Курсовая: Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах
местности.
Демиурги - ремесленники, которые уже концентрируются в более крупных
поселениях и городах.
Хотя и коллегия архонтов и ареопаг избирались только из представителей
родовой знати, само появление новых органов, управляющих всей Аттикой, а не
отдельным родом, говорит о том, что традиционный общинный строй перестал
существовать. Афинский народ стал на путь перехода к цивилизации с хозяйством
индивидуальной семьи, господством частной собственности и разделением
общества на более или менее четкие социальные группы по имущественному
признаку.
Евпатриды постепенно стали ограничивать власть базилевса, его функции скоро
перешли к новым, выбранным из евпатридов, должностным лицам - архонтам.
Сначала эта должность была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним
сроком, а с VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один
год. Евпатриды не только восприняли военные, жреческие и судебные функции
базилевса, но и со временем взяли в свои руки все руководство страной.
Военачальником становится полемарх, особый военный специалист из ряда
аристократии, функция управления государством перешла к архонту, и, наконец,
судебная функция перешла к шести фесмофетам (“выносящим постановления”).
К родовой знати принадлежала не очень большая группа населения, но и она
подверглась расслоению. Так как в то время все еще главное значение имели
сражающиеся на колесницах и конях*, то
полноправными аристократами считались лишь всадники. Аристократы, которым их
земельный участок позволял приобрести лишь тяжелое вооружение были ограничены в
правах и получили название “зевгитов” (младший аристократ). Позже и внутри
всадников и произошел раскол на более богатых, получающих 500 медимнов зерна в
год**, так называемых
“пентакосиомедимнов”, и более бедных.
Высшие должности в государстве были оставлены только за пентакосиомедимнами.
Таким образом, возможность занятия высших государственных должностей
ограничивалась даже для аристократии.
В сложном положении оказалась аристократия в период развития торговли и
выхода в колонии. Именно тогда она резко раскололась на реакционную
земледельческую и передовую торговую, представленную в Афинах родом
Алкмеонидов, сыгравших в них истории очень заметную роль.
Колонизация также привила к появлению большого количества разорившихся
аристократов, рядовых общинников, которые не могли выбиться в ряды крепких
хозяев. Эти люди смешивались с массой фетов, положение которых в то время
стало совсем невыносимым. Очень часто плату фету хозяин просто не платил.
Удерживая ее, хозяин, очевидно, хотел удержать работника за собой на
следующий срок или продать их как рабов, так как в то время гарантий личной
свободы не было. В такой ситуации у фета было три пути: продолжать служить с
надеждой когда-нибудь получить заработанное и тем самым, переставая быть
вольнонаемным, покорно перейти в разряд рабов, и, наконец, можно бежать,
обращаясь в бродягу и рискуя получить от господина, если будет пойман,
клеймо, которое навсегда должно было сделать его отверженцем общества.
Тем, кто не стал фетом, а решил арендовать землю жилось не лучше. Аристотель
говорит, что они не в силах были выплачивать всех долей на условиях, которых
арендовали ее, и обращались с семьями в кабальных. Многие работали на
господской земле, отдавая 5/6 урожая и назывались шестидольниками
*. Семена для посева ему давал, видимо, хозяин, иначе при скудности урожая
крестьянину ничего не оставалось бы на пропитание. Если шестидольнику не
хватало его урожая, он был вынужден брать в заем у хозяина под залог своей
земли. Если и этого не хватало, то он брал новый заем, но уже под залог
собственного тела и тела своих детей.
С развитием торговли основной сельскохозяйственной культурой стала олива. Ее
экономическое значение на столько возросло, что ее вывоз из страны
контролировало государство. По этой же причине оливу стали выращивать очень
многие люди. Но она дает плоды только через несколько лет после посадки. На
это время крестьянину нужны средства для пропитания, он обращается к хозяину,
но тот согласен давать деньги только под высокий процент и надежное
обеспечение, так как ему нужны деньги, например, на покупку предметов роскоши
или для участия в морской торговли. Единственная ценность крестьянина - его
земля, но она неотчуждаема. Для этого ростовщики придумали уловку: давать
деньги под залог земли и ставить на участки столб с обозначением имени
заимодавца. Если долг не оплачивался в срок то кредитор отбирал дом
инвентарь, землю, хотя юридически это оставалось собственностью крестьянского
рода.
Такой произвол приводил к концентрации земли в руках аристократии, а
положение разорившегося крестьянства стало совсем невыносимо. Так как демос в
социальном отношении не был однородным - кроме бедноты в него входили и
относительно зажиточные крестьяне, сумевшие сохранить свои участки владельцы
ремесленных мастерских, и купцы, и судовладельцы - интересы этих групп также
не совпадали с интересами землевладельческой знати.
Среди крестьян начинается брожение: они требуют переделы земли, отмены
процентных долгов и долговой кабалы. Более обеспеченные слои демоса, которые
уже почувствовали свою относительную силу, добивались политического
преобладания и власти. Для этого требовалось лишить евпатридов их привилегий
в пользу тех, кто не имел знатного происхождения, но не уступал им в
экономических возможностях. Землевладельцы же требуют обеспечения долговых
обязательств.
Противоречия достигли угрожающих размеров. Афинский народ подчинялся
аристократии до тех пор, пока не почувствовал в себе силы противостоять ей.
§2. Солон: обстановка до и после реформ.
К VI в. до н.э. обстановка в афинском обществе накалилась до предела.
Сельское население стало постепенно радикализироваться, чему послужила его
крайняя нужда. “В то время, - говорит Плутарх - резкое неравенство между
бедными и богатыми дошло до высшей степени, и государство было совершенно
расшатано кризисом. Весь народ был в долгу у богатых”. В ответ готовилась
революция. Плутарх говорит о том, что самые энергичные в среде недовольных
составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимый порядок: с
этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий
государственный переворот». Появилась острая необходимость в немедленных и
эффективных преобразованиях, а главное - в человеке, который смог бы их
провести.
В 594 г. до н.э.* архонтом избран Солон,
принадлежавший к одному из лучших аристократических родов. Солон стал
состоятельным человеком благодаря торговым путешествиям, которые помимо
принесения доходов, расширили его кругозор и дали возможность познакомиться с
устройством других государств.
Плутарх говорит, что “наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон,
пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является
сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою как
бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить
конец раздорам...”. Афиняне любили Солона и доверяли ему, “...приняли с
удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные - как честного...”
** .
Принадлежа к той группе землевладельцев, источником существования которой
были торговые операции, Солон не был заинтересован в разорении крестьянства,
но, будучи аристократом, он был не склонен лишать знать ее первенства в
государстве. Поэтому он пошел на хитрость.
Солон обещал “неимущим раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых
обязательств”*** . Но он и не подумал
удовлетворить требования бунтующего народа полностью. Народных вождей,
требующих передела, он назвал “вышедшими на грабеж” и говорил, что он не может
“...в пажитях родных дать худым и благородным долю равную иметь”. Своей задачей
Солон видел не удовлетворение требований враждующих сторон, а восстановление
должного порядка в государстве.
Достигая своей задачи, Солону приходилось лавировать между обеими сторонами.
Сам он говорил, что ему приходилось “вертеться словно волк средь стаи псов”.
В первую очередь Солон произвел так называемую сисахфию (буквально -
“стряхивание бремени”). Признавались недействительными все процентные долги.
Так же стали считаться незаконными захваты крестьянской земли под видом
залога и сбросились стоявшие на крестьянский участках закладные столбы. Все
попавшие в долговую кабалу были освобождены и получили назад свои участки.
Известно, что Солон даже разыскивал крестьян, попавших в рабство за границей,
и выкупал их за государственный счет. С этого момента долговое рабство в
Афинах отменялось. Сисахфия была признана Аристотелем самой демократичной
мерой. Смысл ее сам Солон объяснял так: “Будет тогда лишь народ всего лучше
идти за вождями, коль не живет в узде, не угнетен выше сил”.
Изменения, произведенные Солоном, явились революционными. Крестьянская земля
фактически принадлежала землевладельцам - аристократам, а сами крестьяне
лишились свободы, так что Солон сломал сложившиеся социальные отношения,
после его реформ вся структура афинского общества стала иной.
Солон предпринял меры и в интересах торгово-ремесленного населения.
Освобождение крестьян без денег и инвентаря благоприятствовало получению
владельцами мастерских дешевых рабочих рук. Крупным морским торговцам было
выгодно привлечение в Афины как можно большего числа специалистов -
ремесленников из-за огромного спроса на афинский товар. В их же интересах
лицам, изгнанным из родных государств, разрешено было селиться в Афинах и
получать гражданские права. Кроме того, лицам, решившим навсегда со своей
семьей переселиться в Афины для занятия ремеслом, также были предоставлены
гражданские права. Конечно, эти меры вызывали огромный приток населения, и
Афины быстро превратились в государство с хорошо развитыми торговыми и
ремесленными слоями, а также торговыми отношениями.
Солон издал также закон, по которому родители, не обучившие своего сына
ремеслу, не имели права требовать его поддержки в старости. Эта мера также
должна была увеличить число ремесленников.
И, наконец, запрещение вывоза хлеба из Афин, вызвало падение цен на него, что
было, конечно, очень не выгодно зажиточным крестьянам и аристократам -
землевладельцам, но зато было выгодно торговцам и ремесленникам.
Как видно из этих мероприятий, Солон действительно стал “первым простатом
народа” (так говорил о нем Аристотель). Он многое сделал для того, чтобы
облегчить его положение, но не оставил без внимания и торгово-ремесленные
слои.
С развитием Афин как морской торговой державы старое деление общества на
евпатридов, геоморов и демиургов стало тормозить развитие экономики. У людей,
принадлежавших к низшим сословиям, не было стимула наращивать свое
благосостояние, так как это ничего в его правах не изменило бы. Будучи
богатым, он оставался незнатным и бесправным. Люди преуспевающие, но не
имеющие знатного происхождения часто становились жертвами произвола со
стороны менее состоятельных, но более высоко стоящих по социальному
положению. При господствующей социальной структуре невозможна была свободная
конкуренция, а значит и рыночная модель развития экономики.
Поэтому дальновидный Солон “на основании оценки имущества ввел разделение на
четыре разряда, которые существовали и раньше: пентакосиомедимнов, всадников,
зевгитов и фетов. Все вообще должности он предоставил исполнять гражданам из
пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов... Каждому разряду предоставил
должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые
принадлежат к разряду фетов дал участие только в Народном собрании и судах”.
Раздел населения по имущественному цензу был очень важным для развития
рыночных отношений. Теперь любой человек независимо от происхождения мог
повышать свой социальный статус, повышая уровень своего благосостояния.
Соответственно афиняне получили мощный стимул для более качественной и
объемной работы. Свободная конкуренция привела к более интенсивному товарно-
денежному обороту, что повысило не только уровень жизни отдельных граждан, но
и уровень благосостояния государства в целом.
Таким образом, Солон, пребывая у власти, спас государство от кровавого
переворота. Он удовлетворил пусть минимум требований враждующих лагерей. И
хотя пришлось ему пуститься на обман обеих сторон, бесспорно, главная заслуга
Солона перед отечеством в том, что он дал возможность экономического роста
Афинам, позволив развиваться рынку.
На долю Солона выпала огромная и очень сложная работа. Если где-то он
допустил промах, то не стоит его слишком строго за это судить, он и так
проделал коренные преобразования, что поставило Афины на более высокую
ступень развития.
В действительности, борьба, начавшаяся еще до Солона, не прекращалась и после
594 г. и уже через 33 года, и привела к тому, чего, по мнению Солона, ему
удалось избежать - тирании.
§3. Тирания Писистрата. Писистратиды.
После 594 г. В Афинах борются уже три группы: педиэи, жители наиболее
плодородной равнины Афин, паралии, жители полуострова, расположенного южнее
Афин, преимущественно моряки и торговцы и диакрии, жители гористой местности
в северо-восточной части Аттики. Педиэи выражали интересы реакционных
землевладельцев, паралии - торговой аристократии и зажиточных горожан, а
диакрии - мелкого крестьянства, освобожденного Солоном от кабалы и городской
бедноты. Во главе педиэев стоял Ликург из рода Этеобутадов, во главе паралиев
- Мегакл из рода Алкмеонидов, и во главе диакриев спустя некоторое время
после реформ Солона стал Писистрат. Род Писистратидов к этому времени
обеднел, чем и объясняется жгучая ненависть Писистрата к педиэям, которая
послужила, по словам Аристотеля, причиной доверия к нему народа. Все афинское
население разделилось на три лагеря, поддерживающих какую-либо группу.
В результате борьбы этих лагерей установленный Солоном и просуществовавший
лишь четыре года мирный порядок рухнул и не восстанавливался в течение
одиннадцати лет. Скоро ввиду непримиримости враждующих сторон пришлось
прибегнуть к компромиссу: создана коллегия из десяти архонтов - пять из них
евпатриды, трое крестьян и два ремесленника. Но такой порядок оказался
нестабильным, и власть снова перешла в руки аристократии. Свидетельства этому
- лишь монеты, на которых снова стали чеканиться родовые гербы.
Этот новый захват свидетельствует о безнадежности всякого компромисса в таких
условиях, о возможности захвата власти и установления тирании.
Писистрат как никто другой подходил на роль народного вождя. Исторически
сложилось, что эта роль отводилась людям, прославившимся своими военными
подвигами. Писистрат был блестящим полководцем, он завоевал остров Саламин,
который был помехой торговле, так как занимал выход из афинской гавани. Ему же
удалось захватить гавань Мегары Нисею, что поставило Мегару в экономическую
зависимость от Афин. Так что Писистрат оказал неоценимую услугу афинянам. Во
многом благодаря этому его группа усиливала свое влияние. Правда, в 560 г. до
н.э.* Писистрат был изгнан из Афин, но,
собрав в изгнании многочисленную армию из наемников, вскоре вернулся, и,
опираясь на союзников, снова достиг власти.
Придя к власти, Писистрат, прежде всего, приступил к массовому изгнанию
противников. Некоторые из аристократических родов все же остались,
подчинившись Писистрату. Это была землевладельческая знать, которая прекрасно
знала, что ему ничего не стоит разорить и изгнать их, а в изгнании без земли,
без торговых связей и навыков они бы не выжили. Таким образом, эта часть
аристократии была вынуждена мириться с новыми порядками.
Конечно, являясь вождем диакриев, Писистрат занялся улучшением положения
крестьянства. Он значительно расширил крестьянский земельный фонд, наделив
крестьян участками из конфискованных земель аристократии не только в Аттике,
но и на Саламине, на Лемносе и в других владениях Афин, причем он принял меры
к тому, чтобы земля снова не сосредотачивалась в руках богачей. Он щедро
выдает наделяемым крестьянам из казенных сумм ссуды и пособия на покупку
скота, инвентаря и орудий, нужных для хозяйства и на необходимые расходы.
Вся деятельность Писистрата была направлена на учет интересов мелкого
крестьянства и их защиту. Известно, что Писиситрат “сам давал взаймы бедным ...
деньги на полевые работы так чтобы они могли добывать средства к жизни
земледелием...”*. Осуществляя такую
политику, он хотел добиться жизнеспособности крестьянского хозяйства. Через это
Писистрат хотел развить в крестьянах чувство самоуважения, сделать их “солью
аттической земли”. Он превратил в государственный праздник крестьянский
праздник Диониса, он официально приписал им носить их национальный костюм
катонаку, которого они уже начали стыдиться.
Существовали мнения и современников, и позднейших историков о том, что
Писистрат осуществлял политику в соответствии с интересами народа не просто
потому, что хотел добиться справедливости по отношению к нему. В частности,
Аристотель заботу о народе объясняет так: во - первых, было выгодно, чтобы
поселяне были расселены по стране и не сосредотачивались в городе, во -
вторых, такая политика осуществлялось для того, чтобы крестьяне занимались
землей и не имели ни времени, ни охоты помышлять об управленческих делах, и,
в - третьих, обработка земли увеличивала доход самого Писистрата, так как он
получал десятую часть урожая. Конечно, определенную выгоду Писистрат имел, но
предпринятые им меры по улучшению положения крестьянства не были “побочным
эффектом”, эта политика осуществлялась осознанно и целенаправленно.
Писистрат настолько укрепил свою власть, что после его смерти в 527 году до н.э.
* она без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху.
Правление Писистратидов практически не отличалось от правления Писистрата.
В это время среди аристократов стали формироваться группы враждебно
настроенные к настоящему режиму. Им было выгодно то, что передовой городской
слой перестал мириться с тиранией. Он мог с ней мириться до тех пор, пока она
уничтожала его главного противника - аристократию. Когда же это было сделано,
диктатура стала ощущаться самим городским классом, так как мешала свободному
его развитию. Вдобавок в эпоху правления Писистратидов в связи с открытием
новых рынков значение торгово-ремесленного населения возросло и он уже
начинает претендовать на то, чтобы руководители государства всецело отражали
его интересы. Существовало еще одно условие, вызвавшее недовольство и
служившее опорой оппозиции. Около VI в. до н.э. персы захватили проливы, в
результате чего афиняне перестали получать хлеб. Необходимость получать его
из Египта, Сицилии или Италии создавала перебои со снабжением и,
следовательно, подняла цены на хлеб. Это неизбежно должно было вызвать
недовольство среди крестьян и горожан.
Пользуясь этим, аристократия организовала ряд покушений на правителей. В 510
году Гиппий оставил Афины. Так окончилась эпоха тирании.
Афинская тирания была более устойчивой, чем в других местах, так как до 510 года
обходилась без террора и превратила Афины в мощное, богатейшее и влиятельнейшее
государство Греции. Даже скептически настроенный Аристотель говорил, что
“Писистрат, взяв в свои руки власть, управлял общественными делами скорее в
духе гражданского равноправия, чем тирании...”
*. Недаром тиранию называли “золотым веком”, “жизнью при Кроне”
** . Свержение тирании осуществилось лишь после долгих усилий даже такого
военизированного государства как Спарта, которая была союзницей аристократии в
борьбе с Писистратидами. Это показывает, насколько велика была симпатия к
Писистратидам среди афинян.
§4. Реформы Клисфена.
После изгнания Гиппия спартанцы хотели поставить во главе Афин
спартанофильскую аристократию, возглавляемую Исагором, но народ ничего и
слушать об этом не хотел и в сложившейся ситуации поддержал крупных торговцев
и ремесленников, возглавляемых Клисфеном из рода Алкмеонидов, которые
поддержали аристократию в борьбе с Гиппием и снова вернулись в Афины после
изгнания. После долгих трений власть снова оказалась у аристократии (на
афинских монетах снова чеканятся родовые гербы). Аттическое крестьянство не
могло с этим мириться. Крестьяне практически со всех деревень сбежались в
город и осадили Исагора и его сторонников. Исагор был разгромлен наголову, и
у власти оказался представитель торгово-ремесленной группы Клисфен. Будучи
представителем группы, заинтересованной, прежде всего в свободе товарно-
денежного оборота, Клисфен не издал никаких законов для улучшения положения
бедноты. Все его законы касались социальных взаимоотношений и
государственного устройства, но в этом отношении им сделано очень много: он
завершил работу Солона и Писистрата и как бы подвел итог революции VI в. и
создал тот строй, который с некоторыми изменениями продержался до тех пор,
пока афиняне оставались независимыми.
Придя к власти, Клисфен, прежде всего, уничтожил последние остатки родового
деления. При Солоне гражданское население делилось на родовые филы, фратрии и
роды, возглавляемые аристократией. При Писистрате влияние аристократии
уменьшилось, но переворот 510 г. показал, что силы у нее еще есть. Поэтому
Клисфен, прежде всего, покончил с родовыми объединениями. Однако он не
склонен был к изменениям в области религии, и полностью сохранил религиозное
значение фил и фратрий, но лишил их всякого значения в государственной
системе. Вместо четырех старых фил он разделил Аттику на десять новых как бы
перемешав все население, и принцип деления стал территориальным. Поскольку
старые роды были особенно сильны в местах нахождения усадеб их
представителей, Клисфен включил в каждую филу по одной трети (“триттии”) из
различных мест Аттики: из Афин, из внутренней равнины Месогеи и из прибрежной
полосы. В каждой филе было приблизительно одинаковое число жителей. Филы
делились на демы (отдельные селения), ставшие теперь административной
единицей. Иногда в дем входило несколько селений, так, например, в Афинах
каждый квартал города был демом. Каждый дем имел свое самоуправление, вел
список живущих в нем граждан. Главой дема являлся демарх - главный казначей,
имеющий полицейские функции и взыскивающий налоги. В каждом деме
пропорционально числу жителей по особому расписанию выбирались по жребию
кандидаты в Совет пятисот (высший законоподготовительный орган государства).
Таким образом, с родовыми привилегиями было покончено навсегда. Граждане
официально именовались уже не по отчеству, а по дему. Клисфен полностью
сохранил имущественные привилегии, на высшие должности могли избираться лишь
граждане трех первых разрядов, достигшие тридцати лет, независимо от
происхождения.
Писистратиды все еще не теряли надежды вернуть себе власть, тем более, что их
поддерживала Спарта, да и в Афинах было немало их сторонников. Чтобы
предупредить возможность возврата к тирании, Клисфен ввел остракизм
(черепкование). В Народном собрании ставился вопрос: нужно ли подавать
черепки. Если да, то собиралось особое народное собрание для черепкования под
председательствованием совета девяти архонтов и пританов (не менее 6 000
граждан). Каждый писал на черепке имя того общественного деятеля, которого он
считал опасным для спокойствия государства. Получивший большинство голосов
подлежал изгнанию на десять лет, по истечении которых мог вернуться назад.
Причем изгнание не влекло никакого позора, имущество изгнанника оставалось
его собственностью, он продолжал пользоваться всеми гражданскими правами. Эта
мера была довольно эффективной, благодаря ей многие противники и Клисфена, и
последующих правителей были удалены из государства и не мешали проведению
преобразований.
Таким образом, Клисфен прочно закрепил порядок, начало которому положил еще
Солон. Он, конечно, ничего не сделал для крестьянства, но с другой стороны, в
его интересах действовал Писистрат и на сравнительно большой уровень поднял
его жизнь, а на торгово-ремесленную группу практически не обращал внимания.
Поэтому к приходу к власти Клисфена крестьянство не находилось в бедственном
положении, а торговцы нуждались в предоставлении им большей свободы. Поэтому
Клисфен и отдавал им все силы.
§5. Греко-персидские войны. Фемистокл.
Эпоха правления Фемистокла в Афинах совпала с трудным периодом войны с персами.
В ходе ее в руках Персии оказался Геллеспонт, что лишило Аттику подвоза хлеба,
поэтому господство на море стало для афинской бедноты вопросом жизни и смерти.
Для этой цели Фемистокл, избранный архонтом в 493 году, развивает широкую
деятельность, строит новую гавань, приспособленную для глубокосидящих судов,
добивается постройки военных триэр. Для этих работ необходимо привлечение
огромного числа людей, и в основном бедноты. Из истории видно, что усиление
какой- либо части населения в армии приводит к ее усилению в политике. Так и
теперь переселение решающей роли в войне на флот привело к увеличению
политического значения бедноты, “...кормчие, начальники гребцов, пятидесятники,
командиры носа, корабельные мастера - вот эти-то люди и сообщают государству
силу в гораздо большей степени, чем гоплиты и знатные и благородные...”
*
Афины во время войны не были защищены стенами, и персам ничего не стоило
осадить их со всех сторон, и афиняне были бы обречены на голодную смерть.
Поэтому им ничего не оставалось как покинуть город: все способные к
сопротивлению мужчины отправились в армию, а женщины, дети и старики в другие
афинские территории. Конечно, трудно было оставлять на разграбление свои
дома, земли, виноградники. Но эта эвакуация происходила без паники. Ареопаг
взял на себя руководство ею, выдавая каждому по восемь драхм на пропитание и
следил за посадкой на суда. Здесь руководящую роль играл Фемистокл, бывший в
то время членом ареопага.
Нападение врага на Аттику вызвало такой взрыв патриотизма у различных слоев
населения, что они - и аристократы, и крестьяне, и торговцы, и ремесленники -
объединились, позабыв о своих противоречиях и стычках. Теперь, когда Афины
сожжены, А Аттика разграблена уже не могло быть и речи о выгоде мирного
соглашения с персами. Население объединилось одним лишь желанием выкинуть
врага с родной земли. Теперь пребывание изгнанников на чужбине не имело
никакого смысла и принимается постановление о возвращении их на родину.
Утром 28 сентября 480 года* афиняне
первыми двинулись в бой на персов и разгромили их наголову около острова
Саламин. Саламинская битва показала, что достаточно объединения всего
населения, чтобы разгромить любого врага.
После победы над персами перед Фемистоклом встала задача восстановления
города после разрушения. Дальнейшая его деятельность представляет собой
защиту широких слоев населения - не только зевгитов, но и фетов, он защищал
интересы не только коренных афинян, но и метэков - иностранцев.
С 493 года** Фемистокл начинает
предпринимать меры по усилению морской мощи Афин. Это создало большое
количество моряков и не могло не привести к увеличению их роли в политической
жизни государства. Фемистокл прямо провел меры по усилению этой группы
населения. Он убедил народ освободить от податей какие-то группы метэков и
ремесленников, чтобы со всех сторон стекалось много простого народа в Афины.
Для строительства флота государство получило массу рабочих рук.
И, наконец, в 487 году*** был принят
закон по которому архонты стали избираться по жребию, и поэтому в архонат, а,
следовательно, и в ареопаг, стало попадать больше “зажиточных людей из
простонародья”**** , но в то же время
это могло привести к проникновению туда людей недостойных. Тем не менее, этот
закон еще больше ослабил власть аристократии.
Политика Фемистокла, конечно, вызывала одобрение народа, так как была
обусловлена его интересами. Все бы так и шло дальше, если бы Фемистокл не
изменил ее. Скоро стали обнаруживаться его намерения пойти войной на Спарту.
Народ, уставший от войн, лишений и разорений был обеспокоен этим, и это
беспокойство усилило то, что военные действия должны были происходить на
суше. Афиняне были непобедимы на море, но на суше победа Спарте была
обеспечена. Этим воспользовалась и аристократия, не терявшая надежды вернуть
себе власть. Она искусно подогревала и без того накалившуюся обстановку, и
недовольство народа растет, он опасается внешних осложнений и не
сопротивляется, видя как власть переходит к аристократии.
Около 472 года* Фемистокл остракизмом был
изгнан из Афин и власть всецело перешла к реакционной аристократической группе
под руководством Кимона.
Нет сомнения в огромной заслуге Фемистокла перед государством, созданный им
Афинский военный флот много лет внушал страх другим государствам и позволял
народу отстаивать свою независимость. Но намерения вести войну со Спартой
были по крайней мере преждевременными, и главная ошибка Фемистокла состоит в
том, что он поспешил вовлечь народ, не оправившийся от недавних потерь, в
новую войну, не учел его настроений, не посчитался с ним и поэтому не получил
поддержки.
§ 6. Правление аристократии.
Пришедшая не совсем законным путем к власти аристократия, конечно, не
намеревалась осуществлять политику в интересах простого народа, но в то же
время потеря у него своей популярности могла привести к потере власти.
Поэтому она должна была заботиться о ввозе хлеба. Это единственная мера,
проведенная новой властью в интересах народа.
Естественно, что аристократия не могла мириться с выбранными по жребию
архонтами, так как они не могли стать ее оплотом. Поэтому решающее значение
приобрел совет на Ареопаге, права которого были урезаны еще Солоном и
Клисфеном. Ареопаг приобрел большое влияние благодаря тому, что организовал
выезд населения из Аттики во время греко-персидской войны. В своей
деятельности Ареопаг не давал правам народа расширяться, и так как в его
ведении находился надзор за нравами граждан, устранял оппонентов под
предлогом безнравственности их личной жизни.
За все время правления аристократии не была проведена ни одна реформа,
которая улучшила бы положение фетов. Правда, привезенные Кимоном богатства
сначала помогли афинской бедноте. Но скоро привезенные им рабы, труд которых
в большом количестве применялся в хозяйстве, вытеснили труд свободных граждан
и появились толпы безработных. Вся тяжесть войн 490 - 479 годов падала на
плечи моряков - фетов, а эти граждане не имели права избираться в совет, а
лишь могли участвовать в Народном собрании, а также не входили в организацию
демов и подчинялись командирам легковооруженных войск. Таким образом,
аристократия лишила практически всех прав ту часть населения, роль которой в
военных силах была ведущей.
Точно так же зажиточные люди из простонародья не могли быть довольными мерами
Кимона. Их оплотом был Совет пятисот, избираемый из трех высших разрядов, а
теперь совет на Ареопаге парализовал любую деятельность, направленную на
расширение демократии. К тому же Ареопаг, пользуясь своими полномочиями,
позволял себе разные злоупотребления, фактически сводил личные и политические
счеты под предлогом борьбы с безнравственностью. Таким образом, была
парализована деятельность многих приверженцев демократии. Это повлекло за собой
усиление пропаганды демократической группы. Голосование на Народном собрании о
выборе должностных лиц шло открыто, поэтому маловероятно было, что афиняне
будут голосовать против представителей знати. В связи с этим наиболее
эффективным шагом было бы вынесение вопроса об остракизме Кимона. Этот шаг себя
оправдал, и в 461 году* Кимон был изгнан
из Афин.
Принятие власти аристократии было вынужденной мерой для народа ради избежания
новой войны. Аттика уже была под властью евпатридов и знала опыт такого
правления, но другого выхода не было. За время ее правления демократическая
группа обдумала все ошибки и набралась сил для нового прихода к власти. Знать
снова лишила простой народ прав, которых он добивался на протяжении многих
лет, и поэтому новый приход к власти демократии был неизбежен.
§7. Перикл. Конец самостоятельного афинского государства.
Во главе вновь пришедшей к власти демократической группы стояли известный своей
неподкупностью Эфиальт и его молодой друг Перикл. Чтобы дискредитировать
ареопаг Эфиальт возбуждает ряд процессов против его членов, а затем проводит
закон о лишении его права политического контроля и ареопаг сохраняет лишь право
суда об умышленном убийстве. После убийства Эфиальта в 460 году
** Перикл стал главой демократической группы, а после изгнания его главного
оппонента Фукидида в 443 году*** он
становится фактически главой афинского государства. Во время правления Перикла
продолжался ввоз рабов и труд свободных людей все больше обесценивался и
становился невыгодным. Платон говорит, что “свободные ремесленники работали с
раннего утра до поздней ночи и, тем не менее, никак не могли заработать на
пропитание своей семьи”**** . С этой
армией безработных Периклу необходимо было что-то делать, как-нибудь доставить
пропитание этим людям. Поэтому он посчитал наиболее целесообразной организацию
общественных работ. Он занялся постройкой великолепных объектов, которые
привлекали в Афины множество путешественников и приносили государству огромные
доходы. Само строительство сокращало число безработных. Плутарх говорит, что
“Перикл не хотел, чтобы простонародье ... живущее ремеслом, оставалось без
государственной поддержки, но в то же время считал нежелательным, чтобы оно
получало деньги ничего не делая ... Эти работы ... распределялись и
распространяли благополучие между людьми самого различного возраста и дарования
...”* Привлечением как можно большего
числа людей к строительству Перикл также боролся с праздностью.
В неурожайные годы иногда всему народу оказывалась помощь в виде даровой
раздачи или продажи по маленькой цене хлеба, купленного за государственный
счет.
Перикл ввел диэты, то есть плату за исполнение гражданских и военных должностей
и за исполнение должности члена совета. Бедные граждане, занятые трудом для
обеспечения своего существования, не имели возможности тратить время на
исполнение общественных обязанностей. Установление платы давало им эту
возможность. Но в то же время такая мера имела и свои недостатки, так как
избрание должностных лиц по жребию уже давало возможность проникновения в
государственные органы “скорее первых встречных, чем лучших граждан”
** , а введенная плата усугубила это положение.
В 431 году начинается Архидамова война как первый этап Пелопоннесской войны.
На начальном ее этапе афиняне терпели неудачи, в чем винили Перикла. Когда
командование войском взял на себя Клеон, Афины стали одерживать победу за
победой. Но и эти победы снова сменились неудачами. Скоро народ почувствовал,
что Перикл ему необходим. В 429 году он снова был избран на должность
стратега. Но в том же году он умер во время эпидемии чумы. Афины остались без
вождя. Вспыхнувшая эпидемия уничтожила более трети населения. Афины стали
терпеть поражение за поражением и скоро проиграли Спарте. После поражения
Афины должны были выплатить огромную контрибуцию. После ее выплаты
государственная казна опустела, афиняне лишились Афинского морского союза, а
значит потеряли основной источник получения доходов.
Афинское общество вступает в полосу острого кризиса. Недостаток средств в
казне препятствовал осуществлению прежней политики раздач и поддержки
городской бедноты. Разоряющиеся крестьяне бросают свои участки, продавая их
ростовщикам.
Рухнуло все былое могущество Афин, они перестали быть самостоятельными и
гегемония полностью перешла к Спарте.
Последние годы самостоятельное афинское государство находилось под руководством
наиболее демократично настроенного правителя. Перикл был человеком дела, и
стремился это же качество воспитать у народа. Он всегда порицал праздность и
говорил, что “в богатстве он видел скорее подспорье для деятельности, чем
предмет хвастливых речей. Что же касается бедности, то у нас не признание в ней
позорно, а позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее...”
*. Поэтому он предпринимал меры для наибольшей занятости населения. Отдавая
много сил для внутреннего устройства государства, Перикл заботился и о внешней
безопасности Афин - он продолжил дело Фемистокла по укреплению военной мощи
афинского государства. Современники его отмечали, что он обладал необыкновенной
способностью угадывать настроения народа, а также предвидеть результаты своей
деятельности заранее. Во многом благодаря своим личным качествам, своей
энергии, настойчивости, деловитости и неподкупности Перикл завоевал доверие
народа, и проведенные им мероприятия имели успех. Фукидид говорил, что “все
время, пока Перикл при мирной обстановке стоял во главе государства, он
правильно руководил им и твердо охранял его безопасность”
* . Быть может, если бы Перикл не умер, он бы добился победы Афин, но
эпидемия унесла жизни многих воинов, что и подкосило ее силы в самый разгар
войны.
Глава III
Эволюция правовой системы
§1. Суд базилевса. Ареопаг.
С древнейших времен каждый член общины разбирался со своим обидчиком сам. Его
контролировали лишь в том, что касалось его работы, а личная жизнь никого не
интересовала. Человеческая жизнь в то время не имела большой ценности, на обиду
люди отвечали собственной расправой. За убийство мстили убийством: если не
могли достать самого обидчика, то старались убить кого-нибудь из его близких
родственников. Часто люди, преследуемые кровной местью были вынуждены покинуть
родную общину и укрыться, если повезет, в другой. Об этом говорит Гомер в своей
Илиаде: “Если в стране кто-нибудь одного хоть убил человека, если заступников
после себя тот и мало оставил, все ж он спасается бегством, покинув родных и
отчизну”*. На грабеж, угон скота
отвечали грабежом. Чтобы заставить человека отдать какую-либо отнятую вещь,
забирали у него, в свою очередь, что-нибудь и не отдавали до тех пор, пока тот
не возвратит захваченное.
Только в том случае, если силы обеих сторон были одинаковы и если люди не
хотели драться, они искали посредника. Им мог стать базилевс или его
приближенный, а так же уважаемые в округе старики. Тогда устраивался суд.
Судьи садились полукругом на гладких камнях и звали обоих поссорившихся.
Кругом стоял народ и шумно обсуждал дело, вставляя свои замечания. Мнение
народа еще решающего значения не имело. Тяжебщики не рассказывали подробно
суть дела, они лишь клялись каждый в том, что говорят правду. Для
подтверждения своей клятвы они могли приводить своих родных и товарищей.
Судьи по очереди говорили на чьей стороне они видят правду. Признанный
виновным соответственно наказывался. Самым строгим наказанием считалось
исключение из общины, что было в то время равносильно смерти. Сами судившиеся
платили судьям за их суд как за особое одолжение, так как судьи были очень
знатными и уважаемыми людьми. Чтобы не было обмана и судья не боялся, что
сделает свое дело даром, наперед на глазах у всех выкладывалось золото,
которое должно было пойти судьям в награду.
Таким образом, судопроизводство в Афинах в древнейшую эпоху до тех пор, пока
Аттика находилась на уровне родоплеменного строя, соответствовало социальной
структуре общества. Судить имеют право лишь базилевсы и старейшины родов,
причем они называют виновного не зная сути дела, а лишь на основании
впечатлений о правдивости каждого, никакие доказательства их не интересовали.
Само подтверждение правдивости путем привлечения родственников говорит о том,
что не всегда клятва была правдивой, так как родственник вряд ли скажет что-
Страницы: 1, 2, 3
|