Национал экстремизм как одно из проявлений социальной болезни общества - (диссертация)
p>Полковник Михаил Кирилин из Центра по связям с общественностью ФСБ и Владимир Вершков из пресс-службы ГУВД в один голос заявили корреспонденту газеты “Москоу таймс”, что их службы не рассматривают скинов как что-то опасное1[xii] 1. Даже тогда, когда власти оказываются вынуждены реагировать на скинхедский террор, а либеральная пресса – освещать инциденты, откровенно расистское насилие наци-скинов удивительным образом превращается в “рядовое хулиганство”, а сами скины в “пьяных ПТУшников”. Скажем, 17 октября 1998 г. группа бритологоловых зверски избила сына посла Республики Гвинея-Бисау. Избиение остановили прохожие, с их же помощью были задержаны два скина – 16 и 18 лет. Но милиция уверенно заявила, что избиение якобы не было связано с цветом кожи пострадавшего, а газета “Московский комсомолец” опубликовала 19 октября статью под красноречивым заголовком “Сына посла Гвинеи-Бисау побили не на расовой почве”. Или вот противоположный пример вынужденной заинтересованности Министра РФ по национальной политике Владимира Зорина по этническим вопросам: "Я глубоко убежден, что так называемые скинхеды представляют главную опасность именно для русского народа, потому что они его дискредитируют фашистскими выходками", - заявил министр. По его мнению, Россия сильна тогда, когда люди различных этнических групп объединяются для решения государственных задач - "в этом наша историческая позиция". Это пафосное заявление было сделано после факта погрома на армянском кладбище в Краснодаре. Зорин напомнил, что армяне в Краснодарском крае живут исторически и составляют более 4% населения. Министр всем дал понять, что все-таки 4% населения это не мало и тут уж нельзя не посчитаться с фактом скинхедовского движения, а вот когда армянский или еврейский мальчик попадает в больницу из-за причинения ему тяжкого вреда для здоровья, вот тогда не то чтобы министры молчат, молчат следователи прокуратуры, а суды отказываются возбуждать уголовные дела по преступлениям совершенных по мотивам расовой и национальной ненависти. Такого рода примеров существует огромное множество. Но наши политики и гос. служащие все-таки придерживаются официального мнения по этому вопросу и в СМИ говорят нам о хулиганских выходках пьяных подростков, а геноцид вообще не произносится в слух. А правомерно ли вообще с юридической точки зрения квалифицировать данные деяния, как хулиганства? Попробуем разобраться.
"Длительное время в советской юридической литературе высказывались взгляды на хулиганство как на безмотивное и бесцельное преступление. Проф. А. А. Жижиленко писал, что хулиганские побуждения проявляются в том, что преступление совершается ради забавы, из удальства, на пари и т. п. или же без всякого особого мотива, бесцельно, только для того, чтобы разрядить накопившуюся энергию. Безмотивность преступления представляет собой типичный случай проявления психики хулигана". Представляется, что подобные утверждения являются ошибочными, поскольку безмотивных деяний не существует, если только они не совершаются лицом, находившимся в состоянии такого душевного заболевания, которое исключает возможность осуществления им сознательных мотивированных поступков. В этом мы полностью согласны с проф. А. Я. Вышинским, указывавшим, что "мотив в каждом преступлении, если оно совершено не в состоянии невменяемости, должен быть и не может не быть". Обычно под безмотивностью понимают совершение хулиганства без всяких на то внешних поводов. В приговорах нередко, например, указывают, что подсудимый, будучи в нетрезвом состоянии, беспричинно пристал к незнакомому ему Н. и избил его, но отсутствие внешних поводов - это не безмотивмость, так как в основе действий хулигана лежит хулиганский мотив. Понятие хулиганских побуждений раскрыто применительно к убийству в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" согласно которому деяние ими обусловленное, совершается "на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение". Данное определение в полной мере подходит и к мотиву хулиганства. В общем, аналогичное определение дается и в российском уголовном праве. Под мотивом хулиганства понимаются определенные антиобщественные побуждения, неуважение к обществу, пренебрежительное отношение к установленному в обществе порядку и т. д. Например. В. Т. Калмыков считал, что "хулиганство - преступление многомотивное. Его мотивами являются: стремление показать свою "силу", "ловкость", "превосходство" над другими гражданами, поиздеваться над потерпевшим, проявить бесчинство, бахвальство, жестокость и т. д. Согласившись с тем, что все эти побуждения входят в хулиганский мотив, следует считать, что имеет место единый мотив - хулиганский. Все вышеперечисленное лишь образует его сложный составной характер. При этом законодатель, употребляя термин "хулиганские побуждения", фактически отождествляет его с хулиганским мотивом (п. "и" ст. 105, п. "д" ч. 2 ст. 111, п. "д"ч. 2ст. 112УК). Однако некоторые исследователи считают, что хулиганство может иметь в качестве мотивов личную месть, ревность и др. Представляется, что данный подход является неверным. Как правильно указывает Б. С. Волков, "мотивы личного порядка, если даже они имели какое-то значение в возникновении решимости совершить хулиганские действия, не могут рассматриваться как основные мотивы этого преступления, поскольку они обусловлены иными, не совместимыми с хулиганскими побуждениями, целями". При совершении хулиганства личные мотивы носят второстепенный характер, а явное неуважение к обществу, выраженное в грубом нарушении общественного порядка, является главным для квалификации этого состава. Если хулиганские мотивы являются преобладающими, то преступление должно относиться к хулиганству. Однако если оскорбление, побои и другие подобные действия совершены на почве личных взаимоотношений и при этом у виновного не было цели проявить неуважение к обществу, а содеянное им фактически не сопровождалось грубым нарушением общественного порядка и явным неуважением к обществу, то ответственность должна наступать за преступление против личности, а не за хулиганство. Изучение судебной практики дел о применении ст. 213 УК РФ свидетельствует, что хулиганские действия нередко совершаются неожиданно для потерпевших и для окружающих лиц, при этом для расправы с потерпевшими хулиганы используют незначительные поводы либо эти поводы придумываются самими хулиганами. Хулиган избил потерпевшего за то, что он не дал закурить; хулиган учинил дебош в магазине и оскорблял нецензурными словами продавщицу за то, что она не отпустила ему водки в кредит; хулиган избил потерпевшего за то, что тот был в шляпе и т. д. В этих случаях хулиганский мотив не имеет причины, которая бы существенно затрагивала интересы виновного. Как указывает Б. С. Волков. "в каждом конкретном случае квалификации хулиганства задача сводится к тому, чтобы установить, с каким обстоятельствами связывает виновный свое поведение и в соответствии с этим определить характер мотива и квалификацию совершенного преступления". Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что, отсутствие видимого повода или с использованием незначительного повода является одним из факторов характеризующих хулиганский мотив. К другим факторам можно отнести поведение потерпевшего, не явились ли действия лица, обвиняемого а совершении хулиганства, ответом на провоцирующие действия самого потерпевшего. Верховный Суд РФ, разъясняя порядок применения п. и ч. 2 ст. 105 УК, указал, что "если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений". Данное определение имеет большое значение и для установления хулиганского мотива, отграничения хулиганства от преступлений против личности или здоровья, совершенных в процессе обоюдной ссоры или драки. Но если субъект сам, используя незначительный, несущественный повод в поведении потерпевшего, совершил действия, грубо нарушающие общественный порядок, выразившиеся в явном неуважении к обществу, то это свидетельствует о присутствии хулиганского мотива в его действиях и соответственно о наличии хулиганства. Исследуя многообразие побуждений, составляющих хулиганский мотив, следует учитывать, что в какой бы форме не проявлялись хулиганские действия, в основе их лежит пренебрежение нарушителя к законам, нормам морали, общественной нравственности, а также безразличное отношение к обществу а целом. 1[xiii] 2
Было бы смело заметить, что хулиганство ст. 213 УК по объективным признакам состава преступления очень схоже с геноцидом ст. 357 УК. Для более характерного выявления схожих признаков приведу наглядный пример из личной жизни моего однокурсника – еврея по национальности с явно выраженными антропологическими качествами этого этноса. Возвращаясь как то под вечер из академии домой, К. Б. , выйдя из вагона метро, направился по направлению к эскалатору и тут неожиданно для него, без всяких на то поводов на него налетел огромный бритоголовый скин и сильным ударом руки по лицу сбил его с ног. Спустя некоторое время К. Б. лежал уже на операционном столе. Удар сильно разорвал слизистую оболочку рта и привел к сотрясению головного мозга. На первый взгляд очень много сходств с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью по хулиганским мотивам. Так же как и при хулиганстве характерно отсутствие видимого повода, так же личные мотивы при совершении противоправных действий скинхеда носят второстепенный характер, а явная ненависть или расовая вражда, выраженные в умышленных действиях, является главным для квалификации данного преступления по ст. 357 УК. Однако если бы это правонарушение было совершено по вине самого потерпевшего либо на почве личных взаимоотношений, либо виновный не осознавал что совершает действия, образующие геноцид, и не желал этого, то ответственность должна была бы наступить не за геноцид против еврейского народа, а за преступление против личности. Но при всех видимых сходствах этих двух явлений существуют и явные отличие, основным из которых является цель того или другого преступления. В одном случае цель правонарушителей направлена на полное или частичное уничтожение национальной группы в другом на нарушение общественного порядка. Так что действия бритоголовых молодчиков, достигших 16 лет, желающих истребить всех “черных“ в Архангельске нужно квалифицировать по 357 ст. УК РФ, поскольку геноцид органически связан с фашизмом и расизмом, то было бы просто нелепо привлекать скинхеда, а точнее неонациста за причинение тяжкого вреда здоровью по п. “д”, “е” ч. 2 ст. 111 УК санкция за которую предусматривает от пяти до двенадцати лет, в отличие от ст. 357 УК по которой санкция – от двенадцати до двадцати лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
Устранение духовно-нравственной пустоты или меры воздействия на современную молодежь.
“Среди нас живут тысячи гиммлеров…Но когда силы разрушения и ненависти грозят поглотить все общество, такие люди становятся особо опасными. Ведь они всегда готовы быть для правительства орудием ужаса, пыток и убийств”. Э. Фромм.
Для того чтобы понять и правильно определить характер мер направленных на “излечение” общества от проявлений экстремизма нужно разобраться в причинах и факторах образующих благоприятную среду для этого феномена современного мира. Как и многое другое в России любое явление, берущее свои истоки на западе, приобретает особую искаженную и грубую форму при попытке адоптации в постсоветских условиях. Так например известны две основные формы правления: монархия и республика, в свою очередь каждая из них может быть либо реальной, либо номинальной. В соответствии с современной либертарной теорией права и государства республики делятся на Президентские, Парламентские и Смешенные. При этом российская форма правления не подпадает ни под одну из них, а имеет свою особую гипертрофированную модель разделения властей, при которой система функционирования государственного аппарата искусственно усложнена, а функции управления страной, находятся в руках лишь определенной “элиты”. Так и скинхедовское движение в России прибрело свои специфические очертания. В одном из номеров газеты Известия была опубликована переписка наших скинов с немецкими. Из-за отсутствия подлинного материала попытаюсь передать основную идею переписи. В длинном и пафосном приветствии, наши скины восхваляли великую белую расу на что немцы им лаконично ответили: “Действительно белая раса самая великая и могучая, но не забывайте, что вы славянские народы, не имеющие никакого отношения к великой арийской нации, а ваше место в истории воцарения сверхчеловека не больше чем место кухарки за праздничном столом глав Третьего Рейха”. По сути дела любой русский неонацист похож на безграмотного чернорабочего, выполняющие всю грязную работу за педантичного немца, при этом считая, что он является ключевой фигурой в очищении священного генофонда человечества. Словосочетание русский нацист, по своей сути, ну если не схоже, то по крайней мере, близко к словосочетанию еврейский нацист, что само по себе нонсенс. Именно такого рода близорукость свойственна нашему скинхедовскому движению. Таким образом я разделил всех “наших” скинов на два вида: истинные скины, которые в свою очередь делятся на два вида и квазискины (см. схему).
Skinheads Истинные Квазискины
Расисты Антирасисты Dullheads (“Объединенные бригады 88” (RASH; SHARP (российские скины) White Power и др. ) и другие Redskins)
Истинные скины – продукт запада – высокоорганизованные группировки, придерживающиеся строгих идеологических взглядов. А вот dullheads ( от англ. dull – тупой) иначе тупоголовые в большей степени специфика именно российского общества. Они продукт тяжелых социальных потрясений, маргинальные элементы, балансирующие на грани законности и правопорядка, необразованные или малообразованные, учащиеся ПТУ. Одни из них сублимируют свою неудовлетворенность в клубах и на дискотеках, другие находят утешение в алкоголе и других наркотических средствах, а третьи, чтобы хоть как-нибудь отличится, сбривают на голове волосы и с криком “бей жидов спасай Россию! ” бросаются на кавказцев, азиатов, негров. Для них нет разницы армянин ты или еврей (см. приложение) они бьют и тех и других, не понимая при этом, что первые принадлежат к арийской расе. Отказаться от своей идеологии им как раз плюнуть и я уверен, что предложи им в замен какую-нибудь другую форму безнаказанного проявления своей агрессии они немедля бы встали под чужие знамена. Один мой знакомый некоторое время называвший себя скином (точнее бы сказать квазискином), как-то при встрече сказал мне: “Артур, я перестал быть скином теперь я – панк! ”. На мой вопрос, что же явилось причиной такой резкой смены настроенья, он ответил: “Просто так, надоело”. Просто так? ! Просто так взрослый человек, твердо убежденный в своей правоте и готовый доказать ее даже при помощи кулаков, одномоментно отказывается идти по следам своей веры – трудно представить, должна же быть причина? Но ее нет, нет потому что и не было того, что заставляло бы этого человека зачитываться трудами Гильшера, Розенберга, Дугина, не было и желания заучивать трудно воспринимаемые цитаты из Mein Kampf и даже раздавать у переходов листовки с пропагандой расизма. А было лишь желание напившись (к стати истинные скины категорически не приемлют крепких спиртных напитков) и надев черные ботинки, армированные сталью или титановым сплавом, ходить по улицам и внушать страх прохожим, чувствуя всеми фибрами своего юношеского максимализма, свое превосходство над всеми остальными. И таких как он подавляющее большинство, и ужe не важно кто они на самом деле – скины, рокеры, панки, важно то что, именно они составляют тот субстрат, который мы называем современная молодежь. Сходная контркультура характеризует и противоправное поведение футбольных фанатов. К числу наиболее типичных проявлений их противоправного поведения относятся жестокие избиения болельщиков противостоящей команды, хулиганские действия на стадионах, а после окончания соревнований — групповые акты вандализма. Как например недавние события в центре Москвы во время общественного просмотра матча Япония-Россия (1: 0) футбольные болельщики, видимо неудовлетворенные исходом матча, устроили массовые погромы. Конечно, поведение спортивных фанатов, в отличие от членов криминальных группировок, имеет существенно иную психологическую основу. Изначально она связана с потребностью канализировать эмоции, порожденные захватывающим спортивным зрелищем. Позднее спортивный фанатизм, питаемый агрессией, превращает гладиаторские побоища в самоцель. Здесь срабатывают психологические механизмы, которые предопределены сущностью и содержанием такого понятия, как толпа. Известно, что агрессивность человека, даже случайно оказавшегося в толпе, возрастает во много раз. Еще Фрейд отмечал, что когда человек попадает в толпу, то он по лестнице цивилизации опускается сразу на несколько ступенек вниз и постепенно приближается к варвару. И стало быть дело вовсе не в скинхедовском движении, поглощающем молодых людей, а в других социальных явлениях современного общества. А вопрос о торжестве фашистской идеологии в стране, победившей нацизм ценой сорока миллионов жизней, представляется мне абсолютно нелепым. Так что мнение Зорина о том, что скины представляют главную опасность для России, не совсем точно отражают реальные события в стране. Действительную опасность представляет собой вся совокупность криминогенных качеств подрастающей молодежи. Структура групповой преступности, особенно в младших возрастных группах, все более убедительна свидетельствует о нарастании жестокости и агрессивности противоправного поведения. Ведь, в самом деле, на долю молодежи приходится почти половина (45, 5%) всех тяжких и особо тяжких преступлений в стране. Среда. В которой широкие слои подростков и молодежи страдают от социально-экономического отторжения, продуцирует, помимо всего прочего, перманентную нервозность, раздраженность и агрессивность. Динамика. Молодежной преступности, рост ее групповых проявлений, изменение в характере мотиваций и, наконец, растущие масштабы невиданной ранее агрессивности и жестокости – все это очевидное свидетельство ослабевшей силы “социальных якорей”, удерживающих молодежь от преступного поведения1[xiv] 3.
В чем же причина такой девиантности?
Определенный интерес для исследователя проблем деструктивного агрессивного поведения представляют и взгляды Альфреда Адлера, одного из создателей своеобразного направления в психоанализе так называемой индивидуальной психологии. Адлер обогатил психоанализ такими идеями, как "комплекс неполноценности", "компенсация и сверх-компенсация, "воля к власти". Комплекс неполноценности - это психопатологический синдром и одновременно особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов. Он заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Формируемое еще в раннем детстве "чувство неполноценности" вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения своей недостаточности. Последняя возникает из-за различных неблагоприятных внешних условий и оказывает исключительное влияние на формирование и всю жизнедеятельность личности. Позднее это, чувство вытесняется в бессознательное. Парадоксальным является то обстоятельство, что комплекс неполноценности зачастую переходит в комплекс превосходства. Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением самоутвердиться любой ценой. Инстинкт превосходства, стремление возвыситься над другими, подчинить их себе становится определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации. Чем глубже было ощущение неполноценности в прошлом, чем больше индивид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества. Среди черт характера агрессивной природы Адлер отмечает тщеславие, ревность, зависть, жадность, ненависть, вспыльчивость, мстительность. Все эти аспекты человеческой психологии замешаны преимущественно на чувстве враждебности к окружающим. Они подчиняются одной стратегии: неукоснительно поддерживать чувство превосходства. Истоки такой ошибочной компенсации ("псевдокомпенсации") следует, по Адлеру, искать в детстве, в его неблагоприятных условиях. И здесь следует прежде всего остановиться на криминологически важном феномене -"пренебрегаемый, или отвергаемый ребенок". В последние годы повышенный интерес к этой проблеме проявляют видные отечественные криминологи (Ю. М. Антонян, Е. Г-. Самовичев и др. ). Суть проблемы состоит в том, что некоторые родители, в первую очередь матери, не уделяют своим детям того внимания и душевного тепла, в которых они так нуждаются. В связи с этим дети чувствуют себя отвергнутыми, нелюбимыми, незащищенными, постоянно переживают чувства вины и страха. Пренебрегаемый ребенок никогда не знал, что такое любовь, душевная близость. Люди были холодны к нему. Он думает, и не без оснований, что они всегда будут холодны, что доверять никому нельзя. Сам он не способен к любви и дружбе. Он думает, что эти чувства вообще не существуют. Психологическое отчуждение, таким образом, превращается в отчуждение социальное. На этой психологической основе возникает стойкая установка на деструктивное агрессивное поведение. Как отмечает современный немецкий психоаналитик Петер Куттер, "предыстория делинквентного поведения .... драматична: делинквентных людей не любили в детстве. По меньшей мере, на них не обращали внимания, их воспитание "запускали", эти люди переживали экстремальное состояние "недостатка", дефицита общения и внимания со стороны взрослых. Трагическое последствие этого - острый дефицит в душевных структурах"1[xv] 4.
Положение усугубляется, если к этому, что бывает довольно часто, присоединяются дополнительные травматизации: с детьми жестоко обращаются, нередко применяя телесные наказания, или они воспитываются в условиях душевной жестокости и безразличия. Такая ситуация особенно характерна для условий жизни социальных "низов", стиль воспитания в которых тесно связан с наказанием. Это не может не иметь существенного криминогенного значения. "Ребенок, выросший в подобной среде, продолжает П. Куттер, вряд ли научится чему-то другому, кроме как знанию о наказаниях или жестоком обращении. Подобный опыт "жертвы", пострадавшего, распространяется от него в дальнейшем на других людей. Происходит типичная "идентификация с агрессором" когда насильник проделывает со своими жертвами все то, что проделывали над ним самим в его детстве"1[xvi] 5 Большой интерес представляют также исследования Данной проблемы сторонниками бихевиаристского направления и, в частности, разработанная в рамках этого направления теория "фрустрация-агрессия", основоположником которой по праву считается американский психолог Джон Доллард. Фрустрационная теория исходит из постулата, что агрессивное поведение обусловлено особым состоянием психики человека, возникающий вследствие непреодолимых препятствий на пути к осуществлению его планов и целей. Фрустрация - конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи. Она является непосредственной причиной агрессивного посягательства на источник фрустрации (фрустратора), а порой и на объекты, к возникновению фрустрации непричастные. В первом случае агрессия в отношении непосредственных источников фрустрации носит враждебный характер, враждебные мотивы рождаются на основе индивидуальных потребностей в безопасности, самоуважении, самоутверждении и реализуются путем причинения жертве вреда или ее уничтожения. Во втором - психологическим механизмом агрессии выступает вызванное стремлением снять психическое напряжение смещение насилия на людей, которые вообще непричастны к возникновению фрустрации. Достаточно того, что они оказались рядом в то время, когда фрустрированный субъект находился в агрессивном состоянии. Фрустрация особенно возрастает, когда цель близка, но продвижение к ней внезапно приостановлено. Еще более возрастает фрустрация, если препятствия к достижению цели возникают для индивида неожиданно или выглядят нелегитимными. Сила порождаемой фрустрацией стимуляции к агрессии прямо пропорциональна степени удовлетворения, которое фрустрированный индивид предвосхищал и не получил1[xvii] 6.
Так же огромное влияние на формирование современной молодежи сыграл и тот факт, что переход к рыночным отношениям своими глобальными проблемами заслонил воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобуча, созданная в 70-х — начале 80-х годов с таким трудом и затратами, было разрушена. Однако возврат к положительному опыту неизбежен, так как стабилизация правовой жизни и успех реформы в стране невозможны без признания значимости идеи правового просвещения. Так что уровень правосознания нового поколения оставляет желать лучшего (см. приложение). Важно то, что правовое просвещение в нынешних условиях не может всецело опираться на старые рекомендации. Необходимы новые организационные формы обучения населения, и особенно несовершеннолетних, праву; необходимо выделение актуальной для нашего времени правовой информации как предмета пропаганды; требуются исследования особенностей правосознания различных слоев общества, новых видов и проявлений деформаций правосознания, их связи с противоправным поведением. Воспитание вообще призвано обеспечить передачу новым поколениям общественно-исторического опыта предшественников. В этом процессе правовое воспитание занимает самостоятельное место, ибо оно связано с формированием специфической части сознания личности. Общественный правовой опыт учит уважительному отношению к праву, соотнесению поступков с его требованиями. правильному поведению. А это главная цель любого другого воспитания — нравственного, эстетического и др. Использование различных понятий — воспитание, просвещение, пропаганда — отражает специфику методов доведения правовой информации до различных слоев населения, но цель этой деятельности остается общей — воздействие на взгляды, убеждения и поведение человека. С точки зрения задач правового воспитания в настоящее время особую актуальность приобретает содержательная сторона правового сознания. Именно с пониманием содержательной стороны правосознания связаны ожидания в наведении правопорядка и воздействия на преступность, особенно на ее наиболее уязвимую часть, связанную с подростковой и молодежной делинквентностью. 1[xviii] 7
Именно поэтому в программе правового воспитания несовершеннолетних первое место должно занимать разъяснение социальной ценности права вообще и роли права в жизни каждого отдельного человека в частности. Основными принципами правового воспитания, определяющими его содержательную часть, должны стать принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, равноправия граждан, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения, индивидуальной ответственности за проступок. Другим аспектом формирования правосознания несовершеннолетних должна стать правовая пропаганда. Опираясь на усвоение массами правовых идей и опыта, правовая пропаганда организует поведение людей в соответствии с принципами демократии и законности. Уважение к праву, морали, нравственности и правилам общежития должно воспитываться в каждом человеке с детства. Именно с детских лет ребенок должен знать, что общество, предоставляя определенные право, требует выполнения обязанностей и запретов, а также понимания их назначения. Главным становится вопрос, каким образом сформировать заданную направленность поведения несовершеннолетнего. Воздействие правовой пропаганды на подрастающее поколение должно дополняться правовой пропагандой, адресованной совершеннолетним лицам. Воздействуя на родителей, следует привлекать их внимание к воспитанию должного правосознания у своих детей. Правовая осведомленность родителей различна в зависимости от возрастных, профессиональных и иных социально-демографических особенностей личности. Необходимо достижение хотя бы минимума представлений о праве каждым родителем. Это даст ему возможность передать свои знания несовершеннолетним детям. Знание родителями только норм морали, нравственности, обычаев и традиций может не обеспечить необходимого воспитания подрастающего поколения. Однако знание правовых норм и принципов только тогда эффективно выполняет свою регулятивную функцию в поведении личности, когда сочетается в правосознании с позитивным отношением к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой психологической готовностью к их соблюдению. В правовом просвещении и пропаганде особо велика роль школы и средств массовой информации. К сожалению, даже в московских школах нет учителей с высшим юридическим образованием, которые могли бы вести правовые дисциплины. Поэтому для повышения качества преподавания правовых дисциплин в школах существенную помощь могут оказать студенты, аспиранты, преподаватели юридических вузов и факультетов, практические работники правоохранительных органов. 1[xix] 8
В нашей стране в силу как объективных, так и субъективных факторов наблюдается дальнейшее снижение воспитательной роли семьи, ближайшего окружения, учебных заведений практически всех типов. Основная масса подрастающего поколения читает все меньше и меньше. В связи с этим возрастает роль средств массовой информации в правовом просвещении и правовой пропаганде несовершеннолетних. Необходимо учитывать, что влияние СМИ во многом определяется степенью соответствующей подготовленности контингента. Если подросток нравственно не сформирован, является потенциальным девиантом, то примитивизм, насилие, сексуальная распущенность, негативное отношение к религии, культивирование “красивой”, но не реальной для большинства людей жизни на экранах телевизоров, являются причиной дальнейшей деградации подростка и отнюдь не способствуют росту правосознания. В условиях резкого падения нравственности народа, общей и правовой культуры, прежде всего среди молодежи, такое состояние современных СМИ уже становится опасным и грозит более тяжелыми последствиями для настоящего и будущего страны и общества. В связи с этим предлагаются следующие организационные меры по правовому воспитанию несовершеннолетних: — включение в учебные программы образовательных учреждений обязательного курса по основам права; — образование Центра правового воспитания, одной из обязанностей которого стал бы мониторинг правосознания несовершеннолетних; — координация деятельности всех субъектов правового воспитания подрастающего поколения. Воспитательная работа с “трудными” подростками не должна ограничиваться непосредственным общением с ними работников системы органов внутренних дел — ведущим фактором роботы по профилактике противоправного поведения подростков должно стать взаимодействие со школой и работа с их ближайшим окружением. При работе с несовершеннолетними необходимо учитывать тот факт, что становлению социально-позитивного правосознания способствует оптимизация ценностных ориентации в сфере образования и трудовой деятельности. Главной задачей в становлении современной молодежи должна стать не попытка навязывания тех ценностей, которые по началу могут показаться трудными для восприятия, а стремление заинтересовать подростков, дать возможность поверить в красоту и многогранность правовой жизни, стереть гнусные стереотипы о праведности и гуманности преступников, навязываемые нам СМИ, дать им возможность реализовать себя тем или иным законным способом. Повышения уровня нравственного общеобразовательного воспитания, пропаганда здорового образа жизни на таком уровне, чтобы “шатание” по улицам с бутылкой пива в руке вызывало бы у сверстников недоумение. Для этого необходимо повышать религиозный или общефилософский подход осмысления жизни, дать понять, что жизнь дается один раз и ее нужно прожить достойно. Это и многое другое так тщательно исковерканное СМИ в своем правильном виде позволит заполнить пробелы в нравственном образовании современной молодежи. Таким образом, как нам представляется, в настоящее время нужны специальные усилия государственных и муниципальных органов управления по формированию должного уровня сознания и правосознания несовершеннолетних.
Заключение
В ходе проведенного мной исследования стало ясно, что так называемый иррациональный экстремизм1[xx] 9 - итог неграмотных преобразований большинства сфер жизни общества. Недостаток внимания к данной проблеме и сегодня продолжает усугублять данное положение. Процесс реформирования тоталитарного советского государства в свободное демократическое оказался очень сложным и неоднозначным. В мясорубку преобразований были затянуты все сферы общественной жизни. Коммунистическая идеология разрушена, взамен ничего не создано. Коррупция в высших эшелонах власти привела к политическому и в дальнейшем к экономическому кризису в стране. Следствием чего явилось свертывание социальных программ и появления огромной армии безработных в результате резкое снижения уровня жизни и как результат не способность родителей, обремененных своими заботами, реагировать на проблемы своих детей. Таким образом дети из неблагополучных семей в прямом и переносном смысле оказались выброшены на улицу. Десятилетний идеологический вакуум, отсутствие патриотического и морального воспитания не могли не сказаться на подрастающем поколении. И вот предоставленные сами себе в процессе становления их как личностей, они впитали в себя все отрицательные явления перестроечного мира, а агентами их социализации стали не семья и государство в лице учреждений, в которых проявляется патерналистическая забота о молодежи, а СМИ со своей подчас деструктивной информацией. Распространение проституции, порнографических и иных нецензурированных материалов сильно повысило уровень социальной дезорганизации, а смерть и насилие стали некой естественной нормой в период постоянных военных действий в Чечне. Вскоре по месту жительства или совместного проведения досуга стали складываться хулиганские группировки. Именно в них эта молодежь нашла некую социально-психологическую отдушину, а единственным способом сублимации своей внутренней пустоты стали наиболее дерзкие формы и способы преступного поведения. Этот вопрос, требующий внимательного и глубокого изучения, не может быть решен в рамках принимаемого Госдумой закона о противодействии экстремизму без иных социальных реформ отдельных сфер жизни общества. Но пока власти медлят и отказываются обращать внимания на иррациональный экстремизм молодежи, во дворах своих домов, новое подрастающее поколения создает себе новых кумиров – “борцов за правду” - бритоголовых убийц.
Приложение
В рамках изучения иррационального экстремизма мною было проведено исследование в форме полузакрытого анкетирования, целью которого было выяснить являются ли наши скинхеды истинными приверженцами фашистской идеологии или просто это одна из форм устранения духовно-нравственной пустоты, а также выяснить уровень их правосознания. В ходе исследования было опрошено 30 респондентов в возрасте от 16 до 22 лет, считающих себя скинхедами. Для исследования была предложена следующая анкета. (Специфика данной анкеты в том, что она предназначена для анкетирования лишь приверженцев фашистских взглядов т. к. по мнению автора этой работы так называемые redskins – не расисты - не представляют опасности для общества). -------------------------
АНКЕТА
В приведенной ниже анкете респондентам предлагается выбрать близкий по духу вариант ответа или написать ответ самому. Материалы данного анкетирования будут использоваться только в научных целях и только в обобщенном виде. Заранее благодарим за серьезность, с которой Вы принимаетесь за эту анкету. Возраст__________________
Пол __________(м, ж)______ Образование______________ Национальность___________ Есть ли у Вас хобби, увлечения? (Ответ напишите).
________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Уровень вашей успеваемости в учебном заведении?
удовлетворительный хороший отличный дурацкий вопрос! ! Любимый стиль музыки? (Ответ напишите). _____________________________________________________ Ваше отношение к алкоголю и иным наркотическим веществам? Резко отрицательное Положительное
Другой вариант_____________________________________________ Признаете ли Вы право на жизнь и саму жизнь высшей ценностью? Да
Нет
Если нет, то, что для Вас высшая ценность? (Ответ напишите). _____________________________________________________________ Беспокоит ли Вас судьба России?
Да Нет В чем, на Ваш взгляд, главная беда России Многонациональность страны Проблемы в экономике Проблемы в социальной политике Проблемы в законодательной сфере Недостаток деятельности правоохранительных органов? Недостаток культурных ценностей Недостаток религиозного воспитания
Пытаетесь ли Вы изменить общественное устройство или Вы “на него плюете” и живете в собственном мире со своими принципами? Первое
Второе Нашли ли Вы свою социальную нишу (место) в обществе? ДА я знаю цель своей жизни и пути ее достижения НЕТ я нахожусь в поиске своей собственной цели Уважаете ли вы основы конституционного строя? Да Нет Откуда вы почерпнули знания о фашизме и неофашизме? от друзей из СМИ из литературы
12. Состоите ли вы в одной из международных организаций skinhead ? Да
Нет
13. Сколько международных организаций skinhead вы знаете? Одна
Две Три Более трех
14. Что вы можете сказать об отношении Гитлера к славянскому народу, оно:
положительное резко отрицательное не знаю
15. Участвовали Ваши родственники по восходящей линии в борьбе против фашистской Германии ? Да
Нет
16. Смогли бы Вы отказаться от своей идеологии, если бы Вам предложили: пост Премьер-министра , миллионный счет в
швейцарском банке, либо что-то другое? Смог Никогда
17. Могли бы Вы собственными руками, в случае гипотетической возможности разом истребить неугодные Вам нации?
С легкостью Если честно, то вряд ли
18. Что Вы считаете главным в уничтожении не желаемой Вам нации? Она Вам мешает (“просто сил нет, достали! !”)
Она оскверняет священный генофонд человечества Она мешает сакральному воцарению сверхчеловека
19 Кто из ниже перечисленных по-вашему является идеологом фашизма? (Ответ подчеркнуть). Гильшер
Розенберг Гиммлер Швайцер Дугин Ницше
20 Известно, что фашистская идеология опиралась на оккультные вероучения, а экспедиции в Тибет, за получением тайных знаний, являлось типичным для Аненербов делом. А верите ли вы в существование высшей силы? Да, я верю в существование некоего Абсолюта
Нет, я верю только тому, что вижу 21. В чем заключается Ваша борьба?
В уничтожении неугодных наций и рас и воцарение сверхчеловека Очистить свою страну от наркотиков, насилия и др. грязи
Просто хочется подраться Другой вариант__________________________________________
22 Есть ли у Вас друзья принадлежащие к неугодной для Вас нации? Да
Нет 23. Что по-вашему связывает людей одной национальности? Антропологические особенности Чувство собственной этнической принадлежности
24. Приемлите ли Вы тот факт, что человек будучи, ну скажем, армянином считает себя русским и наоборот будучи русским по духу и по чувству этнической принадлежности считает себя армянином? Приемлю
Категорически отрицаю такую возможность Не знаю, ибо не сталкивался с такими людьми
25. Считаете ли Вы, что в России должны жить в основном русские? Считаю
Не считаю – Россия многонациональная страна! 26. Кто такой Skinhead ? Индивид, желающий перебить всех “хачей” Человек, борющийся за процветание своей страны Спаситель мира – создатель сверхчеловека Модный чел!
Цель вашей жизни и способы её достижения? (Ответ напишите). ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ чем отличие неонацистов от так называемых redskins?
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Что такое Oi?
_____________________________________________________________ S. H. A. R. P. ? R. A. S. H. ? Hammerskin Nation ?
Что вы об этом знаете? (написать “в двух словах”) Какая нация Вам более ненавистна? Армяне Евреи Я не расист! 32 RAHOWA – это Священная Расовая Война Russian Actioneers Horror Of White Animals
Другой варивнт_______________________________________________
В ходе проведенного анкетирования выяснилось, что подавляющее большинство респондентов не отличаются либо не отличались хорошей успеваемостью в учебном заведении. Н вопрос а о том, откуда вы получили знания о фашизме, 50% опрошенных ответили, что из СМИ, 40% от друзей и всего 10% ответили, что получили эти знания из литературы. Эти сведения уже позволяют судить об уровне не структурированности знаний о скинхедовской субкультуры. Многие статьи, прочитанные мной, о скинхеде не представляли и малой доли правдивых представления об этом феномене, а количество противоречивых сведений введут и взрослого человека в недоумение не говоря уже о несовершеннолетних. Ответы на некоторые вопросы дают возможность понять, что в основном молодежь притягивает не идеология фашизма, а возможность мотивированного проявления своей агрессии. Так например вопросы, ответы на которые должен знать любой маломальский скинхед, вводили их просто таки в замешательство: На вопрос в чем отличие неонацистов от так называемых redskins было получено всего два правильных ответа, остальные же просто остались без какого-либо ответа. Приблизительно такое же количество правильных ответов было получено на вопросы №28, 29, 31. Эти сведения лишь подтверждают многие тезисы моей научной работы. Особый интерес вызывают противоречия при ответах на следующие вопросы: Признаете ли Вы право на жизнь и саму жизнь высшей ценностью? Подавляющее большинство при ответе на этот вопрос ответили, что признает, но при этом на вопрос уважаете ли вы основы конституционного строя то же большинство, ответило что не уважает. Это говорит о том, что люди мало того, что вряд ли когда-нибудь вообще открывали Конституцию РФ, но и не понимают что за понятиям основ конституционного строя лежат все те права человека, которые вряд ли могут не вызывать уважения, все это лишь подтверждения низкого уровня правосознания современной молодежи. А на вопрос Беспокоит ли Вас судьба России 100% опрошенных ответили положительно при этом 85% респондентов на вопрос №8 ответили, что плюют на общественное устройства и живут в собственном мире со своими принципами, а оставшиеся ответили, что пытаются изменит общественное устройство. Интересно и то, что те кто “плюет на общественное устройство” на вопрос, нашли ли Вы свою социальную нишу в обществе, ответили отрицательно, а вот те кто пытается изменить общественное устройство, на этот же вопрос ответили, что знают цель своей жизни и пути ее достижения. Неумение аналитически рассуждать, с учетом исторических и других особенностей нашего государства, выявилось и при ответе на 7 вопрос, при котором 78% опрошенных ответили, что многонациональность России, является основным фактором ее неустойчивости. Большая ненависть и агрессия проявляется в ответах на вопрос №17, так почти все респонденты ответили, что с легкостью смогли бы в случае гипотетической возможности истребить неугодные нации. Еще один факт доказывающий то, что “наши” квазискины не являются приверженцами фашистской идеологии, а являются лишь порождением тяжелых социальных противоречий, это то, что 95% скинов на вопрос какая нация вам более ненавистна армяне или евреи, ответили что армяне, хотя у истинных скинов единственной нацией, против которой направлена вся их борьба, являются евреи. Остальные вопросы анкетирования являются дополнительными и уточняющими, представляющие полезную информацию для автора. Сноски и комментарии
1 Жак Бержье, Луи Пвель “Утро магов” // Москва “Миф” 1991г. 2 Британские антифашисты только при нынешнем правительстве Тони Блэра добились возобновления положенного консерваторами под сукно скандального "дела Али - Пича" (дела об убийстве боевиками Национального фронта в лондонском районе Ист-Энд пакистанца Альтоба Али и о последовавшем вскоре там же убийстве полицейскими участника митинга протеста против фашистского террора - британского учителя Блэра Пича). //www. screen. ru/Tarasov 3 "Ой! " на кокни - это окрик со спины, что-то вроде нашего "Эй, мужик! ". 4 Британские СМИ неоднократно уличались в навязывании обществу образа скинхеда-фашиста. Например, из года в год британские газеты писали, что брайтонские скины скандируют на стадионах "Зиг хайль! ", хотя на самом деле те скандировали "Си-галс! " ("Чайки", название брайтонской футбольной команды). Однажды скинхеды "первой волны" даже подали в суд на Би-Би-Си: компания сделала заставкой сериала о расистах картинку с бушующими скинами под лозунгом "Раса - вот наша религия! ". Оказалось, что снимок был сделан на концерте черного певца Лорила Эткина, а "беснующиеся расисты" были всего-навсего его поклонниками! 5 Из диалога со скинхедом // http: //www. rahowa. com/
5' Там же.
6 "Скинхедская освободительная организация" (англ. ). СЛО примечательна тем, что в ней очень много скинхедов - социал-демократов и либералов (есть и такие). Аббревиатура SLO сознательно обыгрывает созвучное сокращение названия Организации освобождения Палестины (ООП) - PLO (Palestine Liberation Organization). 7 Это Туджману принадлежит фраза "Слава богу, моя жена не сербка и не жидовка" и это в Хорватии восстановлены флаг, герб и гимн фашистского Хорватского Независимого Государства, созданного гитлеровцами во время II Мировой войны, а также и "почетное гражданство" тех лет (в результате Гитлер является "почетным гражданином" Хорватии № 1, а Гиммлер - "почетным гражданином" Загреба). 8 Левая газета, 1993, № 16.
9 Известия, 24. 03. 1999.
10 Маленький пример. В районе начала улицы Правды в Москве на расстоянии 500 м друг от друга располагались два ДК - ДК им. Чкалова и ДК фабрики "Ява". В них работало суммарно свыше 60 детских кружков и студий. Сейчас и там, и там - казино. 11 См. : The Moscow Times, 23. 03. 1998.
12 См. :Уголовное право. 2001 №3 с. 14-15 13 Российский следователь 2002 №1 с. 33-35
14 Петер Куттер, "Предыстория делинквентного поведения” // Москва 2001. 15 Так например большинство опрошенных скинов испытывали в детстве насилия в отношении себя. 16 Российский следователь 2002 №1 с. 103-105
17 Сапрунов А. Г. Социальный м правовой регулятор девиантного поведения молодежи (теория и практика): Монография. - М, 1999 18 Гришанин П. Ф. , Чапурко Т. М. Задачи предупреждения преступлений совершеннолетних мерами уголовно-провоэого воздействия / Уголовная политика и реформа уголовного законодательство: Труды Академии МВД РФ — М. , 1997. С. 129-134. С. М. Иншаков Криминология //Юриспруденция М. 2000