Дипломная работа: Педагогические средства развития культуры речи младших школьников
На данном этапе исследования был проведён урок развития
речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» и «Б» классах школы. Этот урок
проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно
описывать);
- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой
сочинения;
- умение использовать прилагательные в описательном
тексте.
Методика проведения урока была взята из книги Галины
Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе» (см.
Приложение 1). Анализ результатов.
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня
развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался
по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое
умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое
умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение
не сформировано);
Общее количество всех работ (30) было принято за 100%. Все
работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ
были занесены в таблицу 1:
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента
Возрастные группы |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой
сочинения |
Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Уровни развития умений |
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
59% |
53% |
53% |
42% |
Средний |
35% |
35% |
29% |
23% |
Низкий |
6% |
12% |
18% |
35% |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
55% |
50% |
45% |
36% |
Средний |
35% |
35% |
27% |
18% |
Низкий |
10% |
15% |
28% |
46% |
Среднее количество использованных прилагательных в каждом
сочинении - 3-4 слова. Минимальное количество прилагательных в сочинении -1,
максимальное - 8.
Результаты анализа уровня развития речевых умений
показали, что умеют строить описание (последовательно и связно описывать) - в
экспериментальном классе 59%, в контрольном классе 55%, раскрывать тему и
основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения
- в экспериментальном классе 53%, в контрольном классе 45 % и 50%, а
использовать прилагательные в описательном тексте - в экспериментальном классе
42%, в контрольном классе 36%.
В экспериментальном классе у учащихся данные умения
сформированы частично – 23% - 35%, а в контрольном классе 18% - 35% - они
практически не сформированы. Хуже всего у детей развито умение использовать
прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения - у
контрольного класса – 46%.
Таким образом, данные умения сформированы на высоком
уровне только в половине случаев. По многим работам видно, что эти умения
сформированы частично или плохо.
Примеры детских сочинений (экспериментальный класс):
Васина Нина.
«Моя любимая игрушка - мама-зайчиха. Мне подарили зайчиху
на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был красный, жёлтый, багровый. Был и
фартук. Он был похож на радугу. Сарафан, фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я
забыла про бант. Он красивый. Я полюбила её».
Из сочинения видно, что Нина не вполне грамотно строит
описание игрушки. Её мысли перескакивают с одной детали на другую, и связного
текста не получается. Материал был отобран правильно, но ученица
сконцентрировала своё внимание только на описании одежды зайчихи. В тексте были
использованы 4 прилагательных. Девочка попыталась раскрыть основную мысль в
последнем предложений, но оно практически не связано с предыдущими: «Я полюбила
её», - не понятно, кого девочка полюбила.
2. Кузьмов Денис.
«Моя любимая игрушка - человек-паук. Мне купили
человека-паука. Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги.
Выпускает паутину длиной в 4 метра. Мы с братом играем в наших пауков. В руках
он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него фонарик, лодка (с
мотором), подводное снаряжение, подводная лодка. Мне нравится моя игрушка».
Денис очень не последовательно строит описание основной
части и неумело пользуется разделением текста на абзацы. Тема и основная мысль
раскрыты, материал отобран верно, а прилагательные мальчик практически не
использует.
Рассматриваемые речевые умения в данном классе
сформированы на высоком уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у
1/3, а на низком - примерно у 1/5 класса. Умение использовать прилагательные в
описании сформировано всего у 42% учащихся класса. Оно хуже всего развито у
детей: у 35% учащихся низкий уровень развития этого умения.
Примеры детских сочинений (контрольный класс):
1. Григорьев Сергей.
«Моя любимая игрушка - акулка. На 23 февраля мама мне подарила
игрушечную акулку. Она очень красиво раскрашена в синий цвет. Когда ты
отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь плавник вперёд,
она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно удовольствие».
В сочинении у Серёжи 2 основных недочёта: текст
неправильно разделён на абзацы и мало используются прилагательные.
2. Храмова Даша.
«Моя любимая игрушка - Король лев. Мне подарили на 8
марта игрушечного льва. Я его назвала Король лев. Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом из снега. Я его очень люблю, потому что
он коричневый да ещё король. Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой
кистью. Рисует он хорошо. А когда нарисует, улыбается. Мы очень дружим».
Даша крайне разрозненно строит описание. В её сочинении
нет целостности. Тема раскрыта плохо, т.к. материал подобран не в соответствии
с темой (нет описания как такового). В тексте мало прилагательных. Рассматриваемые
речевые умения в контрольном классе сформированы на высоком уровне у 1/2
учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/4
класса. Умение использовать прилагательные в описании сформировано всего у 36%
учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у 46% учащихся низкий уровень развития
этого умения. Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений
будет возможно при обучении составлять описание с использованием интеграции с
изобразительным искусством. Наиболее эффективным условием для развития речевых
умений у младших школьников при работе над сочинением-описанием на уроках
развития речи будет использование изобразительного творчества детей, а именно -
тематических рисунков. С целью проверки этого предположения был проведён
формирующий этап исследования. Далее нами был проведен формирующий этап
исследования. Его задачи были следующие:
Выявить уровень развития речевых умения детей при
использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.
Раскрыть эффективные методы и приемы реализации
интегрированного подхода на уроках развития речи.
Определить особенности восприятия детьми данного типа
интеграции.
Проверить эффективность методики экспериментальной
работы.
Формирующий эксперимент проводился так же в контрольном и
экспериментальном классах.
На формирующем этапе исследования было проведено
несколько уроков русского языка для развития речи при работе над сочинением.
Темы экспериментальных уроков:
1. Моё домашнее животное (см. Приложение 3).
2. Мой лучший друг (см. Приложение 4).
3. Сочинение по серии картинок «На горке» (см. Приложение
5).
4. Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» (см.
Приложение 6).
5. Моя любимая игрушка (см. Приложение 7).
Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, русского
языка, которые проводились на формирующем этапе эксперимента. Цели этих уроков
одинаковые: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с
сочинением. На последнем уроке («Моя любимая игрушка» (см. Приложение 7))
проводился «контрольный срез» - завершающий этап формирующего эксперимента. Методика
проведения этого урока немного отличалась: детям была дана большая
самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.
Общее количество всех работ (30) было принято за 100%.
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа
работ были занесены в таблицу 2:
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента (в %)
Возрастные группы |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой
сочинения |
Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Уровни развития умений |
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
88% |
88% |
94% |
94% |
Средний |
11% |
11% |
5% |
5% |
Низкий |
1% |
1% |
1% |
1% |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
65% |
65% |
60% |
45% |
Средний |
30% |
25% |
25% |
35% |
Низкий |
5% |
10% |
15% |
20% |
Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе
исследования, проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых
умений.
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим
критериям:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое
умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое
умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение
не сформировано);
Среднее количество использованных прилагательных в каждом
сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении - 4,
максимальное - 14.
2.2 Анализ результатов
экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
Результаты анализа уровня развития речевых умений после
формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание
(последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в
сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и
использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. Таким образом, у
большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком
уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.
Примеры детских сочинений экспериментального класса:
Коренной Витя.
«Моя любимая игрушка - тигр. У меня есть любимая игрушка.
Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с
чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и
хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне
очень нравится!»
Верник Лиза.
«Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Е
зовут Роза. У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого
коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда
заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть».
Примеры детских сочинений контрольного класса:
Иванова Оля.
«Моя любимая игрушка - попугай Кеша. Мне купили игрушку -
попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного
цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него
светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы».
Кудряшева Диана.
«Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка. На 8 марта мне
подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда
я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень
маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький
носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя
любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть».
По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые
развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики
последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную
мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто
использовали прилагательные.
Уровень развития речевых умения детей при использовании
на уроках развития речи взаимосвязи с работой над сочинением значительно
повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание
(последовательно и связно описывать) у учащихся экспериментального класса после
формирующего этапа эксперимента вырос - 88%; умения раскрывать тему и основную
мысль в сочинении - 88%; умения отбирать материал в соответствии с темой
сочинения - 94%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте -
94%. У учащихся контрольного класса после формирующего этапа эксперимента вырос
- 65%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 65%; умения
отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 60%; а умения использовать
прилагательные в описательном тексте - 50%.
По итогам эксперимента была разработана методика развития
речи при работе с сочинением, в которой были рассмотрены нестандартные виды
работ над сочинениями. Эти приемы были апробированы лишь на экспериментальной
группе.
По окончании этой работы, был проведен контрольный этап
эксперимента на базе и экспериментальной, и контрольной групп.
В эксперименте приняли участие группы в том же
количестве. Испытуемым был предложен урок развития речи "Вот и кончилась
зима, а весне — начало" в форме миниатюры (см. Приложение 8). В ходе урока
учащиеся должны научиться составлять текст-описание с использованием различных
средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений), а
также проводилась подготовка учащихся к самостоятельной работе над
сочинением-миниатюрой. Результаты контрольного урока отражены в таблице 3.
Проведя статистическую обработку данных, имеем следующие
результаты. В контрольном классе значительных изменений нет. В
экспериментальном классе произошли изменения. Результаты стали следующими.
В экспериментальной группе зафиксирован более высокий
уровень при написании сочинения, чем в контрольной группе. В контрольной группе
абсолютное большинство учащихся так и не умеют отбирать материал в соответствии
с темой сочинения.
Учащиеся экспериментальной группы умеют строить описание,
раскрывать тему и основную мысль в сочинении, отбирать материал в соответствии
с темой и использовать прилагательные в описательном тексте. При этом лишь
немногим была оказана помощь. Результаты обучающего эксперимента показали
эффективность разработанного в исследовании подхода к развитию речи при работе
с сочинением.
Таблица 3
Динамика развития речи младших школьников
Критерии |
Уровни |
Экспериментальный класс (2 «а») |
Контрольный класс (2 «б») |
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
Познавательный |
Высокий
Средний
Низкий
|
25%
30%
45%
|
88%
11%
1%
|
20%
32%
48%
|
53%
32%
15%
|
Эмоциональный |
Высокий
Средний
Низкий
|
20%
25%
55%
|
90%
9%
1%
|
16%
28%
56%
|
35%
25%
40%
|
Деятельностный |
Высокий
Средний
Низкий
|
20%
35%
45%
|
88%
11%
1%
|
8%
20%
72%
|
53%
32%
15%
|
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.2. Диаграмма развития первого критерия
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.3. Диаграмма развития второго критерия
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.4. Диаграмма развития третьего критерия
2.3 Выводы по второй главе
Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает
человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным
жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только
немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь
выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ
передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями
или просто получать удовольствие от разговора. В этой работе рассмотрены
проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках
русского языка в начальной школе.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом
воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается
концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно
формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
В работе была проанализирована методическая,
литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов,
детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно
осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем
систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки
в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий
эффект обучения будет максимальным.
В методической литературе указаны различные типы
упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших школьников. При
этом наиболее эффективным считается упражнение на редактирование текста, т. к.
данные упражнения доступны для учащихся второго класса и их использование
наиболее продуктивно для исправления типичных речевых ошибок школьников в
письменных творческих работах.
Заключение
Итак, центральное место в обучении младших школьников
занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает
мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна
работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет,
которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой
родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения.
Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов,
овладевают учебно-научным стилем речи. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной
кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества,
понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем
развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых
результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи
младших школьников через сочинительную деятельность. Для достижения цели
использовала систему работы по подготовке к написанию сочинений. Работала над
формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Это работа
над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний.
Основное направление работы во втором классе – это работа над связностью
текста. Осуществляли составление текстов - повествования с элементами описания
по заданному или коллективно составленному плану; составление текстов – повествования
с элементами описания и рассуждения.
Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания
трудности, с учетом программных требований по развитию речи в последующих
классах. Такая система работы позволила ученикам овладеть различными способами изложения
мысли, воспитала сознательное отношение к языку и интерес к слову, подготовила
к более сложной творческой работе – характеристике героя.
Список литературы
1.
Балашова, Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию
животного // Т.Ю.Балашова Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.
2.
Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Р.,
2002.
3.
Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003. - №4.
4.
Васильева, Р. А., Суворова, Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс.//
Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова// – М., 1973.
5.
Васильева, Р. А., Суворова, Г. Ф. Методическое руководство к картинам по
развитию речи. 3 класс.// Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова// – М., 1974.
6.
Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н.Васильева
//– М., 1990.
7.
Головин, Б.Н. Как говорить правильно. //Б.Н.Головин//– М., 1989.
8.
Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б.Н.Головин//– М.,
1991.
9.
Гуськов, Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // //Т.В.Гуськов//
Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.
10.
Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением.//М.Т.Елисеева
//Начальная школа.1991. №5 – с.26.
11.
Закожурникова, М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе.
//М.Л.Закожурникова// – М., 1953.
12.
Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших
школьников. // Е.М.Катонова// Пачатковая школа. – 2004. - №6. – с.20.
13.
Корепина, Л. Ф., Борисенко, Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров //
Л.Ф.Корепина, Ю.Н.Борисенко// Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.
14.
Купров, В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // В.Д.Купров// Начальная
школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.
15.
Кустарева, В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика
русского языка. // В.А. Кустарева, Л.К. Назарова//- М., 1982.
16.
Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. //
Т.А.Ладыженская//– М., 1991.
17.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.//А.А.Леонтьев// – М.,
1969.
18.
Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для
учителей начальных классов. // М.Р.Львов//– М., 1985.
19.
Львов, М.Р. Виды речи. // М.Р.Львов//– 2000. - №5.
20.
Латышко, Н. А. По системе Л. В. Занкова //Н.А.Латышко// Начальная школа.
- № 10. – 1995. –с. 47-49.
21.
Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. // М.Р.Львов//
М., 1975.
22.
Львова, М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения //М.Е.Львова//
Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36.
23.
Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе. //В.С.Мухина//-М., 1986
24.
Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под
ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с.
25.
Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
26.
Немов, Р.С. Психология. //Р.С.Немов// Учеб. для студентов выш. пед.
учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
27.
Нуруллина, Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Н.Н.Нуруллина// Начальная
школа. - № 3. – 1998. – с. 80.
28.
Побединская, Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению //Л.М.Побединская//
Начальная школа. - № 6. – 1987. – с. 23-24.
29.
Попова, Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая
осень» // Л.Ф.Попова// Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.
30.
Потурьева, Л. В. Обучение сочинению в начальных классах //Л.В.Потурьева//
Начальная школа. - № 2. – 1988. – с. 30-35.
31.
Программа 12-летней общеобразовательной школы с русским языком
обучения.- М., 2004.
32.
Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта.
Генезис числа у ребенка. Логика и психология. //Ж.Пиаже// - М., 1969.
33.
Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат,
1990. - 494 с.
34.
Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н.
Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
35.
Рализаева, Т. Г., Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в
начальных классах. – //Т.Г.Рализаева, М.Р.Львов// - М., 1979.
36.
Розенберг, Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей
младших школьников //Л.А.Розенберг// Начальная школа. - № 2 – 1995.
37.
Романовская, З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика
Л. В. Занкова // З.И.Романовская// Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.
38.
Романовская, З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика
Л.В. Занкова//З.И.Романовская//Начальная школа. - 1994. - №8.
39.
Руководящие документы РБ (образовательные стандарты) Министерство
образования РБ. – М., 1999.
40.
Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //В.А.Синицын//
Начальная школа. – 2003. - №2. – с.10.
41.
Тикунова, Л.И., Канакина, В.П. Сборник диктантов и творческих работ. //Л.И.Тикунова,
В.П.Канакина//– М., 1992.
42.
Уидзенкова, А.К., Сагирова, О.С. Русский с увлечением. //А.К.Уидзенкова,
О.С.Сагирова//– Е., 1997.
43.
Харченко, О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над
предложением. //О.О.Харченко//Начальная школа. - 2002.- №1. – с.18.
44.
Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 1981.
45.
Черноусова, Н. С. Сочинения в начальных классах. //Н.С.Черноусова//– М.,
1976, 1986.
Приложение 1
Методические рекомендации «Работа над сочинением, как
средство развития речи».
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом
воспитания ребенка. На начальной ступени школы все сочинения носят обучающий
характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный
журнал не заносится. Во 2-3 классах за обучающие сочинения выставляется одна
отметка – за содержание. В 4 классе оценки выставляются за содержание и
грамматику. В журнал оценки выставляются через дробь.
Таблица проведения сочинений по четвертям
Классы |
Обучающие сочинения |
Контрольное сочинение |
1четверть |
2четверть |
3четверть |
4четверть |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
- |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
- |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
Нормы оценки за сочинения
За содержание:
- оценка «5» ставится за последовательное и логически
оправданное раскрытие темы, богатство словаря, правильное речевое оформление.
Допустимо не более одной речевой неточности.
- оценка «4» тема раскрыта, но имеются незначительные
нарушения в последовательности изложения мысли, отдельные фактические и речевые
неточности. Допустимо не более трех речевых неточностей в содержании и
построении текста.
- оценка «3» ставится за отклонение от темы (в основном
она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения
мысли, построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности.
Допустимо не более пяти речевых неточностей в содержании и построении текста.
- оценка «2» ставится за несоответствие работы теме,
нарушение последовательности изложения мысли, отсутствие между частями текста,
бедность словаря. В работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в
содержании и построении текста.
За грамотность:
- оценка «5» отсутствие орфографических и пунктуационных
ошибок, допустимо одно - два исправления.
- оценка «4» не более двух орфографических и одной
пунктуационной ошибки, одно - два исправления.
- оценка «3» три-пять орфографических и одна - две
пунктуационные ошибки, одно – два исправления.
- оценка «2» шесть и более орфографических и три-четыре
пунктуационных ошибки, три-четыре исправления.
Приложение 2
Конспект урока. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»
Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.
Ход урока.
1. Наблюдение над особенностями описательного текста. На
доске: Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения мне подарили зайчика. Зайчик
маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким
розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать. Я очень люблю играть с ним.
Это моя самая любимая игрушка!
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить игрушку, которая описывается в
тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).
- Как называется такой текст? (Описание).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают
представить игрушку?
- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать
описания?
- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны.
Автор первого- ученица 2 класса.
«На восьмое марта мне подарили леопарда. Мой леопард
маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым
животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как
у всех кошек длинный, а короткий. Он очень мне нравится».
-Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского
«Городок в табакерке»: «Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А
что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть
нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а
листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые
лучи расходятся по всему небу».
- Какова же роль описаний в тексте?
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны
ответить в сочинении? (Какая игрушка?)
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания?
(Игрушка любимая).
4. Обсуждение структуры текста.
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в
введении? (Как игрушка появилась, когда).
- О чём будет основная часть? (Подробное описание
внешности: цвет, размеры…). -Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение:
«Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно
удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить
игрушку.
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
игрушке.
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Приложение 3
Конспект урока
Сочинение-описание «Моё домашнее животное».
Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста,
формирование умения отличать описание предмета от других видов текста. 2.
Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3.
Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4.
Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5.
Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Задание на дом перед уроком: Нарисуйте своё домашнее
животное так, чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно
было легко представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста.
- Сейчас я прочту сочинение-описание домашнего животного.
Вы внимательно послушайте и скажите, что это за текст и почему вы так решили.
Учитель зачитывает сочинение. «На день рождения мне подарили маленького
попугая. Я его назвала Кешей. Кеша всего боялся, пока не привык ко мне. Сначала
он был маленький, но, со временем, вырос и стал большим. Кеша - разноцветный.
На шее у него синие пятнышки, животик у него жёлтый, крылья - зелёные, хвост
голубовато-зелёный, а лапки - красные. Кеша любит сидеть на столе и на моём
пальце. Ещё он очень красиво поёт. Мы с Кешей очень любим друг друга!»
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить домашнее животное, которое
описывается в тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какое домашнее
животное).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают
представить домашнее животное? - Какова роль описаний в тексте?
- А теперь послушайте 2 текста и определите, какой из них
является описанием животного, а какой - нет.
«У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка. Прошлым летом мы
ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды он долго не возвращался
со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В
зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку
удалось поймать мышку. А теперь Стёпка подрос, и этим летом поймает много
мышей!»
«У меня есть рыбка. Она появилась у меня давно. Когда мне
было 4 года, её купили на рынке. Рыбка очень красивая: небольшая, с маленьким
хвостом, оранжевого цвета. Она живёт в аквариуме в ракушке. В аквариуме много
воды, и у неё большое пространство, чтобы плавать. Плавает рыбка быстро. Я очень
её люблю и забочусь о ней».
- Какой текст является описанием животного? (Второй)
- А первый? (Это описание события).
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы будете учиться описывать домашнее животное.
В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
(Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать домашнее животное? На какой вопрос
вы должны ответить в своём сочинении? (Какое домашнее животное?)
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они
ответить на вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что
животное любимое). - А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Посмотрите на рисунки. Из них понятно, что вы любите
своих питомцев? - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем
сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой, какая, какое? и выражать своё отношение,
вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения
строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в
соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в
водной части? (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание домашнего
животного).
- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про
вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или
не любит, где спит, где ест, с чем любит играть…).
- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность?
(Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела…).
- Какие части тела можно описать? (Голову: глаза, уши,
усы, нос; туловище, лапы, хвост…).
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных?
Взгляните на рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия
они имеют? Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя
кошка любит наблюдать за воронами в окно», «Моя собака любит играть с
мячиком»…).
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение). - Посмотрите
на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним
животным?
- Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего
кота, потому что...», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я
гуляю с ней и кормлю её»…).
5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании и
обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать
прилагательные в описательном тексте).
- Послушайте 2 описания и скажите, чем они отличаются
друг от друга: «Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся,
а потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел. Когда
он ел у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка».
«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его
назвали Ласка, потому что он был очень добрый и ласковый. Ласка вся белая с
чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые подушечки. Мордочка у
Ласки приветливая, добрая с большими зелёными глазами, розовым носиком и
длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком. Я
очень люблю мою ласковую кошку».
- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку?
Почему?
- Какие части речи делает описание более полным, точным и
образным? (Прилагательные) - Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные,
которые вы будете использовать в описании.
6. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
7. Сочинение. - Теперь можно приступить к написанию
сочинения. Не убирайте ваши рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы
яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
8. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию
представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
домашнему животному. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста
у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего
друга, отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.
Приложение 4
Конспект урока. Сочинение-описание «Мой лучший друг».
Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста и
формирование умения отличать описание человека от других видов описания. 2.
Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3.
Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4.
Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5.
Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста.
Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать
прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос
какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам
ясно и чётко представить то, о чём говорит автор).
- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является
описанием человека, а какой - нет.
Учитель зачитывает 2 сочинения: «У меня есть друг. Е
зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском саду. У Даши зелёные глаза, чёрные
густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги
хороший, добрый. Она всегда меня выручит. Я хочу дружить с Дашей ещё очень
долго». «Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года. Мы вместе
ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я люблю гулять с е
собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он
часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры. Мы всегда будем
с ней дружить, потому что мы любим друг друга».
- Докажите, что первый текст является описанием друга, а
второй - нет. Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно
описать своего друга? (Имена прилагательные).
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза,
чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший,
добрый), во 2 тексте (младший брат).
- Какую роль играют прилагательные в описании человека?
(Они помогают ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)
2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы будете учиться
описывать людей - ваших друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
(Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).- Что значит
описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какой
он?) - Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они
ответить на вопрос «Какой мой друг?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что
эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в
вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать сво
отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам
помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения
строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в
соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в
водной части? (Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание друга). -
Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно описать
внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не любит). - Глядя на
рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно описать рост, лицо
(волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к
другу, написать о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не
убирайте ваши рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь
ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего
друга. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
другу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части
текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей
комнаты.
Приложение 5
План-конспект урока
Сочинение по серии картинок «На горке».
Цель: повторить признаки текста, учить составлять и
записывать связный текст по серии сюжетных картинок; способствовать развитию
образного мышления, устной и письменной речи; активизации словарного запаса; воспитывать
чувство товарищества.
Оборудование: сюжетные картинки, опорные слова, таблицы-памятки.
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем писать сочинения по серии
картинок.
II. Подготовительная беседа.
Повторение о терминах изложения и сочинения.
- Какая разница между словами изложение и сочинение?
«Изложение – это пересказ того, что услышали или
прочитали».
«Сочинение – это составление своего рассказа».
- Я повешу картинки, а рассказ не прочитаю, вы сами его
составите, сочините.
Рассматривание сюжетных картинок.
- Рассмотрите картинки. Вам надо будет ответить на
вопросы.
1. Какое время года наступило?
2.Где катались ребята?
3. Что случилось с Олей?
4. Кто ей помог? Что он сделал?
5. Что можно сказать о его поступке?
III. Работа по повторению терминов.
- Итак, вы должны составить рассказ текст. - Что такое
текст?
«Текст – группа предложений, связанных по смыслу и
записанных в строгом порядке».
- У каждого текста есть своя тема. - Что такое тема?
« Тема- это о ком или о чем говорится в тексте».
- Определите тему нашего рассказа. - О ком она?
- Что будете писать о ребятах? - Определите главную
мысль.
-Что такое главная мысль?
« Главная мысль- это то, что говорится в тексте о
предмете».
- Какова будет главная мысль нашего рассказа?
-(Как Миша помог Оле).
- Для того, чтобы рассказ получился точный и интересный
нужно подобрать опорные слова.
- Что такое опорные слова?
«Опорные слова- слова, по которым можно определить тему
текста».
IV. Работа по составлению текста.
Работа по первой картинке.
- Рассмотрите первую картинку.
- Составьте по ней предложения с опорой на слова, которые
записаны под картинкой.
наступила катались перевернулись увидел
- (Наступила зима. Дети катались на горке на санках. У
Оли перевернулись санки и она упала. Это видели ребята.)
Работа по второй картинке.
помог поблагодарила его молодец
(Миша помог Оле встать. Она поблагодарила его. Молодец,
Миша!)
- Какой поступок совершил Миша?
-Правильно ли он поступил?
-А как вы, поступили бы на его месте?
Составление полного рассказа по опорным словам (4
человека)
Придумывание названия текста.
- Как назовем наш рассказ? - (Зимой. На горке. Однажды на
горке.)
- Какой вариант более удачный и почему?
V. Орфографическая работа.
- Какие правила надо помнить, чтобы грамотно записать
текст?
(безударные гласные, сочетание -ЧК-, заглавная буква в
именах, фамилиях, начало предложения, конец предложения.)
- Обратите внимание на окончания слов. Мы будем эти
правила проходить чуть позже: На горке, у Оли, помог Оле.
- В каких словах безударная гласная? Зима, перевернулись,
она упала, катались, поблагодарила, молодец.
- Обратите, ребята на написание слов, проговорим их по
слогам:
Наступила, катались, перевернулись, помог, поблагодарила,
молодец.
- Чтобы не повторялись в предложении слова, надо заменять
их близкими по смыслу: Оля, она, девочка. Дети, ребята, они. Миша, мальчик, он.
VI. Самостоятельная запись текста.
(Учитель помогает в процессе текста)
VII. Проверка работ. - Кто смелый, прочитайте текст
вслух.
(Учитель и учащиеся слушают отвечающих, сразу указывают
на недочеты.)
VIII. Итог урока. - Молодцы, ребята! Все с работой
справились.
Обмен впечатлениями из своей жизни.
- Ребята, был ли в вашей жизни случай, когда вы пришли на
помощь или вам помогли?
- Когда люди помогают друг другу, то они становятся
добрее. Я могу сделать вывод, что вы у меня добрые.
Приложение 6
План-конспект урока. Сочинение по картине А. А. Пластова
"Первый снег"
Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова;
учить понимать картину, осмысливать ее содержание; способствовать развитию наблюдательности,
внимания, монологической речи, активизации словарного запаса; содействовать
эстетическому воспитанию, воспитывать осознанное отношение к предмету.
Оборудование: мультимедийный комплекс, репродукция
картины, портрет художника, опорные слова, музыкальное произведение Свиридова
"Метель".
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Звучит "Метель" Свиридова.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением
известного русского художника Аркадия Александровича Пластова, и по его картине
вы напишите сочинение. Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова
"Первый снег".
II. Подготовительная беседа.
Знакомство с биографией:Послушайте биогафию А. А.
Пластова, и подумайте, какими качествами обладал художник. Аркадий Александрович
Пластов родился недалеко от г. Симбирска, в деревне Прислонихе. Пластовы – и
прадед, и дед, и отец – все в свое время обучались живописи и расписывали иконы
и церкви. А. А. Пластов уже в 14 лет точно знал, что станет художником. Позже
он окончил Московское училище живописи. В июле 1932 года в Прислонихе произошел
пожар. Сгорело много домов и имущества. В том числе сгорел дом Пластовых со
всеми его работами, накопленными за много лет. После этого А. А. Пластов с еще
большей энергией взялся за работу и создал картины, которые известны во всем
мире.
Какими качествами обладал А. А. Пластов? Каким он был?
(настойчивый, целеустремленный, наблюдательный, сильный духом, творческий,
талантливый). И вы на сегодняшнем уроке должны быть внимательными,
наблюдательными, проявить ваши способности и даже талант, чтобы написать
красивое и интересное сочинение. Посмотрите некоторые репродукции его картин.
Почти во всех картинах Пластова встречаются детские образы. О детях,
изображенных на картине "Первый снег" мы подробнее и поговорим
сегодня.
III. Подготовка к восприятию картины.
С какими воспоминаниями ассоциируется слово
"первый"?
Какие чувства вызывает все первое?
Каким у нас был первый снег?
Почему люди радуются снегу, укрывшему землю? (после
ненастной осенней погоды закрывает грязь и распутицу)
IV. Работа по картине.
Рассмотрите внимательно картину.
Как вы думаете, почему мальчик и девочка выбежали на
крыльцо своей избы? (увидели, что выпал первый снег)
Правильно, само название картины подсказывает этот ответ.
Какое время суток изображено? Почему вы так думаете?
(снег выпал ночью, сейчас утро, дети проснулись и второпях выбежали на крыльцо)
Почему мы говорим, что дети выбежали на крыльцо, а не
вышли? (у детей не было времени хорошо одеться)
Опишите их внешний вид. (Девочка помогла одеться брату.
На нем шуба, шапка, валенки. А девочка не успела тепло одеться. Она в легком
розовом платье, на голове теплый платок, на ногах валенки.)
Что делают дети? (Ребята поняли голову к небу, смотрят на
снежные хлопья.)
Найдите в словаре настроений: что выражают лица детей?
Что они испытывают и почему? (С восторженной улыбкой подняла девочка лицо. Ей
нравятся летящие снежинки. Они падают на лицо, превращаясь в маленькие
капельки.)
Как мальчик реагирует на снег?
Что вы можете сказать о растениях возле дома? (Возле дома
растет старая береза и мелкий кустарник. Снег засыпал нижние ветки кустарника,
пригнул их к земле. Старая береза раскинула ветви словно раскрыла объятья для
снега.)
Почему художник показал на картине только часть березы, а
не все дерево? (Береза – это часть зимнего пейзажа. Главное на картине дети и
их настроение.)
Небольшой участок возле дома, отгороженный забором, на
котором растут растения, называется палисадником.
На улице на втором плане картины виден человек в санях.
Зачем художник изобразил его? (Чтобы показать что снега выпало много.)
Правильно, много, но по картине видно, что снег первый.
Присмотритесь. Как можно это доказать? (Возле палисадника еще есть лужа, и снег
ее не успел занести.)
Наверно, стоит теплая погода для зимы. Лужа еще не
замерзла, и снег тает в воде.
Кого мы видим возле лужи? (ворону)
Как ведет себя ворона? (Спокойно, важно шагает по снегу.)
Почему художник изобразил именно ворону, а не воробья,
сороку? (Серо-черная ворона хорошо выделяется на снегу, подчеркивая его
белизну.)
Вы, наверное, заметили, что снег не всегда кажется нам
белым. какие оттенки снега вы видите на картине? (Розово-голубой,
фиолетово-серый.)
Какие образные выражения мы можем использовать, говоря о
снеге?
Эпитеты: тихий, мохнатый, пушистый.
Сравнения: белая скатерть, лебяжий пух, ромашковый цвет,
снежные бабочки.
Какие глаголы можно использовать, описывая действия
снега? (укрыл землю, щекотал лицо, кружился, порхал, танцевал, опускался
большими хлопьями.)
Опишите небо. (Бездонное, хмурое, тяжелое.)
Почему художник использует вертикальный формат картины,
случайно ли он это сделал? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы,
художник хочет усилить впечатление от бездонного неба, долгого полета снежинок)
V. Орфографическая подготовка.Какие орфограммы
встретятся?
Прочитайте слова, записанные на доске. Придумайте
предложения, используя эти слова.
белым-бело прозрачный
выскочить палисадник
выражает розовато-голубой
восторг фиолетово-серый
нахлобучить композиция
шапка-ушанка
VI. Составление плана сочинения.
О чем и в какой последовательно будем описывать картину?
План.
Проснулись и увидели в окно. 1. Раннее утро.
Опишем детей и их настроение. 2. Дети на крыльце.
Расскажем об изменениях, 3. Изменения на улице.
произошедших на улице.
Как обычно заканчиваем сочинение? 4. Мое отношение к
картине.
У вас на карточках даны варианты концовок сочинений.
Выберите ту, которая выражает ваше отношение к картине.
Вы помните, что сочинение можно предварить эпиграфом.
Эпиграф можно выбрать в словаре.
Будьте внимательными, наблюдательными.
VII. Написание сочинений.
VIII. Итог урока.
Приложение 7
Конспект урока. Сочинение-описание. «Моя любимая
игрушка». Контрольный срез
Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня
развития речевых умений у учащихся.
Ход урока.
1. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку.
Мы много работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все
свои знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно
весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в
нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой материал вы
отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для более точного
описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.
2. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
3. Сочинение.
4. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить
игрушку.
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
игрушке.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части
текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Приложение 8
Урок развития речи. Сочинение
"Вот и кончилась зима, а весне — начало" в
форме миниатюры.
Цели: Научить составлять текст-описание с использованием
различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор,
олицетворений). Показать роль деталей в художественном описании. Продолжить
формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить
адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка. Подготовить
учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
Оборудование: картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая
вода” и видеозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”.
Оснащение: раздаточный материал, тексты со стихами и
прозой о весенней природе.
Ход урока
I. Сегодня у нас урок несколько необычный. Что это
значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову "необычный"
синонимы.
Вопрос к классу: Для этого, конечно, необходимо
вспомнить, какие слова называются синонимами?
Слово учителя: Итак, урок наш мы попытаемся сделать
сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? Действительно, здорово
быть волшебником! Но для этого нам так необходима (что?). Правильно, волшебная
палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих
пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная
творить чудеса. Но этому нужно учиться.
- Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы
сейчас услышите?
"Наступает весна. На полях местами лежит снег. В
лесах он лежит всюду. Лед на реке стал темным."
- Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему?
Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают красавицу весну мастера
художественной литературы - писатели и поэты.
Чтение отрывков (2-3 человека).
Тема сегодняшнего урока: “Вот и кончилась зима, а весне
начало”.
Мы с вами будем учиться составлять текст-описание с использованием
различных средств художественной выразительности: и эпитетов, и метафор, и
олицетворений. А помогут нам в этом картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая
вода”, музыкальная пьеса П. И. Чайковского “Времена года. Апрель” и
произведения мастеров художественной литературы - писателей и поэтов.
II. А сейчас, ребята, постараемся не просто слушать, а
вслушаться, чтобы понять музыкальное содержание пьесы композитора и содержание
лирического произведения.
Звучит пьеса Чайковского и на фоне этой музыки слово
учителя.
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и
будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: “Весна
идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!” Ф.И. Тютчев
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали
мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает
утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.
А.С. Пушкин
III. Вопросы к классу.
- Какое настроение вызвали у вас, ребята, музыка и эти
лирические строки? Хочется грустить или радоваться?
- Как вы думаете, почему музыка и эти стихи вызвали у вас
такое настроение?
- При помощи каких слов и выражений поэт воздействует на
ваши эмоции. Словарная работа. Как вы понимаете значение слова
"гласят"?
IV. А сейчас посмотрите, как все, о чем мы говорили с
вами только что, изображено на картинах И. Левитана.
- Какое впечатление производят на вас эти картины?
Нравятся ли вам эти пейзажи? Почему?
- Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эти
полотна?
- Удалось ли художнику передать красоту прихода весны?
Что изображено на этих полотнах, перечислите.
Речка (синяя, ярко-голубая, черная). Небо (сияет своей
синевой, чистой как воды Байкала). Снег (последний, черный, как ночь в январе).
Лес (прозрачный, тени прячутся за деревья).
V. Видеозапись (капель).
Солнце светит ярко, на дворе апрель, Капает и капает
первая капель. Воды зазвенели. Птицы прилетели. И бежит, как слезы, сладкий сок
березы.
Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное
произведение П. И Чайковского, стихотворение Ф. И. Тютчева, знакомились с
содержанием картин художника И. Левитана, но все это писали мастера. Однако,
ребята, волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы вами попробуем
написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.
- Что же мы будем описывать?
Назовите предметы, явления природы, которые мы будем
описывать в рамках темы урока.
Запишем некоторые из названных слов: погода, деревья,
небо, река, солнце, ручьи, капель, состояние природы.
- Наверное, каждый из вас успел заметить, как красив
приход весны. Вот об этом нам и предстоит рассказать. Мы уже записали несколько
слов, но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их.
- Как вы думаете, ребята, в каком стиле нам предстоит
написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля (использование
лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т. д.)
Используя олицетворение, опишите состояние природы ранней
весной. Напомните мне, пожалуйста, значение слова "олицетворение"
(вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные).
- Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно
может быть, например, таким:
"Природа в ожидании пробуждения от зимней
спячки".
- Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы
захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, -
он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на
солнце, - и произойдет чудо! Нужно только это написать.(Вы не забыли, что в
ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.
- Попробуем подобрать определение к записанным
существительным в опорном конспекте № 1, задания 2 (по схеме прилаг. + сущ.
Например: "день весенний"), используя свой жизненный опыт, сво
воображение, можно использовать раздаточный стихотворный и прозаический
материал.
- Ребята, если для кого-то это задание непосильно, то вы
можете выполнить задание 3 в опорном конспекте, подобрав к данным существительным
перечисленные ниже прилагательные.
- Все записи оформляйте в самом конспекте.
- Живописец рисует красками, а мы вместо красок
используем слова.
Итак, наша с вами задача - описать весенний день.
Перед вами листы - клише.
- Запишите предложение-клише: используя
заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пропуски.
1. Прочитайте предложения, которые вы написали. Почему вы
воспользовались этими словами?
- А теперь попробуем описать то, что происходит в
весенний день. Выберите из предложенных в задании 4 опоры слов те, которые
наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент.
- Опишите состояние природы, используя выбранные вами
слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно,
воспользуйтесь клише.
2. Проверьте: замените повторяющиеся слова (если они
обнаружились) синонимами. Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов. Какие
художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу
картину?
- Ребята, весна — это прежде всего пробуждение природы. Какая
часть речи поможет нам показать начавшееся движение? (глагол).
- Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром?
(будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) А как вас мама
будит? (дотрагивается до плеча, целует...) Используем прием олицетворения: что
происходит с рекой? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.
3. А что можно сказать о деревьях. Что с ними происходит.
Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.
4. Что чувствует человек весной? Так что же вы можете сказать
об этом времени года? Какое оно? Обратите внимание на последнее предложение в
нашем описании.
5. Устраните неоправданные повторы, если они есть.
Прочитайте получившиеся фрагменты вслух. Обоснуйте свой выбор слов,
предложенных в скобках.
VI. Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать
сочинение - миниатюру (4-6 предложений). А как вы понимаете значение этого
слова? Если сомневаетесь, загляните в подсказку.
VII. А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений
целиком.
Заслушивание одной - двух работ. Редактирование.
"С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится
весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все
весело, ласково, приветливо!"
"Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко ,и лучи
его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями."
"Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не
сегодня - завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат."
"Все хорошо в это счастливое время года, в
особенности если вы любите природу..."
Вот какие замечательные сочинения у нас получились!
Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то у нас все
получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
Если захотите, можете дополнить или продолжить
сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, окончание напишите дома. А
чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем
ручейки, и расскажите об этом в своем сочинении. Не забудьте проверить
орфограммы, вспомните, как оформляется диалог и прямая речь на письме.
VIII. Домашнее задание:
1 группа – творческое задание для тех, кто справился с
работой:
составить свой словарь на весеннюю тему, можно
пользоваться строками из стихотворений (или написать этюд в газету).
2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения
поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в
тетрадь).
3 группа - пишут дома сочинения, воспользовавшись клише.
Подсказки
Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые
обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками
лексического значения и употреблением в речи.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения (они рисуют, изображают, чтобы мы увидели,
представили, вообразили) выражают отношение, чувства; передают мысли и эмоции
автора.
Олицетворение - вид метафоры, перенесения свойств
одушевленных предметов на неодушевленные.
Стили речи - художественный, научный, публицистический,
официально-деловой, разговорный.
Особенности художественного стиля - использование
лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений,
олицетворений.
Миниатюра - небольшое по размеру произведение.
Опорный конспект №1
Необычный –
2. Небо –Солнце –Река –Деревья –День –Снег –
Лес –Ветер –
3. Задание: Составить словосочетания, соединив слова,
подходящие по смыслу:землявоздухсолнцелучирека
Деревьяденьясныйпрозрачныйхолодныйтемный
Голыйласковыйвеселыйприветливый
4. Состояние природы: свет, яркость, прозрачность,
тишина, покой, завывание, пробуждение.
Клише
(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)
1. С земли еще не сошел _______, а в душу уже (проситься,
стучаться, заглядывать) весна. Земля (холодна, темна, мерзлая), грязь со снегом
хлюпает под ногами, но как кругом всё_________,_________,__________!
2. Воздух ______ и ______. Солнце (светить, сиять,
сверкать) _______, и лучи его, играя и улыбаясь, (купаться, переливаться,
играть) в лужах вместе (с кем?) ______.
3. Река _______ и _______; она уже проснулась и не
сегодня - завтра (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).
4. Деревья ______, но уже живут, (дышать, качаться,
проснуться).
5. Все ______ в это ______ время года, а в особенности
если вы (ценить, любить, уважать, восхищаться) природу.
Приложение 9
Работа в игровой форме «Слова – рассказчики»
Строю беседу для выявления тематически связанных слов и
формирования смыслового поля для будущих высказываний.
1. Дети приглашаются к игре (Давайте поиграем в языковую
игру «Слова – рассказчики».) Затем объявляется «герой» игры (предмет разговора)
лиса. Показывается картинка. Задаются вопросы: Кто это? (Лиса) Как можно лису
назвать ласково? (Лисонька) Слова лиса и лисонька записываются как заглавие
таблицы.
- Сейчас мы будем вспоминать все, что знаем о лисе, и
подбирать слова, которые помогут нам рассказать что-то важное и интересное о
жизни лис, их особенностях, повадках.
- Кто такая лиса? Это животное, растение или какой-то
неживой предмет? (Животное) Понадобится нам слово животное, чтобы объяснить,
кто такая лиса? (Понадобится). Запишем это слово в таблицу.
- Животных на свете много. Какое именно животное лиса?
Это насекомое, рыба. Птица или зверек? (Зверек) Запишем это слово в таблицу.
- Если лиса – животное, значит, она где-то живет. Слово
жить нам нужно будет для того, чтобы что-то рассказать о лисе? (Нужно) Запишем
слово жить.
- А где живут лисицы? (В лесах, зоопарках). Запишем слова
лес, зоопарк.
- А где лисы устраивают свои норы? Запишем слова
устраивать, делать. Запишем также слово нора.
- Какой этот зверек по размеру? (Средний) Запишем слово
средний.
- А вам нравится этот зверек? (Нравится) За что он вам
нравится? (Он красивый) Запишем слово нравиться, красивый. А можно сказать о
лисоньке, что она очень красивая? Включаем в таблицу слово очень.
- Давайте вспомним, как выглядит лиса? Что покрывает ее
тело? После дополнения и уточнения ответов детей в таблице фиксируются слова тело,
шерсть, шерстка, мех, а также слово покрывать. А теперь я спрошу об этом, но
немного иначе: что носит лиса зимой и летом? Во что она одета? (В шубку) Запишем
слово шубка.
Представим себе шубку лисы. Какая она? (В таблицу включаются
слова пушистый, пышный, рыженький)
- А чем еще интересна лиса? Какай у нее хвост? Какие
глазки? (В таблицу вносятся слова хвостик, глазки, ушки)
- Змеи ползают, птицы летают, рыбы плавают. А как
передвигаются лисы?
(Бегают, ходят)
- Если лиса животное, значит, она что-то ест, чем-то
кормится, чем-то питается. Нужны нам слова: есть, питаться, кормиться, чтобы
рассказать о лисах? (Данные слова вносятся в таблицу)
- Какой корм добывает лиса, чем она питается?
(Фиксируются слова земляника, черника, вишня, виноград, мыши, зайцы, птицы)
- Выводят ли лисы детенышей? Как называются их детеныши?
(В таблицу вносятся слова: выводят, детеныши, лисята.)
- А какие лисята? Как они выглядят? (Они слепые,
маленькие, хорошенькие, забавные и т. д.) Добавим в таблицу слова хорошенький,
забавный.
Детям предлагаю речевые задания с использованием слов из
таблицы:
составление словосочетаний, предложений, текстов в устной
форме. (Например, текст-описание по готовому плану).
О животных.
1. Внешний вид.
2. Повадки.
3. Полезное или вредное животное.
4. Моё отношение.
Такие таблицы составляю с детьми и в следующих классах,
только задания усложняются.
Лиса, лисонька
Животное зверек |
делать
жить
устраивать
нравиться
покрывать
бегать
ходить
есть
питаться
мчаться
кормиться
добывать
собирать
выводить
охотиться
|
лес
зоопарк
нора
тело
шерсть
шерстка
мех
шубка
хвостик
слух
грудка
сапожки
ушки
глазки
ягоды
мыши
детеныши
лисята
|
средний
красивый
пушистый
пышный
рыженькая
быстрый
хорошенький
забавный
шелковистый
белая
|
очень
быстро
ловко
проворно
весело
|
Приложение 10
Полоски – предложения
Приложение 11
План урока сочинения на тему «Весенние цветы»
Материал: Скребицкий «Художник-Весна».
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Художник-Весна».
Почему автор называет Весну художником?
Как разукрасила Весна-Красна сережки осины и тополя,
цветы на деревьях, цветы калужницы?
Какие цветы появились первыми, и с чем сравнивает их
автор?
Почему автор использует такое сравнение?
Как Скребицкий показывает, что цветов много?
Сегодня будем писать сочинение на тему: «Весенние цветы»
(показать первоцвет, стихи).
Подготовка к сочинению
Кто был в лесу весной?
Кто видел первоцвет?
Какие цветы мы называем подснежниками?
Опишите их.
Где можно их встретить?
Составление плана
Наступление весны (Весна в лесу. В весеннем лесу)
Первые цветы.
Как хорошо в лесу весной.
Орфографическая работа
1.Наступила, лужицы, проталины, шоколадные, коричневые,
березовые ветки, почки.
2.Подснежники, вереница, медуница, мать-и-мачеха,
сон-трава или пострелы, голубоватый, мохнатые, голубовато-лиловые,
колокольчики.
Письмо сочинения.
3.Сочинения по материалам экскурсий в зимний парк (лес)
Сочинение проводится по материалам экскурсии. В сочинении
дается описание деревьев. Подготовительная беседа: Какие деревья и кустарники
вы видели в парке? Чем вы любовались в парке (в саду)? Какие картинки вы могли
бы нарисовать о том, что видели на экскурсии?
Примерный план
Заснеженный парк (снег блестит, искрится чистый, белый,
голубоватый).
Деревья зимой (без листьев, голые, в снегу, хмурые).
Примерное сочинение
Вчера был теплый солнечный день. Мы ходили на экскурсию в
зимний парк. Там много снега. Только у стволов деревьев он растаял.
В парке растут хвойные и лиственные деревья. На ветвях
деревьев шапки снега. Иногда они срываются и падают на землю хлопьями. Ветки
покачиваются. Снежная пыль сверкает в воздухе.
Очень красиво в зимнем парке!
Приложение 12
Сочинение-повествование с элементами описания на тему «Зимние
гости»
Эпиграф:
Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди – отраженье зари.
Светло-серые перья на самочке.
Это было в середине зимы. Земля тихо спала под теплым
одеялом. Деревья были одеты в белые меховые шапочки. Все в природе замерло. А
мороз все крепчал.
Однажды мы сидели в теплом классе и писали. Учительница
попросила нас посмотреть в окно. Мы все вскочили со своих мест, подбежали к
окнам и стали смотреть в сад. На ветках деревьев мы увидели очень красивых
птиц. Грудки у них были ярко-красного цвета. Сначала мне показалось, что это
яблоки остались висеть с осени. А потом мы увидели, что эти яблоки порхают с
ветки на ветку. Это были зимние гости - снегири. Прилетают они к нам только
зимой. И никакой мороз им не страшен.
И как будто снегири хотят нам сказать: «Помните о птицах
всегда, так как это красота, радость людям навсегда»!
|