Рефераты

Курсовая: Международные экономические организации

Курсовая: Международные экономические организации

Министерство высшего и средне специального образования

Республики Узбекистан

Национальный Университет Узбекистана

Экономический факультет

Отделения МЭО

Курсовая работа

Тема: Виды и этапы развития международной экономической интеграции.

Выполнил: студент 3 курса Хайдаров Ё.

Проверил: проф. Вахабов А.В.

Ташкент 2003

Содержание

Введение.....................3

1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4

2. Этапы интеграции.............10

3.Формы экономической интеграции......... 22

Заключение...................40

Список использованной литературы........42

Введение

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного

этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом

ускоренного раз­вития региональных экономик и повышения конкурентоспособ­ности

на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная

экономическая ин­теграция — это процесс срастания экономик соседних стран в

хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых эконо­мических связей между

их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая

интеграция, воз­можно, в будущем станет начальной стадией глобальной

интег­рации, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,

обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые

количественные и качест­венные характеристики. Основные формы

мирохозяй­ственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция

населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции

международ­ных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли

невиданных ранее масштабов. Изме­нились их место и роль в развитии современного

общества. Это отражает возрастающее значение международной производственной

и научно-технической специализации. Вместе с тем это реальный фактор

развития интеграционного типа миро­хозяйственных отношений. Все это

предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре между­народной

торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между

экономически развиты­ми странами и группами стран (60—70% мирового

това­рооборота). Тем самым подготавливаются благоприятст­вующие условия для

международной экономической интеграции участников с более или менее близкими

уровнями развития в определенных регионах мира.

1.Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов

миграции населения, трудо­вых ресурсов, ведущей к международному перемеще­нию

такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки

миллионов людей. Ди­версифицировались регионы приложения ресурсов им­мигрантов,

их качественный, квалифицированный со­став. В свою очередь интеграционный

вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая офици­альные

границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные

преимущества.

В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более

высокому их этапу — меж­дународной интеграции. Они формируются как на

микро­уровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион,

группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия — увеличение объема

продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке,

пролонгация наиболее эффективных фаз жиз­ненного цикла товара. Результативность

деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи

между субъектами рынка, определяющую часть ко­торых представляют предприятия и

фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО — территори­альной

удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных

барьеров, тамо­женных и валютных препятствий.

Объективно возникают два пути:

• создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие

трудности (транс­фертные поставки, цены, благоприятные условия

вос­производства, лучший учет рыночной ситуации, прило­жение прибыли и т.д.);

• межгосударственные согласованные меры по це­ленаправленному формированию

мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного,

психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.

Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой,

эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений — международной

экономической интеграции.

С экономических позиций объективный фактор хозяйственной международной

интеграции — обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов

(естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданы: характер, и роль

приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально, после,

Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала задача

объединения, прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей,

металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в

Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития

становится технологическая сфера. В последнее время на важное место выдвигается

информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается

практическим опытом ЕС (Европейского Сообщества, в настоящее время —

Европейского Союза).

Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая

интеграция — логический, закономерный результат транснационализации

микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя

"встраивается" в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе

международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.

Общество­веды по-разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей

точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое,

политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассмат­ривать ограниченно

только как таковое. Взаимосвязь взаимозависимость отдельных акций и процессов

усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий, как

в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая

трансакция в области мирохозяйственных связей неизбежна, затрагивает внутреннюю

экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и

т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и

обратный эффект. Из такого подхода выте­кает, что простая и даже комплексная,

но лишь эконо­мическая оценка данной трансакции недостаточна. Не­обходим учет

ее последствий хотя бы в названных сфе­рах. Тогда решение о трансакции

потребует корректи­ровки, и возможно, окажется нецелесообразным. Не­сколько

иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или

менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в

пределах определенной сферы, в данном слу­чае экономики, хотя обязательна во

всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производ­ство,

обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком

понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в

оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле

понятия — это не од­нозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он

проявляется, в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней

торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов

производства, производствен­ного, научного, технико-технологического,

инжиниринго­вого и информационного сотрудничества. МЭИ означает продвижение

всех этих блоков, их более тесное перепле­тение в международных масштабах. В то

же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим

сферам. Масштабное, устойчивое и деловое постоянное международное

сотрудничество предопре­деляет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое

человеческое общение, усиливает необходимость пре­одоления национальной

замкнутости и эгоизма. Созда­ются дополнительные предпосылки прозрачности

госу­дарственных границ, особенно в части формально-' бюрократических

и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование

единого экономического, правового, информационного про­странства для

свободной и эффективной предпринима­тельской деятельности всех субъектов

хозяйствования. Тем самым имеются все основания утверждать, что МЭИ вполне

вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ,

означающее взаимоприспособление национальных экономик встраивание их в

единый воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять

другие сферы международных отношений: развивается практи­ка межгосударственных

(многосторонних и двусторон­них) соглашений, создаются надгосударственные

струк­туры и органы согласованной международной системы регулирования,

применяются специальные механизмы инструменты.

Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке

процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и обрат­ных

эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ

становится действенным методом данного процесса, способствующим решению вечной,

всемирно-исторической задачи — возможно полного удовлетворения духовных и

материальных по­требностей мирового сообщества.

В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и

Чехия) активно включи­лись в широко идущие на Европейском континенте процессы

либерализации внешней торговли, используя для этого, в частности, создание зоны

свободной тор­говли. В основе проявленной инициативы странами Центральной

Европы (ЦЕИ — Центральноевропейская инициатива, в дипломатической практике

распростра­нена и данная аббревиатура) по созданию зоны свобод­ной торговли

лежит стремление к включению в экономическую и политическую систему

Европейского Союза в целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.

В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское

соглашение о свободной торговле (СЕРТА или, как указано выше, ЦЕИ), к которому

с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение предусматривает создание

зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их

принятия путем постепенной взаимной отмены тамо­женных пошлин и других

нетарифных ограничений.

Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры не

могут в одностороннем по­рядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые

торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев, при

которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или приме­нить

специальные защитные меры. Условия, срок дей­ствия, сфера распространения

защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и темп их либерали­зации

четко регулируются соглашением.

Центральноевропейское соглашение предусматрива­ет создание зоны свободной

торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных барьеров

в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных производителей в

странах "четверки" к растущей конкуренции на внутреннем рынке с товарами

примерно равного качества и техни­ческого уровня.

Либерализация торговли сельскохозяйственными то­варами в рамках CEFTA в

результате существенных из­менений первоначального соглашения, вступивших в

силу с 1 июля 1994 г., носит более широкий характер.

Страны Центральной Европы намерены создать зону свободной торговли

сельскохозяйственной продукцией с учетом практики реализации договоренностей в

1996 г.

Положительным итогом выполнения соглашения свободной торговле является

стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран

Центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения таможенных

пошлин, закреп ленный соглашением, гарантирует национальным производителям и

иностранным инвесторам, использую­щим импортное сырье, материалы и

комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на нацио­нальных рынках

централ внеевропейских стран.

В результате поэтапного снижения импортных по­шлин на основе реализации

соглашения о свободной торговле и договоренностей "Уругвайского раунда" можно

ожидать в последующем ускоренного роста им­порта этих стран по сравнению с

экспортом, так как его либерализация была осуществлена ранее. Это в свою

очередь может увеличить торговый дефицит стран Центральной Европы с развитыми

европейскими стра­нами.

За время действия соглашения о свободной торговлей стороны в умеренной

степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка на

основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика

либерализации.

Заключение соглашения о свободной торговле в сочетании с присоединением к

решениям "Уругвайского раунда" поставило со всей остротой проблему повышения

конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за льготный период (до полного

создания зоны свободной торговли) страны региона не смогут расширить

произ­водство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в мировой экономике

они сохранят свое положение как поставщиков главным образом энерго- и

металлоемких изделий с невысоким уровнем обработки и экологически вредных

продуктов. В настоящее время развитие экспорта стран Центральной Европы

сдерживается не столько внешними барьерами, сколько внутренними трудностями,

которые являются результатом перестрой­ки их экономики.

Проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных

товаров, изме­нения структуры экономики. Полное использование возможностей,

предоставленных соглашением, тормо­зится Соглашение создало лишь благоприятные

торгово-экономические условия для развития экспорта стран Центральной Европы,

однако только либерализация внешнеэкономической сферы оказалась недостаточной

для решения внутренними трудностями, значение которых в последнее время

возросло.

2.Этапы интеграции

В своем развитии интернационализация хозяйствен­ной жизни прошла ряд этапов.

Первоначально она за­трагивала сферу обращения и была связана с возникно­вением

международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII —

начала XX в., сов­павший с развитием капитализма.

В конце XIX в. набирает силу международное дви­жение капиталов, выходящее в

настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенси­фицирующее

воздействие на мировую торговлю товара­ми и услугами — это важная и реальная

предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производст­ва и

научно-исследовательской деятельности, а послед­нее знаменует переход к

качественно новому этапу ми­рохозяйственных отношений, т.е. международной

эко­номической интеграции.

МЭИ означает взаимоприспособление националь­ных экономик, внедрение их в

единый воспроизвод­ственный процесс. Это предполагает известную

терри­ториальную, экономическую, структурную, технологи­ческую близость

стран—участниц международной ин­теграции и объясняет ее региональный характер.

Хро­нологически интеграционный тип МЭИ начал склады­ваться после Второй мировой

войны.

Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд

стадий МЭИ, обусловленных количественными и качест­венными показателями их

развития. Это не только мас­штабы международной торговли — экономической

дея­тельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчи­вость взаимодействия

национальных экономик.

В современной теории МЭИ различают пять ступе­ней или последовательных этапов

развития интеграци­онных процессов:

· зона свободной торговли;

· таможенный союз;

· единый или общий рынок;

· экономический союз;

· экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна меж­дународная интеграционная

группа стран прошла ре­ально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Дру­гие

интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый

и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть

особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их

определения, обозначить основные механизмы.

• Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной

торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в

рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных

ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения

о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в

течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других

1| нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам

либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по

таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывал­ся при становлении ЕЭС,

актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной

торговли (НАФТА) и в общем, рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых

речь пойдет ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе

взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры

не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить

новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень

таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и

действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин

предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и

предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ

позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках

"Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической

деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе

с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование

деятельности в соответствующей области про­исходит без создания постоянно

действующих надна­циональных систем управления или принятия специ­альных общих

решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами

стран-участниц по политическим проблемам и руководителя­ми министерств и

ведомств (внешнеторговых, финансо­вых и др.) — по экономическим. Эти решения

уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая

скоординированность шагов и обязатель­ность сторон. С правовой точки зрения

международные договоренности обретают преференциальное по отно­шению к

внутренним законодательным актам положе­ние.

Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это,

естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и целый ряд негатив­ных моментов, замедляющих

процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не

всегда благоприятно воз­действует на качество и технический уровень изделий

отечественной промышленности. Либерализация им­порта создает серьезную угрозу

для национальных про­изводителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех

из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и

качественными им­портными товарами. Без поддержки их со стороны го­сударства

велика опасность того, что иностранные про­изводители вытеснят отечественных со

своего же внут­реннего рынка, несмотря на применяемые средства за­щиты.

Следует, однако, отметить, что возникает опас­ность закрепления иностранных

компаний в промышленных структурах "страны пребывания".

• Следующей ступенью международной экономи­ческой интеграции является

таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении

таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В

соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких

таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и

создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются

недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае

предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных

барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю

между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между

странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в

союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не

предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения

различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются

самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной

внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в

части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более

совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят

серьезные изменения И структуре производства и потребления стран-участниц.

Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным

тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют

товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в

свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и

производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС

производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных

преимуществ".

Возможны два варианта развития событий: устанав­ливаемый на внешних границах

ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа,

существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже.

Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказы­ваться от более

дешевого внешнего источника снабже­ния в пользу внутрисоюзных ресурсов, более

дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых раз­личных соображений,

например, из стратегических по­сылок: страны сообща решают приступить к

интенсив­ной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы

уйти от внешней зависимости. Приня­тие таких мер заставляет разработчиков

технологий ид­ти на проведение совместных исследований, переори­ентирует потоки

ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать

допол­нительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф

стран-участниц ТС, то с уче­том результирующих цен происходит переориентация их

внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для

усиления конкурен­ции внутренних и внешних производителей, если необ­ходимо

"подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной

продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа опре­деленным

образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает,

что регулиро­вание внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие

внутреннего рынка товаров и услуг. Проис­ходит снижение или замедление роста

цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и постав­щиками

импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе

союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ре­сурсов чисто технически

решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами.

"Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать бо­лее приемлемые условия для

привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное

воздействие на экономический рост. Функционирова­ние ТС требует изменений в

подходе к управлению ин­теграционными процессами. Как уже указывалось вы­ше,

деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих

органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошли­нам и совместному осуществлению

координационных мер требует существенного пересмотра подходов к раз­витию

многих отраслей национальной экономики в ка­ждой стране. Во-вторых, необходима

координация раз­вития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что

ведет к появлению новых различных про­блем в других сферах деятельности.

В-третьих, возника­ет потребность в переговорах по согласованию не толь­ко

таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних

рынков к возникаю­щим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании

наднациональных органов, которые будут раз­рабатывать, координировать,

контролировать деятель­ность отдельных сфер внешней торговли и производст­ва.

Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также следующее. Функцио­нирование ТС отнюдь не

предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра

про­изводимых и потребляемых товаров. В сферу интегра­ционной деятельности на

этом этапе постепенно попа­дают самые различные отрасли и секторы экономики.

Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне,

обеспечивающее производ­ственную интеграцию. Интеграция происходит и в

валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на

первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего

фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые фи­нансовые институты, банки,

страховые компании игра­ют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной

политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность,

отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интегра­ции является единый рынок

(ЕР). К настоящему време­ни этот этап интеграционного развития реализован в

Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические

выводы и оценки. Не ис­ключено, что в перспективе, по мере продвижения впе­ред

других подобных интеграционных структур, воз­никнут новые ситуации, присущие

этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практи­ки ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими

факторами, так и политиче­скими. (Кстати, данное положение будет верно и для

последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не

только для ЕС.) Не­смотря на исчезновение в определенной мере тарифных

препятствий по обмену, существуют и нетарифные: раз­личия в технических нормах,

законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при созда­нии

ТС, например, в Европе, не предвиделось возник­новения подобных трудностей. В

период особенно сла­бого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д.

Эксперты подчеркивают, что создание "действи­тельно единого" внутреннего рынка

требует гармониза­ции большого количества законодательств и норм, ка­сающихся

многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма

сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха

необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление

наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7

обяза­тельных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако

именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами

и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим

странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно.

Тре­тья задача — разработка общей политики развития от­дельных отраслей и

секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько

это важно для последующего закрепления интеграции, ка­ков будет социальный

резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и

по­требностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в

качестве избранных сфер были оп­ределены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей

силы, услуг и информации, допол­няющих беспрепятственное перемещение товаров.

Не­обходимо обозначить и следующую пятую задачу, ре­шаемую при создании ЕР:

формирование общих фон­дов содействия социальному и региональному разви­тию,

что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя,

ориентацию на удов­летворение "потребностей на местах", позволяющую реально

ощутить преимущества интеграционных про­цессов. Эти экономические шаги

обусловливают согла­сование серьезных мер по гармонизации и унификации

национальных законов. При этом особое место отво­дится введению системы мер,

предотвращающих нару­шения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем

самым предопределялась необходимость формиро­вания специальных, в том числе

наднациональных, ор­ганов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,

Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европей­ский Совет. Другие интеграционные

группировки, вероятно, бу­дут иметь иные органы управления и контроля. Задачи,

которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит ре­шать интеграционным

группировкам, потребуют созда­ния и использования соответствующего

инструмента­рия.

• Строительство ЕР должно завершиться создани­ем подлинно единого

экономического, правового и ин­формационного пространства и дать импульс для

пере­хода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических

разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически

отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как из­вестно, в Европе ЕР был создан

к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и

Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схема­тичном виде выглядит следующим

образом. Основные направления политики стран-членов и Союза опреде­ляются

совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за

ходом экономи­ческого развития каждой страны и Союза в целом. При

несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям

ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционирова­нию

ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены

должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим

установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом по­следнего этапа формирования ЭВС

предусматривается проведение единой валютной политики, введение еди­ной валюты

— ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе

с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков

стран, входящих в ЭВС.

Другим практическим примером международной ин­теграции является

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано

Согла­шение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать

суть ос­новных положений Соглашения и сравнить с основопо­лагающими посылками

документов Евросоюза, то оче­видно главное: демонтируются не только таможенные

барьеры, НАФТА открывает путь к созданию континентального единого рынка для

свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам

специалистов не исключено, что уже через 15 лет про­изойдет слияние трех

национальных рынков и сформи­руется зона свободной торговли с населением более

375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не

созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные

сущест­вующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в

процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет

про­диктовано необходимостью

Создание НАФТА было в большей мере иницииро­вано решениями политиков, хотя

значение экономиче­ских императивов при этом нисколько не приуменьша­ется. В

начале 90-х годов с окончанием "холодной вой­ны" радикальным образом

изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире:

исчез­ли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции

России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляют­ся

попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под

американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической

мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных

экономических и научно-техни­ческих потенциалов стран ряда регионов с

аналогичны­ми показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно

долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к

политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение

интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи

Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятель­ность

организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,

просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка,

идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономиче­ского сообщества и

т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не

насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы

предупредить возможные негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства

на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов

на своем континенте.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на

огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно

благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит

асимметрич­ный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности

1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА

заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика,

обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки

относящаяся к разви­вающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный

и южный партнеры многократно уступают США.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом

обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень

высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС,

доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля

Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к

выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления

интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность

канадских фирм ста­ла приближаться к аналогичному показателю для аме­риканских.

Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была

предваритель­но, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабаты­вающей и

добывающей промышленности. Правительст­во Канады считает, что участие в НАФТА

позволит бо­лее тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продук­ции, повысить

прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке.

Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления

интеграции с США, с НАФТА, так как аме­риканские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и су­ществуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще

и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные

сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить

темпы своего разви­тия, провести реформы и уже через 10—15 лет прибли­зиться по

уровню своего развития к промышленно раз­витым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации движения капитала, начался его при­ток, вырос

объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что

мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор се­верных соседей,

особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА,

поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время

просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой

экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет

ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные

организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой

кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и

достаточно мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения

хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией,

Италией, Испанией, в конечном счете приводили к замедлению экономического

роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических

отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми

начали движе­ние к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и

Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные

европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой

экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других европейских

стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате

все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому

влиянию ЕС.

3.Формы экономической интеграции

Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается

с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о Европейском

объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ,

Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория

западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития

начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании

Европейского экономического со­общества (ЕЭС) и Европейского сообщества по

атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем

развития, что во многом определило высокие темпы их экономи­ческого роста на

протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца

50-х гг. до на­стоящего времени протекало неравномерно и относительно

про­тиворечиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при обра­зовании ЕЭС,

реализовывались достаточно последовательно и ус­пешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интегра­ции можно условно

подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золо­тым веком» в

жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным со­зданием таможенного союза,

сравнительно успешным формирова­нием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС

трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка»,

были:

· постепенное устранение всех ограничений в торговле между

странами-участницами;

· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

· ликвидация ограничений для свободного

передвижения «людей, капиталов, услуг»;

· разработка и проведение общей политики в области транспор­та

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов