Формы и методы обслуживания лиц пожилого возраста - (диплом)
Формы и методы обслуживания лиц пожилого возраста - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сибирский Государственный Технологический Университет
Факультет гуманитарный Кафедра социальной работы и социологии ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Дипломная работа ( СР и С. 000000. 211 ) Дипломник Манаков Д. О. Зав. кафедрой Руководитель Консультанты: Правовой части Психологической части Безопасность жизнедеятельности Нормоконтроль Реферат
В дипломной работе “Формы и методы обслуживания лиц пожилого возраста”рассмотрены теоретические, правовые основы современной системы социального обслуживания пожилых людей на примере Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района города Красноярска. Дипломная работа расположена на 68 листах с тремя приложениями и состоит из введения, трех глав и заключения. Количество использованных источников литературы 41.
В первой главе рассмотрена правовая основа работы с пожилыми людьми. Во второй главе представлены модели социального обслуживания граждан пожилого возраста, основные направления Программы“Старшее поколение” на 1998 –1999 годы, основные виды и формы адресной социальной помощи пожилым людям. В третьей главе систематизирован и обобщен опыт работы центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района города Красноярска.
Материал дипломной работы может быть использован в деятельности центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по совершенствованию форм и методов работы с пожилыми людьми.
Содержание Введение 5 1. Правовая основа работы с пожилыми людьми 7 2 Система социальной защиты пожилых людей в России 10
2. 1 История социальной работы в России с пожилыми людьми 10 2. 2 Модели социального обслуживания пожилых людей 12
2. 3 Основные направления Программы “Старшее поколение” на 1998 – 1999 годы 16 2. 4 Основные виды и формы адресной социальной помощи 20
2. 5 Психология пожилых людей 21
3 Деятельность Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района города Красноярска 24
3. 1 Условия принятия на социальное обслуживание 24 3. 2 Структурные подразделения Центра 25 3. 3 Планирование работы Центра 26 3. 4 Социальное обслуживание на дому 27 3. 5 Срочное социальное обслуживание 28
3. 6 Основные направления работы медико-социальной службы 30 3. 7 Стационарная форма обслуживания – пансионат для престарелых “Надежда” 31 3. 8 Кризисное отделение для женщин и детей 32
3. 9 Заключение договоров пожизненного содержания с иждивением 34 3. 10 Содружество с церковью 36
3. 11 Организация культурно – массовой работы с пожилыми гражданами 37 3. 12 Работа с кадрами, повышение профессионального уровня сотрудников Центра 42 3. 13 Средства массовой информации и старшее поколение 48
3. 14 Взаимосвязь Центра с общественными организациями 49
3. 15 Безопасность жизнедеятельности работников Центра и обслуживаемых пожилых граждан 52
Заключение 57 Список использованных источников 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А (план работы отделения социальной помощи на дому на 1999 год)………………………………………………………………………….... 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (мероприятия посвященные Международному Дню пожилых людей в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов)……………………………………………………………. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В (мероприятия по организации досуга в отделениях и службах Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов)…………………………………………………………………………66
Введение
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше– это долгожители.
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, но и во всем мире. Если в 1957 году на 1. 000 человек населения в нашей стране приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 году–239 человек. На нужды социального обеспечения в 1955 году, например, расходовалось менее 5 процентов национального дохода, то в 1990 г. – уже 13, 5%. [19, с. 10] В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же.
Смысл социальной работы –социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта. Надо не только давать пожилому человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, чтобы он чувствовал определенную стабильность, ощущал оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным. Социальная работа с лицами пожилого возраста была исследована Е. И. Холостовой [ 11, 25], М...Д. Александровой [ 9, 10]. А. А. Дыскиным [ 13, 14] и другими. Краевым управлением социальной защиты населения обобщен опыт работы ряда учреждений социального обслуживания.
Объектом исследования являются лица пожилого возраста, предметом исследования –организация работы по социальному обслуживанию пожилых людей, цель исследования–анализ состояния социальной работы с гражданами пожилого возраста в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района г. Красноярска. (далее Центр)
Задачи дипломной работы: Показать правовую основу защиты пожилых людей.
Показать историю социальной работы в России с пожилыми людьми. Раскрыть значимость Федеральной программы “Старшее поколение” на 1997 – 99 годы. Рассмотреть основные модели социальной работы с пожилыми гражданами, проанализировать их значимость в жизни нашего общества.
Систематизировать и обобщить опыт работы Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, показать функционирование форм и методов работы с пожилыми людьми, их эффективность для общества, инновации в этом вопросе, особенности планирования Центра, взаимодействии с общественными организациями, средствами массовой информации, работу с кадрами и повышению профессионального мастерства сотрудников.
Осветить вопрос о безопасности и жизнедеятельности работников Центра и обслуживаемых пожилых граждан.
Апробация: материалы социальной работы были представлены в качестве докладов в управление социальной защиты населения Ленинского района города Красноярска. Практическая значимость дипломной работы состоит в обобщении опыта социального обслуживания лиц пожилого возраста. Результаты дипломной работы могут быть воплощены в работе Центра с целью совершенствования их деятельности по социальному обслуживанию пожилых людей.
1. Правовая основа работы с пожилыми людьми
Социально-экономические реформы в России осуществляются в условиях кризисного состояния экономики, что приводит к снижению рождаемости, росту смертности населения, росту численности инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Если в развитых странах со стабильной экономикой решение социальных вопросов является не всегда простой задачей, то для России все намного сложнее.
Проведение социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства. Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на“социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…”, “государственные пенсии и социальные пособия”. Государственная Дума приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают условия, порядок практического и эффективного их применения. Свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ“О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”(от 2 августа 1995 года). Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III“Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов” определены формы социального обслуживания”: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания;
стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);
Закон определяет условия оказания социальных услуг –платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг. В этом же 1995 году был принят еще Закон РФ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения. В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года “О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных услуг государственными социальными службами” в соответствии с Федеральным Законом “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” определено “Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами”. Органам исполнительной власти поручено утвердить тарифы на социальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года “О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания” в соответствии с Федеральным Законом “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания:
материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, правовые услуги, содействие в организации ритуальных услуг.
Законодательным собранием Красноярского края 12 декабря 1996 года был принят Закон“Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае”, в котором определены принципы социального обслуживания, государственная политика края в области социального обслуживания, участие общественных объединений в области социального обслуживания, финансирование программы социального обслуживания, большой раздел посвящен профессиональной деятельности в области социального обслуживания.
2 Система социальной защиты пожилых людей в России 2. 1 История социальной работы в России с пожилыми людьми
Государственная забота о пожилых людях –российская традиция. Она уходит в глубокую древность. Благотворительность как социальное явление имело место у восточных славян в VII– VIII вв. – это сострадательное отношение к бедным, увечным, раздача пищи и одежды. С возникновением в IX в. Древнерусского государства князья стремились оказывать помощь больным, нищим, другим нуждающимся. Княжеская благотворительность выражалась в раздаче милостыни, “кормлении на своем дворе”, устройстве приютов. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали главным попечителем страждущих духовенство. При многочисленных на Руси монастырях создавались богадельни, сиротские приюты, инвалидные и странноприимные дома и другие благотворительные учреждения. Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало около 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4 тысяч нуждавшихся. При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось “попечение и надзирание” народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен “ для убогих, увечных и престарелых”, “особого дома для неизлечимо больных”, “работных домов для обоего пола” и т. д. В целом XVIII- первая половина XIX в. были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно–управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период–о частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали 68 больниц на 1000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых. Во II половине XIX века кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие.
Таким образом, российский исторический опыт государственного, общественного и частного призрения содержит немало положительного.
2. 2 Модели социального обслуживания пожилых людей
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома–интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. В настоящее время в системе социальной защиты населения действуют около 1. 000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома–интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах –интернатах, страдают психическими патологиями, у 67, 9% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в посторонней помощи, 62, 3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70, 2%. Наиболее распространенными заболеваниями среди пожилых людей болезни органов кровообращения и костно-мышечные системы. Исследования показывают, что 71, 1% лиц пожилого возраста нуждаются в доставке продуктов, 69, 1% - в доставке медикаментов, 12, 2% - топлива, 33, 3% - в доставке горячей пищи, 77, 1% в стирке белья, 72, 7% - в уборке жилища, 31, 4% - в ремонте жилья, 23, 6% - в приготовлении пищи. [19, с. 23]
Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т. п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т. п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для проживания и т. д. С одной стороны сохраняется очередь пожилых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них обстановке. Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Основная цель создания таких домов –обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного дома. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они оснащаются средствами малой механизации для обеспечения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточные действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью. Граждане, проживающие в таких домах, получают пенсию в полном размере, имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.
Таких домов в нашей стране пока мало, но они получают все большее признание и развитие, так как это позволит решить многие проблемы, удовлетворить потребности одиноких пожилых людей, продлить их активную жизнедеятельность. Социальный магазин –торговое предприятие, предназначаемое для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке. Предметом деятельности магазина является:
Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.
Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.
Торгово-закупочная деятельность.
У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10% Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей особенно сейчас, когда цены на продовольственные и промышленные товары резко выросли и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.
Аптечный киоск организуется для обеспечения лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно реализации Закона Российской Федерации“О ветеранах” по рецептам врача “бесплатно”. На каждого обратившегося в киоск заводится личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.
В целях организации посильной трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту квартир, изготовления швейных, вязальных изделий и т. д. О дна из задач такой формы социального обслуживания является распродажа товаров, оказания бытовых услуг по сниженным ценам малоимущим гражданам по прейскуранту.
Дом сестринского ухода, хоспис (отделение сестринского ухода), организуются при больнице и предназначены для проведения курса поддерживающего лечение больных, преимущественно пожилого и старческого возраста.
Основными направлениями работы являются: Квалифицированный медицинский уход. Социальное обслуживание. Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.
Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами трудотерапии. Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых. Своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний. Дом сестринского ухода обеспечивает, во-первых: первую экстренную и неотложную помощь, во-вторых: своевременный переход больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Пожилых пациентов периодически осматривают врачи, для них организовано диетическое питание, оказывается консультативная и психологическая помощь.
Новой формой медицинского и социального обслуживания считается хоспис. Это специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям своевременно получить помощь, которая облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти.
В нашей стране увеличивается число граждан, нуждающихся в ночлеге, временном жилье. Для такой категории людей открываются дома ночного пребывания и социальные гостиницы.
Дома ночного пребывания предназначены в первую очередь для лиц без определенного места жительства, исключительно для ночного. Им предоставляется койно-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный осмотр, получают талоны на питание. В случае необходимости этим людям оказывается медицинская, консультативная помощь по вопросам бытового и трудового устройства.
Для временного проживания иногородних, в том числе пожилых граждан, стали открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая и социальная помощь, то есть на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения, консультативная помощь и медицинская помощь.
2. 3 Основные направления Программы “Старшее поколение” на 1998 – 1999 годы
Генеральная Ассамблея ООН еще в 1992г. своей резолюцией 47/5 постановила провести в 1999 году Международный год пожилых людей.
Цель достаточно очевидна: призвать правительства разных стран по возможности обеспечить лицам пожилого возраста независимость, участие в жизни общества, необходимый уход, условия для реализации внутреннего потенциала и поддержания их достоинства. Тема этой международной акции– “Международный год пожилых людей: по пути к обществу для людей всех возрастов”. Она базируется на концепции “общество для всех людей”. Что это означает? Международный год пожилых людей необходимо использовать для того, чтобы больше людей были проинформированы о проблеме демографического старения общества, потребностях пожилых граждан, вкладе их в развитие общества, но еще надо изменить отношение людей к пожилым лицам.
По прогнозам ООН к 2025 году (при общей численности народа населения 8, 5 млрд. чел. ) 1, 2 млрд. человек перешагнут шестидесятилетний рубеж. Средний возраст населения становится выше, а численность детей, подростков и молодых людей все сокращается. В нашей стране идет такой же процесс. Население России можно охарактеризовать как“зрелое”. В течение 1998 –2006 годов будет сохраняться высокая доля пожилого населения, а в будущем процесс старения в России усилится.
В Красноярском крае также наблюдается устойчивый рост доли граждан стареющего поколения в составе населения. Остается проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте –в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 % пенсионеров по старости нуждаются в медико–социальной помощи. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. [20] Главным источником доходов большинства пожилых людей остается пенсия. Размер ежемесячной пенсии составляет менее четверти средней заработной платы по краю, а покупательная способность пенсии составила 1, 4 прожиточного минимума. Поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории“традиционно бедных”. Таким образом, основными проблемами пожилых граждан являются: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
Вот почему старение людей является крупной проблемой современности , требует переоценки роли пожилых людей и коренного изменения отношения к ним. Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан России, можно отметить положения Указа Президента Российской Федерации“О Международном годе пожилых людей в Российской Федерации”, Постановление Правительства Российской Федерации “О мерах по подготовке и проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей”, Положение о Российском национальном комитете по подготовке и проведению Международного года пожилых людей и другие документы по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения. Дальнейшее решение проблем пожилых людей находит отражение и в краевых целевых программах, таких как, например, “Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации”, “Социальная поддержка инвалидов”, “Старшее поколение” и другие. Особое место в нашем крае занимает Программа “Старшее поколение” на 1997 – 99годы”, в которой определены пути совершенствования социального обслуживания пожилых людей, предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых граждан, содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых людей, адресность при предоставлении социальной поддержки, развитие взаимодействия между поколениями в семье и в обществе.
Основной целью Программы является решение следующих приоритетных задач краевого уровня:
Формирование основ стратегии в отношении старения населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу, проведение в крае Международного года пожилых людей. Повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставление им разносторонней помощи и услуг в целях устранения любых форм их дискриминации.
Обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости. Оптимизация действующей системы профилактики заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной и медико-социальной помощи, улучшение специализированной гериатрической помощи и обеспечение пожилым людям доступа к получению услуг в сфере здравоохранения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях геронтологического профиля. Создание предпосылок для осуществления системы мер, направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей Развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественного нормального уровня доступности и достаточной помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания Укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения. Развитие научных исследований по вопросам старения населения и внедрения достижений современной отечественной и зарубежной науки в практическую деятельность.
Улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.
Прежде чем перейти к изложению вопроса работы с пожилыми людьми необходимо обратиться к корням и истокам социальной работы в нашей стране. 2. 4 Основные виды и формы адресной социальной помощи
Главным направлением в работе с пожилыми людьми –это адресная социальная помощь, которая оказывается для преодоления или смягчения жизненных трудностей. Основные виды и формы адресно-социальной помощи:
денежная помощь (пособия, помощь в оплате жилья и коммунальных услуг, дотации на оплату питания и лечение, льготные ссуды и кредиты;
натуральное обеспечение ( продукты питания, обувь, одежду ); осуществление ремонта квартир, автотранспорта, выделение лекарственных препаратов, обеспечение бесплатного питания и т. д. ;
гуманитарная помощь;
услуги и льготы, организация надомного социального обслуживания, устройство в стационарные учреждения, магазины для пожилых людей по социально низким ценам, специальные аптеки, медико-социальной обслуживание и т. д. ;
правовая, психологическая, информационная и другая консультативная помощь. Критериями предоставления социальной помощи служат:
Совокупный семейный или среднедушевой доход ниже прожиточного уровня. Отсутствие средств к существованию.
Одиночество и неспособность к самообслуживанию.
Материальный ущерб в следствии стихийных бедствий (пожар, автокатастрофа). Касаясь принципов государственной поддержки различным категориям населения, министр труда и социального развития РФ Сергей Калашников сказал, что“ упорядочение льгот совершенно необходимо. Если по Закону “О ветеранах”льготы положены старшему поколению, воевавшему и поднимавшему страну из разрухи, то их дать необходимо, - это обязанность общества, государства. Но есть и другие виды льгот, многие из которых вызывают только недоумение”. [37, с. 24] Министр считает, что в будущем должна быть установлена всего лишь одна льгота: если доходы сами оказываются ниже прожиточного минимума на каждого человека, то до этого уровня и нужно доплачивать. То есть нужны работающие законы (есть Закон“О минимальных социальных стандартах”), которые бы четко определяли критерии оказания государственной помощи.
2. 5 Психология пожилых людей
Пожилые –это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.
Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущих к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, нередко весьма тяжелых заболеваний. К проблеме старости и ее определения ученые подходили и подходят с разных точек зрения: биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, в организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми.
Нельзя забывать, что процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково.
У индусов разработана психология каждого возраста. Рассказывается о его достоинствах. Тридцатилетний человек славен тем, что его сексуальная энергия в самом расцвете. Сорокалетний находится на пике общения с окружающими. Пятидесятилетний начинает обретать мудрость. Жизнь для индусов–учебник человеческих радостей. Среди индусов масса счастливых людей, так как они трезво оценивают жизнь. Любопытны выводы писателя Виктора Ерофеева о том, что“в нашей классике изумительно описана духовная жизнь человека, но нет ничего о том, что посоветовать стареющей женщине, мужчине, который потерял в себя веру, как войти в старость и подготовиться к смерти. И не разработано в культуре психологического механизма реагирования на естественные изменения в организме”. [41, с. 31] Практика свидетельствует о том, что пожилые –это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни.
С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения и общества, но и также ценностные ориентиры–смысл жизни, счастье, добро, зло, меняется сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения. Пожилые люди, в основном, больше внимания уделяют внутреннему и физическому состоянию. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные ориентиры, перспективы. Ближе к старости время кажется быстрее течет, но гораздо меньше происходят различные события. При этом люди, ведущие активный образ жизни, больше уделяют внимания будущему, а пассивные–прошлому. Вот почему первые более оптимистичны, реально воспринимают изменения в себе.
Интересны работы М. Д. Александровой о психофизиологии старения, проблемах социальной и психологической геронтологии, в которых сделан вывод о влиянии образования, общих и специальных способностей, интересов и рода занятий на жизнь человека в пожилом возрасте. [9, 10]
Важным фактором жизнеспособности человека является не только уровень образования, но и род занятий. У пенсионеров хорошо сохраняются те же функции, которые выступали в качестве существенного психического фактора в профессиональной деятельности. Так, у ученых с возрастом сохранялся словарный запас, бухгалтера быстро и точно выполняют арифметические действия, хорошее зрение сохраняется до глубокой старости у водителей, моряков, летчиков. Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен целым рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу характерных отличительных особенностей творческих людей относится широта их интересов. М. Д. Александрова описывает возрастную динамику творческой активности и продуктивности выдающихся деятелей: писателя Рабиндраната Тагора, композитора Иоганна Себастьяна Баха и др. Но возраст все-таки есть возраст. Старость приносит с собой изменение привычных жизненных стандартов, болезни, тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Вот почему необходима специальная организация помощи пожилым людям.
Наряду с материальными трудностями возникают трудности психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, отсутствие постоянной работы приводит к тому, что жизнь человека становиться беднее, меньше положительных эмоций, возникает чувство одиночества и ненужности. Для пожилых людей характерны две черты образа жизни: во-первых, пожилые люди незначительные для молодых людей события (поход в магазин, посещение работника домоуправления), долго переживают, вспоминают, считают важными; во-вторых, пожилой человек живет в настоящем времени, его прошлое тоже живет в настоящем–отсюда бережливость, осторожность. Меняется и духовный мир. Время замедляется и становится плавным.
Но главная психологическая проблема пожилых – это невостребованность, ненужность в обществе.
3 Деятельность Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района города Красноярска
Преобладающей моделью нестационарного социального обслуживания стали центры социального обслуживания. В качестве объекта изучения взят Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района г. Красноярска, формы и методы работы с пожилыми людьми. Центр функционирует с апреля 1994 года по распоряжению главы администрации Ленинского района и является учреждением управления социальной защиты населения. Он осуществляет на территории района организационную, практическую и координационную деятельность по
оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. Центр размещается в отдельном здании по адресу: ул. Волжская, 30, имеет свои помещения в жилых домах по улицам Шевченко и Борисевича. Центр содержится за счет средств районного бюджета, дополнительных внебюджетных поступлений, в том числе средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальное обслуживание, доходов от предпринимательской деятельности.
3. 1 Условия принятия на социальное обслуживание
Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды.
Для зачисления граждан или их законных представителей о предоставлении социальных услуг необходимо предоставить следующие документы: Документ, удостоверяющий личность.
Личное заявление пенсионера (инвалида). Акт обследования материально-бытового положения.
Заключение лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание.
Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.
Если клиент проживает в семье, то необходимо представить справку о размерах заработной платы и другие доходы членов семьи.
Противопоказаниями к зачислению на обслуживание Центром являются: : наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специальных учреждениях здравоохранения. Социальные услуги, в том числе входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством услуг оказываются бесплатно или на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с постановлением главы администрации Ленинского района от 10. 04. 97г. N 358“Об утверждении порядка и условий оплаты социальных услуг, оказываемых управлением социальной защиты населения”.
Тарифы на оказание платных услуг пересматриваются по мере изменения размеров пенсий, прожиточного минимума в г. Красноярске.
3. 2 Структурные подразделения Центра
Структурными подразделениями Центра являются 7 отделений социальной помощи на дому, 1специализированное отделение социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, 2 медико-социальные комнаты, пансионат“Надежда”для престарелых, консультационный пункт и только что открытое кризисное отделение для женщин и детей.
3. 3 Планирование работы Центра
Планирование работы ЦСО реализуется прежде всего в виде перспективного (на год), текущего (на квартал), месячного (по отделениям и службам), экономического характера (заявки и предложения начальнику УСЗН), тематических планов (ко Дню 8 Марта, 9 Мая, Пожилого человека, Пасхе и т. д. ) Перспективный план содержит следующие разделы:
Организационная работа (пополнить банк данных о категориях населения, нуждающихся в обслуживании, открыть отделения, службы, работа с прессой, организация досуга).
Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства. Сотрудничество с церковью. Работа медико-социальной службы. Работа в методическом кабинете.
Укрепление материально-технической базы Центра, улучшение условий труда. Квартальные планы составляются на основе перспективного плана работы и задач текущего поколения по той же схеме, что и годовой план, но более детально с указанием точной даты исполнения.
Планы работы отделений и служб составляются на основании перспективного, квартального, а также с учетом особенностей текущего периода и подразделения. Основными направлениями в работе служб организационного вопроса - контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение
передового опыта работы специалистов и социальных работников, проведение клубов по интересам, “Посиделок”, работа с предпринимателями, организациями по привлечению внебюджетных средств. (Приложение А).
Главной проблемой планирования была и остается реалистичность, понимая как обоснованность мероприятий и их ресурсное обеспечение. (Приложение Б).
3. 4 Социальное обслуживание на дому
Основная цель социального обслуживания на дому - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный“социальный статус”, защищать их права и законные интересы. К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости, содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями, содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших, организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, доставки воды, оплата коммунальных услуг и др. ), помощь в оформлении документов и т. д.
Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками , состоящими в штате Центра. Территории, обслуживаемые ими, максимально приближены к месту проживания самих социальных работников в целях повышения качества обслуживания пожилых граждан, что позволяет увеличивать число посещений, сокращается время на транспорт, продляется график работы с обслуживаемыми. Отделение рассчитано на 120 человек.
Для граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе онкологическими в поздних стадиях лечения, или нуждающихся кроме социально-бытового обслуживания и в доврачебной помощи, функционирует специализированное отделение социальной помощи на дому. Оно рассчитано на 60 человек.