Курсовая: Международные экономические организации
и сельского хозяйства;
· создание валютного союза;
· унификация налоговой системы;
· сближение законодательства;
· разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая
структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский
совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка
товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан
таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках
таможенного союза были:
· ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле
стран-участниц
· установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
· достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов,
денежных переводов, предоставления услуг;
· обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора
места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно
делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления
коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования
через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой
системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для
многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС. Формирование общего
рынка ускорило процесс превращения рациональных монополий стран ЕЭС в
транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров.
Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран — участниц Сообщества от
замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к
внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что
удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать
механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные
тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской
экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и
начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С
вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо,
поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне
по сравнению с другими участниками Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего
расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии
привело к обострению ранее существовавших межстрановый диспропорций. На момент
вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину
среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно
один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из
тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в
развитии западноевропейской интеграции, связанными, прежде всего с принятием
Единого Европейского Акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества — создание
Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический
альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их
экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и
согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным
положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого
экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы
хозяйственный единый организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные
процессы стран — членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики
и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В
начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически завершили создание основ единого
рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и
политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с
Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение
факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества
возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в
качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.
ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц, возросшим
до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка.
Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают
создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро,
образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.
Состоящий ныне из 15 государств-членов, Европейский союз является наряду с США
и Японией одним из главных в мире производителей и потребителей. На его долю,
по данным Евростата, приходится 57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же
время доля стран ЕС в мировой торговле за последние два десятилетия падала,
несмотря на увеличение числа членов Союза. Размер годового ВВП на душу
населения, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности, в среднем
составляет для стран ЕС 17,3 тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых
социально-экономических достижениях ЕС, его население составляет лишь 7%
мирового.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и
трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановое и внутристрановые
диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.
Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой
аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды
сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение
конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение
доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др. С
существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со вступлением в
него новых членов. В марте 1998 г. начались активные переговоры с группой
стран — претендентов на вступление в ЕС. ЕС поворачивается лицом к Восточной
Европе. Будущими новыми членами ЕС могут стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения,
Эстония. Активизировалась Турция в ее стремлении вступить в ЕС. С января 1996
г. вступило в силу соглашение о таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые
претенденты на членство в ЕС, за исключением Кипра и Турции, представляют еще
только реформирующийся на рыночный и демократический лад постсоциалистический
регион Центральной и Восточной Европы. Переговорный процесс по вступлению
новых «восточных» членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно
напряженным и длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению
в ЕС будут весьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели
выделять около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается.
В основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,
развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды, на
обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики
западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития
экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических
кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то интеграционные
процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти скоростях. Самая быстрая
— это 11 членов валютного союза. Затем идут Великобритания, Швеция, Дания,
Греция, которые на первом этапе воздержатся от введения евро. За ними следуют
«пять плюс один» самых достойных из 11 претендентов, последним из которых
является Турция.
Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии.
На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран
Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских
«драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия, Индонезия,
Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой
группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран —
участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и
имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также
отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. снизить
таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований
товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в
2003 г., а при благоприятном развитии событий — к 2000 г.
Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной
степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество
(АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая 21 государство
региона.
АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития
экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее
входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия,
Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие
годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили,
Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.
АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих
органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и
финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов
по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе
которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения
благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам
экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных
доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее
конкурентоспособные страны.
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе
(АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее
развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно
отнести следующие:
• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей
роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это
проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных
региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета —
ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС
(в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС
основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со
своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;
• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными
уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими
системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две
великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический
гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной
международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно
отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения,
между которыми требуют благоприятных внешних условий;
• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные
экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е.
допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней
торговли;
• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в
СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического
глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс
постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических
союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри
тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов,
рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма,
стимулируются внутрирегиональные экономические связи.
В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок.
Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития
экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и
других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне
свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».
Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой
организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.
Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в
Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной
торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно
развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет происходить в
соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.
Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за
АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае
неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что
приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других, более
интегрированных региональных группировок, тем более что степень
интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно
высока, и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития
интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста»
— южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой
треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран
бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона.
Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и
ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и может
ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.
Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал
формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития
сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг. на страны АТЭС
приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС,
например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и
страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами,
32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В сфере внешней торговли
зависимость от внутрирегиональные сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран
составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма
быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС:
Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).
По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до
2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут
значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров.
Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки
товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС
станет стержнем экономического роста мира.
Интеграционные процессы в Южной Америке.
К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской
Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины,
Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1
трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50%
совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного
объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась
отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле
между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении
третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация
политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи,
согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к
таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного
внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров.
Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г. отмену нетарифных
ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли
вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными
металлами, предметами культурного национального достояния).
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы
управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;
исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со
штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе
общего рынка, в функции, которых входят вопросы внешней торговли, таможенное
регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая
политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское
хозяйство и энергетика. Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об
определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность
становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.
увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств —
участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос
немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем,
объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.
Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР
распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например,
японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение
автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена
выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих
автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия,
производимые бразильскими предприятиями.
Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше
тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе
соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как
ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве между
МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла, Колумбия,
Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой перспективе
южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА, простирающейся от Панамского
канала до Магелланова пролива.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и
противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о
полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально
намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в
установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран.
Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов
МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых
у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров
и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг.
Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами
на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого
машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай,
опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за
минимальные пошлины.
Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные.
На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит
преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических
потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей
ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще
недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием
корпораций США.
Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:
• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).
Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в
Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям
импульс к «более высокой степени интеграции»;
• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас,
Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,
предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении
третьих стран;
• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран
Карибского бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет
ряд единых внешних тарифов.
Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации
Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества
(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План
постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение
34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие
субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА,
ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им,
их всемерному укреплению и усилению скоординированность их деятельности.
Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных
африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности
Экономического - сообщества западне африканских государств
(ЭКОВАС), ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе.
ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе
18-го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу
обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым
ряд государств этого субрегионах связывают надежды на дальнейшую активизацию
сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем реализации
договоренностей о свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и
транспортной сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала,
введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление планов Сообщества
наталкивается на значительные трудности, обусловленные различием в уровнях
экономического развития государств, их неодинаковыми подходами к использованию
властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и
иных задач. Повышению эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют
соперничество между франко и англоязычными странами субрегионах и их более
тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также
внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств,
«локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке.
В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о
преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной
Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах
которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,
сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея
создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки
(САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне
(Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций —
в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в
этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается
значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая
обстановка и валютно-финансовая сфера.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический
региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации
развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время
в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие
сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости
интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами стран
3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются меры по
постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех
инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.
Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на
препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где
расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные
различия в экономическом и социальном развитии, расстановке внутренних и
внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и личные амбиции
некоторых государственных лидеров. Естественно, характер субрегионального
развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной страны
в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что трансформация САДК в
действительно крепкую интеграционную группировку требует определенного
времени.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично
развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет
в своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля
возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе
совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный
союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк
государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников
платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного
сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд
солидарности.
К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести разный
уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию
национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность
в ряде стран. Это отнюдь не способствует решению важнейших задач, определенных
в Договоре: свобода движения капиталов (постепенной ликвидацией таможенных
барьеров внутри ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации,
создание СП и др. В марте 1994 г. члены Союза приняли решение о постепенной
трансформации ЮДЕАК в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход
на более высокий уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много
проблем.
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и
среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует
Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую
Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман
(«нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации
экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО),
которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего
Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские
республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.
Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции,
следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и
различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития.
Большинство развивающихся стран практически находятся вне процесса интеграции в
ее подлинном смысле, т.е. процесса постоянно развивающихся непосредственных
межстрановый связей на уровне как отдельных фирм и предприятий, так и
национальных хозяйств в целом. Экономическое сотрудничество развивающихся
стран, провозглашение ими интеграционных целей является лишь подготовительной
ступенью реального интеграционного процесса. Многие из провозглашенных
интеграционных группировок в силу незрелости социально-экономических
отношений, примитивности и структурной недифферинцированности национальных
хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти
формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу.
Интеграционная развития СНГ
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные
части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение
труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития
производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был
очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах—членах СНГ
в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).
Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции
среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках
оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от
дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области,
где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на
состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и
т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к
интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими
основными факторами:
· разделением труда, которое невозможно было изменить
целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще
нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени
соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
· желанием широких масс населения в странах — членах СНГ
поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных
браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового
барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
· технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции,
определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских
республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою
государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и
соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если
интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая
интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым
органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение
суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые
интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как
попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно
противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая расту финансовую и
политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не
препятствовать интеграционным процессам.
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что
определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже
этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против
участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от
России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и
«войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в
поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ.
Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины,
Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны
Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. Поэтому многие из них
рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода»,
стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким
образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей
и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй
план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений.
Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для
Достижения своих политических задач.
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято
президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием
Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ
присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе
определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в
экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать
контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и
предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения
других стран.
Заключение
Международная экономическая интеграция — характерная особенность
современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным
инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и
повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц
интеграционных группировок.
Между странами — участницами интеграционного объединения, прежде всего
снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда
наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный
тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы»
пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капитала и людей;
экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли,
таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей
экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты
управления интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и
совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно,
приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения
в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая
образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем
наднациональные институты управления.
По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной Европе
существует насущная потребность в развертывании интеграционных процессов,
которая привела к созданию ЕС. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы
может во многом потеснить доллар США в качестве международного
платежно-расчетного средства.
Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском
континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало всеамериканской зоне
свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».
В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-членов,
пытается выйти из экономического кризиса, прежде всего путем структурной
перестройки экономики входящих в нее стран.
Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-Тихоокеанского
региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития сложно, хотя на
встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-экономического
сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны свободной торговли и
снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических отношений.
Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в
прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего
культурно-цивилизационного пространства.
Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ ограничить
свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой
социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных процессов
определяются разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого
заключено большое число соглашений экономического, политического и
гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью которых
является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных
скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было
достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено.
В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность
своего существования.
Список использованной литературы
1. И.А.Каримов «Узбекистан по пути углубления
экономических реформ», изд. «Узбекистан» 1995 г. Ташкент.
2. И.А.Каримов «Узбекистан стремится ХХI веку», изд. «Узбекистан» 1999
г. Ташкент.
3. Киреев А.П. «Международная экономика» изд. «Международные
отношения» 1999 г. Москва.
4. «Международные экономические отношения» Учебник под редакции В.
Рыбалкина, «Бизнес-школа», «Интел-синтез» 1998 г. Москва.
5. Вахабов А.В, Разыкова Г.Х «Международные экономические отношения»,
Тексты лекций. 2000 г. Ташкент.
6. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник,
изд. «Делон сервис», МГУ. 1998 г. Москва.
7. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»
Учебник, изд. «Юрист» 1999 г. Москва.
8. Рубцов Б.Б. «Зарубежные фондовые рынки», изд. «ИНФРА-М» 1996 г. Москва.
9. Федоров «Современные валютно-кредитные рынки»,
изд. «Финансы и статистика» 1998 г. Москва.
10. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных
отношений» Учебник, научный ред. В. В. Круглов, изд. «ИНФРА-М» 1998 г. Москва.
11. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические
отношения»: Учебник, изд. «Юрист» 2001 г. Москва.
12. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф.
А.С.Булатова. изд. «Юрист» 2000 г. Москва.
13. Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник 2-е
изд., перераб. и доп. « ИНФРА-М» 2000 г. Москва.
14. «Международные экономические отношения. Интеграция»:
Учебник. Пособие для вузов Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер,
изд. «Банки и Биржи», « ЮНИТИ» 1997г. Москва.
Страницы: 1, 2
|