Рефераты

Лекция: Конспект по истории государственного управления

Верховной комиссии временно подчинялись 3-е отделение и корпус жандармов.

Комиссия вела. расследование по делам о политических преступлениях в

Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими

делами в целом по стране. Ее главная задача состояла в объединении всех

карательных органов для борьбы с революционным движением.

В июле 1880 г. последовало упразднение 3-го отделения, а функции

политического сыска перешли в Министерство внутренних дел.

В системе МВД создается Главное управление по делам печати, первые шаги

которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов.

В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Прекратили

существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались

крупные тюрьмы с центральным подчинением - так называемые централы (например,

Александровский централ вблизи Иркутска). С ликвидацией 3-го отделения

политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение

Главного тюремного управления. Возрастает в это время число каторжных тюрем,

главным образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства

юстиции.

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции - важнейшая часть

министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра.

В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД.

Шефом жандармов стал министр внутренних дел.

В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль среди

них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной

царя. В 1898 г. вместо этого делопроизводства образовался Особый отдел

департамента полиции,

В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, усилилась роль

губернаторов, которые получили право запрещать собрания, закрывать печатные

органы. Особые права они имели в местностях, объявленных на положении

усиленной охраны. Губернаторы могли арестовывать и высылать из таких мест в

административном порядке неблагонадежных лиц.

В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые

изменения в организацию местной полиции. В связи с тем, что после

освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось

укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников

создавались уездные полицейские управления во главе с исправниками.

Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах -

станах. В помощь становому приставу вводилась должность полицейского

урядника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные

города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали

полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а во

главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные

надзиратели. Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии появилось

жандармское губернское управление.

Если во всех этих изменениях влияние буржуазии почти незаметно, то реформы

60-70-х годов в области самоуправления дают буржуазии реальную власть на

местах при всех ограничениях и преградах, которые ставило законодательство.

Главная идея изменений в местном управлении состояла во введении или

расширении принципа самоуправления.

3. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

Земская реформа. Земская реформа была проведена на основе Положения о

губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль

распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания,

члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями.

Прежде всего избирались уездные земские собрания. К первой избирательной

курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров,

которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200

до 800 десятин. В первую курию входили не только помещики, но также крупные

торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15

тыс. р. либо с оборотом не менее 6 тыс. р. в год. Тем самым буржуазия

получала доступ в первую курию.

Второй была городская курия. В ней получали избирательное право городские

жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных

предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. р., а также владельцы

недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. р. в зависимости от

величины города. Избирательные права по первым двум куриям имело, таким

образом, лишь незначительное меньшинство населения. В крестьянской курии

(третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева, но не

непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного

уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания.

Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то

крестьяне всегда оказывались в меньшинстве. На первых же выборах в 29

губерниях гласных уездных земских собраний из дворян было 42%, из крестьян -

38%. Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных

земских собраний. Распределение количества гласных по куриям здесь оказалось

еще больше в пользу имущих классов. По тем же 29 губерниям дворяне получили

74% гласных, крестьяне - 11 %.

Избирательный механизм работал в соответствии с интересами помещиков,

которые, получив преимущество в земствах, имели возможность проводить там

соответствующую политику. В исполнительных органах земских учреждений

(губернских и уездных земских управах) также преобладали помещики.

Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и

некоторыми культурными вопросами. Они заботились о состоянии путей сообщения

(ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией

медицинского обслуживания населения, строительством и материальным

обеспечением школ.

Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице

губернатора и местной полиции. Губернатор мог приостановить любое

постановление земства по мотивам нарушения законов либо по соображениям

противоречия государственным интересам, что могло истолковываться как угодно.

Сенат принял специальные постановления, запрещавшие сношения земств друг с

другом. Царизм боялся объединенных, согласованных действий земств, они были

возможны только через государственные органы.

Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения

губернатора. Правительство опасалось земств, так как, несмотря на все

ухищрения избирательной системы, в них концентрировались оппозиционные

царизму либеральные слои общества. Именно через них буржуазия наиболее

эффективно вела борьбу за свои интересы. В высшие звенья государственного

аппарата буржуазия пока не получила до-oступа.

Борьба земств за расширение своих прав, а царских властей против этого

закончилась победой последних. В 1890 г. была проведена контрреформа,

изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой

курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только

помещики-дворяне (потомственные и личные). Тем самым уменьшилось

представительство буржуазии в земствах. Существенные изменения произошли в

крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные

земские собрания. Далее все зависело от губернатора. Из числа избранных

кандидатов он назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью

земств со стороны администрации. Все же контрреформа 1890 г. не превратила

земства в дворянские учреждения. Следует также отметить, что в земствах

большую роль играли обуржуазившиеся дворяне.

Городская реформа. Дальнейшее развитие капиталистических отношений после

отмены крепостного права обусловило проведение и городской реформы. Буржуазия

вела борьбу за создание бессословных органов городского самоуправления,

исходя из того, что там она получит достаточно прочные позиции. Царь 16 июня

1870 г. утвердил Городовое положение, согласно которому создавались органы

городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной

принадлежности) сроком на четыре года. Хотя избирательное право и не

основывалось на сословности, но имущественный ценз имел для выборов в

городские органы самоуправления решающее значение. Богатых буржуа такое

правило вполне устраивало.

Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума,

исполнительным - городская управа, которую возглавлял городской голова, он же

- председатель Городской думы. Гласных в Городскую думу могли избирать только

плательщики городских налогов (владельцы торгового промышленных предприятий

домовладельцы и пр.). Все избиратели делились на три курии в зависимости от

имущественного положения. Каждая из курий имела равное число гласных. В

первую курию входили наиболее крупные налогоплательщики, во вторую - средние,

в третью - более мелкие собственники. Первые две курии имели 2/3 гласных, но

они составляли лишь 13% общего числа избирателей. В думах и управах

обеспечивалось явное преобладание представителей наиболее богатых слоев

города. Неимущие практически лишались избирательных прав.

Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от

правительственной администрации, чем земства. Городской голова уездного

города утверждался губернатором, губернского - министром внутренних дел.

Однако и такое самоуправление являлось значительным достижением в условиях

самодержавия.

Дворяне были недовольны значительной ролью буржуазии к городских думах и

управах. Министерство внутренних дел на основании докладов губернаторов

пришло к выводу, что представители крупной и средней буржуазии, используя

подкупы и угрозы, заставляли зависимых от них мелких собственников отдавать

им свои голоса на выборах. Реакционное дворянство требовало упразднения

органов городского самоуправления.

В 1892 г. вступило в силу новое положение об органах городского

самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в

городские думы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно

уменьшилось по сравнению с 1870 г. Господствующее положение в органах

городского самоуправления заняли владельцы городской недвижимой

собственности. В результате увеличилась роль дворянства и несколько слабее

стали позиции буржуазии. Однако самодержавие не могло преодолеть

оппозиционности городских дум. С увеличением в них роли дворянства там

возрастала численность образованной дворянской интеллигенции, которая

поддерживала буржуазию.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в которой наиболее

полно отразились буржуазные принципы, явилась судебная. Если в XVIII в.

делались лишь попытки отделить суд от администрации, то теперь эта идея была

осуществлена достаточно полно.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения

судебных установлений, уставов гражданского и уголовного судопроизводства и

Устава о наказаниях налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи

объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.

Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебные

установления. Арестные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный

округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и

почетного мирового судью (работал на общественных началах, безказенного

жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком

на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст,

образование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборов

был достаточно сложным. Земские уездные управы составляли список кандидатов в

мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор. После

этого список представлялся, на голосование уездному земскому собранию.

Избранные судьи утверждались Сенатом. Несмотря на все: препятствия, в составе

мировых судов оказалось все же значительное число либерально-демократических

деятелей. К ведению мировых судей относилась основная масса дел: мелкие

уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела (с ценой иска

до 500 р.).

Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Это

были сословные суды по чисто крестьянским делам.

К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты.

Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного суда

вместе с присяжными заседателями. Члены коронного суда назначались из числа

дворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципа несменяемости

считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами не подадут в

отставку.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами, согласовывались

с губернатором или градоначальником. Окружной суд рассматривал уголовные дела

в составе коронного суда (из трех членов) и 12 присяжных. Гражданские дела

рассматривались без присяжных. Введение в России суда присяжных являлось

большим достижением демократической общественности, которая вела борьбу за

создание объективного и справедливого суда.

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос о

виновности или невиновности подсудимого, после чего коронный суд определял

конкретную меру наказания для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Приговоры

по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не

подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их мог

рассматривать только Сенат в кассационном порядке.

Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматривала дела о

государственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела она

рассматривала с участием сословных представителей. К последним относились,

как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян),

городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоял министр

юстиции, получивший звание генерал-прокурора. В каждом департаменте Сената

был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружных судах. В

их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение протестов на

приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была учреждена должность

судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На следователей

распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Особенно

велика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело и

результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило

удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных

крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды.

Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и

промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась (отдельные

губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без мировых судов

и без окружных судов с присяжными).

Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли в

противоречие с царским режимом. Даже судебные палаты с сословными

представителями иногда оправдывали подсудимых по политическим делам, как это

было, например, в известном деле нечаевцев, где из 78 привлеченных к суду

было оправдано 42. Не случайно поэтому в царских кругах все больше

развивалось стремление к проведению реакционных контрреформ в сторону отмены

независимости суда, несменяемости судей, гласности процесса. Выдвигались

требования об упразднении суда присяжных.

Процесс нечаевцев как раз и послужил толчком к началу контрреформ. Подрыв

основных положений судебных уставов нашел отражение в законе от 19 мая 1871

г., который предоставил чинам корпуса жандармов большие права на ведение

дознания по делам о политических преступлениях. Судебные следователи

фактически потеряли право вести следствие по государственным преступлениям.

Расследование полностью оказалось в руках жандармерии.

В 1872 г. вступил в действие закон об изменении подсудности по

государственным преступлениям. Рассмотрение дел о них доверялось только

Особому присутствию правительствующего сената. Оно рассматривало дела в

составе первоприсутствующего (председатель) и пяти сенаторов с участием

четырех сословных представителей. Члены суда и сословные представители

ежегодно назначались указами царя.

Рассмотрение уголовных дел Особым присутствием правительствующего сената

осуществлялось, как правило, со значительными ограничениями гласности.

В мае 1878 г. последовало расширение подсудности судебных палат, которым

предоставлялось вновь право рассматривать дела о государственных

преступлениях - средние и мелкие. Для этого были созданы: 1) судебные палаты

в обычном составе без участия сословных представителей; 2) судебные палаты в

усиленном составе (пять членов суда и три сословных представителя). Наиболее

крупные дела оставались за Особым присутствием правительствующего сената,

некоторые особо важные дела поручались в особом порядке Верховному уголовному

суду, который создавался каждый раз по конкретному делу специальным указом

царя.

Реакционные помещики добивались упразднения мировых судов, стремясь вернуть,

хотя бы частично, свою власть над крестьянами. Они требовали установления

надзора за крестьянским самоуправлением и деятельностью волостных судов. В

1889 г. вступил в силу закон о земских начальниках, по которому мировые суды

упразднялись (за исключением Петербурга, Москвы, Одессы).

Военные реформы. Новые веяния обусловили необходимость реорганизации и

вооруженных сил. Эта реформа в большой мере связана с именем Д. А. Милютина,

ставшего военным министром в 1861 г.

Прежде всего Милютин ввел систему военных округов. В 1864 г. было создано 15

округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и

обучение военнослужащих. Во главе округа стоял главный начальник округа, он

же командующий войска.ми. Ему подчинялись все войска и военные учреждения на

территории округа. В военном округе имелись: окружной штаб, интендантское,

артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных

госпиталей. При командующем был Военный совет.

В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, в которой нашли отражение

некоторые положения судебных уставов 1864 г. Сложилась трехзвенная система

военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Полковые суды

имели подсудность примерно такую же, как мировой суд. Наиболее крупные и

средней сложности дела рассматривались военно-окружными судами. Высшей

апелляционной и надзорной инстанцией был главный военный суд.

В 60-х годах обнаружилась нецелесообразность подготовки офицерских кадров

через кадетские корпуса, которые обходились государству дорого, поскольку в

них обучались дети в течение семи лет. Учащиеся туда зачислялись по

сословному признаку из дворянских семей. Кадетские корпуса были уп разднены,

а подготовку офицерских кадров стали обеспечивать военные училища. В них по-

прежнему обучались дворяне, хотя формально отпали сословные ограничения. Там

могли учиться только лица, имевшие, как правило, среднее образование.

Военные училища не могли обеспечить армию достаточным количеством офицеров. В

связи с этим создаются юнкерские училища, в которые имелся широкий доступ

всем слоям населения, так как туда могли поступать со значительно меньшей

общеобразовательной подготовкой.

При обучении в военных и юнкерских училищах главное внимание обращалось на

дисциплину, муштру, плац-парадные традиции. Необходимой общеобразовательной и

специальной военной подготовки там не получали.

Но главная реформа этого времени - переход от рекрутчины ко всеобщей воинской

обязанности. Рекрутская система заставляла держать под ружьем громадную массу

людей даже в мирное время. Вместе с тем военную подготовку проходило не все

мужское население страны, что лишало армию резерва в случае войны.

По военной реформе 1874 г. предусматривалась отмена рекрутских наборов,

устанавливалась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола

независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках - 6 лет, на

флоте - 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские

народы, особенно восточные. Устанавливались сокращенные сроки службы для лиц,

имевших образование (высшее - шесть месяцев, среднее - полтора года,

начальное- четыре года). Льготными сроками службы пользовались главным

образом представители имущих классов.

* * *

Вторая половина ХIХ в. знаменуется существенными изменениями в общественном и

государственном строе. Реформа 1861 г. освободив крестьян, открыла дорогу

развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные

препоны. Крестьянин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его к

деревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с

тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую

кабалу к прежнему барину. Общинная организация деревни несколько

притормаживала классовую дифференциацию деревни и с помощью круговой поруки

обеспечивала взыскание выкупных платежей. Новая классовая структура общества,

где все большее значение приобретали противоречия между рабочими и

капиталистами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Развитие социально-экономических процессов не могло не оказать влияния на

государственную сферу. Россия делает решительный шаг по пути превращения

феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и

низ

шем звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы

допустили буржуазию к управлению. Судебная реформа проводит довольно

последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса. Военная

реформа вводит всесословную всеобщую воинскую обязанность. Вместе с тем

либеральные мечты о конституции остаются только мечтами, а надежды земских

деятелей на увенчание системы земств всероссийскими органами встречают

решительное сопротивление царизма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается, по вашему мнению, прогрессивность реформ Александра II?

2. Чем вызваны контрреформы Александра III. Раскройте их основное содержание.

3. Охарактеризуйте преобразования местного самоуправления Александра II и

сопоставьте его масштабы с изменениями центрального государственного

аппарата.

4. Почему исследователи называют судебную реформу самой глубокой и

последовательной из всех буржуазных реформ Александра II?

ТЕМА 8. ГОСАППАРАТ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВВ.

(ВТОРОЙ ШАГ ПО ПУТИ К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ)

1. Госучреждения России в период I российской революции и после нее (1900 -1914

гг.)

В конце XIX - начале XX в. Россия одновременно с передовыми

капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было

результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в

пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты,

используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на

новейшей технической основе.

В результате развития капиталистических отношений в России продолжают

значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки

феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил,

мешают предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы

свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а так же

требуются лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость

сельского хозяйства отрицательно отражалось на развитии внутреннего рынка.

Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс,

предпочитала дождаться реформ.

Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с

достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали

значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание

капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело

к революции 1905-1907 гг.

Революция началась с событий 9 января 1905 г. На зверства самодержавия

пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а также

вооруженными выступлениями в отдельных районах.

Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая

политическая стачка на время парализовала деятельность государственных

органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. В Москве и некоторых других

городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс.

Самое важное место в российской революции занимали крестьянский вопрос,

вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения

и остатков крепостничества.

Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь

деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин не без оснований полагал, что

революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России,

которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину,

сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в

деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906

г., подготовленный Столыпиным.

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более

сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия - кулачества. За образец

он взял Германию, где в то время консервативный крестьянин являлся опорой

монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще создать. В этом

и состоял основной смысл аграрной реформы. Преследовалась и цель отвлечь

крестьянство от революционного движения. Путем переселения некоторых крестьян

на казенные земли в Сибирь и другие отдаленные районы хотели также разрядить

аграрный кризис в центральных районах России.

Указ 9 ноября 1906 г. Устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и

потребовал в свою личную собственность соответствующий земельный надел,

который полагался ему, когда он был в составе общины. Путем разрушения общины

Столыпин полагал, что удастся создать крепкие кулацкие хозяйства на основных

поставщиков товарного хлеба.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел

разрядить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую

собой взрывоопасную силу. Было организовано широкое и добровольное

переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. На

черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские

деревни. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило

его результаты.

В ходе революционной перестройки общества большое значение имеет столыпинская

аграрная реформа. Ее оценка в советской исторической литературе

противоречива. Учитывая противоречивость самой фигуры П.А. Столыпина, многие

авторы относятся к ней сугубо отрицательно. Однако имеется и другое мнение:

эта реформа призвана была усилить капиталистическое развитие российской

деревни, а следовательно, и всего общества, что послужило бы серьезно

экономическому и политическому прогрессу России.

Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая политическая обстановка

обусловили консолидацию и формирование отдельных групп общества, трех

лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который включал в

себя царскую семью, придворную знать, чиновников и военных, реакционное

духовенство, наиболее консервативную часть помещиков-дворян, а также

некоторую часть верхушки крупной торгово-промышленной буржуазии, основной

задачей которых являлось сохранение самодержавного строя, пресечение любых

попыток внести изменения в общественный и государственный строй. Второй

лагерь включал в себя буржуазию и либеральных помещиков. учреждений него была

двуединая задача - предотвратить народную революцию, добиваться умеренной

конституционной монархии. Третий лагерь - революционно-демократический. Это

движение возглавлял пролетариат в союзе с крестьянством.

Каждая из этих основных групп российского общества была представлена

соответствующими политическими партиями, которые стали возникать в начале XX

в.

Царизм длительное время препятствовал даже дворянству в создании своей

политической партии. Особенно он опасался такого шага после восстания

декабристов. Однако в начале XX в. Обстановка изменилась. В минуты опасности

реакционные помещики сплотились вокруг самодержавия, требуя решительных

действий по расправе с революционным движением.

Некое подобие политической партии дворянства было создано в мае 1906 г.,

когда возникла общероссийская дворянско-помещичья организация под названием

"Объединенное дворянство". На соответствующем съезде образовался

исполнительный орган этой организации - Совет объединенного дворянства. Этот

орган избирался сроком на три года. Совет объединенного дворянства оказывал

значительное влияние на царя и в целом на политику всего правительственного

лагеря.

В годы первой русской революции возникла монархическая партия - Союз русского

народа, основой которой являлись боевые черносотенные организации,

создавшиеся для расправы с революционерами. Царизм пытался создать видимость

того, что сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер,

вел борьбу с революционным движением путем организации погромов и убийств. К

правительственному лагерю примыкал многочисленные организации духовенства во

главе с обер-прокурором Святейшего Синода Победоносцевым.

В 1905 г. oкончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это

выразилось в движении либеральной земской оппозиции, во главе которой стояли

либеральные дворяне - наиболее образованная часть оппозиции, тяготевшая к

буржуазии. Земцы были за капиталистическое развитие страны, но вместе с тем

не посягали на самодержавие. Они требовали от царизма уступок в виде весьма

умеренной конституции.

Идеалом наиболее левых земцев было установление в России конституционной

буржуазной монархи.

На съезде земских и городских деятелей, который состоялся после 17 октября

1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов

(Союз 17 октября), в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики.

Октябристы стремились к тому, чтобы добиться учреждений самодержавия

некоторых уступок. Они ставили своей целью реализацию обещаний царя,

изложенных им в манифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями партии

октябристов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.

Несколько более левой (причем больше на словах) была буржуазная

конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входили представители

преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться

уступок от царизма, не допуская широкого революционного движения народных

масс. Идеалом кадетов являлось установление в стране конституционной

монархии. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.

Основными движущими силами революционно-демократического лагеря были

пролетариат и трудовое крестьянство. На рубеже XX в. Возникает социал-

демократическая партия - революционная партия нового типа, вскоре

расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики

выделились в самостоятельную политическую партию, которая являлась

выразительницей интересов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную

позицию в рабочем движении.

В 1901 г. Из остатков народнических организаций образуется политическая

партия так называемых социал-революционеров (эсеров). Эта партия отражала в

определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. В

этот период эсеры выступали против правительственного лагеря, ставили своей

целью революционное свержение самодержавия и установление демократической

республики.

Изменение в государственном строе России. В результате революции 1905-1907

гг. И после нее Россия сдала еще один шаг по пути превращения феодальной

монархии в буржуазную. При этом справедливо считают данный шаг даже более

серьезным, чем тот, что был сделан в эпоху реформ 60-70-х годов. Важнейшим

событием в этом плане явилось создание всероссийского представительного

органа - Государственной думы.

Учреждение Государственной думы. Революционная война поднявшаяся в стране

после кровавого воскресенья, заставила царя искать компромиссы. В этих целях

министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект закона о

создании Государственной думы. 6 августа 1905 г. Царь подписал манифест об

учреждении булыгинской думы.

В законе о думе указывалось, что она создается для предварительной разработки

и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный

совет. Таким образом, предполагалось создание законосовещательного органа

дополнительно к Государственному совету. Отличие Думы от Государственного

совета было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а

избранные населением лица.

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривать выборы по

трем куриям от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие вообще

лишились избирательных прав. Явное преимущество предоставляло помещикам и

крупной буржуазии.

Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкотировало

подавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Даже

либеральную буржуазию она не устраивала.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более

существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г.,

обещавший созыв законодательной Думы.

Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу, 11 декабря 1905 г. В

избирательный закон были внесены существенные изменения. Пришлось

предоставить право избирать Думу рабочим с целью их успокоить. По новому

закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от

землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих).

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в

соответствии с которым право избирать и быть избранным имели помещики, а

также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела

имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные

права рабочим. Были и региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных

курий - двухступенчатые. Вначале выбирались выборщики, а затем уже члены

Государственной думы.

Учреждений рабочих выборы осуществлялись сложнее - там они были

трехступенчатые. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой

схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному

уполномоченному, в крупных предприятиях - один уполномоченный от полной

тысячи рабочих. Сразу же давалось преимущество мелким предприятиям, явно

ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик. Уполномоченные

от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырехступенчатые выборы (от села, волости,

затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Сложная была система распределения количества выборщиков по куриям.

Голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати

голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.

При выборах в I Государственную думу больше всех мест получили кадеты - одну

треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок

кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе.

Крайне правые партии - монархические - потерпели на выборах поражение, их

представительство в Думе было незначительным.

Представители господствующих кругов при выработке избирательного закона

находились в заблуждении, полагая, что крестьянство является опорой

самодержавия (крестьянин верит в царя). В результате крестьяне получили много

мест в Думе. Там образовалась особая фракция трудовиков, которая, выражая

интересы крестьянства, часто в Думе вносила законопроекты по аграрному

вопросу, доставляя большие неприятности правительственному лагерю.

Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно

распущена. После проведения выборов во II Думу и начала ее работы

обнаружилось, что она еще долее оппозиционна самодержавию, чем предыдущая.

Усилившаяся оппозиционность новой Думы правительству была явлением

неожиданным. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство,

которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не

соответствовало трусливой и непоследовательной природе русской буржуазии.

Учреждений царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы.

Прежде всего речь шла о принятии аграрного вопроса на базе столыпинского

указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не

утвердить.

Дума не торопилась также с одобрением государственного бюджета, передав его

на рассмотрение специальной комиссии, которая могла вынести и отрицательное

решение. Самодержавие было заинтересовано в том, чтобы бюджет утвердила Дума,

так как от этого зависело решение вопроса о получении займов от иностранных

государств, а Россия имела большие государственные долги. Правительства

иностранных государств придавали большое значение утверждению госбюджета

Думой. По этому акту судили о платежеспособности России, поскольку в Думе

сидели представители крупной буржуазии.

Во II Думе продолжались различные запросы к правительству и отдельным

министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц.

Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел.

1 июня 1907 г. Председатель Совета министров Столыпин выступил на закрытом

заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором

якобы приняли участие и члены Государственной думы. Он потребовал лишения

депутатской неприкосновенности и выдачи правительству 55 членов Думы -

депутатов социал-демократической фракции. 16 из них как наиболее изобличенные

в заговоре подлежали немедленному аресту.

Дума отказалась решать этот вопрос немедленно и передала его на рассмотрение

комиссии, обязав ее дать свое заключение 4 июня. Думе все же не пришлось

решать этот вопрос. 3 июня 1907 г. Последовал высочайший манифест о ее

роспуске, члены социал-демократической фракции были арестованы, преданы суду

и осуждены на разные сроки каторги и ссылки.

В манифесте 3 июня 1907 г. Выдвигались различные обвинения против Думы и

делался вывод, что неуспех Думы объясняется проникновением в ее ряды

благодаря несовершенству избирательного закона недостойных лиц.

В нарушении основных государственных законов 1906 г., запрещавших царю

единолично изменять избирательное право, Николай II принимает новый закон,

который еще больше урезал избирательные права трудящихся, нерусских народов и

др.

Естественно, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По

новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила более

51 % выборщиков. Крестьяне - самая многочисленная часть населения - получила

22,4 % , рабочие - немногим более 2 % .

При выборах в III Думу большое место получили правые реакционные

монархические партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль

оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом,

III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала более послушным

орудием самодержавия.

Царь, произведя государственный переворот, продемонстрировал, что он всегда

может практически единолично изменить любой закон, игнорируя Думу. Он

действовал как абсолютный монарх, который никому не должен давать отчет.

Несмотря на отрицательное отношение крайне правых реакционных монархических

деятелей к законодательной Государственной думе, царизм все же решил

ликвидировать это учреждение. Продолжающееся революционное и демократическое

движение в стране исключало для царизма возможность участия народа в

государственной жизни страны.

Тем не менее Дума являлась все-таки законодательным, а не законосовещательным

органом. Считалось, что ни один закон в государстве не мог быть принят без

одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он лишь утверждать (или не

утверждал) то, что рассматривалось думой.

В законодательстве предусматривалось одно исключение. Царь мог самостоятельно

принимать чрезвычайные законы в неотложных случаях, когда были перерывы между

заседаниями Думы. Такой чрезвычайный закон обязательно затем вносился на

рассмотрение Думы не позднее чем через два месяца после начала ее заседаний.

Если в течении этого времени данный закон не вносился на рассмотрение Думы,

то он переставал действовать. Это была определенная лазейка для царизма, и он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Собрание рефератов