Курсовая работа: Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Приемы,
имеющие широкое применение на всех этапах.
·
«Уход»
связан с закрытием позиции. Примером «ухода» может служить просьба отложить
рассмотрение вопроса, перенести его на другую встречу. «Уход» может быть прямым
или косвенным. В первом случае прямо предлагается отложить данный вопрос. При
косвенном «уходе» на вопрос дается крайне неопределенный ответ.
·
«Затяжка»
применяется в тех случаях, когда сторона по каким-либо соображениям пытается
затянуть переговоры. Представляет серию различных видов «уходов».
·
«Выжидание»
выражается в стремлении участника сначала выслушать мнение оппонента, чтобы
затем, в зависимости от полученной информации, сформулировать свою позицию.
·
«Выражение
согласия» с уже высказанными мнениями партнера нацелено на подчеркивание
общности.
·
«Выражение
несогласия» с высказываниями оппонента -- противоположный прием.
·
«Салями»
-- очень медленное приоткрывание собственной позиции. Смысл приема в том, чтобы
затянуть переговоры, получить как можно больше информации от оппонента.
Приемы,
относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применении на каждом из
них.
·
«Пакетирование»
состоит в том, что несколько вопросов предлагаются к рассмотрению в виде
«пакета», т. е. обсуждению подлежат не отдельные вопросы, а их комплекс.
Существует два вида «пакета». Один из них отражает концепцию торга, другой
совместный с оппонентом анализ проблемы. Использование «пакета» в рамках торга
предполагает увязывание привлекательных и непривлекательных для оппонента предложений
в один пакет. Часто подобное «пакетное» предложение называется «продажей в
нагрузку». «Пакет», применяемый в рамках совместного с оппонентом обсуждения
проблемы, предполагает размен уступок и увязку этого размена в «пакете».
·
«Выдвижение
требований в последнюю минуту». Применяется в самом конце переговоров, когда
все вопросы решены и остается подписать соглашение. В этой ситуации одним из
участников выдвигаются новые требования. Если оппонент стремится сохранить
достигнутое, то он может пойти на уступку.
·
«Постепенное
повышение сложности» обсуждаемых вопросов. Данный прием применяется при
совместном анализе проблемы.
·
«Разделение
проблемы на отдельные составляющие» заключается в отказе от попыток сразу
решать всю проблему целиком и выделении в ней отдельных компонентов.
Тактические
приемы, применяемые на определенных этапах переговоров.
Этап
уточнения позиций:
·
Завышение
требований. Суть его состоит в том, чтобы включить в свою позицию пункты,
которые потом можно безболезненно снять, сделав вид, что это является уступкой,
и потребовать взамен аналогичных шагов со стороны оппонента.
·
Расстановка
ложных акцентов в собственной позиции. Заключается в том, чтобы
продемонстрировать, например, крайнюю заинтересованность в решении какого-либо
вопроса, хотя на самом деле этот вопрос второстепенный. Это делается для торга:
вопрос в дальнейшем снимается, чтобы получить необходимые решения по другому,
более важному вопросу.
·
Отмалчивание
применяется для закрытия позиции и состоит в создании неопределенности на
первом этапе переговоров.
·
Блеф
- дача заведомо ложной информации. Открытие, позиций при их уточнении может
осуществляться через такие тактические приемы, как: Прямое открытие позиции в
выступлениях или в ответах на задаваемые вопросы.
·
Открытие
позиции через уточнение позиции партнера. Этап обсуждения позиций. Большинство
приемов, применяемых на этом этапе, связано с подчеркиванием различий.
1. Указание
на слабые стороны позиции оппонента. Вариантами реализации приема могут быть:
·
указание
на недостаточность полномочий;
·
указание
на нервозность, возбужденное состояние;
·
указание
на отсутствие альтернативные вариантов;
·
указание
на внутреннюю противоречивость высказываний;
·
отрицательные
оценки действий без аргументации.
2.
Упреждающая аргументация. Задается вопрос, ответ на который обнажит
несостоятельность позиции оппонента.
3. Искажение
позиции оппонента, т. е. формулирование позиции оппонента с выгодными для себя
искажениями.
4. Угрозы и
давление на оппонента с целью добиться уступок от него. Могут быть реализованы
в формах:
·
предупреждения
о последствиях, неприятных для оппонента;
·
указания
на возможность прерывания переговоров;
·
указания
на возможность блокирования с другими;
·
демонстрации
силы; выдвижения экстремальных требований; предъявления ультиматума.
Угроза может
считаться эффективной, если заинтересованность стороны, прибегающей к ней,
достаточна для того, чтобы сделать реализацию угрозы неизбежной, так как она
сама, а не ее реализация является средством достижения цели (Т. Шеллинг).[3]
5. Поиск
обшей зоны решения. Состоит в том, чтобы, выслушав мнение оппонента и
сопоставив его со своим, попытаться найти общие моменты.
Этап
согласования позиций.
§
Принятие
предложений - согласие с предлагаемыми решениями.
§
Выражение
согласия с частью предложений.
§
Отклонение
предложения оппонента - прием, основанный на подчеркивании различий.
§
Внесение
явно неприемлемых предложений направлено на то, чтобы, получив отказ в его
принятии, потом обвинить оппонента в срыве переговоров.
§
Вымогательство.
Одна из сторон выдвигает требование, нежелательное для оппонента и безразличное
для себя. Цель -- получить уступку в обмен на то, что это требование будет
снято.
§
Растущие
требования. Как только противник в чем-то уступил, тут же предъявляется новое
требование.
§
Оправдание
неуступчивости ссылками на объективные обстоятельства.
§
Возвращение
на доработку предложений.
§
Возвращение
к дискуссии может быть применено в двух случаях: для того чтобы избежать
принятия соглашений и если для одного из участников действительно какие-то
вопросы остались неясными и он вновь предлагает их обсудить.
§
Двойное
толкование. Стороны в результате переговоров выработали соглашение. При этом
одна из них «заложила» в формулировки двойной смысл, который не был замечен
оппонентом. Затем соглашение трактуется в своих интересах, без его нарушения.
Понятно, что подобное поведение может таить вероятность возникновения нового
конфликта.
Психологические
условия успеха на переговорах
Существует
ряд психологических условий, которые повышают шансы на успех при решении
проблемы посредством диалога. Решающее влияние на успешность переговоров
оказывает личностный фактор. Хотя некоторые специалисты считают, что личностные
особенности участников незначительно влияют на результативность переговоров (В.
Уинхэм)[4], большинство
ученых придерживается иной точки зрения. Основываясь на исследованиях, они
приходят к следующим выводам относительно роли личностных факторов на
переговорах:
·
чем
яснее определение ролей в ситуации переговоров, тем меньше влияние личностных
факторов на их ход;
·
чем
более неопределенны намерения оппонента, тем большее влияние оказывают личностные
факторы на переговоры;
·
в
сложной ситуации наибольшее значение имеют те ее параметры, которые
воздействуют на процессы восприятия участников переговоров или легко поддаются
объяснению;
·
чем
выше уровень переговоров и чем самостоятельнее участники при принятии решения,
тем большее значение имеет личностный фактор [8].
Среди
личностных качеств и свойств, способствующих конструктивному проведению
переговоров, обычно называют высокие моральные качества, ровный характер,
развитые способности, нервно-психическую устойчивость, толерантность,
нестандартное мышление, решительность, скромность, профессионализм и
корпоративное чувство (Е. Егорова, М. Лебедева, Л. Негреш, Никольсон, Д. Рубин)[5].
Другим аспектом личностного фактора является умение участника переговоров
учитывать личностные особенности противоположной стороны. Ф. Бэкон писал в эссе
«О переговорах»: Если вам предстоит работать с каким-либо человеком, вы должны
узнать: либо его характер и пристрастия. - чтобы им командовать; либо слабости
и недостатки - чтобы напугать его; либо близких ему людей - чтобы им управлять.
Имея дело с умными людьми, нужно вникать в произносимые ими речи. Говорить им
следует как можно меньше - и как раз то, чего они меньше всего ожидают. Ведя
сложные переговоры, не старайтесь сеять и жать одновременно; медленно
подготавливайте почву, и плоды постепенно созреют[6].
Знание
личностных особенностей оппонента и их учет в ходе переговоров позволяют
прогнозировать вероятный характер взаимодействия с ним. От деятельности
посредника во многом зависит успех переговорного процесса. Это особенно важно,
когда посредник имеет дело с длительным сложным конфликтом. Мужчины
демонстрируют более высокую удовлетворенность собой и процессом переговоров с
партнером противоположного пола (Е. Кимпеляйнен)[7]. При
переговорах в однополой паре (мужчина - мужчина) они меньше удовлетворены собой
и процессом, но зато более удовлетворены достигнутыми соглашениями. Успех на
переговорах во многом зависит от учета национальных особенностей партнера, его
стиля ведения переговоров (Д. Давидсон, М. Лебедева, Е. Панов).[8]
Социально-психологическая эффективность переговоров различается в диадах и
триадах. Это обусловлено различными социально-психологическими характеристиками
таких типов взаимодействия. Переговорный процесс в диаде характеризуется
меньшей устойчивостью и большей неопределенностью ожидаемых результатов по
сравнению с триадой, в которой роль третьего участника выполняет наблюдатель. В
диадах происходит смещение внимания участников с проблемы переговоров на
эмоциональные аспекты взаимодействия (М. Дойч)[9]. Когда
необходимо вести переговоры со всей группой, которая является оппонентом в
конфликте, лучше вести диалог не со всеми, а только с представителями. В
отличие от рядовых членов представители групп на переговорах не демонстрируют
поляризации, а результат является компромиссом между исходными позициями.
Усиление
контроля общения, в том числе невербального, позволяет участникам уменьшить
влияние эмоций на выбор варианта решения, что позитивно сказывается на
результате взаимодействия (Е. Кимпеляйнен).Жесткая переговорная позиция может
понизить требования другой стороны, вызвать у нее готовность согласиться на
меньшее. Но иногда жесткость позиции вызывает такой же ответ. Как отмечает Д.
Майерс, во многих конфликтах делят не пирог фиксированного размера, а пирог,
усыхающий за время конфликта. Поэтому жесткость уменьшает шансы на соглашение.
Наличие внешней угрозы для одного из оппонентов повышает вероятность его
уступок другой стороне. Угроза должна основываться на действиях, а не на
намерениях. С другой стороны, отсутствие у оппонентов желания применить насилие
может привести к быстрому решению проблемы. Мирному решению кризисных ситуаций
способствует наличие у сторон возможностей воздействовать друг на друга
невоенными средствами (С. Хэрманн).[10] Позитивно
влияет на результативность переговоров взаимозависимость оппонентов. Она может
выражаться в двух аспектах:
1) между
сторонами до конфликта сложились прочные отношения и им легче договориться;
2) стороны
связаны перспективами совместного будущего, которые рассматриваются как важные.
Результаты
переговоров существенно зависят от содержания переговорного процесса, т. е. от
проблемы обсуждения. Чем более абстрактна обсуждаемая тема, тем легче
участникам достичь согласия. И наоборот, чем значимее для оппонентов в личностном
плане проблема, тем труднее придти к согласию. Важным фактором, влияющим на
успех переговоров, является время. Как правило, побеждает тот, кто располагает
временем. Переговорщик, попавший в цейтнот, принимает решения экспромтом и
совершает больше ошибок. Если переговоры длятся слишком долго, а решение не
находится, полезно объявить перерыв. Во время него возможно проведение
консультаций, например внутри каждой делегации. Обеденный перерыв снимает
уровень напряженности, делает людей более уступчивыми.
Другим
вариантом выхода из намечающегося тупика может быть предложение отложить вопрос
на более позднее время, после того как остальные проблемы будут решены.
4.
Специфика ведения переговоров с противником
Российская
действительность свидетельствует о том, что переговоры с противником - довольно
актуальная проблема нашего времени. Региональные и этнические конфликты, борьба
с терроризмом, освобождение заложников, обмен военнопленными ставят
руководителей силовых структур в положение, когда необходимо вести диалог с
противником с целью прекращения насилия и достижения компромисса. Эти
переговоры могут быть не только с противником, но и с враждебно настроенным
населением, с местными органами самоуправления, представителями духовенства.
Переговоры с противоборствующей стороной являются подчас единственным средством
избежать применения силы, сохранить жизнь заложников, военнослужащих, мирного
населения. Рассмотрим особенности этого вида переговоров. Переговоры с
противником и, особенно, с преступниками носят вынужденный характер. Основными
задачами таких переговоров в порядке приоритетности являются:
·
защита
жизни людей (заложников, мирного населения, военнослужащих);
·
задержание
преступников (нейтрализация противника);
·
возвращение
или защита имущества.
Анализ
отечественного и зарубежного опыта ведения переговоров с противником
показывает, что их можно классифицировать по следующим основаниям:
·
цели:
освобождение заложников, обмен военнопленными, предупреждение взрывов, поджогов
и других подобных акций, выдача похищенного оружия, боеприпасов, поддержание
правопорядка;
·
мотивы
действий преступников: политические, националистические, корыстные, уклонение
от задержания, месть;
·
длительность:
краткосрочные (несколько часов), среднесрочные (несколько суток), длительные
(от недель до нескольких лет);
·
число
сторон: двусторонние, многосторонние;
·
число
участников: один на один; по несколько человек с каждой стороны; между
группами;
·
уровень
представительств: на местном уровне, на уровне области, республики, на
государственном уровне, смешанные уровни;
·
характер
контакта сторон: прямые (непосредственный контакт), через посредников
(переводчики, третья нейтральная сторона);
·
степень
гласности: гласные (информируется общественность) и негласные или тайные
(признана необходимость не сообщать о них);
·
условия,
выдвинутые противником: приемлемые, частично выполнимые, невыполнимые.
Ведение
переговоров с противником требует оценивать такие характеристики ситуаций, как:
§
известность
или неизвестность местонахождения противника или заложников;
§
возможность
или невозможность применения к противнику силы;
§
наличие
данных о составе противника, его вооруженности, опыте боевых действий,
намерениях и т.д.
Еще одна
особенность переговоров с противником в том, что именно противники зачастую
выбирают тех, с кем хотят вести диалог. Иногда преступники выбирают конкретного
руководителя, доверяя ему быть стороной в переговорах, ими определяется
ведомство или организация (например, общественное движение), с которыми они
хотят иметь дело. Почти в половине ситуаций переговоры ведутся с помощью
посредников, не связанных с преступниками (членов экипажей самолетов,
пассажиров, просто случайных людей). Положительное влияние на ход переговоров
оказывают лица, привлекаемые к их проведению: представители общественности,
средств массовой информации, местные авторитеты, священнослужители, родные и
близкие преступников. Участию их в переговорах должна предшествовать
предварительная проработка линии их поведения. Переговоры с противником
включают в себя три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных периода:
·
подготовка
к переговорам, обсуждению проблемы;
·
выдвижение
и обсуждение предложений и условий;
·
достижение
договоренности и обеспечение его выполнения.
Рассмотрим основные
психологические особенности взаимодействия сторон в каждом из указанных
периодов. Среди различных способов организации переговоров особое место
занимает способ «лицом к лицу», который одновременно является и самым
эффективным (например, в отношении психологического воздействия на
преступника), и самым сложным, в отношении личной безопасности переговорщика,
его речевой нагрузки, выдерживания смыслового контекста ведомого диалога, т. к.
любая оговорка, попадание в логическую ловушку, просто несдержанность могут
свести на нет все усилия.
Необходимо
помнить, что в любом случае контакт «лицом к лицу» требует предварительной
проработки ситуации. Безусловно, сильной стороной при переговорах «лицом к
лицу» является то, что у преступника открыты лицо, руки, а иногда и весь он
сам, и даже когда лицо спрятано под маской, жесты, мимика, выражение глаз или
лица, как правило, успешно дешифруются переговорщиком, чему способствует прямой
зрительный контакт. Кроме этого, практически неискаженная эмоциональная окраска
речи может служить опытному переговорщику ориентиром при применении тех или
иных приемов психологического давления на преступника.
Однако
необходимо помнить, что все это может быть направлено и против переговорщика,
особенно если последний недостаточно опытен, психологически менее устойчив
(«слабее духом»), чем преступник, не сумел расположить его к себе, оказался не
авторитетным. Следует также отметить, что при переговорах «лицом к лицу»
наиболее желательно использование личностно значимых для преступника граждан
(безусловно, под строгим контролем органов внутренних дел). Ими могут быть
родственники, учителя, соседи, сотрудники органов внутренних дел,
соприкасавшиеся когда-либо с преступником (чаще всего - следователи, сотрудники
уголовного розыска), просто друзья и др.
При
организации переговорного процесса в условиях личного контакта с преступником
оптимальным считается ведение диалога один на один, однако, если ситуация не
позволяет этого, желательно добиваться того, чтобы в переговорах участвовало
равное количество человек как с одной, так и с другой стороны. При этом нужно
стремиться к тому, чтобы собственно разговоры велись только между одним
переговорщиком и одним преступником. [11]
В заключении
рассмотрения этого вопроса надо отметить особенность контакта с «душевно
неуравновешенными» людьми. В переговорах с ними «лицом к лицу» задачей № 1
является успокоение преступника. Кроме того, имеются следующие правила, которые
должен соблюдать переговорщик (до прибытия психиатра):
§
не
делать резких движений, предупреждать о каждом своем последующем действии;
§
принимать
философию преступника, но не идти у него на поводу, не поворачиваться к нему
спиной;
§
внимательно
следить за поведением преступника, т. к. некоторые категории подобных лиц не
выдерживают контакта глаз, и, следовательно, возможна импульсивная реакция;
§
речь,
обращенная к преступнику, должна быть четкой, по возможности «незамысловатой»,
без подтекста. [12]
Подготовка
к переговорам. Как правило, подготовка к непосредственному ведению переговоров
проходит в ограниченное время. В этот период целесообразно учесть следующее:
·
особенности
личности захватчиков, мотивы и цели преступников;
·
прогноз
поведения преступников;
·
желательную
процедуру ведения переговоров с ними;
·
выбор
лица, ведущего переговоры, и психолога-консультанта;
·
организацию
четкого взаимодействия между ведущими переговоры, руководством и группой
захвата.
Особую роль
играет переговорная группа, служащая связующей нитью между органами управления
МВД, ФСБ и террористами. Опыт показывает целесообразность привлечения к
переговорному процессу специалистов-психологов, лингвистов и др. Они могут
помочь определить особенности, этническую принадлежность, профессию, место
проживания террористов.
С
психологической точки зрения данный период является наиболее сложным. Он
характеризуется внезапностью действий преступников, их стремлением подавить
волю оппонента, навязать удобные для себя формы диалога. В ход идут угрозы,
шантаж, предъявляются ультимативные требования. В такой экстремальной ситуации
возможно затягивание переговоров с целью выиграть время для уточнения
обстановки. Выясняется число заложников, их местонахождение, отношения с
преступниками, состояние здоровья. Определяется форма диалога с преступниками.
Взвешиваются возможности использования различных сил и средств, включая
спецсредства и оружие. Важно не растеряться, успокоить противников, ввести
разговор в русло длительного обсуждения. Высказанные преступниками угрозы, как
правило, носят демонстративный характер. Именно угрозы (а не их исполнение)
являются по существу единственным аргументом противника в стремлении достичь
намеченного результата. Конечно, сначала инициатива находится у преступников.
Однако усилия по установлению контактов с ними, поиску «общего языка», внушению
им чувства доверия к переговорщику позволяют в большинстве случаев перейти к
более спокойному обсуждению ситуации.
Выдвижение
и обсуждение предложений и условий. Основная проблема этого периода переговоров
связана с рассмотрением условий, которые выдвигают преступники. Здесь может
замедлиться темп событий, так как преступникам приходится рассматривать
варианты решений, предлагаемых переговорщиками. Вполне вероятно, что лица,
захватившие заложников, будут продолжать «психологическую атаку», создавать
трудности для рассмотрения по существу предмета переговоров. Оправдавшим себя
тактическим контрприемом является предложение преступникам выделить своего
представителя, чтобы в более спокойной обстановке обсудить выдвинутые ими
условия. Это обычно направляет переговоры в более спокойное русло. Предмет
переговоров обычно составляют:
·
условия
освобождения заложников (необходимо постоянно искать возможности для уменьшения
числа заложников);
·
продукты
питания для заложников и преступников;
·
условия
предоставления свободы захватчикам;
·
вопрос
о выкупе (возможно уменьшение первоначально заявленной суммы в два, три, а
иногда и в пять раз);
·
вопрос
об организации взаимодействия сторон.
В ходе
обсуждения появляется возможность для перехвата инициативы, которая
обеспечивает повышение эффективности психологического воздействия на
преступников, склонение их к отказу от противоправного поведения. Если
переговоры заходят в тупик, реализуется схема действий, предусматривающая
применение силы. В любом случае переговоры приводят к конкретному варианту
разрешения сложившейся ситуации. Если достигнута договоренность с противником,
следует четко оговорить условия освобождения заложников, предупреждения
возможного обмана и срыва соглашений, нового обострения ситуации. Важным
фактором успеха на переговорах с противником является подготовка лиц, их
ведущих. Опыт указывает на необходимость специального отбора людей, которые
могли бы заниматься этой специфической деятельностью. В США в каждом
подразделении полиции имеется штат переговорщиков. Есть специальные программы
их подготовки. В Германии в последние два десятилетия переговоры с
преступниками выделены в самостоятельную функцию полицейской деятельности. Они
являются обязательным компонентом действий полиции в случаях захвата
заложников, угроз террористических актов, задержания преступников. (приложение
В)
Анализ
итогов переговоров. Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и
ответственно проанализированы их результаты, приняты необходимые меры для их
реализации, сделаны соответствующие выводы для подготовки следующих
переговоров. Целями анализа итогов переговоров являются: сравнение целей
переговоров с их результатами; определение мер и действий, вытекающих из
результатов переговоров; деловые, личные и организационные выводы для будущих
переговоров.
Анализ итогов
деловых переговоров должен проходить по следующим трем направлениям:
1) анализ
сразу после завершения переговоров. Такой анализ помогает оценить ход и
результаты переговоров, обменяться впечатлениями и определить первоочередные
мероприятия, связанные с итогами переговоров (назначить исполнителей и
определить сроки выполнения достигнутого соглашения);
2) анализ на
самом высоком уровне - руководителя организации. Этот анализ результатов
переговоров имеет следующие цели: обсуждение отчета о результатах переговоров и
выяснение отклонения от ранее установленных директив; оценка информации об уже
принятых мерах и ответственность; определение обоснованности предложений,
связанных с продолжением переговоров; получения дополнительной информации о
партнере по переговорам;
3)
индивидуальный анализ деловых переговоров - это выяснение ответственного
отношения каждого участника к своим задачам и организации в целом. Это
критический самоанализ с целью контроля и получения уроков из переговоров.
В процессе
индивидуального анализа можно получить ответы на следующие вопросы: правильно
ли были определены интересы и мотивы партнера по переговорами? или отвечала
подготовка к переговорам реальным условиям, сложившихся ситуации и требованиям?
насколько правильно определены аргументы или предложения о компромиссе? Как
повысить действенность аргументации в содержательной и методическом плане? что
определило результат переговоров? как исключить в будущем негативные нюансы в
процедуре проведения переговоров? кто и что должен делать, чтобы повысить
эффективность переговоров?
Заключение
Итак,
переговоры - способ разрешения конфликта, который заключается в использовании
ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о
продлении действия соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о
создании новых условий, о достижении побочных эффектов. Среди функций
переговоров наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и
координации действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды, а также
функция проволочек. В динамике переговоров выделяют период подготовки (решение
организационных и содержательных вопросов), ведение переговоров (этапы:
уточнение интересов и позиций, обсуждение и согласование позиций, выработка
соглашения), анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых
договоренностей. Психологическими механизмами переговорного процесса являются
согласование целей и интересов, стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса
власти и взаимного контроля сторон. Технология переговоров включает в себя
способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом и тактические
приемы. Успех переговоров зависит от ряда психологических условий. Специфика
ведения переговоров с противником (преступниками) состоит в том, что они носят
вынужденный характер. Их главная задача - сохранение жизни заложников.
Мастерство
вести переговоры, как и всякое другое мастерство, приходит с опытом, практикой,
умением учиться на ошибках – чужих и собственных, с желанием работать. Но, как
известно, опыт бывает не только положительным, но и отрицательным. Такой опыт,
наверное, скорее мешает, чем помогает. Нельзя руководствоваться только тем, что
можно отвергать, что нельзя. Умение использовать во благо все, в том числе и
то, что опасно и рискованно, - величайшая наука, которую постиг человек. В
данной курсовой работе рассмотрены как теоретические, так и практические
аспекты психологии переговорного процесса. В настоящее время знание вопросов
рассмотренных в работе играет важную роль в работе любой организации. Так как
переговоры являются важной составной частью деятельности человека. Если
сотрудник не знает сути вопроса в диалоге с компаньоном, заказчиком,
подрядчиком, конкурентом и т.д., переговоры могут просто быть под угрозой
срыва, либо из-за одного-двух человек можно будет делать вывод о самой
организации, что крайне нежелательно. Во-вторых, необходимо иметь представление
о будущих собеседниках, в каком ключе вести переговоры. Также как говорилось в курсовой
работе, большое внимание должно уделяться подготовке переговоров, неоднократно
обдумать детали до мелочей. Если переговоры ведутся экспромтом, может сложиться
самая непредсказуемая ситуация и в этом случае надо быть предельно внимательным
и корректным в отношении собеседника.
У древних
мудрецов было хорошее правило ведения беседы: после окончания высказывания
одного, второй повторял его мысль с вопросом — правильно ли он понял это
высказывание. В простой беседе это не всегда необходимо, но в серьезном
разговоре помогает его эффективности. Помогают взаимопониманию компетентность,
умение логично и убедительно, темпераментно и заинтересованно высказывать свои
мысли, открыто проявлять теплое и доброжелательное отношение к собеседнику.
Понятные и доступные высказывания, контроль правильного понимания собеседником:
необходимо смотреть собеседнику в глаза, выдерживать дружелюбный тон, мимику,
жестикуляцию. Хорошему коллективу свойственно открытое выражение чувств,
способность делиться радостями и печалями.
В работе
освещены основные принципы и приемы ведения переговоров, вопросы
психологической подготовки и структуру переговорного процесса в целом.
Возможно, некоторые положения покажутся достаточно очевидными, другие - вызовут
вопросы. Не осознав общие закономерности, присущие процессу переговоров,
невозможно правильно, с учетом ваших целей и задач, построить взаимодействие с
партнером. На начальных этапах, приступая к ведению переговоров,не стоит жалеть
время на анализ того, что произошло и происходит на данных переговорах, как
строится процесс их ведения. В дальнейшем это будет сведено до автоматизма и не
понадобится столь подробного разбора. Появится то, что обычно называется опытом
ведения переговоров. Однако, чтобы это действительно произошло, придется потратить
немало усилий. Нельзя научиться вести переговоры, не участвуя в них. Поэтому
при наличии любой возможности, имеет смысл ее использовать. С каждыми новыми
переговорами приобретается опыт, оттачиваются навыки. Представляется, что за
переговорами - как средством урегулирования конфликтных и кризисных ситуаций, а
также средством, обеспечивающим сотрудничество различных социальных субъектов
большое будущее. Они приходят на смену силовым и командным методам, обеспечивая
наиболее гармоничное развитие социальной и экономической жизни. И они требуют
уже сейчас специалистов своего дела, обладающих высоким творческим потенциалом,
хорошо разбирающихся в тайнах избранной профессии, умеющих принимать
продуманные и тщательно взвешенные решения.
Глоссарий
Деловая беседа |
Специфическая форма
контактов между людьми, имеющими полномочия от своих организаций, в ходе
которой происходит обмен мнениями и целенаправленное обсуждение конкретной
проблемы с целью поиска взаимовыгодного варианта решения. |
Интерес |
Эмоционально
окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. |
Переговоры |
Процесс, в котором
вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. |
Позиционирование |
Создание и поддержание
понятного клиентам образа, имиджа |
Проблемная ситуация |
(от греч. problema
задача, задание и лат. situatio положение) 1) содержащее противоречие и не
имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых
разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель
условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной
потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П. с. характеризует
взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние
познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему
содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности
(например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с
помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях,
в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. |
Тактика переговоров |
Заранее разработанная
последовательность ведения переговоров с изложением обоснованных аргументов,
направленная на достижение поставленной цели.
Управление конфликтами
целенаправленное
воздействие: - на устранение или минимизации причин, породивших конфликт;
и/или - на коррекцию поведения участников конфликта. Различают
внутриличностные, структурные, межличностные методы управления конфликтами, а
также переговоры.
|
Эмоциональность |
Характеристика
личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и
чувств. |
Ценностные ориентации |
То, что человек
особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл. |
Убежденность |
Уверенность человека в
своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. |
Схема мышления |
Система понятий или
логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым
объектом или новой задачей. |
Сотрудничество |
Стремление человека к
согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им
помощь. (Противоположно соперничеству.) |
Список
литературы
1.
Андреев
В.В. Тренинги переговорной деятельности
2.
Аллахвердова
О. В. и др. Конфликтология. — СПб.: Лань. 1999.
3.
Анцупов
А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ.1999.
4.
Авдеев В.В. Психология
решений проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992;
5.
Бабосов
Е.М. Конфликтология. – Киев, 1997. - 426с.
6.
Бородкин
Ф.М., Корняк Н.М. Внимание: конфликт. - Н-к.: 1989. -92с.
7.
Гибсон
Д.Г., Иванцевич Д., Донелли Д.Х.-мл. Организации, поведение, структура,
процессы. - М., 2000. – 459с.
8.
Латынов
B.B. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон
//Иностр. Психология.- 1993. Т. 1. - №2.-С. 87-93.
9.
Лебедева
М.М. Вам предстоят переговоры. --М.: Экономика, 1993.-156 с.
10.
Нергеш
Я. Поле битвы -- стол переговоров. -- М.: Международные отношения, 1989. -- 264
с. - 58
11.
Ниренберг
Дж. Гений переговоров. - М., 1997. - 341с.
12.
Хрестоматия
по конфликтологии.
13.
Конфликты
в современной России / Пол ред. Е. И. Степанова — М.: Эдиториал УРСС, 1999.
14.
Корнелиус
Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер.
1992.
15.
Лебедева
М. М. Вам предстоят переговоры.— М.: Экономика. 1993. — С. 37 - 38.
16.
Лебедева
М.М. Уметь вести переговоры… - М., 1991 г.
17.
Лебедева
М. М. Политическое урегулирование конфликтов. — М.: Аспект Пресс. 1999. – С.
188 – 194.
18.
Мастенбрук
В. Переговоры. — Калуга. 1993
19.
Плотинский
Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов.— М.: Логос.
1998. — С. 270 – 271.
20.
Скотт
Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. - М., 1991. - 197с.
21.
Скотт
Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — СПб: ВИС. 1994.
22.
Сулимова
Т. C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. — М.: Институт
практической психологии. 1996.
23.
Фишер
Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. — М.: Наука. 1992.
С. 22 – 25
24.
Хрестоматия
по социальной психологии / Под ред. Т. В. Кутасовой. — М.: Международная
педагогическая академия. 1994.
- [1]
Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т. В. Кутасовой. — М.:
Международная педагогическая академия. 1994.
[2] Лебедева М. М. Вам предстоят
переговоры.— М.: Экономика. 1993. — С. 37 - 38.
[3] Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т. В.
Кутасовой. —
[4] Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т. В. Кутасовой.
[5] Андреев В.В. Тренинги
переговорной деятельности с 24.
[6] Лебедева М. М. Вам
предстоят переговоры.— М.: Экономика. 1993. — С. 37 - 38.
[7] Корнелиус Х., Фэйр Ш.
Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер. 1992.
[8] Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т. В.
Кутасовой. —
[9] Андреев В.В. Тренинги
переговорной деятельности с 25.
[10] Лебедева М. М.
Политическое урегулирование конфликтов. — М.: Аспект Пресс. 1999. – С. 188
194.
[11] Лебедева М. М.
Политическое урегулирование конфликтов. — М.: Аспект Пресс. 1999. – С. 188
194.
[12] Стили поведения в
конфликтной ситуации перекликаются с межличностными стилями разрешения конфликтов,
подробнее смотри «Управление конфликтной ситуацией». Интернет –сайт.
|