Рефераты

ИСТОРИЯ МАСОНСТВА: ПОПЫТКА ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ - (диплом)

p>Мы относим сюда время увлечения русских масонов шведским тамплиерством, хотя и считаем начало третьего и последнего периода интенсивной жизни русского масонства XVIII века лишь с 1781 года потому, что чувство неудовлетворённости этой системой было главной причиной введения у нас розенкрейцерства и наиболее ярким показателем того, в какую сторону были направлены стремления русских братьев.

Итак, желание проникнуть в тайны высших степеней, не получившее удовлетворения в Рейхелевском масонстве, навело русских братьев на мысль обратиться за новыми "градусами" к западноевропейским источникам. Принадлежа ранее к шведско-берлинскому масонству, они естественно подумали о Швеции. Таким образом в 1778 г. был основан в Петербурге Капитуль Феникса, известный под именем Великой Национальной ложи шведской системы. Став таким образом в тесную зависимость от Швеции, русские масоны думали, что наконец получат оттуда высшие орденские познания, но скоро им пришлось в этом жестоко разочароваться. С этого момента кончается доминирующее значение Петербурга в истории русского масонства: первенствующая роль теперь переходит к московским ложам, в которых сосредоточились лучшие русские интеллигентные силы.

Среди лидеров московского масонства главное место занимал бывший сотрудник Рейхеля князь Н. Н. Трубецкой, мастер ложи Осириса, не примкнувший к союзу Елагина и Рейхеля. Вообще московские ложи сильно страдали от отсутствия стройной организации и единства, и развитие здесь масонства шло по сравнению с Петербургом очень туго до тех пор, пока во главе его не стали главные деятели московского братства - Новиков и Шварц, приехавшие в Москву в 1779 году. Они дали мощный толчок быстрому развитию масонства во всей России, положив начало самому блестящему периоду его существования, связанному с введением розенкрейцерства. Между тем дела масонские шли в Москве плохо: главная из лож, князя Трубецкого, ''весьма умалилась и члены отставали", поэтому наиболее ревностные масонские братья учредили своеобразную ложу Гармония, состоявшую из малого числа членов ложи. В её состав вошли: Н. Н. Трубецкой, Новиков, М. М. Херасков, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов и другие. Допущен был в эту ложу и Шварц. Он вскоре отправился в Курляндию для того, чтобы найти истинные акты. Приехав в Курляндию в 1781 г. Шварц получил от мастера Курляндской ложи два письма, которые решили дальнейшую судьбу русского масонства.

    Таким образом Шварц стал главой русского розенкрейцерства.

Таким образом, со времени возвращения Шварца из-за границы (нач. 1782 г. ) и до его смерти (нач. 1784) московские масоны приняли двоякую организацию: во-первых, высший рыцарский градус строгого наблюдения, члены которого, сосредоточившиеся в двух капитулах—Трубецкого и Татищева, управляли собственно масонскими ложами, им подведомственными, и, во-вторых, розенкрейцерство, во главе которого стал Шварц.

За временное принятие "рыцарского градуса" московские масоны были вознаграждены получением "Теоретического градуса Соломоновых наук", содержавшего, кроме ритуалов теоретической степени, основные начала розенкрейцерской науки, которой они так страстно добивались. В половине 1782 года состоялся общемасонский конвент в Вилъгелъмсбаде, на котором система Строгого наблюдения была резко преобразована путём отграничения от ордена тамплиеров. Таким образом, рыцарство было формально разрушено и Россия получила признание 8-ой провинцией Строгого наблюдения.

Количество масонских лож, подчинённых московской префектуре, быстро увеличивалось. После смерти Шварца верховным представителем розенкрейцерства был назначен барон Шредер, который приехал в Москву около 1782 г. Но он не пользовался особенным влиянием в Москве и скоро разошёлся с русскими розенкрейцерами из-за денежных расчётов. В 1784 г. развитие розенкрейцерства несколько затормозилось объявлением "силаниума" (молчания), последовавшим от высших орденских начальников. К 1785 году работы возобновились. Но судьбы розенкрейцерства близились к развязке. В 1786 г. , вероятно, вследствие каких-либо правительственных распоряжений, все масонские ложи, находившиеся под управлением московского братства, и были закрыты. Правительственные гонения не помешали работам ни только розенкрейцеров, но и "теоретического градуса": братья продолжали собираться "в тиши" и даже пытались печатать "орденские" книги в тайной типографии. Но уже в конце 1786 г. Шредер сообщил, что с наступлением 1787 года все орденские собрания, переписки и сношения отменить. Но несмотря на это собрания продолжали проходить по четыре, пять раз в год, но постепенно число братьев таяло и в сущности в 1787 году с розенкрейцерством было покончено. И императрица оборвав своим ударом в самом конце нить развития розенкрейцерства, только способствовала неудачному его возрождению в начале XIX века, когда русское сознание опередило масонскую "науку" и в ложах искало иной современной пищи: связь масонства с политическими движениями первой четверти нового века ясно указывает на пробуждение уже совершенно иных интересов, использовавших орден, как форму, как прекрасную организационную школу, и влагавших в него новое, более глубокое общественное содержание. Таким образом и в розенкрейцерстве была положена в основу та же общемасонская нравоучительная сторона, ничем не отличающаяся от обыкновенного масонского стремления к нравственному самосовершенствованию, придававшего ему черты своего рода "толстовства XVIII века". Но главной притягательной силой розенкрейцерства была его "научная" часть. Масонам эта наука досталась через посредство одного из "мудрых", —Соломона, который "есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее". Они соединились и "представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова, эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма". Сперва все масоны были философами, но затем мастера стали скрывать объяснения знаков и таинственных обрядов. Истинная премудрость, нашедшая себе отражение во многих мистериях древности, учреждённых избранниками, в конце концов, таким образом, досталась розенкрейцерам, которых таинственные начальники и являются в настоящее время единственными её обладателями. Их "собратство" держит себя сокровенно: они находятся "в некоторой части сего видимого мира, как в наружном раю, где они творят и исполняют великие и удивительные чудеса, потому что они обладают сокровищами рудного минерального царствия: эти чудеса сохраняются для великого дела (une grande oeuvre), которое откроется в своё время и час, что случится тогда, когда воздвигнется род, рождённый для части более очищенной или более возвышенной Божественного любомудрия". Таким образом, познание высших тайн природы сводится у розенкрейцеров к "сокровенным наукам"—к магии (конечно, "божественной", а не какомагии ! }, кабале и алхимии. Нам неизвестно, каких ступеней достигли русские братья в розенкрейцерстве и насколько пошли они в своих работах дальше "теоретического градуса", но из показаний Новикова видно, что многие из них были "приняты в орден". Поэтому интересно будет познакомится с тем, что составляло предмет "работ" в высших степенях розенкрейцерства: именно здесь раскрываются дикие нелепости и по ним можно судить о тех печальных результатах, к которым пришло русское масонское движение, вызванное живыми потребностями общественной мысли и запутавшееся в конце концов в дебрях магии и алхимии вследствие недостаточной подготовленности русского ума к восприятию истинной науки. Познание природы сводилось в конечном счёте к исканию философского камня, обращающего неблагородные металлы в золото, панацеи или " всеобщего универсального врачества" и к "божественной магии", то есть к попыткам входить в сношения со светлыми духами, а познание Бога—к мистическим толкованиям Священного Писания. Не может быть сомнения в том, что вся розенкрейцерская "наука" была в Западной Европе явным анахронизмом. Её дикие крайности и в России, конечно, не были явлением, благоприятно отражавшимся на нашем общественном развитии, так как отвлекали русский "ум, ещё в суждениях зыбкий", от нормального пути к усвоению настоящей европейской культуры. Но в русском розенкрейцерстве были и свои хорошие стороны, не прошедшие бесследно для истории нашей культуры и объясняющие, почему примкнули к этому движению лучшие интеллигентные силы России. Прежде всего важно, что это было первое у нас интеллигентное общественное течение, в первый раз сплотившее русских людей и направившее их в сторону служения общественным нуждам и интересам в формах широкой благотворительности и борьбы против "волътерианства", поколебавшего правильный ход нашей культуры. Всем известна филантропическая деятельность русских масонов XVIII века, и не случайно, конечно, почвой, на которой она возникла, было розенкрейцерство: именно розенкрейцеры открывали больницы и аптеки, создавали успехи русского просвещения, шли на помощь голодающей России своею "братской" любовью к человечеству. Розенкрейцерство, бывшее на Западе явлением умственной отсталости, у нас было совершенной новостью, и впервые давало русскому обществу известное миросозерцание, какое, — это вопрос другой, —но важно, что оно было дано, что впервые, благодаря розенкрейцерству, была создана его необходимость. Это была первая философская система в России, которая, составляя определённое идеалистическое мировоззрение, сыграла немаловажную просветительную роль в XVIII веке: успешно борясь с влиянием чуждого русскому духу волытерианства, розенкрейцерство, несмотря на свои дикие крайности и смешные стороны, воспитывало, дисциплинировало русские умы, давало им впервые серьёзную умственную пищу, приучало, —правда, помощью мистической теософии и масонской натурфилософии, - к постоянной, напряженной и новой для них работе отвлечённой мысли. Также, ещё одна сторона розенкрейцерства, —не только, конечно, переводы мистических книг, сделанных русскими масонами, но главным образом самостоятельные попытки масонского творчества и особенно речи в собраниях братьев, несомненно внесла свою долю и в дело обогащения русского литературного языка.

Остаётся сказать ещё несколько слов о судьбе Елагинских лож, которые, прекратив свои работы в 1784 году, в скором времени возобновили их снова Хорошо осведомлённый Елагин, масонская деятельность которого заглохла, воспользовался более благоприятными обстоятельствами и по просьбе братии о соединении их попробовал возобновить "цепь упражнений" подчинённых ему лож. Собрав своих "братьев" в капитуле, он прочёл целый ряд бесед с целью ознакомить их с новыми основаниями будущих занятий в английских ложах. Ненавидя розенкрейцерство и сочувствуя гонениям, предпринятым против него правительством, Елагин по духу является сам типичнейшим розенкрейцером. Он узнал, что "масонство есть древнейшая таинственная наука, святою премудростию называемая, что она все прочие науки и художества в себе содержит". Да ведь это не что иное, как фантастическая история розенкрейцерской "искры света", изложенную в сочинениях Шварца. Далее, какие книги дали Елагину основу для его новых "истинных" познаний ? Он называет Ветхий и Новый завет, отцов церкви, древних философов, а затем мы встречаем имена Ермия Трисмегиста, алхимиков Веллинга и Роберта Флуктиба и т. д. Ведь это все любимейшие книги розенкрейцеров, к которым, очевидно, принадлежал и первый учитель Елагина. Программа задуманного Елагиным сочинения именно о том, что составляло содержание главного руководства розенкрейцеров—"Теоретического градуса Соломоновых наук" и других книг "по ордену". Заимствуя от них, сам того не ведая, все свои тайны, Елагин в то же время с удивительной наивностью называет розенкрейцеров "не свободными каменщиками, но фанатиками или пустосвятами "—именно за то, что "к разумению сего Божественного Писания не дают ключа они". Если бы он только знал, что ключ, которым он хотел с такой торжественностью открыть высшие тайны своим подчинённым, есть ключ от двери, ведущей в обитель "братства злато-розового креста", столь ему ненавистного.

Так закончились искания Елагина, и в описанном им процессе мы находим лучшее доказательство того, что в розенкрейцеровской науке, как и в нравственной философии масонства первых трёх степеней, заключались элементы, отвечающие глубоким общественным потребностям века.

Екатерина II с большим подозрением относилась к масонству. Поначалу высмеивая обряды "вольных каменщиков" в своих комедиях, впоследствии Императрица усмотрела в этой тайной организации угрозу своему правлению. Масонство было угнетаемо со всех сторон. С объективной стороны Екатерине II не за что было упрекать масонов. Основная их деятельность была посвящена благотворительности. А то, что они совершали нелепые ритуалы—все это не стоило серьезного внимания. Единственное, что настораживало царский двор—это книжные издания, выпущенные в типографии Московского университета под редакцией Новикова Н. И. и Лопухина. Название книг подразумевало их содержание, а поскольку и то и другое были настолько странными и непонятными, а поэтому и пугающими для всего окружения (поскольку в них видели намеки адресованные правлению Екатерины II).

Вследствие этого многие выдающиеся просветители Екатерининской эпохи, в лице ее главного представителя Н. И. Новикова были осуждены на тюремное заключение. Несправедливое обвинение, павшее на головы виднейших общественных деятелей произвело тяжкое впечатление на общественное сознание.

Развитие масонского учения достигло своего расцвета в эпоху реформ молодого императора Александра I.

На первых парах его правления масонство широко провозглашало либерально-демократические идеи, ратовало за гуманизм и просвещение. В ложи вступали многие политические деятели, представители научных кругов, искусства. Многих из них привлекала мода, других вера в возможность нравственного совершенствования, таинственность нового учения, пышность обрядов, званий, а также возможность оказаться среди передовых просвещенных, а также влиятельных людей страны.

Либерализм масонских идей был созвучен молодому царю. И все казалось шло к лучшему. После успешного завершения войны 1812 года, когда русская армия с триумфом вернулась из Европы на родину, они принесли с собой опьяняющий дух победы, жажду свободы и вольнодумства. Эта жажда находила выход не только в литературе, но и в бурной жизни тайных кружков, возникавших один за другим в обеих столицах и провинциях России. К масонскому течению принадлежали и Суворов и Кутузов.

Усиление революционных устремлений, по мнению Александра I, побудило его закрыть все масонские объединения, поскольку от "умствований ныне существующих проистекают столь печальные в других краях последствия" [9: 145]. В 1822 г. масонские ложи были запрещены, между тем многие из них как ложа "Астрея", продолжают свою деятельность. Свидетельства историков указывают на тайные масонские общества по всей России: в Киеве, Житомире, Одессе, Вильно, Москве и Томске.

    3. 5. Масонство ХХ века

После 80 лет фактического молчания масонских деятелей, в конце XIX столетия, предпринимается активная подготовка к возрождению российского ордена "вольных каменщиков". Попытка возрождения масонства была ориентирована первоначально обосноваться на Западе, а затем, при помощи авторитета влиятельных лиц, легализовать масонство и в России.

Париж был наиболее подходящим в плане создания российской ложи. В 1887 г. при помощи активных участников возрождения масонства на Западе открывается русская ложа "Космос". В нее вошли люди той эпохи: профессор М. М. Ковалевский, которого вполголоса называли "генералом на купеческих свадьбах" [3: 18]. Выдающийся ученый, способствовал открытию "русской школы общественных наук" в Париже. Вслед за "Космосом" следует открытие другой ложи в Париже, в которой членами становятся В. А. Макланов, Е. В. де Роберти, писатели А. В. Амфитеатров, В. И. Немирович-Данченко.

Благодаря тому, что русское масонство во Франции благополучно прижилось и "даже пустило корни" [3: 22], откладывать попытку легализации масонства в России больше было нельзя. Время благоприятствовало этому.

Почти сразу после I русской революции, немного погодя, "когда страсти улягутся" [2: 133] из Парижа в Россию приезжает М. М. Ковалевский с директивой открыть масонские ложи. Дело обстояло в 1906 г. Таким образом, русское масонство XX в. возникает среди городского населения России, в начальный период индустриально-технической эпохи европейского континента.

Мощный рост буржуазии, появление новых производственных отношений, явления, обусловленные механизированным прогрессом, новые изобретения изменившие мир— электричество, фотография, телефон, телеграф, автомобиль, пулемет и аэроплан — между 1880 —1914 гг. с гигантской силой и неслыханными темпами меняли мир, в котором до этого жили русские со своим все еще крепостным строем и помещичьими порядками [10: 167].

Все эти явления чувствовались в двух столицах, а затем и в провинциальных городах. Возрождение масонства в России было вызвано 3 важнейшими событиями в жизни страны:

    поражением русских в русско-японской войне,
    революцией 1905 г. ,

буйным ростом интеллигенции вопреки всем запретам и "препонам" [3: 22] Этот рост шел, рука об руку не только с ростом буржуазии крупной и мелкой, которая, как и интеллигенция "нажимала" на все стороны русской жизни: на запреты царя, на закрытие университетов, на торможение сессий Думы, на удушение мысли, на опоздание во всем, что касалось материального и умственного прогресса населения, и равенства его перед Западом.

Здесь мы говорим не о революционерах, но о противниках революций, вместе с тем жаждавших перемен, но только мирным путем. К таким людям принадлежали М. М. Ковалевский (1857-1916), И. И. Баженов, В. А. Макланов, Д. О. Бебутов. Вследствие того, что официальное учреждение масонства было разрешено, оно стало некой формой существования общественной мысли, которая до масонства попросту не была оформлена. Царский режим просто не допускал этого. Масонство становилось притягательным вследствие того, что его корни стали своеобразным центром общения людей, занятых единственной целью— реорганизовать существующий абсолютистский строй путем мирных реформ. В столичных кругах масонство состояло в своем подавляющим большинстве из людей причастных к политике; в основном из правых кадетов, которых нередко называли "мирнообновленцами" ратовавшими за мирное обновление страны. В своих воспоминаниях бывший масон Л. Н. Черман рассказывает, что в ложе числилось 16 человек, в основном кадеты, эсеры, меньшевики. Н. А. Бородин, А. А. Леонтьев, С. П. Швецов, И. И. Майко, Н. С. Чхеидзе; "Нам неоднократно внушали, что мы должны направлять через наших братьев, членов Думы, ход нашей жизни". В высших масонских властях преобладали кадеты. Этот факт служит убедительным того, что масонство не было ни религиозно-этическим, ни философским, и революционным, а чисто политическим объединением. Об этом говорит масонский идеолог Дж. Уорд [18: 324]. Реальная цель этого масонства— была политической. В русских ложах не играл "той воинствующей роли, какую оно играло во Франции" [3: 21]. Атеисты в ложе были, но вопрос о религии их не разъединял. По мнению М. А. Осоргина "…неверующий человек—ужасно любит всякие ритуалы и считает, что каждому человеку они необходимы: они дают чувствовать общность, соборность, в них играют роль всякие священные предметы, в них красота и иерархия". Главное, что связывало "братьев" свобода и братство. На достижение этих идеалов братья устремляли все свои силы. Необходимо также помнить, что в эти самые годы вопрос об отделении церкви от государства поднимали только радикалы. Либерально-настроенные люди считали этот вопрос несвоевременным.

Параллельно в эти же годы (1905-1906 гг. ) в России оживилась деятельность "маринистов", Папюса и Филиппа перебежчиков с Запада.

Близком к мартинистам в русском обществе стояли филалеты. Свое происхождение, данное общество вело от оккультных кружков XVIII века, распространенных главным образом в Европе.

Близкое отношение к мартинистам имела другая ложа "Люцифер", возникшая около 1910 года. Известно, что в нее входили некоторые поэты-символисты: Вяч. Иванов, Брюсов, Белый. Ложа не внушала особого доверия у общества и вследствие этого просуществовала недолго.

В это же самое время, в России стали писать о масонстве как о "сатанинском ордене". Сторонники самодержавия и духовенства изображали его разрушителем православия, "орудием сатаны" [14: 30].

Причиной такому обвинению со стороны властей служило распространение различных теософических обществ, имеющих своим главным занятием оккультные науки. Вследствие того, что теософистское общество являлось официально запрещенным в обществе, а масонство по своей структуре было конспиративно, некоторые причисляли два этих общества, совершенно разных по содержанию как нечто одному целому.

Теософическое общество было тесно связано с орденом "Право человека" (который некоторые причисляли к масонскому). Он был создан путем слияния мелких кружков любителей-спиритуанистов, членами его состояли такие деятели теософии, как Е. П. Блаватская, А. Безант, Ч. В. Лидбитер, Дж. Кришнамурти. Эти представители призывали "объединяться нации, партии, религии, профсоюзы, экономические, спортивные и другие общества. Все должны стремиться к единству, жить одной жизнью"[15: 44].

Итак, ставилась задача духовного единства на основе некой новой универсальной религии, по которой понималась теософия. Мы видим, что ничего общего между масонскими принципами и теософской доктриной не было на самом деле. В 1907 году после выхода в свет книги Н. П. Васильева "правда, о кадетах" о масонстве все сразу заговорили. Книга сообщала сведения о члене Государственной думы Е. И. Кедрине и о том, что многие ее члены представители Думской власти были связаны с масонством.

Скоро стало известны и другие сведения о том, что "пристанище" масонской ложи в Государственной Думе оказалось Вольно-экономическое общество. То, что в это общество входили люди знатные, далеко не бедные, весьма зажиточные. В декларации масонов открыто признавалось связь масонов с финансово-промышленными кругами. "В ныне переживаемый человечеством капиталистический период развития очень многое зависит от финансовых кругов, а поэтому вполне обоснована связь масонских членов с финансовой верхушкой". [9: 276]. Люди без состояния входить в масонскую организацию просто не имели право. Это объясняется тем, что согласно устава масонской ложи (любой страны), все ее члены обязаны были делать взносы. Так, например, во Франции минимальный взнос равнялся 15 франкам. Вот что пишет об этом ритуале Н. Берберова: "Сбор денег проходил на каждой сессии масонов. По рядам проносился "мешок, " в который клали монеты и бумажки. То, что собиралось, отсылалось в Верховный Совет, после того, как минимальная сумма отчислялась на текущие расходы" [3: 82]. В том случае, если кто-то не был в состоянии платить, то ему делалась временная уступка. В случае третьего напоминания о неуплате, происходила так называемая "радиация" или исключение, попросту вычеркивание имени из списков. Радиация имела серьезные последствия для любого человека, состоявшего в масонской организации. Она уничтожала факт принадлежности человека к масонству.

Именно такой же была радиация и в случае нарушения клятвы. Исключением из ложи могли быть "награждены" все, кто обладал болтливостью, строптивостью, те, кто подозревался в равнодушном отношении к тайнам масонства.

Исходя из сказанного, можно добавить, что "материальный" вопрос никогда не стоял в острой форме перед масонским орденом, как в России, так и в других странах.

Так в России князь Д. О. Бебутов и граф Орлов, А. А. Давыдов отдавали "братьям" под храмы свои особняки и квартиры, а также большие материальные средства на их содержание.

Число масонских лож в дореволюционные годы продолжает прогрессировать. Так 1909 год стал годом процветания трех лож: "Возрождение", "Военной ложи" и "Феникса". В 1910 году была основана "Малая медведица". В 1912 году в строжайшей тайне был создан "Верховный Совет Народов России", который контролировал деятельность всех масонских лож в России. Фактическое руководство этой ложей осуществляли Н. В. Некрасов, А. Ф. Керенский, М. И. Терещенко и др. , что объясняет тесную связь указанных лиц во временном правительстве, известную общность их позиции, несмотря на принадлежность к разным политическим партиям. В 1914 году в Петрограде издана брошюра "Идеология франкмасонства", благодаря этому изданию масонство открыто заявляет о своем существовании в России. В этом издании масонами предпринимается попытка подготовить правящие круги легализовать орден. Авторами заявлялось о лояльном отношении к существующему строю. Масонство через данное издание попыталось развеять предрассудки и вместе с тем заявить о своем общественном влиянии.

В декларации масонства говорилось ко всему прочему, что "Франкмасонство —это сильное течение и границ ему нет. Здесь встречаются люди всех религий, и в настоящее время оно проникает и в Россию" [6: 370]. Власть представлялась им в конституционно-ограниченной форме монарха и, в общем, все принципы излагались на знакомом языке кадетов.

В 1915-1916 гг. открылась несколько новых лож в т. ч. "Думская ложа". В это же самое время Верховный Совет Народов России поручает всем Мастерам на территории Российской империи составить список будущего правительства [3: 31]. Итак, мы еще раз убеждаемся в том, что масонство в России главным образом было охвачено политическими интересами в силу того, что превалирующая ее часть состояла из членов различных политических партий, в основном из кадетов. Программа этой партии состояла в изменении в России существующего строя путем проведения демократических реформ. Кадеты были против революции, полагая, что любое "обновление должно быть мирным" [3: 25].

Итак, в обеих столицах члены Думы: профессора, дипломаты, члены Военно-промышленного комитета, члены Земского и Городского союза, адвокаты, военный, земцы, "общественники" созывали друг друга (в основном все состояли в масонских ложах).

Списки тех, кто в будущем будет управлять страной, были уже готовы. Все было известно. В список входили известнейшие и влиятельнейшие люди страны: И. И. Дмитрюков, П. Н. Игнатьев, граф П. А. Гейден.

Н. Берберова представляет целый список мест различных организаций, где "выдвинутые лица" (вышепредставленные) всегда могут найти поддержку, получить помощь. Такими своеобразными обществами были:

    Французское посольство в Петербурге;
    Государственная дума;
    Прогрессивный блок;
    Союз Освобождения (до 1905 г. );

Партии кадетов, октябристов, трудовиков (народные социалисты); Рабочая группа при Военно-промышленном комитете.

Идею военного заговора лелеял А. Гучков. Октябрист, родом из купеческой семьи, он имел за плечами довольно сложную биографию. Перечислим ее вкратце: в молодости он воевал против англичан; вернувшись на родину, стал директором Московского банка; вошел в Государственную думу. Став председателем III Городской думы, неоднократно встречался с царем Николаем II, и докладывал ему о результатах своей деятельности. К 1915-1916 гг. после неудач на фронте, Гучков пригласил в "Военную ложу" генералов Алексеева, Рузского, Крымова. В их намерения входило убрать Распутина и заставить царя отречься от престола. А возвести его брата—Михаила. 1917 год стал для русских масонов апогеем их деятельности. Планы менялись ими один за другим.

Одновременно, в Петербурге и Москве, руководящие члены "Верховного Совета" обсуждали планы свержения автократии и замены ее более эффективным правительством, которое как полагали в Париже и в Лондоне способствовало более активному участию России в войне против Германии. В то же самое время остановить революционное брожение в стране, которое угрожало развиться в революцию, не было никакой возможности.

Так, как отмечает Н. Берберова в Петербурге "…на собраниях в квартире Горького, Орлова, Давыдова и других членов масонства возникает "морской план" дворцового переворота. В Москве масоны собирались у П. П. Ряпушинского, кусковой, Коноваловой" [3: 41-43].

Тем временем в феврале 1917 года свергнута династия Романовых, происходит буржуазно-демократическая революция. После революции по всей стране возникают Советы рабочих. Солдатских и крестьянских депутатов. Между тем. Масонская организация стремилась воспользоваться "временной" неразберихой в стране. Создается Временное правительство. Несмотря на чрезвычайную активность масонских членов, ордену удается избежать повсеместного разглашения о своей причастности к чему-либо. В 1917 году " Общество оставалось даже более засекреченным, чем до революции. Так среди 10 членов Временного правительства, 9 были масонами" [6: 260]. Единственным, кто не входил в ряды "братьев" был П. Милюков, бывший лидер партии кадетов, первый министр иностранных дел во Временном правительстве. Более трезво оценивая события в ходе Февральской революции, Милюков обстоятельно и честно описал "истинную картину положения дел" в своих мемуарах, изданных в 1955 году в Нью-Йорке. Отмечая ведущую роль Керенского, Некрасова, Терещенко и Коновалова во Временном правительстве, что "…помимо всех своих существенных различий в характере, политической роли или в прошлых событиях, было нечто такое, что объединяло эту "четверку". Под эти "нечто" подразумевались взаимные обстоятельства, исходящие из одного и того же источника" [11: 332].

Несколько позже станет всем ясно, что "взаимные обстоятельства" о которых говорил Милюков, так или иначе, относились к коллективному обязательству масонов, объединенных в "Верховный Совет Народов России". Их клятвой было: "Хранить верность Великому Востоку Франции и ни при каких обстоятельства не бросать союзников…" [3: 35]. Вот почему Керенский и его сподвижники дрались до последнего. Керенский, Терещенко оставались верными своей клятве до конца. И уже тогда, когда все рухнуло—октябрь победил и большевики взяли власть в свои руки, "уцелевшая верхушка" подалась кто куда: одни на Север, другие— на Юг, третьи—на Восток. Все же надеясь вновь возвратиться с войсками и расправиться с социалистической революцией во главе с Лениным.

После установления Советской власти, русское масонство было вынуждено покинуть Родину. Дальнейшая жизнь остатков "Верховного Совета Народов России", протекавшая в эмиграции, заслуживает меньшего внимания. Русское масонство начала ХХ века имело грандиозную деятельность в России, однако оно не успело завоевать себе место в мировом масонстве.

После 20х - годов, в изгнании, уже значительной роли русское масонство не имело. Тем не менее, оно старалось выжить, хотя это было очень трудно. Находясь в зависимости от французского масонства у русских представителей, конечно, был шанс уцелеть, но вместе с тем, последнее решение оставалось не за русскими, от того страдала "русская гордость" [3: 86].

Из всего вышесказанного, мы видим, что Синайские скрижали, 12 священных заповедей "братьев" оказались в России к. XIX-н. ХХ века ни к чему. Вместе с ними и все загадочные планы, и секретные договоры заговоры мировых достопочтимых и Премудрых Мастеров—в парламентах, на биржах, в профсоюзах, в генеральных штабах и на троне. Даже сам миф о мировом могуществе исчез в никуда. С эти соглашается и О. Ф. Соловьев, который высказывает свое убеждение "…история масонства в России на протяжении длительного периода времени не свидетельствует о его значимости". Они не смогли довести дело до конца, тем самым, потеряв самое дорогое, что у них было: Россию, Ложу, Будущее.

Во главе мирового масонства стоял Всемирный Масонский Верховный Совет, состоявший из Достопочтимых и Премудрых. В этом Совете русским не было разрешено иметь свое собственное место. Русские масоны входили в него вместе с Французской делегацией. Вследствие этой зависимости, все свои решения русские масоны должны были координировать с французскими.

Согласно мнению Н. Берберовой, Всемирный Верховный Совет влиял —в разные годы с различной силой в странах республиканских, менее сильно в странах, где правили монархи, конституционные и самодержавные". Если до 1914 - 1915 гг. в России можно было кое-что сделать, то в эмиграции можно было влиять друг на друга. Влиять на Ленина, а затем и на Сталина никому не приходило в голову. 50% масонов Ленин ликвидировал в первые годы после революции, часть была отпущена на Запад, а остальные были прикончены Сталиным в Процессах. Задача масонства— влиять на внешнюю и внутреннюю политическую жизнь мира — русскими масонами никогда не могла быть осуществлена

    Заключение

Основная цель, преследуемая мною в работе состоит в демифологизации масонства, т. е. в попытке освободить масонство от некоего ореола мифа, легенды, которым оно предстоит во многих литературных источниках.

История масонства до сих пор составляет специальный и очень сложный предмет исследования, в силу того, что мало что сохранилось из на самом деле достоверных источников.

В общем своем виде, литература о масонстве представляет вымышленные факты, зачастую "отсебятину", в которую приходится верить, так как другого ничего нет. Очень много критики было вылито на голову "бедных" масонов. В чем их только не обвиняли! Их деятельности приписывали все смертные грехи какие только существовали на свете. Такая позиция критики исходит из того, что "масонство как тайное общество, имело конспиративный характер. А все тайное, скрытое от глаз людей всегда было пугающим. Масонство не могло держаться открыто "на людях", быть общественным достоянием в силу тех клятв, которые они давали при вступлении в ложу, в силу тех ценностей, которыми масоны дорожили и которые потеряли бы смысл при своем рассекречивании и оглашении. Некоторые заявляют, что ритуалы, обрядность и многообразие степеней все это представляет наивную атрибутику масонской жизни. Вопрос внешней стороны масонства служил поводом для усилий общественности, тех кто по слухам представлял в уме всю церемонию проведения масонских сессий.

По моему мнению, те кто судит о масонстве "не зная" его, не бывая и не состоя в нем, не знают вследствие этого и истинного содержания их учения. Все критики—своего рода обыватели. Они зачастую задают один и тот же вопрос: "Как могли умные и чуткие люди, люди духовного горения и стремления ввысь видеть в масонстве что-то глубокое, оригинальное и прекрасное. Как могло подобное учение совершенно бесконкурентно господствовать над умами в течение ряда столетий, быть решающим фактором духовной жизни людей". [Платонов]

Ответить на этот вопрос можно. Если рассматривать масонство на протяжении всего его исторического развития, то становится ясным одно: масонство всегда было неким центром сплочения выдающихся по разным заслугам людей. Это была некая "завуалированная" форма общественного сознания, сознание которое вне масонов имело разобщенный и единичный характер.

Если взять саму идею масонства, то, что на самом деле привлекало людей, по моему мнению, оно действительно является таковым: привлекательным и даже красивым.

А что же может быть "некрасивого" в тех античных мифах, которыми масоны дорожат, в которых собраны персонажи, достигшие божественной силы путем собственного совершенствования.

Что может быть "нехорошего" в масонской теории, которая выдвигает разум человеческий "как меру всего сущего". Которая создает религию гуманизма и внерелигиозную мораль. Устанавливает принципы всеобщей морали, одинаково приемлемой для всех народов и во всех условиях. Которая зовет к объединению людей без различий в национальности, религии и культуре. Провозглашает конечный идеал всех устремлений— царство любви и истины.

То, что масонство выработало новое учение, непохожее ни на какие другие мировые конфессии. Учение, вобравшее в себя все наследие античности, в котором открывается мудрость прошлых лет. Мудрость, которая раскрывается путем масонских символов, которая неким зашифрована в них. Так, неизвестная история масонства и масонские утерянные ритуалы могли быть раскрыты в символизме и криптограммах средневековья.

Известный исследователь средневековья М. Холл свидетельствует нам, что немногие символы масонства идентифицированы. Многие из них до сих пор зашифрованы путем иероглифического алфавита. Другие легенды, касаемые роли масонства в обществе относятся к тем, которые за каждым революционным шагом либо национально-освободительным движением или бунтом видят масонов как главных их участников.

Первые из таких лжеписаний появились во времена папских булл, клеймивших масонов как представителей темных сил.

Следует еще раз упомянуть о роли масонства в 19-20 в. В буржуазной революции во Франции оно выполняло значительную роль. В масонские ряды входили "властители дум", которые расшатывали устои феодализма, критиковали религиозный догматизм, высвобождали общественное мнение, чтобы утвердить ее на новых, прогрессивных в то время позициях. Вольтер, Дидро, Руссо, "энциклопедисты", вожди "Французского братства" закладывали фундамент общества, основанного на капиталистической собственности.

В том, что касается истории России, образ масона-врага всегда стоял в советской литературе прошлых лет. В масонах видели заговорщиков. Духовенство связывало с ними создание тайных кружков, как например теософическое общество или сатанинские секты. Представители белой эмиграции валили все беды России на масонов, особенно свержение абсолютной монархии. Царская полиция обвиняла революционеров, изображая их марионетками масонских заговорщиков. Здесь следует сослаться на мнение Н. Берберовой, которая является свидетелем и непосредственным участником исторических событий. В своей книге "Люди и ложи" она говорит о большой роли масонских одеонов в истории России, в том числе в ее революционном движении. В частности влияние масонства на события связанные с Февральской революцией.

Но что касается самих масонов, то по мнению Н. Берберовой они желали мирного обновления России, путем ее эволюционного преобразования.

Масонство 20 в. в нашей стране было более политически окрашено, чем в других странах Запада, вследствие отсутствия гражданского общества в России. Да, с масонами связано немало легенд. Одни из них создали сами масоны, думается для возвеличивания собственных традиций, в простой попытке сохранить свое учение, выжить.

И если кто-то утверждает, что "да масоны участвовали в каком-то темном событии, то это вовсе не означает, что это событие вызвано ими и что они играли в нем определенную роль.

Сводить все разнообразие социально-экономических, политических факторов к действию хотя бы одного влиятельного тайного общества это значит исказить историческую правду. В своей работе я постаралась избежать критических оценок и выводов, а придерживалась объективной стороны дела.

    Литература
    Бакунина Т. В. Русские масоны, М. ,1990.
    Бегун А. П...Франкмасонство, Витебск, 1984.
    Береброва Н. , Люди и Ложи, М. : "Прогресс".
    Всемирная история, Т. II, IV.

Даль В. , Толковый словарь русского языка, М. ,1955. ,Т. II.

    Замойский Л. , За фасадом масонского храма, М. , 1990.
    Иванов В. , Православный мир и масонство, М. , 1993.
    Косицкий А. В. , Масоны, М. , 1938.

Марамарко М. , Масонство в прошлом и настоящем, М. : "Прогресс", 1990. Масонство под ред. Т. Соколовской, СПб. , 1914.

    Милюков П. , Воспоминания 1859-1917 гг. , Нью-Йорк, Т. 2.
    Нис Э. Основные черты современного масонства.
    Новиков Р. Д. , Масоны и русская культура, М. , 1996.
    Платонов О. А. , терновый венец России, М. , 1996.
    Серков А. И. , История русского масонства, 1997.
    Советский Энциклопедический словарь.
    Толковый сорварь под ред Ушакова, М. , 1938.
    Уорд Дж. , Толкование высших степеней в масонском ордене

Холл М. П. , Интерпретация секретных учений, Начальник, 1997. , Т. III

    Приложения
    Приложение 1.

Пифагор родился между 600 и 590 гг. до Рождества Христова и жил около 100 лет. Учение Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных экзотических школ. Пифагор был инициирован в египетские, вавилонские, халдейские Мистерии. После возвращения из своих странствий Пифагор основал школу или как говорят университет в Кротоне, дорийской колонии Южной Италии. Он собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, ему открытую, а также в основы оккультной математики, музыки, астрономии, которые рассматривались им как треугольное основание для всех искусств и наук.

Изучение геометрии, музыки и астрономии считалось существенным для понимания Бога , или природы.

Богом Пифагора была Монада, или Единое, которое есть все. Он описывал Бога как Верховный ум, рассредоточенный по всем частям Вселенной, как причину всех вещей, разум всех вещей и силу всех вещей.

Пифагор определял знания как плоды умственного накопления. Главным путем для достижения ума было наблюдение. Мудрость есть понимание источника, причина всех вещей, и она может быть достигнута только поднятием интеллекта до той точки, где он интуитивно осознает невидимые проявления. Окончательным источником, который должен быть постигнут мудростью, была Монада, таинственный вечный атом пифагорийцев. (Холл Т. , стр. 220. )

Фрэнк Хиггенс —масонский идеолог дает следующую сводку масонских доктрин: "Учение Пифагора имеет огромную важность для масонов, потому что оно было результатом его контактов с ведущими философами всего цивилизованного мира того времени и представляло то, в чем они все были согласны. Таким образом, аргументы Пифагора в защиту чистого монотеизма является достаточным свидетельством того, что единство Бога было высшим секретом всех древних инициаций.

Философская школа Пифагора была в известной мере также серией инициаций, поскольку он заставлял учеников проходить через различные ступени и никогда не вступал с ними в личный контакт, пока они не достигали определенной степени совершенства. Степеней было три. Во-первых, это касалось "Математики"—его ученикам вменялось знание математики и геометрии, которое было и тогда и могло быть сейчас, если бы масонство было должным образом внедрено, основанием, на котором воздвигалось все здание. Во-вторых, это касалось "Теории", которая имело дело с искусными предложениями точных наук. Наконец, речь шла о степени "Избранности", которая присваивалась кандидату тогда, когда он постигал свет полного просвещения. Ученики пифагоровской школы разделялись на "экзотериков" или учеников внешних степеней и "эзотериков", тех, кто проходил третью степень инициации и был допускаем к секретной мудрости".

    Приложение 2
    Соломон, персонификация универсальной мудрости.

Попытаемся уяснить в данном разделе каким интересам служит имя Соломона и какое значение оно представляет для Масонства. Итак, имя Соломон может быть разделено на части СОЛ-ОМ-ОН, которые символизируют свет, славу и истину как вместе, так и раздельно соответственно.

Согласно древним учениям, Соломон был посвященным (инициированным) в школы Мистерии и храм, который им возводился был на самом деле домом инициации, в котором была масса языческих, философских и фаллических эмблем. Увенчанные пальмовыми ветвями колонны, гранаты, столпы перед воротами, устройство помещений, а также драпировка—все эти признаки указывают на то, что храм Соломона был сделан по подобию таких же храмов в Египте и Атлантиде.

Согласно учению Мистерий, есть три Храма Соломона, точно так же, как есть три Великих Мастера. Первый храм—это Великий Дом Вселенной, посреди которого помещено солнце (СОЛ), восседающее на золотом троне.

Двенадцать знаков Зодиака являются его сотоварищами, —ремесленниками, которые собрались вокруг своего блистательного повелителя. Три света— звездный, солнечный и лунный —освещают этот Космический Храм. Сопровождаемый шлейфом из планет, лун и астероидов, этот Божественный Царь (Соломон), с чьей славой не может сравниться ни один из земных монархов, торжественно шествует по пространству. В то время как Хирам представляет активный физический свет солнца, Соломон означает его невидимую, но всемогущую духовную и интеллектуальную лучезарность.

Вторым символическим храмом является человеческое тело —Малый Дом, сделанный по образу Большого Универсального Дома. Здесь приводятся слова апостола Павла: "Знаете ли вы, что вы есть Храм Господень и что Божий Дух обитает в вас? "

Таким образом Масонство внутри храма из камня не может быть спекулятивным, но масонство внутри живого Храма тела являться оперативным.

Третьим символическим храмом является Душевный Дом (Soular House), не видимая структура, вместилище высшей Масонской мудрости. Тайна этого неосязаемого строения скрыта под аллегорией Soma Psuchicon или сине— золотой одежды (в масонстве). Душа, сконструированная из невидимой огненной субстанции, пылающего золотом металла, отливается Мастером Рабочим в форму из глины (физическое тело) и называется купелью. Храм человеческой души построен тремя Мастерами Масонами (Каменщиками), персонифицирующими Любовь, Мудрость и Служение. Этот храм, будучи возведенным по (согласию) Закону Жизни, является обиталищем духа Божьего. Душевный (Soular) Храм есть истинный Вечный Дом, и тот, кто может его воздвигнуть или отпить, является подлинным Мастером Масоном. Масонство является результатом и доказательством этого.

    Приложение 3

Устройство храма зиждется на принципах симметрии, которые должны тщательно соблюдаться архитектором. Они обусловлены пропорцией в бхблпгйб. Пропорция есть соответствие между частями и целым. Отсюда получаются принципы симметрии. Без симметрии и пропорции не может быть принципов устройства храма, то есть, если нет точного соотношения между его частями, каковое существует в хорошо слаженном человеке. Потому что человеческое тело сформировано Природой, что лицо от нижних корней волос надо лбом до подбородка занимает десятую часть всего его роста. То же самое для кисти от запястья до кончика среднего пальца, для головы от макушки до подбородка— восьмую часть, для шеи и плеч от верха груди до низших корней волос — шестую часть, от середины груди и до макушки —четвертую. Если рассмотреть размер лица, расстояние от нижней части скулы до ноздрей равно расстоянию от последней точки до линии между бровей. Отсюда до нижних корней волос— треть длины всего лица, включая лоб. Длина стопы — шестая часть высоты тела, длина предплечья — одна четвертая, ширина груди —тоже одна четвертая. Другие члены тоже имеют свои симметричные пропорции, которые использовались знаменитыми художниками и скульпторами античности. Сооружения Дионисийскими Строителями здания были и в самом деле "проповедями в камне". Даже непосвященные, которые не были способны полностью оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и симметрии, возникавшим из совершеннейшего соотношения между колоннами, сводами, арками и куполами. Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную умственную или эмоциональную реакцию. Витрувий, например, описывает расположение бронзовых ваз в комнате, которое приводило к определенному изменению в тоне и звучании человеческого голоса. Подобным же образом каждая комната, через которую проходил посвященный в Мистерии, имела свою акустику. Так в одном зале голос жреца усиливался до такой степени, что казалась вибрирующей вся комната. В другом помещении голос утихал и смягчался так, что звучал, как серебряный колокольчик. В некоторых подземных переходах кандидат как будто лишался голоса, потому что, несмотря на то, что он почти кричал, до него доносился едва ли не шепот собственного голоса. Однако, пройдя несколько шагов, он обнаруживал, что самый тихий его вздох превращается в рев.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов