|
Доклад: Формальные грамматические средства
Доклад: Формальные грамматические средства
Е. В. Клобуков
Формальные
грамматические средства бывают двух типов: парадигматические и
синтагматические. Парадигма слова - это совокупность всех грамматических
разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать
парадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменение
отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (например, служебные
слова у, но, лишь). У таких слов нулевая парадигма. Но у большинства слов
русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная
парадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, школу,
школой, (о) школе; школы, школ, школам, школы, школами, (о) школах.
Словоформы
бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные).
Синтетические словоформы состоят из основы слова и словоизменительных аффиксов
- окончаний (флексии) и формообразующих суффиксов (см. разд. "Морфемика"):
дом-∅ (нулевое
окончание), школ-а, чита-л-и (формообразующий суффикс -л и окончание -и),
бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.
В образовании
аналитических словоформ участвуют вспомогательные слова, играющие ту же роль,
что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ. Например,
прибавлением форм будущего времени вспомогательного глагола быть к инфинитиву
глаголов несовершенного вида (читать, бежать и др.) образуется аналитическая
форма будущего времени: буду читать, буду бежать. Иногда в парадигме слова
имеются и синтетические, и аналитические словоформы: сильнейший и самый
сильный, теплее и более тёплый. В парадигмах имен существительных, имен
числительных и местоимений - только синтетические словоформы; для имен
прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны как
синтетические, так и аналитические словоформы.
Для морфологии
словоизменение всегда было основным объектом изучения, потому что
словоизменительные средства - окончания и формообразующие суффиксы в составе
синтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитических
словоформ - являются эффективными средствами выражения грамматических значений.
Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик - ученики,
журнал - журналы выражаются значения единственного ~ множественного числа; в
противопоставлении словоформ решал - решаю - буду решать выражаются временные
значения. Окончания, формообразующие суффиксы и вспомогательные слова относятся
к парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова
(поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова).
Кроме основных парадигматических средств имеются и дополнительные, нередко
сопутствующие этим основным средствам выражения грамматического значения: 1)
чередования (альтернации) фонем в основе: бегу - бежишь, сон - сна (беглый
гласный); 2) наращение, усечение или чередование суффиксов в основе: брат -
братья (брат-j-a), крестьянин - крестьяне, давать - даю, танцевать - танцую; 3)
супплетивизм-чередование корней: иду - шёл, человек - люди; 4) ударение:
дéрево - дерéвья, была - были.
Грамматические
значения слов выражаются не только парадигматически, но также и в
словосочетании, т.е. синтагматически. Например, в словосочетаниях новая книга,
новые книги значение числа выражено не только окончаниями имени
существительного, но также и окончаниями согласующегося с этим существительным
имени прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средства
выражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когда
парадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют,
единственным средством становится грамматическая синтагматика (сочетаемость)
слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний,
т. е. является "несклоняемым" (пальто, ТЭЦ и др.), грамматическое
значение числа может быть выражено лишь "за пределами" самого
существительного, в согласующихся формах прилагательного: новое/новые пальто,
мощная/мощные ТЭЦ. Эти примеры показывают, что и морфология как грамматическое
учение о слове должна учитывать все средства выражения грамматических значений
- как парадигматические, так и синтагматические. Иногда следует принимать во
внимание также порядок слов в предложении; ср. разные падежные значения у слов
мать, дочь в предложениях Мать любит дочь; Дочь любит мать.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rusjaz.da.ru/
|