Дипломная работа: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Для того чтобы школьники не утратили
заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что младший
школьник стремится к решению трудных для него задач. Это поможет нам
реализовать второе условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое
Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной,
но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна
находится в зоне потенциального развития ребёнка.
При соблюдении этого условия необходимо
от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или,
как это определяет в своей работе «Интеллектуальная активность как проблема
творчества» Б.Д. Богоявленская, придерживаться «принципа спирали» [1, 12.].
Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного
характера, например, при постановки тем сочинений.
Ещё одним важным условием для развития
именно творческих способностей Я. А. Пономарев называл развитие именно
творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям.
При несоблюдении этих условий, как подчёркивал ученый, многие качества,
необходимые творческой личности - художественный вкус, умение и желание
сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число
избыточных, лишних [17, 43]. Для преодоления этого необходимо развивать
обусловленное возрастными особенностями развития личности младшего школьного
возраста стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к
общению через результаты творчества.
Наилучшей применительно к младшему
школьному возрасту является «особым образом организованная творческая
деятельность в процессе общения», которая субъективно, с точки зрения младшего
школьника, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно
значимого результата [17, 44]. Для этого важно, чтобы ребенку было что сказать
участникам общения, чтобы он действительно передавал информацию, для этого
необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является
коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.
Традиционные же объективные условия
возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся
обеспечиваются при реализации принципа
проблемности в процессе обучения в современной школе. Широкое применение в
практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате
побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений.
Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает
наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать,
сравнивать, оценивать, определять понятия.
Применение проблемных ситуаций в учебном
процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную
потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на
самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных
ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в
самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих
проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой
активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации
требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще
не обладал, т.е. решения творческой задачи.
Но не всякая проблемная ситуация, вопрос
есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной
ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей. И только тогда,
когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать
творческой задачей. При изучении литературы создания проблемной ситуации можно
добиться путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора.
Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой
деятельности, суть творческой деятельности ребенка - школьник создает новое
лишь для себя, но не создает нового для всех. Таким образом, детское творчество
-это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Чтобы его приобрести,
ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного
осуществления аналогичной деятельности».
Итак, для того, чтобы обучиться
творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно
развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме
практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка
творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению.
2.2 Литературное творчество школьников
как условие развития творческих способностей
Это детские речевые упражнения по
образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством
устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы
берет уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст,
проявляет инициативу и активность в порождении речи [6, 137].
Трудно представить себе урок без
пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное
дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник
пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание
математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные
пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов
пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ,
близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями
сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице -
пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ
от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с
творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с
картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание
экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и
пр.
Изложение (пересказ) относят к числу
творческих приемов развития речи учащихся. Предполагается, что
ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения,
должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать
живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в
ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе
составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец
дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе
повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе
воспроизведения. В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его
желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа,
если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи
высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Творческие
пересказы и изложения - это те пересказы и изложения, в которых личный,
творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается,
касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в
рассказ словесных картин - так называемое словесное рисование, это воображаемая
экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это
драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Вариантом творческого
пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лиц,
например при пересказе сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица
лисицы. Ведь лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а
также дальнейшей судьбы уточки. «Рассказ кизиловой палки в ее собственном изложении»
(Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. - М., 1883) - это новое
фантастическое повествование с вымышленными героями, с приключениями хозяина
этой кизиловой палки. Иными словами, некоторые сцены отпадут, иные могут быть
изложены совсем по-новому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого
воображения. Произойдут изменения и в языке, в нем должен отразиться характер
лисицы, которой так хотелось съесть Серую Шейку, а Ванька Жуков расскажет свою
историю, вводя в речь слова и обороты речи, свойственные деревенскому мальчику.
Изучение родного языка и особенно литературы
постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника,
и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и
рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и
журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по
грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество - это не только стихи;
возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и
рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений. Литературные
попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными
занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования
известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких
к этому:
а) самостоятельное творчество дома,
иногда скрываемое: дневники, записи событий или чего-то интересного, важного
для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и
бывает, что учитель узнает о скрытой творческой деятельности ученика спустя
годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только
недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще
в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное
поведение;
б) кружки, организуемые школой и другими
учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка,
театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные
праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения
в свободных условиях;
в) различные конкурсы, олимпиады,
соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1
сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей
страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых;
г) выпуск газет и журналов детского
творчества. Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних
школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.
Приведем несколько примеров - из
практики.
Конкурс загадок.
Составление загадок.
Дано начало. Мохнатенька, усатенька...
Дети продолжают. На солнышке лежит,
Прищурившись глядит.
Другой предлагает. Ее мыши боятся.
Третий. У нее одна забота:
Ночью ходит на охоту!
(Кошка)
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Что же дальше?
Рот раскрыл я, сколько мог,
Откусил большой кусок.
Думал я, что будет сладкий,
Оказался кислый, гадкий!
(Лимон)
Копилка поэтических образов. Кто-то
записывает песни, кто-то -афоризмы, а кто-то отрывки из любимых стихов. Надо,
чтобы отрывок был невелик, содержал образ. Вот звукопись:
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.
Плавное, ритмическое звучание,
повторяется звук [л].
Вот еще слуховой образ,
«грохочущий»:
... Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Далее - контрастный зрительный образ:
Черный ворон в сумраке снежном.
(А.Блок.)
Мир осинам, что, раскинув
ветви,
Загляделись в розовую водь.
(С.Есенин.)
Красною кистью рябина зажглась. Падали
листья. Я родилась...
(М.Цветаева.)
К стихам - через шутку. Создав
в классе атмосферу раскованности, учительница Р.В. Келина (Самара) подсказала
детям первую строчку, т.е., в сущности, подсказала тему и ритмику:
Только бабушка заснула...
И получила сборник
веселых стихов:
Только бабушка заснула,
Мурзик быстро слез со стула,
Стал по комнате ходить,
Прыгать, бегать, всех будить.
...Утро наконец настало,
Погулял беглец немало,
Приплелся шалун домой
Грязный, мокрый и хромой.
Первый снег упал на землю,
Сразу стало всем светло!
Он пушистый, яркий, белый,
На земле лежит легко.
Общие советы учителю в связи с первыми
попытками учащихся в литературном творчестве: не давать никаких заданий,
никаких упреков и тем более - унизительных замечаний; полная свобода творческих
попыток; создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение, можно
читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М.Ю. Лермонтова, С. Есенина,
А.С. Пушкина и т.п.; помощь оказывать преимущественно индивидуальную;
Л.Н.Толстой допускал помощь в выборе темы, в составлении отдельных фраз, в
записи текста - в частности в орфографии; особенно высоко ценить удачный образ,
точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали описываемого; выполнять
некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов,
утренников, обсуждений, издания журнала и, конечно же, в редактировании.
2.3 Организация творческой деятельности
младших школьников для развития творческих способностей
Материалы исследований, посвященные
изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими
мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик
располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется
(положительное или отрицательное) отношение к этому содержанию, когда оно
соответствующим образом затрачивает его эмоциональную сферу. Виды пересказов
текста по задачам, которые учащиеся должны в них решать, включает в себя
известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, учащиеся должны
определенным образом изменить композицию прочитанного текста под определенным
углом зрения, обработать его содержание. Однако на уроках чтения должны иметь
место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как
прямая, непосредственная. В качестве таких задач должны быть следующие:
1.
Составить
рассказ из нескольких текстов на заданную тему.
2.
Пересказать
текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев.
3.
Изменить
лицо, время глаголов при передаче содержания текста.
4.
Составить
рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.
5.
Составить
или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих
прочитанное.
6.
Составить
рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное
на картине.
7.
Составить
рассказ по личным наблюдениям картин природы, близких прочитанному.
При проведении формирующего эксперимента,
целью которого было развитие творческих способностей младших школьников, перед
учащимися была поставлена следующая задача - объединить сходное содержание,
имеющееся в нескольких текстах. Для выполнения такого пересказ ребята должны
осуществить сложную творческую мыслительную операцию - синтезирование. Под
синтезированием обучения понимается объединение, связывание, установление отношений
между усвоенными знаниями. Переходим к характеристике выполнения упражнений
этого вида пересказа.
Перед учащимися ставится задача -
составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется данная работа
после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей
перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по
плану. Например,
1. Прочитайте три рассказа: рассказ
Скребицкого и Чаплиной "Погляди в окно", "Чем дятел зимой
кормился", "Воробей".
2. Беседа по тексту на выявление
фактической и контекстуальной информации. Выявление авторских позиций в
текстах.
3.Обнаружение общего в содержании
прочитанных рассказов.
4.Ответы на вопросы в целях языковой
подготовки.
5.Формулирование задания: составить
рассказ "Как зимующие птицы добывают себе пищу".
6. Структурно-композиционная работа
(план рассказа):
- Птицы - "зимовщики".
- Корм птиц зимой.
- Добывание пищи.
7. Ролевая игра. Изображение птиц.
Работа над пересказом усложнялась.
Рассказывание осуществляется не только на основе прочитанных прозаических, но и
стихотворных текстов. В связи с этим, перед учащимися ставится задача не просто
объединить вычитанное из разных текстов, а составить рассказ на определенную
тему по мотивам прочитанного в разных произведениях. Задача эта, безусловно,
более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности учащихся
гораздо больше требования. Как и при любой задаче на синтез учащийся должен для
составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг
которой ему надо группировать материал из текстов. Например,
1. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева
"Весенняя гроза", "Весенний шум", стихотворение М. Исаковского
"Весна".
2. По мотивам этих стихотворений
составьте рассказ на тему "Весна".
3. Составление плана будущего рассказа:
А) первый весенний гром,
Б) природа пробуждается,
В) люди радуются весне.
Данное задание рассчитано не на
воспроизведение текста, а на развитие его содержания. Разумеется, что
импровизация эта являлась плодом творческого воображения детей и должна иметь
реальные основы. В связи с этим необходимо в беседе привлекать чувственный
жизненный и читательский опыт. Чем шире опыт, тем больше размах творческого
воображения.
В качестве формирующего эксперимента в
экспериментальном 3 «А» классе нами проводилась целенаправленная работа по
развитию творческих способностей младших школьников. После чего был проведён 2
констатирующий эксперимент. Цель второго констатирующего эксперимента: выявить
изменения в уровне развития творческих способностей учащихся контрольного и
экспериментального классов.
Во втором констатирующем эксперименте
использовались средства измерения, представленные в параграфе 1.3. для развития
творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения был проведен
ряд уроков (Приложение). Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента
данные, представлены в таблицах 6,7, на рис.4,5.
Таблица 6
Распределение учащихся контрольного и
экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей
(второй констатирующий эксперимент)
Критерии |
Когнитивный |
Мотивационно-потребностный |
Деятельностный |
Уровни
Класс
|
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
Экспериментальный класс |
44,5% |
55,5% |
0 |
49,4% |
51,6% |
0 |
35,9% |
64,1% |
0 |
Контрольный класс |
30,6% |
59,4% |
10,0% |
34,5% |
49,1% |
15,4% |
20,4% |
69,6% |
10,0% |
|
|
Рис. 4
Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов во втором
констатирующем эксперименте
|
|
Рис.4 Распределение учащихся
контрольного и экспериментального классов во втором констатирующем эксперименте
Таблица 7
Распределение учащихся
экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей
(первый и второй констатирующий
эксперимент)
Критерии |
Когнитивный |
Мотивационно-потребностный |
Деятельностный |
Уровень
Эксперимент
|
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
I |
25,5% |
60,3% |
14,2% |
30,5% |
54,2% |
15,3% |
20,4% |
59,3% |
20,3% |
II |
44,7% |
55,3% |
0 |
50,0% |
50,0% |
0 |
35,8% |
64,2% |
0 |
|
|
Рис. 8 Распределение
учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих
способностей
|
|
Анализ результатов второго констатирующ
его эксперимента в контрольном и
экспериментальном классах показал, что уровень развития творческих способностей
младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не
проводился, остался прежним. В экспериментальном классе показаны более высокие
результаты:
Низкий уровень развития
творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному
критерию, в то время как в контрольном он составил от 15 до 20% по различным
критериям.
У учащихся экспериментального класса в
целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся
контрольного класса. (Приложение 6)
Данные второго констатирующего
эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих
способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные
изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.
Выводы по II
главе
В ходе исследования нами были выявлены
наиболее эффективные условия развития творческих способностей младших
школьников на уроках чтения. На основании проведенной работы можно сделать
следующие выводы:
1) В нашем формирующем эксперименте мы
использовали такие средства развития творческих способностей, как творческие
задания на уроках чтения, творческие пересказы, упражнения, направленные на
развитие литературного творчества школьников (создание газет, журналов,
альманахов, написание стихотворений, ведение личных дневников).
2) Одним из важных способов развития
творческих способностей в начальной школе является включение младших школьников
в совместную творческую деятельность во внеурочное время. Участие школьников в
творческой деятельности на внеклассных мероприятиях наиболее ярко демонстрируют
уровень интереса к выполнению творческих заданий. В нашем эксперименте данный
способ мы реализовали через сочинительскую деятельность детей (сочинение
загадок, стихотворений).
3) Анализ результатов второго
констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классе показал,
что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном
классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. У учащихся
экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей
значительно выше, чем у учащихся контрольного класса. Данные второго
констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития
творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли
существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим
экспериментом.
Заключение
Изучив теоретические основы формирования
творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия
формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью мы
понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто
новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к
новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к
действительности.
2) В результате анализа практического
опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать
вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет
реальные возможности для развития творческих способностей и активизации
творческой деятельности младших школьников.
3) Рассмотрение условий развития
творческих способностей младших школьников позволяет нам выделить пути
реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый -
организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём
создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией
самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь
через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно - творческой
деятельности.
4) Нами определены критерии развития
творческих способностей (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный),
охарактеризованы уровни развития в соответствии с критериями и подобраны
средства диагностики. Результаты, полученные нами после проведения 1 и 2
экспериментов, показали, что в результате использования на уроках чтения
творческих заданий, количество детей с низким уровнем в экспериментальном
классе уменьшилось, а количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось,
изменений в контрольном классе не произошло. Сравнивая результаты двух классов,
мы можем сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих
способностей в экспериментальном классе.
Таким образом, цель нашей работы
достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.
Список литературы
1)
Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]-
Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
2)
Божович,
Л.И. Личность и ее формирование в детcком
возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.-224с.
3)
Введение
в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский
центр «Академия»,2000.-208с.
4)
Винокурова
Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей
и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих
способностей. - СП-б.: Питер, 1999-368с.
5)
Гликман,
И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. – М.: Владос,
2002.-176с.
6)
Дубровина,
И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.:
Академия,2000-464 с.
7)
Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] - М.: Академия, 2000.-
176с.
8)
Коломоминский,
Я.Л. Психология детского коллектива [Текст]. /Я.Л.Коломинский.-Минск, 1969.-366
с.
9)
Комарова
Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое
мышление, восприятие и личность [Текст] - М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с.
10)Кубасова О.В.
Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст] // Начальная школа
- 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
11)Лихачев, Б.Т.
Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с.
12)Львов М. Р.
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] //
Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под
ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. -400с.
13)Маленкова, Л.И.
Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое
общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-300-301с.
14)Моляко В.А.
Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст]
// Вопросы психологии - 1994. - № 5. - С. 86-95.
15)Мухина, В.С.
Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.-544 с.
16)Немов Р.С.
Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
17)Никитина А.В. Развитие
творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С.
34-37.
18)Никитина Л.В.
Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы
[Текст] // Начальная школа - 2001.- № 5.- С. 99-100. Педагогика. / Под ред. П.И.
Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - 604с.
19)Обучение и
развитие [Текст]/Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975.-244с.
20)Овчарова Р.В.
Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика,
1996.-326с.
21)Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии [Текст]/Под ред. С.А.Смирнова. – М.:
Академия, 1999.-544с.
22)Подласый, И.П.
Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.
23)Познавательные
процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н.
Корнеева. -М.: просвещение, 1990.- 142с.
24)Пономарев Я.А.
Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] - М.: Наука,
1990.
25)Проблемы
способностей [Текст] / Под ред. В. Н. Мясищева - М.: АПИ, 1962.-308с.
26)Психология личности
и деятельности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика,
1975.
27)Психологические
исследования творческой деятельности [Текст] / Отв. ред. О.К. Тихомиров, М.:
Наука, 1975.
28)Психологические
условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста
[Текст] // Вопросы психологии. - 1994.- № 5.- С. 64-68.
29)Развитие творческой
активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика,
1991.- 155с.
30)Русский язык в
начальных классах: Теория и практика обучения [Текст] / Под ред. М.С.
Соловейчик. -М.: Академия, 1998.- 284с.
31)Савенков А.И.
Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -
12. - С. 101-108.
32)Скакулина Н.П.
Творчество и фантазия [Текст] - М.: Просвещение, 1980.
33)Симановский А.Э.
Развитие творческого мышления детей [Текст] — Ярославль: Гринго, 1996.-192с.
34)Смирнова, Е.О.
Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Школа – Пресс, 1997.-38-41с.
35)Теплов Б.М.
Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] -М., 1997.-204 с.
36)Шумакова Н.Б.,
Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием
тестов П. Торренса у младших школьников [Текст] // Вопросы психологии - 1991.-
1.- С. 27-32.
37)Шумилин А.Т.
Процесс творчества школьников [Текст] - М.: Просвещение, 1990.
38)Арламов М.Ф.
Педагогика [Текст]/ М.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2001.-45-49с.
39)Хрестоматия по
возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной.
М.: Академия, 1999.-246с.
40)Эльконин, Д.Б.
Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин.
М.: Педагогика,1999.-274с.
41)Яковлева Е. Л.
Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного
возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.
42)Яковлева Е.Л.
Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы
психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34
43)Яновская М.Г.
Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение,
1974.
Приложения
Приложение 1
Методика "Наборщик"
Это тест - игра для оценки
нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника.
Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого
слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.
Слова должны быть нарицательными
существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.
Признаки, по которым оцениваются работы
детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.
По каждому из названных признаков ребёнок
может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:
Оригинальность слов: 2- слова необычны,
1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес,
лицо; околес, сиц)
Количество букв: 2 - наибольшее
количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 -
задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более
5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий
- 3-1балл.
Приложение 2
Методика «Составь рассказ о
несуществующем животном»
Ребенку дается лист бумаги и
предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о
таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя
использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10
минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем
уровне развития творческих способностей.
8-10 баллов – ребенок за отведенное
время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и
красочное.
5-7 баллов - ребенок придумал нечто
новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы
творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное
впечатление, детали прописаны средне.
0-4 балла – ребенок написал что-то
простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Приложение 3
Методика "Три слова"
Это тест-игра для оценки творческого
воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам
предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число
осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли
бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь,
охотник.
Оценка результатов:
5 баллов - остроумная, оригинальная
фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);
4 балла - правильное логическое
сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался
за березу, ждал медведя);
3 балла - банальная фраза (охотник
выстрелил в медведя, попал в березу);
2 балла - логическую связь имеют только
два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);
1 балл - бессмысленное сочетание слов
(белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий;
3 - средний; 2-1 - низкий
Приложение 4
Конспекты уроков, проведенных на этапе
второго констатирующего эксперимента
Конспект
урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и
Соловей-разбойник"
Тип
урока – ознакомление с новым материалом.
На
данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись:
методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми,
информационные технологии, групповая форма работы.
Цели
урока:
обучать
работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа
произведения;
учить
составлять план произведения при помощи моделирования.
Задачи
урока:
Образовательные:
познакомить
с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность,
повторы, устойчивые эпитеты)
познакомить
детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявлять
художественные особенности былин;
Развивающие:
развивать
мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение
сравнивать и анализировать;
формировать
литературоведческие представления
Воспитательные:
воспитывать
любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание
патриотических чувств и нравственных качеств личности
Планируемые
достижения учащихся на уроке:
называть
правильно былины и выделять их особенности
сравнивать
героев – положительных и отрицательных
пересказывать
по плану былины и отдельные эпизоды читать выразительно тексты былин или
эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать
былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи
сказителей (былинщиков).
Оборудование:
компьютер,
презентация урока, CD- диск “Шедевры русской живописи”, магнитофон с записью
былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, репродукции картин В. М. Васнецова
Зрительный
ряд:
подборка
иллюстраций художника Н. Воробьева к былинам
интерактивная
экскурсия с использованием CD- диска “Шедевры русской живописи”
художественный
фильм “Илья Муромец и Соловей-разбойник” (отрывок)
Звуковой
ряд:
А.
Муравлев “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина
Р.
Глиэр “Симфония №3” “Илья Муромец”
Ход
урока
І.
Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1.
Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово
Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора
(сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )
Необходимо
восстановить недостающий элемент – былины.
Слайд
1.
Таким
образом, мы подводим детей к теме урока – былины.
На
данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.
2.
Звучит “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина А.
Муравлева с целью создания эмоционального настроя и подготовки к восприятию
темы.
3.
Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает
слово “былина”? (ответы детей).
После
этого идет работа со слайдом.
ІІ.
Изучение нового материала.
1.
Слайд №2.
Слово
Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись
под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность
повествования.
Всего
былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались
народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по
городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
2.
Слайд №3 (изображение богатыря)
Главными
героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю,
стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу,
спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные
силы врага, не страшит даже сама смерть!
Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович,
Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак,
былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных,
могучих защитников русской земли.
Самыми
известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”,
Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и
многие другие.
Сегодня
мы познакомимся с одной из них.
3.
Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание
аудиокассеты с былиной)
4.
Анализ текста былины, ответы на вопросы:
-
Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
-
Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
-
Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.
-
Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?
Слайд
4
Словарная
работа на уроке.
Гать
настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни
сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын
- забор
Палаты
княжеские – большое богатое помещение
Кафтан
верхняя одежда мужчин
Полно
тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина
- княжеское войско в Древней Руси
5.
- Чтение былины детьми по цепочке после учителя.
-
Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)1 группа (слабая)2
группа (средняя)3 группа (сильная)
Найти
и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Найти
и прочитать описание поединка. Моделирование плана былины
Проверка:
чтение отрывка детьми. Проверка: чтение отрывка детьми. Показ составленной
модели всему классу
Индивидуальное
задание ученику:
-
Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому
6.
А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:
-
Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?
-
В чем вы увидели разницу?
просмотр
отрывка из к/ф “Илья Муромец” (бой Ильи Муромца и соловья-разбойника)
ІІІ.
Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)
1
группа (слабая)
Перечитай
первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
Скачет
Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору
перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.
2
группа (средняя)
2)
Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши
3
группа (сильная)
3)
Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о
богатырской силе Ильи Муромца.
Соскочил
Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями
рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил
до сих пор по ней люди добрые ездят.
Работа
со всем классом.
4)
Найди абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные
слова.
Да
как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так
вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла.
Бурушка-Косматушка на колени упал.
Самостоятельная
работа детей.
Проверка
выполненных работ.
8.
Кроссворд
1)
Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)
2)
Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)
3)
Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)
4)
Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)
5)
Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)
9.
Литературный диктант
Былина,
богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка,
Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная
IV.
Итог урока. Интерактивная экскурсия. Слайд№5
Мю
Задание на дом:
художественный
пересказ былины
Страницы: 1, 2, 3
|