Рефераты

Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе - (диплом)

Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    БАКИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ
    Факультет Политологии
    Кафедра “Международных отношений и Страноведения”
    Дипломная работа на тему
    ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПАНИИ
    И ЕЁ ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
    Научный руководитель
    проф. Ф. Мамедов
    Студентки гр. 544
    С. Н. Коненко
    БАКУ-1997 ГОД
    СОДЕРЖАНИЕ
    cтр.

ВВЕДЕНИЕ ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 3

ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: ... ... ... ... ... ... ... ... 7

    1. 1. Вступление Испании в ЕС.
    1. 2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПАНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС: ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 16

    2. 1. Средиземноморье.
    2. 2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.
    2. 3. Центральная и Восточная Европа.
    2. 4. Отношения со странами Северной Африки.
    2. 5. Ближневосточный регион.
    2. 6. Позиция Испании по развитию отношений ЕС с Россией.

ГЛАВАIII. ПОЗИЦИЯ ИСПАНИИ ПО ОБЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ: ... ... . 45

    3. 1. Коллективная оборона.
    3. 2. Трансатлантическое сотрудничество.
    3. 3. Социально-экономические аспекты интеграции ЕС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ ... ... ... ... ... ... ... ... ... 64

    ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, происшедшие на постсоветском пространстве - распад СССР и образование суверенных независимых государств, обострение внутриполитической и экономической обстановки внутри этих стран привели к необходимости переосмысления приоритетов внешней политики бывших республик Союза, переоценке объектов, целей и методов осуществления внешнеполитической деятельности, в т. ч. в рамках развития политических и экономических отношений с международными и региональными организациями, а также с отдельными странами, являющимися их членами. Особый интерес с этой точки зрения представляет изучение опыта одной из самых влиятельных европейских организаций - Европейского Союза. Его деятельность на протяжении почти 40 лет позволяет выявить, проанализировать и творчески использовать опыт функционирования сложной системы межгосударственных отношений с учетом самостоятельности каждого отдельного государства и интересов Западной Европы в целом.

Очевидным является то, что Европейский Союз начиная с 70-х годов, преодолев ряд сложных моментов в ходе своего развития и формирования, постепенно превратился в один из полюсов политической и экономической силы на международной арене. При этом члены ЕС, имея общие интересы в области внешней политики, коллективной безопасности, безусловно имеют и отстаивают и свои национальные интересы. В течение длительного периода этим странам удается, в основном, находить общие решения, соблюдать баланс интересов ЕС в целом и отдельных государств-членов. Следует также отметить, что ЕС успешно использует специфические возможности своих членов в различных регионах мира. В частности, традиционно продвинутые отношения Испании с Латинской Америкой, Северной Африкой играют значительную роль в развитии контактов этих стран с Евросоюзом.

Выбор автором темы отношений Испании и Европейского Союза в области внешнеполитической деятельности обусловлен прежде всего тем, что работа с этой организацией является одним из основных приоритетов внешней политики новых независимых государств как Восточной и Центральной Европы, так и входивших ранее в СССР, а также тем, что отношения Азербайджана с ЕС на нынешнем этапе начинают приобретать политический характер, особенно после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в ожидании решения вопроса о его полноправном членстве в Совете Европы (СЕ). При этом надо учитывать, что Испания в последние годы играет все более заметную роль в определении политического курса Евросоюза и СЕ.

Актуальность избранной темы и определяется той возрастающей ролью и местом, которые занимает Испания в формировании внешнеполитического курса Европейского Союза на нынешнем этапе, а также необходимостью для Азербайджана учитывать данное обстоятельство для более активного участия нашей страны в сотрудничестве с ЕС, в т. ч. и прежде всего путем развития двусторонних отношений со странами-членами этой организации.

Основой данной работы стали документы и материалы ЕС, публикации и монографии по проблематике европейского строительства, истории, экономике, социальной политике и культурным связям, многочисленные публикации зарубежной, прежде всего испанской, и российской прессы, материалы и документы МИД России и Азербайджана. Также были использованы работы, опубликованные в российской и советской историографии. При этом автор провел самостоятельное исследование и анализ широкого круга источников. 1 [1. См. : Материалы МИД РФ, документы Конгресса депутатов Испании, документы и материалы визитов Б. Ельцина и Ф. Гонсалеса, документы заседаний Совмина иностранных дел ЕС, Tratado de Union Europea, декларации НАТО и ЗЕС, Boletin oficial de Estado. ].

Новизна работы заключается, в первую очередь, в выборе самой темы исследований, так как за последние годы в советской, российской и азербайджанской научной литературе не было и нет специальных исследований, посвященных вопросам взаимоотношений Испании и ЕС в области внешнеполитической деятельности. Поэтому проблематика является новой для азербайджанских политических реалий, а круг специализированных источников, в т. ч. документальных, довольно невелик. Практическая ценность работы состоит в том, что для Азербайджана представляет интерес изучение опыта Испании по постепенному подключению к деятельности крупной региональной организации в Европе, а также ее опыт в использовании двустороннего и многостороннего сотрудничества для оказания определенного влияния на формирование позиции Европейского Союза, в т. ч. по отношению к проблемам представляющим для Азербайджана определенный интерес, например, по проблеме карабахского урегулирования.

Прикладное значение дипломной работы определяется также тем, что ее отдельные положения, в частности, касающиеся проблематики европейской безопасности, вопросов урегулирования региональных конфликтов, сотрудничества в Средиземноморье, позиции ЕС в отношении стран Центральной и Восточной Европы, могут быть использованы в работе соответствующих управлений МИД Азербайджана. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в высших учебных заведениях при подготовке спецкурсов по тематике европейского строительства, а также в азербайджанских ведомствах и общественных организациях, имеющих отношение к проблемам европейского сотрудничества.

В соответствии с поставленной целью была сформирована структура дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и материалов.

    ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
    1. 1. Вступление Испании в ЕС.

Испания является членом ЕС с января 1986 года. Вступление в Европейский Союз принесло Испании существенные выгоды как в экономической, так и в политической областях. Таким образом, Испания получила гораздо большую возможность оказывать реальное воздействие на ход международных дел.

Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70 годы обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. В 1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на 28 млрд. песет. 1 [1. См. : "Современная Испания", Москва, 1983 г. ]. Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел Испании Ф. М. Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию". 1 [1. См. : "Современная Испания", Москва, 1983 г. ]. Сторонники "новой ориентации" на Западную Европу, преодолев сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации плана интеграции Испании с ЕС, начав диалог с Сообществом.

Первые переговоры между Испанией и ЕС о приеме страны в эту организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966 годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕС высказались против принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции Испании с ЕС. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам, проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕС, равно как и с НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне правых. В последующие годы, в особенности после смерти Франко, был проведен ряд переговоров и приняты решения, которые позволили 12 июня 1985 года подписать в Мадриде Договор о вступлении Испании в ЕС. Вступление и участие страны в деятельности органов ЕС оказало содействие усилению существующих в Испании демократических институтов. Кроме того, за прошедшие десять лет стране удалось продвинуться в число ведущих стран Европейского Союза и, в первую очередь, в области его политической деятельности. Поэтому кажутся весьма символичными слова экс-министра иностранных дел Ф. Ф. Ордоньеса: "Никто в Испании не избирал Европу лишь на основе подсчета преимуществ и неудобств такого пути. Я считаю, что вступив в Сообщество, испанский народ сделал жизненно необходимый, исторический выбор". 1 [1. См. : Журнал “Новое время”, Муравьев С. В. , "Новая реконкиста", N36, 1989 г. ] .

    1. 2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

В последние годы Мадрид наращивает активность в рамках ЕС, рассматривая интеграцию в Западной Европе в качестве магистральной линии развития межгосударственных отношений в общеевропейском контексте. Испания принадлежит к т. н. "европеистскому крылу" ЕС, энергично участвует в формировании политического и валютно-экономического союзов в рамках ЕС, отстаивает расширение полномочий Европейского Союза в области внешней политики и безопасности. В отличие от ряда других партнеров по Союзу, в частности, Великобритании, Мадрид выступает не за ограничение, а за сбалансированное расширение сферы компетенции наднациональных органов ЕС (для Азербайджана такая постановка вопроса пока вообще неприемлема, если судить по заявлениям и президента Г. Алиева, и министра иностранных дел Г. Гасанова - прим. автора), увеличение бюджета Евросоюза (при дифференцированном наполнении его с учетом уровня развития той или иной страны). 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ]. Испания в целом негативно относится как к немецкой концепции "твердого ядра", так и к британской идее свободного присоединения любой страны Союза только к тем соглашениям, которые она сочтет для себя приемлемыми. Испанцы симпатизируют достаточно гибким "транспарентным" формам интеграции в рамках ЕС, которые, с их точки зрения, де-факто уже существуют (Шенген, евроармия, европейская валютная система). Вместе с тем, Мадрид занимает жесткие позиции по отношению к приему новых членов, требуя выполнения ими всех необходимых условий членства Европейского Союза, не без оснований опасаясь перераспределения средств ЕС в ущерб себе при расширении Евросоюза.

Приоритетными задачами испанского представительства в ЕС во второй половине 1995 г. являлись окончательная отработка механизма вступления в третью фазу валютного и экономического союза; усиление и консолидация внешней политики и политики в области безопасности ЕС; решение административно-юридических проблем; проработка вопросов социальной ориентации экономического роста (в первую очередь, борьба с безработицей); подготовка институциональной реформы Евросоюза.

Первоначально после вхождения в "тройку" ЕС в январе 1995 года Мадрид попытался занять лидирующие позиции в процессе разработки институционной реформы Евросоюза. Однако внутриполитическая нестабильность и "натиск" со стороны партнеров, в первую очередь Германии и Франции, заставили испанцев умерить свои амбиции и сосредоточиться преимущественно на проблематике, близкой Испании: подготовка конференции ЕС по Средиземноморью, соглашений с Мексикой, Чили, Кубой, реальная реализация различных направлений сотрудничества со странами Северной Америки. Тем не менее не стоит преуменьшать роль испанцев в разработке базовых положений грядущей реформы Маастрихта с учетом, в частности, тех обстоятельств, что подготовка к межправительственной конференции 1996 г. приходилась на испанское председательство, а рабочую группу ЕС возглавил испанец К. Вестендорп.

Испанцы являются сторонниками перехода от принципа консенсуса к принципу квалифицированного большинства с учетом демографического фактора при распределении голосов между странами. Мадрид полагает, что первоначально новый принцип голосования может быть апробирован при рассмотрении вопросов совместной внешней политики и политики в области безопасности.

Внесение в повестку для конференции 1996 г. темы о совместной внешней политике активно поддерживается, наряду с Испанией, Германией, Бельгией и Францией. Отмечая ограниченность деятельности ЕС в этом направлении, испанцы считают, что даже без реформы Маастрихтского договора возможно достичь большей координации и эффективности совместных усилий стран ЕС на международной арене путем определения внешнеполитических приоритетов на период председательства одной страны, введения четкого механизма финансирования совместной внешней политики, а также активизации и разнообразия форм политического диалога с третьими странами и группами стран. По мнению Мадрида, в реализации внешнеполитического курса Евросоюза должна возрасти роль “тройки” ЕС. Ф. Гонсалес предложил изменить состав "тройки" и включить в нее, наряду со страной-председателем ЕС (при увеличении срока председательства до двух с половиной лет), сменного зам. председателя и председателя КЕС. Испанцы также полагают, что вступление в силу Шенгенских соглашений будет способствовать появлению новых представительств ЕС в международных организациях, а в последующем и его совместных консульств и посольств в третьих странах. 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ]. В части вопросов безопасности и оборонной политики испанцы, с одной стороны, выступают за вычленение их в отдельное направление деятельности ЕС, с другой надеются на постепенное сближение и конвергенцию ЕС и ЗЕС.

Одним из приоритетных направлений испанского председательства в ЕС во второй половине 1995 г. оставалась перешедшая от французов проблематика занятости и ее соотношение с экономическим ростом и конкурентоспособностью. На эту тему подготовлена "Белая книга", в которой содержатся рекомендации по структурной реформе в сфере занятости. 2 [2. См. : Growth, competitiveness, employment, White Paper, Bulletin of the European Communities, Brussels, 1995 г. ].

Среди финансово-экономических задач, стоявших в повестке для испанского председательства, следует отметить продолжение работы над гармонизацией налоговой политики стран-членов ЕС, консолидацией внутренних финансовых рынков, расширением обмена экономической и финансовой информацией на межгосударственном уровне, выполнением программы по трансевропейским энергетическим и газовым сетям, а также окончательным определением расходов по 14 транспортным проектам в рамках ЕС до 2000 года.

Непосредственно в период испанского председательства велась работа по усилению многостороннего контроля над выполнением каждой страной требований Маастрихта в рамках формирования валютно-экономического союза (ВЭС), в том числе по бюджетам на 1996 г. , а также гармонизации методик статистико-экономического учета. Кроме того, Евросоюзу в декабре 1995 г. был представлен доклад о механизме перехода к третьей фазе ВЭС. 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ].

Важное значение испанцы уделяют развитию реформы в аграрном секторе Союза и отработке единой позиции ЕС по отношению к аграрному сектору ЦВЕ. Испанцы намерены интенсивно защищать свои интересы в рыбной отрасли, в том числе путем достижения согласованности законодательств в странах ЕС о рыбном рынке и рыбных ресурсах, а также проведения более "последовательной" политики Евросоюза в переговорах с третьими странами о рыбном промысле в национальных и экстерриториальных водах.

При содействии Мадрида в начале испанского председательства в ЕС (17 июля 1995 г. ) было подписано Временное торговое соглашение между Россией и ЕС. По аналогии такое не исключено и по отношению к Азербайджану. В Мадриде исходят из того, что демократическое обновление в странах СНГ должно привести к созданию более прочной и надежной системы безопасности и сотрудничества в Европе. Руководящие деятели Испании неоднократно заявляли о необходимости налаживания с этими странами качественно новых экономических и политических отношений. 1 [1. См. : F. Gonzalez, Dos articulos sobre el destino de Europa, "Politica Exterior", N 48, Madrid, 1996 г. ]

    .

ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПСНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС

    2. 1. Средиземноморье.

Одно из традиционно приоритетных направлений испанской внешней политики средиземноморское получило в последнее время заметное развитие. Главное, что Мадриду вместе с Парижем и Римом после ряда лет настойчивых попыток, по-видимому, в какой-то степени удается привлечь большее внимание партнеров по Европейскому Союзу к этой зоне и утвердить в международных, прежде всего европейских, структурах понимание неотложного характера усиления разностороннего сотрудничества в Средиземноморском регионе. Речь идет в основном о противопоставлении "опасностям", проистекающим для Европы из стран южного Средиземноморья, о помощи развитых стран в решении их социально-экономических, политических проблем, установлении с ними "нового" типа отношений. Принятие в течение 1994-1995гг. по инициативе испанцев в высших органах ЕС, НАТО, ЗЕС и даже ОБСЕ ряда заявлений с конкретными формулировками по проблематике этого региона является убедительным свидетельством результативности дипломатии Мадрида и определенной эволюции позиций испанских партнеров, ранее недооценивавших это направление.

По мнению руководства страны, также важным моментом является определенное противопоставление подходов ЕС и США к проблемам Средиземноморья. Конкретные различия в их тактических шагах основываются на изначально иных концепциях. Испанцы полагают, что Вашингтон рассматривает Средиземноморье не иначе, чем неспокойный коридор, связывающий Америку с Израилем и нефтяными государствами Персидского залива. В этой связи тактика американцев сводится прежде всего к умиротворению примыкающей к Израилю зоны. Подход же европейцев принципиально иной. Для них эта зона является непосредственно примыкающей к их границам со всеми вытекающими последствиями, связанными с необходимостью развивать с ней добрососедские отношения и сотрудничество. Этим объясняется тот факт, что Европа, а не США является главным финансовым "донором" региона. 1 [1. См. : Revista "Politica Exterior", N 47, Madrid, 1996 г. ]. Испанское правительство также считает, что в Европе испытывают определенное неудовольствие тем, что США фактически оттеснили ЕС от процесса ближневосточного урегулирования, девальвировав многолетние миротворческие усилия европейцев, а заодно и их стремления к усилению своего политического престижа в регионе. Средиземноморские инициативы 1995 г. , по замыслам испанцев, призваны во многом исправить положение и вернуть ЕС политическую инициативу. Особо деликатным делом является, по мнению Испании, учет фактора исламского радикализма, который был спровоцирован в современной форме войной в Афганистане и сейчас все больше угрожает распространиться даже на Европу. Имея в виду в качестве примера Боснию и Чечню, генеральный секретарь НАТО Х. Солана считает, что европейским политикам нельзя ошибаться, сбрасывая со счетов или неверно интерпретируя этот аспект региональных конфликтных ситуаций. 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ] .

Следует отметить, что испанцы являются инициаторами и сторонниками организации и проведения крупных международных мероприятий, посвященных изучению и выработке необходимых мер по улучшению обстановки в Средиземноморье. Так, например, высказанная в свое время президентом Ф. Миттераном идея созыва большой Конференции для обсуждения насущных проблем в этом регионе была поддержана и дополнена Мадридом, предложившем запустить процесс, аналогичный СБСЕ. Эта идея сохраняет свою актуальность и по сей день, несмотря на то, что из-за существующих разногласий средиземноморских стран она отодвинута на более дальний план.

В период председательства Испании в ЕС во втором полугодии 1995 года кульминационным моментом в рамках многочисленных мероприятий по тематике Средиземноморья, организованных по линии Евросоюза, стала проведенная в Барселоне Евро-Средиземноморская конференция по тематике дальнейшего развития Европы и наметившая конкретные пути создания здесь новой зоны сотрудничества, естественно, вокруг Европейского Союза. Испанцы полагают, что им удалось в какой-то мере добиться успеха в сбалансировании излишнего, по их мнению, внимания ЕС к Восточной Европе в сторону усиления сотрудничества со странами Средиземноморья.

В развитие Eвро-Средиземноморской конференции и по инициативе правительства Каталонии, поддержаного МИДом Испании и Комиссией Европейского Союза, в Барселоне 29 ноября - 1 декабря 1995 г. был проведен Евро-Средиземноморский гражданский форум. В его работе приняло участие более 1200 независимых экспертов, а также специалистов по социально-экономическим, научно-техническим и гуманитарным вопросам, представлявшим 38 стран региона и другие государства. 1 [1. См. : Итоговые документы Евро-Средиземноморского гражданского форума, Барселона, 01. 12. 1995 г. ].

Целью Форума являлись независимая экспертная оценка перспектив многостороннего сотрудничества между Европейским Союзом и странами Средиземноморского бассейна, с точки зрения создания климата взаимного понимания и выдвижения конкретных предложений в развитие Барселонской политической декларации. Форум стал первым шагом на пути своего рода материализации "духа Барселоны" в строительстве нового типа отношений в этом регионе мира. 2 [2. См. : Там же. ]. Участники Форума подчеркнули, что решение поставленных задач непосредственным образом связано с защитой прав человека и укреплением здесь демократических институтов. Ключом к стабилизации положения в регионе, как было признано участниками мероприятия, является социально-экономическое развитие его наиболее отсталых частей. Преобладал также вывод о том, что непременным условием успешной реализации намеченных на межправительственном уровне планов евро-средиземноморского сотрудничества, учитывая специфику региона, является максимально широкое подключение к нему гражданского общества средиземноморских стран. Перспектива выработки общего "средиземноморского сознания" представлялась, однако, экспертам весьма отдаленной. 1 [1. См. : Итоговые документы Евро-Средиземноморского гражданского форума, Барселона, 01. 12. 1995 г. ].

В принятой на Форуме декларации приветствуется выделение Евросоюзом значительных средств (св. 6 млрд. долл. В 1996-1999гг. ) на осуществление программ по выравниванию уровней развития различных регионов Средиземноморья. Участники Евро-Средиземноморского гражданского форума приняли решение о придании ему статуса постоянной структуры по поддержанию диалога и сотрудничества в регионе. На базе Каталонского института средиземноморских исследований учрежден постоянный секретариат Форума, который вместе с создаваемым соответствующим Международным комитетом займется отслеживанием реализации проектов сотрудничества. Следующее заседание Форума планируется провести в одной из стран южного Средиземноморья весной 1997 года. Испанцы полагают, что подобные мероприятия весьма позитивно влияют на стабилизацию ситуации в этом регионе.

Таким образом, оценивая современную средиземноморскую политику Испании, все более очевидным становится постепенное обретение реальных очертаний схемы Средиземноморского регионального сотрудничества, создаваемой под эгидой Европейского Союза. Мадрид в этом процессе изначально играет заметную роль, превращаясь в одного из главных участников международных усилий по приданию этому региону мира большей безопасности и стабильности.

    2. 2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.

Латинская Америка - также регион приоритетного внимания Испании, и испанское правительство придает большое значение развитию многопланового политического и экономического сотрудничества со странами этого континента и подведению под эти отношения широкой договорно-правовой базы.

При этом Испания активно содействует повышению внимания со стороны ЕС к латиноамериканской проблематике, стремится играть роль своего рода моста между Европой и Латинской Америкой.

Испания является последовательным сторонником наращивания интеграционных процессов в Латинской Америке. В Мадриде полагают, что углубление латиноамериканской интеграции отвечает национальным интересам каждой из стран, служит стабилизации их политических и финансово-экономических структур, содействует укреплению общей тенденции на демократические преобразования на континенте. Данная позиция соответствует стремлению Испании укрепить и расширить свое политическое и экономическое присутствие в одном из наиболее динамично развивающихся регионов планеты, который традиционно входит в зону приоритетного внимания Мадрида. При этом испанцы исходят из того, что именно крупные региональные блоки будут в значительной мере определять характер грядущего экономического порядка. Отдавая приоритет интеграционным процессам в торгово-экономической области, в Мадриде ясно осознают, что образование новых экономических союзов и укрепление старых в Латинской Америке повлечет за собой усиление политического взаимодействия этих стран, повлияет на содержание их концепции национальной безопасности и долгосрочные ориентиры развития. 1 [1. См. : "Современная Испания", Москва 1983 г. ]. Испания, не желая оставаться в стороне от этих процессов, прилагает активные усилия в пользу развития широкого взаимодействия с латиноамериканскими странами как на двустороннем уровне, так и в рамках ЕС. Об этом свидетельствуют энергичные усилия Мадрида и лично зам. председателя Еврокомиссии Мануэля Марина по налаживанию более тесных партнерских связей ЕС с Общим рынком южного конуса (МЕРКОСУР) и Мексикой, входящей в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА). В феврале 1995 года послы стран-членов МЕРКОСУР подписали с ЕС протокол о намерениях, который предполагает в будущем тесные политические контакты между двумя блоками, взаимную либерализацию торговли, снятие таможенных ограничений (за исключением отдельных товаров, в основном сельскохозяйственных), гарантии в области инвестиций, более широкую экономическую кооперацию. В начале 1995 г. Еврокомиссия поддержала инициативу Испании о налаживании более тесного сотрудничества между Евросоюзом и Мексикой с перспективой на их политическое и экономическое сближение. 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ]. Испания в то же время пытается максимально использовать преимущества двусторонних связей со странами континента, в первую очередь с Мексикой, куда, несмотря на финансовый кризис в этой стране, направляется основной объем инвестиций Испании в Латинской Америке. Активность испанских инвесторов объясняется их стремлением укрепиться на быстро развивающемся мексиканском рынке, а в дальнейшем через Мексику выйти на США и Канаду.

Необходимость расширения экономического взаимодействия становится все в большей мере тем предметным содержанием, которое наполняет в последнее время политические контакты испанских руководителей с лидерами латиноамериканских стран. Примером может служить поездка Ф. Гонсалеса в феврале 1995 г. по трем центральноамериканским странам (Сальвадор, Гондурас, Никарагуа), в ходе которой была выражена поддержка не только усилиям этих стран по достижению мира и гражданского согласия, но и сделан особый акцент на укрепление торгово-экономического сотрудничества при одновременном содействии интеграции в рамках центральноамериканского региона.

Испания последовательно придерживается линии на выработку, где это возможно, согласованных позиций по международным проблемам с государствами-членами ОАГ. Тесно смыкается внешнеполитическая направленность Испании с концептуальной платформой "Группы Рио", являющейся, несмотря на свой неформальный характер, одним из влиятельных и представительных объединений государств Латинской Америки. В связи с этим показательно усилие Испании в период ее председательства в ЕС по увеличению капиталовложений Европейского инвестиционного банка в экономику стран, входящих именно в это региональное объединение.

Испания продолжает кропотливую реализацию своей концепции создания сообщества ибероамериканских государств - особой межрегиональной политико-экономической общности наций, связанных между собой историческими, религиозными, культурными и языковыми узами. Важным элементом действующего ибероамериканского механизма являются встречи на высшем уровне, в которых, помимо лидеров латиноамериканских государств, участвуют также высшие руководители Испании и Португалии. Механизм Ибероамериканских конференций, в котором испанцы играют одну из заглавных ролей, видится ими как дополнительный фактор политической координации и сохранения культурно-лингвистической близости входящих в эту группу стран. Отмечается тенденция к постепенному распространению испанцами, в контексте ибероамериканского сотрудничества, отдельных элементов опыта интеграции, накопленного в рамках Европейского Союза, т. е. Испанию следует рассматривать как наиболее активного проводника идей Евросоюза по вопросам укрепления политического сотрудничества и социально-экономического развития в этом регионе.

Испанцы приняли традиционно активное участие в подготовке и проведении V Ибероамериканской встречи, состоявшейся 16-17 октября 1995 года в Аргентине. В ходе этой встречи был обсужден широкий спектр политических и социально-экономических вопросов, среди которых основное внимание было уделено проблематике Кубы, расширению политических и торгово-экономических связей с Евросоюзом, возобновлению ядерных испытаний в Тихом океане, перспективам региональной и межрегиональной интеграции, борьбе с терроризмом, наркомафией и коррупцией. 1 [1. См. : Заключительная декларация Конференции ибероамериканских стран "La educacion como factor esencial del desarollo economico у social", 1995 г. ]. Куба стала ключевой темой в ходе оживленных дебатов. По мнению испанских официальных лиц, обсуждение путей и методов реформирования кубинского общества давно переросло рамки идеологического противостояния между Гаваной и Вашингтоном, превратившись в одну из наиболее острых международных проблем. В рамках саммита состоялась специальная встреча Ф. Гонсалеса и Ф. Кастро. Как и в предыдущих беседах, испанский премьер, по его собственному признанию, не стал акцентировать внимание кубинского лидера на имеющихся между Мадридом и Гаваной расхождениях (в первую очередь, в области соблюдения гражданских прав и свобод на острове), а вел речь о вопросах двустороннего сотрудничества и о возможностях налаживания более тесных торгово-экономических связей между Кубой и Евросоюзом.

В настоящее время Испания выступает против политики эмбарго, проводимой США в отношении Кубы, и выражает опасение, что с принятием так называемого закона Хелмса-Бартона эта политика еще больше ужесточится. Об этом говорится в официальном заявлении испанского правительства, распространенном 1 марта 1996 года Департаментом дипломатической информации МИД. 1 [1. См. : Материалы ИТАР -ТАСС, 5 марта, 1996 г. ]. В документе указывается, что Испания последовательно критикует нарушение прав человека и ущемление свобод личности на Кубе, что она осуждала недавние действия кубинских ВВС, сбивших два частных американских самолета. В то же время, подчеркивается в заявлении, испанское правительство считает, что политика эмбарго также является нарушением норм международного права и соответствующих договоренностей Всемирной торговой организации. Испанцы полагают, что действия американских властей не способствуют реформам, проводимым на Кубе, и наносят ущерб материальному положению кубинцев. На встрече также с большой заинтересованностью обсуждались перспективы развития отношений Латинской Америки с Евросоюзом. Испанцы полагают, что V Ибероамериканская встреча, совпавшая по времени с их председательством в ЕС, стала для Мадрида удачным местом для поднятия своего международного престижа. Так, например, на церемонии открытия форума Ф. Гонсалес не упустил возможность упомянуть, что 60% финансовой помощи на развитие стран Латинской Америки поступает из бюджета ЕС, дав понять тем самым, что Мадрид причастен и к этим денежным "щедротам".

Таким образом, следует отметить, что подход испанцев к проблемам Латинской Америки отличается высокой степенью учета интересов государств континента. Мадрид активно поддерживает там становление и упрочение демократических структур, приветствует углубление интеграционных процессов, является одним из проводников идей сотрудничества Европейского Союза с латиноамериканскими странами.

    2. 3. Центральная и Восточная Европа.

Одним из ключевых направлений деятельности Европейского Союза в настоящее время является Центральная и Восточная Европа. Это обусловлено тем, что, по мнению большинства стран-членов ЕС, в т. ч. Испании, после падения коммунистических режимов в ЦВЕ и объединения Германии именно эти страны станут наиболее вероятными кандидатами на вступление в Европейский Союз и НАТО. Государства Центральной и Восточной Европы до конца 80-х годов оставались на периферии испанских внешнеполитических интересов. Активизация отношений Мадрида с ними произошла в 1990-91 гг. , когда существенно расширились политические контакты, начал увеличиваться товарооборот. Возросший интерес испанцев к странам ЦВЕ объясняется отказом этих государств от прежней социально-экономической модели, формированием институтов власти по образцу западных демократий, широким процессом приватизации, стремлением подключиться к западноевропейским экономическим и военно-политическим организациям. Хотя, как показывает анализ внешнеторгового оборота Испании, пока лишь 2% его приходится на эти страны. 1 [1. См. : Экспресс-бюллетень Торгпредства РФ в Испании, N 11, 1995 г. ]. Подтверждением главенствующих геополитических ориентиров ЕС на нынешнем этапе стало выделение государствам ЦВЕ большей, в сравнении с другими регионами, финансовой помощи (на 1996 г. странам ЦВЕ было выделено 1240 млн. экю, а странам средиземноморского бассейна от Турции до Марокко - "лишь" 750 млн. экю). 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ]

. Подобное соотношение в предоставлении финансовых средств, видимо, сохранится в будущем в соответствии с "неформальным" решением, принятым на встрече министров иностранных дел ЕС в июне 1995 г. в Люксембурге и подтвержденным затем на саммите ЕС в Каннах.

Испания в целом проявляет осторожность в вопросе расширения ЕС за счет восточноевропейских стран, рассматривая их в качестве своих потенциальных конкурентов в получении дотаций из различных фондов Евросоюза. В то же время, ссылаясь на свой опыт вступления в ЕС, испанцы полагают, что членство в Союзе принесет восточноевропейцам существенные выгоды в плане укрепления их демократических институтов и позволит повысить их роль в международных делах. Следуя этой линии, Мадрид не возрожал против заключения специальных договоров ЕС со странами ЦВЕ, которые являются своеобразным предварительным этапом на пути их вхождения в Евросоюз. Ряд стран, в т. ч. Польша, Венгрия, Чехия, уже ратифицировали их. Евросоюз планирует также заключить договоры со всеми государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве в ближайшем будущем. Как известно, Азербайджан подписал соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС в апреле 1996 г. во время визита в Европу президента Азербайджанской Республики Г. Алиева. Испания была одной из первых стран мира, которая установила с Азербайджаном дипломатические отношения в феврале 1992 г... Раньше это сделали лишь Турция, Украина, Мексика и Швейцария. 1 [1. См. : Материалы МИД АР, май 1996 г. ]. В ходе состоявшихся в последнее время контактов Мадрида на высоком политическом уровне с Польшей, Чехией, Венгрией, Румынией, Словакией и Болгарией проявилась вполне определенная тенденция к переходу от заявлений общего характера о солидарности с процессами демократизации на Востоке Европы к созданию юридических рамок реального двустороннего сотрудничества, прежде всего в экономической сфере. Так, например, в ходе визитов президента Венгрии А. Генца (февраль 1994 г. ) и премьер-министра Венгрии Д. Хорна (июль1995 г. ) в основном сформирована юридическая база испано-венгерских отношений. 2 [2. См. : Справочные материалы МИД РФ]. Стремление к развитию двусторонних политических и экономических связей с проекцией на расширение ЕС нашло подтверждение в ходе официального визита короля Испании Хуана Карлоса I в Чехию (июль 1995 г. ). О намерении развивать взаимовыгодные контакты с Испанией также заявил премьер-министр Словакии В. Мечьяр во время своего пребывания в Мадриде в июле 1995 г...3 [3. См. : "Еl Pais", 22 июля, 1995 г. ]. Испания довольно активно проявила себя во время переговорного процесса по урегулированию югославского кризиса. Она поддержала Дейтонские соглашения по Боснии, стремилась внести свой вклад в дело примирения официальных властей Белграда с оппозицией, когда в стране в конце 1996 г. возникли острые разногласия по поводу результатов выборов в местные органы СРЮ. Бывший глава правительства Испании Ф. Гонсалес возглавил делегацию Евросоюза, которая в декабре 1996 г. посетила Белград, провела переговоры с противоборствующими сторонами и выработала рекомендации по урегулированию кризисной внутриполитической ситуации в Югославии.

Таким образом, следует отметить, что Испания, несмотря на настороженное отношение к вопросу расширения ЕС за счет вступления в него стран ЦВЕ, не хочет упустить время и намерена закрепиться в этом регионе, в первую очередь, путем повышения своей политической и деловой активности.

    2. 4. Отношения со странами Северной Африки.

По мнению испанских аналитиков, вступление в ЕС Испании и Португалии побудило других членов Евросоюза обратить большее внимание на южные границы Союза и, в частности, на североафриканские государства. 1 [1. См. : Espana en 1а Union Europa, Diez anos desde la firma del Tratado de Adhesion, Madrid, 1996 г. ]. Одним из основных направлений внешней политики Испании после смерти Франко стало завоевание ею определенных позиций в развивающихся странах. Министр иностранных дел страны того периода Марселино Ореха заявил: "Необходимо наверстать потерянное время и утвердить наше присутствие в странах.... Африки и Латинской Америки". 1 [1. См. : "Cambio 16", N 486, 1981 г. ]. Поэтому расположенная на стыке Европы и арабского мира Испания проявляет исключительную "чувствительность" к процессам, развивающимся в государствах Магриба. В Мадриде не скрывают своих опасений, что многоплановые кризисные проявления (экономический спад, рост исламского фундаментализма, "маргинализация" целых слоев общества, обострение социальных противоречий и др. ) в странах Северной Африки потенциально способны, если вовремя не принять стабилизирующих мер, привести к взрыву, грозящему серьезными последствиями для Европы. В первую очередь, в их понимании речь идет о Европейском Союзе. В этой ситуации Мадрид стремится всячески активизировать диалог и сотрудничество между ЕС и Магрибом. Испания призывает пятнадцать государств сбалансировать внимание Союза к Восточной Европе энергичной политикой на магрибском направлении. Главная цель такой политики, как здесь считают, должна состоять в укреплении взаимного доверия и широком содействии социально-экономическому развитию региона, поскольку, по испанскому убеждению, именно экономический кризис во многом подпитывает фундаментализм и усиливает миграционные потоки в Европу. Испанцы предложили партнерам по ЕС программу конкретных действий в отношении Магриба. 2 [2. См. : Справочные материалы МИД РФ]. В Мадриде внимательно следят за эволюцией ситуации в Алжире, с которым Испанию связывают не только географическая близость, но и широкие экономические связи (в частности, более половины импортируемого испанцами газа идет из Алжира). Испанцы проявляют исключительную осторожность в оценке сложившейся в последнее время обстановки в Алжире, не исключая возможности ее резкого обострения. В Мадриде приветствуют готовность нынешнего президента Алжира Ламина Зерваля к диалогу с исламской оппозицией и полагают, что только радикальное обновление руководства страны и практические меры по решению социально-экономических проблем способны стабилизировать положение в этой стране.

Другим источником серьезных опасений для Мадрида и Евросоюза является положение в Ливии. Испания выступает за принятие самых строгих международных мер по борьбе с терроризмом и в случае с Ливией занимает солидарную с США, Англией и Францией позицию, хотя и не проявляет при этом активности.

Испания выполняет резолюцию 748 СБ ООН о санкциях против Ливии, выступая при этом со сдержанных позиций. Будучи весьма зависимыми от поставок ливийского газа, испанцы всячески противятся дальнейшему ужесточению санкций в отношении этой страны. Мадрид стремится придать своему подходу в ливийском вопросе не политический, а исключительно юридический характер. Эта линия Мадрида продиктована нарастающей озабоченностью испанцев тем, что в приоритетном для безопасности Испании регионе Средиземноморья сохраняется очаг напряженности, который, по их оценкам, чреват эволюцией по "иракскому варианту". Испания считает недопустимыми силовые методы по отношению к Триполи и обращает внимание на опасность радикализации М. Каддафи, перехода проблемы в плоскость противостояния между Западом и арабским, мусульманским миром. Обострение ситуации вокруг Ливии по существу противоречит центральной задаче испанской дипломатии в зоне Средиземноморья, где Мадрид в последнее время умножил усилия в пользу нормализации обстановки, значительной активизации диалога и сотрудничества между Европейским Союзом и Магрибом. Мадрид весьма заинтересован в скорейшем урегулировании ситуации в Западной Сахаре. Однако до тех пор, пока не будет получено согласие всех вовлеченных сторон на условия проведения референдума о судьбе этой территории, испанцы считают, что его лучше не проводить. Усилия ООН и заинтересованных стран предлагается сосредоточить на убеждении Рабата и ПОЛИСАРИО в необходимости прийти к взаимноприемлемому компромиссу.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов