Рефераты

Курсовая: Англо-германские отношения в межвоенный период

марок, в 1928 году - 135 миллионов марок. В акционерное общество Германии было

вложено 126,04 миллиона марок. Всего в 1924-1928 гг. официальные английские

капиталовложения в Германии составили 187,5 миллионов долларов.

1 24 процента всех краткосрочных и 12 процентов долгосрочных кредитов,

полученных Германией, приходилось на долю Англии, которая стояла на втором

месте в мире, после США, в числе германских кредиторов. На 30 сентября 1933

года Англия выдала Германии кредитов на сумму в 132 миллиона фунтов стерлингов

(1718 миллионов марок).2 Ведущую роль в

качестве посредника между английскими финансистами и германскими монополиями и

банками играл Лондонский банк «Генри Шредер энд Ко», выплативший в

1924-27 гг. различным германским банкам и монополиям около 13 млн. Долларов и 8

млн.фунтов стерлингов. Большую часть английских займов Германия получила от

Английского банка и от банка «Генри Шредер энд Хиггинсон». В Германии

существовала разветвленная сеть отделений английских банков. Английские

монополии имели крупные пакеты акций в ряде отраслей германской промышленности.

Важную роль в возрождении военно-промышленного комплекса Германии играли

нефтяные монополии Англии и в первую очередь «Роял Датч Шелл». Они вложили в

германскую нефтяную промышленность около 200 млн. марок. Возрождение германской

промышленности при активном участии частного английского капитала шло при

непосредственной поддержке английского правительства. Такая широкомасштабная

поддержка возрождающейся экономики Германии английским капиталом

свидетельствует не только о заинтересованности английских финансовых и правящих

кругов в налаживании тесных связей с Германией, но и об уверенности

Великобритании в германской экономике и политике.

Однако Локарно не решило всех проблем в «германском вопросе». Главные из них -

это вопросы о вооружении Германии и ее репарациях. Германия продолжала не

выполнять условия Версальского договора и решения различных конференций по этим

двум ключевым вопросам в международных отношениях на европейском континенте в

20-е годы нынешнего столетия. Германия наращивала численность и мощь

вооруженных сил под видом различных «полиций» и «патриотических ассоциаций». 30

мая 1925 года Германии была вручена нота союзников по вопросу о разоружении, в

которой содержался перечень бесчисленных нарушений Германией постановлений о

разоружении. Как справедливо замечает В.М.Турок в своем исследовании о Локарно,

«проще было бы отметить, что Германия вообще не выполняла своих обязательств по

разоружению.»1 Германское руководство

объясняло необходимость увеличения своей армии большевистской угрозой.

Правительство Великобритании не особо усердствовало в пресечении подобных

нарушений, так как в интересах Англии было, чтобы Германия имела достаточно

сильную армию как оппонент Франции на континенте. 24 ноября 1926 года

английский посол в Берлине сэр Рональд Линдсэй в разговоре со Штреземаном

сказал, что по мнению Великобритании, 99 процентов разногласий, касающихся

разоружения Германии, уже улажены, и Остин Чемберлен готов обратиться к Франции

и Италии с предложением о снятии военного контроля. В результате, на 43-й

сессии Совета Лиги наций в Женеве в декабре 1926 года было решено заменить

контроль союзников бумажной фикцией - «правом контроля Лиги наций». Французская

пресса отмечала после этого, что «из гарантий, предоставленных Франции

Версальским договором, им придется вычеркнуть разоружение Германии».

1 Кроме того, при активнейшем вмешательстве Англии, не дожидаясь выполнения

Германией всех ее обязательств по разоружению, осенью 1925 года началась

эвакуация союзниками оккупированной Кельнской зоны. Позже Великобритания

заявила о своем намерении завершить эвакуацию Рейнской области в конце 1929

года. Это было объяснено слишком большими расходами, связанными с оккупацией

германских территорий, составившими на 1 сентября 1927 года, сумму в 306 млн.

фунтов стерлингов.1

В рамках тесного англо-германского политического и экономического сотрудничества

в октябре 1926 года, в атмосфере строгой тайны, прошла конференция крупных

промышленников Англии и Германии в Ромси, близ Саутгемптона. Делегацию

Великобритании на ней возглавлял бывший министр торговли Роберт Хорн, Германии

- бывший рейхсканцлер Куно. На конференции обсуждались вопросы таможенной

политики, германских репараций, европейских долгов США, промышленности и

«русский вопрос». «Дейли геральд» передавала, что Англия резко осудила Германию

за подписание торгового договора с Советским Союзом от 24 апреля 1926 года.

3 Надо сказать, что тесные германо-советскоие отношения вызывали постоянную

озабоченность и претензии в Англии. Но Германия умело играла на довольно

сложных англо-советских отношениях и не собиралась отказываться ни от тесных

отношений с Великобританией, ни от хороших отношений с СССР. 16 апреля 1926

года германский посол в Лондоне Штамер в беседе с Чемберленом дал заверения от

том, что обязательства Германии по предполагаемому советско - германскому

договору не помешают ей выполнять свои обязанности как будущего члена Лиги

наций.1 Но, несмотря на все заверения

германской стороны, Англия постоянно ставила вопрос о нежелательности сближения

СССР и Германии. На конференции же в Рамси был создан агло-германский комитет

по координации экономических вопросов. В декабре 1926 года прошла еще одна, но

уже официальная англо-германская конференция промышленников в Лондоне. На ней

обсуждались следующие вопросы: создание системы двойного тарифа и общая

торговая политика обеих стран.2

Показателем единства английско-германской точек зрения в вопросе о

необходимости восстановления германской экономики в интересах всей Европы

является целенаправленная политика всей Великобритании на постепенное снижение,

а затем и отмену репарационных выплат Германии. В августе 1927 года

премьер-министр Великобритании С.Болдуин заявил в парламенте, что «разорение

Германии будет иметь роковое значение для Англии, ее союзников и всей Европы»,

потребовав принять меры к разрешению проблемы германских репараций.

3 Зная благожелательное отношение Англии в вопросе о репарациях, Германия

не выполняла своих обязательств по репарационному вопросу. В декабре 1927 года

министр иностранных дел Германии Штреземан заявил в Нюнберге о невозможности

для Германии в ближайшие годы выполнять финансовые обязательства по «плану

Дауэса».4 В апреле 1928 года в Германию

с неофициальным визитом прибыл английский министр по делам Индии лорд

Биркенхед, который встречался со Штреземаном. «Дэйли экспересс» писала, что

визит Биркенхеда носит далеко не частный характер и что стороны обсуждали

экономические вопросы и русско-германские отношения.

5 Биркенхед добивался, чтобы Германия последовала за Англией, разорвавшей

дипломатические отношения с СССР в 1927 году, обещая пересмотреть «план Дауэса»

и установить определенную, выгодную обеим сторонам сумму репараций. И хотя

Германия не пошла на разрыв с СССР , Англия стала активным участником

пересмотра «плана Дауэса». В конце декабря 1928 года, с согласия английского

правительства, был создан комитет экспертов по репарационному вопросу во главе

с американским финансистом Оуэном Юнгом, в котором Ангия была представлена

лордом Ревелстоком и Джоном Стэмпом, директором банка Англии.

1 В результате деятельности этого комитета (9 февраля - 7 июня 1929 года)

был организован «сверхбанк», в задачу которого входило регулирование получения

и распределения репарационных платежей Германии, контроль за операциями по

переводу иностранной валюты из Германии в другие страны, облегчение получения

Германией дополнительных рынков сбыта. Комитет экспертов пришел к соглашению о

замене «плана Дауэса» новым «планом Юнга». 31 августа 1929 года участники

конференции в Гааге подписали протокол к плану Юнга, а 20 января 1930 года

состоялось подписание всех соглашений. По «плану Юнга» размеры ежегодных

репарационных платежей были снижены до 2 млрд. марок, из которых 457 млн.

предназначались Англии, т.е. стали почти на полмиллиарда меньше нежели по

«плану Дауэса». Был также впервые указан конкретный срок выплат - 59 лет.

2 Но нормальному выполнению «плана Юнга» помешал мировой экономический

кризис 1929-33 гг., особенно тяжело ударивший по германской экономике.

Финансовое положение Германии в 1931 году становилось все более угрожающим.

Экономический кризис отбросил Германию к уровню 1895 года.

3 6 июня 1931 года германское правительство опубликовало манифест, в

котором говорилось, что «экономическое и финансовое положение рейха

настоятельно диктует необходимость освободить Германию от выполнения

невыносимых репарационных обязательств».4

Германское руководство искало поддержку

в сложившейся ситуации у Англии. В начале июня 1931 года Германская делегация в

составе рейхсканцлера Брюнинга, посла в Лондоне Нейрата и представителей МИДа

Германии Бернстрофа и Курциуса вылетело в Англию для осуществления зондажа в

отношении позиции Англии по репарационному вопросу. Англо-германские

переговоры, в которых со стороны Англии принимали участие премьер-министр

Макдональд, министр иностранных дел Гендерсон, министр торговли Ванситтарт и

другие официальные лица, прошли в Чеккерсе в начале июня 1931 года.

1 Обсуждались вопросы о борьбе с кризисом и об облегчении экономического

положения Германии. После них правительство Великобритании обратилось к США с

предложением о выработке совместных мер по облегчению экономической ситуации в

Германии. В результате был принят план президента США Герберта Кларка Гувера об

отсрочке на один год, с 1 июля 1931 года по 30 июня 1932 года, всех платежей по

межправительственным долгам и репарациям, вошедшие в историю как «мораторий

Гувера». Совместные англо-германские действия по преодолению экономического

кризиса продолжились переговорами, состоявшимися 27-28 июля 1931 года в

Берлине, на которых обсуждались меры для смягчения торговой конкуренции между

Англией и Германией.2 30 декабря 1931

года правительство Англии выступило с официальным предложением о созыве

репарационной конференции в феврале 1932 года. Англия отмечала, что в связи с

тяжелым экономическим положением Германии можно рассмотреть вопрос об отменен

репарационных выплат, чтобы Германия имела возможность продолжать платить по

более важным частным долгам. 2 февраля 1932 года министр финансов

Великобритании Невил Чемберлен выступил с предложением об отмене германских

репараций и военных долгов. Показательно, что бюджет Англии на 1932-33 гг. не

предусматривал поступлений от репарационных платежей.

3 В начале июня 1932 года в Лондоне состоялись англо-германские переговоры,

на которых министр иностранных дел Германии Нейрат вручил своему английскому

коллеге Саймону меморандум Германии с требованием об аннулировании германских

репараций.4 На состоявшихся 11-12 июня

1932 года англо - французских переговорах английская сторона высказала мнение о

том, что на предстоящей репарационной конференции выбор может быть лишь между

двумя решениями вопроса - отменой репараций без условий и отменой репараций на

определенных условиях ибо Германия все равно не может и не хочет, а значит и не

будет платить.1 16 июня 1932 года начала

работу Лозаннская конференция шестнадцати стран. Со стороны Англии в ее работе

принимали участие - Макдональд, Н. Емберлен, Саймон и министр торговли У.

Ренсимен. Со стороны Германии - рейхсканцлер фон Папен, Нейрат, министр

финансов граф Шверин фон Крозик и министр торговли Вармбольд. В очередной раз

Германия и Англия выступали на ней единым фронтом. Тем более, Германия заявила,

что пока не отменят репарации, она не сможет платить по частным кредитам, что

для Англии было важнее репарационных выплат. В результате 9 июля 1932 года был

принят «заключительный пакт» Лозаннской конференции, по которому Германии

предоставлялся трехлетний мораторий, после чего она должна была выплатить 3

млрд. марок, на чем ее репарации исчерпывались бы. На выплату этих 3х

млрд. марок Германии предоставили срок в 15 лет.

2 Энтони Иден отмечал, что «Лозанна достигла в финансовой области того, что

Локарно обеспечивал в области политики».3

То есть при активнейшем участии Англии с Германии наконец была снята финансовая

и экономическая зависимость от Запада. 17 ноября 1932 года на заседании

президиума конференции по разоружению английский министр иностранных дел Саймон

огласил декларацию своего правительства о замене военных постановлений

Версальского договора в отношении Германии конвенцией о разоружении. И с 6 по

11 декабря 1932 года на совещании пяти держав в Женеве - Англии, Германии, США,

Франции и Италии - была выработана декларация о предоставлении Германии и

другим странам, которых касались Версальские постановления о разоружении;

«равноправия в вооружениях в рамках системы безопасности, одинаковой для всех

стран».1 Таким образом, отныне, Германия

получала не только политическую и экономическую, но и военную самостоятельность

в системе европейских отношений.

Но тесные, а иногда и совместные действия Англии и Германии по различным

экономическим и политическим вопросам вовсе не означают, что между этими

государствами в период существования Веймарской республики не было

противоречий. Они были. Английские уступки Германии объяснялись не альтруизмом

Великобритании и не англо - германской дружбой, а прагматичными интересами

Англии в том или ином вопросе. Одним из противоречий были тесные германо -

советские отношения, о которых уже указывалось, и которые вызывали постоянное

недовольство Великобритании. Вторым - и пожалуй самым главным - частые

требования Германии о возврате ей хотя бы части ее бывших колоний. По

Версальскому договору от германских колоний, площадь которых в 1914 году

составляла 2952,7 тыс. км2, а население - 10176 тыс. человек, на

долю Англии достались колонии площадью в 2133,1 тыс. км2 с

населением 3990 тыс. человек.1 Но

постоянные требования Германии о возврате колоний Англия и слушать не хотела.

По словам Штреземана английский посол д,Абернон когда речь заходила

о германских колониях умышленно пропускал это мимо ушей, как и О. Чемберлен

2. Это, несомненно, вызывало определенные трения в отношениях между

Великобританией и Германией.

Говоря об англо - германских отношениях времен Веймарской республики необходимо

отметить взаимную заинтересованность Англии и Германии. Германия в лице Англии

нашла поддержку со стороны влиятельного государства в Европе по многим

политическим и экономическим вопросам. Англия желала скорейшего экономического

возрождения Германии для восстановления разбитой первой мировой войной

европейской экономики и «баланса сил» на континенте. Благожелательное отношение

Великобритании к Веймарской республике, продемонстрированное на нескольких

международных форумах 20х - начала 30х годов, явилось

крупной поддержкой для Германии, наращивавшей свою политическую, военную и

экономическую мощь. Тем самым Англия, желая избавиться от соперничества Франции

в борьбе за европейскую гегемонию и сохранить Германию как вполне вероятного

участника коалиции против «чумы советского коммунизма», сама взрастила для себя

мощного конкурента в рамках Европы и способствовала появлению еще более

разрушительного, чем коммунизм политического режима - германского фашизма.

II Англо - Германские взаимоотношения в 30-х годах.

Приход Гитлера к власти. Изменения Английской политики.

В январе 1933 года в Германии к власти пришел Гитлер. По словам И.М. Майского

(советский дипломат, историк, академик) сначала правящая Англия не принимала

Фюрера слишком всерьез. "Я хорошо помню, как не протяжении всего 1933 года

британские политики разных направлений - консерваторы, либералы, лейбористы -

еще спорили по вопросу о том, удастся ли Гитлеру удержаться у власти. Даже

такой опытный государственный деятель, как Венситтарт, занимавший в то время

ключевой пост постоянного товарища министра иностранных дел, как - то летом

1933 года в разговоре со мной сказал:

- У Гитлера очень много трудностей и врагов -

внутренних и внешних. К нему относятся подозрительно французы, бельгийцы,

чехи, поляки. Внутри нацисткой партии неспокойно. Есть люди, претендующие на

первое место в ее рядах, с которыми Гитлеру нелегко справиться. Не исключено,

что внутренняя драка приведет Нацистскую Германию к развалу. Надо подождать

да посмотреть.

Что ни коснется лейбористских лидеров, то они в большинстве своем были убеждены

в недолговечности Нацистского государства Германии".

1

Хотя Англичане вроде бы и не приняли Фюрера всерьез, Гитлер в "Майн Кампф" не

скрывал своих захватнических замыслов. Курс "Дренг нах остен" отнюдь не

исключал и развертывание агрессивных войн не Западе.

"Нам не нужна не западная, не восточная ориентации, - нам нужна восточная

политика, направленная на завоевание новых земель для немецкого народа. Для

этого нам нужна сила: для этого нам нужно прежде всего уничтожить стремление

Франции к гигемонии в Европе, ибо Франция является смертельным врагом немецкого

народа, она душит нас и лишает нас всякой силы".

2

Кроме этого, гитлеровцы детально разработали план захвата Англии - "операция

Зеелеве". После основания "тысячелетнего третьего рейха" гитлеровцы наметили

серию операций с целью "принять" колониальное государство Англии и Франции и

образовать гигантскую империю великой германии.

Сразу же после прихода к власти в Германии Гитлер начал вооружаться.

Равенство в вооружениях с Англией и Францией по договоренности, а если не

удастся - де - факто, ремитализация Рейнской области, аншлюс Австрии и полная

ликвидация условий Версальского договора - таковы были первые верхи его

внешнеполитической программы.

Менее чем через два месяца после прихода Гитлера к власти в кругах английского

кабинета родилась идея подписания "пакта четырех (Англия, Франция, Италия,

Германия). Документ, озаглавленный "политический пакт согласия и сотрудничества

между четырьмя западными державами" включал такие основные положения:

1

"I. Четыре западные державы - Италия, Франция, Германия и Великобритания -

принимают на себя обязательства во взаимоотношениях друг с другом

осуществлять политику эффективного сотрудничества с целью поддержания мира. В

области европейских отношений они обязуются действовать таким образом, чтобы

эта политика мира, в случае необходимости, была также принята другими

государствами.

II. Четыре Державы подтверждают, в соответствии с положениями Устава Лиги

наций, принцип пересмотра мировых договоров.

III. Италия, Франция и Великобритания заявляют, что в случае, если

Конференция по разоружению приведет лишь к частичным результатам, равенство

прав, признанное за Германией, должно получить эффективное применение.

IV. Четыре Державы берут на себя обязательство проводить в тех приделах, в

которых это окажется возможным, согласованный курс во всех политических и

неополитических, европейских и внеевропейских вопросах, а также в области

колониальных проблем."

Для обсуждения проекта "Пакта Четырех" Муссолини пригласил в Рим английского

премьер-министра Макдональда и министра иностранных дел Саймона. Вскоре

Макдональд использовал трибуну палаты общин для выступления в поддержку

пакта.

Гитлеровцы с радостью восприняли предложение о "Пакте Четырех". Он устраивал

их как нельзя лучше. Фон Липин заявил, что идея Муссолини "гениальна".

Немедленно был направлен ответ в Рим: Германия готова тотчас приступить к

переговорам. В силу ряда соображений проект поддержала и французская

дипломатия.

Но не все в то время знали, что инициатором пакта является вовсе не

Муссолини, а Макдональд, пожелавший остаться в тени. Вот один из документов:

". Как выясниться, - сообщал из Рима американский посол Лонг 24 марта 1933 года,

- идея создания группировки четырех держав обязана своим происхождением не

Муссолини, а Макдональду. Перед своей поездкой в Рим последний доверительно

обсуждал эту идею в Женеве, в частности с некоторыми сотрудниками (польскими)

Секретариата Лиги, а они сообщили об этом министру Гипсону. По данным этих

информаторов, главной заботой Макдональда было создание небольшого высшего

совета из главных европейских держав, совет заседал бы почти непрерывно и

принимал бы решения, которые исполнял бы обычный Совет Лиги."

1

В полной мере одобряя замысел Макдональда, правительство США хранило в тайне

полученные сведения.

В беседе с германским послом в Риме Хеселем 15 марта 1933 года Муссолини

отметил, какую огромную выгоду "Пакт Четырех" предоставлял фашистской Германии.

2

"Благодаря обеспеченному таким путем спокойному периоду в 5-10 лет Германия

сможет вооружиться на основе принципа равенства прав, причем Франция будет

лишена предлога предпринять что-либо против этого. В то же время возможность

ревизии будет впервые официально признана и будет сохраняться на протяжении

упомянутого периода. Система мирных договоров буде, таким образом,

практически ликвидирована."

15 июля 1933 года в рабочем кабинете Муссолини в подчеркнуто деловой

обстановке состоялось подписание "Пакта Четырех".

Глубокие империалистические противоречия между участниками пакта, прежде

всего между Францией и Германией, помешали его ратификации. Поощрительная

позиция Англии и Франции подтолкнула Гитлеровцев на скорейшую реализацию

планов вооружения Германии и подготовки захватнической войны.

С февраля 1933 года в Женеве работала Всеобщая конференция по разоружению.

Наглые домогательства гитлеровцев о предоставлении оружия встревожили мировое

общественное мнение. Поддерживая германские требования ревизии Версальского

договора, американская дипломатия сочла необходимым в этих условиях дать

Гитлеру несколько любезных советов.

Н.Девне: " Лучший способ добиться ревизии заключается не в том, чтобы все время

говорить об этом публично, а в том, чтобы действуя спокойно, использовать

конференции и комиссии для того, чтобы добиться исправления то тут, то там

различных постановлений договора".1

Такую же позицию занимала и Англия. Выдвинутый Британской дипломатией на

Конференцию по разоружению в марте 1933 года "План Макдональда", по оценке

одного из английских журналов, был "скорее похож на план перевооружения, чем

разоружения".

Генеральная комиссия конференции приняла его "за услугу последующих дискуссий".

"Исходным пунктом этого плана было принятие французской концепции армии с

кратким сроком службы - в данном случае он определялся в 8 месяцев, после

чего устанавливалось точнее численность войск для каждой страны. Численность

французской армии, составляло в мирное время 500 тыс. Человек, сокращалась до

200 тыс., а Германской - соответственно увеличивалась до такого же размера. К

этому времени германские вооруженные силы, хотя и не располагавшие еще

массовыми обученными резервами, которые может дать лишь систематическое

обучение новых контингентов рекрутов в течении ряда лет, по всей вероятности,

уже насчитывали более миллиона ревностных добровольцев, отчасти уже

вооруженных. При этом заводы, поддающиеся конверсии и частично уже

переведенные на выпуск военной продукции, производили для этих добровольцев

многие виды новейшего вооружения.

К концу первой мировой войны Франция, как и Великобритания, располагала огромным

количеством тяжелых артиллерийских орудий, в то время как орудия германской

артиллерии были уничтожены, как того требовал мирный договор. Макдональд

стремился ликвидировать это явное неравенство, предлагая с этой целью

установить для орудий подвижной артиллерии предельный калибр в 105 мм. или 4,2

дюйма. Существующие орудия калибром до 6 дюймов могли быть сохранены, но при

замене старых орудий новыми допускался калибр не свыше 4,2 дюйма. Собственно

британские интересы, отличные от интересов Франции, ограждались сохранением до

1935 года ограничений военно-морских вооружений Германии, установленных мирным

договором, по истечении же этого срока предлагалось созвать новую морскую

конференцию. Германии запрещалось иметь военную авиацию на период действия

соглашения, но три союзные державы должны были сократить свои собственные

военно-воздушные силы до 500 самолетов каждая".

1

Пока шло обсуждение, начались оживленные переговоры между представителями

германских деловых кругов и британскими авиационными фирмами (в частности с

"Фэйери") о поставки немцам самолетов, хотя Версальский договор категорически

запрещал это. Следует ли удивляться, что английский министр авиации Лорд

Лондондери, откровенный сторонник ремилитаризации Германии, в одну из частных

писем в марте 1933 года отметил: "Заботы Конференции по разоружению бесполезны.

Вопрос заключается в том, каким образом лучше избавиться от нее".

2

США и Англия на словах добивалась лишь "справедливости", на деле стремилась

получить ничем не ограниченную свободу для ускоренного перевооружения

Германии и подготовки войны.

Французы настояли на том, чтобы уничтожение их тяжелого вооружения было

отсрочено на 4 года. Английское правительство приняло эту поправку с

условием, что согласие Франции на уничтожение ее артиллерии будет

зафиксировано в специальном документе, который должен быть подписан

немедленно. Франция подчинилась этому требованию, и 12 октября 1933 года Сэр

Джон Саймон, посетовав на то, что Германия изменила за последние недели свою

позицию, представил проект этих предложений на рассмотрение Конференции по

разоружению.

Осенью 1933 года в результате переговоров между США, Англией и Францией был

выработан новый проект Конференции о разоружении. Но это уже не устраивало

гитлеровцев. Гитлер: ". необходимо вернуться к "первоначальному вопросу" т.е.

потребовать в ультимативном порядке разоружения других держав и заявить, что

если они отвергнут разоружение, откажут нам в равенстве прав или если

неприемлемый для нас проект будет поставлен на обсуждение, то мы покинем

конференцию, а также выйдем из Лиги наций."1

На следующий день 14 октября германское правительство заявило об уходе с

Конференции по разоружению. Оно объясняло свой шаг отказом других держав

разоружаться в соответствии с Версальским договором и тем, что Германии не

обеспеченно равноправие. 19 октября Германия заявила о выходе из Лиги Наций.

Когда Германия покинула Конференцию, Британцы поняли, что этот форум не

сможет примерить Францию и Германию в рамках европейской системы

безопасности. Реакция Британии учитывала данные о тайном перевооружении

Германии. В октябре 1933 года был создан Комитет по нуждам обороны, а в июле

1934 года согласованны программы развития 3-х видов вооруженных сил в

условиях бюджетного дефицита. Перевооружение замышлялось прежде всего как

средство принудить Германию начать переговоры. Если начальники штабов

предлагали провести сбалансированное переоснащение всех вооруженных сил,

особенно подчеркивая возможность войны с Японией, то политика во главе с

министром финансов Н. Чемберленом сосредоточила внимание на создание

"демонстративной" бомбардировочной авиации направленной против Германии. Это

было дешевле, учитывая трудности в экономике, а также соответствовало чувству

беспокойства общественности по поводу возможного германского удара с воздуха.

Существовала надежда, что Германию удаться склонить к принятию нового

европейского урегулирования в обмен на демонтаж версальских отношений, что

узаконило бы ее положение великой державы. Эту политику можно

охарактеризовать как "поиски англо-германской разрядки", подкрепленные

наличием эффективной бомбардировочной авиации, способной служить средством

сдерживания в современном понимании этого слова (однако к 1936 году эта

политика потерпела крах: Гитлер просто отменил Версальсальские ограничения в

одностороннем порядке).

Несмотря на резко отрицательное отношение к проекту "Восточного пакта",

правительство Англии не рискнуло открыто заявить об этом. Многовековой опыт

европейской политики Англии, строившийся на "золотом правиле" баланса сил,

подсказывал Форин офрнец, что создавшаяся ситуация имеет заманчивую

перспективу. Нельзя ли использовать Германию для срыва франко-советского

предложения и одновременно заработать на признательности гитлеровцев за

оказанную таким образом помощь?

Свою готовность поддержать идею "Восточного пакта" Сайман обусловил внесением в

договор существенных поправок. Во-первых, министр выразил озабоченность тем,

что "Восточный пакт" якобы выгоден Франции и России и ничего не дает Германии.

Он потребовал предусматривавшиеся пактом гарантии распространить и на нее.

Практически Франция должна была взять обязательства помогать Германии, если та

станет объектом агрессии. Во-вторых, Саймон заявил, что Германия должна

получить право на равноправие в вооружениях. Третья оговорка: "Восточный пакт"

должен создаваться "по образцу" Люкарнского договора (имелось ввиду действие

пакта подчинить Лиги Наций). Английское правительство полагало, что "Восточный

пакт" вывернутый Саймоном наизнанку, создает "полезные возможности" для

Германии. В Берлине же мнение Форин офис восприняли иначе. Готовясь к большой

войне за мировое господство, гитлеровцы имели ввиду до похода против СССР

укрепить позиции за счет соседей. "Советская Россия - большой кусок. Им можно и

подавиться, - рассуждал Гитлер в кругу приближенных, - не с нее я буду

начинать".1 Поэтому фашистская Германия

не хотела связывать себе руки пактом, даже в том виде, в каком его предлагал

Саймон.

В начале 1935 года по инициативе британского правительства состоялась англо-

французская встреча: от Англии - Макдональд и Саймон, от Франции - Фланден и

Лаваль. Своей главной задачей они провозгласили осуществление

непосредственного и эффективного сотрудничества с Германией. Итогом встречи

являлась обширная программа "умиротворение" Европы. В качестве приманки для

гитлеровцев Англия и Франция обещали, что при определенных условиях готовы

пойти на отмену военных ограничений Версаля и замену их общей конвенции по

"ограничению" вооружений на основе признания равенства прав германии. Среди

пунктов упоминался и "Восточный пакт" (Саймон писал о нем оговорку о

"свободно заключенном) английская дипломатия заботливо охраняла интересы

гитлеровцев.

Гитлеровцы хотели выяснить в первую очередь, насколько крепко согласие на

отмену военных ограничений увязано с другими пунктами программы. После

изучения документа они поняли, что главным было предложение западных держав

заключить "воздушный пакт". Германское правительство заявило о готовности

заключить "воздушную конвенцию", а остальные предложения обошло молчанием. В

качестве первого шага Берлин предложил Англии начать двусторонние переговоры.

Это была грубо сработанная ловушка для Саймона: заинтересовав перспективой

соглашения по вызывавшему беспокойство Англии вопросу (оборона от нападения с

воздуха), вбить клин в ее отношения с Францией. Игра удалась. Ответ гласил,

что Форин офис с радостью принимает предложение о Германо-Английском обмене

мнениями в результате уже имевших место двусторонних переговорах.

Одновременно английское правительство сообщило о намерении послать в Берлин

для переговоров министра иностранных дел - Саймона (прибудет 8 марта).

(Впервые за 60 лет министр иностранных дел Англии посетит Берлин).

В середине июля 1935 года в зале заседания английского адмиралтейства в

Лондоне пригласили германскую делегацию во главе с "послом для особых

поручений" Ребентропом. На одном из первых заседаний Ребентроп, следуя,

видимо указаниям "фюрера", изложил требования рейха: Германия претендует,

чтобы ее флот по своей мощи был не менее одной трети английского. Саймон

покинул заседание.

Непосредственным фоном для англо-германских переговоров являлась пространная

речь Гитлера, с которой он выступил 21 мая. "Фюрер клялся, что желает жить в

мире с западными державами, саму мысль о войне он отвергает, т.к. война

бессмысленна, бесполезна, ужасна. Германия торжественно признала свои границы с

Францией как окончательные, заключила пакт о ненападении с Польшей и не

намеренна вмешиваться во внутренние дела Австрии, ни присоединять ее. Она

согласна будет даже вернуться в Лигу Наций, когда устранят неравенство,

созданное Версальским договором. Плюс Германия будет строго соблюдать

территориальные постановления Версальского договора и Люкарнских соглашений".

1

Неудивительно после этого, что, несмотря на вызывающее поведение Реббентропа,

англо-германское морское соглашение очень быстро - 18 июня 1935 года - было

подписано. Оно удовлетворяло все требования гитлеровцев. Англия согласилась в

нарушение Версальского договора на создание рейхом военно-морского флота,

равного 35% флота Британской империи; в отношении подводного флота была

установлена еще более выгодная для Германии пропорция - 45%. При этом

предусматривалось, что в случае "исключительных", по ее мнению,

обстоятельств. Германия имеет право, предварительно информировав об этом

английское правительство, построить подводный флот равный британскому. Тоннаж

флота, разрешенного Германии по соглашению, был настолько велик, что его

создание загрузило бы германские верфи по меньшей мере на 10 лет.

"Немцам было разрешено построить 5 линкоров, 2 авианосца, 21 крейсер и 64

эсминца. Фактически же они имели к началу войны готовыми: 2 линкора, 11

крейсеров, 25 эсминцев и ни одного авианосца - т.е. значительно меньше половины

того, что мы так благодушно разрешили им построить".

2

Правительство Болдуина, подписывая это соглашение, рассчитывало, что строящийся

германский флот явится орудием Германии для войны против СССР на Балтике.

"Непосредственным результатом его явится то, - говорил Черчилль 22 июня 1935

года, - что тоннаж германского флота с каждым днем приближается к таким

размерам, которые обеспечат ему полное господство на Балтийском море, и очень

скоро одно из препятствий на пути к европейской войне постепенно начнет

исчезать. Что же касается положения на Средиземном море, то мне кажется, нас

ожидает очень серьезное затруднение".1

Черчилль и вслед за ним английская историография утверждают, что Англия будто

бы не была должным образом подготовлена ко второй мировой войне в военном

плане. Вряд ли это утверждение в полной мере соответствует истине. Известно,

что военные расходы Англии во второй половине 30-х годов были весьма

значительными, что изготовление вооружения и снаряжения для вооруженных сил

достигло большего размера.

Англия была втянута в бессмысленную политическую игру в цифры и слова по

поводу германского потенциала и того, что считать паритетом. Более того,

британское правительство уступило инициативу Гитлеру, чье внезапное заявление

в марте 1935 года о том, что Германия уже опередила Британию, повергло Уайт

Холл в смятение. Англия оказалась втянутой в гонку вооружений, в которую

вступила слишком поздно.

2. От политики уступок к политике умиротворения.

По версальскому договору на левом берегу Рейна, до границы с Францией,

Бельгией и Нидерландами, а также вдоль правого берега, на полосе в 50

километров, Германия не имела права держать вооруженные силы и возводить

укрепления. Это мешало Германии готовиться к захватам в Европе. Версаль

Гитлер уже отверг, очередь была за Люкарно. Нужен был лишь предлог.

27 февраля 1936 года палата депутатов французского парламента ратифицировала

наконец франко-советский пакт. Гитлер объявил, что от ныне он не обязан

соблюдать Люкарнский договор. Следовательно, на повестке дня встала аккупация

Рейнской зоны, это создало угрозу Франции.

7 марта 1936 года немецкая армия внезапно перешла Рейн.

стр.48

вооруженных сил.

В Лондоне все еще носился дух умиротворения. Премьер-министр зачитал

предупреждение, которое в тот же вечер он намеревался передать немцам через

посла.

Всю субботу 2 сентября правители Англии и Франции – Чемберлен и Галифакс в

Лондоне, Даладье и Боннэ в Париже – отчаянно изворачивались, пытаясь обойти

западню, которую сами себе приготовили. Выхода не было никакого, но они еще

не были в состоянии это понять.

К этому времени Невиль Чемберлен начал понимать, что лед, по которому он

носился, становился опасно тонким. «Мы дали, черт возьми, обещание проклятым

немцам, - кричал оратор в Гайд - Парке, - и что мы делаем, чтобы помочь им?

Черт возьми, ничего не делаем!»[1]. Шли

демонстрации, требования перейти правительству к действиям.

В 9 часов утра 3 сентября 1939 года Гендерсон вручил английский ультиматум

министру иностранных дел Германии. Ультиматум требовал, чтобы германское

правительство до 11 часов дня заявило о выводе немецких войск из Польши. Если

такого заявления не последует, Англия и Германия с этого момента будут

находиться в состоянии войны.

В телеграмме полномочного представителя СССР в Великобритании И.М. Майского в

Народный Комиссариат иностранных дел СССР говорилось, что «С 11 часов утра 3

сентября Англия находится в состоянии войны с Германией»

[2].

Война между Англией и Германией началась.

Заключение

Анализ отношения к Германии с 1919 по 1939 годы выявил несколько проблем:

Во-первых, несмотря на то, что Германия в годы первой мировой войны была

противником Англии, последняя была не заинтересована в полной ликвидации

германской государственности. Лондон послевоенную Вейморскую республику

рассматривал как «противовес» Франции, поэтому был заинтересован в усилении

британского влияния в немецкой республике.

Во-вторых, Лондонская конференция гарантировала западные границы Германии и

ее вступление в Лигу Наций, где были особенно сильны позиции Британии. Поэтому

правящие круги Англии пошли на дальнейшее сближение с Веймарской республикой,

щедро вложив в ее экономику инвестиции, и фактически поддержал пересмотр

германского репарационного вопроса.

В-третьих, (является самой войной), англичане продолжали считать, что

сильная, процветающая, но мирная Германия представляет собой не только

неизбежный, но и желательный фактор в Центральной Европе. Стремление французов

к разоружению и расчленению Германии постоянно отклонялось Лондоном. Также

отвергалось вплоть до начала политики сдерживания в 1939 году и стремление

французов окружить Германию с помощью системы союзов с восточноевропейскими

странами.

В-четвертых, британские политики все время сильно преувеличивали значение

совершенствования военно-воздушной техники. Страх перед бомбардировками,

начиная с 1933 года, вызвал перекосы в осуществлении программ перевооружения и

способствовал капитуляции в 1938 году.

В-пятых, британские лидеры неверно оценивали экономическое положение

нацистской Германии. Убежденные, что нацизм возник в ответ на экономические

трудности, они значительной мере основывали свою веру в «умиротворение» на том,

что экономические уступки могут иметь решающее значение. И напротив, в

1939-40-х годах это предположение о «перенапряженной» германской экономике

способствовало их уверенности в том, что Гитлеру необходимо победить быстро,.

если он хочет победить вообще. Последствия его завоеваний 1938-1940-х годов для

уменьшения имеющейся у Германии нехватки людских ресурсов, индустриальных

мощностей и сырья серьезно недооценивались.

В-шестых, эта уверенность была связана с продолжающимся неверным

истолкованием политики Германии. Механически перенося в 1933-1939 года

существующую в Германии в 1914 году полярность мнений, британские лидеры

рассматривали события с точки зрения соперничества в рейхе «умеренных» и

«экстремистов». При выработке британской политики «умиротворение», направленной

на поощрение умеренных, преувеличивалась как «умеренность» этих деятелей, так и

их значение в нацистской политической иерархии. Кроме того, англичане все время

неправильно понимали Гитлера – сначала недооценивали, считая его просто

непоследовательным сторонником великобританской политики, направленной в

основном на Восток Европы, затем убедили себя, что его ближайшей и главной

целью является уничтожение Британской империи.

Также заблуждения британских политиков относительно нацистской Германии

коренились в ошибках разведывательных служб. Сбор разведывательных данных был

не только недостаточным по объему, но и чрезвычайно фрагментарным. Разведслужбы

3-х видов вооруженных сил независимо друг от друга изучали соответствующего

рода война иностранных государств. Каждое ведомство привносило в

разведывательные оценки свои собственные страхи и свою озабоченность, отсюда

рост числа предположений, исходивших из наихудшего варианта развития событий.

Но самая большая проблема была не на уровне сбора информации и даже

организационной структуры, а в оценках. До 1939 года чересчур пессимистический

анализ британской военной мощи постоянно сочетался с чрезмерно оптимистической

оценкой Чемберленом намерений против Британии.

С 1933 года британское правительство так и не поняло по-настоящему характера

и динамики политического развития «третьего рейха». После Мюнхена А. Кедоген

сделал запись: «Неужели мы не могли перехватить инициативу? Почему мы не могли

заставить немцев гадать о наших намерениях и тем самым изменить ситуацию, от

которой мы уже столько лет страдаем, когда немцы заставляют гадать нас»

[3].

И все же в самом конце рассматриваемого периода британцы сумели поменяться с

Гитлером местами. К концу 1930-х годов и после ремилитаризации рейнской зоны

Австрии и Мюнхена фюрер, похоже, решил, что Англия готова молчаливо согласиться

с германской гегемонией на континенте.

В 1939 году Гитлер не ожидал, что англичане выполнят данную Польше гарантию и

объявят войну. Отказ Британии капитулировать нарушил его планы дальнейшей

экспансии, а ненападение на Россию втянуло его в войну на 2 фронта. В конце

концов, Британии с помощью союзников удалось исправить ошибки 30-х годов, хотя

и дорогой ценой.

1Реутов Г.Н. Правда и вымысел о второй мировой войне. М.,-1970. с.7.

2 там же, с.11

3 Год кризиса.1938-1939 гг. Документы и материалы в двух томах .М.,-1990

-Документы по истории Мюнхенского сговора 1937-1939 года. М.,-1971

1 Черчель У. Вторая мировая война. Т 1. М.,-1991

1 Мосли Л. Утраченное время. Как начиналась вторая мировая война. М.,-1972

2 Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба на кануне второй мировой войны. М.,-1979

3 Рейнольдс Д. Великобритания и «третий рейх».1933-1940 гг. // ННИ.,-1998, №3

4 Майский И.М. Воспоминания советского дипломата: 1925-1945 гг. М..-1987

5 Овсяный И.Д. Тайна в которой война рождалась. М.,-1975

1 Трухановский В.Г. Новейшая история Англии. М.,-1958

1 Черчилль У. Мировой кризис. – М., 1982. с 17

1 Черчилль У. Там же. с 22

2 Лемин И. М. Внешняя политика

Великобритании от Версаля до Локарио, 1919 – 1925 –М., 1947. с 75

1 Там же. с 110.

1 История дипломатии. Т.З. – М., 1965. с 162

2 Трухоновский В.Г. Внешняя политика

Англии на первом этапе общего кризиса капитализма. – М., 1962. с.21.

1 Ллойд Джордж Д. Правда о мирных переговорах. Т.1. М., 1957. с.347-357

2 История дипломатии. т.3. с. 153

3 Лемен И.Н., ук.соч., с. 123

1 Лойд Джордж Д., ук. соч., с.413.

2 Там же с. 303.

3 Цит. по: Новак К.Ф., Версаль. М., 1933. с.42

1 Д Абернон. Посол мира. Т. 1. М., 1981. с. 51-52

1 Ушаков В.Б., Внешняя политика Германии

в период Веймарской республики. М., 1958. с. 48

2 Лемин И.М., ук.соч., с. 351

3 Ушаков В.Б., ук.соч., с.52

4 Там же. с. 54

1 Лемин И.М., ук.соч., с. 377

2 Там же., с. 423

3 Там же. с. 428

1 Там же. с. 429..

2 Там же. с. 429

1 Ушаков В.Б., ук.соч., с. 32.

2 Лемин И.М., ук.соч., с. 263

1 Никонова С.В. Германия и Англия от Локарио до Лозанны. М., 1966. С.30.

2 Там же. С.30.

3 Лемин И.М., ук.соч., с.452.

4 Джордан В. Великобритания, Франция и

германские проблемы в 1918-1939 гг. М., 1945, с.299.

1 Локарнская конференция 1925 г. М., 1959. С.134-135.

2 Карой Л. Великобритания и Локарно. М., 1961. С.72.

3 Никонова С.В., ук.соч., с.53.

4 Локарнская конференция 1925 г. М., с.299.

1 Там же. С.307-308.

2 Никонова С.В. ук.соч., с.114.

3 Там же., с.64.

2 История дипломатии. Т.3. М., 1965, с.423.

1 Винцер Ю.И. Английские капиталовложения

за границей в период империализма. М., -1960, с.81.

2 Черчилль У. Вторая мировая война. Т.1. М., - 1991. С.48.

1 Турок В.М. Локарно. М.-Л., - 1949. С.66.

1 Межимпериалистические противоречия на

первом этапе общего кризиса капитализма. М., - 1959. С.179-180.

2 Никонова С.В., ук.соч., с.179.

3 Там же. С.163.

1 там же. с.123

2 там же. с.164.

3 Никонова С.В., ук.соч., с.262.

4 там же. с.264.

5 Волков Ф.Д. Англо-советские отношения: 1924-1929 гг. М., - 1958., с.351.

1 Ушаков В.Б., ук.соч., с.111.

2 Никонова С.В., ук.соч., с.266.

3 там же., с.287.

4 там же., с.270.

1 Никонова С.В., ук.соч., с.271.

2 там же., с.295.

3 там же., с.302.

4 Никонова С.В., ук.соч., с.311.

1 Никонова С.В. ук. соч., с.312

2 История дипломатии, т.3, с.233

3 цит. по: Трухановский В. Г., ук.соч., с.121

1 Никонова С.В. ук. соч., с. 324

1 Никонова С.В. ук.соч.,с.254

2 там же, с.257

1 Накануне: 1931 - 1939 гг.; Как мир был ввергнут в войну М., - 1991; с. 44 - 45

2 Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М., - 1975, с. 16 - 17

1 Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М., - 1975, с. 32

1 Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба

накануне второй мировой войны М., - 1979. с. 20

2 Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба

накануне второй мировой войны М., - 1979. с. 24

1 Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М. - 1975, с. 40

1 У. Чернилль. Вторая мировая война. Т. 1. М., 1991, с. 50 - 51

2 Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М. - 1975, с. 41

1 Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М. - 1975, с. 41

1 Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М. - 1975, с. 76

1 Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М. - 1975, с. 109

2 Черчиль У. Вторая мировая война. т. I М. - 1991, с. 72

1 Накануне: 1931-1939: как мир был ввергнут в войну. М. - 1991, с. 64

[1] - Мосли Л. Утраченное время: как

начиналась вторая мировая война. М., -1972, с.368

[2] - Год кризиса, 1938-1939 гг.

Документы и материалы в 2-х томах, т.2. М., -1990, с. 361

[3] Рейнольдс Д. Великобритания и «третий рейх» 1933-1940//ННИ, -1991, №3, с. 55

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов