Рефераты

Регулирование рынка труда в Амурской обл - (диплом)

p>Структурная безработица, иногда ее называют “составная”. Сущность ее заключается в изменении со временем структуры потребительского спроса и технологии, которые влекут за собой изменения структуры общего спроса на труд. Предложение труда, будучи более инертным элементом рынка труда в силу устойчивости психологических стереотипов людей, зачастую не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. Структурная безработица более длительная и нежелательная.

Циклическая безработица —это безработица, которая вызывается спадом производства, снижением инвестиций в экономику. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.

В последние годы в России появился новый тип безработицы — скрытая. Спад производства и неадекватное ему сокращение занятости — главная причина скрытой безработицы. Скрытая безработица включает потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, потери продукции на стадии хранения, транспортировки и реализации, отвлечения рабочей силы от основной деятельности, устранение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, а также излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т. д. без адекватного снижения численности работающих. Практика последних лет показала, что в периоды спада объемов производства, как правило, падает и производительность труда при сохранении численности рабочих или при их небольшом сокращении, т. е. имеется очень большой разрыв между этими процессами.

Скрытую безработицу, по нашему мнению, следует разделить на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службы занятости. Размеры и формы существования этой части скрытой безработицы определяются с помощью проведения специальных выборочных обследований. Характерными признаками неофициальной скрытой безработицы могут быть неполное и неэффективное использование рабочего времени, недостаточное использование квалификационных и профессиональных способностей работников и т. д.

С целью изучения скрытой безработицы непосредственно на предприятиях осуществляются специальные обследования с использованием балансовых методов определения потребности в рабочей силе. Проводятся опросы экспертов из числа руководителей и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.

Логическим продолжением анализа форм безработицы является характеристика ее структуры по следующим признакам:

полу, с выделением наименее защищенных в. социальном отношении безработных женщины;

возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;

социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители); уровню образования;

    профессиональным и стажевым группам;
    уровню доходов и обеспеченности;
    причинам увольнения;
    ментальным группам.

Анализ структуры безработицы целесообразно проводить на основе сочетания экономико-статистических, оперативных и социологических методов исследования. Итогом анализа может явиться разработка“Социально-демографического портрета российского безработного” . Главная “цена” безработицы —невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

Известный американский исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП (валовой национальный продукт). Это отношение известно во всем мире как закон Оукена , в соответствии с которым каждые 2 %, на которые реальный объем производства превышает свой естественный уровень, сокращают уровень безработицы и, наоборот, каждые 2 % сокращения реального национального объема производства ниже естественного уровня увеличивают уровень безработицы на 1 % по сравнению с естественным уровнем безработицы.

Существуют и иные подходы к определению экономических потерь от безработицы. Так, Н. Грегори Мэнькью, рассматривая закон Оукена, предлагает следующее его количественное выражение. Изменение реального объёма ВНП, выраженного в процентах, равно 3-2, умноженное на изменение уровня безработицы. Учёный исходит из того, что при неизменном уровне безработицы действует закономерность, по которой рост реального объема ВНП, обусловленный ростом населения, накопления капитала и научно-техническим прогрессом, составляет 3 %. Увеличение же уровня безработицы на один процентный пункт снижает темп роста реального ВНП на 2 %.

По данным Мэнькью, потери в данном случае получаются в два раза меньше. Без специальных исследований трудно судить, какой подход более точно отражает действительность. Представляется, что следует отдать предпочтение закону Оукена без уточнений, но подход Мэнькью интересен тем, что не связан естественным уровнем безработицы, который довольно условен, а потери зависят лишь от роста уровня безработицы.

    1. 4. Механизмы регулирования рынка труда

Механизм регулирования рынка труда охватывает спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.

В данном разделе внимание уделяется следующим механизмам регулирования рынка труда: механизму саморегулирования, механизму государственного регулирования и механизму общественного регулирования рынка труда, основанного на принципах социального партнерства.

    1. 4. 1. Механизм саморегулирования рынка труда

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция. На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда. Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т. д.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т. е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм , который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п.

Как уже отмечалось цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда–в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция –все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом–общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода / /. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца для изучения распределения доходов между разными группами населения. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая–очень высокие. Поэтому кривая Лоренца (если рассматривать ее с экономико-математической точки зрения) при продвижении от беднейших слоев населения к богатейшим получает все больший угловой коэффициент наклона касательной, т. е. поднимется все круче.

Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США, оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т. к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе.

    1. 4. 2. Государственное регулирование рынка
    труда

Одна из специфических особенностей рынка труда - значительное влияние государства. Причем это касается не только мероприятий, специально разработанных для регулирования занятости и доходов населения, но и многочисленных мер, вовсе не имеющих своей изначальной целью воздействие на рынок рабочей силы.

Государство в современной экономике законодательно регулирует условия труда и режим рабочего времени, разрабатывая нормы техники безопасности и определяя максимальную продолжительность рабочей недели, а также обязательный повышающий коэффициент оплаты сверхурочных часов работы. К законодательным мерам относится и устанавливаемый во многих странах уровень минимальной заработной платы. Законами запрещается дискриминация, регулируется деятельность монополий и профсоюзов, определяется порядок заключения коллективных договоров и проведения забастовок (они, например, могут быть запрещены для медиков и работников общественного транспорта, для полицейских, пожарных, военных словом, для тех, чья работа особенно важна для поддержания жизнедеятельности населения). Иммиграционное законодательство регулирует численность рабочей силы, дает возможность привлекать дополнительные трудовые ресурсы в те сферы экономики, где по каким-то причинам ощущается их нехватка.

Помимо законодательных, используются и экономические меры. Это , с одной стороны, налогообложение (как предприятий, так и отдельных граждан), с другой стороны - выплата различных трансфертов (пенсии, пособия малоимущим или безработным, стипендии) и субсидий , которые также могут предназначаться фирмам или частным лицам, но, в отличие от трансфертов, имеют определенную целенаправленность (например, субсидия на строительство жилья).

Кроме того, государство влияет на рынок труда непосредственно. нанимая работников в общественном секторе, доля которого в современных развитых экономиках весьма значительна и имеет тенденцию к росту. Государственные закупки товаров и услуг, объем которых тоже с годами возрастает, оказывают опосредованное влияние на занятость и зарплату в частном секторе экономики. Проанализируем воздействие некоторых государственных мероприятий на рынок труда, используя уже известные нам законы формирования спроса и предложения. Благодаря государству, создаются рабочие места в общественном секторе экономики, в том числе в тех сферах занятости, где в противном случае никакого спроса на труд могло бы вовсе не быть (например, фундаментальная наука или природоохранные мероприятия почти полностью финансируются государством). Рост объема предоставляемых государством общественных благ ведет к росту производного спроса на труд как в общественном секторе, так и в частном (там, где осуществляются государственные закупки). Рост спроса на конечную продукцию вызывает рост спроса на труд, одновременно увеличиваются (при прочих равных условиях) уровни зарплаты и занятости.

С другой стороны, рост объема предоставляемых государством общественных благ эквивалентен росту нетрудового дохода - человек, которому дают возможность бесплатно получить образование или посетить музей, воспользоваться бесплатной медицинской помощью или снять дешевое“государственное”жилье, тем самым экономит деньги и может потратить свой ограниченный доход на что-то другое. В результате возникает чистый эффект дохода (при неизменном уровне зарплаты суммарный доход растет), следовательно, индивидуальное потребление досуга будет увеличиваться.

Трансферты и субсидии, выплачиваемые отдельным гражданам, становятся прямым приращением их денежного дохода, причем часто никак не связанным с их трудовой деятельностью. В результате возникает все тот же чистый эффект дохода, и индивидуальное предложение труда (при прочих равных условиях) снижается. Одновременно эти денежные выплаты в целом увеличивают спрос населения на товары и услуги, а значит и спрос на труд как производный. Разница трансфертов и субсидий в данном случае в том, что последние, имея целевое назначение, ведут к росту спроса на определенные товары или услуги. Например, субсидирование медицинской помощи для отдельных категорий граждан вызовет увеличение спроса на услуги здравоохранения и лекарственные препараты. Соответственно, возрастает спрос на труд именно в этой сфере. Трансферты, не имеющие целевого назначения, увеличивают спрос на товары и услуги в соответствии с потребностями отдельных категорий населения. Например, рост стипендий вызовет увеличение спроса на товары молодежного ассортимента, рост пособий многодетным матерям трансформируется, вероятно, в растущий спрос на детские товары и продукты питания и т. д. Спрос на труд, как производный, будет в первую очередь увеличиваться именно в этих отраслях / /.

    Влияние трансфертов и субсидий на спрос на рынке труда
    W
    DA
    DA
    0 Q
    а) рынок товара А
    Рис. 9, лист 1
    W
    DL
    DL
    0 L
    б) рынок труда в отрасли, производящей товар А
    Рис. 9, лист 2

На рисунке 9 представлена именно такая ситуация: в результате роста трансфертных платежей определенная категория потребителей увеличит свой спрос на некоторый товар А, что в итоге приведет к сдвигу кривой спроса в отрасли, производящей этот товар. При прочих равных условиях здесь увеличатся зарплата и занятость, причем окончательный результат зависит от эластичностей спроса и предложения на обоих рынках.

Субсидии, выплачиваемые фирмам, также могут привести к росту спроса на рынке труда. Если, например, они нацелены просто на расширение производства, то фирма будет увеличивать объем всех применяемых ресурсов. С другой стороны, если субсидируется развитие новых трудосберегающих технологий, то результатом может стать снижение спроса на труд, если эффект замещения превысит эффект масштаба.

Однако существуют специальные субсидии, стимулирующие занятость, их так и называют - субсидии найма и субсидии занятости. В первом случае наниматель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь нанятого работника, во втором - в расчете на всех занятых. Понятно, что подобная мера должна сдвинуть кривую спроса на труд вправо-вверх: работники теперь становятся“дешевле”для фирмы, и при любом фиксированном уровне зарплаты она может нанять больше людей. Однако реальный эффект этих субсидий очень варьируется в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынках труда. Например, принятая в 1978 году в США специальная программа увеличения занятости отдельных групп населения - бывших осужденных, вьетнамских ветеранов, молодежи (TJTC - Targeted Jobs Tax Credit) не принесла ожидаемых результатов. Как выяснилось, получение субсидии требовало от нанимателей оформления массы бумаг, а самое главное работодатели решили заранее, что названные категории работников малопродуктивны, раз государство пытается“навязать”их фирмам. То есть спрос на эти категории рабочей силы оказался неэластичным, поэтому и занятость, вопреки ожиданиям, не изменилась / /.

На рисунке 10 представлены разные возможные последствия введения субсидий занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда.

Эффект субсидии занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда

    W SL
    W1
    W0 DL’
    DL
    0 L0 L1 L
    а) общий случай
    Рис. 10, лист 1
    W SL
    W1
    DL’
    W0
    DL
    Lo L1 L
    б) неэластичное предложение труда
    W DL
    SL
    W0
    Lo L1 L
    в) неэластичный спрос на труд
    W DL’
    DL
    W0 SL
    0 L0 L1 L г) абсолютно эластичное предложение труда
    Рис. 10, лист 2

Самый общий случай (а) - введение субсидии приводит к сдвигу кривой спроса вправо-вверх и, при“нормальной”форме кривых спроса и предложения, к одновременному росту зарплаты и занятости. Как видно из части рисунка (б), в случае абсолютно неэластичного предложения труда вообще нет смысла стимулировать занятость - весь эффект субсидии трансформируется в рост зарплаты. Случай (в) соответствует тому примеру, который приводился выше - неэластичный спрос на труд и отсутствие изменений в занятости. И наоборот, случай (г) показывает, что при абсолютно эластичном предложении труда эффект субсидии (рост занятости) максимален. Уже анализировалось, как влияют на рынок труда государственные расходы - рост производства в общественном секторе экономики и государственные закупки у частных товаропроизводителей, а также трансферты и субсидии. Однако для того чтобы тратить бюджетные средства таким образом, государству необходимо собирать налоги - как с фирм, так и с отдельных граждан, и это обстоятельство тоже оказывает значительное воздействие на рынок труда.

Граждане любого государства обязаны платить подоходный налог как правило, во всех странах мира используют систему прогрессивного налогообложения. Как отражается введение индивидуального подоходного налога на рынке труда показано на рисунке 11.

    Подоходный налог и рынок труда
    W
    О L1 Lo L Рис. 11

Рассмотрим рисунок 11. До введения налога равновесный уровень зарплаты и занятости установился в точке (w0, L0). После введения налога появляется определенная разница между уровнем зарплаты, которую наниматель готов платить работникам, и той реальной зарплатой, которую люди получат фактически и смогут потратить. На рисунке видно, что при занятости L1 наниматель готов платить зарплату W1, но работники получат за вычетом налога W1'. Оказывается, что с точки зрения работников спрос на их труд снизился (Dl до введения налога и Dl' - после). Точка равновесия перемещается, и новый уровень зарплаты – W1, а занятости – L1. Фактически же (для работников) падает и зарплата, и занятость (W1, L1). Здесь снова нужно подчеркнуть, что окончательный результат зависит от эластичностей кривых спроса и предложения. Так, при абсолютно неэластичном предложении не стоит бояться падения занятости: весь эффект подоходного налога трансформируется в падение реальной зарплаты. Наоборот, при абсолютно эластичном предложении труда воздействие на занятость (снижение ее) будет максимальным.

Вместе с тем на уровне рынка труда в целом введение подоходного налога, как показывают исследования, не приводит к росту предложения. Хотя агрегированное предложение труда складывается из индивидуального предложения отдельных работников, здесь есть дополнительный фактор, действующий в пользу увеличения досуга. Вспомним, что во многом за счет подоходного налога государством финансируется предоставление бесплатных для граждан общественных благ независимо от трудовых усилий. В результате возникает эффект дохода, снижающий стимулы к труду. Значит, эффект дохода, действующий на индивидуальном уровне и побуждающий человека работать больше при снижении зарплаты, “уравновешивается”предоставлением общественных благ. В итоге сильнее оказывается эффект замещения, и подоходный налог может снизить агрегированное предложение труда в экономике. Многочисленные исследования специалистов показали, что в среднем для работников-мужчин и высококвалифицированных (высокооплачиваемых) работников сильнее оказывается эффект дохода, тогда как для работников-женщин и низко-квалифицированных работников доминирует эффект замещения. Поэтому агрегированное предложение труда в экономике, как правило, неэластично и очень слабо реагирует на введение подоходного налога - изменяется уровень реальной зарплаты, но не занятость / /.

Налоги платят не только отдельные граждане, но и предприятия. Например, все работодатели обязаны производить отчисления в фонды социального страхования и соцобеспечения, в пенсионный фонд - это так называемый налог на фонд зарплаты. Какие изменения происходят в результате на рынке труда?

Введение налога означает, что каждый работник обходится теперь нанимателю дороже - кроме зарплаты, фирма должна выплачивать за него определенные отчисления в виде налога в различные фонды. Допустим, для простоты, что все эти расходы несут сами фирмы (то есть зарплата работника не меняется). Естественно, наниматели не захотят нести убытки - с их точки зрения, налог повышает цену труда или снижает его предельный продукт в стоимостном выражении. При неэластичном предложении труда на рынке весь эффект налога на фонд зарплаты, как и в случае индивидуального налогообложения, выразится в снижении заработков при постоянной занятости.

Во многих странах мира государство вводит законодательно уровень минимальной заработной платы, пытаясь таким образом бороться с нищетой. Как на самом деле отражается эта мера на рынке труда? Экономисты уже давно исследуют данный феномен, предлагая различные объяснения.

Самые первые оценки эффекта минимальной зарплаты были однозначно отрицательными. Дж. Стиглер предложил простую модель конкурентного рынка труда, в соответствии с которой превышение минимальной зарплатой равновесного уровня приводит к вынужденной безработице (см. рис. 12) / /.

Эффект минимальной заработной платы на конкурентном рынке труда

    W
    Wmin
    W0
    Lmin L0 L1 L
    Рис. 12

До введения минимальной зарплаты точка равновесия - (W0 , Lo ). При новом уровне оплаты труда Wmin готовы трудиться L1 работников, фактически же нанимают только Lminчеловек. График предложения труда теперь имеет вид ломаной линии, и безработица (U) составляет (L1 - Lmin) человек. Так что в результате оказывается, что благие устремления государства приводят к возникновению новой социальной проблемы.

Такое простое объяснение, однако, не нашло подтверждения на практике значительного снижения занятости в ответ на рост минимальной зарплаты не происходит. Поэтому вполне естественным выглядит следующее предположение: очевидно, те работники, которые не смогли найти себе места с зарплатой wmin , работают в других фирмах, предлагающих зарплату ниже. То есть, в экономике существуют два сектора - первый, где действует законодательный минимум зарплаты, и второй, где зарплата устанавливается ниже (это так называемый “вторичный”рынок труда - мелкие фирмы, нанимающие рабочих без контрактов и гарантий, часто временно, с нарушением законодательства; например, в придорожное кафе для мытья посуды или на сельскохозяйственную ферму для сбора урожая). Модель“двухсекторного рынка”хорошо объясняет, почему не наблюдается резкого роста безработицы с введением законодательного минимума зарплаты (см. рис. 13) / /.

    Модель “двухсекторного рынка”
    0 LmA L0A L1A L
    0 L0B L2B L1B L Рис. 13

Пусть в отсутствие обязательного минимума и при свободной конкуренции в обоих секторах экономики установилась равновесная зарплата w0 и занятость L=L0A+L0B . Затем в первом секторе вводится минимальная зарплата wm, и в результате занятость падает до LmA. В этом секторе (L1A–LmA) работников готовы трудиться за зарплату Wm , но мест для них нет. Что происходит дальше? Часть безработных, а именно (L0A–LmA), которые не претендуют на более высокие заработки, а согласны на прежнюю зарплату W0, ищут себе место в секторе В (L1B – L0B = L0A–LmA). Тем самым, кривая предложения в этом секторе сдвигается вправо ровно на величину (L0A – LmA). Но, поскольку график спроса на труд имеет отрицательный наклон, работу здесь получат не все желающие, а только (L2B – L0B) человек. То есть занятость во втором секторе возрастет слабее, и часть людей (L1B – L2B) все-таки останется без работы.

Из этой модели можно сделать следующие выводы. Только при нулевой эластичности предложения труда введение минимальной зарплаты не вызовет абсолютно никакого снижения занятости. В общем виде, потери занятости тем больше, чем: - выше эластичность предложения труда в секторе В;

- сильнее эластичность спроса на труд в секторе А превышает эластичность спроса в секторе В.

Как видно, модель в принципе не исключает возникновение безработицы, но показывает возможность частично решить эту проблему, хотя и за счет снижения заработков отдельных граждан. Таким образом, рост зарплаты для одних работников оборачивается снижением ее для других (или, возможно, безработицей). Еще одно объяснение отсутствию явно выраженного эффекта минимальной зарплаты на занятость дают О. Ашенфельтер и Р. Смит. Они отмечают тот факт, что многие наниматели продолжают платить некоторым работникам зарплату ниже установленного минимума, но в этом случае возможные штрафы выступают в роли своего рода налога на заработную плату, уменьшая тем самым спрос.

Для реализации описанных экономических мер воздействия на рынок труда государством создаются определённые государственные органы. В РФ существует определённая государственная структура, которая непосредственно, занимается вопросами регулирования рынка труда–это Министерство труда и социального развития РФ. Вопросы проведения государственной политики регулирования рынка труда на федеральном уровне сконцентрированы в следующих структурных подразделениях Министерства: - департаменте народонаселения и политики занятости;

    - департаменте трудоустройства населения;
    - управлении финансового обеспечения программ занятости;
    - управлении социальной поддержки безработных.

Структура органов на региональном и местном уровнях следующая: - министерства (департаменты, комитеты, управления) по занятости населения на уровне субъектов РФ;

    - центры занятости населения в городах и районах.

Государственная политика на региональных рынках труда реализуется в рамках Федеральной программы, а также путём региональных (республиканских, областных) и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.

Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:

- расширение роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;

- осуществление приоритетного финансирования за счёт средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;

- минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, посёлках с моноэкономической структурой;

- предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств; - обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение их профессиональной ориентации.

Федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ занятости населения, которые выступают в качестве механизма государственного воздействия на региональные рынки труда с целью достижения эффективной занятости и обеспечение социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики.

Рассмотренные в данном разделе механизмы государственного воздействия на рынок труда имеют как положительные, так и отрицательные стороны воздействия. В становлении и развитии общества с рыночной экономикой важную роль должен сыграть цивилизованный подход к регулированию рынка труда, который выражается во взаимодействии государства, наёмных работников и работодателей, основанный на принципах социального партнёрства.

    1. 4. 3. Роль социального партнёрства в
    регулировании рынка труда

В становлении и развитии общества с рыночной экономикой важную роль играет цивилизованный, основывающийся на прочной правовой базе, механизм взаимодействия государства, наемных работников, работодателей. При существовании такого механизма каждая из его сторон, оптимально реализуя свои интересы, создает базу для политической и социальной стабильности в обществе. В цивилизованных странах рыночной экономики подобным механизмом выступает система социального партнерства, обеспечивающая регулирование общественно-политических и социально-трудовых отношений, разрешений социальных конфликтов, возникающих в процессе коренных преобразований и приобретающих, как правило, серьезное общественно-политическое значение.

Роль социального партнерства, общественного согласия, взаимопонимания, взаимной ответственности участников социально-трудовых отношений особенно актуальна для современной России, переживающей глубокий системный кризис. В научных публикациях, где в той или иной степени анализируется проблема социального партнерства, можно встретить такие трактовки и определения социального партнерства:

    как метод регулирования социально-трудовых отношений;

как механизм регулирования трудовых отношений с соответствующими принципами и нормами;

как систему, в которой есть свои структурные элементы, субъекты, а также их функциональное и организационное взаимодействие;

как тип общественных отношений, базирующийся и обеспечивающий оптимальный баланс реализации интересов наемных работников и работодателей в условиях рыночной экономики;

как идеологию, т. е. определенную систему взглядов и представлений по вопросам взаимодействия и сотрудничества, согласования позиций различных субъектов социально-трудовых отношений.

Все перечисленные подходы к изучению социального партнерства правомерны и важны, поскольку исследуют его с различных сторон, однако в нашем случае социальное партнерство будет рассмотрено в узком смысле, т. е. как механизм или метод регуляции отношений наемный работник– работодатель.

Среди содержательных характеристик и особенностей партнерства в социально-трудовой сфере можно выделить актуальность объекта и предмета партнерства, его обусловленность насущными потребностями и интересами людей; высокую степень взаимозависимости основных субъектов партнерства и, прежде всего, работодателя и наемного работника; наличие развитой нормативно-правовой основы партнерства, четкого механизма переговорного процесса; многообразие форм и методов воздействия друг на друга субъектов партнерства, включая различного рода общественно-политические акции; особую роль профессиональных союзов и объединений в системе партнерских отношений.

По критериям мотивации и смысла партнерство в социально-трудовой сфере можно подразделить на формально-принудительное и содержательно-инициативное. Формально-принудительное партнерство детерминировано, как правило, внешними факторами и правовыми обстоятельствами, которые невозможно игнорировать /14/. Содержательно-инициативное партнерство имеет разнообразную и широкую структуру мотивации и целевых установок. Оно стратегично по своей сущности и гуманно по способам осуществления. В качестве международного эталона содержательно-инициативного партнерства в социально-трудовой сфере можно выделить Японию. В России опыт подобного стратегичного содержательного партнерства начинает складываться в городе Москве, некоторых других регионах России. Партнерство в социально-трудовой сфере позволяет в той или иной мере осуществить социальную справедливость в наиболее важной области жизнедеятельности человека, как труд.

Предметом партнерских отношений в социально-трудовой сфере прежде всего выступают: проблемы уровня, качества жизни и доходов населения: мотивации, оплаты, условий и охраны труда: занятости населения и развития персонала: пенсионного обеспечения, социального страхования: медицинского обслуживания: семейная, молодежная, демографическая политика: миграционные процессы: реализация образовательных услуг, мероприятий в сфере отдыха, досуга, туризма. В силу многих и объективных и субъективных обстоятельств партнерство в социально-трудовой сфере имеет достаточно четкую внутреннюю структуру и уровневую специализацию, что накладывает свой отпечаток и на правовую базу, и на предметное пространство, и на механизм партнерских отношений. Базовый уровень отношений в социально-трудовой сфере–индивидуальное, персонифицированное пространство наемного рабочего и нанимателя в лице представителя государства, профессиональной ассоциации, частного предпринимателя.

Предпосылками персонифицированного партнерства данного типа и уровня выступают: определенная потребность друг в друге, в использовании частного физического, интеллектуального, профессионального, финансового, материально-технического потенциала в интересах прибыли, получения заработной платы, решения социально-бытовых и иных проблем; обязанности субъектов, вытекающие из их социального и профессионального статуса, закрепленные в правовых и морально-этических нормах; права и гарантии признания значимости профессиональной деятельности, необходимости ее оценки и стимулирования /14/. В условиях свободного труда, когда каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию, персонифицированное партнерство складывается по законам спроса и предложения. Маркетинговые и рекламные действия нанимателя и наемного работника на рынке труда, если они завершаются успешно, оформляются в форме трудового договора. Трудовой договор, его содержательные параметры выступают в качестве одного из основных критериев типологии социально-трудовых отношений.

С юридической точки зрения трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

На стадии найма и приема на работу между сторонами, как правило, возникают и клиентально-зависимые, унизительные, формально-правовые партнерские или дружеские отношения.

Позитивно - корректирующее воздействие на этот процесс могут оказать профсоюзные организации, другие общественные формирования, созданные в коллективе, региональные органы Министерства труда и социального развития, кадровые, психологические, социологические службы, средства массовой информации, прокуратура, судебные органы призванные осуществлять функции контроля за соблюдением Гражданского Кодекса и Кодекса Законов о труде. Одно из конкретных направлений социального партнерства в этой области –участие в совершенствовании содержательных параметров трудовых контрактов, механизмов и процедур из подписания.

Другое важное направление –контроль за реализацией условий трудового договора, принципа паритетности сторон. Акцент на паритетность чрезвычайно важен по многим обстоятельствам. Сегодня многие отношения работодателей и наемных работников строятся на диспаритете и прав и обязанностей, причем в одних случаях виной тому работодатели, не создавшие необходимых условий для безопасного и эффективного труда и выполняющие договоренности по его оплате, по решению тех или иных социально-бытовых проблем, в других–наемные рабочие, поддерживаемые порой профсоюзами, которые, не выполняя добросовестно своих профессиональных обязанностей, требуют неадекватных благ и поощрений. В условиях цивилизованных рыночных отношений одинаково опасны и эгоизм нанимателя и эгоизм наемного работника /5/.

Унифицировать крайности, определить оптимально-корректную форму взаимоотношений позволяет партнерство осуществляемое на коллективном уровне, субъектами которого выступают представители работников, работодатель и его представители. Таким образом, можно выделить основные теоретические аспекты о роли социального партнёрства в социально-трудовой сфере.

Партнерство в социально-трудовой сфере есть корректно-правовой тип отношений его субъектов, основанный на принципах равноправия, заинтересованности, уважения, справедливости. Среди характерных особенностей партнерства в социально-трудовой сфере следует выделять значимость объекта и предмета партнерства, его обусловленность насущным потребностям и интересам людей. Партнерство в социально-трудовой сфере позволяет в той или иной мере осуществить социальную справедливость в наиболее важной жизнедеятельности человека. Партнерство в социально-трудовой сфере имеет сложную структуру и реализуется на личностном, коллективном, региональном, отраслевом и общегосударственном уровнях.

На основе теоретических знаний о рынке труда, характере его функционирования, механизмах воздействия на рынок труда проведём анализ рынка труда Амурской области. В процессе анализа попытаемся проследить, каким образом происходит государственное воздействие на рынок труда Амурской области, выявить негативные стороны данного воздействия.

    2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
    2. 1. Современное состояние рынка труда в
    Амурской области

В 1992-2000 годах в социально-трудовой сфере происходили коренные изменения, связанные с переходом экономики области к рыночным методам ведения хозяйства. В ходе приватизации и реформирования экономики существенно трансформировалась сфера занятости населения–произошли изменения в отраслевой структуре, по формам собственности, в качественном составе рабочей силы– половозрастном, образовательном, профессионально-квалификационном. Изменение численности и состава различных категорий населения с 1990 по 2000 годы можно проследить по данным приведённым в таблице 1.

Таблица 1 – Изменение численности и состава различных категорий населения с 1990 по 2000 годы

    в тысячах человек
    1990 г.
    1995 г.
    1996 г.
    1998 г.
    1999 г.
    2000 г.
    (оценка)
    2000 г.
    в % к 1990
    Занятое население
    510, 7
    452, 7
    456, 6
    428, 7
    427, 2
    435, 8
    85, 3
    Учащиеся и студенты дневной формы обучения
    40, 2
    42, 2
    39, 6
    43, 9
    45, 9
    47, 8
    118, 9

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов