Рефераты

Парламент Канады

p>Всякий публичный законопроект должен пройти в палате общин следующие стадии: 1. Первое чтение. Это формальная стадия, на которой происходит внесение законопроекта в палату. Депутат, желающий внести билль, уведомляет об этом спикера и представляет текст законопроекта клерку. Иногда депутат в нескольких словах излагает цель вносимого билля. Затем клерк зачитывает название законопроекта и сообщает, в какой день состоится второе чтение. Согласно регламенту, депутат должен дать уведомление о своем намерении внести законопроект за 48 ч, о чем появляется информация в ежедневном издании палаты. При внесении билля депутат должен получить на это формальное согласие палаты общин. Практика палаты общин почти не знает случаев отказа депутату в разрешении внести законопроект. Правила регламента отводят два дня в неделю (вторник и четверг), а также по одному часу в понедельник и пятницу рассмотрению вопросов, связанных с законопроектами отдельных депутатов. При этом в ряде случаев эти вопросы могут быть сняты для обсуждения более важных проблем правительственной политики, поэтому шансы на прохождение биллей “частных членов” невелики.

В данных условиях вопрос о том, кто из рядовых членов палаты общин может внести законопроект, определяется жеребьевкой, которая существенно ограничивает внесение законопроектов отдельными депутатами. На практике в таком порядке в течение одной сессии обычно вносится до 20 биллей, причем не все они рассматриваются палатой. 2. Второе чтение. На данной стадии происходит обстоятельное рассмотрение законопроекта, но при этом обсуждаются только его основные, принципиальные положения. Согласно правилам процедуры, палата не может рассматривать отдельные статьи законопроекта или какие-либо поправки к нему. Она решает вопрос о том, насколько целесообразно в принципе принятие данного билля. В результате второго чтения законопроект может быть одобрен и направлен в соответствующий комитет для детального рассмотрения и выработки поправок или отклонен в целом. Регламент палаты общин дает возможность снять любой законопроект, не доводя его до второго чтения и не открывая по нему дебатов. Так, в начале второго чтения спикер ставит вопрос о том, приступать ли ко второму чтению. В этот момент любой депутат может выступить с возражением против предложения спикера, либо внести поправку о том, чтобы второе чтение имело место по прошествии шести месяцев (это означает, что билль не будет рассмотрен на текущей сессии), либо вообще отказать законопроекту во втором чтении. Практически на стадии второго чтения могут отклоняться билли “частных членов”, но не правительственные законопроекты, за которыми стоит большинство депутатов. 3. Стадия комитета. В соответствующем комитете палаты происходит детальное, постатейное рассмотрение законопроекта. Считается, что при обсуждении билля комитет связан решением палаты общин, вынесенном при втором чтении, и не вправе вносить в него такие поправки, которые искажают основные положения и принципы законопроекта, уже одобренного палатой.

В действительности комитет обладает обширными правами. Он может отклонить любую статью законопроекта, выделить какую-либо часть билля в отдельный законопроект, просить у палаты предоставить ему право разделить законопроект на две или несколько частей либо объединить два билля в один. При этом палата общин не может вмешиваться в работу комитета или истребовать законопроект из комитета до завершения его рассмотрения и внесения поправок. Как правило, билли направляются в один или несколько постоянных комитетов палаты, что определяется характером самого билля; иногда— в специальные комитеты или объединенные комитеты обеих палат парламента. Финансовые законопроекты подлежат рассмотрению в комитете всей палаты. 4. Стадия доклада. Комитет уведомляет палату о завершении рассмотрения билля. Минимум через 48 ч после такого уведомления палата начинает рассматривать законопроект постатейно, обсуждает сделанные комитетом поправки и решает, должны ли отдельные статьи билля быть приняты в прежнем виде, с поправками комитета или изменениями, которые могут быть внесены на стадии доклада. За 24 ч до начала рассмотрения билля с поправками комитета депутаты делают уведомление об их намерении поставить на обсуждение какие-либо поправки в дополнение к тем, которые внес комитет. Спикер палаты самостоятельно решает вопрос о том, какие поправки депутатов и в какой последовательности ставить на обсуждение. До 1968 г. дебатов по поправкам на данной стадии не проводилось. 5. Третье чтение. Как правило, оно имеет место сразу после окончания стадии доклада. Это достаточно формальная стадия обсуждения законопроекта, поскольку во время дебатов палата связана уже принятыми положениями билля. На стадии третьего чтения могут предлагаться поправки, не затрагивающие существа законопроекта. Иногда оппозиция использует третье чтение как последнюю попытку провалить правительственный законопроект или еще раз сформулировать причины своего несогласия с одобряемым биллем. После прохождения трех чтений законопроект считается принятым палатой общин. 6. Преодоление разногласий с сенатом. После принятия билля палатой общин клерк относит его в сенат, где он проходит те же стадии. В случае, если сенаторы вносят в законопроект поправки, он вновь поступает на рассмотрение палаты. Если возникают существенные расхождения в двух вариантах билля, может созываться конференция с участием депутатов палаты общин и сенаторов. Эта конференция фактически является временным согласительным комитетом. После преодоления разногласий и окончательного одобрения законопроекта обеими палатами он передается генерал-губернатору Канады; последний дает “королевскую санкцию”, то есть утверждает билль, который становится законом и именуется “Актом парламента”. Если иное не оговорено, он вступает в силу с момента утверждения его генерал-губернатором, который имеет чисто формальное право отказать в утверждении билля, то есть наложить вето, однако на практике это право не использовалось английскими монархами (и их представителями— генерал-губернаторами) с начала XVIII в.

Частные законопроекты проходят те же стадии, хотя их обсуждение сопряжено с некоторыми процедурными особенностями. Они первоначально вносятся на рассмотрение сената, их подробно обсуждают в комитетах (в первую очередь в сенатских) с приглашением представителей заинтересованных сторон. Лицо или компания, заинтересованные в принятии такого билля, должны уплачивать особую пошлину при их внесении и на каждой стадии прохождения. В зависимости от стадии пошлина составляет 100—800 долл. В палате общин частные законопроекты, как правило, не вызывают особого интереса, поэтому дебаты практически не проводятся. Рассмотрение финансовых законопроектов в палате общин имеет ряд процедурных особенностей. Согласно Конституции, финансовые билли могут вноситься первоначально только на рассмотрение палаты общин. Предварительно эти законопроекты детально прорабатываются кабинетом, получают формальное одобрение генерал-губернатора и в виде послания генерал-губернатора направляются в палату общин в начале сессии парламента, где незамедлительно передаются в соответствующие постоянные комитеты. Указанная процедура означает, что право законодательной инициативы по финансовым вопросам принадлежит только правительству. Финансовые законопроекты рассматриваются не в обычном заседании палаты общин, а в заседании в виде комитета всей палаты. Для принятия финансового законопроекта необходимо получить согласие правительства в виде рекомендации.

Ежегодно палата общин рассматривает законопроект о бюджете. Правительство разрабатывает проекты смет основных и дополнительных расходов по отдельным ведомствам и программам, а также проект предложения “об изыскании путей и средств”, то есть источников финансирования. Финансовые предложения правительства вызывают оживленные дебаты в палате общин. При этом правила процедуры не исключают возможности того, что палата может рассматривать финансовые билли, и не преобразуя себя в комитет всей палаты.

В 1968 г. палата общин упростила процедуру рассмотрения финансовых законопроектов, упразднив “комитет субсидий” и “комитет по изысканию путей и средств”. Оба эти комитета представляли собой разновидности комитета всей палаты, имевшие особенности в процедуре рассмотрения финансовых биллей. Смысл реформы состоял в усилении роли постоянных комитетов, рассматривающих отдельные статьи и группы статей проекта бюджета, что облегчает работу самой палаты (в том числе в форме комитета всей палаты) и сокращает время прохождения финансовых биллей в среднем на 10—15 дней в течение каждой сессии. Порядок работы палаты общин отводит 25 дней на каждой сессии для внесения предложений депутатами от оппозиции. Они имеют право также внести не более шести предложений, содержащих вопрос о доверии правительству в связи с рассмотрением финансовых законопроектов. Контроль за расходованием выделенных по отдельным статьям средств возлагается на особое должностное лицо канадского парламента —генерального аудитора (ревизора), который представляет ежегодные доклады в постоянный комитет по государственным расходам. Вопросы, связанные с должным расходованием средств, могут стать предметом рассмотрения на заседаниях самой палаты общин.

    Контроль над правительством

Регламент палаты общин предусматривает следующие формы контроля над правительством: вопросы депутатов министрам; дебаты по тронной речи; предложения депутатов; назначение следственных комитетов; проверка актов делегированного законодательства и правильности назначений на государственные должности.

Вопросы депутатов министрам — наиболее часто применяемая процедура. Они одновременно являются формой контроля и средством получения информации от правительства.

Согласно регламенту, ежедневно может выделяться до 40 мин для ответов министров на поставленные депутатами вопросы. Для того чтобы обратиться к министру, парламентарий должен за 48 ч до выделенного для ответов времени дать уведомление о своем намерении задать вопрос. При этом он вносит свой вопрос в “порядок дня” палаты общин. Если вопрос помечен звездочкой, министр должен дать устный ответ, если нет — представить клерку палаты текст своего ответа. Если министр утверждает, что поставленный вопрос требует обстоятельного ответа, который невозможно дать в отведенное время, то при согласии палаты он может представить письменный ответ. Формально каждый депутат имеет право ежедневно задавать министрам три вопроса. Если время, отведенное на ответы, истекает, то соответствующий министр должен дать ответ на следующий день. В случае, если депутат не удовлетворен ответом министра, он может уведомить палату о том, что намерен поставить вопрос министру в один из дней, когда по регламенту за 30 мин до объявления перерыва выделяется дополнительное время для ответов на вопросы.

Спикер палаты может снять “недопустимый” вопрос депутата (например, требование предоставить секретные данные либо уже доступную информацию). Со своей стороны любой министр может отказаться ответить на вопрос депутата без указания мотивов. Такое случается достаточно редко, так как подобные действия министра могут нанести ущерб его престижу как члену кабинета.

Согласно традиции, во время ответов на вопросы депутатов должны присутствовать все или почти все министры или их парламентские секретари. Неоднократное отсутствие того или иного министра может вызвать недовольство парламентариев и общественности, наблюдающей за работой палаты общин по телевидению. Вопросы депутатов и ответы министров (устные и письменные) публикуются в ежедневных официальных отчетах о работе палаты общин. Дебаты по тронной речи. Тронная речь, с которой выступает от имени английской королевы генерал-губернатор Канады, представляет собой подготовленный правительством доклад. В нем излагается программа правительства на предстоящий год. Согласно регламенту палаты общин, дебаты по тронной речи не должны занимать более восьми дней.

Дебаты по существу являются обсуждением предложения правительства одобрить положения тронной речи. Члены оппозиции обычно вносят поправки к тронной речи, которые рассматриваются в установленные дни в пределах восьмидневного периода. Указанные дебаты дают возможность оппозиции подвергнуть критике правительственную программу в целом. Принятие поправок весьма затруднено, поскольку для их одобрения требуется поддержка депутатов от правящей партии, которые в силу партийной дисциплины поддерживают правительственный курс. За 30 мин до окончания восьмого дня дебатов по тронной речи спикер объявляет об их прекращении и ставит на голосование предложение правительства, которое обычно одобряется большинством голосов членов палаты общин. Предложения депутатов представляют собой форму парламентской процедуры, посредством которой депутат может поставить на обсуждение палаты общин какой-либо вопрос, предлагая его рассмотреть и вынести свое решение. Если предложение отдельного депутата будет принято при голосовании, оно становится решением всей палаты. Внесение предложений депутатами рассматривается как форма контроля над правительством, поскольку открывает возможность обсуждения правительственной политики.

Член палаты общин, желающий внести предложение, должен заранее уведомить о своем намерении палату и найти второго депутата, который поддерживает его предложение. Предложение в письменном виде подается спикеру, который зачитывает его депутатам. Вопрос о рассмотрении предложения решается самой палатой, а фактически— правительственным большинством. На практике предложения вносятся просто с целью критики правительства и часто вообще не обсуждаются, так как против этого возражает большинство. Депутат обычно забирает свое предложение назад. Регламент палаты общин предусматривает, кроме того, право депутатов вносить предложение с целью срочного обсуждения вопроса, имеющего важное значение. Такое предложение подлежит обсуждению в тот же день. Однако использование этого права сопряжено с рядом процедурных требований и условий. Необходимо, чтобы спикер палаты признал, что данный вопрос является важным и требующим срочного рассмотрения. Решение спикера является окончательным и не подлежит обсуждению. Кроме того, депутат должен иметь разрешение палаты на внесение такого предложения. Разрешение считается полученным, если предложение поддерживают не менее 20 членов палаты. При соблюдении указанных условий палата начинает обсуждение предложения депутата. Особое значение имеют предложения депутатов, в которых фактически ставится вопрос о доверии правительству. Внося подобные предложения, депутаты от оппозиции стремятся в ходе их обсуждения подвергнуть острой критике правительственный курс, особенно в финансовой области. При этом регламент палаты общин не определяет понятия “вотум недоверия” и ничего не говорит о правовых последствиях выражения недоверия правительству палатой. В 1968 г. правительственный проект бюджета не был одобрен палатой общин, однако тогдашний кабинет во главе с Л. Пирсоном внес на рассмотрение парламентариев предложение не считать отклонение бюджетного билля выражением недоверия правительству, и оно было поддержано большинством депутатов. Следственные комитеты являются разновидностью специальных комитетов и проверяют деятельность отдельных правительственных департаментов. Доклады следственных комитетов могут стать предметом рассмотрения палатой общин.

Проверка актов делегированного законодательства и правильности назначений, на государственные должности. Объединенный комитет по проверке актов делегированного законодательства имеет право рекомендовать соответствующим министерствам и другим правительственным ведомствам отменять акты делегированного законодательства, изданные с превышением полномочий или нарушением процедуры. С недавнего времени постоянные комитеты палаты общин получили право оценивать правильность и обоснованность назначения на должности в федеральном государственном аппарате (за исключением судов) и давать заключения, которые, впрочем, не являются обязательными для правительства. Особое место занимает контроль над финансами, который состоит в контроле над расходованием правительством уже утвержденных парламентом финансовых средств.

    Правовое положение депутата

Депутат палаты общин канадского парламента рассматривается как представитель всей нации, а не соответствующего избирательного округа. Законодательство Канады прямо запрещает отзыв члена палаты и императивный мандат. Так, Закон о выборах 1984 г. устанавливает, что депутат не имеет права подписывать какое-либо обязательство проводить определенную линию или защищать чьи-либо интересы, поскольку это ограничивает его свободу действий в парламенте. Вместе с тем отсутствие императивного мандата и права отзыва не делает члена палаты общин полностью независимым, поскольку он почти всегда партиен и подчиняется партийной дисциплине; он в значительной степени зависит от своего избирательного округа, так как судьба мандата решается голосованием; он, наконец, зависит и от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию.

Член палаты общин является или призван стать профессиональным парламентарием, поэтому его мандат обладает свойством несовместимости с любой государственной должностью, за исключением министерских постов. До 1931 г. любой депутат, получавший назначение на министерскую должность, должен был вновь выставить свою кандидатуру в соответствующем избирательном округе с тем, чтобы избиратели в ходе дополнительных выборов “подтвердили его мандат”. В содержание депутатского мандата входят следующие основные компоненты: Иммунитет. Канадское законодательство предоставляет депутату палаты общин ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. 1. Депутатская неприкосновенность. Парламентарий не может быть арестован или заключен в тюрьму в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу или на основании решения суда по такому делу во время сессии парламента либо во время следования для участия в работе сессии или возвращения к месту жительства по ее завершении. Характерная особенность правового положения депутата палаты общин Канады состоит в том, что депутатская неприкосновенность не распространяется на случаи уголовного преследования. Спикер палаты немедленно ставится в известность, если имеются основания для ареста депутата. Во время сессии депутат не может исполнять обязанности присяжного заседателя; его нельзя также в принудительном порядке доставлять в суд в качестве свидетеля без санкции палаты общин. 2. Свобода слова, голосования и участия в работе палаты. Свобода слова сводится к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за какие-либо высказывания в палате общин или в одном из ее комитетов, поскольку они осуществляются в силу мандата. Свобода голосования и участия в работе палаты общин означают право депутата осуществлять свои полномочия при обсуждении, принятии законопроектов, других решений и вопросов, которые входят в компетенцию палаты. Естественно, что каждый депутат действует в пределах правил процедуры и партийной дисциплины. Депутат палаты общин имеет право уйти в отставку. Индемнитет. Данный термин означает вознаграждение за парламентскую деятельность. Жалованье членов палаты общин пересматривается ежегодно. По данным за 1987 г. , оно составило 56 100 канадских долл. в год ( 1 канадский долл. = 0, 77 долл. США). Это существенно превышает среднегодовой доход на душу населения в Канаде, который составляет 15 тыс. долл. в год. Кроме того, парламентарии получают ежегодное не облагаемое налогом пособие в размере 18 700 долл. Казна покрывает транспортные расходы депутата (имеются в виду поездки, связанные с исполнением официальных обязанностей, в первую очередь, в свой избирательный округ), расходы на почтовую корреспонденцию и телефонные разговоры служебного характера. Депутат получает дотации в размере 100 400 долл. в год на содержание резиденций и личного штата в Оттаве и своем избирательном округе. В целом содержание одного члена палаты общин обходится в настоящее время канадским налогоплательщикам в 300 тыс. долл. ежегодно.

Депутат имеет право пользоваться услугами постоянного штата палаты общин, который достигает 2 тыс. человек и включает в себя юридических консультантов, экспертов, делопроизводителей, библиотекарей, охранников, официантов и другой вспомогательно-технический персонал. Должную работу палаты общин призваны обеспечить различного рода службы: почтовое отделение, типография, медицинские пункты, компьютерные службы, группа переводчиков, рестораны, мастерские по ремонту, парикмахерские, салон красоты и др. Бюджет палаты общин в 1987 г. составил 167, 5 млн долл. За его исполнение отвечает специальный парламентский орган — комиссия по внутренней экономии, создаваемая палатой в составе пяти человек. Она включает в себя четырех депутатов, занимающих министерские должности, и спикера палаты общин как председателя комиссии. Вспомогательным аппаратом палаты руководят два ее должностных лица — клерк палаты и пристав. Целый ряд депутатов, занимающих различные должности в палате общин и правительстве, получают дополнительное вознаграждение, помимо ежегодного жалованья 56 100 долл. Так, премьер-министр получает 64 тыс. долл. , остальные министры, спикер и лидер оппозиции— по 42 800 долл. Лидер Новой демократической партии в палате общин получает 25 800 долл. ; парламентские помощники министров — 9400 долл. ; главные парламентские организаторы (“кнут”) — II 700 долл. Начиная с 1969 г. органы политических партий в палате общин —кокусы стали получать от государственной казны дотации на содержание своего постоянного вспомогательного персонала. Размеры дотаций зависят от числа депутатов данной партии в палате. Такая система финансирования ставит в более выгодное положение партию, стоящую у власти, которая помимо аппарата своего кокуса может использовать услуги федеральной государственной службы.

В Канаде уделяется существенное внимание обеспечению должного уровня профессиональной и политической подготовки парламентариев. Для членов палаты общин, впервые избранных в состав законодательного органа и не имеющих необходимого опыта парламентской деятельности, организуются курсы профессиональной ориентации, на которых депутаты слушают лекции ведущих политиков и специалистов в области конституционного права.

Ответственность депутата. Злоупотребление членами палаты общин своими привилегиями, нарушение ими законов страны влекут применение соответствующих санкций. Наиболее существенными являются следующие.

1. Тюремное заключение. Такая мера наказания может применяться к депутатам, допустившим серьезное злоупотребление своими привилегиями и правами (использование свободы слова для клеветы в отношении других парламентариев, палаты общин в целом, отдельных граждан и государственных и общественных организаций и учреждений, оскорбление спикера, неуважение к парламенту и др. ). Палата общин издает особый приказ о заключении в тюрьму. При этом такой приказ имеет силу только на период текущей сессии палаты. После окончания подвергшийся наказанию депутат освобождается. Подобная санкция практически не применяется. 2. Исключение из состава палаты общин, что практически означает лишение депутатского мандата. Такая санкция применяется обычно в случае совершения депутатом уголовного преступления и признания его виновным в судебном порядке. Например, в 1946 г. депутат Ф. Роуз был исключен из состава палаты общин в связи с его арестом по подозрению в шпионаже.

3. Лишение депутата права участвовать в заседаниях палаты общин на определенный срок. Такое наказание связано обычно с достаточно серьезными нарушениями регламента (неподчинение указаниям спикера, проявление к нему или другим парламентариям неуважения, попытка взять слово без разрешения и т. п. ). При этом фамилия нарушителя называется спикером, вносится соответствующее предложение и после его принятия пристав удаляет провинившегося депутата из зала заседаний. Член палаты общин обязан присутствовать на ее заседаниях. Теоретически за отсутствие без уважительных причин к парламентарию может быть применена одна из перечисленных санкций. Однако депутаты почти всегда находят достаточно веские основания (служебного или семейного характера), чтобы оправдать свое отсутствие. В определенной степени положительное воздействие на укрепление парламентской дисциплины оказали прямые трансляции заседаний палаты общин, которые представляют возможность избирателям лично наблюдать и оценивать степень активности своих избранников. К тому же появление телекамер в зале заседаний побуждает депутатов максимально использовать свои права на выступления, вопросы и т. д. для повышения собственного политического престижа и саморекламы.

В случае, если в палате общин рассматривается какое-либо обвинение в отношении депутата (получение взятки, нарушение законодательства о выборах и др. ), последний может просить палату освободить его от участия в этих дебатах.

    СЕНАТ

Сенат парламента Канады, созданный на основании Акта о Британской Северной Америке 1867 г. , был задуман как самостоятельный законодательный орган, состоящий из лиц, которые могут свободно выражать свои мнения и принимать решения, поскольку не зависят ни от избирательного корпуса, ни от партийного соперничества. Акт 1867 г. предоставил сенату статус, идентичный правовому положению палаты общин. Было предусмотрено лишь одно исключение: все финансовые законопроекты должны первоначально вноситься в палату. Указанное положение закона сразу же поставило сенат в неравноправное положение по отношению к нижней палате. Конституционный Акт ничего не говорит о том, может ли сенат отвергать или вносить поправки в финансовые законопроекты. Согласно правилу 87 регламента палаты общин, сенат лишен этого права, поскольку именно палата является единственным органом, Который вправе решать все вопросы финансового характера. Сенаторы не признают этих притязаний нижней палаты и регулярно вносят поправки в финансовые билли. Практика показывает, что палата общин молчаливо соглашается с этим, хотя и дает понять, что такое согласие не должно создавать прецедента.

Слабость сената определяется и тем, что он лишен мандата избирательного корпуса и не может с полным основанием претендовать на роль общенационального законодательного органа. Сенат был создан как выразитель и защитник интересов субъектов канадской федерации— провинций. Однако так и не был закреплен конституционный или законодательный механизм, позволяющий ему осуществлять эту функцию. Верхняя палата имеет очень слабые полномочия в области контроля над правительством. Это объясняется тем, что кабинет состоит из руководящих деятелей партии, получившей большинство мандатов в палате общин. Являясь депутатами палаты, министры регулярно присутствуют на заседаниях, в том числе и для ответов на вопросы парламентариев. С 1921 г. сложилась традиция не назначать министрами сенаторов, и за редким исключением она соблюдается по сей день. Присутствие министров в палате общин необходимо еще и потому, что большинство вносимых правительством законопроектов так или иначе связано с проблемой финансирования, которую главным образом решает именно нижняя палата. Указанные обстоятельства практически лишают сенат всяких рычагов воздействия на кабинет.

Отсутствие министров в сенате является главной причиной того, что верхняя палата получает очень мало правительственной информации. Это не дает сенаторам возможности определить реальную потребность в принятии того или иного закона, поэтому сенат проявляет низкую активность во внесении публичных законопроектов, хотя теоретически имеет почти равные права с палатой общин в этой области. Формально оппозиция, имеющая большинство в сенате, но меньшинство в палате общин, могла бы использовать верхнюю палату для блокирования правительственных законопроектов. Однако на практике этого не происходит, так как лидеры оппозиции понимают, что в случае прихода их к власти такой же прием мог бы быть использован уже против них; к тому же подобный шаг представлял бы грубое нарушение парламентских традиций Канады и резко снизил бы популярность оппозиционной партии.

Дальнейшее ослабление полномочий сената произошло в 1982 г. с принятием Закона о Конституции, который установил, что конституционные поправки могут приниматься палатой общин в обход сената, если сенат в течение 180 дней не одобрит предложенный проект поправки.

Сенат состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены; для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на четыре группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами. В настоящее время система представительства выглядит следующим образом: 1. Приморские провинции (Новая Шотландия, Нью-Брансуик —по 10 сенаторов, Принца Эдуарда —4)—24 сенатора. 2. Квебек — 24 сенатора.

    3. Онтарио — 24 сенатора.

4. Западные провинции (Манитоба, Саскетчеван, Альберта, Британская Колумбия — по 6 сенаторов) — 24 сенатора. Кроме того, с 1949 г. назначают шесть сенаторов от провинции Ньюфаундленд, а с 1976 г. — по одному сенатору от Северо-Западных территорий и Юкона. Каждый сенатор считается представителем всей провинции. Исключение представляет Квебек, каждый сенатор от которого рассматривается как представитель одного из 24 особых (“исторических”) округов. Кандидат на должность сенатора должен отвечать четырем основным требованиям: иметь канадское гражданство; быть не моложе 30 лет; проживать в провинции, от которой он назначается; быть владельцем недвижимой собственности, оцениваемой не менее чем в 4 тыс. долл. и не обремененной долгами. С 1930 г. сенаторами могут назначаться женщины. В условиях канадской партийной системы, когда консерваторы и либералы попеременно сменяют друг друга у власти, назначение в состав сената имеет ярко выраженный партийный характер. Находящийся у власти премьер-министр стремится заполнить имеющиеся в сенате вакансии своими сторонниками, которых он, таким образом, вознаграждает за оказанные в прошлом политические услуги. Сенаторами нередко назначаются бывшие министры, члены палаты общин и премьер-министры провинций. Так, в 1984 г. из 86 сенаторов (18 мест были вакантны), лишь четверо объявили себя независимыми беспартийными парламентариями; 60 принадлежали к либеральной партии, 22 — к прогрессивно-консервативной. Из 82 партийных сенаторов 40 ранее были членами палаты общин и провинциальных законодательных органов, а из оставшихся 42-х многие занимались в прошлом организацией избирательных кампаний и их финансированием. В составе верхней палаты канадского парламента много сенаторов, представляющих интересы отдельных социальных групп, в первую очередь предпринимателей. Анализ данных за 1984 г. показал, что профессиональные интересы сенаторов распределялись следующим образом: юриспруденция — 34%, частное предпринимательство — 29, образование — 10, государственная служба — 8, сельское хозяйство — 6, здравоохранение — 6, средства массовой информации — 5, профсоюзы и трудовые отношения —2%. В 1985 г. в сенате заседало II женщин. До середины 60-х гг. члены сената назначались пожизненно. В соответствии с поправкой к Конституции, принятой в 1965 г. , сенаторы остаются в должности до достижении 75-летнего возраста. Эта конституционная норма не имеет обратной силы, поэтому лица, назначенные в сенат до ее принятия, занимают должность пожизненно. В 1984 г. в сенате Канады имелись следующие возрастные группы: 30—40 лет — никого; 41—50 — 7 человек. В 1985 г. в сенате заседало 15 человек, назначенных пожизненно в период 1955—1964 г. г. В 1987 г. одному сенатору исполнилось 95 лет. Система назначений, существовавшая до 1965 г. , и стремление использовать заполнение вакансий в качестве платы за услуги, оказанные своей партии людьми, имеющими сомнительные способности парламентариев, имели три последствия: во-первых, в сенат нередко попадают пожилые люди, которые уже не в состоянии принести реальной общественной пользы; во-вторых, многие рассматривают получение должности в сенате как неплохое завершение политической карьеры и, в-третьих, само положение сенатора, не требующее политической борьбы и гарантирующее достаточно спокойную жизнь и приличное вознаграждение, не стимулируют активность членов верхней палаты. Жалованье сенатора в 1987 г. составило 54 тыс. долл. в год. Кроме того, сенаторы получают ежегодное не облагаемое налогом пособие в размере 8 тыс. долл. в год. Их служебные расходы оплачиваются из государственного бюджета. В 1985 г. специальная комиссия рекомендовала заморозить жалованье сенаторов до тех пор, пока оно не сократится до 60% жалованья члена палаты общин.

Сенаторы имеют те же права и привилегии, что и депутаты нижней палаты парламента. Сенатор может уйти в отставку до истечения срока полномочий, подав прошение на имя генерал-губернатора. Конституция устанавливает, что место сенатора становится вакантным в следующих случаях: 1. Если сенатор отсутствовал в течение двух сессий подряд. 2. Если сенатор заявляет под присягой, что он “выполнял приказы иностранной державы”, или переходит в иностранное гражданство.

3. В случае признания сенатора банкротом или несостоятельным должником. 4. Если он признан виновным в измене или осужден за совершение уголовного преступления или какого-либо “позорного преступления”.

5. В случае, если сенатор утрачивает недвижимую собственность или перестает проживать в провинции, которую он представляет. Официальная часть сената, как и палаты представителей, состоит из ряда должностных лиц и комитетов. Характерная особенность сената заключается в том, что спикер этой палаты не избирается, а назначается по рекомендации премьер-министра генерал-губернатором. Последний может сместить спикера. Система комитетов сената практически идентична комитетской системе палаты общин. Комитеты создаются на основе резолюций сената и подразделяются на постоянные, специальные и объединенные.

Наиболее важную роль играют постоянные комитеты, компетенция которых имеет отраслевой и функциональный характер (по сельскому хозяйству; транспорту и связи; здравоохранению, социальному обеспечению и науке; по делам банков и торговле; по процедурным вопросам и др. ).

Значительную роль играют постоянные комитеты сената, когда он рассматривает публичные законопроекты, поступившие из палаты общин. Так, в 1975 г. комитет сената по делам банков и торговле внес 139 поправок в законопроект о банкротстве, представленный палатой общин. Причем в результате длительной доработки этого билля нижняя палата полностью или частично учла 127 поправок, внесенных сенатским комитетом. Поскольку состав сената более стабилен, чем состав палаты общин, может сложиться ситуация, когда пришедшее к власти правительство опирается на большинство в палате общин, но в сенате парламентарии от правительственной

партии находятся в меньшинстве. Именно такое положение •существует с 1984 г. : прогрессивно-консервативная партия Б. Малруни контролирует палату общин и находится у власти, но в сенате оппозиционная либеральная партия имеет почти втрое больше представителей, чем консерваторы. Данное обстоятельство оказывает непосредственное воздействие на законодательный процесс, поскольку правительство стремится вносить все основные публичные законопроекты в палате общин, где оно имеет гарантированную поддержку большинства депутатов. В результате все публичные билли попадают в сенат из палаты общин, что побуждает сенаторов не отвергать полностью законопроект, уже одобренный общенациональным представительным органом, но передавать его в комитеты, где он подвергается скрупулезному постатейному анализу. Парламентская практика последних десятилетий показывает, что сенат не отклонил ни одного правительственного законопроекта, но часто возвращал их в палату общин с многочисленными поправками. В этих условиях активность сенатских комитетов постоянно возрастает.

Основным источником процедурных правил сената является регламент, периодически дополняемый и обновляемый верхней палатой. Процедурные правила сената практически идентичны регламенту палаты общин. Что касается практики работы сената, то она свидетельствует, что эта палата канадского парламента функционирует, не столь строго придерживаясь распорядка, как палата общин. Нередки случаи, когда заседания сената длятся всего лишь несколько минут и созываются не пять, а четыре или три раза в неделю.

    Кворум в сенате составляют 15 человек, включая спикера.

Поскольку палата общин обычно перегружена рассмотрением публичных законопроектов, то была достигнута неофициальная договоренность о том, что частные билли будут вноситься на рассмотрение в сенат, а уже затем передаваться для формального утверждения в палату.

Лицо, желающее обратиться в сенат с заявлением о принятии частного билля, должно опубликовать в центральной и провинциальной печати уведомление с изложением содержания и целей такого заявления. Затем заявление в форме петиции подается клерку сената. К петиции должен прилагаться текст законопроекта на английском и французском языках. Документы передаются в сенатский комитет по вопросам процедуры, который после надлежащей проверки направляет их в сенат. Частный билль, одобренный в первом и втором чтениях, направляется в соответствующий постоянный комитет сената. В комитете проводятся слушания, на которые приглашаются все заинтересованные стороны и их адвокаты. В случае одобрения билля он вновь поступает в сенат и после его утверждения в третьем чтении направляется в палату общин. После его утверждения палатой законопроект опять передается в сенат для получения санкции со стороны генерал-губернатора Канады. После этого он вступает в силу. Рассмотрению и принятию частных биллей придается большое значение, поскольку с этим связано изменение статуса и уставов многих частных компаний и благотворительных организаций. Доходы от пошлин, уплачиваемых частными лицами за рассмотрение таких законопроектов, составляют немалую часть поступлений в бюджет парламента.

Не случайно регламент сената содержит детальное описание процедуры опубликования уведомлений, подачи петиций, уплаты пошлины, установление правильности составления законопроекта, наличие в необходимых случаях разного рода картин, планов, диаграмм и т. д. , установления пределов компетенции отдельных комитетов по рассмотрению различных категорий частных биллей, порядок рассмотрения поправок, внесенных палатой общин, и т. д. Недемократичный характер формирования сената, малая эффективность его работы стимулировали появление многочисленных проектов реформы структуры, порядка деятельности, формирования и полномочий этой палаты. Предложения по реформе сената сводятся к следующим вариантам. 1. Упразднение сената. Подобные проекты исходили из рядов Новой демократической партии и неоднократно отвергались, так как и по сей день сенат рассматривается как выразитель интересов отдельных субъектов канадской федерации. 2. Ограничение пребывания в должности сенаторов шестью годами с последующим назначением нового кандидата. 3. Установление определенного периода времени, в течение которого сенат может рассматривать законопроект, уже одобренный палатой общин. В случае отказа сената одобрить законопроект он вступает в силу без учета внесенных сенаторами поправок.

4. Расширение компетенции сената в области защиты прав граждан, включая так называемые лингвистические права. Предоставление сенату права производить утверждение кандидатур на отдельные государственные должности (послы, судьи и т. д. ). 5. Предоставление провинциальным органам права утверждать кандидатуры сенаторов. 6. Снижение максимального возраста сенаторов до 70 лет.

7. Преобразование сената в палату федерации в составе 118 членов, половина из которых будет избираться палатой общин, а половина— законодательными органами провинций. Ограничить законодательные полномочия такой палаты, но расширить полномочия в области защиты лингвистических прав граждан. 8. Избрание сенаторов на основе прямых выборов.

9. Замена сената советом федерации из 60 членов, которые бы представляли правительства провинций и действовали бы по их указаниям. 10. Избрание шести независимых беспартийных сенаторов от каждой из провинций. Многие предложения по реформе исходят из того, что сенату, в силу особенностей его положения в конституционном механизме, должны быть присущи три группы функций. Во-первых, проверка законопроектов палаты общин с точки зрения их целесообразности и соответствия уже действующему законодательству. Во-вторых, рассмотрение частных законопроектов с их последующим формальным одобрением в палате общин.

В-третьих, проверка и, в случае необходимости, расследование деятельности правительственных ведомств. Должное осуществление указанных функций предполагает превращение сената в орган, минимально зависящий от межпартийной борьбы и амбиций партийного руководства. До настоящего времени сенат рассматривался как орган, назначение в состав которого позволяло тому или иному премьер-министру дополнительно укрепить положение своей партии без использования механизма выборов. Как показывает практика, большинство назначений на открывшиеся вакансии в сенате производится руководством правящей партии непосредственно перед выборами в палату общин, что объясняется опасением партийных лидеров потерпеть поражение и утратить большинство в нижней палате парламента.

Несмотря на выдвижение многочисленных предложений по реформе сената, единственное существенное изменение его полномочий произошло в 1982 г. , когда Закон о Конституции ограничил компетенцию верхней палаты в вопросе принятия конституционных поправок.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов