Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе
p>В феврале 1992 года впервые за 40 лет Преторию посетили высокие руководители Нидерландов - премьер-министр Рудольф Любберс и министр иностранных дел Ханс ван дер Брук. Эта акция имела для руководства ЮАР особую ценность, так как была воспринята в качестве признания "матерью-Голландией необратимости реформ по демонтажу апартеида. 2 [2. См. : ЮАРК, 5 января, 1992 г. ].
В последние четыре года ЮАР заметно укрепила свои позиции в Европе. Что касается стран, ранее входивших в социалистическое содружество, то здесь имел место поистине быстрый и глубокий прорыв дипломатической блокады. Первой Южную Африку признала Венгрия, которая за это, по словам де Клерка, "может рассчитывать на ее особое к ней отношение". 1 [1. См. : “Правда”, 12 февраля, 1992 г. ]. За ней последовали Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария. Государственные деятели этих стран быстро наладили между собой интенсивные контакты и заняты ныне определением конкретных областей взаимовыгодного сотрудничества. Побывал в Восточной Европе и новый президент ЮАР.
б) сотрудничество по линии международных организаций и отмена санкций против ЮАР.
Особую весомость и значимость в отмене санкций имело обсуждение этой проблемы на 28-й встрече глав государств и правительств стран-членов Содружества наций в октябре 1991 года в Хараре. Английский премьер-министр Д. Мейджер недвусмысленно высказался за отмену всех видов международной изоляции ЮАР, кроме бойкота на поставки оружия. Примечательным в Хараре было то, что его поддержало большинство лидеров стран Содружества, в том числе многие чернокожие африканцы. Была разработана и принята "программа поэтапной отмены санкций, которая бы согласовывалась с практическими шагами внутри самой Южной Африки по демократизации общества". Комментируя ее, президент Зимбабве - Р. Мугабе сказал: "Ослабление санкций в отношении Претории с практической точки зрения отражает факт признания Содружеством позитивных перемен в стране и преследует цель поощрить курс на демократические преобразования, создание нерасового государства. 1 [1. См. : "Рейтер", 15 декабря, 1991 г. ].
Всемирный экономический форум в г. Давосе (Швейцария) в феврале 1992 года предоставил трибуну главным лидерам процесса внутреннего примирения в ЮАР Ф. де Клерку, Н. Манделе и М. Бутелези. Все трое убеждали слушателей, что ЮАР в скором времени станет надежным местом помещения западного капитала, что сможет послужить трамплином для его проникновения в другие страны Черного континента. На сегодняшний день правящие круги ЮАР добились существенных результатов. Южная Африка стремительно вырывается из изоляции и вступает в одну за другой международные организации. ЮАР - уже член регионального объединения Юга Африки (САДК), Организации африканского единства (ОАЕ), ряда других организаций. Африка становится полноправным членом ООН. Кстати, Организация Объединенных Наций уже сняла санкции против ЮАР, разрешив ей беспрепятственную торговлю оружием. Для экономики Южной Африки это тоже подспорье. Уже в этом году оборонная промышленность создаст 20 тысяч новых рабочих мест, а экспорт вооружений достигнет 1, 8 миллиарда рандов, превысив нынешний уровень более чем вдвое. Санкции мирового сообщества против режима апартеида заставили этот режим создать и развить весьма передовую "оборонку". Теперь основной куратор ВПК "АРМЗКОР" - начал усиленный маркетинг на рынках Европы, Дальнего и Ближнего Востока. "АРМЗКОР" рассчитывает, что интерес там в первую очередь вызовут вертолеты, пушки-гаубицы, броневики, а также средства связи. 1 [1. См. : Житомирский В. , Зима тревоги ихней или мудрость Манделы, "Новое время", N 25, 1994 г. ].
В 1995 г. Южная Африка поставила производимую ей военную технику 68 государствам на общую сумму 873 млн. рандов (около 200 млн. долларов США). При этом более половины экспорта пришлось на страны Ближнего Востока, сообщил председатель Национального комитета по контролю за обычными вооружениями К. Асмал, выступая в парламентском комитете по обороне. За первые 6 месяцев 1996 года объем торговли военной техникой несколько сократился и составил в денежном исчислении 322 млн. рандов. 2 [2. См. : ИТАР-ТАСС из Москвы, 8 сентября 1996 г. ]. Что же касается импорта оружия, то он теряет былое значение. По заявлению бывшего министра обороны ЮАР Р. Мейера, после ухода из Намибии "южноафриканская армия больше не задействована ни на одном ТВД и, согласно всем перспективным исследованиям, можно в общем-то не ожидать никакой угрозы нашей национальной территории в предстоящие десятилетия". Поэтому, считает министр, нет больше смысла вкладывать деньги в приобретение дорогостоящей боевой техники. А для оказания помощи полиции в подавлении внутренних беспорядков и мятежей армия страны оснащена достаточно хорошо. 3 [3. См. : "Liberation", 8 Avril, 1992. ]. Постепенно рушатся также барьеры, которыми была отгорожена ЮАР от внешнего мира в области культуры и спорта. Так, в октябре 1991 года Международный Олимпийский Комитет пригласил Национальный нерасовый комитет Южной Африки принять участие в летних ХХV Олимпийских играх 1992 года в Барселоне. 1 [1. См. : ТАСС из Хараре, 7 ноябрь, 1991 г. ]. В декабре 1991 года г. Дурбан включился в конкурс за право принять у себя Олимпийские игры 2000 года, оспаривая эту высокую честь у Сиднея, Пекина, Берлина и Стамбула, 2 [2. См. : "Sunday Times", 15 December, 1991. ]. а Кейптаун внесен в список городов, которые продолжат борьбу за право проведения летних Олимпийских игр 2004 г. 3 [3. См. : Газета “Гюнай”, Баку, 15 марта 1997 г. ]. По единодушной оценке южноафриканской и мировой общественности и по признанию многих государственных и политических деятелей нашей планеты, наибольший вклад в дело национально-расового примирения и ликвидации международной изоляции ЮАР внесли лично Ф. де Клерк и Н. Мандела. Поэтому им обоим по праву присуждена Премия Мира ЮНЕСКО имени Ф. Уфуэ-Буаньи 1991 года "за решающий вклад в преодоление разногласий между народами Южной Африки". При вручении премии Ф. де Клерк, в частности, заявил: "Тот факт, что первая Премия Мира имени Ф. Уфуэ-Буаньи - великого сына Черного континента - присуждена южноафриканским политикам, символичен. Международное сообщество признало взятый Южной Африкой курс перемен. И это означает, что для нас пришло время играть созидательную роль в Африке и во всем мире". 1 [1. См. : ИТАР-ТАСС из Парижа, 4 февраля, 1992 г. ]. А в 1993 году де Клерк и Н. Мандела одновременно стали нобелевскими лауреатами за вклад в дело мира и стабильности на континенте и в масштабе нашей планеты. 2 [2. См. : Пумпянский А. , Страна-дальше ехать некуда - и ее лидеры, "Новое время", N 10, 1994 г. ].
в) отношения ЮАР со странами Африки и Азии.
Одним из главных внешнеполитических приоритетов ЮАР на современном этапе является расширение и укрепление позиций страны на Черном континенте. Приверженцами этой политики было правительство Ф. де Клерка, продолжило эту линию и правительство Н. Манделы. В последнее время этот процесс приобрел впечатляющую динамику.
А начальный импульс этому процессу придала программная речь Ф. де Клерка в Институте международных отношений в Йоханнесбурге 20 ноября 1991 года. Вот некоторые ее ключевые положения.
- "Очевидное улучшение отношений ЮАР с Африкой" следует рассматривать как результат инициатив правительства во внутренней политике, а также как следствие роста реализма во внешней политике африканских государств;
- Южная Африка "решительно преодолевает изоляцию на континенте" и "неизбежно присоединится к ОАЕ";
- Африке нужны "многосторонние переговоры, аналогичные тем, что ведутся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе", чтобы "сообща в конце концов успешно решить проблемы южноафриканского региона": - Нужно стремиться к созданию экономической ассоциации южноафриканских государств, в которой ЮАР с ее опытом в торговле и предпринимательстве, в организации транспорта, коммуникаций и других отраслей будет играть видную, но не доминирующую роль". Африканское экономическое сообщество", которое "материализуется в процессе переговоров, потребует немалых дипломатических усилий". 1 [1. См. : ЮАРК, 20 ноября 1991 г. ]. В 1992 году ЮАР подтвердила приверженность этой платформе считая, что государства Африки заинтересованы в возрождении ЮАР". 2 [2. См. : ЮАРК, 29 января 1992 г. ]. Нынешний президент Н. Мандела уже принимает участие в работе Ассамблеи глав государств и правительств стран, входящих в ОАЕ. 3 [3. См. : “Известия”, “Финансовые известия”, 25 апреля, 1992 г. ]. Какие бы политические и дипломатические баталии ни вели страны Африки с ЮАР, они вынуждены считаться с ней как с региональной державой, экономика которой, хотя и небольшая по мировым стандартам (она примерно равна испанской) все же больше, чем у всех ее соседей вместе взятых. 4 [4. См. : "Reuter", Harare", 12 August, 1990. ]. Внутренний валовый продукт ЮАР в четыре раза превышает ВВП всех девяти стран Юга Африки. 1 [1. См. : ИТАР-ТАСС из Мапуту, 22 января, 1992 г. ]. Занимая всего 3 процента территории континента, ЮАР делает две пятых его промышленного производства, вырабатывает две трети африканской электроэнергии, добывает почти половину сырья. Кстати, золота она производит - добывает и очищает - свыше 50 тонн в месяц. Для сравнения: российский запас этого драгоценного металла едва превышает 300 тонн. 2 [2. См. : Житомирский В. , Зима тревоги ихней или мудрость Манделы, "Новое время", N 25, 1994 г. ]. Взаимные торгово-экономические интересы заставляют ЮАР и африканские страны, в том числе и "прифронтовые", искать пути к сближению и преодолению противоречий. Несмотря на санкции, коммерческие контакты с Преторией в той или иной форме поддерживались практически всей Африкой почти всегда. Даже по официальным (явно заниженным) данным, экспорт ЮАР на Черном континенте в 1991 году достиг 3, 5 млрд. долларов. 3 [3. См. : ЮАРК, 15 декабря, 1991 г. ]. Экспорт химической продукции вырос за год вырос на 29%, продукции транспортного машиностроения - на 33%, промышленного оборудования - на 20%. 4 [4. См. : “Star”, 2 December, 1991. ]. Интерес в этом явно взаимный. Вот весьма авторитетное мнение Р. Мугабе: "Мы зависим от Южной Африки. Через ее железные дороги и порты идут наши грузы. Она покупает зимбабвийские товары, скажем, текстиль и поставляет готовую продукцию, запчасти. Так исторически ориентирован наш экспортно-импортный механизм. Сломать его - значит взорвать имеющуюся инфраструктуру. Мы не самоубийцы. 1 [1. См. : "Afrigue Contemporaine", N 155, Mars 1990, р. 50-51, 53. ]. Солидарен с ним и президент Замбии Ф. Чибула. Выступая на 10-й встрече глав государств и правительств стран-членов Преференциальной торговой зоны в г. Лусаке в январе 1992 года он заявил: "В настоящее время многие государства мира, в том числе в Африке, формируют развитие отношений с ЮАР, расширяют экономические связи. Если ПТЗ намерена добиться ощутимых экономических результатов в будущем, организации нельзя сбрасывать со счетов сотрудничество с Южной Африкой". 2 [2. См. : ИТАР-ТАСС из Лусаки, 30 января, 1992 г. ]. К аналогичному выводу пришли и члены САДК, которые считают, что интеграция стран юга Африки в единое региональное сообщество с участием ЮАР - единственный путь, способный обеспечить их нормальное экономическое развитие". 3 [3. См. : ИТАР-ТАСС из Мапуту, 30 января, 1992 г. ]. Интересно, что западные державы с определенным беспокойством воспринимают стратегическую цель ЮАР сложить в перспективе под своей эгидой нечто вроде "общего рынка" всей Африки, хотя, по оценке их экспертов, Южная Африка в ближайшие 5 лет еще не сможет стать серьезным конкурентом в этом регионе для бывших метрополий.
Азия для ЮАР пока не является объектом первостепенной важности. По торгово-экономическим и финансовым соображениям исключение делается для Японии и группы "новых" индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай власти ЮАР не могли не учитывать, прежде всего как великую державу. Примечательно, что визит Ф. де Клерка на Тайвань в ноябре 1991 года не вызвал бурной отрицательной реакции Пекина, 1 [1. См. : "Bild", 20 November, 1991. ]. а скорее способствовал организации остановки министра иностранных дел КНР Цянь Цичэня в Йоханнесбурге в январе 1993 года по пути в Намибию и Зимбабве. 2 [2. См. : ТАСС из Масеру, 23 января, 1992 г. ]. Это дало свои плоды. В ноябре 1996 года Южная Африка приняла решение отказаться от дипломатического признания Тайваня и установить одновременно полные дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Как заявил на состоявшейся в Претории пресс-конференции президент ЮАР Н. Мандела, унаследованное страной от прежнего правительства положение не соответствует ее новой активной роли на международной арене, в частности, в рамках Организации африканского единства, Движения неприсоединения и ООН. По его словам, Претория по-прежнему будет руководствоваться стремлением к поддержанию тесных дружественных связей и экономического сотрудничества как с Тайбэем, так и Пекином. Он выразил надежду, что в ближайший год удастся достичь приемлемого для КНР и Китайской Республики плавного перехода к новым отношениям, при котором ЮАР, признавая дипломатический статус Пекина, сможет также продолжить конструктивные связи с Тайбэем. 3 [3. См. : ИТАР-ТАСС из Москвы, 28 ноября 1996 г. ]. Официальный представитель тайваньского министерства иностранных дел назвал решение ЮАР "чрезвычайно недружественным" по отношению к Тайваню. 1 [1. См. : ИТАР-ТАСС из Москвы, 14 декабря, 1996 г. ]. Естественно, что реакция Пекина была совершенно противоположной. "Китай приветствует желание ЮАР нормализовать отношения с КНР", - заявил министр иностранных дел Китая Цянь Цичэнь во время встречи с находившейся в Пекине делегацией Африканского национального конгресса. 2 [2. См. : Там же. ]. Особое место в системе внешнеполитических связей ЮАР занимает Израиль. В южноафриканских политических кругах считают, что "правительство Южной Африки всегда симпатизировало еврейскому государству и поддерживало его" и что "Израиль оказал большую помощь нашей стране в горькие для нас дни". 3 [3. См. : "Citizen", 21 November, 1991. ]. В заключении этого раздела работы можно сказать словами бывшего посла ЮАР в России Г. Оливье "нормализация международного положения Южной Африки сейчас уже почти свершившийся факт". 4 [4. См. : Газета “Правда”, 17 февраля, 1992 г. ]. По данным МИД ЮАР, страна к началу 1993 г. уже имела за рубежом около 70 представительств, из них 35 - со статусом посольства. В Претории было аккредитовано около 30 послов. Кроме того, имелось 14 консульств и торговых миссий. 5 [5. См. : ЮАРК, 18 января, 1992 г. ].
г) особенности региональной политики ЮАР.
В своей региональной политике ЮАР продолжает проводить, с поправкой на методы и изменившуюся внутреннюю и региональную и международную конъюнктуру, по сути дела, прежнюю линию, направленную на создание так называемого "созвездия государств", группирующихся вокруг Южной Африки". 1 [1. См. : "Africa Economic Digest", 15 October, 1990. ]. Сегодняшняя открытость Претории в вопросах регионального сотрудничества во многом, по-видимому, объясняется тем, что задачи, которые в свое время ставились южноафриканским правительством в рамках "тотальной стратегии", к настоящему времени так или иначе оказались решенными.
В то же время, несмотря на в целом позитивное восприятие большинством соседних стран политики Ф. де Клерка, а затем естественно Н. Манделы, правительство ЮАР продолжает ощущать в отношениях со странами региона известный дефицит доверия. В ряде стран региона по-прежнему проявляют нервозность в связи с приходом к власти в ЮАР черного большинства. Там не исключают, что Южная Африка может превратиться в зону нестабильности, которая, естественно, будет оказывать влияние на соседние страны. Уже есть примеры возрастания внутренней напряженности в ЮАР.
Мотивы заинтересованности ЮАР в скорейшем восстановлении полномасштабных отношений со странами южноафриканского региона, а также в создании на Юге Африки региональных экономических и политических структур, которые действовали бы под ее эгидой, понятны. В этом, по всей видимости, будет заинтересовано любое правительства Южной Африки.
Страны региона также нуждаются в восстановлении полномасштабных отношений с ЮАР. Уже сегодня, решая часть проблем регионального развития на коллективной основе, они заинтересованы в подключении к этим многосторонним усилиям и Южной Африки. Однако степень их заинтересованности и их мотивировки различны. Существует также ряд объективных факторов, накладывающих на такие планы определенные ограничения.
Страны Юга Африки, как представляется, будут стремиться к тому, чтобы выправить сохраняющуюся несбалансированность своих экономических связей с ЮАР. 1 [1. См. : "Reuter", Harare", 12 August, 1990. ]. Для этого они будут продолжать использовать коллективный механизм - Сообщество развития Юга Африки (САДК), которое утратив политическую антиапартеидную мотивацию, строит теперь свою деятельность по лозунгом "интеграция через развитие". ЮАР уже подключилась к деятельности организации, став ее полноправным членом. Члены организации отдают себе отчет в том, что внимание правительства Южной Африки не может не быть ориентированным прежде всего на решение социально-экономических проблем своей собственной страны, но развитие региональных экономических связей, по их мнению, все же может содействовать и экономическому восстановлению соседних стран, выравниванию уровней экономического развития всех членов Сообщества.
Тем не менее, в этих странах подчеркивают, что к региональной интеграции, тем более с участием такого несравнимо более сильного партнера, как Южная Африка, можно идти только через формирование и укрепление своей собственной экономической основы и национально-государственного суверенитета. Надо сказать, что такой же подход к интеграции наблюдается у Азербайджана, Грузии, у некоторых стран Центральной Азии по отношению к более развитой в экономическом плане России - (прим. автора).
Есть еще одна особенность политики современной ЮАР в регионе. Это вовлеченность в урегулирование целого ряда региональных внутренних проблем. Так, Претория в значительной мере задействована в урегулировании конфликтов в Анголе и Мозамбике, а теперь и в Заире. Правительству ЮАР важно создать в Анголе и Мозамбике прецедент особого отношения к своей стране, при котором ему была бы обеспечена определенная поддержка с их стороны курса на эффективное участие в новых политических и экономических структурах континента. Другой серьезный момент, который не могут не учитывать южноафриканцы - это политика нынешних и будущих властей в Анголе и Мозамбике, степень их возможного воздействия на расстановку политических сил в самой ЮАР. Заинтересованы в ЮАР и в том, чтобы на сложном постпереходном этапе своего развития иметь в качестве соседей стабильные и хотя бы относительно экономически благополучные страны, в которых южноафриканский капитал имел бы прочные резервные позиции. В настоящее время своими действиями на ангольском направлении южноафриканцы оказывают серьезное влияние на урегулирование в этой стране по общему сценарию с ООН, США, РФ, с которыми не могут не считаться обе ангольские стороны. 1 [1. См. : "Africa Confidential", 18 May, 1990, р. 1-2. ]. Опыт участия ЮАР в ангольском примирении, естественно, учитывается мозамбикцами, особенно правительством. Претории удалось помочь и правящей партии в Мозамбике ФРЕЛИМО и вооруженной оппозиции, возглавляемой РЕНАМО, найти компромиссное решение в продвижении к установлению национального мира в их стране. Сегодня ЮАР пытается обеспечить себе ведущую роль в осуществлении в Мозамбике программ экономического восстановления.
В настоящее время ЮАР вошла в число стран, способствующих урегулированию внутризаирского конфликта. Как известно, в январе 1997 года лидер заирских повстанцев заявил, что его бойцы, которые контролируют почти пятую часть территории Заира, развернут генеральное наступление на столицу Киншасу, если президент Сесе Секо Мобуту не пойдет на мирные переговоры. Поэтому США и ЮАР предприняли ряд энергичных шагов, чтобы убедить противоборствующие стороны пойти на эти переговоры, первый раунд которых прошел в южноафриканском городе Кейптауне и был посвящен поиску путей прекращения огня. 1 [1. См. : Газета “Зеркало”, Баку, 23 февраля, 1997 г. ]. В конце февраля 1997 года президент ЮАР Н. Мандела встретился в посланником президента Мобуту, с которым обсудил возможность новой встречи с представителем повстанцев. Хотя Н. Мандела не участвует в прямых переговорах между враждующими заирскими группировками, совершенно очевидно, что его личные действия способствуют попыткам примирить их и свидетельствуют о заинтересованности Претории в установлении стабильности и мира в регионе. 2 [2. См. : Газета “Гюнай”, Баку, 1 марта 1997 г. ]. Что же касается реализации появившейся в последнее время идеи о создании на Юге Африки регионального механизма военно-политической безопасности, то путь к этому, надо полагать, весьма неблизкий. В ЮАР и в др. странах региона считают, что для его формирования предстоит изучить и использовать весь имеющийся разносторонний опыт международного сотрудничества в регионе: деятельность САДК, багаж взаимоотношений в бывшей группе прифронтовых государств (ПФГ). Кроме того, потребуются новые соответствующие соглашения между странами региона и ЮАР, контакты ЮАР и стран региона по этим вопросам с ООН, ОАЕ, другими международными организациями и отдельными странами. Но главное - путь к созданию таких структур лежит через урегулирование остающихся конфликтных ситуаций и снижение остроты прежде всего социально-экономических проблем, способных стать источником нестабильности и конфликтов в южноафриканском регионе.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С ЮАР 3. 1. Из истории отношений между Россией и ЮАР.
Отношения Российской империи и Советского Союза с тем государственным образованием, которое сейчас называется Южно-Африканская Республика, уходят сейчас далеко в прошлое. Они складывались не просто и не безоблачно. Самой яркой страницей российско-южноафриканского сотрудничества до 1917 года следует признать добровольное участие десятков русских офицеров и врачей в англо-бурской войне 1899-1902 годов на стороне буров за их свободу и независимость от Великобритании. 1 [1. См. : Walker E. A. , A history of South Afrika, L-N-Y, 1928. ]. В начале 1920-х годов вопросам, связанным с Южно-Африканским Союзом (так именовалась тогда нынешняя ЮАР), пристальное внимание уделял народный комиссар по иностранным делам РСФСР Г. Чичерин. Его, в частности, занимала мысль о том, как организовать прямые поставки российской нефти в Южную Африку, не прибегая к посредническим услугам "Стандарт ойл". В 1925 году по инициативе политического представителя РСФСР в Англии Л. Красина в Москве было создано Советско-Южноарфиканское смешанное торговое общество. Одной из главных своих задач оно считало содействие в освоении месторождений полезных ископаемых в Сибири. Деловые круги Йоханнесбурга были готовы выделить на эти цели 500 тыс. фунтов стерлингов, сумму по тем временам достаточно солидную. Данный проект был одобрен такими видными советскими руководящими деятелями того времени, как Л. Троцкий и Г. Сокольников, поскольку, по их мнению, он "полностью отвечал принципам новой экономической политики". В 1929 году в ЮАР побывала с деловым визитом делегация советских геологов, чтобы договориться о программе развития научно-технического сотрудничества со своими коллегами. Но всем этим начинаниям не суждено было сбыться по разным причинам.
Оживление советско-южноафриканских контактов имело место в период Второй мировой войны. ЮАС, являвшийся одним из доминионов Британской империи, естественно, выступал на стороне антигитлеровской коалиции. В боевых действиях принимали участие 350 тыс. южноафриканцев, представлявших разные расы. Более 38 тыс. бойцов не вернулись на родину, сложив головы во имя победы над фашизмом. 1 [1. См. : Ястребова И. П. , Южно-Африканский Союз после Второй мировой войны, М. , 1952 г. ]. Объем отношений между СССР и ЮАС достиг тогда такого уровня, что в 1942 году понадобилось открытие в Претории советского генерального консульства. Однако в 1956 году произошел полный разрыв отношений по инициативе правящих кругов ЮАС, которые с 1948 года начали широко практиковать апартеид и были активными пособниками США и Запада в "холодной войне". Поводом для ликвидации нашего присутствия послужили якобы "нарушения" дипломатами СССР Закона о спиртных напитках. Как заявил министр иностранных дел ЮАС сэр Эрик Лоу, они устраивали "межрасовые приемы" и прочие "аморальные сборища", на которых "банту и индийцам давали спиртное наравне с белыми". 1 [1. См. : Журнал “Компас” (БПИ), N 239/240, 11-12 декабря, 1991 г. ]. Многие годы после разрыва отношений Советский Союз и Южная Африка официально демонстративно игнорировали друг друга.
Руководство КПСС и СССР оказывали помощь национально-освободительному движению народов Африки и бескомпромиссной борьбе против апартеида в ЮАР, поддерживало Африканский национальный конгресс и прежде всего Южно-Африканскую коммунистическую партию, работавшую под прикрытием АНК.
Со своей стороны, правящая элита ЮАР смотрела на СССР глазами США и Запада. В такой обстановке обе стороны не могли не испытывать взаимной враждебности, лишавшей их способности к конструктивным шагам и действиям.
3. 2. Отношения между СССР и ЮАР (1985 - ноябрь 1991 годов).
После апрельского (1985 года) пленума ЦК КПСС, провозгласившего курс на перестройку, постепенно начала создаваться атмосфера, позволявшая как СССР, так и ЮАР пересмотреть багаж прошлого и предпринять усилия по нормализации отношений.
В ЮАР к нашей перестройке приглядывались внимательно, нередко доброжелательно, особенно после прихода к власти Ф. де Клерка. Вольно или невольно сравнивая положение в Советском Союзе с начавшимися в ЮАР процессами по претворению в жизнь курса на демонтаж апартеида, южноафриканские исследователи порою приходили к неожиданным выводам. В частности, директор Института демократической альтернативы для Южной Африки Фредерик ван Зид Слабберт заявил, что "системы централизованного тоталитаризма, сформировавшиеся в условиях однопартийных диктатур при апартеиде в Южной Африке и при коммунизме в СССР, удивительно схожи". Поэтому "во многом схожими оказываются и пути выхода наших многорасовых, многонациональных стран к демократии". 1 [1. См. : "Business Day", 11 December, 1991. ]. А чернокожий социолог Оскар Дкламо предупреждал: "Как в ЮАР, так и в СССР переход к большим политическим свободам ознаменовался раскрепощением не только созидательных, но и разрушительных сил. Не имея необходимого жизненного опыта в условиях политической демократии, многие социальные и этнические группы, антагонистические отношения которых на исторической, этнической, религиозной, культурной и другой почве ранее сдерживались чисто полицейскими методами, теперь выясняют отношения в гипертрофированной форме национальных конфликтов, угрожающих перерасти в кровопролитие и затяжное противоборство, а то и гражданскую войну". 1 [1. См. : "World Country Report Service", vol. ХХ, N 7, South Africa, 1990. ]. Приветствуя первые шаги СССР и ЮАР по сближению, обозреватель журнала "Аргус" подчеркивал: "Если мы и были идеологическими противниками, находившимися долгие годы по разные стороны баррикад, то сейчас, когда в ЮАР демонтируется апартеид, в СССР отрекаются от коммунизма, мы превращаемся прежде всего в союзников при решении очень сложных и многочисленных проблем".
Видный деятель Демократической партии Южной Африки Дэнис Уоррол прозорливо подметил главное различие в ситуациях, имевших место в обеих странах: "В отличие от Горбачева, избравшего путь улучшения и обновления коммунистической системы, де Клерк решил не реформировать апартеид, а покончить с ним". 2 [2. См. : "Bild", 20 November, 1991. ]. Сложным и противоречивым оказался тот отрезок времени, когда обеим сторонам пришлось приложить немало усилий по восстановлению и нормализации отношений. В 1986-1989 гг. инициатива в этом вопросе принадлежала советской стороне. Здесь можно упомянуть об аккредитации корреспондента "Известий" Б. Пиляцкина в ЮАР, закрытом визите в Преторию заместителя министра иностранных дел СССР А. Адамишина, поездке в ЮАР советского дипломата В. Устинова в качестве специального представителя руководства СССР, о приглашении МИД СССР генеральному директору МИД ЮАР Нейлу ван Хеердену сделать остановку в Москве транзитом и, наконец, о решении создать в Москве и Претории при посольствах Австрии секции интересов СССР и ЮАР.
Затем наступила очередь визитов в Москву представителей официальных кругов ЮАР. Министру иностранных дел ЮАР Р. Боте пришлось буквально "пробивать" свой визит в СССР и добиваться наполнения его конкретным содержанием. В результате, это мероприятие состоялось 7-8 ноября 1991 года. Отказавшись официально от взаимной отчужденности, СССР и ЮАР подписали протокол о возобновлении консульских отношений. Была также достигнута договоренность о том, что президент ЮАР посетить Советский Союз в декабре 1991 года. Советская общественность с интересом восприняла заявление Р. Боты в Москве о том, что реформы, проводящиеся Ф. де Клерком в ЮАР и М. Горбачевым и Б. Ельциным в СССР, приобрели необратимый характер. 1 [1. См. : ЮАРК, 10 ноября, 1991 г. ].
В Южной Африке поездку ее министра иностранных дел в Москву оценили весьма положительно. Особо подчеркивалось, что ему удалось сдвинуть с мертвой точки решение вопроса о нормализации отношений и создать предпосылки для налаживания взаимовыгодного сотрудничества. Обозреватель ЮАРК, например, еще до визита Р. Боты посчитал, что теперь у ЮАР все основания говорить о "бывшей расистской республике", поскольку рукопожатие Боты с его советским коллегой под звездами Кремля будет ясно означать признание традиционно главным внешнеполитическим оппонентом Претории того факта, что демонтаж апартеида в Южной Африке принял столь необратимый характер, что в гонку за восстановление дипломатических отношений с нею может открыто включиться и Москва". Представители общественно-политических кругов обеих сторон, имевшие касательство к африканским делам не просто понаслышке, отдавали себе отчет также в том, что подписанный министрами протокол о возобновлении консульских отношений - это не только и не столько шаг на пути признания Советским Союзом нынешнего режима Южно-Африканской Республики, сколько дезавуирование самой Преторией решения ее прежних правителей о выдворении в 1956 году советских дипломатов. 1 [1. См. : "Sunday Times", 11 November, 1991. ]. Надо признать, что этот шаг был для южноафриканских политиков не из легких, если учесть хотя бы многолетнюю советскую помощь АНК в той его вооруженной борьбе, которую местный обыватель привычно квалифицировал не иначе, как террор с применением оружия советского производства. Страна до сих пор наводнена советским оружием.
Как и ожидалось, неудовольствие по поводу визита Р. Боты и его итогов высказали в то время представители АНК. По словам одного из его деятелей Карла Ниехауса, "решение Советского Союза принять Р. Боту в Москве и подписать протокол о восстановлении консульских отношений было несколько преждевременным". А многие сторонники АНК как в самой ЮАР, так и в различных зарубежных странах до сих пор убеждены, что только советская сторона повинна в том, что Н. Мандела не смог побывать в Советском Союзе в июле 1991 года, ибо он был приглашен президентом СССР М. Горбачевым в Москву на 4-6 декабря 1991 года, то есть как раз в то время, когда должен был находиться в Нью-Йорке и выступать на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 1 [1. См. : ТАСС из Хараре, 26 ноября, 1991 г. ]. Очередной вехой в контактах с ЮАР должен был стать визит Ф. де Клерка в СССР. В декабре 1991 года обе стороны возлагали на него большие надежды. Ожидалось, что это мероприятие завершится как минимум восстановлением дипломатических отношений в полном объеме. Связи между двумя странами к тому времени вышли на такой уровень, что их нормализация становилась объективной необходимостью. Без нормальной, полнокровной деятельности дипломатических представительств было сложно обеспечивать взаимные интересы и оперативно решать возникающие проблемы в области торгово-экономических, культурных, спортивных, научных и иных связей. Установление полнокровных дипломатических отношений представлялось уже не чем-то сенсационным и из ряда вон выходящим "подарком" одного другому, а делом естественным и абсолютно нормальным. 2 [2. См. : ЮАРК, 29 января 1992 г]. Отмена визита после подписания Россией, Украиной и Белоруссией 8 декабря 1991 года Декларации об образовании СНГ была встречена Преторией, с одной стороны, с облегчением, а с другой, - с сожалением. Единодушно признавалось правильным решение Ф. де Клерка не добавлять Москве проблем своей персоной. 1 [1. См. : "Sowetan", 25 November, 1991. ]. Но все же отмечалось, что "отложенный в последний момент визит мог бы стать венцом достижений кампании президента, преследующей цель возвращения Южной Африки в мировое сообщество. Де Клерк имел все шансы быть удостоенным чести пройтись по красному ковру в Кремле еще до того, как он был бы разостлан бывшими опекунами АНК перед Н. Манделой". 2 [2. См. : ТАСС из Хараре, 7 ноября, 1991 г. ].
3. 3. Отношения Российской Федерации с Южно-Африканской Республикой (декабрь 1991 г. - 1996 г. ).
Распад Советского Союза не оказал какого-либо обескураживающего воздействия на руководство ЮАР и ее общественно-политические круги, т. к. Москва всегда ассоциировалась здесь прежде всего и главным образом с Россией, и хотя образование на обломках СССР Содружества Независимых Государств, по мнению политиков Претории, заставило ЮАР занять выжидательную позицию и не форсировать процесс развития отношений с новой Россией, Претория была готова продолжить контакты с Российской Федерацией.
22 декабря 1991 г. правительство ЮАР первым из африканских стран заявило о признании независимости России, 30 декабря - о признании России в качестве правоприемницы СССР. 27-29 февраля 1992 года состоялся успешный визит в ЮАР министра иностранных дел РФ А. Козырева, в результате которого было подписано Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между ЮАР и РФ и открытии в Москве и Претории полнокровных посольств (посол РФ в ЮАР Е. П. Гусаров вручил верительные грамоты 9 декабря 1992 года, новый посол ЮАР Сико С. Макана сменил первого посла в Москве Г. Оливье и уже от имени президента Н. Манделы вручил свои верительные грамоты 29 января 1996 г. ).
Российский министр направил также своему южноафриканскому коллеге специальную ноту, в которой подтверждалось, что Россия признает все положения, изложенные в Протоколе о восстановлении консульских отношений между СССР и ЮАР от 9 ноября 1991 года, и выражает пожелание учредить в Кейптауне свое генеральное консульство. 1 [1. См. : “Star”, 19 January, 1991. ]. Россия предоставила ЮАР право открыть свое генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Президенту Ф. де Клерку было передано приглашение Б. Ельцина посетить Россию в удобное для него время до конца 1992 года. Было возобновлено, но уже от имени России, приглашение Н. Манделе. С особой признательностью южноафриканская сторона приняла два досье с фотокопиями архивных документов, отражающих поддержку россиянами борьбы буров за свободу против английских колонизаторов и ту помощь, которая была оказана Южной Африкой странам союзникам в годы Второй мировой войны. 1 [1. См. : ИТАР-ТАСС из Парижа, 4 февраля, 1992 г. ]. Комментируя итоги визита, Р. Бота заявил, что "реформы, проводящиеся в ЮАР и России, свидетельствуют о совпадении взглядов Москвы и Претории на необходимость утверждения демократии и создания правовых государств". 2 [2. См. : ИТАР-ТАСС из Лондона, 29 февраля, 1992 г. ]. А потому обе страны "могут и должны помогать друг другу на нынешнем переходном этапе развития, когда перед ними стоят общие проблемы и трудности, когда они подвергаются нападкам слева и справа". Российская сторона согласилась с подобной постановкой вопроса.
Анализ откликов на визит российского мининдел показал, что в государственно-политических кругах ЮАР тогда сложилось твердое мнение о том, что российское руководство сделало главную ставку на президента Ф. де Клерка, хотя и не отрицает той важной роли, которую играли и продолжают играть по всем вопросам внутреннего примирения АНК и его единоличный непререкаемый лидер Н. Мандела. И тем не менее, по общему признанию, визит А. Козырева и его итоги явились "историческим событием в жизни двух стран, народы которых долгое время были разъединены идеологическими догмами, вопреки их традиционному расположению друг к другу". 1 [1. См. : "Burger", 1 March, 1992. ].
Таким образом, обе стороны взяли сложный политический рубеж, подвели черту под не всегда радостным прошлым и подготовили почву для принципиально нового этапа взаимоотношений.
А начался он состоявшимся 1-2 июня 1992 года визитом в Россию президента ЮАР Ф. де Клерка. Это был не только первый в истории наших народов контакт руководителей обеих стран на высоком уровне, но и "первая поездка главы государства африканского континента в посткоммунистическую Россию". Состоявшиеся встречи и переговоры помогли лучше понять друг друга и реально оценить перспективы двусторонних отношений. В принятом Совместном российско-южноафриканском коммюнике была подтверждена заинтересованность в развитии взаимовыгодного сотрудничества во многих областях, а также заявлено о достижении политического взаимопонимания. Выступая на пресс-конференции 1 июня 1992 года Ф. де Клерк заявил, что в скором времени будут заключены торговое соглашение и соглашение о прямом воздушном сообщении. Правительство ЮАР решило предоставить России кредит в 100 млн. рандов для стимулирования торговли. Особо президент ЮАР подчеркнул тезис о том, что "Россия с ее международным весом и авторитетом будет способствовать полному восстановлению статуса ЮАР в ООН и других международных организациях, занятию ее достойного места в мировом сообществе". 1 [1. См. : “Известия”, “Финансовые известия”, 1 июня, 1992 г. ]. В целом отклики на это важное событие были позитивными как в ЮАР, так и в России. С пониманием воспринято оно и мировым общественным мнением. Образно говоря, между ЮАР и Россией окончательно пала своего рода "берлинская стена", свыше трех десятилетий разделявшая две страны. Теперь Ф. де Клерк и его соратники с полным правом могли сказать: "на долгом и мучительном пути выхода из международной изоляции сделан окончательный прорыв - восстановлена дружба с Россией, уходящая корнями в конец минувшего столетия". 2 [2. См. : “Известия”, “Финансовые известия”, 3 марта, 1992 г. ]. В целом в настоящий момент российско-южноафриканские контакты во многом лишились налета сенсационности и приобрели деловой, рабочий характер. Основные усилия, направленные на создание ориентированной на перспективу правовой базы для развития двусторонних отношений, оказались успешными.
Со времени установления дипотношений стороны наладили практику обмена посланиями на уровне президентов и глав внешнеполитических ведомств, осуществлялись взаимные визиты политических и государственных деятелей обеих стран.
Одновременно Россия последовательно проводила линию на согласование с АНК перспектив двустороннего сотрудничества в постапартеидный период. В этом плане важное значение имел визит в Москву в мае 1993 г. делегации АНК в составе представителей Нацисполкома Т. Мбеки (ныне вице-президент АНК и ЮАР) и Дж. Модисе (минобороны в новом правительстве) и состоявшийся обмен мнениями по широкому кругу международных проблем и вопросов российско-южноафриканских отношений. 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ]. Для наблюдения за ходом всеобщих выборов (26-29 апреля 1994 г. ) в ЮАР был направлен по линии ООН контингент российских наблюдателей (более 60 человек), а также ряд официальных наблюдателей от России, в т. ч. председатель Центризбиркома Н. Рябов и группа депутатов Государственной Думы. В мае 1994 г. для участия в церемонии инаугурации нового президента Южной Африки Нельсона Манделы в ЮАР находилась российская делегация во главе с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Ф. Шумейко. 2 [2. См. : Там же. ].
Победа на всеобщих выборах в ЮАР АНК, формирование Правительства национального единства и изменение международного статуса Южной Африки ознаменовали собой начало нового этапа в развитии российско-южноафриканских отношений, создали предпосылки для активизации политического диалога между нашими странами и расширения сотрудничества в различных областях.
С этой точки зрения принципиальное значение имело бы осуществление неоднократно откладывающегося визита Н. Манделы в Россию. Последняя отсрочка визита президента ЮАР в Россию, подготовленного на конец июля 1995 года, произошла по инициативе южноафриканской стороны. 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ]. Вопросы подготовки этого мероприятия заняли важное место во время официального визита в Россию мининдел ЮАР А. Нзо 11-13 сентября 1994 г. 2 [2. См. : Там же. ]. Южноафриканский министр передал адресованное Б. Н. Ельцину личное послание Н. Манделы. В ходе визита состоялись встречи А. Нзо с Первым заместителем Председателя Правительства России О. Н. Сосковцом, в ряде российских министерств и ведомств, в мэрии Москвы. Были проведены обстоятельные переговоры в министерстве иностранных дел России. 13 сентября был подписан Протокол о консультациях между МИДами двух стран (межмидовские политические консультации проводятся регулярно с сентября 1992 г. , их последний раунд прошел в Москве в мае 1996 г. ).
Вопрос визита обсуждался также во время пребывания в Москве военной делегации ЮАР во главе с минобороны Дж. Модисе (июль 1995 г. ). Важным итогом этого визита было подписание соглашения о сотрудничестве между министерствами обороны двух стран и парафирование соглашения по военному и техническому сотрудничеству. Находясь в Москве, спецпредставитель передал приглашение вице-президента ЮАР Т. Мбеки Первому заместителю Председателя Правительства России О. Н. Сосковцу посетить ЮАР, о чем также упоминалось в послании Н. Манделы. 22 октября 1995 г. состоялась встреча Б. Н. Ельцина и Н. Манделы в Нью-Йорке в ходе юбилейной сессии ООН, в ходе которой они подробно говорили о дальнейшем развитии двусторонних отношений. Президент ЮАР вновь подтвердил свое намерение посетить Москву.
26-30 ноября 1995 года в ЮАР с официальным визитом находилась правительственная делегация Российской Федерации во главе с Первым заместителем Председателя Правительства России О. Н. Сосковцом. Он способствовал расширению правовой основы наших отношений, была парафирована Декларация о принципах дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Южно - Африканской Республикой . Стороны сделали первые шаги по налаживанию двусторонних межпарламентских связей. В феврале 1995 г. в России находилась делегация Сената ЮАР (верхняя палата парламента) во главе с его председателем Х. Я. Кутсие, который пригласил делегацию Совета Федерации Федерального Собрания России посетить ЮАР с ответным визитом. Произошел обмен посланиями между Председателем Госдумы России и спикером Национальной ассамблеи ЮАР (нижняя палата) Ф. Гинвалой. Идет становление сотрудничества между субъектами Федерации и регионами ЮАР. Развивается российско-южноафриканское торгово-экономическое сотрудничество в различных областях (обработка и реализация алмазов, авиационный и морской транспорт, добыча и переработка минерального сырья). Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 8 октября 1993 г. резолюции об отмене санкций в отношении ЮАР в гражданских сферах и соответствующее решение Правительства России от 19 ноября 1993 г. открыли для этого новые возможности. С 3 июля 1992 г. в ЮАР действует представительство ТПП России, изучается вопрос об открытии при посольстве России Аппарата торгово-экономического представителя. Ведется работа по созданию Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, предусмотренной подписанным сторонами в октябре 1993 года рамочным межправительственным соглашением.
Внешнеторговый оборот ЮАР с Россией в 1995 году (около 100 млн. долл. США) несколько снизился и составил 425 млн. рандов по сравнению с 643 млн. рандов в 1993 году. Однако положительным моментом в развитии двусторонних торгово-экономических связей стало значительное увеличение российского экспорта товаров в ЮАР до уровня 153, 4 млн. рандов - при одновременном сокращении импорта из Южной Африки до уровня 271, 6 млн. рандов. 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ]. Основу российского экспорта в ЮАР составляют металлы и изделия из них (35, 7% общей стоимости экспорта), продукция химической промышленности (25, 6%) и животноводства (10, 2%); кроме того, из России вывозились продукты питания, напитки и табак (9, 6%), текстиль и изделия из него (8, 8%) и др. 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ]. В импорте из ЮАР в Россию преобладает минеральное сырье и его полуфабрикаты (40, 6%), доля которых сократилась практически вдвое по сравнению с 1993 годом. Увеличился удельный вес импортируемого продовольствия, напитков и табака 37, 8%. Существенно возросли закупки овощей и фруктов. 2 [2. См. : Там же. ]. Перспективным является военно-техническое сотрудничество (современные технологии, совместные разработки, ремонт и модификация вооружения и военной техники советского производства, имеющихся в странах региона и т. д. ), тем более, что резолюция 919 СБ ООН от 25 мая 1994 года сняла существовавшие ранее запреты в этой области (соответствующее решение принято Президентом России 12 июля 1994 г. ). Учреждены на взаимной основе аппараты военного атташе. Научные связи. 13 июня 1995 года в ходе официального визита в Москву министра по делам искусств, культуры, науки и технологии ЮАР Б. Нгубане был подписан Протокол о создании Совместной российско-южноафриканской комиссии по научно-техническому сотрудничеству. 28 февраля 1996 года в ходе пребывания в ЮАР российской делегации во главе с заместителем министра науки и технической политики РФ З. А. Якобашвили состоялось первое заседание межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству. В приоритетных областях НТС, таких как ядерные исследования, геология и геофизика, охрана окружающей среды, новые материалы, биотехнология, сформированы совместные рабочие группы, предусмотренные российско-южноафриканским Соглашением о научно-техническом сотрудничестве. Ряд российских высших учебных заведений заключили договоры о сотрудничестве с ведущими вузами ЮАР. В августе 1994 года состоялось открытие Центра российских исследований при Кейптаунском Университете. По инициативе РФ готовится создание совместного консорциума "Центр высоких технологий". Культурные связи. В 1991-1994 гг. в Южной Африке побывали многие российские художественные коллективы и солисты, в основном по линии коммерческих связей. Образованы общества "Россия-Южная Африка" и "Добрая надежда", фонд "Россия-Юг Африки".
В ЮАР открыты корпункты ОРТ (май 1992 г. ), ИТАР-ТАСС (лето 1992 г. ) и РИА-"Новости" (1994г. ), работают представители газеты "Труд", журналов "Эхо планеты" и "Деловой мир", свои корпункты намерены создать там и некоторые другие российские средства массовой информации.
Здесь выступали артисты нашего балета на льду, российского цирка, некоторые ансамбли и отдельные солисты и исполнители. В 1992, 1994, 1996 гг. музыканты Москвы принимали участие в международных конкурсах, которые Университетом Южной Африки проводятся раз в два года в Претории.
С сожалением приходится констатировать, что первые контакты официальных лиц и деловых кругов России и ЮАР далеко не всегда были плодотворными. Так, заместитель президента торговой палаты ЮАР Р. Хайвуд признался, что визиты россиян пока не принесли реальной отдачи, не создали заделов на будущее. "Принимая гостей из России, сказал он, - можно было подумать, что они приехали не контракты заключать, а прокатиться по ЮАР". 1 [1. См. : "Международная жизнь", Николаенко В. , “Южная Африка: трудный путь обновления”, N10, 1991г].
Южноафриканский "Фольксбанк" предложил российской стороне выкупить за 50% стоимости долги Мозамбика Советскому Союзу. После нескольких месяцев необъяснимых проволочек ответа на это предложение не поступило, но затем выяснилось, что эти же самые долги были проданы за бесценок Швейцарии. 2 [2. См. : Журнал “Компас” (БПИ), N 239/240, 11-12 декабря, 1991 г. ]. Число подобных примеров можно легко увеличить. Поспешность была проявлена российской стороной и в предложении Южной Африке своей рабочей силы. Она была основана на ложном представлении о ЮАР как стране обетованной для белого человека, которого там с нетерпением ждут с предложением оплачиваемой работы и условий достойной жизни. Показательна в этом отношении история 250 еврейских семей (около 600 человек), прибывших в ЮАР в конце 1991 года из бывшего СССР через Израиль "в поисках рая для белых". Не найдя ни работы, ни жилья, они были вынуждены поселиться в ночлежке в районе Хиллброу, известном в Йоханнесбурге как пристанище нищих. Занимавшийся их делом генеральный директор МВД ЮАР Пит Коллин заявил, что "в стране существует огромная безработица, и мы не можем трудоустраивать вновь прибывающих в ущерб тем, кто имеет глубокие южноафриканские корни".
И тем не менее, несмотря на отдельные ошибки, просчеты и накладки в сотрудничестве, объективный анализ показывает, что между Россией и ЮАР могут сложиться и успешно развиваться взаимовыгодные торгово-экономические, научно-технические, культурные и иные связи. Это признается и внешнеполитическим ведомством Южной Африки. Вывод его экспертов состоит в том, что Россия должна рассматриваться в качестве перспективного партнера как в международных делах, так и в сфере экономики.
Основные направления такого сотрудничества, как представляется, могли бы выглядеть следующим образом.
1. Взаимодействие на Африканском континенте. Уже отмечалось, что одним из главных внешнеполитических приоритетов ЮАР является укрепление своих позиций в Африке.
Дипломаты и политики Претории убеждены, что под давлением экономических трудностей новая Россия в предстоящий период будет продолжать свертывать отношения с африканскими странами. Поэтому Южная Африка без особых усилий может занять ее место и закрепиться на нем.
Во время визита в ЮАР одного из заммининдел РФ ему прямо намекали, что "неплохим полигоном для испытаний сотрудничества и взаимной "притирки" могли бы стать третьи страны в Африке". 1 [1. См. : Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г. ]. По некоторым данным, руководство ЮАР склоняется к тому, чтобы предложить России завершение сооружения начатых промышленных объектов, в частности, в Анголе, Мозамбике и Зимбабве. По оценкам южноафриканских экспертов, в странах Южной Африки насчитывается около 120 подобных объектов. 2 [2. См. : "Afrigue Contemporaine", N 155, Mars 1990, р. 50-51, 53. ]. 2. Координация действий на мировом рынке алмазов, драгоценных металлов и минерального сырья. Особого внимания заслуживает сотрудничество между "Главалмаззолотом" (ныне Росалмаззолото") и компанией "Де Бирс сентинэри", которое осуществляется на регулярной договорной основе не менее 30 лет. Базируется оно на том, что Россия (ранее СССР) добывает 25% всех алмазов мира, а "Де Бирс" контролирует напрямую 90% мировых продаж необработанных камней. 3 [3. См. : “Независимая газета”, 27 февраля, 1992 г. ]. В российских правительственных кругах осознается важность сохранения отношений с "Де Бирс" и налаживания сотрудничества с другими южноафриканскими компаниями, занимающимися драгоценными металлами и редкими видами минерального сырья. Это понимание привело в конце концов к подписанию нового соглашения о сотрудничестве между "Де Бирс" и российскими компаниями в начале 1997 г. , несмотря на целый ряд взаимных претензий. 1 [1. См. : “Независимая газета”, 15 января, 1997 г. ]. Однако достижение единства действий в столь деликатной сфере бизнеса, являющейся "сокровенной мечтой" многих фирм ЮАР, - это дело будущего и при непременном условии, что обе стороны серьезно и основательно поработают во имя общих интересов. Вряд ли стоит забывать и сбрасывать со счетов, что Россия и Южная Африка по алмазам, золоту и металлам платиновой группы являются не только партнерами, но и естественными конкурентами. 2 [2. См. : “Известия”, “Финансовые известия”, 21 ноября, 1996 г. ]. 3. Обмен современными технологиями и научными разработками. С первых контактов с российскими представителями южноафриканская сторона обнаружила стремление к приобретению в России космических, авиационных и иных уникальных технологий, которые подлежат рассекречиванию в ходе конверсии ВПК. Об этом желании открыто заявил в январе 1992 года посол ЮАР в РФ Г. Оливье. 3 [3. См. : Независимая газета, 15 января 1992 г. ]. Между Академией наук РФ и Фондом исследований для развития ЮАР было подписано соглашение о научном сотрудничестве в области биотехнологий, технологии конверсии, безопасности ядерных реакторов, предотвращения природных катастроф и освоения космоса. Власти ЮАР дали также согласие на оказание всемерной помощи российским полярникам, занимающимся исследованием Антарктиды. 4. Развитие взаимовыгодной торговли. В этой области у обеих сторон имеются достаточно солидные возможности, несмотря на переживаемый Россией социально-политический и экономический кризис и известный спад в экономике ЮАР. Так, южноафриканские фирмы проявили заинтересованность в экспорте в Россию оборудования для горнодобывающей, химической, нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности. Они могут предложить также широкий ассортимент электротехники, медикаментов, товаров повседневного спроса (например, готовую одежду, обувь, текстиль и т. п. ). В дальнейшем возможны поставки в Россию из ЮАР продуктов сельского хозяйства: кукурузы, сахара, чая, мяса, рыбы, овощей, фруктов, табака. В связи с климатическими различиями (летний сезон в Южной Африке приходится на российскую зиму) обе стороны могли бы заблаговременно договориться об ассортименте, объемах и сроках поставок и учитывать все это в планировании сельскохозяйственного производства. Южноафриканская сторона согласна, правда, с некоторыми оговорками, предоставлять России кредиты на закупку своих товаров, но под государственные гарантии. Первым практическим шагом в этом деле можно назвать выделение России кредита 100 млн. рандов на развитие торговли.
Из России южноафриканцы хотели бы получать взамен нефтепродукты, аммиак, минеральные удобрения, землеройные машины, большегрузные автомобили. К настоящему времени уже выявилось, что деловые люди ЮАР предпочли бы установление на строго избирательной основе прямых связей с российскими производственниками, а не биржевыми и прочими посредническими структурами. 1 [1. См. : ИТАР-ТАСС из Парижа, 4 февраля, 1992 г. ]. 5. Установление и развитие культурных связей. В этой области сделаны только самые первые и предварительные шаги.
Для южноафриканской публики Россия пока остается землей неведомой и потому ее посланцы культуры здесь весьма желанные гости.
6. Сотрудничество в области транспорта и связи. Как в ЮАР, так и в России хорошо понимают, что полнокровное и устойчивое сотрудничество не может нормально развиваться и крепнуть без надежного транспортного и коммуникационного обеспечения. С ноября 1991 года между Аэрофлотом и Южноафриканскими авиалиниями (ЮАА) действует договоренность о сотрудничестве. 5 декабря 1991 года в Москве впервые приземлился самолет "Боинг-747", принадлежащий ЮАА, который совершил перелет по маршруту Йоханнесбург-Франкфурт-на-Майне-Москва. В обратный рейс он взял на борт 70 артистов нашего цирка и 17 тонн их реквизита. Российский ИЛ-76 несколько раз летал в Кейптаун, доставляя туда сотрудников антарктической станции "Молодежная" и необходимые для них грузы. Регулярное воздушное сообщение между РФ и ЮАР было открыто в 1994 году. На повестке дня изучение перспектив установления других видов коммуникаций: радиотелефонной, телексной, факсимильной связи и морского судоходства. Похоже, что обе стороны считают эту сферу взаимодействия многообещающей и сулящей неплохую позитивную отдачу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На ближайшую перспективу для правительства и политических кругов Южной Африки важнейшей и самой злободневной проблемой остается, очевидно, достижение внутреннего примирения и завершение процесса демонтажа апартеида и закрепление его итогов принятием целой серии законодательных актов на основе Конституции страны.
Анализ внутриполитического положения ЮАР указывает на то, что в настоящее время отсутствуют предпосылки для возникновения гражданской войны на ближайшую перспективу. Хотя не исключены отдельные вооруженные столкновения и акты насилия, имеющие локальный характер. 1 [1. См. : "International Herald Tribune", 8 August, 1990, р. 2, 44. ]. Африканский национальный конгресс по существу не может выступать от имени всего черного населения ЮАР. Отсюда вытекает решение АНК пойти на раздел власти с Националистической партией и партией "ИНКАТА", что фактически уже произошло после апрельских выборов 1994 г. , а поскольку в любом случае речь идет о разделе власти, "черный апартеид" пока исключается.
Страны региона готовы к любому варианту политического урегулирования в ЮАР. Они понимают, что рассчитывать на единоличный приход к власти черных нереально, а отстранение белых от власти приведет к развалу экономики, в чем соседние страны не заинтересованы.
Активизация политических и торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой стала объективным и очевидным фактом. В целом она отвечает национальным интересам обеих стран. Если учесть, что всего лишь несколько лет назад эти государства не просто прохладно относились друг к другу, а считались врагами, то достигнутый прогресс по состоянию на конец 1996 г. - начало 1997 г. надо признать значительным. Развитию полнокровного и всестороннего сотрудничества во многом содействует и должно содействовать в дальнейшем то обстоятельство, что между двумя сторонами, кроме идеологического противостояния, никогда в прошлом не было никаких конфликтов. Вместе с тем, с учетом преимущественной ориентации ЮАР на США и другие западные державы и ее собственных устремлений в Африке, нам не следует ожидать быстрого развития российско-южноафриканских связей и рассчитывать на извлечение из них немедленной и существенной выгоды в решении в первую очередь экономических проблем России.
Что же касается Запада и, прежде всего США , то они уже сегодня опасаются возникновения ситуации, в которой Россия и ЮАР будут координировать свою политику на мировых рынках стратегического сырья.
Глубокое сотрудничество между Россией и ЮАР в перспективе объективно противоречит интересам развитых стран мира. В этой связи следовало бы отметить, что в политических и государственных кругах Претории утвердилась убежденность в том, что правительству необходимо считаться с Россией как с великой державой, как с постоянным членом СБ ООН. Однако, пока Россия остается ослабленной и не выйдет из экономического и социального кризиса, для Южной Африки она будет оставаться на ближайшие годы в известном смысле на периферии ее международных интересов.
Справедливости ради надо также признать, что и для России сотрудничество с ЮАР в обозримом будущем вряд ли станет приоритетным направлением внешней политики. Исходя из этого, российским ведомствам при поддержании отношений с ЮАР было бы целесообразным действовать скорее в расчете на перспективу, нежели на быстрые и легкие дивиденды от своих усилий.
При этом, как представляется, политика России в отношении ЮАР могла бы базироваться на следующих основных положениях:
- доброжелательной и участливой позиции как официальных структур, так и общественно-политических кругов России к проблемам, связанным с внутренним примирением и окончательной ликвидацией апартеида в ЮАР. Одобрении действий участников этого сложного, противоречивого и длительного процесса, если они ведут к утверждению подлинной демократии и общечеловеческих ценностей в этой стране. Недопущении дисбаланса в наших контактах с тремя основными составляющими общественно-политических сил ЮАР (АНК, Националистическая партия, Партия свободы "Инката");
- осторожном и взвешенном подходе к отношениям с ЮАР по государственной линии. Необходимости перевода связей с ней на договорно-правовую основу, которая опиралась бы на итоги выборов апреля 1994 г. , созданную инфраструктуру власти ЮАР и новую Конституцию страны;
- внимательном изучении внешнеполитических устремлений ЮАР, в первую очередь на главных приоритетных направлениях, и принятии своевременных и эффективных мер по предотвращению действий, ущемляющих интересы России, где бы то ни было и в каких бы формах это ни выражалось;
- координации Россией своей политики в отношении ЮАР с другими членами СНГ; - достижении принципиальной договоренности, а затем и заключении отдельных разовых соглашений с ЮАР о совместных действиях в Африке. Это важно как для противодействия политическому вытеснению России с Черного континента, так и в целях извлечения конкретных выгод для российской экономики; - строгом согласовании развития торгово-экономических, научно-технических и прочих связей с ЮАР с национальными интересами России. Полном исключении, по возможности, бесконтрольных действий российских торгово-экономических структур, не приносящих пользы стране и обществу в целом и ведущих к дискредитации России;
- продолжении сотрудничества с ЮАР по координации действий на мировом рынке алмазов, расширении подобного взаимодействия на сферу торговли золотом, металлами платиновой группы и другими видами сырья;
- всемерном содействии развитию культурных и гуманитарных связей и человеческих контактов при строгом учете исторических и этно-психологических особенностей народов, населяющих обе страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ
Потехин И. И. , Формирование национальной общности южноафриканских банту, М. 1955 г.
Ястребова И. П. , Южно-Африканский Союз после Второй мировой войны, М. 1952 г. Народы Африки, под редакцией А. Ольдерогге и И. И. Потехина, М. 1955 г. Страны Африки в системе экономических отношений Юг-Юг, "Наука". М. , 1991 г. Справочные материалы Департамента Африки МИД РФ, 1996 г.
Асоян Б. , ЮАР у порога цивилизованного мира, "Международная жизнь", N 4, 1991 г.
Николаенко В. , Южная Африка: трудный путь обновления, "Международная жизнь", N 10, 1991 г.
Научно-практическая конференция МИД РФ "Преображенная Россия в новом мире", "Международная жизнь", NN 3-4, 1992 г.
Карасин Г. , Россия и Африка, "Международная жизнь", N 1, 1993 г. Пиляцкин Б. , Прощай, страна "белого племени", "Новое время", N 18-19, 1994 г. Пумпянский А. , Страна-дальше ехать некуда - и ее лидеры, "Новое время", N 10, 1994 г.
Житомирский В. , Зима тревоги ихней или мудрость Манделы, "Новое время", N 25, 1994 г.
Титов В. , Африка в формирующемся постконфронтационном мире, "Международная жизнь", N 7, 1991 г.
Хазанов А. , Война в Анголе. Постскриптум, "Международная жизнь", N 10, 1991 г. "Азия и Африка сегодня"
- NN 3, 5, 6, 1994 г. ; - NN 9, 10, 1995 г.
"Мировая экономика и международные отношения", N 2, 1994 г. "Компас" (БПИ)
- N 224, 20 ноября. 1991 г. ; - N 239/240, 11-12 декабря 1991 г. Газета "Правда", 1991-1997 гг. "Независимая газета", 1991-1997 гг. "Известия", "Финансовые известия", 1992-1997 гг. ТАСС - из Хараре, 1991-1992 гг. - из Масеру, 1992-1995 гг. ИТАР-ТАСС - из Мапуту, 1992-1993 гг. - из Лусаки, 1992 г. - из Парижа, 1992-1993 гг. - из Лондона, 1992 г. - из Москвы, 1996-1997 гг. ЮАРК, 1991-1992 гг. "Рейтер", 1991-1993 гг. "Франс пресс", 1991-1994 гг. Газета "Гюнай", Баку, 1997 г. "Зеркало", Баку, 1996-1997 гг. "International Нerald Tribune", 1991, Nоvember, 21. "Star", 1991. "Sunday Star", 1991-1992. "Sunday Times", 1991. "Weekly Mail", 1991, November, 10. "Liberation", 1992, Avril, 8. "Business Day", 1991. "Bild", 1991, November, 20. "Citizen", 1991, November, 21. "Burger", 1992, March, 1. "Sowetan", 1991, November, 25.
"World Country Report Service", vol. ХХ, N 7, South Africa, 1990. "Vital Speeches of the Day", 1990, p. 469-470.
"Observer", 1990, September, 16, p. 19. "Africa Economic Digest", 1990, October, 15. "Spectator", 190, August, 18, р. 14-16. "Africa Economic Digest", 1990, November, 12, р. 12. "Afrigue Contemporaine", N 155, Mars 1990, р. 50-51, 53. "Africa Confidential", 1990, May, 18, р. 1-2. "Washington Post", 1990, March, 13, р. 8. "Reuter", Harare", 1990, August, 12. "Boston Glob", 1990, April, 2, р. 9. "International Herald Tribune", 1990, August, 8, р. 2, 44. Walker E. A. , A history of South Afrika, L-N-Y, 1928. Aschinger F. , Die Wirtschaft Sudafrikas, Zurich, 1954. О Т З Ы В на дипломную работу
студента IV курса факультета политологии БИСУП Коненко Г. Г. по теме “Основные проблемы внешней политики ЮАР
на современном этапе”.
Студент выпускного курса института Коненко Г. Г. исследовал актуальную тему “Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе” и сумел в дипломной работе представить результаты своей научно-поисковой работы. Хотелось бы отметить, что Коненко Г. Г. , в процессе изучения темы, сумел переработать значительное количество специальной литературы, документов. Стремясь довести исследуемую проблематику до “сегодняшнего” дня, Коненко Г. Г. ознакомился также со всеми наиболее важными журнально-газетными публикациями по проблемам внешней политики ЮАР.
Главное в этой поисковой работе - умение выбирать и обрабатывать материал. Результатом хорошо осмысленной работы дипломанта с литературой является событийная и фактическая содержательность, структурная развлетвленность и тесная взаимосвязь анализируемых аспектов работы. Важным достоинством дипломной работы являются также авторские выводы в “Заключении”, представленные как итог изучения темы.
В целом представленная работа - свидетельство приобретенных студентом Коненко Г. Г. в период обучения в БИСУП важного навыка организовывать и целенаправлено вести исследовательскую работу.
Учитывая вышесказаное, считаю что дипломная работа Коненко Г. Г. отвечает предъявляемым требованиям и поэтому рекомендуется к защите.
Доцент кафедры международных отношений и страноведения О. АЛИЕВ Р Е Ц Е Н З И Я на дипломную работу студента IV курса БИСУП Коненко Г. Г.
по теме “Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этане”
Дипломная работа студента выпускного курса Коненко Г. Г. посвящена изучению проблем внешней политики ЮАР на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, 3-х равнообъемных глав и заключения. Следует отметить, что студент Коненко Г. Г. квалифицированно определив структуру изучения темы, сумел обеспечить в работе принцип последовательности в изложении материала и выйти на значимые политико-практические выводы, определяющие особенности внешней политики ЮАР.
Всему содержанию работы студент Коненко Г. Г. стремится придать целевой характер. Хорошо прослежены автором работы
происходящие в ЮАР перемены, направленные на демократизацию южноафриканского общества. Об уровне работы могут свидетельствовать рассмотрение возможных моделей политического устройства ЮАР, выделение параметров, определяющих взаимосвязь внешней политики с внутренней.
Полнота анализа проблемы достигается Коненко Г. Г. и путём расширения объектов изучения, таких как региональная политика ЮАР, политика её руководства по выводу страны из международной изоляции.
Дипломная работа выделяется разборчивым отношением Коненко Г. Г. к важным политическим и внешнеполитическим событиям ЮАР, умением выделить среди них определяющие и исторически значимых.
Дипломная работа Коненко Г. Г. отвечает предъявляемым требованиям и поэтому рекомендуется к защите перед ГЭК.