Лекция: Конспект по истории государственного управления
ею охотно пользовался.
В законе предусматривались некоторые ограничения полномочий Думы. Она не
могла рассматривать бюджетные вопросы, связанные с деятельностью военного
министерства и министерства императорского двора. Царь не разрешал вторгаться
в решение вопросов о расходах на содержание императорской фамилии.
Несмотря на некоторые ограничения, в целом Дума имела весьма солидные
полномочия, хотя фактически не всегда могла их реализовать.
Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полномочиями, которых
Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы
второй палаты по отношению к Думе. Его состав был более реакционным. Половина
Совета назначалась царем, другая половина была выборной.
Выборы в Государственный совет были организованы так, что демократические
элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Выбирались в Государственный
совет от губернских земских собраний в соответствии с имущественным цензом
представители имущественных классов, а также представители духовенства, члены
дворянских обществ. Императорская академия и университеты избирали академиков
и профессоров. Представители крупной буржуазии получили возможность выдвигать
своих выборных от Совета торговли и промышленности.
Законопроект из Думы поступал в Государственный совет, который мог при
желании отклонить его. Многие законопроекты так и не получили одобрения
Государственного совета. Так, Государственная дума сделала попытку добиться
принятия акта об отмене смертной казни. Этот законопроект был отклонен
Государственным советом.
Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение
принадлежало царю. Он мог его утвердить либо отвергнуть. Фактически
получалось так, что законодательная деятельность полностью контролировалась
царем. Но царь не мог отклонить все законопроекты. Законы должны были
приниматься, но только с одобрения Государственным советом и Государственной
думой. После создания в России Государственной думы представители либеральной
буржуазии восторженно заявляли, что в России наконец появился парламент. Так
ли это ? Некоторые внешние признаки парламента у Думы. Она могла направлять
запросы правительству - реорганизованному Совету министров - и его отдельным
членам. Однако министры на эти запросы могли отвечать, но не могли и не
обращать внимания. Никакой ответственности перед Государственной думой
учреждений правительства не было. Министры назначались и увольнялись царем,
перед Думой они не отчитывались, от нее не зависели, хотя сама реорганизация
Совета министров была связана именно с созданием Думы. Таким образом основной
принцип буржуазного парламентаризма о зависимости исполнительной власти от
законодательной не действовал.
Со стороны Государственной думы делались даже попытки объявить о недоверии
правительству. На акт о недоверии со стороны Государственной думы
правительство не реагировало, оно просто не обратило на него внимания. Были
даже случаи, когда критика с трибуны Думы злоупотреблений некоторых
должностных лиц приводила к тому, что царь, который ненавидел Думу, повышал
критикуемых в должности.
Революция приняла и некоторые другие изменения в государственный аппарат.
Усиливается репрессивный аппарат царизма. Так, в годы реакции царизм для
расправы с революционным движением ввел военно-полевые суды, которые в
упрощенном порядке рассматривали дела и приговаривали главным образом к
смертной казни (расстрел или повешение). Широко применялась и внесудебная
репрессия, осуществлявшаяся непосредственно войсками. Особенно ярким примером
таких действий являлся расстрел мирной демонстрации рабочих на лесных
приисках в 1912 г.
В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента
полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных
отделений, положение о которых было утверждено Столыпиным в феврале 1907 г.
Формально они создавались при губернаторах и градоначальниках. Однако
последние не вмешивались в деятельность этих органов, которые фактически
непосредственно подчинялись департаменту полицию
Каждое охранное отделение состояло из канцелярии, отдела наружного наблюдения
состояли филеры - специальные наружные сыщики, которые систематически тайно
наблюдали за революционерами.
Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотрудников -
осведомителей и провокаторов. В большинстве случаев ими были авантюристы,
готовые за плату делать что угодно.
Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотрудниками являлись
провокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях,
будучи их членами. Провокаторам разрешались активные действия вплоть до
участия в террористических актах и в подстрекательстве на совершение таковых.
Одновременно провокаторы информировали охранку, которая изобличала
революционеров в совершенных деяниях. Такое поведение охранки противоречило
даже царскому закону, поскольку основная задача политической полиции состояла
в предотвращении преступлений. Дело доходило до того, что охранка допускала
даже совершение отдельных террористических актов в отношении высших
должностных лиц. Известны такие крупные провокаторы, как Азеф в партии
эсеров, Малиновский в партии большевиков (любимец Ленина).
Важным событием явилось рождение в ходе революции 1905-1907 гг. Принципиально
нового политического явления - Советов рабочих, крестьянских, солдатских
депутатов - органов революционной власти.
Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы.
Возникает свобода печати, собраний, политических организаций. Набазе этого
возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.
2. Государственный аппарат России в период I мировой войны (1914-1917 гг.)
Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким
обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными
группировками крупных империалистических государств - Германией, Австро-
Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией
(Антанта). Обе враждующие группировки преследовали захватнические цели,
особенно воинственно были настроены германские империалисты.
Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов России
входили захват принадлежащих Турции Константинополя и проливов из Черного
моря в Средиземное - Босфора и Дарданелл, отторжение из состава Австро-
Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией.
Изменение в государственном аппарате. Во время войны царское правительство
предприняло ряд мер, направленных на приспособление деятельности отдельных
органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в
экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по
пути превращения феодальной монархии в буржуазную.
Государственная дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1922 г. На основе
избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-
кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков,
занимала в Думе 14 мест. Через три месяца после начала войны она была
обвинена в государственной измене, арестована, а затем осуждена и выслана на
вечное поселение в Туруханский край.
Дума созывалась царем не регулярно. По важнейшим вопросам государственной
жизни царь издавал указы в соответствии со Столыпин. 87 Основных законов
Российской империи 1906 г. В обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных фракций,
которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской
империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику правительства,
добиться создания ответственного перед Думой правительства.
Стремление парламента к созданию правительства, подконтрольного и
подотчетного ему, нормально для всякого государства XX века. Исполнительная
власть должна зависеть от законодательной.
В августе 1915 г. Лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов
Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок,
участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению.
Основным требованием блока было создание "министерства доверия",
ответственного перед Думой. Буржуазия пыталась добиться от царя уступок,
надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут довести
войну до победного конца и не допустят революции.
Особые совещания. Государственный аппарат оказался неспособным решать
поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных
органов. В 1915 г. Были образованы межведомственные органы - особые
совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений,
ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению
армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых
совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке
топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое
совещание по устройству беженцев.
Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные.
Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные
действовали как в губернских городах, так и в уездных.
Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения
мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных
учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления.
Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный
министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по
девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от
министерств - морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности
и государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по
одному представителю от Всероссийского земского и городского союза и четыре
представителя от Центрального военно-промышленного комитета.
В компетенцию Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по
обороне государства входили высший надзор за деятельность всех
правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и
предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального
снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и предприятий
такого назначения, распределение законов между заводами.
Если последнюю функцию - распределение заказов выполняло Особое совещание, то
все остальные должны были реализовать фактически его уполномоченные.
В соответствии с Правилами о порядке действия местных уполномоченных 1915 г.,
уполномоченные Особого совещания и их заместители были назначены не только в
губернские города, но и в крупные промышленные центры с организацией при них
заводских совещаний.
Особое совещания явились формой вовлечения представителей буржуазии во все
звенья учетно-регистрационнго аппарата царизма, сращивания финансового
капитала с правительственным аппаратом.
Расширение прав губернаторов и военных властей в местном управлении. Военная
обстановка вызвала расширение компетенции генерал-гебернаторов и военных
властей в местностях, объявленных на военном положении.
Объявление местностей на военном положении давало административной власти в
лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права - административные,
полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по
вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и
государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного
заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс. Р. За
нарушение этих постановлений.
Расширение административной компетенции генерал-губернаторов состояло вправе:
воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания; делать
распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений на срок или
на все время военного положения; разрешать чрезвычайные, приостанавливать и
закрывать очередные собрания сословных и городских учреждений и в каждом
отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения этих
собраний; приостанавливать периодические издания на все время объявленного
военного положения; закрывать учебные заведения на срок до одного месяца и
др.
Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-
губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны
были производить в военных судах по правилам, установленным Военно-судебным
уставом.
Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на
создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов,
объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор).
Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством
медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к
участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.
Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты.
Правительство представило Земгору права полувоенной организации. Его
чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При
помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на
государственные дела, получила возможность более активного проникновения в
государственный аппарат.
Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. Было начато создание влиятельной
организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-
промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они
создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения
армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, областные
и местные военно-промышленные комитеты.
По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были
организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты
извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные
комитеты являлись общественными организациями.
Таким образом война внесла определенные изменения в государственный механизм
Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь
существенными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы
лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом
ходу. Вместе с тем в годы войны возросло влияние буржуазии на государственное
управление, развился процесс сращивания государства и монополий. Буржуазия
рвалась к власти.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Охарактеризуйте меры Николая II по обновлению российской монархии в начале
XX века.
2. Можно ли рассматривать "Манифест" 17 октября 1905 года как первую
российскую конституцию?
3. В чем состоит основная причина роспуска I и II государственной Думы?
4. Почему события 3 июня 1907г квалифицируются как государственный переворот?
5. Удалось ли России перейти к парламентаризму?
6. Назовите особенности государственного регулирования экономики в годы
Первой мировой войны.
7. Какое место в системе государственного управления занимали Особые совещания?
8. Определите статус военно-промышленных комитетов
9. В чем состояла специфика работы IV Государственной Думы?
ТЕМА 9. РОССИЯ ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
1. Высшие и центральные государственные учреждения временного правительства.
В результате Февральской революции произошли существенные изменения в
государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в этом
отношении Россия догнала передовые капиталистические страны. Абсолютная
монархия, сохранявшаяся в России значительно дольше, чем в развитых странах
Европы, окончательно потерпела крах. На смену пришла буржуазная республика,
которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия.
Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г.
Буржуазным Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос
надлежало Учредительному собранию.
Высшим органом государственного управления в стране стало Временное
правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции
впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно
определить власти и государственного управления. Функции и полномочия
Временного правительства никем не определялись, фактически оно временно
выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе
законодательные), так как таковой после победы революции отсутствовал.
Временное правительство первого состава считало себя преемником старой
власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Сената приняло присягу,
подчеркнув тем самым, что оно как бы продолжало дело царского Совета
министров. Возглавил Временное правительство князь Георгий Евгеньевич Львов,
назначенный на должность председателя Совета министров царем, одновременно с
подписанием акта об отречении.
На роль временного главы государства претендовал Временный комитет
Государственной думы. Думский временный комитет во главе с Родзянко продолжал
свою деятельность (до начала октября 1917 г.), как орган буржуазно-дворянской
"общественности". Он и его комиссары на местах подталкивали временное
правительство на крайне реакционные меры. Думский комитет собирал иногда
членов Государственной думы на "частные совещания" (с марта по 6 октября),
которые, по выражению Родзянко, давали правительству указания, "как надо
вести государственный корабль", т.е. определяли направление внутренней и
внешней политики, критиковали деятельность Временного правительства справа.
Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось
крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так
называемой министерской чехарде, к невозможности последовательно проводить
какую либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли
поиски наиболее приемлемых форм приспособления правительства к
продолжавшемуся революционному движению народных масс. Одной из форм такого
реагирования являлись коалиционные составы правительства, когда в него
входили министры-социалисты (см. Таб. 1).
В советской литературе иногда встречаются утверждения, что после Февральской
революции в госаппарате ничего не изменилось. Подобное учреждение не имело
оснований.
Изменения коснулись в первую очередь полиции и жандармерии.
В период двоевластия Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в
неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было
санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате
революционных действий народных масс. Последовало упразднение департамента
полиции, отдельного корпуса жандармов, охранных отделений.
Взамен Департамента полиции Временное правительство создало в системе
Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным
управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам
милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те,
которые занимались политическим сыском, оставались работать в новом
учреждении.
Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать такие
одиозные звенья старого режима, как министерство императорского двора и
канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное
время бездействовали, даже не собирались, а были упразднены только 6 октября
1917 г.
Таблица 1
Изменение в составе Временного правительства
Однородно-буржуазное правительство Г.Е. Львова (2 марта - 2 мая) Первое
коалиционное правительство князя Г.Е. Львова (5 мая - 2 июля) Второе
коалиционное правительство А.Ф. Керенского (24 июля-26 августа) Директория (1
- 24 сентября) Третье коалиционное правительство А.Ф. Керенского (25 сентября
- 25 октября)
Министр-председатель кн. Г.Е. Львов (примык. к кд.). кн. Г.Е. Львов (примык.
к кд.). А.Ф. Керенский(эсер) А.Ф. Керенский(эсер) А.Ф. Керенский(эсер)
Министр внутренних дел кн. Г.Е. Львов кн. Г.Е. Львов Н.Д. Аксентьев(эсер)
А.М. Никитин(бесп.) А.М. Никитин(мш.)
Министр иностранных дел П.Н. Милюков(кд.) М.И. Терещенко(бесп.) М.И.
Терещенко(бесп.) М.И. Терещенко(бесп.) М.И. Терещенко(бесп.)
Военный и морской министр А.И. Гучков(окт.) А.Ф. Керенский(эсер)вр. упр.
Морск. м-вомВ.И. Лебедев (бесп.) А.Ф. Керенский(эсер)управляющий м-вом В.В.
Савинков (эсер) А.И. Верховский(бесп.)Д.Н Вердеревский(бесп.) Д.Н
Вердеревский(бесп.) до 22-30 окт. А.А. Маниковский (бесп.) вр. упр. 22-25
окт.
Министр юстиции А.Ф. Керенский(труд) П.Н. Переверзев(труд.) А.С.
Зарудный(нар. соц.) Н.Н. Малянтович(мш.)
Министр торговли и промышленности А.И. Коновалов(прогр.) А.И.
Коновалов(прогр.) С.Н. Прокопович(бесп.) А.И. Коновалов(прогр.)
Министр путей сообщения Н.В. Некрасов(кд.) Н.В. Некрасов(кд.) П.П.
Юренев(кд.) А.И. Ливеровский(бесп.)
Министр земледелия А.И. Шингарев(кд.) В.М. Чернов(эсер) В.М. Чернов(эсер)
С.Л. Маслов - с 3 окт.(эсер)
Министр финансов М.И. Терещенко(бесп.) А.И. Шингарев(кд.) Н.В. Некрасов(кд.)
М.В. Бернацкий(рад.-дем.)
После свержения царизма бывший император Николай II с семьей содержался в
роскошном дворец Царского Села, хотя народ требовал, чтобы его поместили в
Петропавловскую крепость. Делались попытки отправить бывшего царя с семьей в
Англию, но переговоры по этому вопросу закончились отказом со стороны
правительства Англии, которое испугалось сопротивления парламента и
общественности. Временное правительство вынуждено было сослать царскую семью
в Тобольск.
Временное правительство создает некоторые новые звенья центрального
государственного аппарата. Проблема правового регулирования трудовых
отношений вызвала необходимость появления министерства труда. Оно не ставило
своей задачей вводить 8-часовой рабочий день, увеличить заработную плату
рабочим, проводить другие мероприятия по улучшению условий работы на заводах
и фабриках. Основная функция этого министерства состояла в том, чтобы
примирять рабочих с предпринимателями. В этом направлении готовились проекты
нового законодательства.
Среди новых министерств создаются министерство продовольствия и министерство
призрения (ведало благотворительными учреждениями). Обстановка вызывала
озабоченность правительства состоянием народного хозяйства страны. В этих
целях учреждаются Экономический совет - для выработки общих планов
организации народного хозяйства, Главный экономический комитет - для
регулирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения оказались
бесполезными, так как подобные меры не могли остановить дальнейший развал
народного хозяйства.
В августе был упразднен Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода.
Взамен возникло министерство вероисповеданий, которое состояло из
Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам
иноверческих религий. По существу сохранялось прежнее учреждение, только под
другим названием.
В марте 1917 г. При министерстве юстиции учреждается так называемая
Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по
должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших
должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном
сборнике документов под названием "Падение царского режима". Комиссия
интересовалась главным образом деятельностью политического сыска, связями
двора с Германией, а также другими вопросами, которые компрометировали
бывшего царя и его окружение. Некоторых бывших чиновников арестовали, а затем
освободили по мотивам отсутствия в их действиях составов преступлений, так
как их поведение соответствовало действующим тогда законам. По мнению
Керенского отсутствовали основания и для суда над бывшим царем.
После июльских дней Временное правительство создало специальную комиссию по
расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3-4
июля 1917 г. На образование комиссии дали согласие лидеры эсеро-
меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача
заключалась в организации преследования наиболее видных деятелей партии
большевиков.
Временное правительство не успело провести Учредительного собрания. Было лишь
создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон и назначен срок
выборов на ноябрь. Однако усилившееся после корниловского мятежа требование
ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II Всероссийский съезд
Советов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное правительство
применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г. было создано
Демократическое совещание. На нем присутствовали главным образом
представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций.
Представители партии большевиков, Советов и фабзавкомов были в явном
меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв
очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, 2) отсрочить созыв
Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали по
свидетельству управляющего делами Временного правительства В.Д. Набоков, его
члены.
Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству, высказавшись
за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало
постоянно действующий орган - Временный Совет Республики или Предпарламент -
для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в
составе 555 человек. Этот орган не имел никакого значения. В данном случае
буржуазия и Временное правительство рассчитывали на веру масс в то, что если
появился Предпарламент, то скоро будет и Парламент.
Временное правительство создало специальный орган - Юридическое совещание, на
которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных актов,
в том числе и к предстоящему, но все время откладываемому, Всероссийскому
Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание занялось
подготовкой положения о выборах в Учредительное собрание, потом для этого был
создан специальный орган - Особое совещание. Юридическое совещание собирало
материалы, выясняло мнение различных общественных слоев, обсуждало в
комиссиях отдельные вопросы, имеющие значение для законодательства.
Юридическое совещание выделяло специальную комиссию из специалистов в области
государственного права для подготовки текста проекта конституции. Комиссия
подготовила проект, которому не суждено было стать законом. По проекту Россия
объявлялась буржуазной республикой во главе с президентом, избираемым
непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также двух палатный
парламент. Права президента в проекте очень напоминали компетенцию царя,
предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 г. Верхняя и
нижняя палаты были похожи на Государственный совет и Государственную думы.
Комиссия Юридического совещания за основу взяла царское законодательство, но
несколько изменила его.
2. Местные государственные учреждения Временного правительства
Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному
правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов,
градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них
органами государственного управления стали губернские. Городские и уездные
комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись
примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В
действительности же их положение было крайне неустойчивым, так как им
приходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправления,
Советов и других организаций. Губернские комиссары по партийной
принадлежности распределялись следующим образом: эсеров - 13, кадетов - 11,
прогрессистов - 6, меньшевиков - 5, народных социалистов - 3, октябристов -
1, беспартийных - 2. В большинстве случаев комиссарами являлись земские
деятели и присяжные поверенные.
В местные органы самоуправления входило много демократических деятелей, там
были и большевики. В связи с тем что в местных органах милиции Временного
правительства имелось много демократических элементов, она в большинстве
случаев занимала нейтральную позицию либо сочувственно относилась к
трудящимся.
Большевики, конечно, пытались привлечь милицию на сторону революционного
народа. В результате некоторые комиссариаты милиции Петрограда возглавляли
большевики. В М Минске во главе городской милиции Временного правительства
стоял видный деятель большевистской партии М.В. Фрунзе. Большевики
возглавляли также комиссариаты милиции в ряде городов Сибири.
Некоторые изменения произошли в судебной системе.
Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать
революционные суды, созданные по инициативе трудящихся масс. Приказом
министра юстиции от 3 марта 1917 г. В Петрограде учреждались временные суды,
которые действовали в составе мирового судьи (председатель) и двух
представителей от армии и рабочих. Все вопросы в суде решались большинством
голосов, ибо все его члены имели равные процессуальные права. Судебное
разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в законную силу
немедленно и обжалованию не подлежали. Однако министр юстиции в порядке
надзора мог отменить любой приговор временного суда. Просуществовали
временные суды недолго.
В апреле 1917 г. Временное правительство сделало попытку создать в стране
разветвленную систему земельных комитетов. Их главная задача заключалась в
сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который
предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания.
Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших
требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное
правительство в мае 1917 г. Создало широкую сеть продовольственных органов на
местах (губернские, уездные, городские и волостные продовольственные
комитеты), в которых преобладали представители буржуазии. Была введена
хлебная монополия спекулятивные возможности частников.
Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная
деятельность равнялась нулю. Функционировал разветвленный бюрократический
аппарат, который погряз в бумажной волоките и не был способен к каким-либо
полезным действиям. Только в европейской части России функционировали: 49 -
губернских, 501 - уездный, 627 - городских, 1052 - волостных комитета. Вся
эта махина практически ничего не сделала. Создавалась только видимость заботы
о продовольственных нуждах населения. А продовольственный кризис все больше
обострялся и усугублялся. Приближалась неминуемая катастрофа, назревал голод.
3. Советы от февраля к октябрю 1917г.
27 февраля в Петрограде инициативная группа из меньшевиков и эсеров,
объявившая себя "Временным исполнительным комитетом" Совета, разослала
воззвание войскам и заводам, предлагая выбирать представителей в совет.
В 9 часов вечера в тот же день в Таврическом дворце Петроградский Совет
собрался на свое первое заседание. Вслед за этим был создан Совет солдатских
депутатов, который объединил свои действия с Советом рабочих депутатов. Был
избран Исполнительный комитет Совета. С 28 февраля стали издаваться
"Известия" Петроградского Совета.
Петроградский Совет принял ряд постановлений: приказ № 1, имеющий особое
значение в демократизации армии, постановление о 8-часовом рабочем дне, о
создании рабочей милиции и т.п.
Большинство в Петроградском и других Советах России получили представители
партий - меньшевиком и эсеров. В составе Петроградского Совета на 250
депутатов было лишь 38 большевиков. Председателем его Исполнительного
комитета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, а товарищами председателя - эсер
А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев.
Меньшевистско-эсеровское руководство Петроградского Совета на объединенном
заседании Исполкома рабочих и солдатских депутатов 1 марта добилось принятия
решения об организации "революционного правительства" и пришло на переговоры
с Временным комитетом Государственной думы. Результаты этих переговоров было
сформирование в ночь на 2 марта буржуазного Временного правительства. 2 марта
Петроградский Совет признал массы поддержать это правительство при условии
"соблюдения им своих обещаний", данных в декларации.
С марта начал формироваться аппарат Исполнительного комитета Петроградского
Совета. Он состоял из президиума, секретариата и множества комиссий
(продовольственной, финансовой, военной, труда, аграрной, железнодорожной,
агитационной, литературной, по заведованию издательским и типографским делом
и т.п.). С 8 марта в составе Исполкома Петроградского Совета функционировала
так называемая "контактная" комиссия, официально существовавшая для
"воздействия на Временное правительство, "контроля" за ним.
Все Советы в провинции строились по образцу Петроградского, только
структурные части исполкомов нередко назывались отделами или секциями; во
многих Советах и провинциях имелись свои контактные комиссии.
В организационном устройстве провинциальных Советов в первые месяцы нередко
отсутствовала связь между Советами рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов, а также чисто территориальное подчинение губернских Советов
областным, уездных и городских Советов - губернским и т.п.
В.И. Ленин выдвинул лозунг мирного перехода всей государственной власти в
руки Советов. Каким Советам передать власть? Ждать большевизации? Нет. Ленин
предложил 2 этапа передачи власти: первый - передать власть эсеро-
меньшевистским Советам (не дождались их большевизации); второй -
большевизация Советов.
Отношение к Временному правительству - "Никакой поддержки Временному
правительству".
На основании ленинских тезисов и решений Апрельской конференции большевики
развернули работу.
После первого кризиса Временного правительства в апреле руководство
Петроградского Совета сделало еще один шаг по пути сближения Временным
правительством, войдя в состав Временного правительства в начале мая (первое
коалиционное правительство).
Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся с
3 по 24 июня. Из 1090 депутатов большевиков было только 105. На протяжении
работы съезда велась борьба между соглашательским большинством и большевиками
по вопросу об отношении к политике Временного правительства. Меньшевистско-
эсеровское большинство приняло множество резолюций с одобрением внутренней и
внешней политики Временного правительства.
В И. Ленин выступал на съезде 4 и 9 июня. В речи 4 июня В.И. Ленин
подчеркнул, что в современных условиях возможен мирный переход власти к
Советам, который позволил бы разрешить коренные вопросы революции: дать
трудящимся мир, хлеб, землю, вывести страну из хозяйственной разрухи. В ответ
на заявление Церетели, что в России нет партии, которая смогла бы взять на
себя ответственность за судьбы страны, В И Ленин бросил с места реплику:
"Есть такая партия".
Съезд принял решение и по некоторым организационным вопросам. Было решено
созывать Всероссийский съезд Советов не реже одного раза в три месяца, а
общее руководство Советами и их деятельность между съездами поручать
Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК), состав которого
должен будет избираться на каждом съезде.
ВЦИК первого созыва был избран на первом съезде Советов; в его составе
меньшевики и эсеры имели подавляющее большинство (более 72 % членов). В
аппарат ВЦИК входили - Президиум, Бюро и многочисленные отделы. Президиум
ВЦИК являлся общим руководящим органом, в его состав вошли лидеры меньшевиков
и эсеров: председатель ВЦИК первого созыва Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели, М.И.
Либер, Ф.П. Дан, А.Р. Гоц. Бюро ВЦИК являлось исполнительным органом пленума,
как и в Президиуме, здесь преобладали соглашатели.
В июльские дни руководство ВЦИК оказывало поддержку Временному правительству
в его мероприятиях по "наведению порядка". Изменение остановки заставили
большевиков временно снять лозунг "Вся власть Советам".
Корниловский мятеж вызвал оживление деятельности Советов. В дни борьбы
народных масс с корниловщиной при Советах появились особые революционные
комитеты. В конце августа - начале сентября прошла большевизация Советов, на
заседании Советов все чаще и чаще принимались большевистские резолюции и
решения.
Много общего с Советами рабочих депутатов имели Советы крестьянских
депутатов. Со времени возникновения в марте - апреле крестьянские советы
оказались в руках эсеров.
В мае 1917 г. состоялся Первый всероссийский съезд Советов крестьянских
депутатов. Большинство делегатов съезда были эсерами; к ним тяготела
некоторая часть беспартийная часть делегатов-крестьян. Съезд принял резолюцию
о войне, коалиционном правительстве и по аграрному вопросу.
На съезде был избран Исполнительный комитет Всероссийского съезда
крестьянских депутатов под председательством эсера Н.Д. Авксентьева. Исполком
подразделялся на множество отделов.
Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Главный земельный
комитет вместе с Юридическим совещанием и Исполнительным комитетом
Всероссийского Совета крестьянских депутатов подготовили кадетский, по своей
сущности аграрный законопроект министра земледелия С. Маслова.
К Советам примыкали ряд других демократических массовых организаций, из
которых наибольшее значение имели фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы), а
также армейские и флотские комитеты.
Фабзавкомы возникали стихийно в первые же дни Февральской революции; они
выбирались рабочими каждой фабрики или завода. Через фабзавкомы рабочие
организованно предъявили требования капиталистам - владельцам фабрик и
заводов. Фабзавкомы нередко занимались вопросами нормирования рабочего дня и
зарплаты, приема и увольнения рабочих, контроля за деятельностью
заводоуправления, осуществления явочным порядком 8-часового рабочего дня,
организацией рабочей милиции и т.д. По мере необходимости фабзавкомы
создавали на фабриках и заводах различные комиссии: по организации рабочей
милиции, по наблюдению за внутренним распорядком на предприятии, контрольно-
хозяйственные для выяснения причин сокращения деятельности предприятия),
продовольственные, культурно-просветительные, следственные комиссии,
примирительные и т.д.
Фабзавкомы предъявили политические требования о прекращении войны, передаче
всей власти Советам, активно участвовали во всех проявлениях недовольства
масс Временным правительством во время его кризисов, борьбы с корниловщиной
облегчали представительство рабочих в вышестоящих демократических учреждениях
и организациях.
Солдатские комитеты стали повсеместно возникать после издания Петроградским
Советом приказа № 1 (21 марта). Ротные, батальонные и полковые комитеты
избирались общими собраниями солдат, а бригадные. Дивизионные, корпусные,
армейские и фронтовые - на соответствующих съездах
Весной 1917 г. Возникли и флотские комитеты (судовые, флотов). 28-30 апреля
на главной базе Балтийского флота в Гельсингфорсе был создан Центральный
комитет Балтийского флота (Центробалт) под председательством матроса-
большевика П.Е. Дыбенко. По уставу Центробалта, принятому на съезде Балтфлота
в мае-июне, без санкции Центробалта ни один приказ командования не имел силы.
Центробалт принимал активное участие в июльских событиях, в борьбе с
корниловщиной, в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде.
В ЦК Черноморского флота преобладали меньшевики и эсеры. Пытаясь
нейтрализовать деятельность Центробалта, они на I Всероссийском съезде
Советов в июне создали при ВЦИК Центральный исполнительный комитет военного
флота (Центрофлот) во главе с правым эсером М.Н. Абрамовым.
* * *
Февральская буржуазно-демократическая революция привела к возрождению
Советов, которые были воссозданы на новом более высоком уровне. Их авторитет
после Февраля был настолько высок, что они стали властью параллельно
Временному правительству. Система двоевластия, однако, летом 1917 г. Отмерла
в пользу Временного правительства, пока оно не было свергнуто Советами в
Октябре.
В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути
превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки
феодализма еще сохранились и были попутно устранены лишь Октябрьской
революцией.
Коренным образом изменилась форма правления. Россия была провозглашена
республикой.
Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь заметных
изменений. В России в принципе сохранялся бюрократический унитаризм.
Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя
в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию
многочисленных народов нашей империи.
Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не требует
обязательного слома феодального государства. Однако в России благодаря
широкому размаху революции, активному участию в ней народных масс, были
упразднены многие старые органы непосредственно с угнетением трудящихся.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие преобразования осуществило Временное буржуазное правительство в
области государственного строительства в России после февраля 1917г.?
2. Как изменился государственный строй России от февраля к октябрю 1917г?
3. Являлся ли Петроградский совет весной 1917г. органом государственной власти?
4. Исходя из анализа внутренней политики Временного правительства имел ли
парламентаризм перспективу в России?
5. С какой целью создавался Предпарламент? Определите его статус.
6. Проследите историю лозунга "Вся власть Советам".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|