Рефераты

Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс - (шпаргалка)

p>познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания—теоретическим и эмпирическим. Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы а также формулирования научной теории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки

прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы. представляющие собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева). На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

2. Этносы —большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации. Нации являются наиболее развитыми этнически

ми образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира. в котором существует не менее двух тысяч различных этносов. Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции. Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними. Межнациональные отношения —материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами: 1) территориальными спорами; 2) исторически возникшей напряженностью в от

ношениях между народами; 3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов; 4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; 5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности. Следует иметь в виду. что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности. нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений: 1) отказа от насилия и принуждения; 2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников; 3) признания прав и свобод человека важнейшей

    ценностью; 4) готовности к мирному урегулированию спор
    ных проблем.
    Билет № 8
    1. Роль искусства в познании мира. Новаторство и
    традиции в культуре.
    2. Социальный статус личности, социальные роли лично
    сти.

1. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его от ношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что: — во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей —чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов. событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

—во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи— цвет, в музыке — звук в скульптуре — объемно-пространственные формы; —в-третьих, огромную роль в процессе познавания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно не допустимым, например в процессе научного познания.

2. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общеположение личности или социальной группы в обществе. связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения социальное происхождение и т. п. , ко второй—прсфессия, образование и др. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие— наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того ил: иного статуса, закрепленная в культуре и обществеве ином мнении. Эта иерархия формируется под ВЛИЯНием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких-либо статусов необоснованно

завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса

в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат Друг другу). Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она за нимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в со временном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

    Билет № 9

1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

    2. Государство, его признаки.

1, Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом—получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком—все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо— в широком смысле —весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов—субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных* часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов: 1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развития, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, когорые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

2. Государство —важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной

организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную“машину”, сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей”профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др. ), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны

государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, “уходя”из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

    Билет № 10
    1. Духовное производство и духовное потребление.
    2. Политическая система общества, ее структура.
    1. Под духовным производством обычно понимается

производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группа

ми людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом

    духовного производства являются идеи, теории, по
    нятия, законы, духовные ценности, а также сами ин
    дивиды и складывающиеся между ними обществен
    ные связи. Отличительная особенность духовного
    производства состоит в том, что его продуктом явля
    ются идеальные образования, которые не могут быть
    отчуждены от их непосредственного производителя.
    Ученые выделяют три вида духовного производствам
    1) наука; 2) искусство; 3) религия.
    Некоторые философы склонны добавлять к ним
    еще и мораль^ политику и право. Однако мораль соз
    дается самим обществом, а не изобретается профес
    сионалами. а общественные связи, возникающие ме
    жду индивидами в результате политической и право
    вой деятельности отдельных членов общества, вряд
    ли могут быть названы духовными. Однако этот во
    прос до сих пор остается дискуссионным*
    Важнейшим видом духовного производства явля
    ется наука. Наукой принято называть теоретически
    систематизированные взгляды на окружающий мир,
    воспроизводящие его существенные стороны в абст
    рактно-логической форме и основанные на данных
    научных исследований.
    На начальных этапах своего существования наука
    не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на
    развитие общества/ Однако с течением времени поло
    жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина
    ет играть заметную роль, опережая развитие матери
    ального производства, которое в свою очередь изме
    няется в соответствии с логикой развития науки.
    Наука становится особым видом духовного производ
    ства. продукция которого предопределяет появление
    новых отраслей материального производства (хи
    мии, радиотехники, ракетостроения, электроники,
    атомной промышленности и т. д. ). Огромную роль
    приобретают так называемые научные модели обще
    ственного развития, с помощью которых общество
    получает возможность, не прибегая к таким методам
    познания, как эксперимент, определять цели и на
    правление своего развития.
    Другим важнейшим видом духовного производст
    ва является искусство. Искусство есть специфиче'
    екая форма общественного сознания и человеческой
    деятельности, которая представляет собой отраже
    ние окружающей действительности в художествен
    ных образах. Создавая художественные образы* ко
    торые с известной долей условности могут быть при
    равнены к научный моделям, экспериментируя с ни
    ми при помощи собственного воображения, люди
    могут лучше познать себя и мир, в котором они жи
    вут. При помощи искусства художники, писатели,
    скульпторы воспроизводят часто скрытые, незамет
    ные, однако весьма существенные стороны окружаю
    щей действительности.
    Что ясе касается религии как вида духовного про
    изводства, то создаваемые с ее помощью теории и
    идеи играли большую роль в развитии общества преж
    де всего на ранних, донаучных этапах его развития,
    формируя у людей абстрактное мышление* способ
    ность вычленять общее и особенное в окружающем
    мире. Однако возникающие в рамках религиозных
    воззрений духовные ценности и складывающиеся на
    их основе общественные связи играют важную роль в
    жизни многих обществ и отдельных индивидов.
    Духовное потребление представляет собой удов
    летворение духовных потребностей человека:
    познавательной, эстетической потребности в обмене
    идеалами и ценностями.
    Основным свойством духовного потребления, от
    личающим его от материального, является его всеоб
    щий характер. В отличие от материальных ценно
    стей, размер которых ограничен, ценности духовные
    не уменьшаются пропорционально количеству лю
    дей. ими овладевающими, и потому они доступны
    всем, являются достоянием всего человечества.
    2. Под политической системой общества понимают
    совокупность различных политических институтов,
    социально-политических общностей, форм взаимо
    действий и взаимоотношений между ними, в кото
    рых реализуется политическая власть.
    Функции политической системы общества раз
    нообразны:
    1) определение целей, задач, путей развития обще
    ства;
    2) организация деятельности общества по дости
    жению поставленных целей;
    3) распределение материальных и духовных ре
    сурсов;
    4) согласование разнообразных интересов субъек
    тов политического процесса;
    5) разработка и внедрение в общество различных
    норм поведения;
    6) обеспечение стабильности и безопасности обще'
    ства;
    7) политическая социализация личности, приоб
    щение людей к политической жизни;
    8) контроль за выполнением политических и иных
    норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
    Основанием классификации политических сис
    тем выступает, как правило, политический режим,
    характер и способ взаимодействия власти, личности
    и общества. По этому критерию все политические
    системы могут быть разделены на тоталитарные,
    авторитарные и демократические,
    Политическая наука выделяет четыре основных
    элемента политической системы, называемых также
    подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни
    кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи
    ческую.
    К институциональной подсистеме относятся по
    литические организации (институты), среди кото
    рых особое место занимает государство. Из негосу
    дарственных организаций большую роль в политиче
    ской жизни общества играют политические партии и
    общественно-политические движения. Все политиче
    ские институты можно условно разделить на три
    группы. К собственно политическим относятся орга
    низации, непосредственной целью существования
    которых является осуществление власти или воздей
    ствие на нее (государство, политические партии и
    общественно-политические движения). Ко второй
    группе — несобственно-политических — относятся
    организации, осуществляющие свою деятельность
    в экономической, социальной, культурной сферах
    жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе
    ративные организации и т. п. ). Они не ставят перед
    собой самостоятельных политических задач, не уча
    ствуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть
    достигнуты вне политической системы, а поэтому по
    добные организации должны участвовать в полити
    ческой жизни общества, отстаивая свои корпоратив
    ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по
    литике. Наконец, к третьей группе относятся ор
    ганизации, имеющие в своей деятельности лишь не
    значительный политический аспект. Они возникают
    и функционируют для реализации личных интересов
    и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по ин
    тересам, спортивные общества). Политический отте
    нок они приобретают как объекты воздействия со
    стороны государства и других собственно политиче
    ских институтов. Сами же они не являются активны
    ми субъектами политических отношений.
    Коммуникативная подсистема политической
    системы общества — это совокупность отношений
    и форм взаимодействия, складывающихся между
    классами^ социальными группами, нациями, инди
    видами по поводу их участия в осуществлении вла
    сти, выработке и проведении политики. Политиче
    ские отношения являются результатом многочислен
    ных и разнообразных связей субъектов политики в
    процессе политической деятельности. Вступать в них
    людей и политические институты побуждают их соб
    ственные политические интересы и потребности. Вы
    деляют первичные и вторичные (производные) поли
    тические отношения. К первым относятся различные
    формы взаимодействия между социальными группа
    ми (классами, нациями, сословиями и др. ), а также
    внутри них, ко вторым — отношения между государ
    ствами, партиями, другими политическими институ
    тами, отражающими в своей деятельности интересы
    определенных социальных слоев или всего общества.
    Политические отношения строятся на основе оп
    ределенных правил (норм). Политические нормы и
    традиции, определяющие и регулирующие полити
    ческую жизнь общества, составляют нормативную
    подсистему политической системы общества. На
    иболее важную роль играют в ней правовые нормы
    (конституции, законы, другие нормативно-правовые
    акты). Деятельность партий и других общественных
    организаций регламентируется их уставными и про
    граммными нормами. Во многих странах (особенно в
    Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными
    политическими нормами большое значение имеют
    неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу по
    литических норм представляют этико-моральные
    нормы, в которых закреплены представления всего
    общества или его отдельных слоев о добре и зле. прав
    де, справедливости. Современное общество прибли
    зилось к осознанию необходимости возврата в поли
    тику таких нравственных ориентиров, как честь, со
    весть, благородство.
    Культурно-идеологическая подсистема полити
    ческой системы представляет собой совокупность раз
    личных по своему содержанию политических идей,
    взглядов, представлений, чувств участников полити
    ческой жизни* Политическое сознание субъектов по
    литического процесса функционирует на двух уров
    нях: теоретическом (политическая идеология) и эм
    пирическом (политическая психология). К формам
    проявления политической идеологии относятся взгля
    ды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политиче
    ской психологии — чувства, эмоции, настроения, пред
    рассудки, традиции. Но в политической жизни обще
    ства они равноправны. В идеологической подсистеме
    особое место занимает политическая культура, по
    нимаемая как комплекс типичных для данного обще
    ства укоренившихся образцов (стереотипов) поведе
    ния, ценностных ориентации политических представ
    лений. Политическая культура — это передаваемый
    из поколения в поколение опыт политической дея
    тельности, в котором соединены знания, убеждения и
    модели поведения человека и социальных групп.
    Основные направления реформы политической
    системы в нашей стране определены Конституцией
    Российской Федерации, принятой на референдуме
    12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государ
    ство демократическим федеративным правовым с
    республиканской формой правления (ст. 1). Носите
    лем суверенитета и единственным источником вла
    сти в России является народ, осуществляющий свою
    волю непосредственно (через выборы и референдум),
    через органы государственной власти и органы мест
    ного самоуправления (ст. 2). В России свободными
    выборами, в которых участвуют все граждане с
    18 лет (кроме признанных судом недееспособными и
    содержащихся в местах лишения свободы по приго
    вору суда), избирается Президент, депутаты Государ
    ственной Думы. члены высших законодательных ор
    ганов и главы высших органов исполнительной вла
    сти субъектов Федерации, органы местного само
    управления, главы городских и районных адми
    нистраций. В Конституции нашего государства за
    креплены и гарантированы фундаментальные права
    и свободы человека. Основами конституционного
    строя объявляются политический и идеологический
    плюрализм, многообразие и равноправие различных
    форм собственности, разделение властей. Но реаль'
    ное формирование демократического режима в Рос
    сии только началось.
    Билет № 11
    1. Трудовая деятельность человека.
    2 “Права человека. Их закрепление в Конституции Рос
    сийской Федерации.
    1. Трудовая деятельность людей (или процесс мате
    риального производства) — это одна из форм челове
    ческой деятельности, направленная на преобразова
    ние природного мира и создание материальных благ.
    В структуре трудовой деятельности выделяют:
    1) сознательно поставленные цели — производство
    определенной продукции, переработка природных
    материалов, создание машин и механизмов и многое
    другое;
    2) предметы труда — те материалы (металл, гли
    на, камень” пластмасса и пр. ), ва преобразование ко
    торых направлена деятельность людей;
    3) средства труда — все устройства, приборы, ме
    ханизмы, приспособления, энергетические системы
    и др. , при помощи которых подвергаются преобразо
    ванию предметы труда;
    4) используемые технологии — приемы и спосо
    бы, применяемые в процессе производства.
    Для характеристики трудовой деятельности обыч
    но используют следующие параметры:
    1) производительность труда — количество про
    дукции, произведенной в единицу времени;
    2) эффективность труда — соотношение матери
    альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу
    ченных результатов — с другой;
    3) уровень разделения труда — распределение
    конкретных производственных функций между уча
    стниками трудового процесса (в масштабе общества и
    в конкретных трудовых процессах).
    О содержании трудовой деятельности человека
    можно судить по тем функциям, которые он выпол
    няет. по степени их разнообразия и сложности, по
    уровню самостоятельности и творчества работника.
    Характер требований^ предъявляемых к участни
    ку трудовой деятельности, зависит от многих факто
    ров, в первую очередь от конкретного содержания
    труда и места в системе разделения труда. Общие тре
    бования таковы:
    1) работник должен владеть всеми приемами и
    способами производства, из которых складывается
    технологический процесс (требование профессиона
    лизма);
    2) квалификация работника не может быть ниже
    того уровня, который определяется характером тру
    да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ
    альной подготовке участника трудового процесса
    (требование квалификации);
    3) от работника требуется безусловное соблюдение
    законов о труде и правил внутреннего трудового распо
    рядка, соблюдение заданных параметров производст
    венного процесса, выполнение обязательств, выте
    кающих из содержания трудового договора (требова
    ния трудовой, технологической, исполнительской,
    договорной дисциплины).
    2. Правовой статус личности характеризуется сово
    купностью прав и свобод, которые принадлежат ей
    по закону. Под правами человека понимается гаран
    тируемая законом мера возможного поведения инди
    вида, Эти права присущи природе человека, без них
    он не может существовать как биосоциальное суще
    ство. Свобода человека определяется как узаконен
    ная возможность поступать в соответствии со" своей
    волей, отсутствие стеснений, ограничений деятель
    ности человека.
    Долгое время советская политическая и правовая
    наука исходила из представления о производное™
    прав человека от воли государства. Считалось, что
    правовой статус личности определяется властью
    в соответствии с ее представлениями о границах сво
    боды человека. Государство определяло перечень и
    содержание прав человека, даруя их своим гражда
    нам. Оно же могло ограничить или вообще лишить
    личность прав и свобод. К тому же закрепленные
    конституциями СССР и РСФСР права человека оста
    вались декларативными и не обеспечивались в реаль
    ной практике.
    Современная правовая теория восприняла естест
    венно-правовую концепцию. Права человека принад
    лежат ему от рождения в силу природных законов”
    они неотчуждаемы, не зависят от признания государ
    ства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Госу
    дарство должно закрепить в законах, обеспечить воз
    можность осуществления и создать действенный ме
    ханизм защиты прав и свобод человека.
    Права человека давно стали одной из глобальных
    проблем современности, одним из приоритетных на
    правлений сотрудничества различных государств.
    Представления мирового сообщества о правах и сво
    бодах человека отражены во Всеобщей декларации
    прав человека (принята ООН в 1948 г. ), в Междуна
    родных пактах об экономических, социальных и
    культурных правах и о гражданских и политических
    правах 1966 г... в ряде региональных документов.
    Российская Федерация является участником факти
    чески всех международных соглашений в этой облас
    ти, закрепив фундаментальные права и свободы
    человека в Конституции Российской Федерации
    1993 г. , в Декларации прав и свобод человека и гра
    жданина. ^ принятой в 1991 г. При этом в нашей стра
    не права человека и гражданина провозглашены в
    числе основ конституционного строя, признаны неот
    чуждаемыми и утверждены в качестве непосредст
    венно действующих и определяющих смысл и содер
    жание деятельности государства.
    Наиболее распространенной классификацией
    прав и свобод человека является их разделение в со
    ответствии со сферами общественных отношений на
    гражданские, политические, экономические, соци
    альные и культурные. Восприняла эту классифика
    цию и российская Конституция: в статьях 19—25,
    45—54, 60, 62 закреплены гражданские права.
    в статьях 28—33 и 63 — политические, в статьях
    34—37 — экономические, в статьях 38—43 — соци
    альные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права.
    Гражданские (личные) права — это права, при
    надлежащие человеку как биосоциальному сущест
    ву. К ним относятся право на жизнь, на свободу и
    личную неприкосновенность, на честь и достоинство,
    на гражданство (а следовательно, на защиту государ
    ства). равенство перед законом и судом, презумпция
    невиновности, свобода выбора места жительства, не
    прикосновенность жилища и частной жизни, право
    на тайну переписки, телефонных переговоров, почто
    вых и иных сообщений, другие права.
    Политические права — права, обеспечивающие
    возможности участия граждан в политической жиз
    ни страны. В Российской Федерации каждому гаран
    тированы избирательные права, то есть право изби
    рать и быть избранным в органы государственной
    власти и местного самоуправления, закреплены сво
    бода слова, мысли, совести, мирных собраний, созда
    ния союзов и объединений. Граждане имеют право
    направлять личные а коллективные обращения (пе
    тиции) в органы государственной власти.
    К экономическим правам, под которыми понима
    ются узаконенные возможности свободного распоря
    жения средствами производства, рабочей силой и
    предметами потребления, относятся: право быть соб
    ственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и
    распоряжаться своим имуществом), право наследо
    вания, право на свободное занятие предприниматель
    ской деятельностью, право на труд и свободный вы
    бор профессии и рода занятий, на отдых, на удовле
    творительное вознаграждение за труд (не ниже ми
    нимального размера оплаты труда, установленного
    федеральным законом), на защиту от безработицы
    и др.
    Государство закрепляет я защищает социальные
    права граждан (права ва благосостояние и достой
    ный уровень жизни). К ним относятся: право на со
    циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни.
    инвалидности, потери кормильца, для воспитания
    детей; право на жилище; право на медицинскую по
    мощь (бесплатную в государственных учреждениях
    здравоохранения); право на защиту материнства и
    детства; право на образование; право на благоприят
    ную окружающую среду.
    Культурные права — права, обеспечивающие ду
    ховное развитие и самореализацию личности. В Кон
    ституции провозглашается право на участие в куль
    турной жизни, на доступ к культурным ценностям.
    свобода творчества, право на культурную самобыт
    ность (пользование родным языком, национальными
    обычаями, традициями и т. д. ).
    Конституция содержит лишь основные права и
    свободы человека и гражданина, их перечень в ней
    далеко не полный. В различных законах и междуна
    родных обязательствах Российской Федерации за
    креплены и другие права (в частности, права ребенка
    в Конвенции о правах ребенка и др. ).
    Права и свободы человека могут быть ограничены
    только законом для защиты конституционного строя
    и интересов других граждан. Каждый человек может
    защищать свои права и свободы всеми законными
    способами. Государством разработана и закреплена в
    нормативных актах целая система гарантий прав че
    ловека, установлена ответственность (в том числе в
    уголовная) за их нарушение.
    Билет № 12
    1. Свобода в деятельности человека.
    2. Правовое государство.
    1. Свобода — это самостоятельность социальных в
    политических субъектов (в том числе и личности),
    выражающаяся в их способности и возможности де
    лать собственный выбор и действовать в соответствии
    со своими интересами и целями.
    В истории философской мысли свобода традици
    онно рассматривается в соотношении с необходимо
    стью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли,
    доводя ее до произвола ничем не ограниченной лич
    ности. игнорируя объективные условия и закономер
    ности. Фатализм рассматривает каждый человече
    ский поступок как неотвратимую реализацию изна
    чального предопределения, исключающего свобод^
    ный выбор.
    Марксизм дистанцировался как от волюнтариз
    ма, так и от фатализма, хотя в действительности ос
    тавался весьма близок к последнему в трактовке сво
    боды, понимая ее как осознанную необходимость.
    Каждое свободное действие человека есть сплав сво
    боды и необходимости. Необходимость содержится в
    виде объективно данных индивиду условий существования.
    Абсолютно свободным человек быть не может.
    Нельзя жить в обществе и бытьдбсолютно свободным
    от него. Свобода каждого члена общества ограничена
    уровнем развития и характером общества, в котором
    он живет. Но главными ограничителями его свободы
    являются не внешние обстоятельства. Некоторые со
    временные философы утверждают, что человеческая
    деятельность вообще не может получать цель извне
    в своей внутренней жизни индивид абсолютно свобо
    ден. Он сам выбирает не только вариант деятельно
    сти, но и формулирует общие принципы поведения
    ищет им основания. А потому объективные услови;
    существования людей не играют такой большой рол:
    при выборе ими модели действий. Цели человеч    ской деятельности формулируются в соответствии
    внутренними побуждениями каждого человека. Гр1
    ницей такой свободы могут быть лишь права и своб    ды других людей. Осознание этого самим человеке
    необходимо. Свобода неотделима от ответственности,     обязанностей перед обществом и другими его членами
    Свобода человека во всех ее проявлениях — осноз
    современных демократических режимов, основна
    ценность либерализма. Она находит выражение в а
    конодательном закреплении фундаментальных пр
    и свобод гражданина в конституциях государст
    в международных пактах и декларациях. В сов]
    менном обществе все явственнее обнаруживает
    тенденция к расширению свободы человека.
    2. К концу XX в. человечество приблизилось к реа;
    ному воплощению выработанной веками идеи пра
    вого государства. У ее истоков стояли древнегре
    ские философы Платон и Аристотель, но наибо.
    полное отражение концепция правового государе'
    получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.
    Правовым называют такое государство. которо    всей своей деятельности подчиняется праву, фу
    ционирует в определенных законом границах, о    печивая правовую защищенность своих граждан.
    Признаки правового государства:
    1) верховенство закона, “связанность” государст
    ва законом — все государственные органы, должно
    стные лица, общественные объединения, граждане
    в своей деятельности обязаны подчиняться требова
    ниям закона. В свою очередь законы в таком государ
    стве должны быть правовыми, т. е. максимально
    соответствовать представлениям общества о справед
    ливости; приниматься компетентными органами,
    уполномоченными на то народом; приниматься в со
    ответствии с законно установленной процедурой; со
    ответствовать определенной иерархии, не противоре
    чить ни конституции, ни друг другу. Все иные норма
    тивно-правовые подзаконные акты должны изда
    ваться в полном соответствии с за-конами, не изменяя
    и не ограничивая их;
    2) соблюдение и охрана прав и свобод человека —
    государство должно не только провозгласить привер
    женность этому принципу, но и закрепить фундамен
    тальные права человека в своих законах, гарантиро
    вать их и реально защищать на практике;
    3) последовательно проведенный принцип разде
    ления властей, создание системы “сдержек и проти
    вовесов”, взаимоограничение и взаимный контроль
    друг за другом всех ветвей власти;
    4) взаимная ответственность государства и
    гражданина — за нарушение закона должна обяза
    тельно последовать предусмотренная законом мера
    ответственности, не взирая при этом на личность
    правонарушителя. Гарантией этого принципа высту
    пает независимый суд.
    Предпосылками создания и функционирования
    правового государства являются:
    1) производственные отношения, основанные на
    многообразии форм собственности^ свободе пред
    принимательства. Необходима экономическая не
    зависимость и самостоятельность индивида. Только
    экономически самостоятельный гражданин может
    быть равноправным партнером государства в полити
    ко-правовой сфере;
    2) режим демократии, конституционализма :
    парламентаризма, суверенитет народа, вредотвре
    щение попыток узурпации власти;
    3) высокий уровень политического в. Правовое
    сознания людей, политической культуры личности
    общества, понимание необходимости сознательно!
    участия в управлении государственными и общее'
    венными делами;
    4) юридической предпосылкой является создаш
    внутренне единой в непротиворечивой системы зак    аодательства, которая только и может обеспечив
    действительное уважение закона;
    5) важнейшей предпосылкой правового государе
    ва является гражданское общество, т. е. система о
    ношений между людьми, обеспечивающая удовл
    творение их неотъемлемых прав и интересов на оси
    ве самоуправления и свободы. Лишь “раагосударс
    вленное” общество, способное самостоятельно, б
    повседневного вмешательства государства (что и с    дает основу для нарушения последним закона) I
    шать встающие перед ним проблемы, может быть     циальной базой правового государства.
    Билет № 13
    1. Исторический процесс я его участники.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов