Рефераты

Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе

Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    БАКИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ
    Факультет Политологии
    Кафедра “Международных отношений и Страноведения”
    Дипломная работа на тему
    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЮАР
    НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    Научный руководитель
    доц. О. Алиев
    Студента гр. 544
    Г. Г. Коненко
    БАКУ-1997 ГОД
    СОДЕРЖАНИЕ
    стр.

ВВЕДЕНИЕ ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБСТАНОВКИ В ЮЖНОАФРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ И ЮАР: ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 6

1. 1. Расстановка внутриполитических сил в ЮАР в начале 90-х годов до общенациональных выборов в апреле 1994 года.

1. 2. Внутриполитическая обстановка и тенденции ее развития в ЮАР в 1994-1996 гг...

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЮАР: ... ... . 30

2. 1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны:

    а) отношения со странами Запада;

б) сотрудничество по линии международных организаций и отмена санкций против ЮАР;

    в) отношения ЮАР со странами Африки и Азии;
    г) особенности региональной политики ЮАР.

ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ: ... ... ... ... ... ... ... ... 53

    3. 1. Из истории отношений между Россией и ЮАР.

3. 2. Отношения между СССР и ЮАР (1985г. ноябрь - 1991 г. ).

3. 3. Отношения между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой (декабрь 1991 г. - 1996 г. ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ ... ... ... ... ... ... 84

    ВВЕДЕНИЕ

Предметом исследования дипломной работы является изучение основных проблем внешней политики ЮАР на современном этапе, а также процесса формирования приоритетных направлений российско-южноафриканского сотрудничества. В работе сделана попытка обобщить, систематизировать и проанализировать доступные на сегодняшний день материалы о процессах, отражающих состояние и перспективы отношений Российской Федерации с ЮАР.

Актуальность данной работы состоит в том, что с устранением конфликта на Юге Африки и системы апартеида ЮАР может стать важным партнером в плане реализации экономических и политических интересов России, а также других стран-членов Содружества Независимых Государств, в т. ч. Азербайджана.

Происходящие в ЮАР позитивные сдвиги представляют непосредственный интерес для России и СНГ в целом. От успеха реформ в Южной Африке будут зависеть характер и этапы пересмотра нашей политики в южноафриканском регионе. Не меньшее значение будет иметь и то, в какой степени для России реальна возможность приобретения в лице ЮАР ценного торгово-экономического партнера.

Особенностью данной работы является то обстоятельство, что до недавнего времени проблематика взаимоотношений РФ с ЮАР не являлась темой открытого и широкого обсуждения. Поэтому в дипломной работе излагаются некоторые соображения относительно перспектив российско-южноафриканских отношений на современном этапе.

В ходе работы над дипломом преследовалась и такая цель, как изучение подвижек в отношениях двух стран за последние годы, сопоставление интересов России и ЮАР и определение их вероятных точек соприкосновения в настоящее время. В работе использованы материалы научно-практических конференций МИД РФ, а также сообщения из российских и зарубежных средств массовой информации, отражающие события на юге Африки в последнее время. Важное значение имели публикации известных российских и советских дипломатов и журналистов, посвященные анализу внутриполитического развития ЮАР и российско-южноафриканских отношений. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы, анализируется практический интерес России к ЮАР.

В первой главе говорится об основных направлениях развития обстановки в южноафриканском регионе. Прослеживаются происходящие в Южной Африке перемены, направленные на демократизацию южноафриканского общества. Изучаются возможные модели политического устройства ЮАР, дается оценка принципиально новой внутренней и социально-экономической политике Южно-Африканской Республики. Во второй главе излагаются основные направления внешней политики ЮАР, даются сведения и оценки, относящиеся к усилиям южноафриканского руководства по ликвидации международной изоляции своей страны и по претворению в жизнь ее новых внешнеполитических установок.

Кроме того, в данной главе исследуются ее региональная политика и механизмы региональной безопасности Юга Африки, необходимость обеспечения которой в значительной степени определяется остротой социально-экономических проблем, характером отношений ЮАР со странами региона и международными организациями. В третьей главе дается непосредственный анализ состояния российско-юаровских отношений в различных областях и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между РФ и ЮАР.

В заключении делается вывод в том, что развитие политических и торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой - это объективный процесс, который отвечает национальным интересам обеих стран.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБСТАНОВКИ В ЮЖНОАФРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ И ЮАР

1. 1. Расстановка внутриполитических сил в ЮАР в начале 90-х годов до общенациональных выборов в апреле 1994 года.

На юге Африки под влиянием происходящих в мире перемен в последние годы имели место важные политические события: в 1990 году приобрела свою независимость Намибия и стала членом ООН; ЮАР прекратила проведение агрессивной политики против соседних государств; Куба вывела свои войска из Анголы; правительства Анголы и Мозамбика в поисках национального консенсуса вступили в прямые переговоры с вооруженной оппозицией. В самой ЮАР с февраля 1990 года легализованы находившиеся более 30 лет под запретом Африканский национальный конгресс (АНК), Южноафриканская компартия (ЮАКП), Панафриканистский конгресс (ПАК), а также сняты ограничения с 33 других политических и общественных организаций, включая связанный с АНК Объединенный демократический фронт (ОДФ). В 1994 г. АНК победил на выборах и пришел к власти. Президентом стал его бесспорный лидер Нельсон Мандела.

Как известно, бывший президент ЮАР Фредерик де Клерк и его правительство управляли страной с сентября 1989 года. Считалось, что он сам и члены его команды принадлежали к тому поколению белых африканеров, которые более реально осознали опасность нарастающего в стране кризиса, вызванного проводившейся с 1948 года в ЮАР официальной политикой "раздельного развития расовых и национальных групп" (то есть апартеида). В правящей элите созрела убежденность, что эта политика изжила себя и ведет страну в тупик и даже к катастрофе. По ее оценкам, внешнеполитический курс времен президентов Джона Форстера и Питера Боты, сущностью которого была защита перед мировым сообществом системы апартеида, безнадежно устарел, не принес стране ничего, кроме международной изоляции, политических и экономических санкций, презрения цивилизованного человечества.

В такой обстановке в окружении Ф. де. Клерка были генерированы идеи, согласно которым единственной разумной линией действий государственного руководства ЮАР в современной обстановке могут быть только постепенный демонтаж апартеида на основе внутреннего примирения, вывода страны из международной изоляции и построения демократического общества.

Характерны на этот счет высказывания зарубежных политологов. Так, по мнению американского ученого П. Дуигнена, "ЮАР должна идти тем же путем, которым прошла Англия и которым идет ЕЭС. Однако Запад не должен требовать, чтобы ЮАР ввела демократию по американскому образцу. Как африканскому государству, ЮАР придется создавать свою демократию, и, возможно, это будет другая модель, чем думается".

Результатом переосмысления прошлого и решительного поворота к реальности явилась принципиально новая внутренняя и внешняя политика Националистической партии, провозглашенная президентом Ф. де Клерком в его речи 2 февраля 1990 года. 1 [1. См. : Асоян Б. , ЮАР у порога цивилизованного мира, "Международная жизнь", N 4, 1991. ]. Практически с этого момента Южная Африка начала свой трудный, противоречивый, порою болезненный путь демократических реформ и изнурительную борьбу за возвращение ей достойного места в мировом сообществе.

Конечно, особую роль в преобразованиях страны призвана была играть решать в то время правящая НП, которая, по оценке французской исследовательницы Сильвии Жаглан, хотя и представляла собой к началу 1989 года, когда ее возглавил де Клерк, несколько поизносившуюся и догматичную партию, но все-таки наиболее успешно выражала интересы африканеров, городского среднего класса и буржуазии. И перемены не заставили себя долго ждать. В августе 1990 года на съезде НП в Натали де Клерк объявил о том, что его партия открывает доступ в свои ряды небелым и призвал к политическому союзу между партиями, обещая вступать в альянсы с политическими группировками как белых, так и черных. Подчеркивая объективно необходимый характер преобразований и проистекающих из них изменений во внешней политике, Южноафриканская радиовещательная корпорация (ЮАРК), в частности, отмечала, что Ф. де Клерк отважился на проведение провозглашенных им реформ не потому, что хотел понравиться Соединенным Штатам Америки и Западу, а потому, что осознал: апартеид больше не работает. В данном анализе обращалось также внимание на то, что президент "постоянно проводит аналогию между апартеидом и тоталитарным коммунизмом, которые в равной мере тормозят развитие и не имеют ни морального, ни экономического оправдания". 1 [1. См. : Журнал "Компас" (БПИ), N 224, 1991, 20 ноября. ]. С этих пор прорыв международной изоляции становится "одним из основных направлений деятельности МИД ЮАР. 2 [2. См. : Газета “Правда”, 11 января 1992 г. ]. Анализ данной проблемы по существу, а не только ее фиксация по внешним случайным проявлениям, заставляет признать неправомерной точку зрения, утверждающую, что барьер международной изоляции ЮАР был всегда достаточно относителен. 3 [3. См. : Газета “Правда”, 03 декабря 1991 г. ]. Как правило, успехи южноафриканской дипломатии на международной арене соотносились с продвижением по пути демонтажа апартеида и создания благоприятных условий для строительства в стране многорасового демократического общества. А это в конечном итоге способствовало установлению мира и спокойствия в целом во всем южноафриканском регионе. 4 [4. См. : "Международная жизнь", Николаенко В. , “Южная Африка: трудный путь обновления”, N10, 1991г. ].

В подтверждение данного тезиса уместно привести отдельные положения циркуляра МИД ЮАР, направленного своим зарубежным миссиям в октябре 1991 года. Дипломатам ЮАР вменялось в обязанность строго соблюдать принцип приоритетности внутренних проблем над внешними, не втягиваться в полемику по вопросу о санкциях, о правильности или неправильности политики той или иной страны в отношении ЮАР и всегда помнить, что авторитет в мире надо завоевывать главным образом способностью решать внутренние проблемы своей страны.

Работники миссий призывались к готовности идти на разумные компромиссы, к адекватному реагированию на изменения в мире и вокруг ЮАР. Им предлагалось отказаться от прежней прямолинейности , которая могла теперь только повредить. Опираясь на эту установку "о смене вех" руководитель группы интересов ЮАР и СНГ (а затем посол ЮАР в России) Геррит Оливье заявил: "Сейчас наша цель - иметь так много друзей, как только возможно, распространять свое влияние насколько хватит сил". По его словам, Южная Африка идет туда, "куда направляют нас наши интересы", и строит свою политику "с учетом того, что в мире нет ничего вечного, кроме перемен". 1 [1. См. : Независимая газета, 15 января 1992 г. ]. Президенту ЮАР Фредерику де Клерку и его окружению потребовалось пять месяцев, чтобы после прихода к власти разработать и теоретически обосновать принципиально новый курс внутренней и внешней политики президента ЮАР и обнародовать план демократических реформ (сентябрь 1989 г. - февраль 1990 г. ). Затем команда президента и руководство правящей Националистической партии упорно трудились в течение двадцати двух месяцев (февраль 1990 г. - декабрь 1991 г. ) над созданием политической и социальной базы для созыва и начала работы Конвента за демократическую Южную Африку (КОДЕСА), призванного вовлечь в сложный, противоречивый и трудный переговорный процесс основные политические силы страны.

Сегодня приходится констатировать, что итоги этой политики выглядели весьма скромно. На этом форуме удалось выработать лишь Декларацию о намерениях и в общих чертах достичь договоренностей о порядке ведения многостороннего переговорного процесса по главным вопросам нового демократического нерасового устройства Южной Африки.

Чтобы судить о расстановке политических сил в ЮАР на данный момент, полезно вспомнить, как выглядел КОДЕСА на старте в декабре 1991 года. 1 [1. См. : ТАСС из Хараре, 7 ноября 1991г]. В Конвенте приняли участие 19 субъектов переговорного процесса: 1. Правительство ЮАР;

2. Правительства четырех "независимых" бантустанов (Бопутатсвана, Транскей, Венда, Сискей);

3. 14 политических партий и движений: Африканский национальный конгресс (АНК), Демократическая партия, Индийский конгресс Натали, Индийский конгресс Трансвааля, Партия свободы "Инката" (ПСИ), Лейбористская партия, Националистическая партия, Национальное движение Иньяндза, Национальная народная партия, Объединенный народный фронт, Партия солидарности, Партия Дикванкветла, партия Интандо Есизве, Прогрессивная партия, Южно-Африканская коммунистическая партия (ЮАКП).

Такая внешняя пестрота состава КОДЕСА не означала, да и не означает сегодня, большого разнообразия мнений и позиций. Фактически участники переговоров образовали три основные группировки, центрами которых стали НП во главе с Ф. де Клерком, АНК, возглавляемый Н. Манделой, и ПСИ М. Бутелези. 1 [1. См. : ЮАРК, 29 февраля 1992 г. ]. За рамками КОДЕСА пожелали остаться Панафриканистский конгресс (ПАК) и Консервативная партия со своими 23 общественными организациями, то есть, не готовые к разумным компромиссам как чернокожие, так и белые экстремисты. Однако к концу года обе эти политические силы под давлением общественности были вынуждены вступить в переговоры с правительством Претории (разумеется, каждая сама по себе) по выработке условий, на которых они смогли бы примкнуть к многостороннему переговорному процессу

В декабре 1991 года участники КОДЕСА, сознавая свою серьезную ответственность в этот исторический период, обязались:

- стремиться к превращению Южной Африки в единое и неделимое государство, свободное от апартеида и всех прочих форм дискриминации;

- работать над построением в ЮАР свободного, открытого общества, основанного на демократических ценностях, в котором каждый южноафриканец будет защищен законом;

- улучшать качество жизни народа, гарантировать развитие человеческой личности, обеспечивать равные возможности и социальную справедливость для всех; - создать благоприятный климат для мирных конституционных перемен, искоренения насилия, страха и нестабильности;

- привести в движение процесс выработки и принятия новой демократической, нерасовой конституции ЮАР.

Достаточно беглого взгляда на нынешнюю ситуацию в ЮАР, чтобы убедиться, как далеки еще "высокие договаривающиеся стороны" от достижения поставленных перед собой целей. Более того, по всем принципиальным вопросам не только ведется, но и обостряется упорная борьба, в основе которой лежит стремление ее участников отвоевать себе больший кусок власти в нерасовой и многопартийной Южной Африке. 1 [1. См. : "Africa Economic Digest", 12 November 1990, р. 12. ]. НП и белая община в целом твердо стоят на том, что 51% голосов не должны означать 100% власти. Для них период, начавшийся со знаменитой речи Ф. де Клерка 2 февраля 1990 года, был "новым этапом борьбы", в ходе которого нужно было загнать АНК в угол и заручиться международной поддержкой реформ, не идущих, однако, далее раздела власти. Ф. де Клерк вовсе не был озабочен тем, чтобы в ходе преобразований обеспечить справедливость и свободу для всех граждан страны. Конечно, под давлением демократических сил во главе с АНК его правительство было вынуждено для возобновления переговоров согласиться с требованиями о том, что "выборы в Конституционную ассамблею будут проходить после создания Переходного исполнительного комитета, который должен будет контролировать армию, полицию, финансы, иностранные дела". Однако при этом он проявил себя как жесткий профессиональный политик, исполненный решимости сохранить преобладающие права и привилегии белых и добиться, чтобы при передаче политической власти демократически избранному правительству, которое в силу даже демографической ситуации будет черным (соотношение между черными и белыми в 5 : 1 в 1980 году возрастет до 8 : 1 к 2000 году), сохранилось бы нетронутым или почти нетронутым экономическое господство белой общины. Ему было нужно не правление большинства, а такое разделение власти, чтобы в руках белых по-прежнему оставались бы основные рычаги управления. Вот почему итоги референдума среди белых в марте 1992 года президент воспринял как мандат на то, чтобы вести жесткий торг от имени белых, а не как возможность достижения примирения с черными.

Суть дела не в том, что президент Ф. де Клерк вдруг решил провести преобразования. Кризис в стране, вызванный системой апартеида настолько обострился, что преобразования стали неизбежными. При этом, как свидетельствуют события, де Клерк первоначально намеревался провести относительно незначительные изменения, не только не затрагивающие экономическую власть белых, но и сохраняющие в их руках основные политические рычаги. И если эти преобразования приобрели реальный характер, то в основном как результат активной борьбы оппозиционных сил.

Воздействие объективных экономических факторов и политической борьбы привело к тому, что программа действий Ф. де Клерка в это время значительно отличалась от той, которая была подготовлена и проводилась с февраля 1990 года. Одним из основных обвинений правых против де Клерка сегодня стало то, что он фактически якобы действовал по повестке дня, определенной АНК. Вероятно, это не столь сильное преувеличение.

Со своей стороны, руководство АНК и ЮАКП в принципе уже пришли к выводу о том, что в нынешних условиях ЮАР они не могут придти к власти революционным путем. 1 [1. См. : ЮАРК, 5 ноября 1991 г. ]. Именно поэтому основой их тактики в этот период стало сочетание переговоров с правительством с массовыми действиями по оказанию давления как на официальные власти и белую общину, так и на своих чернокожих политических противников, в первую очередь на ПСИ и вождей пяти бантустанов, не поддерживающих АНК. Разумной альтернативы мирному урегулированию не было. Ибо единственная реальная альтернатива - это продолжение и усиление вооруженного противоборства, все более кровопролитного и разрушительного для национальной экономики. Эта перспектива вряд ли привлекала крупные массы черных и белых. Вместе с тем, вероятность возникновения гражданской войны была достаточно велика по двум причинам. Во-первых, если бы черные сочли, что их обманули и что ликвидация системы апартеида не состоялась. В этом случае рано или поздно вооруженные действия возобновились бы. Во-вторых, если бы значительные слои белых сочли, что их политические и экономические интересы ущемляются настолько, что для их защиты можно и нужно рисковать жизнью.

Представляется, однако, что и у черных, и у белых лидеров было достаточно глубокое понимание необходимости обоюдных компромиссов для того, чтобы избежать гражданской войны.

Вступив в переговоры с представителями черной общины, белые в ЮАР опирались на исторический опыт, начиная с Кении, где с свое время создание, кстати, не без помощи английской "секрет интеллидженс сервис", многорасовой партии Бланделла обеспечило безболезненный переход власти к черным при сохранении интересов белых. 1 [1. См. : "Africa Confidential", 18 May 1990, р. 1-2. ]. Зимбабве и Намибия - более поздние тому примеры. Н. Мандела и другие умеренные деятели из руководства АНК отчетливо представляли себе, что вклад белого населения в социально-экономический прогресс ЮАР, как свидетельствует опыт других стран Африки, еще долгие годы будет оставаться незаменимым. 1 [1. См. : "Washington Post", 13 March 1990, р. 8. ]. Так, если бы экономика ЮАР развивалась такими же темпами, что и в 50-е годы (5% в год), то доходы беднейших слоев населения, составляющие 40% от жителей страны, удвоились бы в течение 2-3-х лет без падения доходов других групп населения. 2 [2. См. : "International Herald Tribune", 8 August 1990, р. 2, 44. ]. Но проблема ухудшения положения в стране все таки продолжала оставаться актуальной. Опасения вызывали силы, способные дестабилизировать ситуацию в ЮАР. Это были правые группировки в белой и черной общинах. В белой общине - это Африканерское движение сопротивления и ему подобные организации и группы. В черной - это движение "Инката". Правые белые и сегодня опираются в основном на малоимущие и средние слои белых, которые в результате ликвидации апартеида потеряли намного больше, чем крупный бизнес, позиции которого оказались малозатронутыми. Однако без конструктивной программы они были способны лишь на некоторое время затормозить ситуацию в стране. В конечном счете накопившиеся политические и экономические проблемы пришлось решать именно в том направлении, в котором они решаются сейчас, то есть через переговоры и компромиссы. Ухудшение социально-экономического положения черной общины также вело к дестабилизации обстановки в стране. При ежегодном росте населения примерно на 5% темпы роста экономики в последнее время составляли менее 1%. Быстро росла безработица, продолжала остро ощущаться нехватка жилья, разваливалась система здравоохранения и образования. А нерешенность проблем политического свойства вызывала дальнейшую поляризацию черных. Далеко не последнюю роль здесь играли и продолжают играть этнические мотивы. Так, в руководстве АНК большинство, включая Н. Манделу, являются представителями племени коса. Это третий по численности этнос, населяющий бантустаны Транскей и Сискей. Коса больше, чем зулу представлены среди черного населения городов ЮАР. В бантустане Квазулу проживает наибольшая часть зулу - самого крупного этноса ЮАР. Африканское население ЮАР состоит главным образом из народностей группы банту - коса, зулу, тсвана, суто, венда, тсонга, свази, шангаан, ндебеле, а также бушменов и готтентотов. 1 [1. См. : Народы Африки, под редакцией А. Ольдерогге и И. И. Потехина, М. 1955 г. ]. За ним идут белые - 5 млн. человек. 2 [2. См. : "Reuter", Harare", 12 August 1990. ]. В Натали, также как и в Квазулу, в основном проживают зулу. Это сельские жители - отходники. Их материальный достаток и образовательный ценз ниже, чем у зулусов - рабочих Натали. Последние больше поддерживали АНК, тогда как первые всегда представляли собой главную базу "Инкаты".

Усиление соперничества между АНК и "Инкатой" относится к середине 80-х годов, когда лидер "Инкаты" М. Бутелези пришел к соглашению с англоязычными белыми, преобладающими в Натали, и местной крупной азиатской общиной о разделе власти в рамках Натали. 1 [1. См. : "Vital Speeches of the Day", 1990, p. 469-470. ]. Для этого ему нужна была поддержка не только в Квазулу, но и во всей Натали. Соперничество между черными вылилось в самую настоящую войну, которая за несколько лет унесла с обеих сторон свыше 5 тыс. жизней. Однако, несмотря на ожесточенную борьбу, М. Бутелези не добился требуемой поддержки. 2 [2. См. : "Observer", 16 September 1990, p. 19. ]. В июле 1990 года, объявив движение "Инкаты" политической партией, М. Бутелези перенес борьбу в Трансвааль, добиваясь признания за ним статуса общенационального лидера, в котором ему было отказано в Натали. Как считает изучающий движение "Инката" Джерри Меер из Дурбанского университета ЮАР, эта политика сработала против М. Бутелези. 3 [3. См. : "International Нerald Tribune", 21 Nоvember 1991. ]. По оценке английского информационного бюллетеня "Африка конфиденшл", политическому союзу между НП и АНК по-прежнему угрожал складывающийся, но еще не объявленный тогда союз между правыми белыми, "Инкатой" и другими консервативными организациями черных, такими, например, как Ассоциация независимых реформаторских церквей ЮАР. 1 [1. См. : "Africa Confidential", 18 May 1990, р. 1-2. ]. Свое влияние на расстановку политических сил в ЮАР в этот период оказывала и аграрная проблема. Учитывая, что в бантустанах проживает около половины черных ЮАР и на их долю приходится 17 млн. гектаров лучших земель, принадлежащих 60 тыс. белых фермеров, становится понятным, каким образом правые экстремисты, выступавшие против политики преобразований правительства де Клерка, вербовали своих наиболее решительных сторонников среди белых фермеров. 2 [2. См. : "International Herald Tribune", 8 August, 1990, р. 2, 44. ]. Поэтому АНК включил аграрный вопрос в программу исследований, которую он начал проводить в Центре изучения проблем развития в университете Западного Кейпа, чтобы знать истинную ситуацию в деревне и противоборствовать намерениям правых.

АНК стал также укреплять контакты с созданным в 1987 году Конгрессом традиционных вождей, объединившим около половины из 670 вождей племен ЮАР, несмотря на враждебное отношение к нему 102 вождей зулусских племен, т. е. сторонников М. Бутелези.

"Инката" постепенно теряла свой вес даже в традиционных районах влияния. По опросам общественного мнения "Инката" могла уже привлечь на свою сторону не более 20% жителей даже в провинции Натали и 2-3% - по всей стране. "Инката" как фактор дестабилизации и военный фактор сохранял еще свое значение, но как политическая сила быстро разрушался. 1 [1. См. : "Азия и Африка сегодня", NN 9, 10, 1995. ]. Поэтому вскоре она резко сменила курс и "признала" старые ошибки, пошла на союз с АНК в качестве "младшего партнера".

С середины 1992 года в ЮАР появилась еще одна важная проблема, которая не была актуальной с 1910 года. Это вопрос о федеральном или унитарном характере нового нерасового государства. В начале ХХ века четыре провинции, пользовавшиеся весьма широкой автономией, сделали выбор в пользу образования унитарного Южно-Африканского Союза. Принцип унитаризма всегда был одним из основных в программе Националистической партии. Однако с 1987 года руководство НП стало выступать за "модель федеративного типа, которая бы содержала эффективные гарантии для меньшинства". За федерализм высказались лидеры ПСИ и ряда бантустанов, желающие разыграть этническую карту. Поскольку АНК и его союзники склонны видеть нерасовую ЮАР унитарным государством, борьба по вопросу о будущем устройстве страны таила в себе дополнительные "подводные камни", на которые мог наскочить "корабль" КОДЕСА в самый неожиданный момент. Пока дело в ЮАР не дошло до сепаратистских проявлений, но склонность к ним уже обнаруживают белые экстремисты, стремящиеся к созданию особого государства для африканеров фолькстаата, и ряд лидеров Бопутатсваны, тайно мечтающих о воссоединении на этнической основе с Ботсваной. Однако участникам КОДЕСА все равно придется договариваться между собой по вопросу государственного устройства будущей ЮАР. В этом заинтересованы деловые круги, либеральная интеллигенция и в целом уставшее от нестабильности общество. Как заявил, в частности, представитель торгово-промышленной палаты ЮАР Раймонд Парсонс, "для южноафриканского региона многое поставлено на карту, и надо, чтобы КОДЕСА вновь встал на рельсы. Договариваться все равно придется, поэтому будет лучше, если это произойдет до того, как мы сами разрушим нашу страну".

Эндрью Кенни в английском журнале "Спектейтор" дал такой сценарий будущей ЮАР, согласно которому в стране должен был произойти раздел сфер влияния между тремя основными силами страны: АНК, НП и крупным бизнесом. Он считал, что НП, видимо, сможет на переходном периоде обеспечить административный контроль через госаппарат; крупный бизнес - предоставить режиму промышленную и финансовую поддержку; а АНК поможет открыть путь к международному признанию и обеспечить контроль над черной рабочей силой. Согласно этому сценарию, Н. Мандела должен был стать главой государства, а "Инката", имеющая определенную базу поддержки, получить свою долю. 1 [1. См. : "Spectator", 18 August, 1990, р. 14-16. ]. Этот анализ, как мы знаем, подтвердили апрельские выборы 1994 г...

1. 2. Внутриполитическая обстановка и тенденции ее развития в ЮАР в 1994-1996 гг...

26-29 апреля 1994 г. в ЮАР состоялись долгожданные общенациональные выборы. Из 39, 5 млн. человек, населяющих страну, к избирательным участкам пришло 22, 7 млн. , из них 18 млн. африканцев, что определило безальтернативную победу "черного" большинства. Его представитель - лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела был провозглашен 10 мая 1994 г. президентом страны. 1 [1. См. : Пиляцкин Б. , Прощай, страна "белого племени", "Новое время", N 18-19, 1994 г. ].

Необходимо сказать, что ко времени выборов было уже ясно, что реформист Ф. де Клерк, получивший мандат в 1992 г. на слом апартеида, с этой задачей справился, несмотря на сопротивление и противодействие широких слоев белой общины. Но когда наступил второй этап - выработка соглашения о переходе к нерасовой ЮАР, он утратил контроль на ходом событий, поддавшись на шантаж со стороны АНК, заявившего о возможности ухода с переговоров и возобновления вооруженной борьбу, если не будет создан Переходный исполнительный комитет (ПИК). Против такой постановки вопроса выступали Консервативная партия и партия "Инката", которые пригрозили бойкотом будущих выборов, если органы исполнительной власти будут сформированы до принятия Конституции. Однако на многопартийном форуме политических партий и общественно-политических организаций, благодаря тому, что НП и АНК решили действовать с практически единых позиций в вопросе создания ПИК, их точка зрения возобладала. Для политической жизни ЮАР была в то время (и остается теперь) характерной еще одна особенность в отличие от других стран мира - союзником АНК выступала Южно-Африканская коммунистическая партия (ЮАКП), которая после выборов легально получила места в парламенте и правительстве, т. е. вместе с АНК обладает ныне в ЮАР определенными рычагами государственной власти. 1 [1. См. : Житомирский В. , Зима тревоги ихней или мудрость Манделы, "Новое время", N 25, 1994 г. ].

По результатам первых в истории Южной Африки всеобщих нерасовых выборов было сформировано коалиционное Правительство национального единства (ПНЕ). Его состав явился отражением национального компромисса, достигнутого в ходе предшествовавших выборам многопартийных переговоров между главными политическими силами страны, прежде всего Африканским национальным конгрессом и Националистической партией, а также Партией свободы "Инката". Конечно, после 350 лет борьбы против белых, после очевидной победы на выборах "чернокожих" ожидалось, что на посты в правительстве будут назначены только люди АНК и его союзников, но президент Н. Мандела проявил трезвый расчет, учел степень влияния других общественных сил в стране и решил поделить ответственность за правительственную политику со своими политическими оппонентами.

Ф. де Клерк, как известно, был назначен вице-президентом, а мятежный вождь зулусов М. Бутелези получил пост министра внутренних дел. Сохранили свои посты руководители ключевых финансовых органов, правда, не без рекомендации МВФ, усматривавшего в этом гарантию стабильности и преемственности экономического курса страны. Строительное ведомство возглавил представитель ЮАКП Д. Слово. 1 [1. См. : Житомирский В. , Зима тревоги ихней или мудрость Манделы, "Новое время", N 25, 1994 г. ].

С апреля 1994 г. действовала временная конституция страны, которая закрепила принцип разделения властей, предоставила широкие полномочия девяти провинциям страны и гарантировала широкий спектр политических и гражданских прав и свобод. Были сформированы органы законодательной и судебной власти. В течение двух лет правительство Н. Манделы проводило курс на национальное примирение. В основу экономической политики ПНЕ была положена Программа реконструкции и развития (ПРР), направленная на проведение в стране масштабных социально-экономических преобразований в интересах прежде всего африканского населения (реформы системы образования, здравоохранения, программы электрификации сельских районов, строительства жилья, борьбы с безработицей, поощрения мелкого предпринимательства, прежде всего т. н. "африканского сектора", и т. д. ). Всего на реализацию ПРР планировалось выделить в течение пяти лет 10 млрд. рандов.

Первые итоги деятельности ПНЕ оценивались большинством международных наблюдателей положительно: продолжался диалог между основными политическими силами ЮАР, удалось избежать крупных столкновений на расовой или этнической основе и приступить к проведению социально-экономических преобразований, реформ госаппарата и силовых структур.

Вместе с тем, темпов экономического роста (по оптимистическим оценкам, в 1996 году они составили 3%, а этот показатель должен был быть не ниже 6%), было явно недостаточно для успешной реализации ПРР. В силу этого в последнее время правительственная программа реформ стала заметно "пробуксовывать". Большие надежды возлагались на массированные иностранные инвестиции. Однако они в значительной степени не оправдались, т. к. полной внутриполитической стабильности в стране достичь пока не удалось...

Шаги правительства тем не менее продолжали вызывать недовольство профсоюзов, представителей неимущих слоев черного населения. В условиях заметного нарастания леворадикальных настроений постоянно усиливалась оппозиция курсу Н. Манделы как в самом АНК, так и со стороны его партнеров по альянсу профцентра КОСАТУ и компартии (ЮАКП).

Большую актуальность приобрел вопрос о достижении рабочего консенсуса в ПНЕ. Со стороны НП и ПСИ в адрес АНК все чаще звучали обвинения в стремлении подчинить своему диктату деятельность правительства. Особую озабоченность у них вызывали предпринимаемые АНК решительные шаги по укреплению контроля над силовыми структурами и СМИ. 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ]. О стремлении усилить давление на правительство, чтобы его политика соответствовала интересам "всех слоев населения", заявило руководство НП. Ее лидеру Ф. де Клерку с большим трудом удавалось сдерживать тех, кто призывал перейти к полномасштабной оппозиции Конгрессу. Партия свободы "Инката" возобновила активные действия по "обеспечению федеративного устройства" ЮАР, прежде всего преследуя цель достижения независимости провинции Квазулу-Наталь, где по-прежнему происходят столкновения между представителями народностей зулу и коса. Наметилось новое сближение ПСИ с белыми консерваторами, не оставившими идеи образования на территории ЮАР независимого бурского государства "фолькстаата".

8 мая 1996 года парламент ЮАР подавляющим большинство голосов принял постоянную конституцию страны, хотя НП, ДП, ПАК заявили свое несогласие с ее отдельными положениями. "Инката" в голосовании не участвовала, ссылаясь на то, что конституция разрабатывалась без ее участия и не предусматривает автономии Квазулу-Наталь. О непризнании конституции заявили также более 30 африканских общественно-политических организаций. 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ]. Сразу же после принятия конституции состоялось экстренное заседание федерального совета НП. В соответствии с принятым там решением 30 июня 1996 года НП вышла из ПНЕ, а Ф. де Клерк оставил пост вице-президента ЮАР. В качестве причины такого шага было названо то, что новая конституция предусматривает формирование после очередных выборов 1999 года исполнительных органов власти по мажоритарному принципу.

Эти действия НП, а также сходная позиция "Инкаты" вызвали полномасштабный конституционный кризис и привели к возникновению в стране новой политической ситуации. Она определяется досрочной ликвидацией эффективно действовавшей на протяжении двух лет системы пропорционального представительства основных политических партий в исполнительных органах власти по всей вертикали и переходом де-факто к однопартийному управлению альянса АНК-ЮАКП-КОСАТУ. Такая система не соответствует существующему балансу внутриполитических сил, что создает реальную угрозу дестабилизации политического и экономического положения страны (уже сейчас отмечается заметное падение курса ранда). АНК, получив всю полноту власти и вместе с ней всю полноту ответственности, будет вынужден решать все те же острейшие проблемы (сепаратизм, безработица, преступность, вопросы социально-экономического уровня жизни населения и другие).

Таким образом, после "бархатного" периода относительной стабильности ЮАР в середине 1996 года вновь вошла в "зону риска". 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ].

    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЮАР

2. 1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны:

    а) отношения со странами Запада.

В официальных документах ЮАР и заявлениях представителей правящих кругов страны постоянно подчеркивается, что в период демократических реформ главным приоритетом во внешней политике по-прежнему остается ориентация на преимущественное развитие отношений с США и другими западными государствами. 1 [1. См. : "Weekly Mail", 10 November, 1991. ]. Надо сказать, что особая активность и настойчивость южноафриканской дипломатии в США и Европе объясняется тем, что характер и состояние отношений именно с этими странами могли в решающей степени повлиять на ликвидацию международной изоляции ЮАР и полную отмену против нее санкций.

Активизация связей с США по всем направлениям обусловлена прежде всего, факторами объективного характера, ибо в ЮАР хорошо понимают, каким реальным политическим и экономическим весом и авторитетом в мировых делах пользуется теперь Вашингтон. Эта сфера деятельности является предметом постоянной заботы и целенаправленных усилий южноафриканских дипломатов. По свидетельству голландского журнала "Амандла", по линии определенных ведомств ЮАР тратится несколько миллионов долларов в год на оплату услуг лоббистов при Конгрессе США и Белом доме. 1 [1. См. : Газета “Правда”, 11 января 1992 г. ]. В практику постепенно внедряется оперативный обмен мнениями по текущим делам между руководящими деятелями обеих стран. Например, 14 декабря 1991 г. тогдашний американский президент Дж. Буш в беседе по телефону с Ф. де Клерком2 [2. См. : "Sunday Times", 11 November, 1991. ]. одобрил проводящиеся в ЮАР реформы. Они также обсудили положение в Советском Союзе после объявления о создании СНГ, и Ф. де Клерк окончательно убедился в правильности и своевременности своего решения об отмене визита в Москву. Более интенсивным становится поток в ЮАР американских визитеров различных рангов. В ноябре 1991 года там побывали отдельно бывший помощник Государственного секретаря США по африканским делам Герман Коэн и чернокожий мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс в сопровождении 60 видных граждан этого крупнейшего города. После обстоятельных бесед с государственными и политическими деятелями Южной Африки, включая Ф. де Клерка, президента АНК Н. Манделу и лидера "Инката" М. Бутелези, по возвращении на родину Г. Коэн заявил: "США окажут поддержку Южной Африке в окончательной ликвидации режима апартеида, развитии рыночной экономики и многопартийной демократии. Идеологическая риторика и взаимные обвинения, которые до сих пор характерны для ведущих политических сил Южной Африки, должны уступить место конструктивному подходу и объединению усилий в целях создания нерасового демократического общества". 1 [1. См. : ТАСС из Хараре, 21 ноября 1991 г. ]. Итоги упомянутых выше поездок были закреплены визитом делегации Конгресса США во главе с демократом, председателем комитета по делам разведки палаты представителей Дэйвом Маккэрди в январе 1992 года. 2 [2. См. : "Sunday Times", 15 December, 1991. ]. Американское содействие политическому и расовому примирению в ЮАР порою принимает такие формы, которые трудно квалифицировать иначе, как откровенное вмешательство во внутренние дела этой страны. Например, бывший посол США в Свазиленде Р. Финн и заместитель председателя подкомитета по делам Африки при Комитете палаты представителей Дэй Бэртон в статье "Южной Африке не нужны коммунисты", опубликованной в газете "Интернэшнл геральд трибюн", безапелляционно потребовали, чтобы АНК разорвал связи с Южно-Африканской коммунистической партией. Если же АНК не подчинится этому диктату, то авторы рекомендовали администрации США свести до минимума реализацию своих программ помощи ЮАР. 3 [3. См. : "International Нerald Tribune", 21 Nоvember 1991. ]. Представитель посольства США в Претории в январе 1992 года заявил официально, что США примут меры к изоляции Панафриканистского конгресса, если тот не присоединится к КОДЕСА и "не прекратит террористическую деятельность". Более того, американцы, по его словам, готовы оказать давление на Танзанию, Уганду и Зимбабве с тем, чтобы они пересмотрели свое благожелательное отношение к этой организации. 1 [1. См. : “Star”, 19 January, 1991. ].

Официальный Вашингтон не деликатничал и с правительством ЮАР, если считал, что его действия не отвечали интересам США. Так, в ходе упоминавшегося выше визита Г. Коэн обратил внимание МИД ЮАР на недопустимость сотрудничества Претории с Израилем в ядерной области. 2 [2. См. : ТАСС из Хараре, 21 ноября 1991 г. ]. Посол США в ЮАР Уильям Свинг вручил МИД ЮАР и руководству компании "АРМЗКОР" специальную ноту, в которой от Южной Африки в категорической форме требовалось немедленно прекратить переговоры с Саудовской Аравией о возможной продаже этой арабской стране самоходных гаубиц, армейских бронемашин, скорострельных орудий и средств ПВО, оснащенных компьютерами. 3 [3. См. : "Sunday Times", 16 February, 1992. ]. Делалось это, как можно полагать, главным образом для того, чтобы помешать появлению конкурента на традиционно американском рынке оружия. Однако в официальных кругах ЮАР тем не менее считалось, что действия Вашингтона не должны серьезно беспокоить Преторию, т. к. главное не "подобных мелочах", а в том, что США воспринимают теперь Южную Африку как страну, с которой можно и должно иметь дело без риска прослыть пособником расистского режима в глазах цивилизованного человечества. Официальная американская позиция на этот счет была оглашена представителем государственного департамента Маргарет Татуайлер и заключалась в следующем: "Госдепартамент США объявил ЮАР дружественной страной, что позволяет им участвовать в программах реформ в Южной Африке с этой целью готовить почву для расширения участия Соединенных Штатов в развитии растущей и динамичной южноафриканской экономики". 1 [1. См. : “Известия”, “Финансовые известия”, 16 марта 1992 г. ]. В целях получения политической поддержки и обеспечения условий для структурной перестройки своего хозяйства и преодоления технологического отставания во многих областях, что является, кстати сказать, прямым следствием применения в отношении ЮАР международных санкций, правительство Ф. де Клерка и нынешнее руководство во главе с Н. Манделой взяли курс на преимущественное развитие связей не только с США, но и с Англией и Германией. При этом учитывается также, что торговые интересы ЮАР сосредоточены на уже освоенных рынках именно этих стран. В частности, Великобритания всегда была главным торговым партнером ЮАР. Ее капиталовложения в южноафриканскую экономику составляют 50% всех иностранных инвестиций. На нее же приходится 6% импорта и 12% экспорта ЮАР. Английские деловые круги финансируют в Южной Африке 120 программ помощи общей стоимости 60 млн. рандов. 2 [2. См. : "Africa Economic Digest", 12 November, 1990, р. 12. ]. Выступая в октябре 1991 года на 28-й встрече глав государств и правительств стран-членов Содружества наций в Хараре (Зимбабве), премьер-министр Англии Д. Мейджер высказался за то, чтобы "стимулировать экономическое развитие и вкладывать капитал в Южную Африку с тем, чтобы бремя безработицы не оказалось слишком тяжелым для нового правительства страны после ликвидации апартеида". 1 [1. См. : Журнал "Компас" (БПИ), N 224, 20 ноября, 1991 г. ]. По его убеждению, "путь реформ, на который вступила Южная Африка - единственная возможность для этой страны вернуться в лоно цивилизованного мира". 2 [2. См. : ИТАР-ТАСС из Лондона, 29 февраля, 1992 г. ]. Не отстает от Англии в развитии сотрудничества с ЮАР и объединенная Германия. В ноябре 1991 года в Южной Африке с шестидневным визитом побывал заместитель министра иностранных дел ФРГ Х. Шефер. Проведя переговоры с представителями основных государственных и политических структур, он пришел к выводу, что демократические процессы в ЮАР приняли необратимый характер, хотя и проходят с большими трудностями, но что время международной изоляции ЮАР истекает. 3 [3. См. : ТАСС из Хараре, 25 ноября, 1991 г. ]. По его стопам в феврале 1993 г. в Йоханнесбурге побывал министр экономики ФРГ Ю. Меллеман. Он заверил членов Германо-Южноафриканской торгово-промышленной палаты, что Германия не оставит ЮАР в трудную минуту и готова оказать помощь всем сторонам южноафриканского общества, принимающим участие в демократических преобразованиях. Южная Африка, по его оценке, уже потеряла слишком много времени и "мы не можем позволить ей терять его дальше". 4 [4. См. : ЮАРК, 5 января, 1992 г. ]. Важной задачей для правительства ЮАР является нормализация и развитие отношений с такими странами, как Финляндия, Дания и, особенно, Голландия, поскольку они всегда были в числе наиболее непримиримых противников апартеида. 5 ноября 1991 года Ф. де Клерк принял верительные грамоты от первого посла Финляндии К. Экблома, который при этом заявил, что его аккредитация должна рассматриваться как "признак веры Финляндии в то, что процесс преобразований на пути к созданию новой Южной Африки носит необратимый характер". 1 [1. См. : “Star”, 15 December, 1991. ]. Дания восстановила отношения с ЮАР в 1990 году, а в апреле 1991 года состоялся рабочий визит Ф. де Клерка в Копенгаген. Премьер-министр П. Шлютер и министр иностранных дел У. Эллеман-Енсен много сил положили на то, чтобы убедить датский парламент отменить все санкции против ЮАР, в том числе на импорт из Южной Африки стали, чугуна и золота.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов