Рефераты

Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе - (диплом)

p>В рамках экономических отношений Мадрид старается пропускать как бы через себя отношения североафриканских государств с Евросоюзом, особенно при согласовании торгово-экономических вопросов. Это позволяет испанцам, с одной стороны, говорить о своем лоббировании в европейских структурах интересов Северной Африки, а с другой стороны, сохранять влияние на развитие взаимоотношений ЕС с данной группой стран.

    2. 5. Ближневосточный регион.

Отношения Испании с арабским миром традиционно являются одним из основных направлений внешней политики Мадрида, в т. ч. в рамках ЕС. В то же время в отличие от Магриба испанское присутствие в странах Ближнего Востока длительное время было весьма символическим. Развитые политические связи с арабскими странами региона и ООП не всегда сопровождались широким сотрудничеством в других областях.

В последние годы отмечается четкая тенденция наращивания активности испанской дипломатии на Ближнем Востоке, причем, как в плоскости содействия мирному процессу, так и в плане развития двусторонних связей со странами региона. Ближневосточное урегулирование рассматривается в Мадриде в качестве одной из центральных задач в процессе расчистки завалов региональных конфликтов и формирования нового международного порядка. Испанский подход к БВУ изначально характеризовался проарабским уклоном и традиционными симпатиями к ООП. Однако после установления в 1986 г. дипотношений с Израилем Мадрид смог сбалансировать свои отношения со всеми участниками конфликта и, более того, перешел к политике активного конструктивного содействия урегулированию в регионе. В концептуальном плане испанцы выступают за всеобъемлющее урегулирование на Ближнем Востоке на основе резолюций 242 и 338 СБ ООН, в соответствии с принципом "мир в обмен на территории". Суть урегулирования, по их мнению, должна состоять в реализации права Израиля на существование в рамках безопасных и международно признанных границ и права палестинцев на самоопределение вплоть до создания собственного государства. 1 [1. См. : J. A. de Iturriaga Barberan, "Lineas directivas de la politica exterior de Espana", Madrid, 1994 г. ].

Признанием беспристрастной и активной позиции Испании в пользу БВУ стало согласие конфликтующих сторон на проведение в Мадриде в октябре 1991 г. начального этапа мирной конференции по Ближнему Востоку. Успех первого мадридского раунда испанцы считают одним из наиболее значительных достижений своей внешней политики, укрепившим международный авторитет Испании и ее возможности определенного влияния на процесс урегулирования в регионе. Сохраняя после Мадридской конференции чувство ответственности за судьбу начатого процесса, испанцы продолжают добиваться энергичного участия в нем Европейского Союза и наращивают собственные усилия по оказанию ему реального содействия. В координации с Вашингтоном Мадрид неоднократно выполнял как открыто, так и дискретно определенные посреднические функции в рамках ближневосточного урегулирования.

Испанские руководители и особенно экс-мининдел Х. Солана работали в пользу разблокирования ситуации в переговорном процессе после случая с 400 депортированными палестинцами и трагедии в мечети Хеврона. В Испании была организована одна из встреч И. Рабина, погибшего впоследствии от рук израильского правого фанатика, и Я. Арафата.

Подписанные в Вашингтоне между Израилем и ООП в сентябре 1993 г. Декларация о принципах, а в мае 1994 г. в Каире Соглашение о введении временного палестинского самоуправления в секторе Газа и районе Иерихона встретили в Мадриде самую позитивную оценку. Испанцы отдают отчет в том, что этот процесс еще ждут многотрудные испытания. Однако именно в скорейшем воплощении в жизнь договоренностей о палестинской автономии видит Мадрид единственную альтернативу нарастанию насилия на оккупированных территориях и первый реальный шаг, своего рода ключ, к глобальному урегулированию.

Успех планов палестинской автономии, по мнению испанцев, является жизненно важным для всего региона, так как впервые на реальном материале позволяет подтвердить саму способность мирного сосуществования и готовность к мирному сотрудничеству во имя будущего народов Ближнего Востока, многие годы противостоявших друг другу. Поэтому Испания крайне негативно отнеслась к односторонним акциям нового премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху, которые ставят под угрозу выполнение упомянутых выше документов, да и сам процесс БВУ. 1 [1. См. : Revista "Politica Exterior", N 47, Madrid, 1996 г. ]. Испанцы признают за американцами ведущую посредническую роль в БВУ и весьма активно координируют с Вашингтоном свои позиции по региональной тематике. В то же время, как и многих европейцев, их не вполне удовлетворяет доминирование американцев в процессе урегулирования. Наряду с попытками усиления роли Европейского Союза испанцы однозначно поддерживают активизацию деятельности России как коспонсора мирного процесса в регионе.

Мадрид активно дополняет свою дипломатию по проблемам БВУ попытками существенно продвинуть двустороннее сотрудничество со странами региона. В 1993 г. и первой половине 1994 г. состоялась целая серия визитов короля Хуана Карлоса I (в Израиль) и экс-мининдел Х. Солана (в Египет, Иорданию, Ливан), заместителей мининдел по странам Ближнего Востока. В Испании принимали с визитом И. Рабина, побывал здесь и Я. Арафат. 2 [2. См. : Справочные материалы МИД РФ]. Сознавая ответственность момента и стремясь с первых шагов палестинской государственности закрепиться здесь в качестве привилегированного партнера, Мадрид принял на себя обязательства по серьезному экономическому и материально-техническому содействию становлению автономии.

Испанские программы помощи оцениваются в 70 млн. долл. США. Прежде всего речь идет об обеспечении палестинской полиции средствами транспорта и связи, помощи в подготовке кадров. Испанцы оказали и оказывают содействие в материально-техническом обеспечении проведения избирательной кампании, строительстве здания автономного правительства и резиденции для его руководства, налаживании транспортной сети, водо- и электроснабжения палестинских территорий. Планируется также подготовка в вузах Испании палестинских специалистов в области экономики, медицины, сельского хозяйства. Испания присоединилась к группе стран - доноров программ ВОЗ по обеспечению медицинского обслуживания палестинских территорий.

В Мадриде убеждены, что практическая реализация израильско-палестинских договоренностей во многом будет зависеть от наращивания экономической помощи со стороны международного сообщества становлению палестинской автономии. Испанцы усиленно продвигают этот тезис в Европейском Союзе. Они взяли на себя роль координаторов подгруппы по сельскому хозяйству рабочей группы по региональному экономическому развитию в рамках многостороннего сотрудничества ЕС с БВУ. В испанском г. Кордова прошел семинар о проектах развития на Ближнем Востоке этой сферы после нормализации обстановки в регионе.

Испано-израильские отношения вступили в последние годы в период наибольшей интенсивности. Они характеризуются постоянным наращиванием политических контактов и торгово-экономических связей, объем которых в ближайшие годы стороны рассчитывают довести до 1 млрд. долл. Завершается процесс вступления в силу имеющегося между странами соглашения о безвизовом режиме. Основными сферами испанско-израильского сотрудничества являются: туризм, агротехника, развертывание в Испании опреснительных систем, биотехнология, информатика и создание средств связи. Имея определенные кофликтные с Испанией интересы относительно допуска на рынок ЕС сельхозпродукции, израильтяне активно работают с Мадридом по сглаживанию противоречий и продвижению здесь своих идей о взаимоотношениях с Евросоюзом. В этом контексте Тель-Авив охотно соглашается на реализацию именно испанцами проектов многостороннего сотрудничества в регионе и, в частности, в зонах палестинской автономии.

По просьбе Тель-Авива, испанцы ведут активную работу с Марокко, Ливией и рядом других арабских стран на предмет дипломатического признания Израиля. В целом линия Мадрида на Ближнем Востоке остается направленной на усиление своей причастности к поискам решения проблем региона и наращивание присутствия здесь с перспективой на постконфронтационный период.

    2. 6. Позиция Испании по развитию отношений ЕС с Россией.

Опираясь на свой растущий экономический потенциал и успехи в демократизации общества, Испания продолжает добиваться более активного подключения к решению международных проблем, настойчиво проводит курс на повышение своего веса и влияния в Европе и в мире, используя в этих целях, в частности, свое членство в ЕС, НАТО и ЗЕС. Принципиальное значение в этом контексте придается в Мадриде партнерству с Россией, с которой Испанию сближает созвучность подходов ко многим важнейшим международным проблемам, а также традиционно дружеское отношение к ней со стороны населения и правительственных кругов Испании. Здесь следует выделить и отсутствие в отношениях двух стран спорных вопросов, становящихся в наши дни подлинным "камнем преткновения" в международных отношениях.

Помимо сугубо исторических факторов, благоприятствующих развитию российско-испанского диалога, обращает на себя внимание и такой положительный для России момент как готовность правительства Испании, в т. ч. с учетом победы на выборах в марте 1996 года Народной партии, развивать и углублять связи с Россией.

27 декабря 1991 года Испания вместе с другими странами Европейского Союза официально признала Россию в качестве государства-преемника СССР. В Мадриде исходят из того, что демократическое обновление России должно привести к созданию более прочной и надежной системы безопасности и сотрудничества в Европе. Руководящие деятели Испании неоднократно заявляли о необходимости налаживания с обновленной Россией качественно новых политических и экономических отношений. У испанцев есть понимание того, что Россия не должна быть изолирована от Западной Европы ни в политическом, ни в экономическом, ни в военном плане. 1 [1. См. : Revista "Politica Exterior", N 43, Madrid, 1996 г. ]. Мадрид активно настаивает на том, чтобы ЕС не отстал от происходящих в мире радикальных изменений и был способен выработать скоординированную позицию, направленную на поддержку происходящих в Росии реформ и учет российских интересов в Европе и мире. Испанцы первыми среди стран-членов Евросоюза в июне 1995 г. завершили процедуру ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС (СПС), подписанного на о. Корфу в июле 1994 года. При содействии Мадрида в начале испанского председательствования в ЕС (17 июля 1995 года) было подписано Временное торговое соглашение между Россией и ЕС. Испанцы были одними из активных сторонников аккредитации российских представителей при Европарламенте.

В ходе подготовки доклада по России (июль 1995 г. ) испанцы поддержали пожелание России перенести акцент с формулировки "страна с переходной экономикой" на "страна с рыночной экономикой". 2 [2. См. : Справочные материалы МИД РФ]. Мадрид не высказывает также принципиальных возражений против предоставления России займов по линии Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Испанцы поддерживают также принципиальные договоренности о регулярных и систематических (не менее двух раз в год поочередно в Москве и Брюсселе) встречах членов правительства России и представителей руководства КЕС для обсуждения актуальных вопросов двустороннего взаимодействия. При активном участии Испании было подготовлено предложение КЕС проводить на постоянной основе поочередно в Москве и Брюсселе встречи заместителей министров иностранных дел и внешнеэкономических связей России с гендиректорами КЕС, курирующими конкретные аспекты двустороннего сотрудничества (политдиалог, торгово-экономические связи, энергетика, научно-технические исследования, рыболовство).

Испанцы также являются сторонниками проведения регулярных политических консультаций на экспертном уровне. При этом они согласны с российским мнением о том, что важно расширять обсуждаемую тематику и не ограничиваться обменом мнениями, переходить к согласованию общих позиций по ключевым вопросам. Постоянных консультаций требует обстановка в Европе, положение в бывшей Югославии, ситуация на Балканах. Кроме того, общий интерес представляет обсуждение вопросов ближневосточного урегулирования, ситуации в АТР, Африке и Латинской Америке, проблем безопасности и сотрудничества в Средиземноморье, перспектив кипрского урегулирования.

Следует также отметить позицию правительственных и предпринимательских кругов Испании, которые полагают, что активная позиция страны в вопросах формирования в рамках Европейского Союза программ сотрудничества с Россией и другими странами СНГ позволит испанцам поддержать свой сельскохозяйственный сектор, утрачивающий субсидии ЕС. В случае же принятия подобных программ испанцы рассчитывают на получение значительных дополнительных заказов. Испанцы с пониманием относятся и к идее синхронизации обновления трансатлантических связей ЕС-США с наращиванием сотрудничества Евросоюза с Россией для придания большей сбалансированности региональным аспектам деятельности ЕС на западном и восточном направлениях.

    ГЛАВА III. ПОЗИЦИЯ ИСПАНИИ ПО ОБЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ
    3. 1. Коллективная безопасность.

В Мадриде уделяют пристальное внимание перспективам создания общеевропейской системы безопасности и сотрудничества.

По мнению испанского военно-политического руководства, эта система с участием Испании должна строиться на базе пяти основных принципов:

    - Принцип сохранения трансатлантической связи;

- Принцип выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности в рамках ЕС и создания в дальнейшем единой западноевропейской системы обороны;

- Принцип заполнения "вакуума безопасности", образовавшегося в результате распада Варшавского договора, расширения зоны западноевропейской системы безопасности на Восток, однако с учетом интересов России;

- Принцип создания зоны мира и стабильности в Средиземноморье, особого внимания этому региону в современных условиях, как наиболее опасному в плане возможности возникновения кризисных ситуаций;

- Принцип создания благоприятных условий для реализации договоров по сокращению вооружений и нераспространению оружия массового поражения.

На этих принципах в основном и была сформирована позиция Мадрида на встрече в верхах стран-членов ОБСЕ в Португалии в декабре 1996 года.

В Испании с тревогой отмечают, что после окончания конфронтационного периода "холодной войны" стали все ощутимее проявляться собственные национальные интересы отдельных западноевропейских стран. Если раньше перед лицом общей угрозы с Востока объединяющим фактором были наднациональные или коллективные интересы, то теперь национальный эгоизм все в большей степени дает о себе знать. На нынешнем этапе строительства европейской системы безопасности, по мнению Мадрида, чрезвычайно важно найти адекватный баланс между национальными и коллективными интересами. Окончание "холодной войны" привело в Европе к парадоксальному на первый взгляд результату - ослабление угрозы глобального ядерного конфликта стало сопровождаться ростом числа и интенсивности очагов нестабильности. Таким образом, начинает сказываться мрачный прогноз некоторых аналитиков о том, что после распада соцлагеря над Западом нависнет еще более серьезная опасность - отсутствие "исторического" врага. 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ]. В концептуальной разработке новой модели общеевропейской системы безопасности и сотрудничества испанцы неизменно выделяют два, по их мнению, ключевых и взаимосвязанных элемента: место и роль НАТО - ЗЕС и России в будущей европейской архитектуре.

По мнению испанского руководства, перед НАТО стоят в современных условиях совершенно определенные задачи, выполнение которых позволило бы заложить прочный фундамент новой общеевропейской системы безопасности. При этом проводится мысль, что НАТО следует спешно разрабатывать стратегию применения превентивных мер по недопущению конфликтов или снижению их интенсивности. Актуальны вопросы оказания гуманитарной помощи конфликтующим сторонам, поиска механизмов взаимодействия с ООН, ОБСЕ и другими организациями. Это потребует, как считают в Испании, радикального изменения военной структуры НАТО и осмысления форм сотрудничества со странами, не входящими в альянс, в первую очередь с Россией. 1 [1. См. : Римская декларация НАТО, 1991 г. ]. Важную роль в плане создания европейской системы безопасности и сотрудничества могла бы играть, по оценке Мадрида, программа "Партнерство ради мира". При должном организационном и политическом наполнении ПРМ способна стать связующим звеном между Западом и Востоком, неким прообразом будущей системы безопасности и сотрудничества на континенте.

Здесь следует сказать об известном сходстве подходов Азербайджана и Испании относительно участия стран на постсоветском пространстве в программе ПРМ, хотя для Баку это скорее демонстрация стремления к интеграции в европейские политические и экономические структуры, которые могут способствовать ослаблению зависимости от России и укреплению национального суверенитета. Испанцы больше склоняются к такой модели, при которой расширение НАТО осуществлялось бы в тесной увязке с расширением ЕС и ЗЕС в общем контексте создания системы безопасности и сотрудничества и при непременном контакте с Россией. Развивая эту идею, минобороны Испании Х. Гарсия Варгас особо выделил, что вступление восточноевропейских стран в НАТО должно носить постепенный характер с тем, чтобы "новички" могли безболезненно адаптироваться к новым для них организационным, политическим и военно-техническим условиям. 1 [1. См. : "Еl Pais", 12 ноября 1995 г. ]. Испанцы последовательно выступают в пользу развития "европейской самобытности" в военно-политических вопросах, полагая, что без этого западноевропейская интеграция не может приобрести законченный вид. В рамках обсуждений по трансформации ЗЕС испанцы являются сторонниками варианта, предусматривающего поэтапное, но полное слияние его с ЕС с передачей на создаваемому таким образом объединению всего комплекса функций в области обороны наряду с задачами, сформулированными в Петерсбергской декларации по ОПМ, гуманитарным акциям и спасательным операциям. 2 [2. См. : Декларация, принятая Совмином ЗЕС в Петерсберге, 1992 г. ]. ЗЕС ставилось бы в равноправное положение с НАТО при одновременном сохранении роли последней в качестве трансатлантической связки. Испанцы понимают, что на нынешнем этапе данная позиция носит скорее запросный характер, а с учетом подходов Лондона и Вашингтона, а также меняющейся позиции Парижа, не имеет шансов на реализацию в ближнесрочной перспективе. Поэтому, ввиду неоднозначности подходов к данной проблематике различных стран ЕС, испанцы начали демонстрировать готовность принять формулу постепенной интеграции Евросоюза и ЗЕС при одновременном их сближении с НАТО.

ОБСЕ, как считают в Мадриде, еще не отвечает в полной мере стоящим перед этой организацией задачам и не использует весь заложенный в ней потенциал. Активность ОБСЕ в Нагорном Карабахе могла бы послужить "трамплином" к росту ее веса и влияния, поэтому Испания поддерживает посреднические усилия Минской группы ОБСЕ и высказалась за изложенные в декабре 1996 года в Лиссабоне в заявлении бывшего председателя организации принципы карабахского урегулирования, а именно за соблюдение территориальной целостности Азербайджана, представление широкой автономии Нагорному Карабаху в составе АР и обеспечение гарантий безопасности всему населению этого анклава. Мадрид рассматривает Россию как один из ключевых элементов в создании долгосрочной и эффективной системы безопасности и сотрудничества на европейском континенте. Сейчас, по мнению испанцев, Россия пытается одновременно решить две сложные задачи: первая - провести глубокое реформирование своей экономики с ориентацией на рыночные отношения; вторая - осуществить демократизацию всей общественно-политической структуры страны. Они полагают, что Запад должен оказывать всемерное содействие успешному выполнению этих задач в России. Испания выступает против попыток изолировать Россию, противопоставить ее Европе. Призывы оказать на Москву мощное давление, пользуясь ее нынешней непростой внутриполитической и экономической ситуацией, не находят в Мадриде понимания. Россия, указывают испанцы, неизбежно окрепнет и тогда вместо мощного союзника в европейской семье мы окажемся лицом к лицу с мощным неприятелем, который не простит нашу политическую недальновидность в прошлом. 1 [1. См. : "Seguridad en Euгoра: UEO у OTAN", Escuela Diplomatica, Madrid, 1994 г. ]. Конечно и Россия должна, по словам испанцев, проявить волю и стремление к большей интеграции с западноевропейскими странами...

В Мадриде считают, что 1997 год станет решающим в концептуальном оформлении общеевропейской системы безопасности и сотрудничества. Сейчас, полагают испанцы, не следует принимать поспешных непродуманных решений, последствия которых плохо просчитываются. Постепенная и позитивная трансформация НАТО и ЗЕС, наполнение конкретным содержанием ОБСЕ и ПРМ, ликвидация конфликтных очагов и зон нестабильности, налаживание неконфронтационных партнерских отношений с Россией и другими странами СНГ - вот только некоторые, но чрезвычайно важные задачи, стоящие перед европейцами в создании основ системы безопасности и сотрудничества на континенте.

    3. 2. Трансатлантическое сотрудничество.

После 2-ой мировой войны международная изоляция поставила франкистский режим на грань кризиса. Вся изощренность испанской дипломатии едва ли уберегла бы режим, если бы Вашингтон в разгар "холодной войны" не бросил Мадриду спасательный круг, заключив с ним 26 сентября 1953 года так называемый Мадридский пакт. Пакт включал в себя три соглашения: об обороне, об экономической "помощи", о "помощи" в целях взаимной безопасности. Эти соглашения дважды возобновлялись: в 1963 и 1970 годах. И хотя США теперь не единственное "окно на Запад", как это было во времена международной изоляции, отношения с этим государством занимают важное место в усложнившейся и расширяющейся системе международного сотрудничества Испании.

В этой связи Испания является сторонником закрепления отношений Европейского Союза с Северной Америкой. Одним из внешнеполитических приоритетов Евросоюза в период председательства Испании являлась попытка "вдохнуть новую жизнь" в так называемую идею трансатлантического сотрудничества, задачи и перспективы которого были зафиксированы в Трансатлантической декларации в ноябре 1990 года. Поэтому Испания в период подготовки Межправительственной конференции ЕС, опираясь на интерес Вашингтона к этому важнейшему для европейской и мировой политики и экономики событию, активизировала контакты с американскими правящими кругами с целью повышения своей роли в трансатлантическом сотрудничестве. Испанцы являются авторами идеи создания Трансатлантического экономического совета, в который, помимо Евросоюза, США и Канады, они планируют включить Мексику. 1 [1. См. : Revista "Politica Exterior", N 45, Madrid, 1996 г. ]. По мнению испанцев, трансатлантическое сотрудничество между Северной Америкой и ЕС может осуществляться по 4 основным направлениям:

1) двустороннее торгово-экономическое сотрудничество с переходом на качественно новый этап в вопросах торговли, инвестиций и передачи технологий; 2) выработка единой внешнеполитической стратегии в отношении других стран, экономических блоков и регионов, в первую очередь в отношении Японии и России. Оказание помощи развивающимся странам, защита интеллектуальной собственности, авторских прав, развитие образования и культуры. Все это предполагает взаимодействие в таких организациях, как ВТО, ОЭСР, МБ, МВФ, Большая Семерка и т. д. ;

3) укрепление двустороннего военно-политического сотрудничества в области безопасности и обороны на базе существующих структур, в первую очередь НАТО; 4) развитие сотрудничества в рамках международных организаций, например, ООН, с акцентом на превентивную дипломатию, защиту окружающей среды и прав человека, охрану здоровья, совместную борьбу против организованной преступности, наркобизнеса и т. д.

Первые практические шаги по реализации трансатлантической идеи были предприняты американцами и испанцами в ходе рабочего визита госсекретаря США У. Кристофера в Мадрид (июнь1995 г. ). В июле 1995 года стала формироваться группа на высоком уровне в составе 2-х представителей страны - председателя ЕС (первый заммининдел Ф. Вильяр и госсекретарь по делам ЕС МИД Испании Конде), 2-х американцев (Тариофф и Шапиро), а также 2-х представителей КЕС. В ее задачу входит концептуальная проработка проблем по всем направлениям с выходом на проект политической декларации. 1 [1. См. : Справочные материалы МИД РФ]. Испанцы являются сторонниками организации и проведения встреч между представителями американских и европейских деловых кругов для рассмотрения проблем инвестиционной деятельности, таможенного обложения и др. , в том числе с целью решения спорных вопросов между США и Европейским Союзом. При этом они стараются принимать активное участие в подготовке таких мероприятий, используя, например, свое председательство в ЕС ( в т. ч. во второй половине 1995 года).

    3. 3. Социально-экономические аспекты интеграции.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время практически никто из испанцев не сомневается в необходимости и значительной пользе для страны, в первую очередь в области экономики, более глубокой интеграции в Европейский Союз. Это наглядно подтверждается тем, что среди факторов, способствовавших улучшению экономической ситуации в Испании после рецессии 1992-1993 годов, одним из основных является воздействие общих положительных тенденций в экономике индустриально развитых государств, в том числе входящих в ЕС, и с которыми Испания имеет тесные интеграционные связи.

Одним из приоритетных направлений испанского председательства в Евросоюзе во второй половине прошлого года оставалась проблематика занятости и ее соотношения с экономическим ростом и конкурентоспособностью. На эту тему готовилась специальная "Белая книга", в которой содержаться рекомендации по структурной реформе в сфере занятости. Испанцы, имеющие наибольшие в ЕС показатели безработицы (около 15% экономически активного населения по данным Института занятости), проявляли особую заинтересованность в ее подготовке. Кроме того, при высокой безработице весьма высока и доля временных трудовых контрактов, составляющих до 35% , а в среднем по ЕС - около 9%. 1 [1. См. : Экспресс-бюллетень Торгпредства РФ в Испании, N 8, 1995 г. ]. На рассмотрение мадридского саммита в 1995 году был вынесен также первый годовой отчет о занятости с предложениями по координации программ борьбы с безработицей на 1996 г. в рамках ЕС. Кроме того, во второй половине 1995 года были подготовлены сообщения о координации экономической политики и структурных мер по увеличению доли постоянно занятого населения; о политике Евросоюза в области обучения и переподготовки специалистов; экономическом росте и проблемах окружающей среды. Все эти документы были подготовлены при активном участии Испании.

В связи с тем, что мелкие и средние предприятия составляют в Испании почти 99% всех предприятий и на них работает 64% всех занятых, испанцы отводят особое место программе ЕС по развитию мелких и средних предприятий. Среди финансово-экономических задач, стоявших в повестке дня испанского председательства следует отметить продолжение работы над сближением налоговых политик стран-членов ЕС, консолидацией внутренних финансовых рынков, расширением обмена экономической и финансовой информацией на межгосударственном уровне, выполнением программы по трансевропейским энергетическим и газовым сетям, завершением разработки бюджета ЕС на 1996 г. , а также окончательным определением расходов по14 транспортным проектам в рамках ЕС до 2000 года. Непосредственно в период испанского председательства была поставлена задача усиления многостороннего контроля над выполнением каждой страной требований Маастрихта в рамках формирования валютно-экономического союза (ВЭС), в том числе по национальным бюджетам на 1996 год, а также "гармонизации" методик статистико-экономического учета.

Важное значение испанцы уделяют развитию реформы в аграрном секторе Евросоюза и отработке единой позиции ЕС по отношению к аграрному сектору ЦВЕ, с учетом того, что в Испании эта отрасль занимает довольно важное место и на ее развитие выделяются государственные дотации, а также кредиты и дотации по линии Европейского Союза.

Испанцы интенсивно защищают свои интересы в рыбной отрасли, в том числе путем "гармонизации" действующих в странах ЕС законодательств о рыбном рынке и рыбных ресурсах, а также проведения более последовательной политики Евросоюза в переговорах с третьими странами о рыбном промысле в национальных и международных (экстерриториальных) водах.

Однако, несмотря на довольно активную позицию страны в экономической политике Евросоюза, по экспертным оценкам, параллельно с ростом "реальной" экономики могут усугубляться и макроэкономические дисбалансы. Кроме того, как показали недавние финансовые потрясения, с отменой ограничений на перемещение капиталов страны с несбалансированной экономикой, в их числе - Испания, оказываются особенно подтверждены неблагоприятным внешним воздействиям (в частности, существовала реальная угроза выхода песеты из Европейской валютной системы). Таким образом, необходимость реформирования экономического механизма Испании становится все более очевидной. Она диктуется как внутренними обстоятельствами, так и задачей полноправной интеграции в ЕС в рамках 3 фазы валютно-экономического союза, что может произойти не ранее 1999 года. О стремлении к проведению самых решительных изменений в экономике страны заявляет победившая в марте с. г. на всеобщих выборах Народная партия. Из провозглашенных народниками "инструментов" структурной перестройки экономики выделяются такие, как резкое сокращение госаппарата на всех уровнях, дальнейшая либерализация трудовых отношений и налоговая реформа, призванная, по заявлениям НП, стимулировать через рост накоплений и потребления общий подъем испанской экономики. При этом они настаивают на более энергичном урезании государственных расходов за счет сокращения бюджетных дотаций убыточным госпредприятиям, широкой приватизации и либерализации в ряде отраслей, прежде всего в обслуживании, связи, транспорте. 1 [1. См. : "Coma Gobernara Aznar", "Cambio 16", N 1268, 1996 г. ]. В целом, доминирующие в Испании политические силы сознают, что для выполнения маастрихстских требований, от чего в решающей степени зависит будущее национальной экономики, потребуется осуществить жесткие, непопулярные меры по модернизации экономического механизма страны. Тем не менее, их масштаб в настоящее время ограничен зыбкой общеполитической конъюнктурой. Многие испанские аналитики полагают, что результаты всеобщих выборов позволят ускорить проведение структурных преобразований. 1 [1. См. : "З-М, Gano Espana - Gobierna Aznar", "Carnbio 16", N 1268, 11 marzo, 1996 г. ].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе автор стремился дать общую картину места и роли внешнеполитической деятельности Испании в Европейском Союзе, ее исторической основы и нынешнего состояния, определить тенденции и основные направления национальных интересов страны в рамках Евросоюза, что в известной степени влияет на формирование внешней политики ЕС в целом.

Оценивая внешнеполитические шаги испанского правительства в последние годы, большинство политологов выносит на первый план деятельность Испании в ЕС и, прежде всего, удачное председательство страны в Европейском Союзе во второй половине 1995 года. Сводный перечень наработок ЕС в этот период включает подписание временного соглашения с Россией, соглашений с другими странами СНГ, принятие трансатлантических документов, проведение евросредиземноморской конференции, подготовку межправительственной конференции ЕС, определение сроков заключительного этапа в создании организации Валютно-экономического союза и т. д. Одновременно ими признается, что при всей насыщенности этих решений они пока лишь начальные, обращенные в будущее. Их практическая реализация потребует не только общих, но и серьезных индивидуальных усилий каждой страны - члена ЕС, причем некоторые из них, в том числе Испания, будут испытывать заметные сложности. Поэтому испанские аналитики не исключают, что нынешний этап интеграционной эйфории в Евросоюзе может вновь сменить период евроскептицизма, схожий с периодом постмаастрихтского кризиса. Тем более, что нынешнее председательство в ЕС, по мнению испанцев, нельзя назвать весьма эффективным из-за практического отсутствия инициатив по реализации указанных решений ЕС. Определенные позитивные перспективы они видят в краткосрочном плане - в усилении роли механизма "тройки" ЕС, а в долгосрочном - в сохранении на этапе нынешней реформы Союза евростремительного потенциала франко-германского тандема с подстежкой к нему "еврооптимистов", в первую очередь Испании. Ориентировав свое председательство в ЗЕС на трансформацию этой организации в реальную оборонную опору Евросоюза, испанцы способствовали постепенному сближению этих европейских структур. Вместе с тем, как считают в Мадриде, сама военно-политическая масштабность операции "по принуждению к миру" в БиГ неминуемо оттягивает внимание от ЗЕС к НАТО. Но в любом случае, по мнению Мадрида, вопросы миротворчества и создания паневропейской модели для ХХI века выходят на первый план среди приоритетов европейской безопасности, как бы оттеняя традиционные разоруженческие аспекты.

В качестве приоритетной задачи ЕС на 1997 г. и на перспективу испанцы называют углубление отношений с Россией и с другими странами СНГ и ЦВЕ. Углубление процессов демократизации общества, формирование рыночной основы экономики, решение национальных конфликтов в России и ее дальнейшая интеграция с западноевропейскими государствами и странами ЦВЕ сопоставимы по своему значению и даже более важны, по словам экс-председателя испанского правительства Ф. Гонсалеса, чем поствоенное вхождение Германии в Европу. 1 [1. См. : Revista "Politica Exterior", N 43, Madrid, 1996 г. ]. К числу своих успехов испанцы относят и появление средиземноморского измерения Евросоюза. Этот год, как рссчитывают в Мадриде, откроет возможность для практического развития барселонского процесса, доработки договорной базы ЕС со странами региона, в частности Сирией и Ливаном. Просматривается также стремление использовать этот процесс в качестве политического трамплина для Евросоюза в БВУ. В центр же БВУ в 1997 г. , т. е. после выборов президента США, испанцы выносят сирийско-израильское и ливано-израильское урегулирование. Евросоюз, по мнению испанских экспертов, пропустил в свое время азиатский экономический бум (конференция Европа-Азия - это уже запоздалая реакция). Теперь необходимо избежать повторения этой ошибки применительно к Латинской Америке. Отсюда - испанская активность с подписанием соглашения с латиноамериканскими региональными интеграционными группировками и отдельными странами.

Новое измерение, в т. ч. после мадридского саммита Ф. Гонсалес-Б. Клинтон, начинают получать трансатлантические отношения. 1995-1996 г. г. подтвердили, как считают в Испании, неизбежность в обозримом будущем военно-политической связки в трансатлантическом пространстве при американском позиционном доминировании. На перспективу испанцы выносят задачу дополнения ее многопрофильными, в первую очередь, экономическими элементами. Ставится также цель по политическому (в дополнение к донорскому) подключению Евросоюза к американским интеграционным и переговорным усилиям в различных "горячих" регионах мира.

Таким образом, на основании данных, приведенных в дипломной работе, можно сделать выводы о довольно активной позиции Испании в Европейском Союзе и, в частности, во внешнеполитической деятельности ЕС.

Все это создает благоприятный фон для установления политического диалога между Азербайджаном и Испанией, особенно после заключения с Евросоюзом соглашения о сотрудничестве1 [1. См. : “Бакинский рабочий”, 1 мая 1996 г. ]. и присоединения Азербайджана к программе НАТО "Партнерство ради мира". 2 [2. См. : “Азербайджан”, 10 мая 1994 г. ]. Следует наладить механизм контактов в виде двусторонних консультаций на уровне парламентов и глав государств и правительств, внешнеполитических ведомств. В результате можно рассчитывать на Испанию как на партнера в решении ряда внешнеполитических и экономических задач, стоящих перед азербайджанской дипломатией. Среди этих направлений одним из наиболее важных является урегулирование Карабахского конфликта, привлечение в страну дополнительных инвестиций в азербайджанскую экономику, переживающую серьезный кризис, увеличение, при посредничестве Мадрида в том числе, числа государств, прежде всего в ЕС, готовых к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с Азербайджаном.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ
    Материалы МИД Российской Федерации;
    Материалы МВЭС Российской Федерации;
    Материалы МИД Азербайджанской Республики;
    Документы Конгресса депутатов Испании;

Документы и материалы визита президента РФ Б. Н. Ельцина в Испанию (апрель 1994 г. );

Документы и материалы по визиту Ф. Гонсалеса в Россию (сентябрь 1995 г. ); Документы заседаний Совета министров иностранных дел ЕС;

Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией (24 июня 1994 г. , о. Корфу);

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и АР (22 апреля 1996 г. ); Tratado de Union Europea, CERI, Madrid, 1993 г. ;

    Boletin Oficial de Estado, Madrid (1993-1995 г. г. ,);

"Manual de la OTAN", Servicio de informacion de la OTAN, 1110 Bruxelles, 1993 r. ;

La conferencia interqubernamental de 1996 (bases para una reflexion), Madrid, 1995 г. ;

    Декларация, принятая Совмином ЗЕС в Петерсберге в 1992 г. ;

F. Gonzalez, Dos articulos sobre el destino de Europe, "Politica Exterior", N 48, Madrid, 1996 г. ;

Итоговые документы Евро-Средиземноморского гражданского форума, Барселона, 01. 12. 1995 г. ;

    Римская декларация НАТО, 1991 г. ;

Growth, competitiveness, employment, White Paper, Bulletin of the European Communities, Brussels, 1995 г. ;

Заключительная декларация Конференции ибероамериканских стран "La educacion corno factor esecncial del desarollo economico у social" 1995 г. ; Справочник "Испания. Конституция и законодательные акты", Москва, 1982 г. ; Справочник "Испания" Серия "Наши деловые партнеры", Москва, 1994 г. ; Экспресс-бюллетень Торгпредства РФ в Испании, N 11, 1995 г. ; Материалы ИТАР-ТАСС, 1995-1997 г. г. ;

Cuadernos de estrategia, N 36, 49, Institute Espanol de Estudios Estrategicos, Madrid;

    "Современная Испания", Москва, 1983 r. ;

Красиков А. А. , "Испания и мировая политика", Москва, 1989г. ; Борко Ю. , "Что такое Европейский Союз? ", Москва, 1994 г. ;

Евстигнеев В. П. , "Испания: основные направления внешней политики", Москва; Викторов И. В. ,"Испания: выбор внешнеполитического курса", Москва, 1979 г. ; "История европейской интеграции". Институт Европы РАН, Москва, 1995 г. ; "Военная и внешняя политика западноевропейских государств", доклад ИМЭМО, 1986г. ;

    Красиков А. А. , "Беседуя с Ф. Гонсалесом";
    Новое время, N 23, 1986 г. ;
    Марселино Ореха, "Нам брошен вызов";
    Новое время N 32, 1991 г. ;
    Муравьев С. В. , "Новая реконкиста";
    Новое время, N 36, 1989 г. ;
    Канченко Н. , "Гордеев узел" атлантизма";
    Международная жизнь, 1981 г. ;
    Мировая экономика и международные отношения 1995-1997 гг. ;
    Ковалев Э. Д. , "Новый член НАТО", Новое время, 1981 г. ;

Revista "Politica Exterior", N 43, 45, 47, 48, Madrid, 1996 г. ; Espana en la Union Europea, Diez anos desde la firma del Tratado de Adhesion, Madrid, 1996г. ;

J. A. de Iturriaga Barberan, "Lineas directivas de la politica exteior de Espana", Madrid 1994г. ;

"Seguridad en Europa: UEO у OTAN", Ercuela Diplornatica, Madrid, 1994 г. ; NATO Review, N 6, november 1995 г. ;

    J. Weston "Evolucion no revolucion";
    Boletin Informative de la OTAN, enero 1994 г. ;

"Известия", "Сегодня", "Независимая газета", "Российская газета" (1993-1997г. г. );

"Еl Pais", "Cambio 16", "Independiente", "El Mundo", "ABC" (1993-1996 г. г. ); “Бакинский рабочий” (1994-1997 г. г. );

    “Азербайджан” (1994-1997 г. г. );
    “Панорама” (1994-1997 г. г. );
    “Зеркало” (1994-1997 г. г. );
    “Гюнай” (1994-1997 г. г. );
    Материалы “ХАБАР-СЕРВИС” (1995-1997 г. г. );
    Материалы “ANS-ПРЕСС” (1995-1997 г. г. );
    Материалы “ТУРАН” (1995-1997 г. г. ).
    О Т З Ы В
    на дипломную работу
    студентки IV курса факультета “Политологии”
    группы N 544 Коненко С. Н.
    “Внешнеполитическая деятельность Испании и
    ее членство в ЕС в 90-е годы”

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В введении показана актуальность избранной темы и определяется той возрастающей ролью и местом, которые занимает Испания в формировании внешнеполитического курса Европейского Союза на нынешнем этапе, а также необходимостью для Азербайджана учитывать данное обстоятельство для более активного участия нашей страны в сотрудничестве с ЕС, в т. ч. и прежде всего путем развития двусторонних отношений со странами-членами этой организации.

В первой главе раскрываются отношения Испании с Европейским Союзом, вступление Испании в ЕС и положение Испании в Евросоюзе на современном этапе. Вторая глава посвящена приоритетам Испании в региональной внешнеполитической деятельности ЕС, усилению разностороннего сотрудничества в Средиземноморском регионе и его проблематике, сотрудничеству со странами Латинской и Центральной Америки, которые занимают приоритетное внимание Испании, направлению деятельности Европейского Союза в отношении Центральной и Восточной Европы, отношениям со странами Северной Африки, задачам Ближневосточного урегулирования, позиции Испании по развитию отношений ЕС с Россией. Третья глава посвящена позиции Испании по общим политическим проблемам, коллективной безопасности, трансатлантическому сотрудничеству и социально-экономическим аспектам интеграции.

В заключении даны выводы о довольно активной позиции Испании в Европейском Союзе и, в частности, во внешнеполитической деятельности ЕС. Я считаю, что дипломная работа студентки Коненко С. Н. на тему “Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в ЕС в 90-е годы” отвечает требованиям, предъявляемым дипломным работам и может быть допущена для защиты перед Государственной Экзаменационной Комиссией.

    Руководитель: профессор Ф. Мамедов.
    Р Е Ц Е Н З И Я
    на дипломную работу студентки IV курса
    факультета политологии Коненко С. Н.
    по теме “ Внешнеполитическая деятельность Испании
    и её членство в ЕС в 90-е годы”.

Рецензируемая дипломная работа производит впечатление добротно и целенаправленно проведенной научно-поисковой работы. При всей строгости рецензента к уровню подготовки дипломной работы, нельзя не отметить её бросающуюся в глаза особенность - этокачество проведенного автором изучения проблематики. Проблемы внешнеполитической деятельности Испании в тесной связи с её членством в ЕС в дипломной работе хорошо прослеживаются и по горизонтали, и по вертикали. Изучая тему, Коненко С. Н. эпизодами пытается провести параллели между внешнеполитической деятельности Испании и Азербайджана (см. стр. 47-49 и др. ). Т. е. автор работы в испанской тематике “открывает окно” на Азербайджан. При этом такой материал подается осторожно (без императивных предложений) и рационально (только там, где это возможно - см. стр. 5-6, 10, 29 и др. ). Дипломная работа хорошо структурирована. Текст каждой главы, параграфа отличаются событийной “свежестью”, информативностью, рамочным анализом рассматриваемых проблем. В целом строгая логика изучения автором темыисключает наличие в тексте “лишней” информации, малозначительных материалов. Вызывает одобрение и высокий уровень документированности содержания дипломной работы. Дипломная работа Коненко С. Н. отвечает всем предъявляемым требованиям, и поэтому рекомендуется к защите перед Государственной экзаменационной комиссией.

    И. о зав. кафедрой
    международных отношений и
    страноведения БИСУП, доцент О. АЛИЕВ

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов