Рефераты

Курсовая работа: Тедненции развития малых предприятий

Курсовая работа: Тедненции развития малых предприятий

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ   4

1. Определение малого предприятия как рыночного образования. 6

2. Виды малого бизнеса. 8

2.1. Классификация малых предприятий по организационно-правовым формам. 9

2.1.1. Полное товарищество. 9

2.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество). 10

2.1.3. Общество с ограниченной ответственностью. 10

2.1.4. Общество с дополнительной ответственностью. 11

2.2.5. Акционерное общество. 11

2.2.6. Дочернее общество. 12

2.2.7. Зависимое общество. 13

2.2.8. Производственный кооператив (артель). 13

2.2.9. Унитарное предприятие. 13

3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий. 14

4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП.. 15

5. Статистика по малым предприятиям России и Самарской губернии. 17

5.1. Статистика по малым предприятиям России. 17

5.1.1. Основные факторы конкурентоспособности малого бизнеса. 18

5.2 Статистика по малым предприятиям Самарской губернии. 20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Сельский лад». 22

1. Технико-экономическая характеристика ООО «Сельский лад». 22

1.1. Характеристика внутренней среды. 24

1.2. Характеристика внешней среды. 25

1.3. Анализ основных средств, их динамики и структуры. 28

2. Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов работы ООО «Сельский лад». 30

2.1 Анализ структуры показателей результатов деятельности ООО «Сельский лад»  31

2.2 Анализ показателей рентабельности ООО «Сельский лад». 32

2.3 Оценка платеже способности и ликвидности ООО «Сельский лад». 34

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ООО ''ОЛЬГА'', ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 38

1. Внешне организационно-правовые проблемы.. 39

2. Проблемы внутриорганизационного характера. 40

3. Возможные пути решения проблем. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ. 47


ВВЕДЕНИЕ

Важной составляющей рыночной экономики любой страны является малый бизнес. В развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции, поскольку малые предприятия не требуют больших средств на своё создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной социально – экономической политики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.[1]

Говоря о роли малого бизнеса в современных условиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и так далее создаются малые предприятия.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Он способствует возрождению художественных и народных промыслов; освобождению государства от нерентабельных и убыточных предприятий; приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных услуг; широкому использованию небольших местных источников сырья и отходов крупного производства; включению в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.

Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Тенденции развития малых предприятий», которую я посчитала наиболее актуальной на сегодняшний день.

Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Итак, целью работы является анализ малого предприятия и разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

·          раскрыть сущность, виды, формы малого предприятия;

·          приобрести практические навыки, проводя поэтапный анализ технико-экономической характеристики малого предприятия;

·          раскрыть проблемы малого предприятия на конкретных примерах;

·          разработка по совершенствованию деятельности малого предприятия.

Объект исследования малое предприятие ООО «Сельский лад».

Предметом исследования является процесс и проблемы функционирования малого предприятия.

Субъект исследования ООО «Сельский лад».

Временной период исследуемой работы 2004 -2006 г.г.

Работа состоит из введения, теоретической части (1 глава), технико-экономической характеристики и финансового анализа (2 глава), выводов и предложений по второй главе (3 глава), заключения, списка литературы.

Теоретической и методологической базой послужили Кодексы и Законы РФ, нормативные акты, отечественная литература, периодическая печать, бухгалтерская отчетность, Интернет-ресурсы.

В данной работе были использованы методы: анализ, синтез, табличный, нормативный, а также программные продукты Microsoft Word, Microsoft Excel.


ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Для улучшения современной социально-экономической ситуации в России невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного в разных зарубежных странах одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы.

Тем более, что специфика внедренческой деятельности подразумевает множество трудоемких ручных операций, приостановку производственных мощностей, неполную занятость персонала, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, т.е. то, к чему более приспособлены мелкие фирмы. Значение небольших фирм в инновационной сфере подтверждается результатами различных экономических исследований. Так, английский экономист Г. Бенкок отмечает, что из 70 важнейших изобретений 20-го века более половины сделаны самостоятельными изобретателями или мелкими фирмами. По 2 данным Национального научного фонда США, мелкие и средние фирмы за последние два десятилетия выдали больше нововведений, чем крупные корпорации в расчете на одного занятого (в 2,5 раза), и в расчёте на один доллар затрат (в 2,4 раза).

Взращивание среднего класса является стратегической необходимостью для нашего общества. В странах Европейского союза 70% валового регионального продукта даёт малый и средний бизнес, по России же – этот показатель составляет около 17%. Это говорит как о недоработках, так и о серьёзных резервах. В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.

Можно выделить следующие причины, которые тормозят развитие малого бизнеса:

– избыточные административные барьеры;

– значительное количество разрешительных документов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

– достаточно сложная процедура и высокая плата за технологическое присоединение к электросетям, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям;

– отсутствие рынка коммерческой недвижимости эконом-класса;

– отсутствие уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности;

– слабое развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон.

1. Определение малого предприятия как рыночного образования

В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство – есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного.

В специальных исследованиях используется его трактовка – это деятельность тем или иным способом связанная с получением прибыли, дохода.

 В Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предпринимательство (фр. entreprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Понятие малого предпринимательства неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов – малых предприятий.

В соответствии с законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007года) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Виды малого бизнеса

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.

По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. (табл. 2.1)

Табл. 2.1.

 Виды предпринимательской деятельности.

Виды предпринимательской деятельности
Производственная Коммерческая Финансовая Консалтинговая

*Инновационная

*Научно-техническая

*Производство товаров и оказание производственных услуг

*Производственное потребление товаров и услуг

*Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ

*Выполнение транспортных операций и операций связи

*Информационная

*Торговая

*Торгово-закупочная

*Торгово-посредническая

*На товарных биржах

*Банковская

*Страховая

*Лизинговая

*На фондовых биржах

*Общее управление

*Администрирование

*Финансовое управление

*Управление кадрами

*Маркетинг

*Информационные технологии

2.1. Классификация малых предприятий по организационно-правовым формам.

В числе организационно-правовых форм различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-правовым формам можно отнести: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги. Рассмотрим подробнее организационно правовые формы.

 


2.1.1. Полное товарищество.

Это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном (уставном) капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках.

Фирменное наименование полного товарищества (согласно Кодексу) должно содержать либо имена (наименования) всех его участников,  и слов «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество».

 

2.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельность товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в управлении товариществом и осуществлении им предпринимательской деятельности.

На основе свидетельства об участии вкладчик (коммандитист) получает часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном (уставном капитале), в порядке, предусмотренном учредительным договором.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

 

2.1.3. Общество с ограниченной ответственностью.

Это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Высшим органом общества является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть набран также и не из числа его участников.

Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества

Фирменное название ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».


2.1.4. Общество с дополнительной ответственностью.

Общество с дополнительной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственность должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

 

2.2.5. Акционерное общество.

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество (АО) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы для всеобщего сведения.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленном Законом об АО.

Высшим органом управления ОА является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным.

 

2.2.6. Дочернее общество.

Дочернее общество - это хозяйственное общество, когда другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнение таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещение основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

 


2.2.7. Зависимое общество.

Признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций АО или двадцати процентов уставного капитала ООО.

 

2.2.8. Производственный кооператив (артель).

Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан, созданное на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, выполнение работ, торговля и пр.), основанной на личном трудовом или ином участии  и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива должно быть не менее пяти.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.

Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

2.2.9. Унитарное предприятие.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником.


3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий.

Еще одной проблемой является бюрократизация нашего государственного аппарата. Ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом, должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения. Естественно, бюрократия тесно связана со взяточничеством. Еще одной из проблем торможения развития малого предпринимательства в РФ является система отчетности, в приложении 1 приведен табель (перечень) централизованных форм государственной статистической отчетности на 2008 год.

Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица. [10]

Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:

·          заявление, которое подписывает учредитель предприятия;

·          учредительный договор или решение о создании предприятия;

·          устав предприятия, утвержденный учредителями;

·          документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия;

·          свидетельство об уплате государственной пошлины;

·          документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Важное условие функционирования предприятия малого бизнеса- лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими дополнениями и изменениями. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. [10]

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок не менее чем 5 лет.


4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП

Для становления и развития малого бизнеса ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивает в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Финансирование в процессе функционирования МП осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Внешние источники – банковские кредиты, средства различных фондов. Внутренние финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы МП (прибыль, амортизационные резервы, различные резервные и страховые фонды).

Финансирование из внешних источников представляет собой господдержку малого бизнеса, которая осуществляется через специальные организационные структуры, формирующие целевые программы. [5, c.74]

В сегодняшних российских условиях возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Банковское кредитование сведено к минимуму.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями.

29 декабря 2001 г. введены специальные налоговые режимы Федеральным законом и включены в Налоговый кодекс РФ. Малого бизнеса касаются главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ( введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов  деятельности»  (введена  тем  же  Федеральным законом) и 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» [4,с. 377]


5. Статистика по малым предприятиям России и Самарской губернии.

5.1. Статистика по малым предприятиям России.

Малые предприятия составляют около 50% от общей численности хозяйствующих субъектов, уровень их вклада в ВВП – 15-17%, что в 3-3,5 раза ниже, чем в экономиках развитых стран. Вместе с тем с 2002 года ежегодный прирост компаний малого бизнеса составляет 5%. На 1 января 2007 года общая численность малых предприятий России превысила 1 млн предприятий, увеличившись за 2006 год на 53 тыс. Малым бизнесом создано 9,5 млн рабочих мест, их увеличение в 2006 году составило 535 тыс., или 6%. Инвестиции в основной капитал находятся на уровне 171,3 млрд рублей, что на 40% превышает показатели 2005 года. Темпы инвестирования малого бизнеса втрое превышают аналогичный показатель в целом по экономике.

Россия проигрывает западным странам по статистическим показателям развития малого бизнеса потому, что различаются критерии оценки малых предприятий: в России к малому бизнесу относятся компании с численностью занятых не более 100 человек, в ЕС – 250, а в США в отдельных отраслях – 500. «При сравнении с другими странами нам нужно делать сопоставимый анализ», - считает министр Г.Греф.

Неудовлетворительной назвал Г.Греф структуру малого предпринимательства в РФ. Подавляющая часть малых компаний занята в сфере торговли – на нее приходится более 72% оборота всех малых предприятий, на втором месте промышленность и строительство (13,6%), и менее 10% остается малому бизнесу всех остальных отраслей. Следовательно, стимулирование развития малого бизнеса в здравоохранении, образовании, ЖКХ, сфере транспорта и связи – это важнейшая задача, что должно быть прописано в стратегиях развития данных секторов, уверен министр.[2]

Государственная поддержка малого предпринимательства нашла свое отражение в проекте стратегии развития России до 2020 года. Эта стратегия предусматривает сокращение численности малых предприятий сферы торговли к 2020 году до 25%, то есть в два раза по сравнению с 2007 годом; рост количества малых предприятий в сфере услуг до 30%, то есть в два раза по сравнению с 2007 годом; увеличение числа предприятий в сфере науки и информационных технологий в пять раз, до 10%; также в пять раз увеличение малого бизнеса сферы здравоохранения и социальных услуг, то есть до 5% к 2020 году.

 

5.1.1. Основные факторы конкурентоспособности малого бизнеса.

Один из них – доступ малого бизнеса к финансовым ресурсам. Общая потребность малого предпринимательства в финансовых ресурсов составляет 1 трлн рублей, на сегодняшний день она удовлетворена лишь на 20%. Темпы прироста объема предоставляемых малому бизнесу кредитов в 2006 году составил 148%. Для обеспечения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам в 31 субъекте РФ при софинансировании из федерального бюджета были созданы гарантийные фонды, общая сумма кредитных договоров и договоров лизинга при содействии этих фондов на 1 апреля 2007 года составила 1,2 млрд рублей. Формирование региональных гарантийных является приоритетным направлением финансовой поддержки малого бизнеса, к концу 2008 года такие фонды будут созданы в подавляющем большинстве регионов.

Второй фактор конкурентоспособности – доступ малого бизнеса к объектам инфраструктуры. Для облегчения доступа малого бизнеса к нежилым помещениям были разработаны изменения в ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества, которые предусматривают предоставлением малым предприятиям права рассрочки платежа до трех лет и уменьшение величины задатка в два раза.

Решением проблемы высокой стоимости аренды для начинающих предпринимателей - деятельность бизнес-инкубаторов. За 2005-2006 гг. было реализовано 83 таких проекта, до конца 2007 года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работать 29 бизнес-инкубаторов с общим объемом площадей в 73,5 тыс. кв. м. Будут создаваться бизнес-инкубаторы в особых экономических зонах и технопарках. К 2010-2011 гг. планируется довести общее количество бизнес-инкубаторов в РФ до 500. Кроме того, потенциал расширения доступа малого бизнеса к объектам инфраструктуры заложен во взаимодействии с крупными предприятиями. Размещение заказов крупных компаний в сфере малого бизнеса – важнейший фактор развития малого бизнеса.

Фактором конкурентоспособности малого предпринимательства является и доступ к электросетям. МЭРТ был внесен в правительство ряд предложений по регулированию платы за присоединение к электросетям, в том числе по внесению изменений в Налоговый кодекс. Расходы малых компаний на присоединение к электрическим сетям следует учитывать в составе затрат, относимых на себестоимость. Кроме того, необходимо наладить выплату субсидий за счет федерального бюджета или резко снизить размер платы при присоединении малого бизнеса к электросетям.

Не менее важен для малого бизнеса и человеческий капитал. Основные направления поддержки малого бизнеса в данном отношении – это помощь предпринимателям в повышении собственной квалификации, а также популяризация предпринимательства среди школьников и студентов. Особое значение имеет создание бизнес-инкубаторов при ведущих вузах. В целях пропаганды малого предпринимательства важно учреждение Дня предпринимательства (26 мая).

Также для повышения конкурентоспособности малого бизнеса особенно важно поддерживать развитие инноваций в данной сфере. По инициативе правительства было создано пять региональных венчурных фондов с общим объемом 2,2 млрд рублей для финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. До конца 2007 года 400 млн рублей было проинвестировано в виде венчурного капитала в малые инновационные компании. В течение этого года планируется завершить создание еще 13 венчурных фондов для финансирования малого бизнеса, их капитализация составит на конец 2007 года 6,4 млрд рублей. В части совершенствования госрегулирования в сфере малого предпринимательства следует радикально изменить контрольно-надзорное законодательство, полностью отказавшись от плановых проверок.

Кроме того, необходимо отметить обязательное применение ККМ для предпринимателей, выплачивающих ЕНВД. Большая роль среди факторов конкурентоспособности малого бизнеса отводится и мерам господдержки этого сектора экономики. Объем средств федерального бюджета, направляемых на эти цели, за три года вырос в 2,5 раза, аналогичная ситуация и в регионах. В 2008-2010 гг. этот объем будет увеличен, подчеркнул министр. Сегодня 76 субъектов РФ принимают участие в реализации федеральной программы поддержки малого бизнеса, но 12 регионов за три года не принимали участия ни в одном мероприятии в рамках этой программы (Еврейская автономная область, Камчатская, Псковская, Сахалинская области, Ненецкий, Таймырский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Алтая, Хакасия, Хабаровский край). Среди самых активных регионов министр отметил Москву, Татарстан, Калугу, Томскую область, Санкт-Петербург.


5.2 Статистика по малым предприятиям Самарской губернии.

На начало 2008 года в Приволжском федеральном округе было зарегистрировано 191,4 тыс. малых предприятий по видам экономической деятельности, что составляет 119,2% к их количеству на конец 2005 года.

В 2007 году оборот малых предприятий целом по Приволжскому федеральному округу составил — 2336097,5 млн. рублей, что на 53,5% больше уровня 2005 года.

По данным статистики, на территории Самарской области зарегистрировано 27600 малых предприятий (37% от общего числа предприятий и организаций). Отчет о деятельности смогли предоставить лишь 17500 МП, остальные, по мнению руководителя облстата Г.Чудилина, либо не работают, либо вообще являются "мертвыми душами".[3]

Если в начале 90-х самарские малые предприятия большей частью представляли торговый и посреднический бизнес, то ныне 12,4% из них занимаются промышленным производством, 15,7% - строительством, 2,3% - здравоохранением, 2% - наукой и ее обслуживанием. Торговлю и общественное питание представляют 52,1% малых предприятий. Почти 95% малых предприятий - предприятия частной собственности.

На малых предприятиях области работает 198,6 тыс. человек (14% от всех занятых в экономике области). Из них в торговле - 40%, промышленности - 21%, строительстве - 20%. Фонд начисленной зарплаты работникам всех категорий составил 2483,6 млн. руб. Кстати, среднемесячная зарплата работников МП пока невелика - 1216 руб. (на крупных предприятиях - 2390 руб.).

В периферийных южных и северных районах области бизнес вообще находится в зачаточном состоянии. Ресурсов областной программы поддержки предпринимательства хватает лишь на несколько крупных инвестиционных проектов. В небольших населенных пунктах отсутствует информационная, юридическая, организационная поддержка предпринимателей. А без этого невозможно даже начать свое дело.

Самарской области в 2008 году направлены заявки для участия в федеральном конкурсе по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ для создания и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес – инкубаторов).

Заявки области на сумму 70 млн 600 тыс. рублей признаны победителями конкурса по проектам: «создание бизнес – инкубатора в Самаре с привлечением средств федерального бюджета в размере 44 100 тыс. рублей»; «создание бизнес-инкубатора в Нефтегорском районе с привлечением средств федерального бюджета в размере 6 500 тыс. рублей»; «оснащение I пускового комплекса бизнес-инкубатора в Тольятти с привлечением средств федерального бюджета в размере 15 000 тыс. рублей»; «развитие производственного бизнес-инкубатора в Кинель-Черкасском районе с привлечением средств федерального бюджета в размере 5 000 тыс. рублей».

Отметим, что средства федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования за счет областного бюджета.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Сельский лад»

1. Технико-экономическая характеристика ООО «Сельский лад».

В данной работе будет рассмотрено торговое предприятие «Сельский лад». Предприятие находится в г. Похвистнево Похвистневского района по адресу: ул. Комсомольская, 19. Предприятие было образовано в 1995 году в виде ЧП, затем реорганизовано на основании учредительного договора от 5.02.2002 года одним учредителем с суммой уставного капитала в размере 10000 тыс. руб. Сейчас по своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Сельский лад» действует на основании Устава.

Миссия организации- предоставление людям качественных товаров в ассортименте и по ценам достаточным для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия.

Основной вид деятельности ООО «Сельский лад»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.

ООО «Сельский лад» занимается продажей следующих видов товара:

·          моющие средства;

·          средства личной гигиены;

·          оргтехника;

·          бытовая техника;

·          посуда;

·          продукты питания.

Режим работы ООО «Сельского лада»:

Понедельник-пятница с 9 часов до 18 часов;

Суббота и воскресенье с 9 часов до 14 часов.

Управление персоналом.

Под персоналом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.

По численности работающих ООО «Сельский лад» является микропредприятием.

На предприятии работают 12 человек:

·          заведующий магазином;

·          бухгалтер;

·          товаровед;

·          продавцы – 5 чел.;

·          грузчики – 2 чел.;

·          водитель;

·          техничка.

Все права и обязанности работодателя и работника соблюдаются согласно Трудовому кодексу РФ (ст.63-250) и отражены в трудовом договоре с работником.

Рассмотрим численность, состав, структуру персонала. Анализ приведен в табл. 1.1.


Таблица 1.1

Анализ структуры трудовых ресурсов по категориям персонала.

Показатели 01.01.2005г. 01.01.2006г. 01.01.2007г. Абсол. изменение, чел.(2005 к 2007) Темп изменения, %(2005 к 2007)
Чис-ть, чел. Уд. вес, % Чис-ть, чел. Уд. вес, % Чис-ть, чел. Уд. вес, %
Среднесписочная численность персонала, всего 15 100 14 100 13 100 -2 86,66
административно-управленческий персонал 5 33,33 4 28,57 4 30,76 -1 80,00
Продавцы 6 40,00 6 42,85 5 38,46 -1 83,33
Грузчики 2 13,33 2 14,28 2 15,38 0 100
Водитель 1 6,66 1 7,14 1 7,69 0 100
Техничка 1 6,66 1 7,14 1 7,69 0 100

При возникновении необходимости подбора нового сотрудника администрация пользуется услугами СМИ, кругом знакомых. При приеме на работу человек получает вводный инструктаж. Оговариваются условия труда и размер оплаты труда. Устанавливается испытательный срок на 3 месяца.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов