Курсовая: Международные экономические организации
Курсовая: Международные экономические организации
Министерство высшего и средне специального образования
Республики Узбекистан
Национальный Университет Узбекистана
Экономический факультет
Отделения МЭО
Курсовая работа
Тема: Виды и этапы развития международной экономической интеграции.
Выполнил: студент 3 курса Хайдаров Ё.
Проверил: проф. Вахабов А.В.
Ташкент 2003
Содержание
Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42
Введение
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые
количественные и качественные характеристики. Основные формы
мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция
населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции
международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли
невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного
общества. Это отражает возрастающее значение международной производственной
и научно-технической специализации. Вместе с тем это реальный фактор
развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это
предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре международной
торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между
экономически развитыми странами и группами стран (60—70% мирового
товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для
международной экономической интеграции участников с более или менее близкими
уровнями развития в определенных регионах мира.
1.Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов
Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов
миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению
такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки
миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов иммигрантов,
их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь интеграционный
вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая официальные
границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные
преимущества.
В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более
высокому их этапу — международной интеграции. Они формируются как на
микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион,
группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия — увеличение объема
продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке,
пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность
деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи
между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и
фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО — территориальной
удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных
барьеров, таможенных и валютных препятствий.
Объективно возникают два пути:
• создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие
трудности (трансфертные поставки, цены, благоприятные условия
воспроизводства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.);
• межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию
мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного,
психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.
Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой,
эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений — международной
экономической интеграции.
С экономических позиций объективный фактор хозяйственной международной
интеграции — обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов
(естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданы: характер, и роль
приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально, после,
Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала задача
объединения, прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей,
металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в
Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития
становится технологическая сфера. В последнее время на важное место выдвигается
информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается
практическим опытом ЕС (Европейского Сообщества, в настоящее время —
Европейского Союза).
Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая
интеграция — логический, закономерный результат транснационализации
микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя
"встраивается" в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе
международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.
Обществоведы по-разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей
точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое,
политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно
только как таковое. Взаимосвязь взаимозависимость отдельных акций и процессов
усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий, как
в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая
трансакция в области мирохозяйственных связей неизбежна, затрагивает внутреннюю
экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и
т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и
обратный эффект. Из такого подхода вытекает, что простая и даже комплексная,
но лишь экономическая оценка данной трансакции недостаточна. Необходим учет
ее последствий хотя бы в названных сферах. Тогда решение о трансакции
потребует корректировки, и возможно, окажется нецелесообразным. Несколько
иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или
менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в
пределах определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во
всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство,
обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком
понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в
оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле
понятия — это не однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он
проявляется, в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней
торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов
производства, производственного, научного, технико-технологического,
инжинирингового и информационного сотрудничества. МЭИ означает продвижение
всех этих блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В то
же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим
сферам. Масштабное, устойчивое и деловое постоянное международное
сотрудничество предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое
человеческое общение, усиливает необходимость преодоления национальной
замкнутости и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности
государственных границ, особенно в части формально-' бюрократических
и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование
единого экономического, правового, информационного пространства для
свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов
хозяйствования. Тем самым имеются все основания утверждать, что МЭИ вполне
вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ,
означающее взаимоприспособление национальных экономик встраивание их в
единый воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять
другие сферы международных отношений: развивается практика межгосударственных
(многосторонних и двусторонних) соглашений, создаются надгосударственные
структуры и органы согласованной международной системы регулирования,
применяются специальные механизмы инструменты.
Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке
процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и обратных
эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ
становится действенным методом данного процесса, способствующим решению вечной,
всемирно-исторической задачи — возможно полного удовлетворения духовных и
материальных потребностей мирового сообщества.
В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и
Чехия) активно включились в широко идущие на Европейском континенте процессы
либерализации внешней торговли, используя для этого, в частности, создание зоны
свободной торговли. В основе проявленной инициативы странами Центральной
Европы (ЦЕИ — Центральноевропейская инициатива, в дипломатической практике
распространена и данная аббревиатура) по созданию зоны свободной торговли
лежит стремление к включению в экономическую и политическую систему
Европейского Союза в целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.
В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское
соглашение о свободной торговле (СЕРТА или, как указано выше, ЦЕИ), к которому
с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение предусматривает создание
зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их
принятия путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других
нетарифных ограничений.
Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры не
могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые
торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев, при
которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или применить
специальные защитные меры. Условия, срок действия, сфера распространения
защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и темп их либерализации
четко регулируются соглашением.
Центральноевропейское соглашение предусматривает создание зоны свободной
торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных барьеров
в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных производителей в
странах "четверки" к растущей конкуренции на внутреннем рынке с товарами
примерно равного качества и технического уровня.
Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами в рамках CEFTA в
результате существенных изменений первоначального соглашения, вступивших в
силу с 1 июля 1994 г., носит более широкий характер.
Страны Центральной Европы намерены создать зону свободной торговли
сельскохозяйственной продукцией с учетом практики реализации договоренностей в
1996 г.
Положительным итогом выполнения соглашения свободной торговле является
стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран
Центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения таможенных
пошлин, закреп ленный соглашением, гарантирует национальным производителям и
иностранным инвесторам, использующим импортное сырье, материалы и
комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на национальных рынках
централ внеевропейских стран.
В результате поэтапного снижения импортных пошлин на основе реализации
соглашения о свободной торговле и договоренностей "Уругвайского раунда" можно
ожидать в последующем ускоренного роста импорта этих стран по сравнению с
экспортом, так как его либерализация была осуществлена ранее. Это в свою
очередь может увеличить торговый дефицит стран Центральной Европы с развитыми
европейскими странами.
За время действия соглашения о свободной торговлей стороны в умеренной
степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка на
основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика
либерализации.
Заключение соглашения о свободной торговле в сочетании с присоединением к
решениям "Уругвайского раунда" поставило со всей остротой проблему повышения
конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за льготный период (до полного
создания зоны свободной торговли) страны региона не смогут расширить
производство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в мировой экономике
они сохранят свое положение как поставщиков главным образом энерго- и
металлоемких изделий с невысоким уровнем обработки и экологически вредных
продуктов. В настоящее время развитие экспорта стран Центральной Европы
сдерживается не столько внешними барьерами, сколько внутренними трудностями,
которые являются результатом перестройки их экономики.
Проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных
товаров, изменения структуры экономики. Полное использование возможностей,
предоставленных соглашением, тормозится Соглашение создало лишь благоприятные
торгово-экономические условия для развития экспорта стран Центральной Европы,
однако только либерализация внешнеэкономической сферы оказалась недостаточной
для решения внутренними трудностями, значение которых в последнее время
возросло.
2.Этапы интеграции
В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд этапов.
Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением
международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII —
начала XX в., совпавший с развитием капитализма.
В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов, выходящее в
настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенсифицирующее
воздействие на мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная
предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производства и
научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход к
качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е. международной
экономической интеграции.
МЭИ означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их в
единый воспроизводственный процесс. Это предполагает известную
территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость
стран—участниц международной интеграции и объясняет ее региональный характер.
Хронологически интеграционный тип МЭИ начал складываться после Второй мировой
войны.
Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд
стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их
развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической
деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия
национальных экономик.
В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов
развития интеграционных процессов:
· зона свободной торговли;
· таможенный союз;
· единый или общий рынок;
· экономический союз;
· экономический и валютный союз.
Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная
группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Другие
интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый
и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть
особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их
определения, обозначить основные механизмы.
• Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной
торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в
рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных
ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения
о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в
течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других
1| нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам
либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по
таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС,
актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной
торговли (НАФТА) и в общем, рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых
речь пойдет ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе
взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры
не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить
новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень
таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и
действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин
предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.
К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и
предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ
позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках
"Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической
деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе
с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование
деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно
действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих
решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами
стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и
ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения
уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая
скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения
международные договоренности обретают преференциальное по отношению к
внутренним законодательным актам положение.
Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это,
естественно, внешняя торговля.
При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих
процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не
всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий
отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу
для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех
из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и
качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства
велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со
своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты.
Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных
компаний в промышленных структурах "страны пребывания".
• Следующей ступенью международной экономической интеграции является
таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении
таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В
соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких
таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и
создание единого внешнего таможенного тарифа.
Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются
недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае
предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных
барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю
между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между
странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в
союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не
предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения
различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются
самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной
внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в
части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более
совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят
серьезные изменения И структуре производства и потребления стран-участниц.
Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным
тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют
товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в
свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и
производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС
производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных
преимуществ".
Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах
ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа,
существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже.
Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказываться от более
дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, более
дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений,
например, из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к
интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы
уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков
технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки
ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать
дополнительные резервы и т.д.
Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф
стран-участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их
внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для
усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо
"подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной
продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа определенным
образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает,
что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие
внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста
цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками
импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе
союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически
решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами.
"Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для
привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное
воздействие на экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в
подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше,
деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих
органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению
координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию
многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима
координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что
ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности.
В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только
таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних
рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании
наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать,
контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.
Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.
Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не
предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра
производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на
этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.
Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне,
обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в
валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на
первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего
фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки,
страховые компании играют второстепенную роль.
Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной
политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность,
отдельные отрасли энергетики и др.
• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок
(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в
Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические
выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед
других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие
этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.
Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими
факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для
последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не
только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных
препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах,
законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании
ТС, например, в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В
период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д.
Эксперты подчеркивают, что создание "действительно единого" внутреннего рынка
требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся
многих сфер деятельности.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма
сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха
необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление
наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7
обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако
именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами
и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим
странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно.
Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и
секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько
это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный
резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и
потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в
качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.
Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей
силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР:
формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию,
что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя,
ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально
ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги
обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации
национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер,
предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем
самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе
наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,
Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные
группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи,
которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным
группировкам, потребуют создания и использования соответствующего
инструментария.
• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого
экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для
перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —
экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических
разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически
отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан
к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и
Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.
Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим
образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются
совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за
ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При
несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям
ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию
ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены
должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим
установлен контроль.
Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС
предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты
— ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе
с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков
стран, входящих в ЭВС.
Другим практическим примером международной интеграции является
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано
Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации
свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать
суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками
документов Евросоюза, то очевидно главное: демонтируются не только таможенные
барьеры, НАФТА открывает путь к созданию континентального единого рынка для
свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам
специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех
национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более
375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не
созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные
существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в
процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет
продиктовано необходимостью
Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя
значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В
начале 90-х годов с окончанием "холодной войны" радикальным образом
изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире:
исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции
России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляются
попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под
американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической
мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных
экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с
аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно
долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к
политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение
интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи
Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятельность
организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,
просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка,
идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономического сообщества и
т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не
насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы
предупредить возможные негативные последствия.
Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве,
безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои
компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего
преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства
на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов
на своем континенте.
Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на
огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно
благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит
асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности
1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА
заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика,
обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки
относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный
и южный партнеры многократно уступают США.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом
обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень
высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС,
доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля
Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к
выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления
интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность
канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.
Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была
предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и
добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА
позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить
прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке.
Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления
интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком
агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери
национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще
и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные
сопровождать экономические процессы.
Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить
темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по
уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты
решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос
объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что
мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей,
особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.
В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА,
поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время
просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой
экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет
ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные
организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.
Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой
кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и
достаточно мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения
хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией,
Италией, Испанией, в конечном счете приводили к замедлению экономического
роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических
отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми
начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и
Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные
европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой
экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других европейских
стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате
все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому
влиянию ЕС.
3.Формы экономической интеграции
Европейский союз.
Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается
с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о Европейском
объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ,
Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория
западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития
начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании
Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по
атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем
развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на
протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца
50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно
противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС,
реализовывались достаточно последовательно и успешно.
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно
подразделить на четыре этапа.
Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в
жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,
сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС
трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка»,
были:
· постепенное устранение всех ограничений в торговле между
странами-участницами;
· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
· ликвидация ограничений для свободного
передвижения «людей, капиталов, услуг»;
· разработка и проведение общей политики в области транспорта
Страницы: 1, 2
|