Рефераты

Курсовая: Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах

либо против родственника.

Но, даже имея право самому разбираться с обидчиками, каждый человек имел

выбор между двумя способами этого. С течением времени, когда культурный

уровень народа стал повышаться и человеческая жизнь стала больше цениться,

люди все чаще стали прибегать ко второму способу.

Такое положение дел в судебной системе сохранялось до тех пор, пока власть

базилевса была крепкой. Но когда социальные отношения стали меняться, когда

все больше людей выходили из-под власти базилевса, соответственно появилась

необходимость изменений судоустройства и судопроизводства. Тесей провел

многие реформы и в том числе судебную. После него главным судебным органом

стал ареопаг. Этот орган разбирал дела об умышленных и неумышленных

убийствах. Председательствовал в суде ареопагитов архонт - базилевс.

Позднее был образован суд эфетов, который перенял у ареопага дела о

неумышленных убийствах. Эфеты в числе 51 человека избирались исключительно из

знати. В зависимости от характера преступления они судили в различных

помещениях. В Палладионе они судили по делам о неосторожном убийстве и о

покушении на убийство. Виновные в этих преступлениях временно изгонялись из

Аттики, а имущество их конфисковывалось. В Дельфинионе судили по делам о

“справедливом убийстве”, то есть об убийстве злодея, осужденного к смертной

казни и скрывающегося от правосудия, об убийствах в целях самообороны, об

убийстве грабителя, любовника жены, о нечаянном убийстве во время состязаний.

Обвиненные в таких убийствах присуждались только к совершению религиозных

обрядов.

Оба эти судилища происходили под открытым небом, так как считалось большим

грехом находиться под одной кровлей с убийцей.

Наконец, у моря, в Фреатто, на границе Аттики, эфеты судили тех, кто,

находясь в изгнании за убийство, обвинялся в совершении там нового убийства.

Эти люди не могли вступить на аттическую землю и должны были оправдываться с

лодки. Если обвинение подтверждалось, то их временное изгнание превращалось в

пожизненное.

Наиболее интересен самый древний суд в Пританее. Здесь продолжали судить

базилевс и филобазилевс. Они судили животных, камни, ножи, мечи, топоры и

прочие по обвинению в убийстве. Если вина доказана, то животное убивалось, а

предметы выбрасывались за границу Аттики.

Таким образом, видно, что целью наказания в то время была еще не безопасность

общества, в основу здесь положены религиозные соображения. По представлению

греков души убитых блуждают среди людей, они душат их, посылают на город чуму

и другие несчастья до тех пор, пока убийство не будет отомщено, и души убитых

не найдут успокоения в могилах. Поэтому государство заинтересовано в

скорейшем розыске виновника, его наказании и удалении из страны, даже если

это копье или топор.

Судопроизводство вслед за социальными реформами Тесея стало отвечать

исключительно потребностям земледельческой аристократии. Как было уже описано

выше, землевладельцы были заинтересованы в концентрации земли в своих руках,

а так как законными путями это сделать было невозможно, то они прибегали к

произволу и, следовательно, не имели намерения давать возможность наказания

захватчиков. Поэтому нельзя в таких условиях говорить о правосудии в Древних

Афинах.

§2. Солон и появление суда присяжных.

Начиная с 594 года начинается эпоха демократизации государственного строя

Афин. Поэтому необходимо было изменить и правовую систему соответственно

изменявшимся социальным и экономическим отношениям. Так как Солон проводил

реформы для освобождения народа из-под власти евпатридов и предоставления ему

больших прав, то ему нужно было обеспечить право на защиту и восстановление

нарушенных прав. Аристотель говорит, что “Солон дал всякому желающему

выступать истцом за потерпевших обиду” и для этого учредил суд

присяжных - гелиэю. Гелиастом мог быть каждый афинский гражданин, достигший

тридцатилетнего возраста. Желающий подвергнуться жеребьевке в члены гелиэи

обязан был заявить об этом архонтам и принести особую присягу. После этого

составленный список гелиастов (5000 и 1000 запасных) и последние

распределялись по особым секциям - дикастериям, составленным из пятисот

членов каждая.

Гелиасты должны были судить придерживаясь законов, в тех же случаях, когда

соответствующего закона не было - по совести. Приговор гелиэи не подлежал

пересмотру, и таким образом гелиасты выносили решения не подвергаясь за них

никакой ответственности.

Гелиэя рассматривала очень большое количество дел и поэтому каждый ее член

был очень занят: чтобы не быть исключенным из списка, ему приходилось

участвовать, по меньшей мере, в ста заседаниях (судебных дней было триста).

Наряду с гелиэей продолжал функционировать в качестве судебной инстанции

ареопаг, хотя значение его постепенно уменьшалось. После реформ Эфиальта за

ним остались только дела об умышленном убийстве, нанесении ран или увечий с

целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях, окончившихся смертью. Убийство

считалось делом, вызывающим гнев богов и поэтому наказание убийцы приобретало

религиозное значение. Вот почему ближайший родственник убитого обращался к

архонту - базилевсу, в ведении которого находились дела религиозного

значения. Архонт - базилевс определял направление дела и производил

предварительное следствие, в результате которого он определял какой судебной

инстанции подлежит рассмотрение дела - ареопагу или гелиэе. Дела об

убийствах, поступившие в ареопаг, слушались под открытым небом. Народное

собрание иногда поручало ареопагу расследование государственных преступлений,

о результатах которого он должен был докладывать Народному собранию, после

чего дело шло на рассмотрение гелиэи.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была

первой инстанцией по ряду важнейших дел, в том числе по делам о

государственных и должностных преступлениях. Она же осуществляла контроль за

деятельностью должностных лиц, утверждая их отчеты. И, наконец, она принимала

участие в законодательстве: ей принадлежало право окончательного утверждения

постановлений Народного собрания.

Для рассмотрения уголовных дел существовала еще коллегия одиннадцати. Ей были

подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей людей и т.д.

Сначала эта коллегия сама судила этих лиц, позднее она стала приговаривать к

смертной казни виновных лишь в случае признания преступника. В иных случаях

она передавала дело на рассмотрение какого-нибудь другого суда. Коллегия

осуществляла надзор за тюрьмами и наблюдала за приведением в исполнение

приговоров, осуждающих виновных к тюремному заключению, а также смертных

приговоров.

Коллегии эфетов стали принадлежать четыре судебные палаты, в каждой из

которых разбирались дела строго определенного содержания.

Писистрат видел одной из причин разорения крестьянства то, что суды в

досолоновскую эпоху находились в городе, в самом центре аристократии, и,

конечно, состояли из аристократов, а крестьянина, ничего в судах и законах не

понимавшего легко было обмануть и обобрать. Поэтому он переносит суды в

деревню и назначает разъездных судей из крестьянской группы, которые

рассматривали мелкие дела. Этот институт был уничтожен после свержения

тирании, и позже восстановлен в виде коллегии тридцати.

Кроме того, для разрешения гражданских дел был учрежден суд диэтетов -

официально назначаемых третейских судей.

Были так же суды, специально предназначенные для отдельных категорий дел,

например, суды по делам о рудниках, по делам о заморской торговле и т.д.

Дела об имущественных спорах решались, главным образом, судом диэтетов и

судом “сорока мужей”.

Дела на сумму ниже десяти драхм решались окончательно судом “сорока мужей”,

который произошел Писистратских “судей по демам”. По делам на сумму более

десяти драхм, то есть по большинству имущественных тяжб, в качестве суда

первой инстанции выступал суд диэтетов. Апелляция на его решения приносилась

в гелиэю.

Все новшества в области правовой системы, введенные Солоном, привели к тому, что

сам народ стал решать вопросы о виновности лиц, свели к минимуму возможность

более богатого и влиятельного человека безнаказанно нарушать права менее

состоятельных людей. Вместе с тем Солон написал законы неясно и запутанно.

Многие считают, что это было сделано специально, чтобы решение зависело от

народа, так как после принятия этих законов возникало много споров, решать

которые приходилось суду. Но это можно объяснить и тем, что Солон не смог

“выразить в общей форме наилучшее”*. На

его долю и так выпала трудная работа по преобразованию государства и он

проделал ее, предотвратив гражданскую войну, поэтому не стоит упрекать его за

сложный язык законов.

Такая разветвленная система судов по различным категориям дел давала

возможность судьям различных судов наиболее профессионально подходить к делу,

позволяла не спешить из-за большого наплыва дел различных категорий и,

значит, глубже вникать в их суть.

Во времена правления Писистрата введенные им суды давали возможность каждому

разъездному судье решать дела в соответствии с традициями той территории, где

он находился, если, конечно, это было мелкое дело. К тому же эти суды

освобождали гелиэю и ареопаг от множества мелких тяжб и давали им возможность

заниматься более серьезными делами.

§3. Судопроизводство.

Начинать судебное дело могли лишь полноправные афинские граждане. За женщину

и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метэка - его простат, за

раба - его господин.

В Афинах различались два рода судебных дел: dike, когда потерпевший искал

возмещения ущерба или штрафа, и graphe, когда дело шло о собственно наказании

виновного.

Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного

представителя. Процесс graphe начинался по заявлению любого полноправного

афинского гражданина.

Начавший процесс dike мог его прекратить в любую минуту, не доводя дела до

вынесения постановления. Начавший процесс graphe должен был довести дело до

конца под угрозой штрафа в тысячу драхм. Никаких материальных выгод в случае

выигрыша дела он не получал, за исключением дел о нарушении финансовых прав

государства, о незаконном пользовании государственным имуществом,

недобросовестной опеке. В этих случаях жалобщик получал часть конфискованного

имущества или часть наложенного на виновного штрафа. В случае проигрыша дела

он подвергался штрафу в тысячу драхм, если при вынесении решения в его пользу

голосовало меньше 1/5 части судей.

Выгода, которая гарантировалась для обвинителей, побуждала отдельных афинян

заниматься доносами, так что образовался особый разряд профессиональных

доносчиков - сикофантов, которые разоблачали различные злоупотребления и

часто не останавливались перед недобросовестными обвинениями.

Вызов обвиняемого или ответчика в суд производиться самим обвинителем,

который перед свидетелями призывал обвиняемого явиться в определенный день и

час в суд, к тому должностному лицу, которое должно было дать направление

делу. При неявке дело слушалось заочно.

Должностное лицо, получившее жалобу, прежде всего, производило расследование

дела - anakrisis. При этом ответчику принадлежало право представлять свои

письменные возражения против рассмотрения дела по существу - paragaphe. С

рассмотрением этих возражений, если они поступали, и началом расследования

дела ответчик мог сослаться на то, что его дело уже рассматривалось раньше

или что претензия погашена давностью или что дело начато не в том порядке, в

каком следовало, или не у того доложенного лица, у которого надлежало. Если

протест признавался обоснованным, дело прекращалось по рассмотрению протеста

Если обвиняемый не представлял возражений, судья рассматривал дело по

существу. Стороны предоставляли необходимые доказательства, скрепляя свои

утверждения клятвой. В качестве свидетелей могли выступать и рабы, но они

допрашивались, как правило, под пыткой в присутствии сторон. Женщины и

несовершеннолетние не могли быть свидетелями.

По окончании anakrisis все доказательства, в том числе показания свидетелей,

заключались в особые сосуды - exune - которые запечатывались, после чего уже

нельзя было представлять новые доказательства и при дальнейшем рассмотрении

можно ссылаться лишь на доказательства, заключенные в exune.

По окончании anakrisis назначался день судебного заседания. На заседании

секретарь оглашал жалобу истца и возражения ответчика. Затем обе стороны

произносили речь, на которую отводилось равное время.

Заседание заканчивалось тайным голосованием и судьи выносили решение. При

равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздержался от

голосования, обвинение снималось. Так как наказание было предусмотрено

законом не во всех делах, то часто вслед за вынесением обвинения шло

голосование о мере наказания. Предложения могли делать как истец, так и

ответчик.

На судебные решения допускалась апелляция к гелиэе, куда можно было

апеллировать и на решения Народного собрания. Решения гелиэи обжалованию не

подлежали.

Для исполнения решения ответчику назначался срок. Истец мог захватить

имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс

об исполнении решения, проигрыш которого ответчиком влек для него штраф в

пользу казны равный сумме иска.

Если процесс шел в ареопаге, то процедура была следующая. Истец и ответчик

произносили по две речи, в которой они должны были касаться только

обстоятельств дела. Правила выставления поручителей, свидетелей, защиты были

разными для людей разных сословий, а после реформ Солона эти люди получили

равные права. После первой речи ответчик, кроме убийцы родителей, мог

избавиться от осуждения добровольным изгнанием. На третий день ареопаг

выносил приговор. При равенстве голосов подсудимого оправдывали. Признанный

виновным в умышленном убийстве приговаривался к смертной казни и конфискации

имущества. Виновный в умышленном нанесении ран осуждался изгнанием и

конфискацией имущества.

Подробности судопроизводства в суде эфетов мало известны, но видимо были

такими же что и в ареопаге.

Чтобы предотвратить подкуп судей, дела в гелиэе распределялись между

дикастериями по жребию утром того дня, когда должно было происходить

заседание. В особо важных случаях по две или даже три коллегии соединялись

вместе для слушания дела.

Судебный процесс в афинской гелиэе был построен на основе состязательного

принципа. Присяжные выслушивали и обвинителя, и обвиняемого, и свидетелей,

допускались споры между ними, когда же суть дела становилась для них ясной,

они приступали к голосованию. При этом суд не знал ни прокурора, ни

защитника. Обвинение по любому делу, в том числе и по таким, которые касались

интересов государства или охраны существующего правопорядка поддерживалось

каждым желающим. Считалось, что государственные интересы и безопасность

должны быть одинаково близки каждому гражданину, поэтому каждый из них может

и должен выступать на суде в их защиту. Что касается защиты, то ее должен был

осуществлять сам гражданин. В случаях, если он не чувствовал себя в состоянии

сделать это достаточно хорошо, он обращался к специалисту и заучивал наизусть

написанную для него речь.

Таким образом, изменения в судопроизводстве происходили по мере движения

государства к демократии. Постепенно на первое место стали ставиться

обстоятельства дела, а не сравниваться социальное положение сторон.

Реформатор предоставил всем гражданам равное право на защиту своих законных

прав и интересов. Об этом говорят и принцип состязательности сторон, и

представление доказательств вместо принесения клятвы, и равное право на

апелляцию, и право на возражения против рассмотрения дела.

Судьи стали подробно знакомиться с доказательствами обеих сторон, как в

процессе предварительного следствия, так и во время судебного заседания,

причем эти доказательства с особой тщательностью хранились.

Конечно, негативной стороной судопроизводства по делам о государственных

преступлениях стали распространившиеся доносы, которые иногда были и

обоснованными, но в большинстве случаев нет.

Такая система была намного эффективнее старой и не вызывала недовольства

среди народа, так как он сам выбирал судей и присяжных.

§4. Права отдельных категорий населения.

В те времена, когда Аттика жила общинами, каждый человек, принадлежащий к

какому-либо роду, пользовался на территории своей общины всеми правами: он

получал надел для обработки, имел право на определенную долю урожая, мог

заключать брак в рамках своей общины, имел право участия в Народном собрании

и общинном ополчении. Для получения гражданства достаточно было принятия

иностранца в род и предоставления ему надела.

Человек, не принадлежащий ни к одной фратрии стоял вне общества, он не имеет

никаких гражданских и тем более политических прав, У него не было очага,

семьи, он не защищен никаким законом. Такие люди не выживали вне общины в

условиях постоянных межплеменных столкновений.

После реформ Тесея, как правило права гражданства получали дети отцов -

афинян, но это правило нарушалось тем, что с одной стороны в списки граждан

не вносились афиняне, не получившие наделов и лишенные гражданской чести, а с

другой - в них вносились усыновленные афинянами иностранцы. Граждане имели

свою землю, дома, имели право заключать браки, но даже их права

ограничивались тем, что лишь граждане из евпатридов могли занимать высшие

должности в государстве, а граждане из геоморов и демиургов могли лишь

участвовать в Народном собрании. Таким образом, граждане еще не обладают

равными правами.

Такой порядок сохранялся до реформ Солона. При нем право родов включать с

свой состав иностранцев было ограничено: он разрешил включать в роды только

изгнанных навсегда из своей родины, а также специалистов - ремесленников,

переселившихся со своей семьей навсегда в Афины.

Клисфен, а позже Фемистокл включили в число граждан определенные группы

людей, которые раньше не включались в списки афинян, а также метэков: скорее

всего эти люди были приняты в число граждан Народным собранием, имевшим на

это право, тогда как фратрии могли принять в число граждан только детей отцов

- афинян.

Демократическая группа Перикла выдвинула требование ограничения состава

афинских граждан лицами, имеющими обоих родителей граждан. Этот закон был

внесен в Народное собрание в 450 году и был принят. Как же получилось, что

вождь афинской демократии внес такой закон? Дело в том, что государство

считало себя обязанным обеспечить прожиточный минимум для всех своих граждан,

поэтому оно боялось расширения их круга, так как это уменьшило бы доход и

преимущество коренных граждан.

Примечательно то, что этот закон был фактически применен в 444 году, когда

претендующий на власть в Египте прислал в дар афинскому народу сорок тысяч

медимнов пшеницы, которые надлежало разделить между гражданами. Чем меньше

претендентов, тем больше получит коренной гражданин. В результате в числе

граждан, имеющих право на раздачу, оказалось 14400 человек. Конечно, эта мера

не была демократичной, но она была направлена на защиту интересов коренных

афинян.

С V в. до н.э. положение отдельных категорий населения определялось следующим

образом.

Граждане. Правами афинских граждан пользовались лишь те лица, у

которых как отец, так и мать - граждане Афин. По достижении восемнадцатилетнего

возраста они зачислялись в списки членов дема - демотов. Граждане пользовались

правом участвовать в Народном собрании, правом быть избранным на различные

должности, в том числе на должность члена Совета пятисот, а также на судебные

должности. Афинское государство так же право на получение разного рода пособий

от государства, на участие в производящихся государством раздачах. Совокупность

гражданских прав составляла часть гражданина. Отдельные граждане могли быть

ограничены в своих правах по суду за различные преступления, то есть могли

подвергнуться бесчестью. Граждане считались военнообязанными с восемнадцати- до

шестидесятилетнего возраста; в случае войны они в известном порядке призывались

в армию. Граждане первого и второго разрядов служили в коннице или тяжелой

пехоте (гоплиты), граждане третьего разряда только в тяжелой пехоте, феты - в

легкой пехоте или матросами во флоте.

В возрасте от восемнадцати до двадцати лет все граждане обязаны были

проходить военное обучение по руководством избиравшихся для этого должностных

лиц.

На богатых граждан, в том числе на богатых метэков возлагались разного рода

повинности в пользу государства, нередко сопряженные со значительными

расходами - литургии. Люди, стремившиеся приобрести влияние в политических

делах, часто сами брали на себя обязанности исполнения литургии. В среднем,

ежегодно выполняли литургию до шестидесяти граждан. Особенно обременительной

была триерархия - обязанность снаряжать корабль. Триерарх получал от

государства готовый остов корабля, который от должен был оснастить и снабдить

всем необходимым для плавания. Однако триерарх получал командование кораблем

в течение года, так что он мог компенсировать расходы связанные с постройкой

корабля той выгодой, которую получал из заморского плавания.

Метэки. Метэки - это чужеземцы, проживавшие в Афинах и в Аттике

более или менее продолжительное время и жившие рядом с гражданами, откуда и

происходит само название метэк. Это обычно жители других греческих городов,

селившиеся на определенный срок или жившие постоянно в Афинах.

Правом гражданства метэк не пользовался: он не мог участвовать в Народном

собрании, суде, не мог занимать государственных должностей. Они не имели

права приобретать недвижимость, а если это им разрешалось, то стоимость дома

не могла превышать две тысячи драхм, а стоимость земельного участка -

двенадцать тысяч драхм. После закона 450 года браки метэков с афинскими

гражданами не считались законными, дети от этих браков не имели права

гражданства. Каждый метэк должен был выбирать себе простата, который являлся

посредником между ним и правительственными учреждениями, а также представлял

дем при внесении метэка в списки лиц, проживающих в каком-либо деме. С метэка

взымалась особая подать - метэкион. Кроме того, метэки подвергались всем

другим обложениям и несли все повинности, кроме повинностей по сооружению

кораблей - триер. Они привлекались и к военной службе.

Занятие метэков и их имущественное положение были весьма различны. Среди них

были и мелкие ремесленники, и владельцы крупных мастерских, и торговцы, и

банкиры, и художники, и ораторы. Некоторые метэки обладали значительным

состоянием. Право приобретать дома и землю в Аттике, вступать в законный брак

с афинскими гражданами имели лишь отдельные метэки, получившие особое

привилегированное положение за оказанные ими услуги государству или во

внимание к их богатству.

К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники. Подобно

метэкам они имели простата, которым являлся их бывший хозяин, и платили те же

особые сборы.

Рабы. Советские историки говорили что число рабов а Афинах

значительно превышало число свободных граждан

*. Это суждение не верно, так как рабство за долги было отменено Солоном, а

захватывать в огромном количестве пленников для превращения их в рабов незачем.

Рабский труд в Афинах применялся только в хозяйстве, иногда на полях и

виноградниках, в ремесленных мастерских, чаще в рудниках и каменоломнях. Были

рабы которые жили отдельно от хозяев и занимались ремеслом, платя хозяину лишь

определенные суммы.

Различались также рабы государственные. Из них в Афинах была составлена

полицейская стража, охранявшая порядок в Народном собрании, судах и

общественных местах. Из них же состояла тюремная стража, исполнители судебных

приговоров, писцы.

Раб был собственностью господина, и являлся объектом, а не субъектом права. Все,

что ему удавалось сберечь или добыть в свою пользу составляло собственность его

хозяина. Лишь за государственными рабами признавалось право приобретения

собственности и распоряжения ею. За ущерб, причиненный здоровью раба,

возмещение получал хозяин. Он же отвечал за ущерб причиненный его рабом третьим

лицам, мог освободиться от этой ответственности, выдав потерпевшему своего

раба. Смертная казнь рабу выносилась судебным приговором, господин мог наказать

его лишь плетью. Однако в жизни убийство раба господином не влекло

ответственности для последнего. Рабство в Аттике вообще было делом обычным.

Аристотель говорил, что “... одни естественно являются свободными, а другие -

естественно рабами, и ... по отношению к этим последним рабское положение столь

же полезно, как и справедливо...”** . На

суде раб выступать самостоятельно не мог, необходимо было представительство его

хозяина. Лишь в том случае, когда раб приносил жалобу по поводу какого-либо

деяния, угрожающего государству и его интересам, он мог действовать

самостоятельно, обвиняя не только посторонних, но и своего хозяина.

Таким образом, видно, что со становлением демократических институтов

изменяются права отдельных категорий населения. С развитием рыночной

экономики, возрастанием роли частной собственности соответственно возрастает

роль человека и его прав. И, следовательно, наибольшими правами должны

пользоваться граждане Афин.

Уничтожение Солоном неравенства между гражданами и установление ограничений

принятия в род иностранцев, за исключением занимающихся ремеслом, было очень

умным шагом. Критерием для получения гражданства стала приносимая человеком

польза не только себе, но и государству. Человек получал все права, которыми

пользовались граждане, своим трудом. Признаком демократизации государства

может служить и появление некоторых прав у рабов.

Таким образом, принцип предоставления всем гражданам равных прав стал

реальным, хотя государство и шло к этому много веков, и стал основополагающим

для афинской демократии.

Заключение

Итак, мы рассмотрели процесс эволюции социальных отношений и правовой системы

Древних Афин, а так же причины возникновения в них первой демократии. Первым

шагом к этому стало покорение моря, затем колонизация и вовремя проведенная

эффективные реформы разных правителей. Созданный афинянами строй оказался

довольно жизнеспособным и, хотя имел свои определенные недостатки, в

частности неспособность функционировать в чрезвычайных ситуациях, что

повлекло за собой завоевание Афин Спартой, воздействовал на все последующие

цивилизации через Римскую империю. Римляне чрезвычайно ценили все достижения

греческой цивилизации, и особенно афинский государственный строй, который с

различными доработками был перенят ими, а затем последующими государствами.

Но влияние Афин сказалось не только в политической сфере. За достижения в

области мореходства, торговли и ремесла последовало повышение уровня

культуры. Человек овладел искусством политически выражать свои мысли, и

появляется литература. Дальше он хочет постичь мир и, разгадав хотя бы

простейшие его законы, научится управлять ими он изобретает математику,

астрономию, закладывает основы физики и медицины. Он возводит богам

великолепные храмы, давая развитие архитектуре и скульптуре. Он обращается к

опыту предков, изучает их жизнь и дает начало истории.

Все достижения афинского государства стали источниками получения информации о

них. Благодаря тому, что народ достиг высокого уровня развития как

материальной, так и духовной культуры, до нас дошло множество источников, с

которых мы можем много узнать о нем, это и предметы искусства, и эпос, и

особенно труды различных ученых.

По исследованиям истории Древних Афин написано множество литературы. В данной

работе использовались следующие труды:

1. Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993.

2. Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995.

3. Виппер Р.Ю и Васильев А.А., История древнего мира, М., 1994.

4. Андре Боннар, Греческая цивилизация, М., 1993.

5. Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958.

6. Фролов Э.Д., Рождение греческого полиса, Л., 1988.

7. История Древней Греции, под ред. Авдиева Н.В., М., 1972.

8. История государства и права зарубежных стран, под ред. Галанзы В.А., М.,

1963.

9. История древнего мира, под ред. Дьяконова Б.Н., М., 1982.

10. Древняя Греция, под ред. Струве В.В., М., 1965.

11. Кечекьян С.Ф., Государство и право Древней Греции, М., 1963.

12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, под ред.

Чернеловского Д.П., М., 1994.

13 Андреев В.Ю., Греческий полис, М.,1976.

14. Яйленко В.П., Греческая колонизация VII-III в. до н.э., М., 1982.

15. Покровский М.М., Этюды по афинской политии Аристотеля, М., 1893.

16. Плутарх, Избранные жизнеописания, М., 1961.

17. Аристотель, Афинская полития, М., 1937.

18. Виппер Р.Ю., История Греции в классическую эпоху, М., 1918.

Труды Аристотеля, Плутарха - наиболее ценный источник для любой

исследовательской работы по истории афинского государства, так как сами

авторы имели возможность видеть все процессы, происходящие в Афинах на разных

этапах развития.

В основу афинской политии Аристотеля положен политический памфлет Крития,

ученика Сократа и софистов. В ней немало данных, взятых из него как из

положительного источника*. Труд

Аристотеля отражает не только историю Афин, но и взгляды самого автора на

государственное устройство афинян и на деятельность отдельных правителей. Так,

видно восхищение Солоном, уважение к Писистрату, о Клисфене говорится вскользь,

а о Перикле говорится с явной враждебностью. Тем не менее, афинская полития

содержит и множество объективно оцененных фактов.

Избранные жизненные описания Плутарха позволяют узнать различных правителей

как людей. Он описывает их личные качества и, поняв что это были за люди,

можно глубже вникнуть в причины тех или иных их действий.

Литература, вышедшая до 1991 года, содержит слишком шаблонные рассуждения по

поводу истории периода становления Афин. Вся она основана на марксистско-

ленинской теории государства и права, и поэтому все факты рассмотрены с этой

точки зрения.

Работы вышедшие после 1991 года, отличаются деидеологизированностью

рассуждений. В них содержатся результаты исследований и свободная их оценка,

авторы выражают лишь свое мнение, никому его не навязывая.

Сейчас выходит множество работ по исследованию истории как греческой

цивилизации вообще, так и отдельно Древних Афин. Они дают обширную базу для

изучения Афинского государства, так как разные авторы обрабатывают свои

теории, что дает возможность любому человеку придерживаться какой-либо из них

в соответствии со своими взглядами.

Содержание

Введение 1

Глава I. Развитие экономики: от общинного земледелия к рынку 5

§1. Заселение Балкан. Климатические условия Эллады. 5

§2. Земледелие и ремесло. 6

§3. Рождение полиса. 9

§4. Великая греческая колонизация. 15

Глава II. Социальные отношения: на пути к социальному равенству 20

§1. Первые сословия и социальные реформы. 20

§2. Солон: обстановка до и после реформ. 27

§3. Тирания Писистрата. Писистратиды. 31

§4. Реформы Клисфена. 35

§5. Греко-персидские войны. Фемистокл. 38

§ 6. Правление аристократии. 40

§7. Перикл. Конец самостоятельного афинского государства. 42

Глава III. Эволюция правовой системы 46

§1. Суд базилевса. Ареопаг. 46

§2. Солон и появление суда присяжных. 49

§3. Судопроизводство. 52

§4. Права отдельных категорий населения. 56

Заключение 62

* Андре Боннар, Греческая цивилизация, М., 1993, с.10

** Там же, с.11

* Андре Боннар, Греческая цивилизация, М., 1993, с.11

* Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958, с.38

* Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с.44

* Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л.,1958, с.35

** Фролов Э.Д., Рождение греческого полиса, Л., 1988, с.63

*** Там же, с.64

* Фролов Э.Д., Рождение греческого полиса, Л., 1988, с.68

* Фукидид, I, 5, 1; 7

** Там же, 6

* Андреев В.Ю., Греческий полис, М.,1976, с.114

* Пританеи - здание, где заседали

пританы, высшие должностные лица в некоторых общинах.

** Фукидид, II, 15, 1.

*** Булевтерий- здание, где заседал Совет (буле).

**** Фукидид, II, 15, 2.

* Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л.,1958, с.35

* Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.130

* Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с.80

** Там же, с.81

*** Там же, с.77

**** Там же, с.77

* Виппер Р.Ю., История Греции в классическую эпоху, М., 1918, с.87

* Илиада, XII, 311

** Илиада, XII, 421

*** Строй до Тесея и при нем назывался военной демократией.

* Плутарх, Избранные жизнеописания, М., 1961, с.110

* По традиции сражение всегда

начиналось с поединка базилевсов на колесницах. Вслед за ними в бой вступали

остальные рядовые пешие воины.

** 500 медимнов = 260 гектолитров

* Многие историки говорят, что

шестидольники отдавали 1/6 часть урожая, но если это было так, то их положение

не сравнивалось бы с рабским.

* Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.187

** Плутарх, Избранные жизнеописания, т. I, М., 1961, с.110

*** Там же, с.110

* Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.198

* Аристотель, Афинская полития, гл. 16, §§ 2, 5

* Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с.394

* Аристотель, Афинская полития, гл. 14, § 3

** Там же, гл. 16, § 7

* Цитата неизвестного автора,

памфлет которого сохранился в собрании сочинений Ксенофонта

* Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.263

** Там же, с.281

*** Там же, с.282

**** Аристотель, Афинская полития, гл. 22, § 5

* Древняя Греция, под ред. Струве В.В., М., 1965, с.347

* Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.303

** Древняя Греция, под ред. Струве В.В., М., 1965, с.382

*** Там же, с.383

**** Платон, Аксиох, 368 b

* Плутарх, Избранные жизнеописания, М., 1961, с.358

** Аристотель, Афинская полития, гл. 27, § 4

* Из надгробного слова Перикла.

Эту речь он произнес в 431 году при погребении воинов, павших в Пелопоннесской

войне.

* Фукидид, II, 65, 5.

* Илиада, II, 362 - 363.

* Аристотель, Афинская полития, гл. 9, § 2

* Кечекьян С.Ф., Государство и право Древней Греции, М., 1963, с.35

** Аристотель, Афинская полития, гл. 21, § 6

* Покровский М.М., Этюды по афинской политии Арестотеля, М., 1893, с.2

[AK1]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов