Лекция: Лекции по курсу истории Отечества
действие. Иван Калита очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент,
когда тверской князь убил его брата: регулярный и всё возрастающий сбор
дани хану, минуя ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную долю
того, что предназначалось хану. Необходимо было упорядочить сбор дани.
Личные интересы Калиты победа над Тверью, получение ярлыка - требовали мирных
отношений с Ордой. Он воспользовался восстанием в Твери против татарского
баскаческого отряда во главе с Чол-Ханом и пошел с татарами карать Тверь.
50-тысячное ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все
Тверское княжество такому погрому, что тверские князья надолго выключились
из борьбы за политическое господство. Иван Калита получил ярлык на
великое княжение и право собирать ордынский выход. На некоторое время
наступила тишина на русской земле.
Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву.
Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного
митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом.
Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской
земли. В 1299 г. митрополичий престол с митрополитом Максимом был переведен
из Киева во Владимир. Во время феодальной войны между Москвой и Тверью
князья, конечно, стремились заручиться поддержкой митрополита.
Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще при жизни своего
старшего брата Юрия, в 1326 г. построил в городе первую каменную церковь
Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве,
совсем покинуть Владимир. Пётр согласился, но в том же году умер и был
погребен в Москве. Его приемник Феогност окончательно сделал Москву центром
русской митрополии. Поэтому перенос столицы из Владимира в Москву некоторые
историки относят к 1326 г.
Калита добился очень нужного для московской политики союза с мятежным и
сепаратистским Новгородом. Этот союз был закреплен в 1335 г. в результате
поездки в Москву по приглашению Калиты новгородских властей - посадника,
тысяцкого и архиепископа.
С первого и до последнего дня своего великого княжения Иван Калита
поддерживал тесные связи с Золотой Ордой, ездил в Орду, жил там по
нескольку месяцев, щедро одаривал хана, его жен, исправно платил дань,
чем заслужил полное доверие Орды, не упуская при этом возможности утаивать
часть ордынской дани. Это позволяло ему укрепить позиции Московского
княжества, заложить основы его могущества. Калиту называют первым
собирателем земли русской, положившем начало возвышению Москвы. Он уделял
много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли -
Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор,
ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на
Бору. После пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших старый Кремль, Иван
Калита в 1339-1340 гг. соорудил новую крепость из дубовых брёвен. К
сожалению, от Кремля Ивана Калиты ничего не сохранилось.
Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как
мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского
централизованного государства. Мощным союзником его политики была
православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться,
находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные
земли с центром в Москве получили название "Великая Русь". Отсюда и
происходит наименование "великорусский народ". Со второй половины XIV в.
начинается второй . этап объединительного процесса, основным содержанием
которого был разгром Москвой своих основных политических соперников и
переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к
государственному объединению вокруг неё русских земель и организации
общенародной борьбы за свержение ордынского ига.
Другим выдающимся деятелем эпохи образования централизованного государства,
возглавившим борьбу с татаро-монголами, был Дмитрий Иванович Донской .
(1369-1389). Он родился в 1350 г. и значительную часть своей молодости
провел в Золотой Орде. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело своего деда
Калиты - крепил могущество Москвы. В этом огромную поддержку ему оказывал
митрополит Алексей, оставшийся верным московской династии и использовавший
авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц.
Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. В 1362 г.
одиннадцатилетним юношей он выступил со своим войском против недруга
Москвы - суздальско-нижегородского князя, который вынужден был уступить
великокняжеский стол Москве. С той поры в период княжения Дмитрия
Ивановича войны почти не прекращались. Московский князь смело вступил в
борьбу с сильными врагами - Тверью, которая вновь окрепла, Рязанью, Литвой.
После страшного московского пожара 1366 г., уничтожившего Кремль, Посад,
Загородье, Заречье, Дмитрий Иванович, предвидя упорную борьбу со своими
противниками, решил укрепить столицу. Менее чем за два года на месте
сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были укреплены и
дальние подступы разросшейся столицы - построены крепости монастыри.
Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и
Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом
Руси - Золотой Ордой. В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил
темник Мамай. Став фактическим правителем Орды, Мамай сумел объединить
большую часть прежней территории Золотой Орды и отчасти восстановить её
военное могущество. Подготовка к решающему походу на Москву заняла у Мамая
два года. За это время он провел широкую мобилизацию не только в Орде, но
и в подвластных ей землях Поволжья и Северного Кавказа, затратил большие
деньги на наём воинов в генуэзских колониях в Крыму. Им была создана могучая
боевая армия с авангардом, флангами, тылом, вооружённая и подготовленная для
тысячевёрстного броска. Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс
образования единого государства. Первая победа, одержанная русскими над
татаро монголами на реке Воже в 1378 г., показывала силу этого государства.
Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению
Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско.
На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и
воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное
моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло
благословление преподобного Сергия Радонежского - игумена Троице-Сергиева
монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба.
В 1380 г. у притока Дона реки Непрядвы состоялось великое сражение. 150-
тысячная русская армия противостояла 180 тысячному татарскому войску.
Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. Сражение на Куликовом поле
было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не
привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Но миф
о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска
под руководством Московского князя, благославленная православной церковью,
стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. В.О.Ключевский с
полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле
Куликовом. Среди сказаний и песен, сложенных в честь Куликовской битвы,
выделяются два сочинения - поэма "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом
побоище". Оба памятника были составлены в монастырских стенах и содержат
наибольшее количество сведений о битве.
После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход Тохтамыша в 1382 г., не
смогла восстановить в прежнем объёме власть над русскими землями. Она
была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед
смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I
Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское как
"отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык.
Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился. С этого
момента Москва утвердила за собой роль и значение территориального и
национального центра формировавшегося русского государства. Ещё при
Дмитрии Донском были присоединены Дмитров, Стародуб, Улич и Кострома,
обширные территории в Заволжье. В конце XIV в. потеряло независимость
Нижегородское княжество. Не дала результата попытка удельных князей во
главе с галицкими князьями приостановить ликвидацию порядков феодальной
раздробленности. Поражение удельных князей создало условия для перехода к
завершающему этапу объединения.
Вопрос №2. Оформление государственности в Московском княжестве. Политический
строй и социальные отношения.
Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс
Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шёл 23-й год,
когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в его руки. Современники
свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом, с правильными, даже
красивыми чертами мужественного лица. К концу жизни Иван III
сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один
европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и
поддержка всех сословий. Эпоха Ивана III - это эпоха сложнейшей работы
русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска.
Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения,
крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу
против чужеземного ига. Московские наместники водворились в бывших
княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове,
Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную
республику, что определило весь ход дальнейшего политического развития
Руси.Вслед за Новгородом московские войска завоевали Тверское Великое
княжество. Почти одновременно, в 1480 г. произошло свержение монголо-
татарского ига. Властитель одного из остатков распавшейся Золотой Орды -
Ахмед-Хан заключив союз с польским королём Казимиром IV, вторгся на
русскую землю, чтобы снова заставить Московского великого князя платить
дань. Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей - братьев
Ивана III. Проявив незаурядное политическое мастерство, крайнюю
осмотрительность и осторожность, Иван III сумел справиться с мятежниками,
не допустить участия Казимира IV в союзе с Ахмед-Ханом и избежать
генерального сражения с Ордой. " Стояние на реке Угре" кончилось
освобождением Русской земли от татаро-монгольского ига. Однако оставались
ещё выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства.
Борьба с ними была впереди.
В юношеские годы Ивана III опекал митрополит Иона, который решительно
выступал против сепаратистской политики удельных князей, за создание
сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского
ига, против любых притязаний Литвы и Польши. В 1461 г. Иона на смертном
одре напутствовал Ивана III разуметь государствование своё как служение,
крепить державу свою, скинуть татарскую власть. Иван III выполнил заветы
своего духовного наставника - он объединил почти всю Русь и стал первым
действительным ГОСУ . ДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ ..
При Иване III произошли крупные перемены в структуре землевладения и
господствующих классов, значительно выросло служилое дворянство и
поместное (условное) землевладение. Реформы затронули и армию. Вместо
феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими
ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием
(пищалями). Был сформирован аппарат централизованного управления с
участием дворянства - Боярской думы, Большого Дворца и Казны.
По мере роста поместного землевладения и роста дворянского сословия (Иван III
помещал московских служилых людей на конфискованных землях удельных бояр),
неизбежно должен был усилиться нажим на крестьянство, холопов, кабальных
людей. Потребность в рабочих руках росла. Складывание новых экономических
и социально-политических отношений требовало создания нового
законодательного порядка. Поэтому из всех новшеств Ивана III наиболее
значительной была судебная реформа ., обнародованная в 1497 г. в виде
специального сборника законов "Судебника". Вместо многих местных уставных и
судебных грамот, по которым осуществлялось судопроизводство, Иван III
ввел единое общерусское законодательство. Он запретил посулы (взятки) за
судопроизводство и установил единообразные судебные пошлины за все виды
судебной деятельности.
По Судебнику на территории всего государства действовали: суд великого князя
и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей
(территория страны делилась на уезды, уезды на волости и станы. Власть в
уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах -
волостелям). Судебник установил обязательность присутствия дьякона на
боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших людей на суде на
местах. Но в Судебнике сохранились и некоторые нормы старого права. Так,
жалобники могли решать спор "полем", то есть судебным поединком на дубинах.
Судьи должны были наблюдать, чтобы один не убил другого.
По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в
течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок
перехода - неделя до 26 ноября и после - крестьянин мог уйти только
уплатив все долги и "пожилое". Судебник запрещал кабалить в холопы
свободных людей.
Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г. от сотворения мира)
Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.
Иван III, по мнению большинства историков, был достойным потомком Московских
князей - собирателей русских земель. Если в 1462 г. Иван III наследовал
княжество, размеры которого едва ли превышали 430 тыс. кв. км, то уже при
вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 г. государственная
территория Руси возросла более чем в шесть раз, достигая 2800 тыс. кв.
км с населением в несколько миллионов человек. Причем основные приобретения
были сделаны в годы правления Ивана III. С могущественным русским
государством отныне должны были считаться крупнейшие европейские и
ближневосточные страны. В годы его правления отчетливо вырисовывались
четыре аспекта русской внешней политики: северо-западный ( балтийская
проблема), западный (литовский вопрос), южный (крымский) и восточный
(казанский и ногайский).
В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над
объединённой русской землёй Иван III в официальных сношениях называл
себя "государем всея Руси", а иногда "царём". С титулом "государь"
было соединено представление о неограниченной власти, термин "царь"
применялся ранее на Руси по отношению к византийскому императору и татарскому
хану и соответствовал титулу " император". При Иване был принят новый
герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением преемственности с
Византийской империей были "бармы" (оплечье) и шапка Мономаха.
Последние годы завершающего этапа объединения русских земель пришлось на
начало княжения Василия III (1505-1533) .. Василий III был прозван
"последним собирателем земли русской".
Вопрос №3. Башкирия в XIII – сер. XVI вв.
Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным. Одни
Штраленберг, Гумбольдт и др., а в новейшее время Уйфальви) признают их за
народ угро-финского племени, только впоследствии принявший монгольский тип;
киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском
их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. В
простонародии, особенно в Пермской губернии, башкир называют татарами и
вообще не отличают их от татар. Д.А.Хвольсон производит башкир от вогульского
племени, составляющего отрасль угорской группы народов, или часть большой
алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр. Путешественники XIII
века, посещавшие страну башкир, называли ее "Великой Венгрией". Один из них,
Рубруквис, рассказывает, что великая река Ягаг (Яик) течет с севера из земли
Паскатир (башкир), что язык у этих паскатиров один и тот же с венграми, и что
из этой страны паскатиров вышли некогда гунны, прозванные впоследствии
венграми. Само имя башкиры, Д.А.Хвольсон, основываясь на сказаниях восточных
писателей, производит от баджгард (башгард, башкарт, башкирт, башкир), также
как и название мадьяр (баджгард, баджгар, моджгар, маджгар, мадьяр). Согласно
этому взгляду древние башкиры говорили на мадьярском языке, и только
впоследствии, под влиянием татар, отуречились и приняли свой нынешний язык,
весьма близкий к татарскому (казанско-оренбургскому). О сновываясь на языке и
других этнографических признаках (одежда, пища, жилища, развлечения)
В.М.Флоринский приходит к тому заключению, что башкиры - племя тюркского
происхождения, и даже не отличает их от татар (которых не следует смешивать с
монголами). Что башкиры весьма близки татарам, подтверждается и
анатомическими данными и краниологическими исследованиями Н.Малиева
(см.ниже). Название же башкир многие производят от татарского слова баш -
голова и тюрко-татарского - курт, означающего многих насекомых, например
пчелу, или же от башка-юрт - отдельное племя. Первое об'яснение считается
более правдоподобным на том основании, что башкиры лесистых и горных
местностей исстари занимались пчеловодством. Заняв новый край, башкиры
разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные
степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада
рогатого скота, а степные - и верблюдов. Кроме того лесные башкиры занимались
и звероловством и бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и
безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость,
были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью
и значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании
(джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или
набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле. Такими были
башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии
соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при
хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше
проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства,
башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и
Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по реке Узеню, - царям
астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала - ханам сибирским. Сбором
одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и
самоуправление остались неприкосновенными. Горные башкиры еще более развили
свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных
кочевников, а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского
погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни.
Киргизы, непримиримые враги башкир, трепетали при одном имени "горцев", а на
степняков делали набеги часто с успехом. Это обстоятельство дало возможность
ногаям утвердиться в степной Башкирии, над которой они господствовали и
которую они защищали от киргизов. С русскими башкиры пришли в соприкосновение
еще задолго до покорения Казани. Несомненно, что предприимчивые новгородцы
завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала
заселяться новгородскими выходцами еще в 12 веке, а реки Вятка, Кама и Белая
служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним
обитавшими. Но, чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения -
это сомнительно. Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна
III, воеводы его, "воюючи казанские места", ходили воевать и в Белую Воложку,
т.е. проникли до реки Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы
русские вторгались в Башкирию и только в 1553 г., по завоевании Казани,
русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла
татарские жилища до отдаленных пределов башкирских. Тогда-то, вероятно,
башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков с одной стороны, с другой же, видя
усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское
подданство.
Семинар №5. Россия во второй половине XVI века.
Вопрос №1. Реформы Ивана Грозного. Укрепление личной власти.
Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV
(1533-1584).
Великий князь Василий III умер, когда его сыну было три года. После смерти
матери, великой княгини Елены (урождённой Глинской) Иван, которому
исполнилось тогда восемь лет, остался круглой сиротой. Страной управляла
Боярская Дума. Власть переходила от одной боярской группировки к другой.
В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родичи великой
княгини - Глинские. Дядя юного великого князя Михаил Глинский и его бабка
Анна по совету и с помощью митрополита Макария сумели подготовить акт
большой государственной важности - венчание Ивана на царство. Царь получал
корону из рук главы церкви. Этим подчёркивалось, что церковь всецело
поддерживает и благославляет единодержавие, а также особое место церкви в
государстве. Церковь становилась матерью царской власти и её гарантом.
Коронация произошла 16 января 1547 г., когда юному Ивану было 16 лет.
Акт венчания на царство не положил, однако, конца боярскому правлению. С ним
покончило народное восстание 1547 г., ставшее стихийным взрывом возмущения
боярской междуусобицей и непомерной нуждой.
Результатом восстания было освобождение царя от тяжелой опеки бояр и
выдвижение в его окружение новых людей, выражавших интересы служилого
дворянства и верхушки городского посада. Образовалось правительство,
основанное на компромиссе интересов различных сословий. Ключевую роль в
формировании новой правящей группы сыграл митрополит Макарий. Мудрый и
спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после восстания,
Макарий был решительным сторонником единодержавия. При его участии в
окружении царя оказались те лица, которые символизировали новое
правительство - "Избранную раду". Речь идет, прежде всего, об Алексее
Федоровиче Адашеве (неродовитом дворянине) и священнике Сильвестре, а
также о князьях Андрее Курбском, Воротынском, Одоевском, Серебряном,
боярах Шереметьеве, Висковатом и др. Это было фактическое правительство,
которое осуществило под руководством царя ряд важных реформ.
Основными целями реформ были:
1) создать государство на единой правовой основе, покончить с удельно-
феодальными порядками;
2) создать такую систему верховного правления, в которой царская власть
была бы ограничена "мудрым советом";
3) создать могучее войско центрального подчинения;
4) активная внешняя политика, направленная на расширение земель, прежде
всего, завоевание Поволжья.
Что конкретно было сделано для осуществления этих целей?
1) Освобождение дворян от подсудности боярам-наместникам.
2) Отмена местничества и установление назначения на службу как
государственной обязанности.
3) Принятие нового Судебника 1550 г. Он требовал "судных мужей" -
присяжных заседателей при каждом разбирательстве, отмены феодальных
иммунитетов, тарханных грамот (освобождение от налогов), создания единого
законодательства, подтвердившего Юрьев день.
4) Земская реформа, которая вводила вместо власти наместников местное
выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и черносошное)
избирало из среды детей боярских "излюбленные головы" или старост для
осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким
образом налаживались прямые связи между государством и его населением, жители
бывших уделов превращались в подданных одного государства.
5) Переписаны все земли и установлена единая система налогового обложения.
Установлены новые налоги - " пищальные деньги" на содержание
стрелецкого войска и "полоняничные деньги" на выкуп пленных.
6) Реформа органов центрального управления, которая включала формирование
системы новых приказов: Поместный, Казанский, Посольский.
7) Военная реформа, которая предусматривала формирование офицерского
корпуса - 1070 дворян - опору царя и самодержавной власти и установила два
вида службы - по прибору (по выбору) и по отечеству (по происхождению). По
отечеству - для дворян и детей боярских предусматривалась служба с 15 лет
пожизненно, которая переходила по наследству. Служилое дворянство
обеспечивалось поместными дачами и жалованием (от 4 до 7 рублей в год). По
прибору формировалось стрелецкое войско. Стрельцом мог стать каждый
свободный человек, служба не являлась наследственной. К концу XVI в.
стрелецкое войско насчитывало 25 тысяч человек, вооруженных огнестрельным
(пищали) и холодным (бердыши, мечи, сабли) оружием. Морского флота у Руси
тогда не было. В Ливонскую войну Иван IV завёл в Балтийском море
каперский флот с целью воспрепятствовать торговле Польши, Литвы и Швеции.
В октябре 1570 г. наёмная флотилия Грозного была арестована датским
королём, корабли были конфискованы.
8) Церковная реформа. В 1551 г. по инициативе Грозного был созван
Церковный Собор. Его решения сведены в Сто глав (Стоглавый). Царь держал
речь, призвал церковь одобрить реформы и Судебник и предложил исправить
церковное строение в нестяжательском духе. Собор во главе с Макарием не
одобрил это предложение. Церковно-монастырское землевладение было объявлено
незыблемым, покушавшиеся на него названы хищниками и разбойниками.
Был достигнут компромисс: Собор разрешал монастырям покупать и продавать
земли только с царского дозволения и запрещал церковникам заниматься
ростовщичеством. Собор унифицировал все обряды и богослужение.
9) В 1552 и 1556 годах было присоединено Казанское и Астраханское ханства.
Волжский путь стал русским.
Реформы правительства Ивана IV имели тенденцию не только укрепить
централизованное государство, но и превратить его в сословно-
представительную монархию. События более поздних лет уничтожили многие
результаты этих реформ. Первым приложил к этому руку сам Иван Грозный.
Путь, по которому вели государство члены "Избранной рады", мог привести к
неполновластию монарха, такому, например, как в Польше, где шляхта
фактически управляла страной. Такой пример пугал Грозного. Он перешел к
решительным действиям и с целью укрепления самодержавия создал опричнину.
Вопрос №2. Война за Ливонию.
После покорения Казани Россия обратила свои взоры к Балтике. Она испробовала
силу своего оружия в короткой войне со шведами (1554-1557) и под влиянием
первого успеха выдвинула планы покорения Ливонии и утверждения в Прибалтике.
Ливонская война превратила восточную Прибалтику в арену борьбы между
государствами, добивающимися господства на Балтийском море: Литвой, Польшей,
Швецией, Данией и Россией.
Богатые ливонские города издавна выступали в роли торговых посредников между
Россией и Западом. Орден и немецкое купечество препятствовали росту русской
торговли. Между тем потребности экономического развития диктовали России
необходимость установления широких хозяйственных связей с передовыми странами
Западной Европы.
Первое вторжение русских войск в Ливонию было предпринято вопреки воле
Адашева. Успехи русского оружия могли быть более значительными, если бы не
раздор в высших правительственных сферах, который привел к страшной
неразберихе и сделал невозможным проведение единой согласованной
внешнеполитической программы. Вместо того, чтобы продолжать успешное
наступление в Ливонии, московское правительство по настоянию Адашева
предоставило ордену перемирие с мая по ноябрь 1559года, и одновременно
снарядило новую экспедицию против татар.
Военные операции против Крыма поглотили немало сил и средств и не принесли
результатов, обещанных Адашевым, а благоприятные возможности для победы в
Ливонии были безвозвратно утеряны.
В течение всей кампании 1560 г. царь Иван проявлял крайнее нетерпение и слал
к воеводам гонца за гонцом. Он считал, что вся Германия могла быть завоевана
в течение лета, если бы не медлительность бояр. Всеми действиями армии в этой
войне руководил Адашев. На него царь и возложил всю ответственность за
промедление. Иван отстранил Адвшева от руководства боевыми действиями и
перевел его в Юрьев в подчинение тамошнему воеводе. Вскоре правительство
объявило о конфискации всех костромских и переславских земель Адашева. Дело
Адашева было передано на суд думы и высшего духовенства. Такая же участь
ждала и второго советника царя Сильвестра.
Расправившись с советниками, царь постарался искоренить саму о них. Что
считалось при них хорошим тоном, подвергалось теперь осмеянию. На смену
унылому постничеству пришли роскошные пиры и потехи.
Попойки во дворце коробили ревнителей благочестия. Царь признавал свое
"неблагочиние", но утверждал, что перемены во дворце отвечают высшим
интересам государства. Играми и потехами царь хотел добиться популярности
среди народа.
Глава вселенской православной церкви освятил своим авторитетом власть
православного московского царя. Затеянные по этому поводу пышные богослужения
призваны были упрочить власть Грозного.
Чтобы предотвратить создание широкой антирусской коалиции в Прибалтике,
московское правительство заключило союзный договор с Данией, предоставило 20-
летние перемирие шведам и обратило все свои против Литвы. Русское
командование решило нанести удар по Полоцку.
В январе 1563 года многочисленная русская рать выступила из Великих Лук к
Полоцку. Неширокая полоцкая дорога не могла вместить всей массы войск и
обозов. Армия ежечасно застревала в лесных теснинах среди болот. Под конец
полки утратили всякий порядок, пехота, конница и обозы перемешались между
собой, и движение вовсе застопорилось. Порядок был восстановлен с большим
трудом. Царь с приближенными самолично разъезжал по дороге, "разбирал" людей
в заторах. Самым деятельным его помощником был воевода Афанасий Вяземский,
впервые обративший на себя внимание царя. В первых числах февраля русская
армия вышла к Полоцку и начала его осаду.
Овладение Полоцком было моментом высшего успеха России в Ливонской войне,
после которого наметился спад, ознаменовавшийся военными неудачами и
бесплодными переговорами.
Заключив перемирие с литовцами под Полоцком, Грозный вызвал в Москву
королевских послов и решительно потребовал от них очищения Ливонии до Двины.
Послы отклонили эти требования и выехали на родину. Следом за ними в Литву
двинулись царские рати. В соответствие с военными планами Москвы армия,
шедшая из Полоцка, должна была соединиться с армией из Смоленска для
наступления на Минск. Но литовцы разгадали этот замысел , и в битве под Улой
разгромили полоцкую армию, не допустив соединения двух русских армий. Неудача
под Улой ухудшила военное положение России, и крымский хан отказался от союза
с Москвой.
В начале 1564г. царю доложили о гибели его армии в Литве. Положение
осложнялось раздором царя со знатью. Царь жестоко расправлялся с боярами,
которые хоть в чем-то были с ним не согласны, увеличивая ряды своей
оппозиции. Грозный подозревал , что его военные планы были выданы литовцам
вождями боярской оппозиции. Не медля ни минуты , он отдал приказ о казни двух
заподозренных бояр. Кровавые казни вызвали ропот в столице. В таких условиях
правительство сделало все, чтобы заручиться поддержкой церковного
руководства. Вожди боярской партии осудили союз между главой церкви и
самодержцем. "Нет больше в России святителей, которые бы уличили царя в его
законопреступных делах и возревновали о пролитой крови,- писал боярин
Курбский,- нет больше людей, которые могли бы потушить лютый пожар и спасти
гонимую братию". Курбский полагал, что найдет сочувствие во влиятельном
Печорском монастыре и надеялся, что Печорский монастырь возглавит выступление
церковной оппозиции.
Послание Курбского - это программа боярской оппозиции накануне опричнины.
Главным пунктом этой программы было требование о немедленном прекращении
антибоярских репрессий. Бросая вызов Грозному, Курбский обвинял державного
правителя России в кровожадности и нерадении державы, в "кривине суда" и
скудении дворян, притеснении купеческого чина и страданиях земледельцев,
словом, во всех бедах, постигших Русское государство. Курбский и его
единомышленники вынуждены были бежать в Литву.
Образование в Литве Русской оппозиции имело важные последствия. Впервые за
много лет оппозиция получила возможность открыто заявить о своих нуждах и
противопоставить официальной точке зрения собственные требования. Протесты
эмигрантов получили чрезвычайно сильный резонанс в обстановке углубляющегося
конфликта между самодержавием и аристократической оппозицией.
Раздоры с думой и вызов, брошенный вождями оппозиции, побудили Грозного
взяться за перо и составить знаменитый ответ Курбскому. Это послание
составило по тогдашним масштабам целую книгу. По содержанию это был подлинный
манифест самодержавия. Главным вопросом, занимавшим царя был вопрос о
взаимоотношениях монарха и знати. Царь жаждал полновластия.
Образ могучего повелителя, нарисованный в царском манифесте, не раз вводил в
заблуждение историков. Но факты ставят под сомнение этот образ. Грозный
жаждал всевластия, но отнюдь не располагал им. Он слишком чувствовал
зависимость от своих могущественных вассалов. Страх перед боярской
жестокостью, чувство своей ненадобности боярам - вот что скрывалось за его
высокомерным третированием холопов-бояр. Боярскому своеволию царь пытался
противопоставить неограниченное своеволие монарха, власть которого утверждена
богом.
Лишившись поддержки значительной части правящего боярства и церковного
руководства, царь не мог управлять страной обычными методами. Но он никогда
не сумел бы расправиться с могущественной аристократической оппозицией без
содействия дворянства. Приобрести поддержку дворян можно было двумя
способами. Первый из них состоял в расширении сословных прав и привилегий
дворянства, осуществлении программы дворянских реформ. Но правительство
Грозного избрало другой путь. Отказавшись от ориентации на дворянское
сословие в целом, оно решило создать особый полицейский корпус специальной
дворянской охраны. Корпус комплектовался из относительно небольшого числа
дворян. Его члены пользовались всевозможными привилегиями в ущерб всей
остальной массе служивого сословия.
Вопрос №3. Присоединение Башкирии к Русскому государству.
С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани.
Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с
башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими
выходцами еще в 12 веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим
естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими. Но, чтобы
новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения - это сомнительно. Затем
имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III, воеводы его,
"воюючи казанские места", ходили воевать и в Белую Воложку, т.е. проникли до
реки Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские
вторгались в Башкирию и только в 1553 г., по завоевании Казани, русская рать
усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские
жилища до отдаленных пределов башкирских. Тогда-то, вероятно, башкиры,
теснимые набегами киргиз-кайсаков с одной стороны, с другой же, видя
усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское
подданство. Но точных исторических данных о том, чтобы они явились в Москву с
челобитной, как это сделали Орские люди и луговая Черемиса, не имеется. Как
бы то ни было, но в 1557 г. башкиры уже платили ясак, а Иоанн Грозный в
завещании, писанном в 1572 г., поручает сыну своему Казанское царство уже "с
Башкирдою". Рычков повествует, что Грозный, приняв башкир под свою высокую
руку, выдал им грамоту на владение всею их землею на вечные времена, согласно
их народным правам и обычаям и обложил ясаком, который приказал вносить через
казанских воевод медом, звериными шкурами и деньгами (по 25 к. с юрты).
Многие башкиры были освобождены от ясака, но зато обязаны были военною
службою и получили наименование тарханов. Тарханы не были служилыми людьми в
строгом смысле этого слова. Они составляли нечто среднее между ясачными или
тяглымы инородцами и инородцами служилыми, которые частью сливались с
русскими служилыми людьми, частью составляли особый класс служилого сословия
в Московском государстве. Подобно последним, тарханы обязаны были нести
службу воинскую, вследствие чего в разрядных книгах причислялись к инородцам
служилым, но они не получали за службу определенного корма; как и все ясачные
и тяглые люди, тарханы жили на одних с ними землях, занимались тем же, чем и
те, подлежали ведению одних и тех же властей, различаясь от них только тем,
что не платили ясака. Тарханство было личное и потомственное. Из тарханов
вышли многие дворянские роды; так башкирские княжеские роды Аптуловы,
Турумбетевы, Девлетшины, Кулюковы и др. пользовались прежде тарханством. Во
время походов тарханы составляли особые отряды в войске, к ним присоединялось
ополчение, набиравшееся с тяглых и ясачных; начальство над ними всегда
поручалось русским головам.
Семинар №6. Российское государство в XVII веке.
Вопрос №1. Смутное время.
В 1584 г. на российский престол вступил сын Ивана IV Фёдор, но фактически
правителем стал его родственник боярин Борис Годунов - осторожный и умный
политик, который пользовался полным доверием у царя. Б. Годунов сумел
выдержать ожесточенную борьбу с боярской аристократией за влияние на
государственные дела и мог быть претендентом к занятию престола после смерти
бездетного Фёдора. Эта задача была облегчена неожиданной смертью (15.05.1591
г.) девятилетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана IV. Противники Б.
Годунова приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата
власти.
Первоочередными задачами, которые встали перед правительством царя
Фёдора, были: восстановление хозяйственной жизни страны после Ливонской
войны и опричнины, укрепление экономического положения и усиление
зависимости крестьян от помещиков.
Принятые правительством в 80-90-е годы меры усилили зависимость крестьян от
помещиков и обострили противоречия между ними. В то же время
упорядочение налогообложения на короткий период привело к некоторой
стабилизации экономического положения страны, но не ликвидировало общего
хозяйственного кризиса. В 1598 г. умер царь Фёдор и на Земском соборе (17.
02. 1598), где преобладало дворянство, новым царём был избран Борис
Годунов. Знатные бояре - близкие родственники Ивана IV, которые считали, что
они имеют гораздо больше прав на престол, были недовольны его воцарением и
стали выжидать удобного момента для его свержения.
Проводя продворянскую политику, Б. Годунов одновременно пытался добиться
консолидации господствующего класса. Но решить эту проблему ему не удалось.
Родовитое боярство не забыло, чего оно лишилось в период опричнины и
стремилось вернуть утраченные позиции и привилегии.
Успехи внешней политики русского правительства привели к обострению
международных противоречий с соседями. К концу XVI - началу XVII вв.
значительно укрепились противники России - Речь Посполитая, Швеция, Турция,
которые стремились за счёт России расширить свои территории.
Весь этот комплекс противоречий, но, прежде всего противоречия между
боярством и дворянством, феодалами и закрепощаемым крестьянством, определил
дальнейшее драматическое развитие событий в России и её судьбу. Страна
стояла накануне больших социальных потрясений.
Годы начала XVII в. вошли в историю как "смутное время", когда
государственная власть была парализована, царило беззаконие и произвол,
когда часть правящего класса для сохранения своих привилегий встала на путь
предательства национальных интересов, и появились условия для внешней
интервенции.
Политика закрепощения крестьян вызвала недовольство широких народных масс.
Обстановку в стране резко осложнил голод 1601-1603 гг. Меры, предпринятые
правительством, чтобы смягчить внутреннюю ситуацию, успеха не имели.
К внутриполитическим трудностям прибавились и внешние. Кризисной обстановкой
в России пыталась воспользоваться Речь Посполитая. Польско-литовская шляхта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|