пародия на истинное бессмертие, а носительницей родового начала, отдающего человека“во власть дурной бесконечности полового влечения” , является именно женщина, ибо “сам по себе мужчина менее сексуален, чем женщина”]. Интересным образом и у русского, вроде бы вполне “либерального”философа мы вынуждены отметить ненависть к репродуктивной функции женщины, неприятие бесконечности (наряду с деторождением он расценивал как“дурную бесконечность” и теорию реинкаркации, которая вызывала у него не меньший ужас, чем стихия “женственности”) и оценку “женских” качеств как иерархически более низких, нежели качества “мужские”. Английский поэт и романист Р. Грейвс, исследуя архаические пласты греческой мифологии, пришел к выводу, что “количество ипостасей богини.... доходит до девяти, когда каждая из ее персонификаций— девственница, нимфа и старуха —представлена триадой, чтобы еще больше подчеркнуть ее божественность. Одна-ко поклонявшиеся богине.... ни на миг не забывали, что имеются в виду не три богини, а всего одна.... ”. Патриархатное христианство рассекло некогда единое тело Великой Богини на фрагменты, грубо разорвав их взаимоперетекае-мость, оценочно акцентировало каждую из частей, положительно маркировав девство, расценив как допустимое материнство, презрительно терпя эротику, если она оправдана деторождением (“неоправданная” эротика отныне именуется блудом), и вынеся полностью за пределы божества смерть как фрагмент абсолютно “антибожественный”. Конечно, этот процесс начался еще раньше, задолго до христианства, но свое логическое завершение обрел именно в этой религии.
Таким образом, прежде гармоничная модель мира оказалась разрушенной, “части”ее, естественно перетекавшие друг в друга, противопоставлены, поляризованы и находятся в состоянии взаимного отрицания, что крайне аг-рессивирует бытие. На смену имманентной миру и человеку Богини-Праматери пришел трансцендентный Отец, который отныне будет обитать“на небесах”, т. е. , как правильно подметила Малаховская, в области первой (девственной) ипостаси Богини. А человек, прежде бывший соработником божественной силы, отныне станет рабом божьим.
И если, как пишет С. Булгаков, “в почитании женской ипостаси в божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся в полноте, быть может, и доселе.... ”, то ныне поруганные божества древности мстят человеку за пренебрежение ими. Объявив все языческие божества бесами, демонами, христианство заложило само под себя мину замедленного действия, посеяло зерно собственного будущего кризиса.
Поскольку в патриархатной культуре мужчина и женщина воспринимаются описываются как жесткая оппозиция, а за фасадомэтой оппозиции располагаютс” и на ней строятся другие оппозиции (например “мужественная” культура—“женственная”природа), оппозиционизм же актуализирует агрессию, то и сам эротическии акт нередко описывается в художественной“высокой”литературе в военньц терминах или терминах, обозначающих отношение покорителя к покоренному Например в арабских сказках нередко сравнение девственницы с еще необъезженно] кобылицей (четкая коннотация с покорением природы), а мужской детородный оргак отождествляется с орудием убийства: напрягшейся стрелой, пушкой, котораг пробивает брешь в неприступной крепости и т. д. Любовь и смерть воистину оказы ваются сестрами, но не так, как в матриархатной религии, где они естественные равнозначные ипостаси единой Богини, а как два вычлененных недолжных (“пре ступных”) фрагмента, связанных общей репрессивной функцией. Тело Великой Богини расчленено, тело человека политизировано. И потому одной из основных задач современного феминизма является, как это точно формулирует Т. Клименко-ва, “выведение сексуальности из-под власти микрополитики” (61). Особого рассмотрения требуют и другие символы “женского” ряда — пустота, бесформенность, пассивность, эмоциональность, — значимость которых для познания мира явно недооценивается в патриархатной культуре. Современный мир сотрясаем множеством кризисов: экологических, экономических, социальных, политических. Все эти кризисы —лишь проекции более глобального кризиса, а именно кризиса сознания. И, возможно, возрастающий ныне интерес к женщине и“женственности”свидетельствует о том, что они могли бы сыграть не последнюю роль в выходе из социокультурного тупика.
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПОИСКА СЧАСТЬЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Каждый человек видит смысл своего существования в счастливо прожитой жизни. И хотя каждая культура, каждая историческая эпоха порождает различные идеалы счастья, разные представления о нем, но его непосредственное переживание как психологическое состояние всегда индивидуально, принадлежит отдельной личности.
Все мы хотим от жизни одного и того же. У мужчин и женщин разные способы выражения , а не разные желания. Счастье в одиночку невозможно. Одиночество-это великая проблема людей 21 века...
Как сложен наш мир. Сколько в нем рвущих душу противоречий:
1)Люди хотят быть счастливыми, но им мешает их же собственное представление о счастье.
2)Люди не хотят быть одинокими, но все делают для того, чтобы быть одинокими. И с этого противоречия только начинаются, - они буквально во всем…Что же мешает человеку быть счастливым и преодолеть одиночество, фактически-он сам (его стереотипы).
Мужчины часто не понимают женщин, а женщины мужчин…И это не секрет, так как мы действительно очень разные, возникает огромное колличество вопросов-ответами на которых, чаще всего выступают существующие стереотипы. Мое исследование–это попытка проанализировать распространенные стереотипы в обществе -методом качественного исследовани...
Качественные методы исследования- исследование, в котором социологи полагаются на свое мастерство включенного интервьюера или наблюдателя для сбора уникальных данных. Они могут иметь неструктуированный список тем обсуждение со своими информантами (памятку), раскрытие“изложения фактов”или опыта по поводу самого участника. Наиболее качественным является полное включенное наблюдение. Противоположны колличественным методам методам исследования, где полагаются на инструмент исследования, посредством которого осуществляется измерение, то есть структуированный опросный лист, структуированное наблюдение или эксперимент. Сильный акцент на качественых методах делается в этнометодологии и этнографии, ибо полученные данные“богаты”подробностями и более близки к восприятию мира информантами, а колличественные методы могут приводить к ограниченной информации. Любая классификация качественных данных проводится только на номинальном уровне. Однако даже среди групп исследователей, проводимых работу с помощью колличественных методов, качественные часто используются на начальных стадиях, когда надо оценить все аспекты проекта обзора и провести структуированный эксперимент. Мое исследование было проведено методом глубинного интервью. По началу планировалось сконструировать анкету, чтобы выявить наиболее распространенные стереотипы, но оказалось, что конкретный инструментарий был слишком громоздкий. Обьектом исследования были мужчины и женщины с 18 до 60 лет, разных профессий, семейного положения, образования. Различным родом занятий. Длительность интервью была от 2х до 7ми часов. Опрашиваемые мной мужчины и женщины в своем подавляющем большинстве с большим интересом реагировали на тему и отвечали на все вопросы, не щадя своего времени.
В интервью с мужчинами картина выявилась пестрой: обнаружились типажи, которых можно условно поделить на три лагеря. Мнения, которрые можно передать их же собственными цитатами соответственно:
“ Я восхищаюсь женщинами, боготворю их. Они меня завораживают! ”. “Любую можно купить”.
“Разумные самки. Равноправные, независимые, будут посильнее мужчин. Добиваться их-“как козел не бейся-ни фига не будет”. В моем исследовании получился еще один неожиданный результат: дело в том, что через газетные обьявления мне удалось связаться с респондентами из исправительной колонии, -я рассказала в письме заключенным, находящимся в мужской колонии, о моем исследовании и попросила их ответить на вопрося. Ситуация с женской колонией оказалась хуже, т. к. я не нашла в газетах их обьявления с надеждой нацти свою любовь. А из мужской колонии мне ответили, и поразило меня то, что писали мне свои истории любви не по причине и желанию поделиться, как я предполагала, а потому, что хотели помочь исследованию. Из письма: “По правде говоря. Мое свободное время довольноь ограничено, но, тем не менее. Я дал согласие. Я так мало делал кому-то хорошего в жизни, хотелось хоть как-то принести некое подобие пользы”. Писали они откровенно, искренне. Самокритично, старательно отвечая на вопросы. И даже спрашивали, в чем их ошибка, их проблема.
Пройдя свой такой нелегкий жизненный путь, они всепишут о том, что: (Из письма)“Самое главное мое желание-это найти свою настоящую любовь и счастье. Я постоянно мечтаю, что найдется та единственная, прекрасная девушка, которая смоет полюбить меня таким, какой я есть. Который смог бы отдать накопившуюся во мне нежность, ласку и любовь”.
Сравнивая ответы мужчин, находящихся в заключении с ответами тех, кто никогда там не был, невольно удивляешься: что во всех их письмах нет ни цинизма, ни разочарованийя в женщинах, ни злости на них, ни слова обвинения в неверности и предательстве в адрес своих возлюбленных и жен, отвернувшихся от них. А от мужчин, окружающи нас, порой устаешь слышать обвинения всему женскому полу в оправдание своих собственных неудач. На вопрос: “Ошибки, которые я не хочу больше повторять с женщинами” звучали такие ответы: “Недопустимы серьезные отношения с ними, т. к. все продажные, меркантильные хищницы” или “Я- женоненавистник, они издевались надо мной”. Было много разных интервью, много совершенно противоположных мнений: тех, кто верит в любовь, тех, кто вообще никогда не влюблялся и не знают и не хотят знать, что это за чувство, а признают только секс; так они говорили, во всяком случае. Примечательно то, что все люди с удовольствием если не рассказывали свои истории любви. То отвечали на вопросы и даже были благодарны, что мои вопросы помогли им о многом задуматься и разобраться в себе. Я даже пыталась брать интервью в автобусе у двух студентов химиков третьего курса. Примечательным в интервью с ними было то, что, в общем-то. Наблюдалось в ответах и других мужчин. Например, на вопрос: “Как вы представляете свою идеальную половину”, они отвечали: “В первую очередь, важны внутренние качества, как честность и открытость . Если интересна в общении, то уже красива, внешность не важа. Главное, чтобы не лысая. А на вопрос : “Ваше отношение к измене” прозвучал ответ:
“Зависит от обстоятельств, попытаюсь выяснить. Если духовная измна-то плохо…” Мнения людей касательно отношения к изменев основном идентичны как у мужчин , так и у женщин. И здесь можно выделит четыре основных типа отношений:
1. Резко отрицательное- без прощения:
“Если узнаю, что изменила, то побью, в лучшем случае кислотой оболью, чтобы никому не досталась, чтоб уродиной ходла! ”.
“Я ужасная собственница, если изменит-убью, никогда не прощу! ”.
2. Стремление все-таки разобраться и простить: “Я прощу измену, когдапойму. Почему изменила”. (М) “Попытаюсь узнать причину и выяснить, почему”. (Ж) 3. Свободная любовь:
“Я регулярно прощаю-это часть всех моих отошений, внегласный договор”.
4. Альтруистический подход:
“Отнесусь с пониманием, если он любит другую, постараюсь, чтобы был с ней” и даже такой неожиданный ответ: “Измена-ничего страшного, если человеку хорошо не со мной, постараюсь помочь ей, чтобы она не чувствовала себя виноватой”, -это был ответ психолога, а у психологов само их образование “выбивает” стереотипы . И еще в моем исследовании получилось одно неожиданное открытие: Один из вопросов моего интервью предлагал ассоциировать себя, свой и противоположный пол с каким-либо обьектом: растением, животным, предметом или явлением природы(стихией).
И получилось, что многие ответы на будущие вопросы уже становились предсказуемы. Люди выражали своими ассоциациями, порой то, что тщательно пытались скрывать даже от себя. Думаю, это достаточно важно и интересно для исследования, т. к. сами ассоциации людей фактически прогнозируют и выявляют скрытые мысли, чувства, как-бы приоткрывают подсознание человека. Его восприятие своего пола, себя и противоположного.
Ассоциации чаще всего встречающие: (с женщиной) (с мужчиной) Растения 1. Лианы 2. Розы 1. Дуб 2. Кактус Животные 1. Кошка 2. Собака 1. Кошка 2. Собака Стихия 1. Вода 2. Земля (цветущая) 1. Огонь 2. Земля (грубая, голая) Предмет 1. Кресло. 2. Ваза 1. Диван. 2. Машина.
Неожиданный вывод: по ассоциациям людей хорошо проглядываются образы , прежде всего “кошачьего царства”, а также люди показали свое большое неравнодушие к мебели, особенно к мягкой и удобной- образу любимого и любимой. Что интересно, что в основном в ответах мужчин и женщин присутствует некое равноправие: если растение то преимущественно колючее (женщины– розы; мужчины – кактусы ). Если возникает ассоциация образа собаки, то в основном это – такса, как у мужчин, так и у женщин.
ТАБЛИЦА АССОЦИАЦИЙ ЖЕНЩИНЫ * ассоциации с растениями МУЖЧИНЫ * ассоциации с растениями Себя… “Что-то зеленое, простое, расточек, вверх листики правильной формы и очень редко цветочки расцветают -когда сезон. Когда светит солнышко, особое расположение планет, или когда люди по-особому радуются”
“Мексиканский кактус Агава, который цветет раз в 400 лет, говорят, очень красивым цветом. Шипы и розы. ”
“Полевое. Нежное, маленькое сирене вое. Лаванда. ” Себя… “Сорняк, потому, что все-равно вырасту” “Дуб на побережье, на высоком утесе, чтобы дуло со всех сторон, хочется,
приятно один, не в лесу, ни в коем случае. Старый, зажратый, толстый, которого еще Пушкин посадил. Северный ледовитый
океан, холодно, мерзко, классно! ”
“На каких-то этапах дуб, кактус или какой-то приспосабливающийся”
“Эвкалипт” “Колокольчик фиолетово- синий. Лохматое дерево. Каштан. ” Свой пол… “Разные цветы: розы, ромашки, васильки” “Розы” Свой пол… “Тупые деревья, которых обвивают лианы- женщины” Противоположный пол… “Лес разных деревьев, в основном сосны, ели, высокие стебли, статные. ” Противоположный пол… “Лианы. Обвивают, что попадется. ” Образ любимого…
“Дерево лиственное, на котором плоды мудрости зреют, молодое, молчаливое. Когда ветерок подует, что-то нашеп
тывает, что-то думает, если говорит, то легкое и вечное” “Пион” Образ любимой… “Фиалка нежная, растет на поле, в саду. Голубенькая вкусно пахнет” ЖЕНЩИНЫ * ассоциации с животными МУЖЧИНЫ * ассоциации с животными Себя… “Среднее между ланью и кошечкой, скорее гладкошерстной, чуть
пушистая, прямая и блестящая. Живет везде, везде ходит, никому не вредит. ”
“Хотела бы львицей. Но это не так. Кошка, рыжая, наверно пушистая.
Живет в Египте, в пустыне. Повадки кошачьи- стремление к свободе, независимость. Не делает, что не
хочется. Гуляет везде, по берегу Нила и в пирамиде, если пустят. Может свернуться клубочком возле Сфинкса. ”
“Лебедь. Но хотела бы быть кошкой. ” Себя…
“Кот рыжий, умный, которому иногда приятно у кого-то пожить. Что хочет, то и делает. ”
“Волк серый, белый, черный, линяющий. Живу один в темноватом лесу, мох, сыро, толстые здоровые деревья”
“В своем лесу, одиночка. Нет солнца. Общается с волками. Догнать, загрызть, чтобы выжить.
Бегает рысцой. Он все замечает. У него нет любимых мест, он любит весь лес”
“На разных этапах могу быть ленивым котом, мустангом или неуклюжим медведем”
“Тигр полосатый, зеленый с черным” “Дворовый, черно- белый, мечтательный кот Мурзик. Хожу, мяукаю, чтоб почухали. ” Свой пол… “Кошки черные” “Пиявки в основном” “Кошки” Свой пол… “Облезлые, бездомные, старые, больные, рахитичные собаки. ” “Собаки беспородные- это точно. Одни волки, другие- собаки. И все стаями. ” “Тигр, лев, мустанг” “Волки” “Хорьки, быки” Противоположный пол… “Лошади, дикие мустанги, рабочие, ездовые, старые клячи” “Непривязанные ослики- их надо в стойло” “Все львы, медведи” Противоположный пол… “Разные собаки” “Немножко с голубкой, с кошечкой, грацией” “Таксы, некоторые только кошки, сами по себе, то один, то другой, эгоистки, чтоб водили везде и Вискас давали” “Урчащая кошка белая как снег или собачка” Образ любимого… “Обезьянка и кот. Обезьянка шаловливая с переменчивым настро
ением, а кот серый с рыжим хохолком. Грациозный, скачущий, неугомонный, иногда любит растянуться и поспать,
но в основном неугомонный” “Кот с боевым характером, охотник, может быть, Сфинкс. Гладко шерстный, большой, загадочный” “Медведь добрый и грозный” Образ любимой… “Тигрица желто- оранжевая. Кошки, крысы, обезьяны” ЖЕНЩИНЫ * ассоциация с предметами МУЖЧИНЫ * ассоциация с предметами Себя… “Игрушечка внутри полая, со своим миром, но каждый воспринимает его по-своему” “Золотой самолет, крылья хочется
иметь для полета. Людей там нет. Есть только пилот, который ведет самолет. Взлет зависит от степени духовности. ”
Себя… “Кнопка DELETE” “Туалетный бачок, много воды, на
меня не садятся, не гадят, на бочок нажимают. Обычный, белый, запользованный, загаженный,
замузганный” Свой пол… “Разные вазы- хрустальные, жестяные, изящные, антикварные” “Конфетти, калейдоскоп” Свой пол… “Диван. Как поставили, так и стоит.
Умный, серый, неинтересный. Они не яркие, разве как исключение, как Мики Рурк. Просиженные,
пролежанные. Все идиоты. Нами пользуются и выкидывают” Противоположный пол… “Разные модели машин- джип, грузовая, трактор, самокат”
“Торшеры разной степени новизны: модернизированные, старенькие бабушкины и т. п. ”
Противоположный пол… “Непостоянный ветреный флигель, куда ветер показывает, куда дует, туда и лезет” Образ любимого …“Навороченное устройство, никто не знает, как оно называется, даже оно само не знает. Множество функций, многие поражаются. Что это за устройство и на фиг оно нужно” “Кресло глубокое мягкое с лампочкой сбоку” Образ любимой… “Мягкое удобное кресло” “Грелка” ЖЕНЩИНЫ *ассоциация со стихиями МУЖЧИНЫ * ассоциация со стихиями Свой пол… “Разные реки” “Вихрь” “Земля, как основа , с которой все растет” Свой пол… “Земля грубая, коричневая, ничего из нее не сделаешь, если не добавить воды” “Море, которое гонит ветер от воздуха- делает волны” “Огонь или камень” Противоположный пол… “Солнце, как источник жизни на земле” “Горы, ущелья, туман между гор, эхо” “Огонь в разных его проявлениях” Противоположный пол… “Всякие” “Воздух пустой, прозрачный, без облачков, нет запаха” “Вода, ручеек журчащий спокойный. Может переходить в водопад” Образ любимого…
“Возьмите две столовых ложки Земли, залейте пятнадцатью процентами Воды, остальное заполните двумя галлонами марсианского Воздух и поставьте на медленный огонь”
Образ любимой… “Земля с травой и цветами” Стереотипы , проявленные в речи людей: 1. “Все предназначено судьбой…”
Ключевский писал, что интегральный характер русской ментальности “АВОСЬ”-смирение и фатализм в представлениях о счастье и любви. “Иванушка- дурачок”-национальный герой, который лежит на печи, ничего не делает и все ему удается. “Да, меня волнует, что возможно не найду свою любовь, я верю в судьбу, прийдет время все получу, не достоин -не получу. ”
“В детстве мне бабушка все время говорила, что для каждой женщины есть свой мужчина, -вот я и жду”.
Из ответов : “Браки заключаются на небесах”.
“Я обязательно встречу уготовленного мне судьбой избранника, а он непременно отыщет меня”.
“Каждой твари-по паре”.
2. Уверенность в том, что “Любовь-это нервный срыв”, она не предполагает спокойных, гармоничных отношений”. 3. “Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин”Лабрюйер. Этот стереотип совершенно опровергли сами истории людей. Мужчины любят также сильно и также эмоционально.
4. “Деньги-это все”. Деньги выступают, как символ власти, вседозволенности, свободы “За деньги можно купить все-даже любовь, даже тебя”. 5. “Брак-это та стабильность. когда все хорошее уже позади”. “Брак-это, что-то уже скучное, повседневное, неинтересное, мрачное и морально устарелое”. У женщин-это неприятная роль домоседки “чистильщицы кастрюль”. Очень многие из опрошеных выражали свое положительное отношение к гражданскому браку, совместному сожительству.
6. Мужчины боятся умных и красивых женщин”. Можно сказать, что где-то и боятся, но с другой стороны, их только к таким и тянет.
7. “ Ревнует-значит любит”. Практически все опрошенные согласились, что большая доля правды в этом есть. 8. “Девушка должна выйти замуж до 25 лет”. Женщины обычно отвечали: “Та, глупость, -правда родители давят”. Мужчины реагировали в большинстве равнодушно: “Ерунда”. 9. “Мужчинам нравятся тупые блондинки ”.
В моем исследовании предлагалось расставить свою систему ценностей по порядку, по которой мужчины выбирают женщин, а женщины мужчин.
Женщины выбирают: 1) юмор (“Мужчина должен заставить рассмеяться женщину и тогда можно смело вести ее в будуары”Казанова) 2)личность; 3)ум; 4)сексуальность; 5)индивидуальность; 6)фигура : 7) лицо.
Мужчины выбирают:
1)ум; 2)личность; 3)фигура; 4)индивидуальность ; 5) лицо 6; )юмор; 7)сексуальность.
10. “Основная цель женщины -поскорее выйти замуж”. Современные женщины реагировали крайне негативно. “Какая чушь! Скорее -непоскорее! ”. ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПОИСКА СЧАСТЬЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Каждый человек видит смысл своего существования в счастливо прожитой жизни. И хотя каждая культура, каждая историческая эпоха порождает различные идеалы счастья, разные представления о нем, но его непосредственное переживание как психологическое состояние всегда индивидуально, принадлежит отдельной личности.
Все мы хотим от жизни одного и того же. У мужчин и женщин разные способы выражения , а не разные желания. Счастье в одиночку невозможно. Одиночество-это великая проблема людей 21 века...
Как сложен наш мир. Сколько в нем рвущих душу противоречий:
1)Люди хотят быть счастливыми, но им мешает их же собственное представление о счастье.
2)Люди не хотят быть одинокими, но все делают для того, чтобы быть одинокими. И с этого противоречия только начинаются, - они буквально во всем…Что же мешает человеку быть счастливым и преодолеть одиночество, фактически-он сам (его стереотипы).
Мужчины часто не понимают женщин, а женщины мужчин…И это не секрет, так как мы действительно очень разные, возникает огромное колличество вопросов-ответами на которых, чаще всего выступают существующие стереотипы. Мое исследование–это попытка проанализировать распространенные стереотипы в обществе -методом качественного исследовани...
Качественные методы исследования- исследование, в котором социологи полагаются на свое мастерство включенного интервьюера или наблюдателя для сбора уникальных данных. Они могут иметь неструктуированный список тем обсуждение со своими информантами (памятку), раскрытие“изложения фактов”или опыта по поводу самого участника. Наиболее качественным является полное включенное наблюдение. Противоположны колличественным методам методам исследования, где полагаются на инструмент исследования, посредством которого осуществляется измерение, то есть структуированный опросный лист, структуированное наблюдение или эксперимент. Сильный акцент на качественых методах делается в этнометодологии и этнографии, ибо полученные данные“богаты”подробностями и более близки к восприятию мира информантами, а колличественные методы могут приводить к ограниченной информации. Любая классификация качественных данных проводится только на номинальном уровне. Однако даже среди групп исследователей, проводимых работу с помощью колличественных методов, качественные часто используются на начальных стадиях, когда надо оценить все аспекты проекта обзора и провести структуированный эксперимент. Мое исследование было проведено методом глубинного интервью. По началу планировалось сконструировать анкету, чтобы выявить наиболее распространенные стереотипы, но оказалось, что конкретный инструментарий был слишком громоздкий. Обьектом исследования были мужчины и женщины с 18 до 60 лет, разных профессий, семейного положения, образования. Различным родом занятий. Длительность интервью была от 2х до 7ми часов. Опрашиваемые мной мужчины и женщины в своем подавляющем большинстве с большим интересом реагировали на тему и отвечали на все вопросы, не щадя своего времени.
В интервью с мужчинами картина выявилась пестрой: обнаружились типажи, которых можно условно поделить на три лагеря. Мнения, которрые можно передать их же собственными цитатами соответственно:
“ Я восхищаюсь женщинами, боготворю их. Они меня завораживают! ”. “Любую можно купить”.
“Разумные самки. Равноправные, независимые, будут посильнее мужчин. Добиваться их-“как козел не бейся-ни фига не будет”. В моем исследовании получился еще один неожиданный результат: дело в том, что через газетные обьявления мне удалось связаться с респондентами из исправительной колонии, -я рассказала в письме заключенным, находящимся в мужской колонии, о моем исследовании и попросила их ответить на вопрося. Ситуация с женской колонией оказалась хуже, т. к. я не нашла в газетах их обьявления с надеждой нацти свою любовь. А из мужской колонии мне ответили, и поразило меня то, что писали мне свои истории любви не по причине и желанию поделиться, как я предполагала, а потому, что хотели помочь исследованию. Из письма: “По правде говоря. Мое свободное время довольноь ограничено, но, тем не менее. Я дал согласие. Я так мало делал кому-то хорошего в жизни, хотелось хоть как-то принести некое подобие пользы”. Писали они откровенно, искренне. Самокритично, старательно отвечая на вопросы. И даже спрашивали, в чем их ошибка, их проблема.
Пройдя свой такой нелегкий жизненный путь, они всепишут о том, что: (Из письма)“Самое главное мое желание-это найти свою настоящую любовь и счастье. Я постоянно мечтаю, что найдется та единственная, прекрасная девушка, которая смоет полюбить меня таким, какой я есть. Который смог бы отдать накопившуюся во мне нежность, ласку и любовь”.
Сравнивая ответы мужчин, находящихся в заключении с ответами тех, кто никогда там не был, невольно удивляешься: что во всех их письмах нет ни цинизма, ни разочарованийя в женщинах, ни злости на них, ни слова обвинения в неверности и предательстве в адрес своих возлюбленных и жен, отвернувшихся от них. А от мужчин, окружающи нас, порой устаешь слышать обвинения всему женскому полу в оправдание своих собственных неудач. На вопрос: “Ошибки, которые я не хочу больше повторять с женщинами” звучали такие ответы: “Недопустимы серьезные отношения с ними, т. к. все продажные, меркантильные хищницы” или “Я- женоненавистник, они издевались надо мной”. Было много разных интервью, много совершенно противоположных мнений: тех, кто верит в любовь, тех, кто вообще никогда не влюблялся и не знают и не хотят знать, что это за чувство, а признают только секс; так они говорили, во всяком случае. Примечательно то, что все люди с удовольствием если не рассказывали свои истории любви. То отвечали на вопросы и даже были благодарны, что мои вопросы помогли им о многом задуматься и разобраться в себе. Я даже пыталась брать интервью в автобусе у двух студентов химиков третьего курса. Примечательным в интервью с ними было то, что, в общем-то. Наблюдалось в ответах и других мужчин. Например, на вопрос: “Как вы представляете свою идеальную половину”, они отвечали: “В первую очередь, важны внутренние качества, как честность и открытость . Если интересна в общении, то уже красива, внешность не важа. Главное, чтобы не лысая. А на вопрос : “Ваше отношение к измене” прозвучал ответ:
“Зависит от обстоятельств, попытаюсь выяснить. Если духовная измна-то плохо…” Мнения людей касательно отношения к изменев основном идентичны как у мужчин , так и у женщин. И здесь можно выделит четыре основных типа отношений:
1. Резко отрицательное- без прощения:
“Если узнаю, что изменила, то побью, в лучшем случае кислотой оболью, чтобы никому не досталась, чтоб уродиной ходла! ”.
“Я ужасная собственница, если изменит-убью, никогда не прощу! ”.
2. Стремление все-таки разобраться и простить: “Я прощу измену, когдапойму. Почему изменила”. (М) “Попытаюсь узнать причину и выяснить, почему”. (Ж) 3. Свободная любовь:
“Я регулярно прощаю-это часть всех моих отошений, внегласный договор”.
4. Альтруистический подход:
“Отнесусь с пониманием, если он любит другую, постараюсь, чтобы был с ней” и даже такой неожиданный ответ: “Измена-ничего страшного, если человеку хорошо не со мной, постараюсь помочь ей, чтобы она не чувствовала себя виноватой”, -это был ответ психолога, а у психологов само их образование “выбивает” стереотипы . И еще в моем исследовании получилось одно неожиданное открытие: Один из вопросов моего интервью предлагал ассоциировать себя, свой и противоположный пол с каким-либо обьектом: растением, животным, предметом или явлением природы(стихией).
И получилось, что многие ответы на будущие вопросы уже становились предсказуемы. Люди выражали своими ассоциациями, порой то, что тщательно пытались скрывать даже от себя. Думаю, это достаточно важно и интересно для исследования, т. к. сами ассоциации людей фактически прогнозируют и выявляют скрытые мысли, чувства, как-бы приоткрывают подсознание человека. Его восприятие своего пола, себя и противоположного.
Ассоциации чаще всего встречающие: (с женщиной) (с мужчиной) Растения 1. Лианы 2. Розы 1. Дуб 2. Кактус Животные 1. Кошка 2. Собака 1. Кошка 2. Собака Стихия 1. Вода 2. Земля (цветущая) 1. Огонь 2. Земля (грубая, голая) Предмет 1. Кресло. 2. Ваза 1. Диван. 2. Машина.
Неожиданный вывод: по ассоциациям людей хорошо проглядываются образы , прежде всего “кошачьего царства”, а также люди показали свое большое неравнодушие к мебели, особенно к мягкой и удобной- образу любимого и любимой. Что интересно, что в основном в ответах мужчин и женщин присутствует некое равноправие: если растение то преимущественно колючее (женщины– розы; мужчины – кактусы ). Если возникает ассоциация образа собаки, то в основном это – такса, как у мужчин, так и у женщин.
ТАБЛИЦА АССОЦИАЦИЙ ЖЕНЩИНЫ * ассоциации с растениями МУЖЧИНЫ * ассоциации с растениями Себя… “Что-то зеленое, простое, расточек, вверх листики правильной формы и очень редко цветочки расцветают -когда сезон. Когда светит солнышко, особое расположение планет, или когда люди по-особому радуются”
“Мексиканский кактус Агава, который цветет раз в 400 лет, говорят, очень красивым цветом. Шипы и розы. ”
“Полевое. Нежное, маленькое сирене вое. Лаванда. ” Себя… “Сорняк, потому, что все-равно вырасту” “Дуб на побережье, на высоком утесе, чтобы дуло со всех сторон, хочется,
приятно один, не в лесу, ни в коем случае. Старый, зажратый, толстый, которого еще Пушкин посадил. Северный ледовитый
океан, холодно, мерзко, классно! ”
“На каких-то этапах дуб, кактус или какой-то приспосабливающийся”
“Эвкалипт” “Колокольчик фиолетово- синий. Лохматое дерево. Каштан. ” Свой пол… “Разные цветы: розы, ромашки, васильки” “Розы” Свой пол… “Тупые деревья, которых обвивают лианы- женщины” Противоположный пол… “Лес разных деревьев, в основном сосны, ели, высокие стебли, статные. ” Противоположный пол… “Лианы. Обвивают, что попадется. ” Образ любимого…
“Дерево лиственное, на котором плоды мудрости зреют, молодое, молчаливое. Когда ветерок подует, что-то нашеп
тывает, что-то думает, если говорит, то легкое и вечное” “Пион” Образ любимой… “Фиалка нежная, растет на поле, в саду. Голубенькая вкусно пахнет” ЖЕНЩИНЫ * ассоциации с животными МУЖЧИНЫ * ассоциации с животными Себя… “Среднее между ланью и кошечкой, скорее гладкошерстной, чуть
пушистая, прямая и блестящая. Живет везде, везде ходит, никому не вредит. ”
“Хотела бы львицей. Но это не так. Кошка, рыжая, наверно пушистая.
Живет в Египте, в пустыне. Повадки кошачьи- стремление к свободе, независимость. Не делает, что не
хочется. Гуляет везде, по берегу Нила и в пирамиде, если пустят. Может свернуться клубочком возле Сфинкса. ”
“Лебедь. Но хотела бы быть кошкой. ” Себя…
“Кот рыжий, умный, которому иногда приятно у кого-то пожить. Что хочет, то и делает. ”
“Волк серый, белый, черный, линяющий. Живу один в темноватом лесу, мох, сыро, толстые здоровые деревья”
“В своем лесу, одиночка. Нет солнца. Общается с волками. Догнать, загрызть, чтобы выжить.
Бегает рысцой. Он все замечает. У него нет любимых мест, он любит весь лес”
“На разных этапах могу быть ленивым котом, мустангом или неуклюжим медведем”
“Тигр полосатый, зеленый с черным” “Дворовый, черно- белый, мечтательный кот Мурзик. Хожу, мяукаю, чтоб почухали. ” Свой пол… “Кошки черные” “Пиявки в основном” “Кошки” Свой пол… “Облезлые, бездомные, старые, больные, рахитичные собаки. ” “Собаки беспородные- это точно. Одни волки, другие- собаки. И все стаями. ” “Тигр, лев, мустанг” “Волки” “Хорьки, быки” Противоположный пол… “Лошади, дикие мустанги, рабочие, ездовые, старые клячи” “Непривязанные ослики- их надо в стойло” “Все львы, медведи” Противоположный пол… “Разные собаки” “Немножко с голубкой, с кошечкой, грацией” “Таксы, некоторые только кошки, сами по себе, то один, то другой, эгоистки, чтоб водили везде и Вискас давали” “Урчащая кошка белая как снег или собачка” Образ любимого… “Обезьянка и кот. Обезьянка шаловливая с переменчивым настро
ением, а кот серый с рыжим хохолком. Грациозный, скачущий, неугомонный, иногда любит растянуться и поспать,
но в основном неугомонный” “Кот с боевым характером, охотник, может быть, Сфинкс. Гладко шерстный, большой, загадочный” “Медведь добрый и грозный” Образ любимой… “Тигрица желто- оранжевая. Кошки, крысы, обезьяны” ЖЕНЩИНЫ * ассоциация с предметами МУЖЧИНЫ * ассоциация с предметами Себя… “Игрушечка внутри полая, со своим миром, но каждый воспринимает его по-своему” “Золотой самолет, крылья хочется
иметь для полета. Людей там нет. Есть только пилот, который ведет самолет. Взлет зависит от степени духовности. ”
Себя… “Кнопка DELETE” “Туалетный бачок, много воды, на
меня не садятся, не гадят, на бочок нажимают. Обычный, белый, запользованный, загаженный,
замузганный” Свой пол… “Разные вазы- хрустальные, жестяные, изящные, антикварные” “Конфетти, калейдоскоп” Свой пол… “Диван. Как поставили, так и стоит.
Умный, серый, неинтересный. Они не яркие, разве как исключение, как Мики Рурк. Просиженные,
пролежанные. Все идиоты. Нами пользуются и выкидывают” Противоположный пол… “Разные модели машин- джип, грузовая, трактор, самокат”
“Торшеры разной степени новизны: модернизированные, старенькие бабушкины и т. п. ”
Противоположный пол… “Непостоянный ветреный флигель, куда ветер показывает, куда дует, туда и лезет” Образ любимого …“Навороченное устройство, никто не знает, как оно называется, даже оно само не знает. Множество функций, многие поражаются. Что это за устройство и на фиг оно нужно” “Кресло глубокое мягкое с лампочкой сбоку” Образ любимой… “Мягкое удобное кресло” “Грелка” ЖЕНЩИНЫ *ассоциация со стихиями МУЖЧИНЫ * ассоциация со стихиями Свой пол… “Разные реки” “Вихрь” “Земля, как основа , с которой все растет” Свой пол… “Земля грубая, коричневая, ничего из нее не сделаешь, если не добавить воды” “Море, которое гонит ветер от воздуха- делает волны” “Огонь или камень” Противоположный пол… “Солнце, как источник жизни на земле” “Горы, ущелья, туман между гор, эхо” “Огонь в разных его проявлениях” Противоположный пол… “Всякие” “Воздух пустой, прозрачный, без облачков, нет запаха” “Вода, ручеек журчащий спокойный. Может переходить в водопад” Образ любимого…
“Возьмите две столовых ложки Земли, залейте пятнадцатью процентами Воды, остальное заполните двумя галлонами марсианского Воздух и поставьте на медленный огонь”
Образ любимой… “Земля с травой и цветами” Стереотипы , проявленные в речи людей: 1. “Все предназначено судьбой…”
Ключевский писал, что интегральный характер русской ментальности “АВОСЬ”-смирение и фатализм в представлениях о счастье и любви. “Иванушка- дурачок”-национальный герой, который лежит на печи, ничего не делает и все ему удается. “Да, меня волнует, что возможно не найду свою любовь, я верю в судьбу, прийдет время все получу, не достоин -не получу. ”
“В детстве мне бабушка все время говорила, что для каждой женщины есть свой мужчина, -вот я и жду”.
Из ответов : “Браки заключаются на небесах”.
“Я обязательно встречу уготовленного мне судьбой избранника, а он непременно отыщет меня”.
“Каждой твари-по паре”.
2. Уверенность в том, что “Любовь-это нервный срыв”, она не предполагает спокойных, гармоничных отношений”. 3. “Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин”Лабрюйер. Этот стереотип совершенно опровергли сами истории людей. Мужчины любят также сильно и также эмоционально.
4. “Деньги-это все”. Деньги выступают, как символ власти, вседозволенности, свободы “За деньги можно купить все-даже любовь, даже тебя”. 5. “Брак-это та стабильность. когда все хорошее уже позади”. “Брак-это, что-то уже скучное, повседневное, неинтересное, мрачное и морально устарелое”. У женщин-это неприятная роль домоседки “чистильщицы кастрюль”. Очень многие из опрошеных выражали свое положительное отношение к гражданскому браку, совместному сожительству.
6. Мужчины боятся умных и красивых женщин”. Можно сказать, что где-то и боятся, но с другой стороны, их только к таким и тянет.
7. “ Ревнует-значит любит”. Практически все опрошенные согласились, что большая доля правды в этом есть. 8. “Девушка должна выйти замуж до 25 лет”. Женщины обычно отвечали: “Та, глупость, -правда родители давят”. Мужчины реагировали в большинстве равнодушно: “Ерунда”. 9. “Мужчинам нравятся тупые блондинки ”.
В моем исследовании предлагалось расставить свою систему ценностей по порядку, по которой мужчины выбирают женщин, а женщины мужчин.
Женщины выбирают: 1) юмор (“Мужчина должен заставить рассмеяться женщину и тогда можно смело вести ее в будуары”Казанова) 2)личность; 3)ум; 4)сексуальность; 5)индивидуальность; 6)фигура : 7) лицо.
Мужчины выбирают:
1)ум; 2)личность; 3)фигура; 4)индивидуальность ; 5) лицо 6; )юмор; 7)сексуальность.
10. “Основная цель женщины -поскорее выйти замуж”. Современные женщины реагировали крайне негативно. “Какая чушь! Скорее -непоскорее! ”. Заключение
Окончание второго тысячелетия ознаменовалось появлением нового понятия в сфере прав человека -“гендер”.
Гендер - не имеет окончательного определения, его рассматривают как целый комплекс понятий, что является не недостатоком или проблемой, а скорее особенностью самого понятия.
Гендерные исследования асимметричны и носят политическую окраску. В англо-саксонских странах понятия“феминистские исследования”, “гендерные исследования”, “исследования по проблемам женщин” часто считаются синонимичными. На мой взгляд, общество уже 2000 лет не может достигнуть своего идеала, по той причине, что мужчина и женщина не нашли должную гармонию и единение. Тенденция в развитии гендерных исследований в социологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого обьекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга, т. е. в единстве как две“половинки” единого целого.
Мужчина и женщина видят смысл своего существования в счастливой жизни. И хотя каждая культура, каждая историческая эпоха порождает различные идеалы счастья и стереотипы представления о нем, но тем не менее наблюдается некая общность и единство - счастливая жизнь без любви, без своего избранника (избранницы) в одиночестве невозможна.
Несмотря на то, что 21 век - это век, в котором наиболее развернуты горизонты восприятия мира: вроде как больше потока информации благодаря научно-техническому прогрессу, расширение коммуникации благодаря интернету-при этом, люди все равно так разобщены и одиноки. И по моему мнению, о чем действительно следует задуматься современному обществу-это о глобальности и масштабности проблемы разобщенности людей, мужчин и женщинт, насколько остро стоит проблемаодиночества, преодалеть которую чрезвычайно сложно, прежде всего из-за стереотипов обусловленных экономическим и социальным положением, навязанных обществом и культурой. В широком смысле эта проблема взаимного непонимания, проблема физического и психического одиночества человека, утратившего, по Экзюпери, самую большую роскошь- роскошь человеческого общения.
Мужское и женское - два основных жизненных начала. Именно их соединение дает жизнь, а гармония между ними составляет счастье на земле. Начала эти во многом противоположны, ничто не уничтожит психических различий мужчин и женщин, заложенных в генах. Сосуществует на Земле как бы две цивилизации, оставаясь каждая сама собой и плохо понимая природу друг друга. Последствия этого непонимания удручают. Половина семей распадается, а многие из уцелевших трудно назвать счастливыми. Разочарование, разбитые судьбы, безотцовщина при живых отцах, одиночество, сексуальная неудовлетворенность, неврозы. Винят другого, винят себя…Первопричина же большинства драм кроется в непонимании природы пола, представление о нем через существующиестереотипы. Счастье в одиночку невозможно. Но чтобы найти свою вторую “половинку”, не стоит следовать стихийному “регулятору” межличностных отношений, воспринимаемого людьми как “опыт” предыдущих поколений. Проведя собственное исследование, я еще раз убедилась в том, что нет “плохих” людей: нет “плохих” женщин и нет “плохих”мужчин, есть люди, которые очень и очень одиноки. Человеческая душа кричит от этого одиночества, оно истощает душевные силы, содействует чувству безысходности, невостребованности, ненужности, бесперспективности, бессмыслнности, непонимания, неверия в себя. Человек начинает“забивать”этот крик искусственными заменами в виде всевозможных наркотических средств иллюзорных допингов: пристрастие к спиртным напиткам, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, трудоголизм, уход от реальности.
Согласно проведенным исследованиям основными препятствиями на пути к счастью являются: стереотипы, страхи, отсутствие веры.
Так, несмотря на то, что все истории любви отличаются разнообразием, неповторимостью, полны ярких индивидуальных нюансов и, казалось бы, непохожи друг на друга, во всех них прослеживается одна общая, но очень важная существенная мысль: счастье есть только при наличии взаимной любви, венцом которой является семья.
Интересно заметить, что эту же мысль подтверждают и ассоциации мужчин и женщин: так, счастливые в указанном выше смысле люди ассоциируют себя с чем то прекрасным, светлым, приятным и мылым ( благоухающим цветком; летним дождем; блестящим самородком; величавым кедром; толстым
породистым котом). А одинокие, лишенные любви люди, ассоциируют себя с чем-то негативным, серым, несчастным и потребительским (колючим засохшим кактусом, изношенным пуфиком, диваном; дворовым голодным котом, “рахитичной”, бездомной собакой.
Все мужчины и женщины стремятся к гармонии в своей жизни, хотят одного и того же: не быть“одиноким засохшим деревом на краю утеса Северно – Ледовитого океана” , а быть “цветущим деревцем в чьем-то любимом фруктовом саду”т. е. люди хотят ощущать свою нужность друг в друге, уважать себя и вызывать уважение противоположного пола, любить и быть любимыми, обрести полное счастье и гармонию в семье со своим единственным и неповторимым спутником жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абубикирова Н. И. Что такое “ гендер? ”. 1996. №6. -С. 123...
2. Айслер Р. Чаша и клинок. -М. ,1993. 3. Апокрифы древних хистиан. -М. ,1989. 4. Арнольд О. Почему убегают мужчины. -М. ,1999. 5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М. ,1994. 6. Бердяев Н. А. О назначении человека. -М. ,1993. 7. Бердяев Н. А. Философия свободы. -М. , 1989. 8. Бовуар С. Друга стать. -К. ,1994. 9. Борхес Х. Л. Письмена Бога. -М. ,1992.
10. Бретон Ги. Любовные истории в истории Франции. -М. ,1992.
11. Брянчанинов И. С. Приношение современному монашеству. -К. ,1991. 12. Булгаков С. Н. Свет невечерний. -М. ,1994
13. Вейнингер О. Пол и характер. -М. , 1991.
14. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. -М. ,1930.
15. Воронина О. А. Феминизм // Современная западная социология. Словарь. -М. ,1990. 16. Габриэлян Н. М. Пол. Культура. Религия. // Общественные науки и современность. 1996 № 6. - С. 126.
17. Галина М. Чужие среди нас. Индентификация страхов // Общественные науки и современность. 1991 № 1.
18. Гачев Г. Д. Национальный Эрос в культуре. // Общественные науки и современность. 1996 № 6. - С. 134.
19. Гегель В. Ф. Основи фiлософii права. -М. ,2000.
20. Гендер и вхождение в модерн // Общественные науки и современность. 1999 № 5. 21. Гендер i культура. Збiрник статей. -К. ,2001.
22. Говорун Г. О. Кiкiнеджi // Статевi установки в украiнському соцiумi. Богдан, 1999.
23. Грейфс Р. Мифы древней Греции. -М. ,1992.
24. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. -М. ,1975. 25. Карасавин Л. Религиозно-философские сочинения. -М. ,1992.
26. Клименкова Т. Феминизм как культурная позиция // Преображение. 1993. № 7. 27. Клименкова Т. Апереход от “женских проблем к гендерному подходу”. -М. ,1996. 28. Краткий психологическии словарь. -М. ,1959.
29. Крелот Х. Э. Словарь символов. -М. ,1994.
30. Кучерова О. Репродуктивное поведение молодых женщин Европы. //Народонаселение. 2001. №3
31. Кюблер-Рос. Э Весной она вернется. -М. ,1994. 32. Лавриненко В. Н. Социология. -М. ,1998. 33. Левада Ю. М. // Советский простой человек. -М. ,1993. 34. Левинштейн И. И. Этюды истории формации. -М. ,1957.
35. Липатов В. М. Женский язык //Лингвистический энциклопедическийй словарь . -М. ,1990.
36. Маслова О. М. Восприятие феминизма в академических кругах // Материалы конференции “Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия”. -М. ,1996. 37. Малаховская Н. Наследие Бабы-Яги. Религиозные представления. -Зальцбург, 1995 38. Мифологический словарь. -М. ,1991.
40. Мухлыниева Н, Л Дискурс и субьект: иллюзии самовыражения пола в феминистской и патриархальной антропологии. -Екатеринбург, 1996.
41. Осипов. Г. В. Социологический Энциклопедический словарь. -М. ,2000. 42. Ориген О. О началах. -Самара, 1993.
43. Пишун С. В. Социальная философия. -М. ,1993. 44. Победа Н. А. Социология культуры. - Одесса , 1997.
45. Подольская И. И. Минувшее проходит предо мною…// Русские мемуары. Избранные страницы 18 век. -М. ,1993.
46. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. -Кишинэу. : Центральна типография, 1997.
47. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь женщины в доиндустриальной России-начала19 в. :невеста, жена, любовница. -М. ,1997.
48. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. -М. ,1979. 49. Русов А. Энергия поиска, энергия заблуждения. -М. ,1984.
50. Силласте Г. Г. Гендерная социология в познании общественно-экономической жизни. // Социс. 2001. №7. -С. 143.
51. Творения блаженного Августина. -М. ,1994. 52. Тэннэхил Р. Секс в истории. -М. ,1995.
53. Хрисанова С. //Драма прекрасной дамы: Парадоксы современного равенства мужчин и женщин. Гендерный подход к известной проблеме ООН и истоки рождения гендерных принципов. -Х . ,2001. -Книга. 1.
54. Хрисанова С. Про права людини i гендерну соцiологiю. // Право Украiни. 2001. № 8. -С. 98.
55. Хубер Д. Антология гендерной теории. - М. ,2000. 56. Чодороу Н. Антология гендерной теории. - М. ,2000.
57. Чушин-Русов А. Природа культуры //Общественные науки исовременность. 1995. №6. 58. Шейнов В. П. Женщина + Мужчина познать и покорить. - Минск, 2000. 59. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М. ,-1994.