Лекция: Лекции по курсу истории Отечества
Вопрос №3. Внутренняя политика Екатерины II.
Будучи опытным политиком, Екатерина II сделала выводы из событий
крестьянской войны 1773-1775 гг. Война показала императрице "о ком пещиси
должно" - положиться можно было лишь на дворянство. К тому же и помещикам,
напуганным размахом пугачевских выступлений, стала очевидной необходимость
реформ, а потому можно было не опасаться дворянской оппозиции.
Прежде всего следовало укрепить местное управление, которое показало свою
неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями. 7 ноября 1775 г. было
издано "Учреждение для управления губернией Всероссийской империи" Накануне
реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около
180 уездов. Теперь сохранялись только губернии и уезды. В основу деления
был положен чисто количественный критерий - численность населения. На
территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда - около
30 тыс. душ. Количество губерний при этом возросло до 50. Во главе губернии
стоял губернатор, несколько губерний подчинялись генерал-губернатору или
наместнику. Так, указом от 23 декабря 1781 г. было образовано Уфимское
наместничество в составе двух областей - Оренбургской и Уфимской. Главным
городом стала Уфа, а Оренбург остался военным центром края.
В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. При губернаторе
существовало губернское правление, надзиравшее за деятельностью всех
губернских учреждений и должностных лиц. Финансовыми и хозяйственными
делами занималась казенная палата. Школами и "богоугодными" заведениями
(больницами, богодельнями и т.п.) ведал Приказ общественного презрения в
котором "председает губернатор сам и заседают двое заседателей верьхняго
земскаго суда, двое заседателей губернского магистрата". В уездах
исполнительным органом власти был нижний земской суд во главе с капитан
исправником, выбираемым дворянством. В уездных городах власть принадлежала
назначаемому городничему.
Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному
принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в
губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно
губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и
нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из
представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или
третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой
судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты -
гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались.
Высшим судебным органом империи был Сенат.
Важно отметить и попытку внедрить разделение властей, о чем императрица
говорила еще в Уложенной грамоте. Екатерина провозгласила: "Государев
наместник не есть судья". Суд должен был обрести независимость и подчиняться
только закону. Если бы это стало реальностью, то в России уже в 18 веке
началось бы формирование правового государства. Но всесильное российское
чиновничество никогда не соблюдало независимости судей и судов. На практике
губернаторы по своему благоразумению отстраняли и назначали первых и
"перетряхивали" вторые. В результате суд в России не воспринимался как
место, где следует искать справедливость. В Европе человек взывал к суду и
закону. В России - к государственной власти. Это свидетельствует о слабости
российского общества и необычайной силе государства.
Губернская реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов: все
пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами,
а их население - мещанами и купцами. Появилось 216 новых городов.
Вопрос №4. Внешняя политика Екатерины II.
В 60-х гг. главным противником России на международной арене была Франция.
Французское правительство придерживалось традиционной линии укрепления так
называемого "Восточного барьера", в состав которого входили пограничные с
Россией государства - Швеция, Речь Посполитая и Османская империя.
Французская дипломатия в предшествующее время дважды использовала свое
влияние, чтобы толкнуть Швецию и Османскую империю в войну с Россией.
Страной, которая соединила бы два крайние звена "Восточного барьера", была
Речь Посполитая. Именно она стала местом столкновения противоречивых
интересов Франции, Австрии, России, Пруссии и даже Османской империи.
Находившаяся в состоянии упадка и утратившая значение суверенного
государства, Речь Посполитая позволяла более сильным соседям вмешиваться в
свои внутренние дела.
Османская империя, пристально следившая за событиями в Речи Посполитой и
науськиваемая Францией, потребовала вывода оттуда русских войск, а также
отказа от покровительства диссидентам. В 1768 г. она объявила войну России.
Ко второй половине XVIII в. Османская империя утратила былое могущество. Ее
экономические ресурсы оказались слабее, чем у России, обладавшей к тому же
сильной сухопутной армией, мощным военно-морским флотом и талантливыми
военачальниками. Это позволило России с одинаковым успехом вести войну на
суше и на море, причем добиваться побед над превосходящим по численности
противником. В течение первых трех лет войны османским войскам не удалось
одержать ни одной победы, они оставили Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и
другие крепости на Дунайском театре военных действий. Два из многочисленных
поражений османов были особенно сокрушительными. Первое, 25-26 июня 1770
г., когда русская эскадра, обогнув Европу, появилась в Средиземном море и
под Чесмой одержала блистательную победу. Запертые в бухте все неприятельские
корабли, за исключением одного, были сожжены. Османская армия насчитывала 150
тыс. человек при 150 орудиях, в то время как у Румянцева было 27 тыс.
человек и 118 орудий. Тем не менее, русские войска нанесли османам
сокрушительное поражение - те потеряли весь обоз и всю артиллерию.
Становилось очевидным, что цель, ради которой Порта начала войну, не будет
достигнута. Более того, ей предстояло пойти на территориальные уступки.
Россия предприняла мирную инициативу, которая, однако, не встретила поддержки
у султанского правительства.
К продолжению войны Османскую империю толкала прежде всего Франция,
согласившаяся продать ей свои корабли для восстановления флота, утраченного
в Чесменском сражении. Главным пунктом разногласий был вопрос о судьбе
Крыма - Османская империя отказывалась предоставить ему независимость, в то
время как Россия настаивала на этом. Военные действия возобновились, причем
протекали в условиях, когда Россия была охвачена крестьянской войной.
Русским войскам под командованием А.В. Суворова в июне 1774 г. удалось
разгромить османов при Козлудже. Противник согласился возобновить переговоры.
Царское правительство тоже было заинтересовано в незамедлительном
окончании войны, с тем чтобы освободившиеся силы бросить на подавление
народного движения внутри страны. 10 июля 1774 г. переговоры в болгарской
деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора.
По Кючук-Кайнарджийскому миру к России переходили Керчь, Еникале и Кинбурн,
а также Кабарда. Россия получила право на строительство военно-морского флота
на Черном море, ее торговые корабли могли беспрепятственно проходить через
проливы, Молдавия и Валахия, хотя формально и оставались под властью
Османской империи, но фактически находились под протекторатом России.
Султанский двор, являвшийся инициатором войны, обязался уплатить России
контрибуцию в 4,5 млн. руб. Два итога напряженной войны имели для России
огромные последствия: плодородные земли Северного Причерноморья стали
объектом хозяйственного освоения; Крым, откуда в течение многих столетий
ханы совершали грабительские набеги, перестал быть вассалом Османской
империи, что укрепило безопасность южных границ России.
Семинар №9. Россия в первой половине XIX века.
Вопрос №1. Россия в начале XIX века. Начало царствования Александра I.
Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей
Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя,
продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро
был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий
князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам,
лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой
французской революции и критически оценивал политическую систему российского
самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию
прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в
последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий
между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои
чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в
нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на
взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где
царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось
иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на
принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая
пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.
Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать
Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее
планов, но принять престол не согласился.
После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему
приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность.
Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер.
Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор
против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут
добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 серьезно
повлияли на душевное cостояние Александра: чувство вины за смерть отца он
испытывал до конца своих дней.
Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную
реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей
всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная
«революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в
случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в
определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было
избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и
поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения
Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу»
Екатерины II. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный
орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В
мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о
запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору,
что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому
государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на
разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А.
Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации
Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект
«Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии
основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная
безопасность, гарантия частной собственности и т. д.), проект манифеста по
крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка
выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения
проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в
результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о
прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее
рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о
«свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и
закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично
свободных крестьян.
Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу
образования.
Вопрос №2. Проекты реформ Сперанского М.М.
Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные
деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села
Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в
Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской
главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную
академию. Отлично окончив курс он остался преподавателем академии; преподавал
сначала свой любимый предмет математику, потом красноречие, философию,
французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с
большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину,
Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал - прокурора,
которым тогда и стал это вельможа. Так в 1797г. 25 - летний магистр
богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принёс в русскую
неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность
бесконечно работать (по 48 часов в сутки), отличное умение говорить и писать.
Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле
I он был очень известен. При воцарении Александра I он был переведён в
новообразованный Непременный совет, где в звании статс - секретаря ему
поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Все важнейшие
проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским, как
управляющим департаментом министерства внутренних дел. С1806г. Сперанский и
Александр I сблизились.
Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором
начал работать над общим планом государственных реформ.
Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно -
академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или
теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно
правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие
действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной
стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда
пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли
подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.
По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством
законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить
действию этой власти больше достоинства и истинной силы".
План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое
устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление
составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и
судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины
управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три
учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов
всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и
судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным
советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии
английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям
управления и охранница интересов народа.
План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале октября
1809г. лежал вполне готовый на столе императора.
Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т. к. Нисколько не был
рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом
озарившая два лучших светлых ума России.
Но кое - что из этого плана Было осуществлено. Осуществленные части
преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.
3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г.
установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8
класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти
чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из
русских университетов или не выдержали в университете экзамена по
установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе
требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав
естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных
законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории
всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике
и физике.
Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер.
1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Таким образом устанавливался твёрдый порядок законодательства:
1. Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2. он один их рассматривает;
3. ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения
верховной власти.
Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и
объединительное: он, во - первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям
управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех
этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует
сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего
собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел
гражданских и духовных и государственной экономики.
Была учреждена государственная концелярия с особым отделением для каждого
департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был
назначен Сперанский.
Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского
министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной
недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определение
ответственности министров и неправильное распределение дел между
министерствами. Они били преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля
1810г. и 25 июня1811г.
Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми
произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них
установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.
Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен
г нач. 1811г. и в июни был внесён в Государственный совет. Проект был основан
на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было
преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы
состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей
управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого
судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались
от короны, другие выбирались дворянством.
Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа
не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и государь
проект утвердил.
Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной
и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не
коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводится
преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был
сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что
вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой
озлобленностью, т. к. для упорядочения финансов, законами 2февраля 1810г. и
11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем
удвоены Так цена пуда соли с 40коп. Была поднята до рубля; подушная подать с
1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде "подоходный прогрессивный"
налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс.
руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против
Сперанского, чем и воспользовались его враги.
После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-
губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её
устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили
в Государственном совете хотя он не пользовался прежним влиянием.
Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание
законов Российской империи", начиная с уложения 1649г.(1803). Это полное
собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился
"Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того
Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных
законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских
и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.
Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.
Умер в 1839г.
Вопрос № 3. Проекты государственного переустройства 20-х гг. XIX в.
Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во
внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию
реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество
Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без
согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги,
и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании
конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного
сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд
близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу
разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818
Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для
России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи»,
предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и
одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок.
Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не
может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все
более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и
иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее
воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка
(1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для
предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее
мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.
Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени
стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства
сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего
название «аракчеевщины». Ее символом стали военные поселения, в которых сам
Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной
зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В
1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и
народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой
Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был
осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В
1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных
обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные
поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был
осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял
никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его
молодости.
В последние годы жизни Александр вновь нередко говорил своим близким о
намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его
неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце
Федоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем
похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь еще долго жил
старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864. Но никаких документальных
подтверждений этой легенды не существует.
Вопрос № 4. Конституционные проекты декабристов.
В момент зарождения Южного общества был уже принципиально решён вопрос о
необходимости возникновения Северного общества. Практически одновременно в
обществах началась работа по создания конституции будущего государства. В
Южном обществе работу по её созданию возглавил Пестель, а в Северном -
Муравьёв.
Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Свой
проект он назвал "Русской Правдой" в память древнего законодательного
памятника Киевской Руси, хотел этим названием почтить национальные традиции и
подчеркнуть связь будущей революции с историческим
прошлым русского народа.
В "Русской Правде" намечалось 10 глав: первая глава - о границах
государства; вторая - о "различных племенах, Российское государство
населяющих"; третья - о сословиях государства; четвёртая - "о народе в
отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному
состоянию"; пятая - "о народе в отношении к приуготовляемому для него
гражданскому или частному состоянию"; шестая - об устройстве и образовании
верховной власти; седьмая - об устройстве и образовании местной власти;
восьмая - об "устройстве безопасности" в государстве; девятая - "о
правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве";
десятая - наказ для составления государственного свода законов. Кроме того,
в "Русской Правде" имелось введение, говорившее об основных понятиях
конституции, и краткое заключение, содержащее "главнейшие определения и
постановления, Русскою Правдою учинённые". Окончательно написаны были лишь
две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы были
написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были.
Основными двумя вопросами политической идеологии декабристов были вопрос о
крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия.
В "Русской Правде" провозглашалось решительное и коренное уничтожение
крепостного права: крепостное право "есть дело постыдное, противное
человечеству", "рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство
должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими
людьми".
Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. "Личная свобода, -
есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность
каждого правительства. На ней основано всё сооружение государственного
здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия".
Освобождение крестьян без земли, т. е. предоставление им только личной
свободы, он считал неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с
землёй. Его аграрный проект подробно разработан в "Русской Правде". Вся
обрабатываемая земля в каждой волости делится на две части: первая часть
является общественной собственностью, её нельзя ни продавать, ни покупать,
она идёт в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и
предназначена для производства "необходимого продукта"; вторая часть земли
является частной собственностью, её можно продавать и покупать. Общинная
часть делится между волостными общинами. Каждый гражданин будущей республики
обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое
время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать
его на пользу государству.
Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым
отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Иначе его проект и
не мог быть осуществлён: ведь в каждой волости надо было отдать во владение
крестьян половину земли, эта земля отчуждалась от её владельцев, в первую
очередь от помещиков. Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не
говорил о выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства
после революции в порядке общинной собственности. Помещики получали
вознаграждение за отходящую крестьянам землю от государства, а не от
крестьян. Беспощадно сметая феодально-крепостнические устои общества,
стремясь глубоко перестроить государство на буржуазный лад, Пестель тем не
менее не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.
Как "Русская Правда" предписывала поступить с самодержавием и какое
государственное устройство предполагалось ввести в России?
Пестель - убеждённый противник самодержавия, тирании. Он выражает в "Русской
Правде" желание изгладить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой
тирании. В будущем своде законов революционной России он запрещает даже
упоминать о крепостническом и самодержавном прошлом.
Самодержавие в России решительно уничтожалось: Пестель был сторонником
цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале
революции.
Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены.
Объявлялось равенство все перед законом и признавалось "неоспоримое право"
каждого гражданина участвовать в государственных делах.
Гильдии и цехи повсеместно уничтожались. Конечно, немедленно
уничтожались и военные поселения.
Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20
лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали
избирательные права (женщины избирательных прав не имели). В конституции
Пестеля отсутствовал какой бы то ни было имущественный ценз. Чтобы
избрать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином
Российской республики. Пестель предполагал, что избиратели отдадут
предпочтение более просвещённым людям, но ценза грамотности у него в
конституции не было: и грамотный, и неграмотный имели одинаковое право
голосования.
Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и
нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика
Пестеля делилась на губернии, которые в свою очередь делились на уезды, а
уезды - на волости. Главой местного волостного собрания был выборный
"волостной предводитель", а главой уездного и губернского наместных собраний
- "выборные посадники". Компетенция наместных собраний была довольно широкой:
они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде,
губернии, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали
новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще
занимались всеми делами местного значения. Окружные наместные собрания
выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти -
Народное вече.
Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип - священное и
неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий
для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. Каждая вера могла
свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные
обычаи, например многожёнство у мусульман. Сословный суд, разумеется,
отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех
граждан.
Пестель был сторонником широкого развития промышленности в стране, отстаивал
самую широкую и неограниченную свободу торговли.
Границы Российской республики должны были по конституционному проекту
раздвинуться до своих "естественных пределов".
Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе
печать дворянской ограниченности. Права отделения от России других наций
Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были, по его
мнению, слиться в единый русский народ и потерять свои национальные
особенности. Все жители России независимо от национальности получали
одинаковые политические права. Но в той же конституции намечались жестокие
меры против "буйных" кавказских народов.
Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право
отделения от России, но при следующих условиях: в Польше должна произойти
революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должн быть
провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России, по принципам
"Русской Правды". После этого Польская республика получала право на
самостоятельное политическое существование, отделяясь от России, но
сохраняла с ней самый "тесный союз" на мирное и военное время.
Таков был конституционный проект Пестеля - "Русская Правда". Это был
революционный проект буржуазного переустройства крепостнической России. Он
уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо
отсталого абсолютистского государства. На нём лежит печать дворянской
ограниченности, но в целом представляет собой своеобразный план продвижения
вперёд отсталой России.
Никита Муравьёв начал писать конституцию с осени 1821 года. Он изучил
всевозможные действовавшие в то время конституции, основные законы
революционной Франции и США. Конституция Никиты Муравьёва использовала опыт
Западной Европы. Но она явилась плодом самостоятельного политического
творчества на основе переработки западноевропейского и американского
политического опыта и применения его к русской действительности.
Конституция Никиты Муравьёва в отличие от "Русской Правды" Пестеля не была
обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей
организацией.
Классовая дворянская ограниченность автора сказалась прежде всего в
разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьёв в своей конституции
объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно
вводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту
крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей
конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о
незначительном наделе крестьян землёй.
Конституция Никиты Муравьёва характеризовалась высоким имущественным
цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право
полностью участвовать в политической жизни страны. Лица, не имевшие
движимости и недвижимости на сумму 500 рублей, не могли участвовать в выбора.
Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать ещё более
высоким имущественным цензом.
Женщины по конституции Никиты Муравьёва, как и по конституции Пестеля,
были лишены избирательного права. Кроме того планировалось введение
образовательного ценза для граждан Российского государства. Избирательные
права получали лица, достигшие 21 года. Неграмотный лишался избирательных
прав. Сверх этого конституция Никиты Муравьёва вводила ещё ценз осёдлости:
кочевники не имели избирательного права.
Никита Муравьёв проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина
лично свободным: "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб,
прикоснувшийся к земле русской, становится свободным",- гласил третий
параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны
перед законом".
Конституция Никиты Муравьёва утверждала священное и неприкосновенное право
буржуазной собственности: человек не может быть собственностью другого,
крепостное право должно быть отменено, а "право собственности, заключающее в
себе одни вещи,- священно и неприкосновенно" "Военные поселения немедленно
уничтожаются" - гласил тридцатый параграф. Земля военных поселений
передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т. е.
земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома,
конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи -
пережитки феодального общества - объявлялись ликвидированными. Отменялся
"табель о рангах".
Конституция Никиты Муравьёва, утверждала ряд буржуазных свобод: она
провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова,
печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий
суд присяжных заседателей для всех граждан.
Конституция была ограниченно-монархической, в крайнем случае Никита Муравьёв
предполагал введение республики. Законодательная, исполнительная и судебная
власть были разделены. По конституции Никиты Муравьёва император есть
только "верховный чиновник правительства", он является представителем только
исполнительной власти. Он получал большое жалование и, если ему угодно, мог
за свой счёт содержать придворный штат. Все царские придворные по конституции
лишались избирательного права.
Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни
заключать мира. Он не мог покидать территории империи, в противном случае он
лишался императорского сана.
Будущая Россия представлялась Никите Муравьёву федеративным государством.
Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые назывались
державами. Всех держав было пятнадцать, в каждой была своя столица.
Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород -
город, славный своим героическим прошлым.
Верховным органом законодательной власти по конституции должно было стать
Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название
Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей.
В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в
каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух
палат - палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды.
Начальник уезда назывался тысяцким. Эта должность была выборной, судьи также
были выборными.
Конституция Никиты Муравьёва, будь она введена, пробила бы брешь и серьёзно
бы расшатала феодально- абсолютистский строй. Она развязала бы классовую
борьбу в стране. Таким образом, проект Никиты Муравьёва, должен быть признан
прогрессивным для своего времени.
Конституция не была идеологическим документом всего Северного общества в
целом. Идеология общества была сложной, в ней боролись политические течения
разны оттенков. Та группа, которая подготовила и организовала восстание 14
декабря на Сенатской площади, в своём руководящем ядре придерживалась
преимущественно республиканских убеждений.
Вопрос № 5. Внешняя политика Александра I.
Придя к власти, Александр попытался проводить свою внешнюю политику как бы с
«чистого листа». Новое русское правительство стремилось создать в Европе
систему коллективной безопасности, связав все ведущие державы между собой
рядом договоров. Однако уже в 1803 мир с Францией оказался для России
невыгодным, в мае 1804 российская сторона отозвала своего посла из Франции и
стала готовиться к новой войне.
Александр считал Наполеона символом попрания законности мирового порядка. Но
российский император переоценил свои возможности, что и привело к катастрофе
под Аустерлицем в ноябре 1805, причем присутствие императора в армии, его
неумелые распоряжения имели самые пагубные последствия. Подписанный в июне
1806 мирный трактат с Францией Александр отказался ратифицировать, и лишь
поражение под Фридландом в мае 1807 вынудило российского императора пойти на
соглашение. При первом его свидании с Наполеоном в Тильзите в июне 1807
Александру удалось проявить себя незаурядным дипломатом и, по мнению
некоторых историков, фактически «обыграть» Наполеона. Между Россией и
Францией был заключен союз и соглашение о разделе зон влияния. Как показало
дальнейшее развитие событий, Тильзитское соглашение оказалось более выгодным
именно России, позволив России скопить силы. Наполеон же искренне считал
Россию своим единственным возможным союзником в Европе. В 1808 стороны
обсуждали планы совместного похода на Индию и раздела Оттоманской империи. На
встрече с Александром в Эрфурте (сентябрь 1808) Наполеон признал право России
на захваченную в ходе русско-шведской войны (1808-09) Финляндию, а Россия —
право Франции на Испанию. Однако уже в это время отношения между союзниками
стали накаляться благодаря имперским интересам обеих сторон. Так, Россию не
устраивало существование герцогства Варшавского, континентальная блокада
наносила вред российской экономике, а на Балканах у каждой из двух стран были
собственные далеко идущие планы. В 1810 Александр отказал Наполеону,
просившему руки его сестры великой княгини Анны Павловны (впоследствии
королева Нидерландов), и подписал положение о нейтральной торговле,
фактически сводившее на нет континентальную блокаду. Существует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|