Доклад: Основные этапы изучения морфологии
Доклад: Основные этапы изучения морфологии
Е. В. Клобуков
В изучении
морфологического строя русского языка можно условно выделить четыре периода.
Первый период
(сер. XVIII - сер. XIX в.) связан с именем М. В. Ломоносова, который в своей
"Российской грамматике" впервые дал систематическое описание
морфологии русского языка: до Ломоносова предметом изучения был, как правило,
церковнославянский язык. Терминология, используемая Ломоносовым, очень близка к
современной лингвистической терминологии. Грамматика Ломоносова почти на
столетие определила характер развития русской морфологической науки. Идеи
Ломоносова развивались А. X. Востоковьм, В. Г. Белинским и др. В этот период
русская морфологическая наука сформировалась как особая лингвистическая
дисциплина. Однако недостатком многих грамматических работ того времени было
нечеткое разграничение категорий грамматики и логики. Огромное значение для
такого разграничения имели работы Ф. И. Буслаева, особенно его "Опыт
исторической грамматики русского языка" (1858). Указав на
самостоятельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до
конца выйти за рамки логического направления, за что его впоследствии резко
критиковал А. А. Потебня.
Второй период
в изучении русской морфологии отмечен стремлением исключить смешение грамматики
и логики, при этом одни ученые при анализе морфологических явлений больше
внимания уделяли смысловой стороне этих явлений, другие же - формальной
стороне. Существенный вклад в изучение грамматической семантики (значения
глагольного вида, падежей имени существительного и др.) внес А. А. Потебня.
Идеи Потебни изложены в его основном труде "Из записок по русской
грамматике" (т. 1-4, опубл. 1874-1941). С именем Ф. Ф. Фортунатова,
основателя Московской лингвис-тической школы, связано "формальное"
направление в изучении грамматики. При анализе морфологических явлений ученые
фортунатовской школы обращали внимание не на значения, а прежде всего на
формальные средства.
После Великой
Октябрьской социалистической революции начинается третий этап в развитии
русской морфологической науки. Для многих ученых становится ясно, что не
следует изучать грамматические значения и их формальные средства выражения
изолированно, как это нередко наблюдалось в трудах Потебни и Фортунатова (и
особенно некоторых их учеников). В 20-40-е годы ставится задача объединения
лучших достижений школ Потебни и Фортунатова, рассмотрения грамматических
явлений как диалектического единства формы и содержания; в постановке такой
задачи - историческое значение данного периода в изучении русской морфологии
(труды Л. В. Щербы, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского и др.). Именно тогда В.
В. Виноградов точно определил морфологию как грамматическое учение о слове, анализирующее
и форму, и семантику слова.
Четвертый этап
в развитии отечественной морфологической науки - с начала 50-х годов по
настоящее время. Этот этап, органически связанный с предшествующим, отмечен и
рядом специфических черт:
1) благодаря
исследованиям В. В. Виноградова, Н. М. Шанского, Е. А. Земской и др.,
показавшим Принципиальные отличия словообразования от морфологии,
словообразование было выделено в качестве особой дисциплины; следовательно, был
существенно уточнен предмет морфологии;
2) были детально
описаны правила русского словоизменения (см.: Зализняк А. А. Грамматический
словарь русского языка. Словоизменение. М., 1977);
3) были
получены принципиально важные результаты в изучении грамматической семантики
(труды Н. С. Поспелова, Ю. С. Маслова и др.);
4) впервые
было предпринято изучение русской морфологии на основе массовых опросов
носителей русского языка (см.: Русский язык и советское общество: Морфология и
синтаксис современного русского литературного языка. М., 1968; Русский язык по
данным массового обследования. М., 1974);
5) успешно
решается задача описания русской морфологии в новом направлении: не "от
форм к значению" (т. е. по линии выяснения того, какие значения выражаются
данной грамматической формой), а "от значения к форме" (А. В. Бондарко
и др.), т. е. выясняется, какими языковыми средствами может быть выражено
данное грамматическое значение (например, значение времени, модальности и пр.);
на необходимость таких исследований указывали еще Щерба и Виноградов;
6) наконец,
именно в этот период предпринимаются успешные попытки ознакомления широкой
общественности с достижениями советской грамматической науки. В частности,
издаются академические грамматики русского языка, сочетающие точность научной
интерпретации языковых явлений с простотой, общедоступностью изложения (см.:
Грамматика русского языка/Под ред. В. В. Виноградова и др., М., 1952-1954. Т.
1-2; Русская грамматика/Под ред. Н. Ю. Шведовой и др. М., 1980. Т. 1-2).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rusjaz.da.ru/
|