Курсовая: Государство и церковь
отдел Наркомюста упраздняется, а его функции передаются Секретариату ВЦИКа.
Так завершилась деятельность «ликвидационного» отдела, который, несмотря на
многие свои недостатки, внес существенный вклад в дело проведения «церковной
политики» Советского государства.
1924—1929гг.
Середина 20-х гг. была переломным временем для страны. Завершилось
восстановление разрушенного в годы гражданской войны и интервенции народного
хозяйства. Шел поиск путей и методов строительства социализма в одной
отдельно взятой стране. Определились первостепенные практические и
перспективные шаги на этом пути. Отлаживался механизм взаимодействия
союзных республик, накапливался опыт работы общесоюзных органов управления.
Существенные изменения происходят и в духовной сфере, где бурно развиваются
различного рода инициативы: возникают республиканские и союзные общества,
союзы, организации, движения культурно-просветительного, спортивно-
оздоровительного и научно-технического характера.
Во всех республиках Союза произошли качественные изменения в государственно-
церковных отношениях. Во-первых, в основном была выполнена буржуазно-
демократическая программа в части решения «религиозного вопроса». Во-вторых,
наиболее крупные и влиятельные религиозные организации провозгласили и
реализовывали в своей деятельности курс политической лояльности к советской
власти. В-третьих, накоплен был теоретический и практический опыт
регулирования самых различных сторон жизнедеятельности религиозных
объединений, их отношений с государственными, общественными, хозяйственными
и иными организациями.
Таким образом, объективные условия сложившейся в стране социально-
экономической и политико-идеологической ситуации вызывали потребность и,
более того, необходимость во внесении в «церковную политику» союзного
государства определенных изменений. Нужно было отказаться от того, что не
выдержало испытание временем, и, прежде всего, от обусловленных политикой
«военного коммунизма» ограничений деятельности религиозных организаций;
выработать новые формы и приемы взаимоотношений государства и церкви. Для
продвижения на этом пути напрашивалось: во-первых, формирование органа,
ведавшего «церковной политикой» в общесоюзном масштабе, и во-вторых,
выработка общесоюзного законодательства о религиозных организациях.
Но, видимо, в руководстве партии и государства не была в полной мере осознана
необходимость придания государственно-церковным отношениям качественно
нового характера, да к тому же эти проблемы были оттеснены на
второстепенный план обостряющимися социально-экономическими проблемами в
стране, взаимоотношениями внутри партийно-государственной «верхушки». А
потому потенциальные возможности по конструктивному развитию государственно-
церковных отношений реализованы не были.
Не был сформирован общесоюзный орган, ведавший «церковной политикой». Хотя
Президиуму ЦИКа СССР и было предоставлено право принимать обязательные для
республик решения по принципиальным вопросам деятельности религиозных
объединений и духовенства, но на практике оно реализовывалось очень редко.
Отсутствие союзного закона о религиозных организациях приводило к тому, что
одни и те же вопросы — о порядке и условиях регистрации обществ и групп,
закрытии культовых зданий, налогообложении духовенства, совершении
богослужений, обрядов и церемоний, осуществлении религиозной пропаганды и т.
д.— разрешались в республиках не только различными ведомствами, но и по-
разному. Отсутствовал и общесоюзный учет религиозных объединений, что не
позволяло правительству объективно оценивать масштабы и значимость
процессов среди верующих и духовенства, затрудняло выработку долговременной
«церковной политики».
В РСФСР, после упразднения V (ранее VIII) отдела Народного комиссариата
юстиции, государственную политику в «церковном вопросе» определяли ВЦИК
(прежде всего его Президиум и Секретариат) и Совнарком (в лице Объединенного
государственного политического управления и Наркомата внутренних дел).
ВЦИК разрабатывал и принимал законодательные акты, инструкции и циркуляры,
бывшие руководством к действию для местных органов власти, выносил
окончательные решения по таким вопросам, как регистрация и снятие с
регистрации обществ и групп, закрытие и дальнейшее использование молитвенных
зданий и культового имущества, и некоторым другим.
На НКВД в отношении религиозных организаций возлагались обязанности: общий
надзор за их деятельностью, регистрация (в том числе и уставов) и учет;
контроль за исполнением декрета об отделении церкви от государства; выдача
разрешений на проведение съездов; пресечение нарушений законодательства о
религиозных культах. ОГПУ контролировало политическую сторону деятельности
духовенства и органов церковного управления. Следует добавить, что в
осуществлении решений ВЦИКа важную роль играли и другие наркоматы: юстиции,
финансов, просвещения.
Содержание и характер «церковной политики» впрямую зависели от соотношения
основных сил — ВЦИК, НКВД и ОГПУ. Для 1924—1927 гг. характерно примерное
равновесие между этими организациями и степень их влияния на «церковную
политику».
Но постепенно практическое осуществление «церковной политики»
сосредоточивалось в руках ОГПУ и НКВД Одновременно вначале происходит едва
заметная, а затем все более очевидная переориентация в области
регулирования жизнедеятельности религиозных организаций в обществе
«строящегося социализма» на меры административно-командные, направленные на
ограничение их деятельности и вытеснение на периферию общественной жизни,
замыкание рамками отправления богослужения, обрядов и церемоний
Инструкциями ВЦИКа «воспрещалось» на молитвенных собраниях «сектантов»
обсуждение экономических, политических и культурно-просветительных вопросов,
а также «учреждение» детских, юношеских и женских кружков при религиозных
организациях. Устанавливались ограничения, а затем и полный запрет на
хозяйственную, благотворительную деятельность.
В начале 1927 г. НКВД предлагает в развитие декрета об отделении церкви от
государства разработать новую инструкцию по его применению. Но вскоре этого
показалось недостаточно, и принимается решение выработать законопроект,
регулирующий деятельность религиозных организаций в РСФСР, но который, будучи
принят ЦИКом и СНК СССР, послужил бы образцом для других республик и лег бы
в основу общесоюзной «церковной политики». В работе над ним, продолжавшейся
до 1929 г., приняли участие Антирелигиозная Комиссия ЦК РКП (б), НКВД, НКЮ,
ОГПУ.
Проект получил название «Положение о культах и культовом имуществе», включая
в себя 33 статьи, определявшие порядок организации «групп верующих» и их
права, правила пользования культовыми зданиями и имуществом, проведения
религиозных шествий, церемоний и обрядов; условия строительства новых
молитвенных зданий и проведения церковных сборов.
В статьях первой части проекта закона — «Общие положения» — были изложены
основные идеи ленинского декрета об отделении церкви от государства: о праве
граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, о равенстве
граждан независимо от их отношения к религии, о праве свободного исполнения
религиозных обрядов, о недопустимости уклонения от исполнения гражданских
обязанностей в связи с религиозными убеждениями и «возможности» изъятия
этого положения по решению суда, о национализации церковного имущества и т.
п.
Однако присутствовали и отклонения от декрета. Например, в статье 6,
касающейся «преподавания религиозных верований», из ленинской формулировки
была снята заключительная ее часть, гласившая, что «граждане могут обучать и
обучаться религии частным образом». Тем самым предполагалось ввести запрет на
религиозное обучение (и для взрослых и для детей) в частной, семейной жизни
граждан. Кроме того, проект предусматривал возможность существования
религиозных организаций лишь в одной форме — в виде групп верующих, чья
деятельность связывалась исключительно с культовым зданием и совершением в
нем религиозных треб и обрядов. Отныне не допускалась деятельность
«церковных и религиозных обществ», ранее действовавших наравне с частными
(культурно-просветительными, научными и т. п.) обществами, рамки
деятельности которых не ограничивались культовым зданием.
Вводилось и ограничение на отправление культа и произнесение проповедей,
которые отныне были «свободны» лишь в том случае, если имели «исключительно
религиозный характер», «не нарушали распоряжения властей» и не были
«направлены против основы диктатуры пролетариата».
Проект обсуждался в различных центральных ведомствах, и было признано
«нецелесообразным» выносить его на утверждение. В частности, объяснялось это
тем, что «рассматриваемый проект не вносит чего-либо нового в основной закон
от 23.01.18 г. и не выявляет каких-либо особых положений, требующих своего
разрешения в законодательном порядке». Правда, отмечая слабости проекта,
НКВД не внес конкретных предложений по его качественному обновлению, а вновь
предложил ограничиться принятием ведомственной инструкции в качестве
«единого руководства по применению и проведению в жизнь закона (декрета) об
отделении церкви от государства и школы от церкви». Общая направленность
этой инструкции — введение множества дополнительных, к ранее существовавшим,
ограничений, ужесточение контроля за деятельностью религиозных организаций,
расширение зоны запретов и вместе с тем сужение поля самостоятельности в
действиях верующих и религиозных общин.
Трудно сказать, намеренно или нет, не было замечено тех отступлений от
ленинского декрета, о которых говорилось выше и которые уже содержали в себе
потенциальную возможность «ограничительного уклона» в законодательстве о
культах. Так же как и трудно сейчас определить, почему, подвергая критике
данный проект, не было указано на его основную, по моему мнению, слабость,
на то, что он не мог стать документом, плодотворно развивающим декрет.
Составители проекта не смогли (или не захотели) попытаться с учетом новых
общественно-политических условий преодолеть ограниченность декрета, связанную
с конкретно-историческими условиями, в которых он принимался, и по-новому
решить насущные проблемы: о предоставлении религиозным организациям прав
юридического лица, формах и пределах религиозной пропаганды и обучения
религии, о церковной собственности, о месте религиозных организаций в
структуре общества.
Можно предполагать, что неприемлемой казалась сама попытка принятия закона,
ибо к этому времени сформировалось убеждение, что религиозную сферу
предпочтительнее регулировать не через закон, а с помощью ведомственных
инструкций и циркуляров.
Обсуждение проекта союзного закона происходило на фоне развернувшейся в
обществе оживленной дискуссии о перспективах существования религии, о
функциях религиозных организации в социалистическом обществе, формах и
предназначении «антирелигиозной работы», ее соотношении с общей
идеологической работой, партии и воздействии на процессы секуляризации.
Предлагаемые решения этих и подобных вопросов несли на себе отпечаток
сложной общественно-политической ситуации в стране, когда все более
отчетливо проявлялись отход от ленинской концепции строительства
социализма, забвение марксистско-ленинских принципов государственно-
правового регулирования деятельности религиозных организаций.
Ситуация усугубляется, когда в общественное сознание привносится «теория» об
обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма,
размежевавшая советское общество на два непримиримых лагеря — пролетариат и
крестьянство, с одной стороны, и «буржуазно-капиталистические слои» - с
другой. Религиозные организации объявляются проводниками буржуазного
влияния, агентами «кулацко-нэпманской агентуры». Все чаще звучат утверждения,
что деятели религиозных организации принимают активное участие в
антисоветской работе кулачества, агитируют против сдачи хлеба государству и
мероприятий по коллективизации и социалистическому переустройству сельского
хозяйства. Раздаются призывы бороться с религией не как с «отвлеченной идеей
о Боге», а как с «контрреволюционной силой».
В этих условиях в начале 1929 г в директивных органах сформулировалось мнение
о необходимости выработки специального партийного постановления по
«религиозному вопросу», которое одновременно было бы «руководящим документом»
и для государственных органов. Такой подход, по существу, отвергал, делал
ненужным союзное законодательство о религиозных культах, хотя и сохранял за
республиками право на принятие республиканских законов «о религии и церкви».
В феврале 1929г. за подписью секретаря ЦК ВКП (б) Л. Кагановича в
республиканские, краевые, областные, губернские и окружные партийные комитеты
рассылается письмо ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы»
(принято 24.01.29 г.). В нем была предпринята попытка проанализировать
ситуацию, сложившуюся в стране в религиозной сфере, выявить успехи и неудачи
антирелигиозной работы; наметить ближние и перспективные цели и задачи в
данной области партийных, государственных, хозяйственных и общественных
организаций.
В письме констатируется, что в стране активно развивается «процесс изживания
религиозности», который, однако, «тормозится», во-первых, недостаточным
вниманием к этой работе со стороны «партийцев, комсомольцев, членов
профсоюза и др. советских организаций», а во-вторых, оживлением деятельности
религиозных организаций, их стремлением приспособиться к новым социальным
условиям. Обосновывая необходимость преодоления этих «тормозов» в
антирелигиозной работе, составители письма обращаются к характеристике
политических позиций религиозных организаций. При этом они, исходя из
постулата об обострении классовой борьбы в ходе социалистического
строительства, зачисляют духовенство, активных рядовых верующих, органы
церковного управления и религиозные организации в разряд противников
социализма. Им предъявляются обвинения в «мобилизации» реакционных и
малосознательных элементов в целях «контрнаступления на мероприятия
советской власти и компартии».
Присутствует в письме и упоминание о недопустимости применения в отношении
религиозных организаций и верующих «административных мер», «поверхностной
клерикальной борьбы с попами», но это не более чем проформы ради. И в этом
достаточно убедиться, обратившись к тем конкретным задачам, которые ставятся
перед партийными, государственными, хозяйственными и общественными
организациями.
Спущенное на места письмо, по сути своей, развязало руки местным работникам,
санкционируя «силовое» давление на религиозные организации. И все это под
аккомпанемент высказываний о контрреволюционном характере религии и смыкании
религиозных организаций с контрреволюционными организациями. И все это
утверждалось вопреки заявлениям руководителей религиозных организаций о
лояльности к советской власти, которые теперь «подавались» общественному
мнению как «прикрытие» их подлинных антисоветских настроений и действий.
Что касается верующих и их руководителей, то они мгновенно отреагировали на
изменившуюся ситуацию. К примеру, Всесоюзный совет евангельских христиан
(Ленинград) писал в феврале 1929 г. в ЦИК СССР: «Мы получаем с мест целый
поток писем, телеграмм и сообщений всякого рода, из которых видно, что на
наши общины и их членов предпринят определенный нажим административного
характера в различных направлениях».
Популярна стала и практика проведения сходов, собраний, митингов, на которых
простым большинством голосов, зачастую в отсутствие «заинтересованной
стороны», принимались решения, быть или не быть действующей церкви, мечети,
синагоги, молитвенному дому в населенном пункте. Вот типичная для тех лет
выписка из протокола рабочего собрания фабрики «Красный Октябрь»
(Средневолжская область), состоявшегося 15.03.29 г.: «Слушали: О закрытии
церкви. Постановили: ...Считаем, что церковь, как рассадник религиозного
дурмана, нам не нужна... Поручаем горсовету и прочим организациям немедленно
церковь закрыть, помещение же церковное использовать под школу.
6 апреля 1929 г. в справке НКВД о религиозной ситуации в стране,
представленной в ЦК ВКП(б), утверждалось, что «религиозники» организуют
антисоветские выступления масс, прежде всего крестьянства; оказывают
«давление» на низовые местные органы власти при перевыборах в Советы; создают
подпольные контрреволюционные организации; распространяют антисоветские
листовки, терроризируют активистов-безбожников и поддерживают движение за
открытие и постройку церквей.
Однако при знакомстве с фактическим обоснована ем как этого, так и других
документов бросается в глаза случайность фактов, их «мелкость», заданность
выводов. Единичные примеры деятельности конкретных священников подаются как
явление организованного сопротивления, законные требования верующих об
открытии и строительстве церквей, проведении религиозных шествий и т. п.
расценивается как антисоветская деятельность.
ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТОВ
ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ВЦИК (1929-1934 гг.)
8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает постановление «О религиозных
объединениях» , которое, хотя и подвергалось в дальнейшем уточнению,
редактированию, дополнению, но в целом сохранялось как действующее вплоть
до 1990 г. Оно законодательно закрепило ставшее к этому времени
господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься
какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворением религиозных
потребностей верующих, и преимущественно в рамках молитвенного здания, что
следует «вытеснить» религиозные объединения из всех сфер общества, где до
этого они имели право действовать, и запретить им какой-либо вообще «выход» в
общество. По сути, религиозные общества превращались в «резервации» для
исповедующих те или иные религиозные убеждения граждан. Одновременно
деятельность их обставлялась множеством ограничительных и жестко
регламентирующих условий.
Справедливости ради надо отметить, что Постановление несло в себе и
позитивное содержание, отвергая некоторые ошибочные предложения, заложенные в
проект союзного законодательства о культах, определяя условия образования и
функционирования религиозных обществ, совершения обрядов и треб и т. п. Но,
к сожалению, очень скоро выяснилось, что многие из этих позитивных статей в
условиях развертывающегося процесса «изгнания религии» из общества не
реализовывались на практике.
Одновременно Президиум ВЦИК на заседании 8 апреля 1929 г. для рассмотрения
вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений, образовал
Постоянную комиссию по вопросам культов под председательством П. Г.
Смидовича и в составе представителей таких ведомств, как НКВД, Наркомюст,
Наркомпрос, ВЦСПС и уполномоченного ОГПУ при СНК РСФСР. На деятельности этой
комиссии мы еще подробно остановимся, а сейчас посмотрим, как установки
письма Л. Кагановича сказались на государственной политике в «религиозном
вопросе».
На состоявшемся в мае 1929 г. XIV Всероссийском съезде Советов наряду с
задачами социально-экономического и культурного развития страны много
внимания было уделено «религиозному вопросу». В докладах председателя
Совнаркома РСФСР А. И. Рыкова о пятилетнем плане развития РСФСР и Наркома по
просвещению А. В. Луначарского о задачах культурного, строительства этой
теме уделялось особенно много места. Оба они исходили из посылки, что в
обострившейся классовой борьбе «религия и церковь» оказываются на стороне
антисоциалистических сил. А. И. Рыков говорил, характеризуя обстановку в
обществе: «Остатки капиталистических классов — кулаки в деревне, нэпманы в
городе и представители старой идеологии, идеологии религиозного дурмана и
частной собственности среди интеллигенции — оказывают и будут оказывать
всяческое сопротивление делу организации нового общества. Отсюда то
обострение классовой борьбы, которое мы переживаем в настоящее время. Любое
затруднение, встречающееся на нашем пути, классовый враг, конечно,
использует для борьбы с диктатурой пролетариата и для того, чтобы создать
щель и разлад в союзе рабочего класса с крестьянством».
Еще более резко говорил о месте и роли религии и церкви А. В. Луначарский. По
его мнению, культурное строительство должно сопровождаться борьбой «с двумя
главными нашими культурными врагами, со всевозможными церквами и религиями, в
каких бы то ни было формах». И далее: «Это — враг социалистического
строительства, и он борется с нами на культурной почве. Школа и все
культурные учреждения — батареи, которые обращены против религии со всеми ее
ужасами, пакостями, со всем позором узкого национализма, особенно
сказывающемся в антисемитизме». Луначарский видел «опасность» не столько со
стороны русского православия, сколько со стороны «реформированной религии»—
сектантства, а потому требовал, чтобы «все наши культурные учреждения, от
школы до театра, от академии наук до изб-читален, должны рассматриваться
нами как работающие на фронте отражения религиозной опасности и вместе с тем
как средство излечения масс от этой дурной болезни».
Но конечно, в выступлениях А. И. Рыкова и А. В. Луначарского была не только
дань «конъюнктуре» идеологических установок. Они предупреждали от
поспешности в «антирелигиозной работе», от увлечения принудительными
административными мерами, настаивали на необходимости безусловного соблюдения
недавно принятого закона о культах.
Первая, обязательная, часть их выступлений нашла горячую поддержку, ибо
соответствовала настроениям делегатов, и они со своей стороны призывали:
усилить борьбу за закрытие церквей, изымать культовые здания под социально-
культурные нужды, бороться с престольными праздниками, «поповским» и
«религиозным дурманом», сокращать тиражи религиозной литературы, поддерживать
коллективные обращения «активистов» о закрытии церквей, не позволять
ремонтировать культовые здания, не поддерживать просьбы верующих об
оставлении в их пользовании зданий, снимать колокола. Однако вторая часть —
защита прав и интересов верующих и религиозных организаций — вызвала со
стороны некоторых участников съезда резкое неприятие.
К примеру, представитель Владимирской области Никитин заявил:
На съезде был совершен еще один шаг от демократии к законодательному
закреплению административного диктата в отношении религиозных организаций.
Съезд изменил статью 4 Конституции РСФСР. Вместо признания за гражданами
«свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» отныне статья 4
гарантировала лишь «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной
пропаганды». В стенограммах съезда не содержится какого-либо развернутого
объяснения причин, побудивших к этому изменению. Лишь указывалось, что
поправка «вносится в целях ограничения распространения религиозных
предрассудков путем пропаганды, используемой весьма часто в
контрреволюционных целях».
Стоит еще раз подчеркнуть, что данный тезис был намеренно неверен. Слов нет,
отдельные факты нарушений законов со стороны верующих и духовенства были, но
сами документальные материалы тех лет, сохранившиеся в архивных фондах НКВД,
не дают оснований говорить о наличии со стороны религиозных организаций
какого-либо организованного и целенаправленного политического противодействия
советской власти. Не было организации, ставящей задачу ее свержения.
Наоборот, практически религиозные организации всех конфессий делали
неоднократные заявления о политической лояльности. Под «контрреволюционные
деяния» были умышленно отнесены требования верующих обеспечить им условия
отправления религиозных потребностей.
В июне 1929 г состоялся II съезд Союза воинствующих безбожников, определивший
антирелигиозную борьбу как один из важнейших участков классовой борьбы, одну
из важнейших сторон социалистического наступления как в городе, так и в
деревне. Лозунгом антирелигиозного движения стал призыв: «Борьба с религией —
есть борьба за социализм». О содержательной стороне его можно судить, в
частности, по выступлению Н. И. Бухарина на этом съезде:
«Борьба с религией стоит в порядке дня, она актуальна. Она актуальна и с
точки зрения всего реконструктивного периода в целом. Но она является
актуальной и с точки той особой, специфической оригинальной полосы, в которой
мы живем, когда заострение классовой борьбы обрисовалось по всему фронту и
когда наши противники используют формы религиозного лозунга, религиозного
пароля, религиозной человеческой организации, начиная с церкви и кончая
различными видами сектантских организаций, для борьбы с социалистической
серединкой нашего хозяйства, для ожесточенного сопротивления повседневному
продвижению социалистических форм нашего хозяйства, для использования в
реакционных целях наших трудностей, наших прорех, наших болезней.
Особенность переживаемой полосы заключается, между прочим, и в том, что
всякий оттенок нашего классового противника хочет закрепиться в ряде
организаций религиозного типа. Антирелигиозный фронт кричаще ясно виден, как
фронт классовой борьбы».
Летом 1929 г. ситуация резко изменилась. Наиболее нетерпеливые советские
работники, активисты «антирелигиозного движения» осуществляли на местах
массовое закрытие церквей, игнорируя настроения и пожелания верующих, с
издевательством над их чувствами и надругательствами над предметами культа. И
все это подавалось как «проявление революционной активности», как исполнение
желания масс «покончить со всем, что напоминает о религии». А право и желание
неверующего большинства рассматривалось как достаточное основание для
проведения подобного курса. Ведь нельзя же в самом деле, утверждали
«активисты», принимать во внимание настроение меньшинства, да еще, как
правило, представляющего из себя «чуждый элемент», «врагов», лиц, не
желающих идти в колхоз.
Взрыв «антирелигиозной активности» серьезно отразился на социально-
политической ситуации в стране, особенно в деревне: недовольство и протест со
стороны верующей части населения, а в ряде районов — вооруженные
столкновения, перераставшие в локальные восстания. Стремясь выправить
ситуацию, ЦК ВКП(б) в июне — июле направляет в партийные органы на места
специальный циркуляр «О тактичном подходе в деле закрытия церквей» ;(подписан
В. М. Молотовым). И хотя в нем ЦК «категорически» предложил всем партийным
органам «повести решительную борьбу с извращениями в практике закрытия
церквей и других молитвенных домов», содержащиеся в нем правильные призывы,
указания и предложения существенно на улучшение обстановки в «религиозном
вопросе» не повлияли. На местах предпочитали быть подвергнутыми критике за
поспешное, с нарушением закона проведенное закрытие молитвенных зданий, чем
быть уличенными в отступлении от «идеологических установок» партии на
«противоборство» с религией. Ведь это автоматически зачисляло «сомневающихся»
и «колеблющихся» в разряд лиц, отвергающих «генеральную линию» партии,
грозило им зачислением в разряд «внутренних врагов» партии, проявляющих
«оппортунизм» и «примиренчество» в борьбе с «религиозной идеологией» —
«важнейшим препятствием на пути социалистического переустройства и
преодоления буржуазного и мелкобуржуазного влияния на трудящиеся массы».
Да и как было «устоять» местным партийным работникам, если председатель
Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б) Е. М. Ярославский отстаивал и проводил в
жизнь «антирелигиозную политику», главным содержанием которой было суживание
круга деятельности религиозных организаций всех течений, сведение ее
исключительно к отправлению религиозной обрядности, максимальное сокращение
количества духовных учебных заведений и учащихся в них, монастырей и числа
монашествующих в них, сокращение тиража религиозных изданий, а также
количества религиозных съездов и т. д. и т. п. Такие направленность и
содержание «церковной политики» партии и государства отстаивал Е. М.
Ярославский и в своих обращениях в Политбюро ЦК, и получал одобрение. В этих
условиях немногие отваживались спорить с «главным антирелигиозником» Но
такие люди были. К примеру, П. Г Смидович, который в письме Е. М.
Ярославскому в связи с обсуждением итогов II съезда Союза воинствующих
безбожников следующим образом выразил свое видение характера
«антирелигиозной деятельности»:
«Приписать правому оппортунизму терпимость к религии и религиозным
пережиткам — значит вызвать целый ряд недоразумений. Нетерпимостью к религии
определить курс партии — это дать возможность прийти к заключению, что курс
партии меняется, что начинается период открытого гонения на «религиозные
убеждения»
Этот курс «нетерпимости» будет проводить многомиллионная массовая организация
Союза Воинствующих Безбожников, которая должна «превратить антирелигиозную
работу в широкое массовое движение».
А между тем именно в антирелигиозной работе, прежде всего важно качество, а
между тем именно качество работы Союза Воинствующих Безбожников подкузьмляет
нашу политику.
Выше описанные перспективы грозят такому понижению качества, что политика в
этом деле полетит окончательно к черту, не говоря уже о тактике. Циркуляр ЦК
«О тактичном подходе от 5.06.29 г.», который безбожниками и теперь, до
осуществления вышеуказанных перспектив, в жизнь редко проводится. И теперь
уже движение Воинствующих Безбожников часто выливается в формы стихийные и не
считается с рамками революционной законности».
Очень скоро опасения и предвидения П. Г. Смидовича оправдались. Трудности,
выявившиеся осенью в ходе кампании по хлебозаготовкам и по мере
развертывания коллективизации, были отнесены на счет «кулацких элементов» и
«служителей культа». Организуя и проводя кампании массового закрытия и сноса
культовых зданий, прибегая к мерам административного ограничения
деятельности религиозных организаций и духовенства, местные партийные и
советские органы стремились заручиться «поддержкой» центра. В адрес ВЦИК и
его Комиссии они направляют многочисленные обращения, в которых требуют
изменения Закона 1929 г., упрощения порядка закрытия культовых зданий и
снятия с регистрации религиозных обществ, предоставления обл(край)исполкомам
права окончательного решения этих вопросов, особенно и прежде всего в
районах «массовой коллективизации». Об аргументации и настроении тех лет мы
можем судить по письму административного отдела Дальневосточного краевого
исполнительного комитета в НКВД (12.10.29 г.):
«Несомненно, что между верующими и неверующими в период обсуждения вопроса о
здании церкви происходит борьба и, подчас, довольно значительная. Чаще всего
на общих собраниях она заканчивается победой неверующих и дело направляется
дальше. Вот тут и особенно важно, чтобы дела разрешались возможно скорее и
тем создавалось и упрочивалось то положение в глазах трудящихся, что
Советская власть идет немедленно навстречу во всех их культурных начинаниях.
Отсюда видно, что затяжка в разрешении дел создает как раз обратное
положение и дает возможность церковникам демонстрировать перед населением
свою якобы силу и значение в глазах органов власти. Насколько это выгодно,
очевидно само собою...».
В своих обращениях в высшие инстанции местные органы власти, кроме упрощения
порядка закрытия церквей, требовали и введения таких мер, как ограничение
разъездов служителей культа, запрещение подворного обхода для сбора денег и
религиозных съездов и собраний вне молитвенных зданий, закрытие «церковных
библиотек» и изъятие лишней литературы в макулатуру, ограничение
деятельности епархиальных (и им подобных) управлений и постепенное их
закрытие. Подчеркнем, что как эти, так и другие подобные предложения по
ограничению деятельности религиозных организаций вносились в центральные
органы зачастую со ссылкой на измененную ст. 4 Конституции РСФСР. По их
мнению, если гарантированная ранее конституцией «свобода религиозной
пропаганды» включала в себя признание за ними подобного рода деятельности, то
«свобода исповеданий» ее уже не допускала. К примеру, административный отдел
НКВД Крымской АССР, ставя вопрос о запрещении религиозных съездов, прямо
писал, что «статья 4 Конституции имеет в виду уничтожение религии», а
«свободу исповеданий» нужно рассматривать лишь как «терпимость» к культовой
деятельности, ограниченной церковным зданием.
НКВД поддерживал подобные настроения, и в своих инструкциях местным органам
НКВД и советским работникам указывал на необходимость активизации работы на
«религиозном фронте». В циркуляре председателям исполкомов Советов всех
ступеней (16.11.1929г.) отмечалось:
«При намечающейся активизации религиозных объединений, зачастую
сращивающихся с контрреволюционными элементами и использующими в этих целях
свое влияние на известные прослойки трудящихся, надзору за деятельностью этих
объединений должно быть уделено серьезное внимание. Между тем в адморганах
это дело находится часто в руках технических сотрудников, недостаточно
ориентирующихся в тех важнейших политических задачах, которые преследуются
этой работой. В результате адморганы допускают положение, при котором
религиозные объединения в своей деятельности выходят за пределы,
установленные для них законом, предъявляя тенденцию участвовать в
общественной жизни, иногда прикрывая нарушение закона «желанием содействовать
мероприятиям советской власти». Каждая ошибка, допущенная адморганами в этом
вопросе, широко используется церквами для усиления своего влияния на массы и
подрыва авторитета советской власти».
Так заканчивался 1929 год, похоронивший идею демократизации и
усовершенствования законодательства о культах.
Начавшийся 1930 год характеризовался продолжением «натиска» на религию и
церковь. На местах партийные и советские работники, стремясь ускорить
процесс «изживания религии», прибегали повсеместно к незаконным
административным мерам: закрывали церкви, изымали культовое и иное
имущество, арестовывали служителей культа и не допускали их на «свою»
территорию, снимали колокола и изымали у верующих иконы из домов, запугивая
введением специального налоги на них.
Комиссия не могла долго «игнорировать» требования местных партийных и
советских органов, которым даже закон 1929 г, показался недостаточно жестким.
Под давлением сложившихся обстоятельств она на заседании 6 февраля 1930 г.
принимает решение: «Признать, что в связи с развертыванием кампании по
закрытию молитвенных зданий закон об отделении церкви от государства от 8
апреля 1929 г. подлежит пересмотру в сторону упрощения процесса закрытия и
увеличения радиуса прихода». Тогда же право окончательного решения вопроса
о закрытии культовых зданий было передано краевым и областным Советам, что,
конечно, развязывало «местную инициативу» и вместе с тем в значительной
степени ограничивало возможности Комиссии по контролю за соблюдением законов,
превращало ее в «регистратора» и «свидетеля» процесса «изживания
религиозности».
Еще одним откликом на «злобу дня» стало постановление ЦИКа и СНК СССР «О
борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных
объединений» (11.02.30 г.), принятое, как утверждалось в документе, в «целях
борьбы с попытками враждебных элементов использовать религиозные объединения
для ведения контрреволюционной работы» Правительствам союзных республик было
предложено при регистрации органов церковного управления исключать из них
«кулаков, лишенцев и иных враждебных советской власти лиц» и отказывать в
регистрации тем религиозным объединениям, где не соблюдено данное условие.
К весне 1930 г. ситуация в «религиозном вопросе» была критической. Уже нельзя
было «не замечать», что коллективизации повсеместно сопутствовало
«раскулачивание» служителей культа, неправомерное закрытие церквей и
молитвенных домов. На духовенство и наиболее активных верующих обрушились
судебные и внесудебные расправы. Это вызвало в ряде районов страны волну
недовольства и возмущения и верующих и неверующих. Как отмечалось в
информациях работников НКВД с мест, нередко они носили «характер массовых
выступлений», в которых принимали участие «середняки, бедняки, женщины,
демобилизованные красноармейцы и даже представители сельских властей».
О нарастании в обществе настроений в поддержку и защиту попираемых религии и
церкви НКВД сообщал в высшие государственно-партийные инстанции:
«Поступившие от административных управлений краев и областей сведения о
подъеме антирелигиозного настроения, связанные с сообщением о чрезвычайно
быстром темпе коллективизации сельского хозяйства, прекратились одновременно
с прекращением преувеличенных сведений о все ускоряющемся темпе устремления
широких середняцких масс в колхозы, под очевидным влиянием начавшейся
ликвидации перегибов. Если осенью 1929 г, и прошлой зимой сводки пестрели
донесениями об огромном количестве постановлений общих собраний граждан о
ликвидации религиозных обществ, закрытии зданий культа, запрещении
колокольного звона, то с февраля—марта текущего года мы имеем совершенно
обратное положение- донесения из ряда мест говорят об отливе середняков из
колхозов, сопровождающемся серьезным движением за открытие церквей,
возвращение снятых колоколов, освобождение высланных служителей культа. Если
до этого в административные отделы поступило большое количество ходатайств
об оформлении закрытия церквей, то теперь усилилось поступление заявлений с
просьбой об открытии церквей, о разрешении религиозных шествий и т. п.».
Из всего этого становится понятным, почему в известном постановлении ЦК
ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении»
(14.03.30 г.) содержится требование «решительно прекратить практику закрытия
церквей в административном порядке». Не остался в стороне и ВЦИК,
направивший в адрес местных органов власти секретный циркуляр с осуждением
административных перегибов. Сколь ни широко была распространена практика
административного давления на религиозные организации, все же нельзя не
видеть, что и тогда, в чрезвычайно сложных обстоятельствах, в партии и
государственном аппарате были силы, выступавшие против деформации
ленинского учения о социализме, делались попытки привлечь внимание
руководства партий и страны к неблагополучной обстановке в государственно-
церковных отношениях, к ошибкам антирелигиозного движения. И роль Комиссии
здесь была очень заметна, После того как в 1930 г. были упразднены союзные,
республиканские (в том числе и автономные) Наркоматы внутренних дел,
Комиссия оставалась единственным государственным органом, на который
возлагалась «обязанность общего руководства и наблюдения за правильным
проведением в жизнь политики партии и правительства в области применения
законов о культах на всей территории РСФСР». Аналогичные Комиссии
образовывались при Президиумах ЦИКов АССР, краевых и областных -исполкомов,
горсоветов, а при необходимости — районных исполкомов. Как правило, их
возглавлял один из членов Президиума, а в состав входили представители
прокуратуры, органов просвещения и отделов народного образования, других
заинтересованных ведомств и организаций. В практической деятельности
центральная и местные комиссии по вопросам культов руководствовались
инструкцией «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах», в
которой были определены их права и обязанности. В частности, им
предоставлялось право давать разъяснения советским и иным органам по
«религиозным вопросам», рассматривать жалобы верующих и вести общий учет
религиозных объединений и одновременно требовать от них предоставления
статистических, финансово-хозяйственных и иных необходимых сведений, отменять
постановления местных и центральных органов власти и заслушивать их на
Комиссии по вопросам культов. Ведомства и организации республики к тому же
обязывались предварительно согласовывать с Комиссиями все планируемые
мероприятия, так или иначе связанные с деятельностью религиозных объединений,
а постановления и требования Комиссий были обязательны для них. Но, как мы
уже показали выше, реализовывать свои права и обязанности Комиссии
приходилось в очень сложных обстоятельствах, сталкиваясь с противодействием и
в центре и на местах, да и просто с игнорированием со стороны партийно-
советского аппарата. И все же Комиссия боролась. Можно в подтверждение этого
охарактеризовать некоторые из направлений ее деятельности.
Соприкасаясь с реальной религиозной обстановкой в стране, анализируя
информацию с мест о практике проведения в жизнь положений и норм
постановления «О религиозных объединениях», Комиссия оперативно информировала
центр о выявляемых нарушениях, вносила предложения по урегулированию
конфликтных ситуаций. Так было, когда в районах «сплошной коллективизации» в
отношении служителей культа применялись такие противозаконные меры, как
«раскулачивание», выселение с места жительства, посылка на лесозаготовки и
другие трудовые повинности, чрезмерное налогообложение. Комиссия настояла на
принятии специального циркуляра в адрес местных советских органов, в котором
осуждалась подобная практика и предписывалось не принимать «вопреки законам
никаких мер, специально направленных против служителей культа, и чтобы не
допускалось действий, связанных с оскорблением чувств верующих».
И действительно, на какое-то время процесс закрытия церквей и молитвенных
зданий несколько приостановился. Комиссия отменяла несправедливые решения.
Только в Московской области к июню 1930 г. верующим было возвращено 545
культовых зданий, так было и в ряде городов: Вятке, Чите, Ленинграде,
Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Свердловске и т. д. Нередко Комиссия
обязывала местные власти привлекать к уголовной или административной
ответственности должностных лиц, нарушивших закон.
Комиссия, как никакой другой орган, могла оперативно оценить, какие из
принимаемых законов, инструкций и циркуляров, регулирующих сферу
деятельности религиозных организаций и духовенства, требуют срочной
корректировки или даже отмены. И об этом она вносила свои предложения в
центральные органы.
Специальным циркуляром Наркомфина, устранял волюнтаризм и «местное
творчество», в действовавший ранее порядок налогообложения были внесены
изменения: определен точный перечень обязательных платежей и их размеры;
возвращались религиозным обществам ранее излишне начисленные суммы платежей;
не допускалось до особого решения исполкома местного Совета опечатывание
молитвенных домов и наложение штрафов и ареста на имущество членов
религиозного общества за неуплату налогов в срок.
Комиссия была органом, куда стекались многочисленные жалобы и обращения
верующих и духовенства в связи с нарушениями законодательства о культах
Собранные все вместе, они свидетельствовали о том, что речь идет не о частных
фактах нарушения законов, в установившейся практике беззакония в отношении
верующих и религиозных организаций. Многие из жалоб Комиссия направляла для
проверки и реагирования в центральные партийные и советские инстанции, в
правоохранительные органы. По многим она вела многолетнюю переписку с
местными властями, пресекая или предотвращая их незаконные действия. Немало
из них П. Г. Смидович, многие годы работавший бок о бок с М. И. Калининым -
председателем ВЦИКа, передавал ему их, что называется, напрямую, ища
поддержки и соучастия в разрешении. Отличительная черта письменных обращений
П. Г. Смидовича - правдивость информации, отсутствие какого-либо стремления
«смазать» ситуацию, приукрасить реальность. В мае 1930 г. П. Г. Смидович
принимал председателя Центрального духовного управления мусульман в Уфе
муфтия Р. Фахретдинова, который представил доклад о ситуации, сложившейся в
мусульманском культе. В нем сообщается о закрытии мечетей, о наложении
непосильного налога, штрафах и арестах за их неуплату, о «раскулачивании»
служителей культа, их высылке на принудительные работы, арестах, конфискации
личного имущества, об изъятии у верующих Корана и других религиозных книг,
запрещении молитвенных собраний и т. д.
И хотя властных полномочий для положительного разрешения подобных обращений у
«всесоюзного старосты» к тому времени явно не хватало, а авторитет
«партийных установок» был несравненно выше законов государства, все же М. И.
Калинин как в этом, так и в других эпизодах вступался за верующих. Вполне
соглашаясь со П. Г. Смидовичем о необходимости «опираться» на партийные
органы, М. И. Калинин сам обращается «по инстанциям», с просьбой в
«партийном порядке» рассмотреть ситуацию в «религиозном вопросе».
Комиссия информировала директивные органы о манипуляциях со статистикой,
получивших широкое хождение в краях и областях республики в целях сокрытия
фактов администрирования. Убедившись, что доставшаяся от НКВД в 1930 г.
религиозная статистика не отражает реального положения, она стремилась
провести полный учет всех действовавших религиозных объединений, потребовав
от республиканских (автономных), краевых и областных комиссий предоставления
отчетов. Однако Комиссия столкнулась с рядом трудностей. Местные органы под
всяческими предлогами не давали такой отчетности, или представленная ими
статистика вызывала серьезные сомнения в ее достоверности, чаще всего в ней
не указывались те культовые здания, которые были закрыты административным
путем, в обход существующего порядка. Информируя о создавшейся ситуации ЦК
ВКП(б) (декабрь 1933 г.), Комиссия привела следующий пример. В 1931 г. в
Ленинградской области было учтено 2343 общества, а в 1932 г. их оставалось
уже 1988, т. е. уменьшение составило 355 единиц, тогда как за этот период
ВЦКом было утверждено закрытие лишь 32 церквей. Таким образом, только за год
в области, по существу, беззаконно закрыли 323 молитвенных здания.
К сожалению, такое соотношение «законной» и «незаконной» практики характерно
было и для многих других регионов РСФСР. Пыталась Комиссия и непосредственно
воздействовать на республиканские (автономные), краевые и областные Советы и
их комиссии по культам. В этих целях ввела практику заслушивания на своих
заседаниях наиболее «отличившихся». В декабре 1932 г., к примеру, отчитывался
Горьковский крайисполком, который за 1930—1932 гг. закрыл 305 молитвенных
зданий, из которых, по рассмотрению жалоб верующих, ВЦИК постановил вернуть
как незаконно закрытые — 119.
И все же, как ни стремилась Комиссия выправить ситуацию в религиозной сфере,
ей этого не удавалось. Начиная с 1933 г. ее правозащитные усилия все чаще
становятся лишь эпизодами, которые тут же «перекрывались» все новыми и
новыми отступлениями (зачастую вынужденными) перед теми силами в
государственно-партийном аппарате, что ориентировались в решении
«религиозного вопроса» на административный диктат. К примеру, в феврале 1933
г. Комиссия по настоянию представителя ГПУ приняла постановление «О
состоянии религиозных организаций». В нем утверждалось, что перед лицом
«консолидирующегося контрреволюционного актива в рамках религиозных
организаций» необходимо «удвоить бдительность», «провести решительную линию
по сокращению возможности влияния служителей культа в массах трудящихся».
Подобные призывы «переводились» органами власти на местах в действия по
сокращению числа религиозных обществ и групп, монастырей, духовных учебных
заведений, по ограничению деятельности служителей культа. Одновременно все
они в большей степени оправдывали насаждавшиеся в обществе подозрительность
и враждебность в отношении духовенства. В этих условиях деятельность местных
Комиссий все более свертывается, они превращаются в бюрократическую
инстанцию, лишь «проштамповывающую» решения местных властей по закрытию
культовых зданий, придавая видимость законности этим решениям.
Единственно возможным выходом из создавшегося положения было, по мнению П. Г.
Смидовича, создание общесоюзного органа, ответственного за «церковную
политику», принятие общесоюзного акта по регулированию деятельности
религиозных организаций. В январе 1934 г. в записке в Президиум ЦИК СССР он
отмечает ненормальность сложившегося положения, когда в республиках не было
единства в решении одних и тех же вопросов, связанных с законодательством о
религиозных культах, как не было и единой системы органов, отвечающих за
проведение этого направления советской работы. И предлагает «расширить
деятельность постоянной культовой комиссии при Президиуме ВЦИК, развернув ее
в орган союзного значения при Президиуме ЦИК Союза ССР».
ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО КУЛЬТОВЫМ ВОПРОСАМ
ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ЦИК СССР (1934—1938 гг.)
В апреле 1934 г. на объединенном заседании секретариатов ЦИК СССР и ВЦИК
принимается решение об образовании при Президиуме ЦИК СССР Постоянной
комиссии по культовым вопросам, и уже в мае под председательством П. Г.
Смидовича она приступила к своей деятельности. В состав союзной Комиссии
вошли представители союзных республик, Верховного Суда и Прокуратуры СССР,
НКВД, ВЦСПС, ЦК ВКП(б), Института философии Комакадемии, Центрального совета
Союза воинствующих безбожников. В круг дел Комиссии включалось: разработка
проектов постановлений по вопросам, связанным с деятельностью религиозных
организаций, рассмотрение жалоб и заявлений верующих и религиозных
организаций, учет религиозных обществ, групп и духовенства, разъяснения и
толкование норм законодательства о культах, координация и контроль за
деятельностью республиканских и иных комиссий по культовым вопросам и т. д.
Аналогичным образом формировались и определялись права и обязанности
комиссий по культовым вопросам при Президиумах союзных ЦИКов.
Уже на первом своем заседании Комиссия определила в качестве основных
задачи: 1) признать необходимым введение единой практики и единых методов в
работе культовых комиссий союзных республик, учтя при этом опыт работы
Постоянной культовой комиссии при Президиуме ВЦИК; 2) разработать единый для
всего СССР закон о религиозных объединениях...
Непросто складывались отношения Комиссии с ЦИКами союзных республик и их
комиссиями. Стремясь выработать общую точку зрения на «церковную политику» и
скоординировать совместные усилия, центральная Комиссия во второй половине
1934 г. заслушивает на своих заседаниях отчеты представителей Украины,
Белоруссии, Узбекистана, Армении, Грузии. Достигается договоренность
совместно участвовать в работе над проектами союзного закона о культах,
регулярно обмениваться информацией о религиозной ситуации, принимаемых
правовых актов по регулированию деятельности религиозных организаций и
духовенства. Были выработаны порядок и условия рассмотрения материалов о
закрытии культовых зданий и коллективных жалоб верующих. Право окончательного
решения по этим вопросам закреплялось за Президиумом ЦИК Союза ССР, а
материалы на его рассмотрение поручалось вносить Центральной комиссии.
Последняя и действовала соответствующим образом, немало дел возвращая в
республиканские ЦИКи, указывая на противозаконность принятых ими решений и
требуя их пересмотра. В феврале 1936 г. П. А. Красиков в письме в ЦИК
Белоруссии пишет:
«При ознакомлении с поступившими к нам делами мы столкнулись с фактами
закрытия молитвенных зданий без учета того, что остается большое количество
верующих, не освободившихся от религиозных пережитков, которые жалуются
нам... В г. Витебске из 10 церквей закрыта последняя к ближе 50 км
действующих церквей нет. Молитвенные здания облагаются финплатежами не по
циркуляру НКФ СССР № 68, а кому как вздумается. Также произвольно облагаются
и служители культа».
Такого же характера письмо направлено и в ЦИК Украины. В нем обращается
внимание на такие факты:
«В г. Рыбницы Молдавской АССР закрывается последняя синагога ...в г.
Тирасполе закрыты все 4 церкви и закрывают последнюю 7-ю синагогу. У нас
создается мнение, что местные работники увлекаются этим делом и недоучитывают
того вреда, который влекут за собой всякие перегибы. Они предпочитают массово
разъяснительной работе методы административного нажима на религиозные
организации и служителей культа и таким образом пытаются «покончить с
религией».
Очень скоро правозащитные усилия Комиссии «торпедируются» республиками.
Ссылаясь на отсутствие общесоюзного закона о культах, они добиваются
признания за ними права окончательного разрешения вопросов о закрытии
культовых зданий. На долю Комиссии остается лишь «право» соответствующего
оформления принятых решений, т. е. проведения их через Президиум ЦИК СССР.
Возникновение такой ситуации объясняется не только стремлением республик к
расширению своей самостоятельности. Но и в значительной степени той
безучастностью, с которой относился Президиум ЦИК СССР к своей Комиссии. Она
почти полностью была лишена условий для нормального функционирования: не
хватало помещений, штат состоял всего из трех человек; из-за отсутствия
средств члены Комиссии годами не могли выехать в командировки в республики;
Положение о Комиссии, определяющее ее юридический статус, права и
обязанности, так и не было утверждено; Секретариат ЦИК отказывал в
организационной и материально-технической поддержке.
Следует иметь в виду, что на Комиссию одновременно возлагалась задача
проведения «церковной политики» и в Российской Федерации, т. е. она
выступала преемницей Комиссии ВЦИК. И в этой части своей деятельности
Комиссии больше удавалось сделать. Отчеты ряда край (обл)исполкомов
(Воронежская, Западная, Куйбышевская области, Татарская АССР) были заслушаны
на заседаниях Комиссии. Вскрылось множество фактов отступлений от законов,
рассмотрены десятки жалоб верующих, ряд работников был привлечен к
административной ответственности, намечены пути исправления
«административного крена». В 1936 г. в связи с подготовкой новой Конституции
СССР в центре общественного интереса оказались и вопросы жизнедеятельности
религиозных организаций, их права и обязанности, взаимоотношения государства
и церкви, дальнейшее развитие норм законодательства о культах, оценка
политического курса духовенства. В адрес Конституционной комиссии с мест
поступают предложения запретить все религиозные обряды и всяческое обучение
детей религии, не предоставлять служителям культа всей полноты гражданских
прав, запретить деятельность различных «сектантских течений», ужесточить
закон о религиозных культах.
Позиция Комиссии и ее председателя П. А. Красикова была выражена в
специальной докладной записке «Состояние религиозных организаций в СССР.
Отношение их к проекту новой конституции. Работа Комиссии культов ЦИК СССР и
практика проведения законодательства о религиозных культах», поданной в Е ЦК
ВКП(б). Ее лейтмотив — необходимо в срочном порядке принять самые серьезные
меры к исправлению катастрофического положения, сложившегося, в «религиозном
вопросе», устранить в действиях местных органов власти методы
административного давления на верующих и духовенство, выработать союзный
закон и обеспечить единообразное применение его на всей территории СССР.
Отстаивая свою точку зрения, Комиссия ищет союзников. В октябре 1936 г. П. А.
Красиков обращается к прокурору СССР А. Я. Вышинскому с представлением, в
котором сообщается о повсеместном самоуправстве местных властей в отношении
духовенства и верующих. Приводятся ставшие к тому времени распространенными
факты администрирования: религиозные общества ликвидируются, а культовые
здания закрываются без соответствующих решений ВЦИК или ЦИК СССР; в
самовольном порядке, например для хранения зерна, изымаются здания у
верующих; под различными надуманными предлогами отказывают в регистрации,
духовенства и религиозных обществ; объявляют здания «аварийными» и запрещают
в них проводить богослужения и т. д. и т. п. Как правило, в своих ответах
прокуратура давала понять Комиссии, что ее информация носит излишне
обобщенный характер, поскольку проверки в большей части фактов нарушений
закона не выявляют. В отношении же подтвержденных нарушений сообщалось, что к
их конкретным виновникам принимаются меры административного воздействия.
Иными словами, серьезной помощи со стороны органа, должного контролировать и
обеспечивать исполнение закона, Комиссии ждать не приходилось.
В одиночку Комиссия старалась сдерживать административное давление. Об этом
говорит характер решений, принятых по рассмотрении дел о закрытии культовых
зданий.
Чтобы представить себе, как мотивировала Комиссия свои решения, сошлемся на
протокол ее заседания от 10 февраля 1937 г. Рассмотрено было 74 дела о
закрытии церквей. В 22 случаях предложения местных органов власти были не
поддержаны. И вот почему: закрывается последняя церковь в районе, не ясна
перспектива использования культового здания, налицо незаконные действия
местных властей, на дальнем расстоянии находится ближайшая действующая
церковь.
К приведенным выше фактам можно добавить, что многие и многие поступающие с
мест документы о закрытии молитвенных зданий возвращались на доследование, на
места с проверкой обоснованности решении выезжали работники Комиссии, в ряде
случаев документы местных органов власти с жалобами верующих на
необоснованные их действия направлялись на проверку в правоохранительные
органы, партийные и советские инстанции.
Но сдержать волну беззакония Комиссия, конечно, не могла. Сами ее попытки
призвать к закону воспринимались в партийно-советской среде как отказ от
наступления на антирелигиозном фронте.
В конце 1936 г. комиссия смогла реально подступиться к работе над проектом
союзного закона о культах. По инициативе П. А. Красикова этот вопрос
рассматривался на специальном совещании с участием представителей Академии
наук СССР, Центрального совета Союза воинствующих безбожников, ЦИК СССР,
некоторых министерств и ведомств. В резолюции, принятой на нем, отмечалось:
«Состояние работы местных Советов в части правильного проведения в жизнь
законодательства о религиозных культах в большинстве республик, краев и
областей является неудовлетворительным. Наблюдаются многочисленные факты
голого администрирования при закрытии молитвенных зданий без проведения
соответствующей массовой работы». Участники совещания признали, что выработка
и принятие союзного договора о культах становится задачей первоочередной.
К началу 1937 г. проект союзного закона был разработан и разослан в ЦИКи
союзных республик. Одновременно П. А. Красиков во исполнение ст. 124
Конституции СССР предложил им устранить наиболее грубые нарушения закона. И в
частности, возвратить верующим культовые здания, изъятые у них в
административном порядке. А таковых насчитывалось в Киргизии — 76 (при 243
действующих молитвенных домах), Узбекистане — 882 (при 663), Грузии — 83
(при 281), Азербайджане— 137 (при 69), Армении — 45 (при 40), Белоруссии —
238 (при 239).
Но обстановка в религиозной сфере окончательно вышла из-под контроля.
Характеризуя положение на местах, П. А. Красиков информировал ЦК ВКП(б): «В
ходу административные приемы, застращивания, репрессии. Отдельные работники
всех верующих считают контрреволюционерами, а, следовательно, и не желают
считаться с их просьбами, хотя и вполне законными. Некоторые ответственные
районные работники... считают, что сектантские религиозные объединения по
советским законам должны преследоваться в уголовном порядке».
К этому следует добавить, что в союзную Комиссию с мест поступает
недобросовестная информация, всячески волокитятся ответы на ее запросы,
документы оформляются столь небрежно, что на их основании нельзя принимать
какие-либо решения, нередко поступают и просто ложные сведения. Однако
местные комиссии постоянно «торопят» союзную Комиссию, выражают
недовольство ее «медлительностью». И вместе с тем становится невозможным
проведение единой линии в «церковном вопросе», ибо идет откровенная погоня за
цифрами о закрытии культовых зданий.
В середине 1937 г. в настроениях партийного и советского актива получило
широкое хождение и поддержку мнение о необходимости полной «ликвидации»
законодательства о культах и, в частности, постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О
религиозных объединениях от 1929 г. Можно упомянуть, что с таким
предложением к Сталину обращался Г. М. Маленков. В обосновании такого
предложения выдвигалось «обвинение» в адрес этого законодательного акта,
который якобы создал «организационную основу для оформления наиболее
активной части церковников и сектантов в широко разветвленную враждебную
советской власти легальную организацию в 600 тыс. человек по всему СССР». А
потому в качестве первостепенных задач выдвигались требования «покончить в
том виде, как они сложились, с, органами управления церковников, с церковной
иерархией». Идеи эти находили поддержку и на страницах антирелигиозной
литературы.
Выступая против «ликвидаторских» настроений, П. А. Красиков от имени Комиссии
настойчиво стучится в различные партийные и советские органы с письмами,
докладами, записками. В них он указывает на недопустимость распространения
ярлыка «ярые враги советской власти» на всех верующих, являющихся членами
религиозных обществ и поддерживающих действующие молитвенные дома, на
недопустимость административно-силовых мер в вопросах регулирования
деятельности религиозных обществ, что сделает невозможным их «легальное»
существование, и будет способствовать «уходу в подполье», и принесет один
лишь вред, дестабилизирует обстановку в обществе. Соглашаясь с тем, что в
церковной среде присутствуют факты «антисоветской деятельности», П. А.
Красиков, однако, видел главную причину обострения религиозной ситуации не в
этом, а в том, что на местах распространены «левачество, перегибы,
неправильное применение закона, вредительское форсирование «ликвидации
религии». Он предупреждает о росте недовольства среди верующих, возрастающем
потоке жалоб и обращений в Комиссию, о нарастании волны беззаконий и
нарушений местными властями законодательства о культах, о пагубности позиции
«пассивного наблюдателя», занятой органами власти в отношении верующих и
религиозных организаций.
Главный вывод П. А. Красикова: нужна единая государственная политика в
«церковном вопросе», нужно не «уничтожение» законодательства о культах, а его
совершенствование и обеспечение строгого его соблюдения во всей стране.
На это был сориентирован и внесенный Комиссией в ЦИК и СНК СССР проект
союзного законодательства «Об отправлении религиозных культов и о молитвенных
зданиях». В его 18 статьях определились порядок образования и условия
функционирования групп верующих. Одновременно Комиссия предлагала вопрос о
«религиозных обществах», т. е. об объединениях, жестко не связанных с
получением культового здания и имеющих более широкие возможности для своей
деятельности, увязать с законом об обществах всякого рода, который тогда
подготавливался. Внести в него специальные статьи, касающиеся деятельности
религиозных обществ, или, как Комиссия предлагала их официально именовать,
«религиозных общин» В архивах Комиссии есть проект закона, который, очевидно,
и выражал точку зрения на условия деятельности таких «религиозных общин». Он
состоял из 24 статей и носил название «О религиозных объединениях».
Оба законопроекта несли на себе груз запретительства, сохраняли
дискриминационные меры в отношении деятельности «групп» и «общин» верующих. В
частности, им не предоставлялось прав юридического лица, запрещалось иметь
какую-либо собственность и заниматься «внекультовой» деятельностью, не
разрешалось «публичное» отправление культа, «хождение по домам» и
«производство колокольного звона», В законопроектах предусматривалась
возможность «ликвидации» молитвенного здания по требованию большинства
населения данной местности. Однако ставить в вину это разработчикам мы не
можем, поскольку, сохраняя ограничения и запрещения, П. А. Красиков получал
единственную возможность отстоять «легальные условия» дли существования
религиозных общин перед административным молохом, стремящимся вообще
покончить с религией и религиозными организациями. Да к тому же члены
Комиссии были «детьми своего времени», и их представления о должном уже несли
в себе элементы деформации, вызванные почти двадцатилетним периодом эрозии
ленинских принципов отношения к религии и церкви. А потому в целом
предложения Комиссии не шли дальше устранения наиболее грубых приемов
регулирования деятельности религиозных объединений и подновления других, они
не несли в себе (да и не могли нести) возможности качественного обновления
законодательства о культах.
В августе 1937 г. окончательный текст направлен в директивные органы. Однако
ответа не последовало. Весной 1938 г. П. А. Красиков вновь обращается в ЦИК и
Верховный Совет СССР с просьбой рассмотреть вопрос о законодательстве о
культах, а затем—в апреле—и в ЦК ВКП(б) к секретарю ЦК А. А. Андрееву. Однако
и на этот раз — молчание. И более того, Комиссия по культовым вопросам при
Президиуме ЦИК СССР упраздняется, ей не нашлось места в новом формируемом
тогда высшем органе власти — Верховном Совете СССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие десятилетия во взглядах на отношения государства и религиозных
организаций в советский период нашей истории, в оценке позиций и поступков
кардой из сторон мы удовлетворялись однажды найденной «правдой». Хотя и
найдена она была в далекие 20— 30—50-е годы. «Атеистическая» литература, за
редким исключением, обращаясь к данной проблематике, эксплуатировала одни и
те же сюжеты и исторические факты, выставляя в качестве подпорок для выводов
и заключений бесконечный ряд переходящих от шпора к автору «классических»
цитат. Добавим к этому установившийся негласный запрет на изучение
«религиозной жизни» в стране и публикацию о ней материалов, закрытость
учреждений, занимавшихся церковной политикой, недоступность для
исследователей документов, хранившихся в спецфондах и спецхранах. И как итог
— перед современными историками по существу стоит задача воссоздания
максимально объективной истории государственно-церковных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 1. М., 1991
2. История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991
3. Ключевский В. О. О русской истории. М., 1993
4. Ключевский В. О. Курс русской истории в 9-ти тт. М., 1987-1990
5. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
6. Соловьев С. М. Общедоступные чтения о русской истории. М,, 1992
7. М.И.Одинцов «Государство и церковь» История взаимоотношений 1917-1938гг.
Москва. «Знание» 1991г.
Страницы: 1, 2
|