Рефераты

Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс - (шпаргалка)

p>2. Политическим плюрализм. Становление иногопартийНОСТИ В РОССИИ. 1. Историческим процессом называется временная

    последовательность сменяющих друг друга событий
    которые явились результатом деятельности многих
    поколений людей.
    Основу исторического процесса составляют исто
    рические факты, произошедшие или происходят
    явления общественной жизни, которые оказали ее
    езное воздействие ва жизнь людей.
    В процессе познания ученые не только консп
    руют данные факты, но и пытаются дать им науч
    объяснение. При изучении таких фактов следует
    помнить о том, что:
    а) любой исторический факт представляет собой
    элемент объективной реальности, тесно связанный с
    другими ее элементами. Поэтому все исторические
    факты необходимо рассматривать в их взаимодейст
    вии, выявлять не только место конкретного факта в
    историческом процессе, но и его влияние на после
    дующее развитие общества;
    б) содержание исторического факта зависит от
    уровня развития конкретного общества и является
    результатом деятельности субъектов исторического
    процесса.
    Под субъектами исторического процесса обычно
    донимаются те индивиды и их общности, которые
    принимают в нем непосредственное участие. Такими
    субъектами могут быть народные массы, социальные
    группы и общественные объединения, отдельные ис
    торические личности.
    Народными массами в самом общем смысле мож
    но назвать социальные общности, сложившиеся на
    определенной территории (обычно таковой является
    территория какой-либо страны), члены которой име
    ют единый менталитет, культуру, традиции и обы
    чаи и сообща создают материальные и духовные цен
    ности, Народные массы являются наиболее значи
    мым субъектом исторического процесса. Большинст
    во ученых считают, что именно народные массы
    играют в нем определяющую, а подчас и решающую
    роль. Однако ряд философов указывают ва необходи
    мость разделения понятий “народ* и “масса”. Они
    подчеркивают, что, в отличие от народа, масса пред
    ставляет собой группу людей, не связанных друг с
    другом. Подобные группы, говорят они, возникают
    время от времени и в своей деятельности руково
    дствуются не разумом, а эмоциями, причем стремле
    ние к разрушению у них бывает сильнее стремления
    к созиданию.
    Еще одним субъектом исторического процесса яв
    ляются социальные группы и общественные объеди
    нения. Социальные группы могут выделяться по раз
    личным признакам — возрастному, половому, п
    фессиональному, религиозному и т. д. Наиболее р
    пространенными социальными группами, сыгр
    шими огромную роль в историческом процессе, яв.
    ются классы, сословия и нации. Каждая из социа
    ных групп имеет некоторые общие черты, составлю
    щие в совокупности социальный характер дан;
    группы. У каждой из групп есть свои интересы, ко
    рые они пытаются отстаивать в историческом проц
    се и для защиты которых создают общественные об
    динеиия. Общественными объединениями называв
    ся добровольные, самоуправляемые формирован]
    создаваемые на основе общности интересов для д
    тижения какой-либо цели, общей для всех их ч,
    нов. К ним относятся политические партии, проф
    юзные организации, общественные движения.
    Большое влияние на исторический процесс ока;
    вают и отдельные личности, которых ученые назы
    ют историческими деятелями. Прежде всего та]
    выми традиционно считают тех, кто осуществл^
    власть (монархов, президентов и т. д. ). Однако крс
    них большое влияние на развитие общества и его
    мосознания оказывают великие ученые и деяте
    культуры и искусства. Поэтому в зависимости
    конкретной исторической ситуации и их вклада в:
    торйческий процесс они также могут быть отнесе
    к историческим личностям.
    Таким образом, исторический процесс склады
    ётся из поступков как отдельных личностей, вып'
    няющих важные общественные функции, так и
    действий объединений людей и деятельности нар
    ных масс в целом.
    2. Плюрализм — это принцип организации обще
    ва, основанный на признании многообразия суще
    вузощих интересов и их конкуренции. Политическ
    плюрализм является условием и признаком де1
    кратического режима. Политический плюрали;
    во-первых, признает, во-вторых, создает необхо;
    мые условия для реализации, в-третьих, поопцм
    многообразие интересов политических организап
    и интересов, конкурирующих между собой. Среди
    политических организаций, включенных в полити
    ческую систему (движения, группы, клубы и др. ),
    важнейшими по значению являются партии,
    Политическая партия — это специализирован
    ная, организационно упорядоченная группа, объеди
    няющая активных приверженцев тех или иных це
    лей, идей, лидеров, служащая для борьбы за полити
    ческую власть.
    Признаками партии являются: 1) наличие про
    граммы, в которой сформулированы цели и страте
    гия партии; 2) наличие устава, содержащего важней
    шие нормы внутрипартийной жизни; 3) фиксирован
    ное членство; 4) разветвленная сеть первичных мест
    ных организаций.
    История политических партий в современном по
    нимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв. , ко
    гда в условиях формирования буржуазной демокра
    тии появилась необходимость привлечения широких
    общественных слоев к участию в управлении госу
    дарством. Первоначально политические партии фор
    мировались в результате объединения парламент
    ских фракций с комитетами по поддержке канди
    датов на местах. Сейчас наряду с этим “парламент
    ским” путем создания партий существует еще не
    сколько. Партии возникают в результате трансфор
    мации непартийных структур (профсоюзов, религи
    озных, промышленных обществ, клубов). Довольно
    часто партии создаются популярными и влиятельны
    ми политическими деятелями под собственные кан
    дидатуры. Особой разновидностью политических
    партий стали массовые партии, формирующиеся
    “снизу”, в результате оформления стихийных соци
    альных движений.
    Среди функций политических партий выделяют:
    1) политическую — овладение государственной
    властью с целью осуществления своей программы;
    2) социального представительства — каждая
    партия либо выражает в политической жизни инте
    ресы какого-то социального слоя, либо пытается соз
    дать себе прочную опору в обществе;
    3) социальной интеграции — примирение интере
    сов различных социальных групп, достижение кон
    сенсуса в обществе;
    4) политического рекрутирования — подготовка
    и выдвижение кадров для различных политических
    институтов;
    5) идеологическую — разработка партийной идео
    логии и программ;
    6) электоральную — организация и участие в из
    бирательных кампаниях;
    7) набора, новых членов в партию и их политиче
    ское воспитание.
    Таким образом, партия — один из важнейших ин*
    статутов гражданского общества, осуществляющий
    связь между ним и государством,
    Существует несколько классификаций полипгиче
    ских партий в соответствии с различными крите
    риями:
    1) в зависимости от способа организации внутрен
    ней жизнедеятельности партии подразделяются на
    кадровые и массовые. Первые представляют собой
    немногочисленные, аморфные и состоящие из ав
    торитетных политических деятелей организации.
    в которых отсутствуют институт фиксированного
    членства, членские взносы, отработанный механизм
    приема. Организационная структура таких партий
    крайне проста, их центр — в парламентских фракци
    ях, Массовые же партии имеют сложную организа
    ционную структуру, многочисленны, основным ис
    точником их финансирования являются членские
    взносы. Управление такими партиями ведется из
    центральных органов, не совпадающих с парламент
    скими фракциями;
    2) в зависимости от степени участия в осуществле
    нии политической власти партии делятся на правя
    щие и оппозиционные. Последние могут быть легаль
    ными (деятельность которых разрешена государст
    вом и которые официально зарегистрированы) и не
    легальными (запрещенные государством н действу
    ющие подпольно);
    3) по устойчивости существования политические
    партии подразделяются ва стабильные и неустойчи
    еые,
    4) по характеру членства политические партии мо
    гут быть открытыми (со свободным членством пред'
    ставителей различных социальных слоев) и закры
    тыми (с большим количеством формальных требова
    нии к кандидатам в члены партии и сложным меха
    низмом приема);
    5) по характеру целей и отношению к существую*
    щему общественно-политическому строю партии де
    лятся на революционные (выступают за коренное и
    насильственное преобразование существующего об
    щественного строя), реформистские (выступают за
    постепенные изменения в существующих порядках),
    консервативные (выступают за сохранение основ
    прежней системы или за такие преобразования* кото
    рые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям
    без особых потрясений) и реакционные (выступают
    за восстановление старых, отживших общественных
    структур);
    6) по месту в политическом спектре общества пар
    тии можно условно подразделить на левые (коммуни
    стические, социалистические, социал-демократиче
    ские и другие партии, которые выступают за интере
    сы трудящихся, социализацию производства, созда
    ние основ социалистического общества), правые
    (партии, отстаивающие неприкосновенность частной
    собственности, основы буржуазного порядка, силь
    ную государственную власть) и центристские (пы
    таются примирить крайние интересы в политике).
    Совокупность всех существующих в действующих
    в стране партий называется партийной системой.
    При авторитарных в тоталитарных режимах у вла
    сти, как правило, бессменно находится одна партия.
    Остальные либо запрещены, либо функционируют
    под жестким контролем правящей.
    Одним из признаков демократического режима
    является многопартийность, под которой понимает
    ся существование и легальная деятельность в госу
    дарстве двух и более партий. При этом реально в осу
    ществлении власти могут принимать участие всего
    две партии (Республиканская и Демократическая
    партии в США или Консервативная и Лейбористская
    партии в Великобритании). Такие системы называю
    двухпартийными, что, однако, не исключает свобод
    ного функционирования и участия в политическо!
    жизни других партий (например, коммунистиче
    ских).
    В Конституции Российской Федерации (принят)
    на референдуме 12 декабря 1993 г. ) признаются
    политическое многообразие и многопартийност:
    (ст. 13). Все общественные объединения равноправ
    ны. В настоящее время в нашей стране действуют де
    сятки политических партий, но говорить о стабиль
    ности партийной системы пока не приходится
    У многих партий отсутствует реальная социальна,
    база, нет разветвленной сети первичных организм
    ций, крайне невелика численность. С другой сторс
    ны, интересы социальных групп представлены в па{
    тийной системе не в полной мере.
    Билет № 14
    1. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
    2. Духовная сфера общества. Проблемы развития духо]
    ной культуры в современной России.
    1, Слово “политикам произошло от греческого ело]
    роНИНе, что означает в переводе на русский язык “г
    сударственные дела”, “искусство управления гос
    дарством”.
    Политика существовала не всегда. Среди причг.
    ее возникновения — поляризация общества, появл
    ние социальных противоречий и конфликтов, ну;
    дающихся в разрешении, а также возросший урове]
    сложности и значимости управления обществом, п
    требовавший формирования особых, отделенных
    народа органов власти. Появление политической
    государственной власти и есть важнейшая предп
    сылка политики.
    Наука предлагает различные определения поня
    тия “политика”'.
    1. Политика — это отношения между государст
    вами, классами, социальными группами, нациями,
    возникающие по поводу захвата, осуществления
    и удержания политической власти в обществе, а так
    же отношения между государствами на международ
    ной арене.
    2. Политика — это деятельность государственных
    органов, политических партий, общественных объе
    динений в сфере отношений между социальными
    группами (классами, нациями, государствами), на
    правленная на интеграцию их усилий с целью упро
    чения политической власти или ее завоевания.
    3. Политика — сфера деятельности групп, партий,
    индивидов, государства, связанная с реализацией об
    щезначимых интересов с помощью политической
    власти.
    Под функциями политики понимают совокуп
    ность процессов, выражающих ее назначение в обще
    стве. Среди функций политики выделяют: а) выра
    жение значимых интересов всех групп и слоев обще
    ства; б) интеграцию различных социальных слоев,
    поддержание целостности общества; в) обеспечение
    дальнейшего развития общества; г) управление и ру
    ководство общественными процессами, разрешение
    конфликтов и противоречий; д) политическую социа
    лизацию личности (т. е. процесс освоения индивидом
    социально-политических знаний, норм, ценностей и
    навыков деятельности, в результате которого он при
    нимает на себя определенную политическую роль).
    По масштабам проведения различают локаль
    ную, региональную, общенациональную и междуна
    родную политику, а по срокам осуществления — те
    кущую. долговременную и перспективную.
    Субъекты политики — это индивиды, социаль
    ные группы, слои, организации, прямо или косвенно
    участвующие в процессе реализации политической
    власти или влияния на нее. Субъектами политики
    могут быть: а) социальные общности (классы, нации
    и др. ); б) различные организации и объединения (госу
    дарства, партии, движения, церковь и т. д. ); в) поли
    тические элиты (привилегированные группы, зани
    мающие руководящие позиции во властных структу
    рах, непосредственно участвующие в принятии вла
    стных решений); г) отдельные личности (в том числе
    и политические лидеры). Степень и границы полити
    ческой деятельности субъектов политики зависят 01
    существующей в стране политической системы, ко
    торая определяет пределы и нормы политической ак
    тивности; от социальной структуры общества, нали
    чия или отсутствия социальных барьеров (цензов;
    кастовых, национальных, религиозных, сословии?
    и прочих ограничений); от общественного положе
    ния того или иного слоя, личности, социального ин
    ститута; от субъективных факторов (личных качес-п
    человека, численности и системы ценностей полити
    ческих движений и партий и т. д. ) и ряда других об
    стоятельств (например, от политической ситуации ]
    стране).
    Объекты политики (т. е. общественные отноше
    ния, сферы общественной жизни, на которые направ
    лена политика) разнообразны. Внутренняя политик!
    регулирует отношения, возникающие по поводу осу
    ществления политической власти внутри общества,     внешняя — отношения между государствами на ме
    ждународной арене. В свою очередь в зависимости     объектов, на которые направлена внутренняя поли
    тика, различают экономическую, социальную, куль
    турную. военную, экологическую политику и др.
    Политика как всякая сознательная деятельност
    имеет определенные цели. Они могут быть долгосроч
    ными и текущими, актуальными и неактуальными
    реальными и нереальными. Цели той или иной поли
    тики зависят от субъектов осуществления политики
    от их интересов, от назревших социальных потребно
    стей, от состояния общества. В политической прав
    тике остро стоит вопрос о соотношении целей
    средств политической деятельности. Оправдывает л
    “высокая*, благородная цель “грязные”, насильсп
    венные методы ее достижения? Часть мыслителе?
    политиков-практиков утверждали нерасторжимое!
    политики и морали, верховенство моральных норм
    политике (Аристотель^ И. Кант). Но такой подхо
    ведет к отрыву политики от реальности, делает ее ма
    лоэффективной и догматичной. Другой подход свя
    зан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику
    от морали (в соответствии с известной формулой:
    “Цель оправдывает средства”). Но использование не
    праведных средств для достижения “высоких” идеа
    лов не только аморально, но и часто приводит к ре
    зультатам, заметно отличающимся от заранее по
    ставленных целей. Очевидно, необходима делая сис
    тема мер общественного контроля за деятельностью
    политиков — мер, основанных на общечеловеческих
    ценностях (прежде всего правах и свободах человека).
    2. Духовная сфера жизни общества охватывает раз
    личные формы и уровни общественного сознания.
    которые, будучи воплощены в реальном процессе
    жизни общества, образуют то, что принято называть
    духовной культурой. Такими формами общественно
    го сознания являются нравственное, научное, эстети
    ческое. религиозное, политическое, правовое созна
    ние.
    Мораль — это совокупность правил поведения,
    производных от представлений людей о добре и зле.
    справедливости и несправедливости, хорошем и пло
    хом. исполнение которых является следствием внут
    реннего убеждения человека либо воздействия на не
    го силы общественного мнения.
    Наука — это теоретически систематизированные
    взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его
    сущностные стороны в абстрактно-логической форме
    (понятий, теорий, законов) и основанные на резуль
    татах научных исследований.
    Искусство — ато специфическая форма общест
    венного сознания, представляющая собой отражение
    окружающей действительности в художественных
    образах.
    Религия — это совокупность определенных ми
    фов, догматов, культовых и обрядовых действий.
    а также религиозных институтов (церковь).
    Политика — основные принципы, нормы и на
    правления деятельности по осуществлению государ
    ственной и общественной власти.
    Право — это система общеобязательных, фор
    мально определенных норм, установленных или
    санкционированных государством (а иногда непо
    средственно народом), реализация которых обеспе
    чивается авторитетом или принудительной силой го
    сударства.
    В рамках каждой из этих форм общественного соз
    нания формируются отдельные элементы, которые,
    будучи взяты в совокупности, составляют духовную
    культуру общества: нормы, правила, образцы, моде
    ли поведения, законы* обычаи, традиции, символы.
    мифы. знания, идеи, язык. Все эти элементы явля
    ются продуктами духовного производства.
    Духовная культура играет важную роль в жизни
    общества, выступая средством аккумуляции, хране
    ния и передачи накопленного людьми опыта.
    Осуществляемый в России переход от тоталитар
    ного к демократическому государству сопровождает
    ся глубоким кризисом, охватившим практически все
    сферы общественной жизни. Его проявления можно
    наблюдать и в области духовной культуры (смена ду
    ховных ценностей; снижение общего культурного
    уровня населения; низкий уровень государственного
    финансирования культурных и научных центров;
    слабость правовой базы, которая была бы призвана
    регламентировать культурные процессы).
    Билет № 15
    1. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
    2. Политический статус личности.
    1. Под прогрессом понимается направление разви
    тия. для которого характерно поступательное движе
    ние общества от низших и простых форм обществен
    ной организации к более высоким и сложным. Поня
    тию прогресса противоположно понятие регресс, для
    которого характерно обратное движение — от высше
    го к низшему, деградация, возврат к уже отжившим
    структурам и отношениям. Представление о развитии
    общества как прогрессивном процессе появилось еще
    в древности, но окончательно оформилось в трудах
    французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе
    и др. ). Критерий прогресса они видели в развитии че
    ловеческого разума, в распространении просвещения.
    Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в
    XIX в. более сложными представлениями. Так, мар
    ксизм усматривает прогресс в переходе от одной об
    щественно-экономической формации к другой, более
    высокой. Некоторые социологи сутью прогресса счи
    тали усложнение социальной структуры, рост соци
    альной неоднородности. В современной социологии
    исторический прогресс связывается с процессом мо
    дернизации, т. е. переходом от аграрного общества к
    индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в
    общественном развитии, рассматривая историю как
    циклический круговорот с чередой подъемов и спа
    дов (Дяс. Вико)^ предсказывая скорый “конец исто
    рии” либо утверждая представления о многолиней
    ном, независимом друг от друга, параллельном дви
    жении различных обществ (Н. Я. Данилевский,
    О. Шпенглер, А. Тойнби). Так. А. Тойнби, отказав
    шись от тезиса о единстве всемирной истории, выде
    лил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых
    он различал фазы возникновения, роста, надлома,
    упадка и разложения. О “закате Европы” писал
    и О. Шпенглер. Особенно ярок “антипрогрессизм”
    К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к ка
    кой-либо цели, он считал его возможным только для
    отдельного человека, но не для истории. Последняя
    же может быть объяснена и как прогрессивный про
    цесс, и как регресс.
    Очевидно, что прогрессивное развитие общества
    не исключает возвратных движений, регресса, циви
    лизационных тупиков и даже срывов. Да и само раз
    витие человечества вряд ли имеет однозначно прямо
    линейный характер, в нем возможны и ускоренные
    рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в
    одной сфере общественныхотношений может сопро
    вождаться и даже быть причиной регресса в другой.
    Развитие орудий труда, техническая и технологиче
    екая революции — яркое свидетельство экономиче
    ского прогресса, но они поставили мир на грань эко
    логической катастрофы, истощили природные ресур
    сы Земли. Современное общество обвиняют в упадк
    морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока 1
    цена прогресса: удобства городской жизни, напри
    мер, сопровождаются многочисленными ^болезням]
    урбанизации”. Иногда издержки прогресса настол!
    ко велики, что возникает вопрос: а можно ли вообщ
    говорить о движении человечества вперед?
    В этой связи актуален вопрос о критериях прс
    гресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Францу;
    скис просветители видели критерий в развитии раз^
    ма. в степени разумности общественного устройств!
    Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценив!
    ли движение вперед по состоянию общественно
    нравственности, Г. Гегель связывал прогресс со ст    пенью сознания свободы. Марксизм также предл    жил универсальный критерий прогресса — развит”
    производительных сил. Видя сущность движени
    вперед во все большем подчинении сил природы ч    ловеку, К. Маркс сводил общественное развитие
    прогрессу в производственной сфере. Прогрессивш
    ми он считал лишь те социальные отношения, кот
    рые соответствовали уровню производительных си.
    открывали простор для развития человека (как гла
    ной производительной силы). Применимость подо
    кого критерия оспаривается в современном общее
    вознании. Состояние экономического базиса не опр
    деляет характер развития всех остальных сфер жи
    ни общества. Целью, а не средством любого общее
    венного прогресса является создание условий да
    всестороннего и гармоничного развития человека.
    Следовательно, критерием прогресса должна я
    пяться мера свободы, которую общество в состоят
    предоставить личности для максимального раскр:
    тия ее потенциальных возможностей. Степень щ:
    грессивности того или иного общественного стр
    нужно оценивать по созданным в нем условиям д.
    удовлетворения всех потребностей личности, д
    свободного развития человека (или, как говорят, по
    степени человечности общественного устройства).
    2. Под политическим статусом личности понимает
    ся положение человека в политической системе об*
    щества, совокупность его политических прав и обя
    занностей, возможностей оказать влияние на поли
    тическую жизнь страны.
    Независимо от степени участия того или иного че
    ловека в политике, от его роли в политическом про
    цессе все граждане демократических государств об
    ладают целым рядом политических прав и свобод,
    позволяющих активно участвовать в политической
    деятельности: правом избирать и быть избранными.
    свободой слова, печати, собраний и митингов, сою
    зов, правом направлять личные и коллективные об
    ращения (петиции) в органы власти. Каждый чело
    век имеет право принимать участие в управлении го
    сударственными делами как непосредственно, так и
    через своих представителей, потенциально является
    активным субъектом политического процесса. В об
    ществах с тоталитарными и авторитарными режима
    ми личность реально, а иногда и формально лишена
    каких-либо политических прав, являясь объектом
    государственной политики.
    Но для определения политического статуса лично
    сти важна не только социально-политическая реаль
    ность, в которую она включена, но и те политические
    функции^ роли, которые она в ней выполняет. В поли
    тологии существует несколько классификаций поли
    тических ролей личности, под которыми понимаются
    политические функции, нормативно одобренные об
    разы политического поведения, ожидаемые от каждо
    го, кто занимает данное положение. В зависимости от
    степени вовлеченности личности в политику ее поли
    тическими ролями могут быть роли:
    1) рядового члена общества, не оказывающего ни
    какого влияния на политику, не заинтересованного в
    ней и являющегося почти исключительно объектом
    политики;
    2) человека, состоящего в общественной организа
    ции или в движении, косвенно включенного в поли
    тическую деятельность, если это вытекает из его ро
    ли рядового члена политической организации;
    3) гражданина, состоящего в выборном органе илз
    являющегося активным членом политической орга
    низации, целенаправленно и по своей воле включен
    ного в политическую жизнь общества, но лишь в то:
    мере, в какой она отражается на внутренней жизн:
    этой политической организации или органа;
    4) профессионального политика, для которого не
    литическая деятельность является не только глав
    ным занятием и источником существования, но и ее
    ставляет смысл жизни;
    5) политического лидера — человека, способног
    изменять ход политических событий и направлех
    ность политических процессов.
    Но личность не рождается с заранее усвоенным п    литическим опытом и с заранее принятой ролью, он
    приобретаются на протяжении всей жизни человек!
    Процесс освоения индивидом социально-политич!
    ских знаний, норм, ценностей и навыков деятель”
    сти, в результате которого он принимает на себя О]
    ределенную политическую роль. называется полип
    ческой социализацией личности. В этом процес*
    можно выделить несколько этапов:
    1 -и этап — детство и ранние юношеские годы, ю
    гда ребенок формирует свои первоначальные полип
    ческие взгляды и образцы политического поведени;
    2-й этап — период обучения в старших класс!
    школы и в вузе, когда формируется информационна
    сторона мировоззрения, одна из существующих си
    тем политических норм и ценностей трансформир
    ется во внутренний мир личности;
    3-й этап — начало активной социальной деятел
    ности индивида, включение его в работу государе
    венных органов и общественных организаций, ког,
    происходит превращение человека в гражданина, ст
    новление полноценного субъекта политики;
    4-й этап — вся последующая жизнь человека, к
    гда он постоянно совершенствует и развивает свс
    политическую культуру.
    Итогом политической социализации становит
    принятие и выполнение им какой-либо полити1
    ской роли. Встречается и иная периодизация процес
    са политической социализации личности: в соответ
    ствии со степенью самостоятельности политического
    участия выделяют первичную и вторичную социали
    зацию. Первая характеризует процесс политическо"
    го просвещения детей и юношества, а вторая прихо
    дится на зрелый возраст и проявляется в активном
    взаимодействии личности с политической системой
    на основе полученных ранее ценностных установок в
    ориентации.
    Политическая социализация происходит как объ
    ективно, в силу включенности человека в обществен
    ные отношения, так и целенаправленно, силами го
    сударственных институтов (в том числе и школы), об
    щественными организациями, средствами массовой
    информации и пр. И сам человек может активно уча
    ствовать в политической социализации (политиче
    ское самовоспитание).
    Наряду с политическими ролями политология вы
    деляет и различные типы участия личности в по
    литике: бессознательное (например, поведение че
    ловека в толпе), полусознательное (политический
    конформизм — понимание смысла своей роли при
    безусловном подчинении требованиям своей соци
    альной среды как чему-то заданному, неоспоримому.
    даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и соз
    нательное участие (в соответствии со своим сознани
    ем и волей, способность изменить свою роль и свое
    положение).
    Билет № 16
    1. Развитие знании об обществе. Общественные науки.
    2* Религия, ее место в системе отношений человека и ок
    ружающего мира. Атеизм.
    1. В истории развития знаний об обществе и общест
    венном развитии выделяются различные этапы и на
    правления. Назовем те из них, которые подробно
    изучаются в школьном курсе обществознания.
    1. Познание общества в форме мифологическо!
    сознания (предания и мифы народов мира).
    2. философские учения древности об обществе
    общественном развитии (древнеиндийские Веды, д;
    осекая школа, конфуцианство, учения Платона
    Аристотеля).
    3. Социальные учения средневековья (Фома А]
    винский, схоластика).
    4. Философия нового времени (теории обществе]
    ного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. -Ж. Русс
    экономическое учение А. Смита, теории социал!
    стов-утопистов, социологическое учение О. Конт
    марксистская теория).
    5. Обществознание XX века (теория ценност*
    М. Вебера, технократизм. экзистенциализм).
    Общественные науки, как следует из их назвали
    занимаются изучением общества, его различнь
    сфер. Таковы социология, политология, культурол
    гия. история, религиеведение. экономика и мноп
    другие.
    Особенности общественных наук определяют
    спецификой социального познания.
    1. Оно является процессом самопознания: общее
    во познает само себя, ученые включены в обществе
    ную жизнь, которую они изучают.
    2. Социальное познание тесно связано с интерес
    ми общественных классов, слоев, групп, страт.
    3. Социальная реальность — продукт созыател
    ной деятельности людей. Выводы ученых-обществ
    ведов не могут в силу этого обладать той точность;
    какая свойственна заключениям ученых, изуча
    щих природу.
    4. Ученые, исследующие общество, имеют огран
    ченные возможности изучать интересующие их яв^
    ния и процессы на основе непосредственного экст
    римента, наблюдения, опыта.
    5. В общественных науках особенно значитель
    роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценс
    Научная истина об обществе, как правило, склады]
    ется из множества различных предположений и ;
    ключений, по сути своей она есть результат диало!
    2. Религия является одной из древнейших и основ
    ных (наряду с наукой, образованием, культурой)
    форм духовной культуры. В современной науке попу
    лярно определение религии, исходящее из призна
    ния ее основой веры в Бога (“религия есть вера
    в Бога”). Наряду с ним широкое распространение
    имеют другие подходы к пониманию сущности рели
    гии: религия есть система взглядов, в основе которых
    лежит понятие священного, святого; религия есть
    одна из свойственных культуре форм приспособле
    ния человека к окружающему миру, удовлетворения
    его духовных потребностей.
    Ядром религии является вера. именно в ней обна
    руживаются важнейшие особенности, определяю
    щие место религии в отношениях человека и мира.
    Религиозная вера складывается из:
    1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности
    основ религиозного учения;
    2) знания наиболее существенных положений ве
    роучения;
    3) признания и следования нормам нравственно
    сти. содержащимся в религиозных требованиях
    к человеку;
    4) соблюдения норм и требований, предъявляе
    мых к повседневной жизни человека.
    Существуют различные типы религии', монотеи
    стические (основанные на вере в единого Бога) и по
    литеи-стические (исповедующие многобожие), ри
    туальные (с акцентом на выполнение определенных
    культовых действий) и религии спасения (признаю
    щие главным вероучение, представления о мире и че
    ловеке, их посмертной судьбе), национальные (свя
    занные с определенным народом или народами) и ми
    ровые (не признающие национальных различий).
    К национальным религиям относят синтоизм
    (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм
    (у евреев). Главные мировые религии в современном
    мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э. )”
    ислам (возник в VII в. н. э. ), буддизм (возник в сере
    дине I тыс. до н. э. ).
    Крупнейшие религии сегодня
    Христианство 1024 млн чел.
    Ислам 529 млн чел.
    Индуизм 478 млн чел.
    Конфуцианство 305 млн чел.
    Буддизм 268 млн чел.
    Синтоизм 60 млн чел.
    Даосизм 52 млн чел.
    Иудаизм 14 млн чел.
    О роли мировых религий в современном мире гово
    рят следующие данные.
    1. Огромное большинство людей, живущих н1
    Земле, являются приверженцами одной из сущест
    вующих мировых религий.
    2. Во многих странах мира религиозные объедине
    ния отделены от государства. Тем не менее БЛИЯНИ!
    религии на политическую жизнь современного обще
    ства остается значительным. Ряд государств призна
    ет одну из религий государственной и обязательной.
    3. Религия как форма культуры является однш
    из важнейших источников нравственных ценносте!
    и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хра
    нит принципы общечеловеческой морали. Роль рели
    гии в возрождении и приумножении культурного не
    следил, приобщения к нему людей неоценима.
    4. К сожалению, религиозные противоречия прс
    должают быть источником и питательной средо:
    кровавых конфликтов, терроризма, силой разъедг
    нения и противоборства. Религиозный фанатизм гд
    бителен, он противостоит культуре, общечеловеч*
    ским духовным ценностям, интересам человека.
    Одним из основных прав человека в современно:
    мире является право на свободу совести. Согласн
    статье 28 Конституции РФ. “каждому гарантируете
    свобода совести, свобода вероисповедания, вклвдча
    право исповедовать индивидуально или совместно
    другими любую религию или не исповедовать нию
    кой. свободно выбирать, иметь и распространять р'
    лигиозные и иные убеждения и действовать в соот
    ветствии с ними”.
    Свобода совести, таким образом, оставляет за че
    ловеком выбор между религиозной верой и атеиз
    мом, который отрицает существование Бога, ка
    ких-либо сверхъестественных сил и религии.
    Билет № 17
    1. Цивилизации и формации.
    2* Образование и его роль в развитии общества.
    1. Наиболее разработанными в отечественной исто
    рической и философской науке подходами к объясне
    нию сущности и особенностей исторического процес
    са являются формационный и пивилизационный.
    Первый-из них принадлежит к марксистской школе
    обществознания. Его ключевым понятием является
    категория < общественно-экономическая формация”.
    Под формацией понимается исторически определен
    ный тип общества, рассмотренный в органической
    взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на
    основе определенного способа производства матери
    альных благ.
    В структуре каждой формации выделяют эконо
    мический базис и надстройка. Базис (иначе он назы
    вался производственными отношениями) — совокуп
    ность общественных отношений, складывающихся
    между людьми в процессе производства, распределе
    ния, обмена и потребления материальных благ (глав
    ным среди них являются отношения собственности
    на средства производства). Надстройка понимается
    как совокупность политических, правовых, идеоло
    'гических, религиозных, культурных и иных взгля
    дов, учреждений и отношений, не охватываемых
    базисом. Несмотря на относительную самостоятель
    ность. тип надстройки определяется характером ба
    зиса. Он же представляет собой основу формации, оп
    ределяя формационную принадлежность того или
    иного общества. Производственные отношения (экс
    номический базис общества) и производительные СЕ
    лы составляют способ производства, понимаемы
    часто как синоним общественно-экономической фо{
    мации. В понятие “производительные силы” входя
    люди как производители материальных благ с и
    знаниями* умениями и трудовым опытом и средств
    производства (орудия, предмет и средства труда
    Производительные силы являются динамичным, ш
    стоянно развивающимся элементом способа прои;
    водства, тогда как производственные отношения ст1
    тичны и косны, не меняются веками. На определе!
    ном этапе возникает конфликт между производится]
    ными силами и производственными отношениям]
    разрешающийся в ходе социальной революции, пер
    хода к новой общественно-экономической формащн
    Старые производственные отношения заменяютс
    новыми, которые открывают простор для развит”
    производительных сил. Таким образом, марксизм п.
    нимает исторический процесс как закономерную, об'
    ективно обусловленную, естественно-историческу
    смену общественно-экономических формаций.
    В некоторых трудах самого К. Маркса выделен
    только две большие формации — первичная (арха:
    ческая) и вторичная (экономическая), которая вкл1
    чает в себя все общества, основанные на частной собс
    венности. Третью формацию будет представлять коз
    мунизм. В других работах классиков марксизма п    общественно-экономической формацией понимает)
    конкретная ступень развития способа производства
    соответствующей ему надстройкой. Именно на I
    основе в советском обществознании к 1930-м гг. сфо
    мировалась и получила характер непререкаемой дс
    мы так называемая “пятичленка”. Согласно этой ко
    цегщии все общества проходят в своем развитии пооч
    редно пять общественно-экономических формаци
    первобытную, рабовладельческую, феодальную, кал
    талистическую и коммунистическую, первой ф&з'
    которой является социализм. Формационный подх
    основывается на нескольких постулатах:
    1) представление об истории как о закономерно
    внутренне обусловленном, прогрессивно-постуг
    тельном, всемирно-историческом и телеологическом
    (направленном к цели — строительству коммунизма)
    процессе. Формационный подход практически отри
    цает национальную специфику и своеобразие отдель
    ных государств, акцентируя внимание на том общем,
    что было характерно для всех обществ;
    2) решающая роль материального производства в
    жизни общества, представление об экономических
    факторах как базисных для других общественных от
    ношений;
    3) необходимость соответствия производственных
    отношений производительным силам;
    4) неизбежность перехода от одной общественно
    экономической формации к другой.
    На современном этапе развития обществознания в
    нашей стране теория общественно-экономических
    формаций переживает острый кризис, многие авто
    ры выдвинули на первый план цивилизационный
    подход к анализу исторического процесса.
    Понятие < цивилизация” — одно из самых слож
    ных в современном обществозвании; предложено
    множество его определений. Сам термин происходит
    от латинского слова “гражданский”. В широком
    смысле под цивилизацией понимают уровень, сту
    пень развития общества, материальной и духовной
    культуры, следующей за варварством, дикостью. Ис
    пользуют это понятие в для обозначения совокупно
    сти уникальных проявлений общественных поряд
    ков, присущих определенной исторической общно
    сти. В этом смысле цивилизация характеризуется
    как качественная специфика (своеобразие матери
    альной, духовной, социальной жизни) той или иной
    группы стран, народов на определенном этапе разви
    тия. Известный российский историк М. А- Варг так
    определил цивилизацию: “.... это способ, которым
    данное общество разрешает свои материальные, со
    циально-политические и духовно-этические пробле
    мы”. Различные цивилизации коренным образом от
    личаются друг от друга, так как основываются не на
    схожей производственной технике и технологии (как
    общества одной формации), а на несовместимых сис
    темах социальных и духовных ценностей. Любая ци
    вилизация характеризуется не столько произведет
    венным базисом, сколько специфическим для нее об
    разом жизни, системой ценностей, видением и спосо
    бами взаимосвязи с окружающим миром.
    Различными историками выделяется множеств
    локальных цивилизаций, которые могут совпадат
    с границами государств (китайская цивилизация
    или охватывать несколько стран (античная, западне
    европейская цивилизации). С течением времени цивк
    лизации меняются, но их “ядро”, благодаря котором
    одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
    Абсолютизировать уникальность каждой цивилх
    зации не следует: все они проходят через общие дл
    мирового исторического процесса этапы. Обычно вс
    многообразие локальных цивилизаций делят на ДЕ
    большие группы — восточные и западные. Для пе^
    вых характерна высокая степень зависимости индх
    вида от природы и географической среды, тесна
    связь человека с его социальной группой, низкая с    циальная мобильность, господство среди регулят*
    ров общественных отношений, традиций и обычае]
    Западные цивилизации, напротив, характеризуют
    стремлением к подчинению природы власти челов!
    ка, приоритетом прав и свобод личности над социал]
    ными общностями, высокой социальной мобильн!
    стью, демократическим политическим режимом
    правовым государством.
    Таким образом, если формация концентриру    внимание на универсальном, общем, повторяющее
    ся, то цивилизация — на локально-регионально!
    уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключ
    ют друг друга. В современном обществознании ид;
    поиски в направлении их взаимного синтеза.
    2. Среди социальных институтов современного о
    щества образование играет чрезвычайно важну
    роль, являясь одной из основных отраслей человеч
    ской деятельности. По своей сути образование пре
    ставляет собой целенаправленную познавательна
    деятельность людей по получению знаний, умений
    навыков, либо по их совершенствованию. Если по
    следние приобретаются индивидом самостоятельно,
    без помощи других обучающих лиц, то обычно гово
    рят о самообразовании.
    Основной целью образования является приобще
    ние индивида к достижениям человеческой цивили
    зации, ретрансляция и сохранение ее культурного
    достояния. В ходе процесса обучения происходит пе
    редача учащемуся накопленного предшествующим
    поколением опыта и подготовка его к самостоятель
    ной творческой деятельности в избранной сфере за
    нятий. От качества образования, существующего в
    конкретном обществе, во многом зависят темпы его
    экономического и политического развития, его нрав
    ственное состояние.
    Основным институтом современного образова
    ния является школа. От других форм обучения она
    отличается многообразием подготовки учащихся,
    а также особыми технологиями, используемыми в
    процессе занятий. Выполняя “заказ” общества, шко
    ла наряду с учебными заведениями иных типов осу
    ществляет подготовку квалифицированных кадров
    для различных сфер человеческой деятельности.
    Стремительное развитие науки и связанных с ней
    производственных технологий поставило на повест
    ку дня вопрос о реформировании как структуры, так
    и содержания образования. Среди основных направ
    лений проводящейся реформы можно выделить:
    а) демократизацию системы обучения и воспита
    ния;
    б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса об
    разования;
    в) компьютеризацию процесса образования;
    г) интернационализацию процесса образования.
    В ходе их реализации предполагается:
    1) видоизменить организацию и технологию обу
    чения, сделать ученика полноценным субъектом об
    разовательного процесса. Сегодня по-настоящему эф
    фективной может быть названа только такая модель
    образования, в рамках которой происходит отход от
    авторитарного стиля поведения педагога, снижение
    его роли в качестве источника информации и повы
    шение роли обучаемого в процессе освоения получав
    мой им информации;
    2) выработать новую систему критериев эффе”
    тивности результатов образования. Ими должн]
    стать не только полученные обучаемым знания, уме
    ния и навыки, но и уровень творческого и нравствен
    вого развития его личности. Это необходимо в свет
    глобальных проблем, поставивших перед человечен
    вом проблему его выживаемости в XXI в.
    Современное образование является средством р*
    шения важнейших проблем не только всего общесп
    ва, но и отдельных индивидов. Это один из важней
    гаих этапов в длительном процессе их социализации
    Билет № 19
    1. Глобальные проблемы современности и пути их реше
    ния.
    2. Духовный мир личности. Мировоззрение.
    1. Глобальными проблемами называются пробле
    мы, вставшие во второй половине XX в. перед всем
    человечеством, от решения которых зависит сущест
    вование последнего.
    1. Проблема предотвращения новой мировой вой
    ны. Поиски путей предотвращения мировых кон
    фликтов начались практически сразу после оконча
    ния Второй мировой войны и победы над нацизмом.
    Тогда же было принято решение и о создании ООН
    универсальной международной организации, главн(
    целью которой было развитие межгосударственно:
    сотрудничества и в случае конфликта между странам
    оказание помощи противостоящим сторонам в урег
    лировании спорных вопросов мирным путем. Одна!
    произошедший вскоре раздел мира на две системы
    капиталистическую и социалистическую, а такя
    начало * холодной” войны и гонки вооружений не р
    приводили мир на грань ядерной катастрофы. Ос
    бенно реальной угроза начала третьей мировой во
    ны была в период так называемого Карибского кр
    зиса 1962 г. , вызванного размещением советск!
    ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной поз
    ции руководителей СССР и США кризис был разр
    шен мирным путем. В последующие десятилетия I
    дущими ядерными державами мира был подпис.
    ряд соглашений об ограничении ядерных воору”
    ний, а некоторые из ядерных держав взяли на се
    обязательства прекратить ядерные испытания. На I
    шения правительств повлияли общественное двия
    ние борьбы за мир, а также выступления такого ав']
    ритетного межгосударственного объединения У1
    ных за всеобщее и полное разоружение, как Пагуоз
    ское движение. Именно ученые при помощи научш
    моделей убедительно доказали, что главным посл    ствием ядерной войны будет экологическая ката”
    рофа, в результате которой произойдет изменен
    климата на Земле. Последнее может привести к ге1
    тическим изменениям в человеческой природе и, в    можно, к полному вымиранию человечества.
    На сегодняшний день можно констатировать ч
    факт, что вероятность конфликта между ведущи]
    державами мира гораздо меньше, чем ранее. Одна
    существует возможность попадания ядерного о]
    жия в руки тоталитарных реакционных режим
    или в руки отдельных террористов.
    2. Проблема преодоления экологического кризь
    и его последствий. Эта проблема является наиб    актуальной. В процессе своей хозяйственной д“
    тельности человек долгое время занимал по ОТНОЕ
    нию к природе позицию потребителя, нещадно экс
    плуатируя ее, полагая, что природные запасы явля
    ются неисчерпаемыми. Одним из негативных резуль
    татов человеческой деятельности стало истощение
    природных ресурсов, загрязнение окружающей сре
    ды. В результате опасные для жизни и здоровья чело
    века вещества выбрасывались в атмосферу, разру
    шая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись
    не только воздух и суша, но и воды Мирового океана.
    Это приводит как к уничтожению (вымиранию) це
    лых видов животных и растений, так и к ухудшению
    генофонда всего человечества. Решить проблему пре
    одоления экологического кризиса человечество мо
    жет только сообща. В 1982 г. ООН приняла специаль
    ный документ — Всемирную хартию охраны приро
    ды, а затем создала специальную комиссию по ок
    ружающей среде и развитию. Кроме ООН большую
    роль в деле разработки и обеспечения экологической
    безопасности человечества играет такая неправи
    тельственная организация, как Римский клуб. Что
    же касается правительств ведущих держав мира, то
    они стараются бороться с загрязнением окружающей
    среды путем принятия специального экологического
    законодательства.
    3. Проблема демографического роста. Она свя
    зана с непрерывным увеличением численности про
    живающего на территории планеты населения.
    По состоянию на 1990 г. его количество равнялось
    5. 3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы
    Земли (прежде всего продовольственные) ограниче
    ны, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться
    с проблемой ограничения рождаемости.
    4. Проблема разрыва в уровне экономического
    развития между развитыми странами Запада и
    развивающимися странами “третьего мира” (про
    блема “Север—Юг”). Суть этой проблемы заключает
    ся в том, что большинство освободившихся во второй
    половине XX в. от колониальной зависимости стран.
    встав на путь догоняющего экономического разви
    тия, не смогли, несмотря на относительные успехи,
    догнать развитые страны по основным экоиомиче
    ским показателям (прежде всего по уровню ВНП и
    душу населения). Во многом это было связано с дем    графической ситуацией: рост населения вданны
    странах фактически нивелировал достигнутые в эк    номике успехи.
    Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Нево:
    можно решить каждую из них в отдельности, в отрь
    ве от других, усилиями нескольких стран. Нужн
    воля и действия всего человечества.
    2. Духовный мир личности (микрокосм человека)
    целостное и в то же время противоречивое явлени
    Это сложная система, элементы которой:
    1) духовные потребности в познавании окружат
    щего мира, в самовыражении средствами культур!
    искусства, других форм деятельности, в пользовали
    достижениями культуры и др. ;
    2) знания о природе, обществе, человеке, само
    себе;
    3) вера в истинность тех убеждений, которые ра
    деляет человек;
    4) представления;
    5) убеждения, определяющие человеческую де
    тельность во всех ее проявлениях и сферах;
    6) ценности, лежащие в основе отношения челов
    ка к миру и самому себе, придающие смысл его де
    тельности, отражающие его идеалы;
    7) способности к тем или иным формам сопиал
    ной деятельности;
    8) чувства и эмоции, в которых выражается е
    отношение с природой и обществом;
    9) цели, которые он сознательно ставит перед с
    бой.
    Важным элементом духовного мира человека я
    ляется его мировоззрение, совокупность его взгляд
    на мир в целом и связанное с ними отношение к м
    ру. Выделяют несколько типов мировоззрения:
    1) обыденное (или житейское). Оно формирует
    под влиянием жизненных обстоятельств, опирает
    на личный опыт;
    2) религиозное, В его основе лежат религиозные
    взгляды, представления и убеждения человека;
    3) научное. Оно формируется на основе достиже
    ний современной науки, отражает научную картину
    мира, результаты современного научного познания;
    4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о
    цели, чем как о реальности. Гуманистическое миро
    воззрение объединяет лучшие стороны научного ми
    ровоззрения с представлениями о социальной спра
    ведливости. экологической безопасности, нравствен
    ном идеале.
    Духовный мир личности выражает неразрывную
    связь индивида и общества. Человек вступает в обще
    ство, обладающее определенным духовным фондом,
    освоить который ему предстоит в жизни.
    Билет № 20
    I” Общество и научно-технический прогресс.
    2. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской
    Федерации.
    1. Современное состояние научно-технического про
    гресса определяется понятием научно-технической
    революции.
    Научно-техническая революция — это качествен
    ный скачок в развитии производительных сил обще
    ства, переход его в новое состояние на основе принци
    пиальных перемен в системе научных знаний.
    В научно-технической революции выделяют два
    этапа:
    1) 50-е — конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель
    перемен — автоматизация производственных про
    цессов);
    2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный
    двигатель перемен — развитие микроэлектроники,
    внедрение компьютеров, технологическая револю
    ция).
    Основные направления научно-технической рев
    люции:
    1) автоматизация и компьютеризация произволе
    ва;
    2) внедрение новейших информационных техн
    логий;
    3) разработка биотехнологий;
    4) создание новых конструкционных материале]
    5) освоение новейших источников энергии;
    6) революционные изменения в средствах комм
    никации и связи.
    Социально-экономические последствия научи
    технической революции:
    1) изменяется характер труда в направлении е
    усложнения, вытеснения доли простого труда, повз
    шения требований к квалификации и образован!
    работников;
    2) возрастают капиталовложения в науку и нау”
    емкие отрасли производства;
    3) изменяется социальная структура общества, с
    щественно растет количество людей с высшим об{
    зованием;
    4) усиливается социальная направленность ЭКОЕ
    мического роста;
    5) обостряются проблемы занятости населения;
    6) во весь рост встают экологические проблемы.
    2. Одной из гарантий против установления дикта^
    ры какого-либо государственного органа или дол
    ностного лица является система разделения власт
    между законодательными, исполнительными и     дебными ее ветвями. Теория разделения влас
    уходит своими истоками еще в античные време!
    хотя окончательно сформировалась в трудах англ!
    ских и французских мыслителей XVII—XVIII '
    Дж. Локка^ Т. Гоббса^ Ш. Монтескье. Она ИСХОДЕ
    из вполне рациональной предпосылки: в любом го'
    дарстве необходимо осуществлять три вида деяте.
    ности — принимать законы, исполнять их и накаг
    вать нарушителей этих законов. Естественно, что
    лее эффективно и компетентно будут выполнять Е
    функции государственные органы, специализирован
    ные только на одной из них. Но есть и другой аспект
    проблемы: с точки зрения сохранения демократии
    целесообразно распределить три этих направления го
    сударственной деятельности между тремя различны
    ми ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная
    концентрация, монополизация власти одним челове
    ком или одним органом. Будучи относительно неза
    висимыми, эти три ветви власти могут взаимно кон
    тролировать и уравновешивать друг друга. При по
    следовательно проведенном принципе разделения
    властей законодательная власть вверяется высшему
    представительному органу — парламенту, в составе
    которого заседают избранные народом представи
    тели — депутаты. Исполнительная власть, которая
    принадлежит президенту и правительству, обычно
    формируется законодательными органами или непо
    средственно населением, подконтрольна и подотчет
    на парламенту. Она действует на основе закона и в
    его рамках, но при этом занимает самостоятельное
    и независимое положение. Законодательная власть
    не может вмешиваться в исполнительно-распоряди
    тельную деятельность правительства. Третья, судеб
    ная ветвь власти независима как от законодатель
    ной, так и от исполнительной ветвей. В исключи
    тельной компетенции судов находится осуществле
    ние правосудия. Но и суд принимает свои
    решения на основе законов, разработанных парла
    ментом. Разделение властей воплощается, таким об
    разом, в сложной системе “сдержек и противовесов”,
    во взаимном контроле всех ветвей власти.
    Разделение властей представляет определенные
    гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.
    Но принцип разделения властей нельзя абсолютизи
    ровать: для нормального функционирования госу
    дарства необходимо взаимодействие всех ветвей еди
    ной государственной власти.
    Ведущее положение парламента в системе госу
    дарственной власти и управления называется парла
    ментаризмом. При такой организации власти из
    бранные народом представители получают не только
    монопольное право на законодательство, но и реши
    ные рычаги контроля за органами исполнительно
    власти. Выборы парламента должны обеспечить все]
    гражданам, имеющим право голоса, равные возмо”
    ности в избрании своих представителей. Избранные
    высший законодательный орган депутаты образую
    фракции (объединения депутатов от одной парти
    для более эффективного проведения согласованно
    политики), профильные комитеты и комиссии дл
    предварительного обсуждения законопроектов. Де?
    тельность парламентов освещается средствами ма    совой информации, депутаты обязаны периодическ
    работать в своих округах, отчитываться перед изб!
    рателями. В некоторых государствах существуе
    право отзыва депутата избирателями до истечени
    срока его полномочий (так называемый императи]
    ный мандат). Власть парламента велика, но не бе;
    гранична. Установлению парламентской диктатур]
    препятствуют такие институты системы разделени
    властей, как право вето у главы государства на зак    нопроекты, принятые парламентом, право роспуск
    парламента, возможность признания закона неко!
    ституционным и его отмена решением Конститущ
    онного Суда.
    Парламентом России является Федеральное С
    брание. Федеральное Собрание состоит из двух пала'
    Совета Федерации и Государственной Думы. Пала
    ты заседают раздельно. Предметы их ведения различны.
    Государственная Дума состоит из 450 депутате!
    Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Г
    сударственной Думы может быть избран имеющи
    право участвовать в выборах гражданин РФ. дости
    ший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профе
    сиональной постоянной основе.
    Совет Федерации утверждает изменения грани
    между субъектами РФ. назначает выборы Президе]
    та РФ, назначает на должность судей Конституциоз
    ного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.
    Государственная Дума дает согласие Президент
    на назначение Председателя Правительства РФ, р
    шает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает
    на должность Председателя Центрального банка РФ,
    Председателя Счетной палаты. Уполномоченного по
    правам человека, объявляет амнистию и др.
    Федеральные законы принимаются Государствен
    ной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и
    одобрение Совету Федерации. Закон вступает в дей
    ствие после его подписания Президентом РФ.
    Билет № 21
    1. Целостность современного мира, их противоречия.
    2. Демократия, ее характеристика. Демократическая по
    литическая культура.
    1, Ученые отмечают, что современный мир, с одной
    стороны, многообразен и противоречив, с другой —
    целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особеннос
    ти подробнее.
    О многообразии современного мира говорят такие
    факты:
    на планете Земля живут более 6 млрд человек,
    представляющих три основных (экваториальная.
    монголоидная и европеоидная) и несколько переход
    ных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 эт
    носов, говорящих на разных языках, количество ко
    торых не поддается точному подсчету (от двух до трех
    тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых
    семьи;
    в современном мире существует более 2000 неза
    висимых государств, самостоятельно проводящих
    внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разно
    образные формы правления и территориального уст
    ройства;
    эти государства различаются по уровню экономи
    ческого развития и уровню жизни людей. Наряду со
    странами, обладающими высокоразвитой экономи
    ческой структурой и обеспечивающими высокий уро
    вень доходов граждан, существуют десятки госд
    дарств, сохраняющих примитивную хозяйственную
    систему и низкий уровень жизни;
    многообразен религиозный облик современног
    мира. Основная часть человечества придерживаете.
    одной из мировых религий: христианства, исламе
    буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, , да
    осизм, конфуцианство, местные традиционные вс
    рования. Многие придерживаются атеистически;
    убеждений;
    велико многообразие культур, национальных :
    местных традиций, образов жизни и стилей поводе
    ния.
    Многообразие современного мира объясняете
    различием природных и климатических условий, он
    ределяющих своеобразие отношений конкретного оС
    щества и природного мира; спецификой историче
    ского пути. пройденного народами и государствами
    разнообразием внешних влияний; множеством закс
    номерных и случайных событий, не всегда поддак
    щихся учету и однозначному истолкованию.
    Ученые предлагают различные подходы к типолс
    гии современного мира, выделению в нем сходны:
    общностей. Наиболее распространенным являете
    выделение в современном мире двух общественны
    типов: традиционного и так называемого “западне
    го” (см. билет № 18).
    Тенденция к многообразию современного мира и
    противоречит выводу о его целостности и взаимосвх
    занности. Факторами его целостности являются:
    развитие средств коммуникации. Современное о€
    щество становится обществом информационны”
    В единый информационный поток соединяйте
    практически все регионы планеты;
    развитие транспорта, сделавшее современны]
    мир “маленьким”, доступным для передвижения;
    развитие техники, в том числе военной, с одно:
    стороны, превращающее мир в единое технико-тед
    нологическое пространство и сделавшее реальной у1
    розу уничтожения человечества — с другой;
    развитие экономики. Производство, рынок стали
    действительно мировыми, экономические, финан
    совые, производственные связи являются важней
    шим фактором единства современного человечест
    ва;
    острота глобальных проблем (см. билет № 19), ко
    торые могут быть решены только совместными уси
    лиями мирового сообщества.
    Отмеченные процессы являются элементами гло
    бализации, в которой реализуется тенденция к един
    ству и целостности современного мира. Глобализа
    ция порождает серьезные проблемы и противоречия.
    Отметим некоторые:
    представления о возможностях неограниченного
    промышленного и научно-технического роста оказа
    лись несостоятельны;
    баланс природы и общества нарушен;
    темпы технологического прогресса непосильны и
    грозят глобальной экологической катастрофой;
    нарастает разрыв между развитыми в экономиче
    ском отношении странами и странами “третьего ми
    ра”;
    усиливаются тенденции к стиранию культурных,
    этнических, ценностных различий.
    2. Термин “демократия” появился в Древней Греции
    и в буквальном переводе означает “власть народа”.
    В современной политической науке под демократией
    понимается политический режим (иногда говорят о
    политической системе, форме государственно-поли
    тического устройства), основанный на признании на
    рода источником и субъектом власти. Первые демо
    кратические формы политической жизни появились
    еще в древнее время: классическим образцом антич
    ной демократии считаются Афины.
    Принципы демократии:
    1) признание народа источником власти и носите
    лем суверенитета;
    2) равноправие граждан (правда, только формаль
    но-юридическое), равная воаможность участия в по
    литической жизни;
    3) наличие фундаментальных прав и свобод чело
    века, их признание, гарантированность и защита ее
    стороны государства;
    4) принцип большинства — именно большинство
    а не меньшинство выражает через институты демо
    кратии свою волю;
    5) право меньшинства на оппозицию (при подчи
    нении решениям большинства);
    6) политический плюрализм, т. е. наличие различ
    ных автономных социально-политических партий
    движений, групп, которые находятся в состояние
    свободной конкуренции;
    7) правовое государство;
    8) система разделения властей, при которой раз
    личные ветви государственной власти достаточно не
    зависимы и уравновешивают друг друга, препятст
    вуя установлению диктатуры;
    9) гласность в действиях государственных органе!
    и должностных лиц, возможность беспрепятственно
    го контроля за ними со стороны общества;
    10) выборность основных органов власти на основ”
    всеобщего, прямого, равного избирательного прав!
    при тайном голосовании;
    11) развитая система органов местного самоуправ
    ления.
    Условия демократии:
    1) высокий уровень социально-экономическол
    развития, способный обеспечить необходимое благо
    состояние всем гражданам, без чего невозможно дос
    тичь общественного согласия, стабильности и проч
    ности базовых демократических принципов;
    2) многообразие форм собственности, обязатель
    ное признание и гарантированность права частно]
    собственности, так как только в этом случае возмож
    но реальное обеспечение всех прав и свобод человека
    его, пусть даже и относительная, независимость о1
    государства;
    3) высокая степень развития общей и политиче
    ской культуры общества, значительная социальная и
    политическая активность индивидов и их доброволь
    ных объединений, готовых встать на защиту инсти
    тутов демократии.
    По мнению многих исследований, демократиче
    ской политической культуре (о понятии “политиче
    ская культура” см. билет 9, вопрос 2) свойственны
    глубокое осознание значения деятельности правитель
    ства, чувство гордости за политические интересы стра
    ны, интерес к деятельности институтов власти, от
    крытое и лояльное проявление оппозиционных на
    строений, компетентность суждений, положительное
    отношение к демократической системе управления.
    В соответствии со способом осуществления наро
    дом своей власти выделяют две формы демократии:
    прямую (непосредственную) и косвенную (пред
    ставительную), Институтами прямой демократии,
    в рамках которой народ непосредственно принимает
    политические решения и осуществляет свою власть,
    являются выборы и референдумы, представительная
    же демократия подразумевает возможность народа
    осуществлять власть через своих представителей в
    различных государственных органах. Особую роль
    среди них играет парламент — высший законода
    тельный и представительный (выборный) орган вла
    сти в стране.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов