Рефераты

Регулирование рынка труда в Амурской обл - (диплом)

p>Население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике в 89, 0

    120, 0
    126, 8
    142, 0
    168, 3
    158, 8
    178, 4
    том числе:
    безработные
    –
    69, 1
    56, 4
    85, 7
    83, 9
    69, 9
    –

Сравнение приведённых данных свидетельствует о сокращении численности занятого населения за период с 1990 по 2000 годы на 74, 9 тыс. руб. человек (14, 7 %), увеличении численности учащихся дневной формы обучения на 18, 9 % о росте численности незанятого населения на 78 %. Численность безработных с 1992 года увеличилась в 2, 6 раза. Снижение объёмов производства привело к росту числа высвобождаемых работников, сокращению возможностей трудоустройства приступающих к трудовой деятельности, в том числе молодых специалистов после окончания профессиональных учебных заведений, а также граждан, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, пенсионеров.

В 2000 году в области впервые отмечено снижение численности безработных (на 16, 7 % относительно предыдущего года).

Использование рабочей силы можно проследить, анализируя занятость населения по отраслям экономики (см. прил. 1).

В структуре использования рабочей силы за период с 1990 по 2000 годы произошли большие перемены. Заметно сократилась численность занятых в строительстве (на 49 %), науке (на 79 %), промышленности (на 36 %), жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (на 22 %), образовании (на 19 %), сельском хозяйстве (на 17 %). В торговле и снабженческо-сбытовой сфере, аппарате органов управления - возросла в 1, 4 раза, в финансово-кредитных и страховых организациях - на 16 %.

В 2000 году, по оценке, доля занятых в сфере услуг составила 40 % против 28 % в 1990 году. Перераспределение рабочей силы во многом определялось усиливающейся межотраслевой дифференциацией оплаты труда на предприятиях различных отраслей экономики и форм собственности.

Объем инвестиций в основной капитал за период с 1990 по 2000 годы сократился на 92 %. Заметное увеличение численности занятых в отраслях материальной сферы происходило только в торговле, что объясняется сравнительной простотой организации дела и возможностью быстрого накопления капитала, которое, однако, не привело к расширенному вложению этих средств в производство. В структуре занятого населения наиболее многочисленными являются группы лиц в возрасте от 30-39 и 40-49 лет, на долю которых приходится соответственно 28, 7 % и 32, 5 % общей численности занятых.

Средний возраст занятого населения в области –39 лет. Среди занятых 4 % составляли пенсионеры, 46 % - женщины. Около 58 % занятых экономической деятельностью– лица с высшим и средним специальным образованием (по России –57 %), 6, 8 % имели основное общее образование, 0, 5 % - не имели полного (общего) образования. Среди женщин доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, выше и составляет 65 % (по России– 64 %). Рынок труда связан с постоянным движением рабочей силы и изменением форм трудовой деятельности. Многообразие видов занятости способствовало смягчению напряжённости на рынке труда, поддержанию доходов населения и предотвращению массовой безработицы. Рабочая сила в области состояла из наёмных работник (88, 5 %) и лиц, работающих не по найму (11, 5 %) (по России соответственно 93, 3 % и 6, 7 %). До 1996 года включительно отмечалось стабильное ежегодное увеличение доли лиц, занятых ненаёмным трудом, обусловленное ликвидацией предприятий в области. В 1998-2000 годах удельный вес лиц, работающих не по найму, вновь увеличился.

В число лиц, работающих не по найму, включаются работодатели (5, 4 % от числа работающих не по найму), члены производственных кооперативов (83, 4 %), и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (8, 6 %) и безвозмездно работающие члены семьи (2, 6 %).

К числу особенностей современных процессов на рынке труда относится вторичная занятость. При снижении жизненного уровня для многих категорий населения она является средством получения дополнительных доходов и адаптации к новым условиям и рассматривается как позитивный момент в использовании рабочего времени. Формами вторичной занятое и являются совместительство, временные трудовые коллективы, работа по договору, найму и другие. Общие ее размеры в 2000 году оценивались в 8, 3 тыс. человек, что на 2, 2 % больше, чем в 1999 году.

Одним из аспектов использования рабочего времени является работа на условиях неполного рабочего времени, а также перевод работников на неполную рабочую неделю по инициативе администрации по причине спада экономической активности и практика использования административных отпусков. Все эти категории работников трудятся в режиме неполной рабочей недели либо находятся в вынужденных административных отпусках, которые можно рассматривать как особое состояние неполной занятости или как переходную форму между состоянием занятости и безработицы.

В 2000 году 20, 1 тыс. человек (8, 1 % среднесписочной численности) крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации. Свыше 20, 0 тыс. человек (8, 1 %) побывали в вынужденных административных отпусках, из которых 17 тыс. человек (83, 2 %) не получали за период отпуска денежную компенсацию.

Число человеко-дней отпусков по инициативе администрации насчитывало в 2000 году 403, 0 тыс. , что на 27 % меньше, чем в 1999 году. Всего за год средняя продолжительность вынужденных административных отпусков на одного работника, побывавшего в отпуске, составила 20 дней и снизилась по сравнению с 1999 годом на 9 %.

Сохранение режима неполной занятости является следствием текущей экономической неопределённости, отсутствия перспектив реорганизации производства и снижения затрат на рабочую силу при сохранении занятости в условиях ужесточения финансовых возможностей предприятий и организаций. В 2000 году на крупных и средних предприятиях масштабы неполной занятости сократились по сравнению с 1999 годом на 36 %, относительно 1998 г. – на 57 %.

В течение 1992-1998 годов на предприятиях области происходило снижение подвижности рабочей силы, что в значительной мере объяснялось сокращением числа рабочих мест. В 1999-2000 годах наметилась тенденция к росту интенсивности оборота рабочей силы на крупных и средних предприятиях и организациях области. В 2000 году коэффициент общего оборота кадров к среднесписочной численности составил 0, 59 (в 1999 году– 0, 49).

На работу было принято 71, 3 тыс. человек, что на 12, 2 тыс. человек (20, 6 %) больше уровня 1999 года. Коэффициент оборота по приёму составил 0, 29 против 0, 23 в 1999 году.

Из общего числа прибывших на предприятия и в организации 3, 9 тыс. человек (1, 6 % от среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях и организациях) приняты на дополнительно введённые рабочие места, что больше по сравнению с 1999 годом на 14, 1 %.

По различным причинам с предприятий выбыло 73, 5 тыс. человек, что на 9, 2 тыс. человек (14, 3 %) больше, чем в 1999 году. Коэффициент оборота по выбытию кадров в 2000 году составил 0, 30 против 0, 25 в 1999 году. Основной причиной выбытия является добровольный уход работников с предприятий–51, 4 тыс. человек (70, 0 %), в связи с сокращением выбыло 5, 3 тыс. человек (7, 3 %). В 2000 году выбытие работников на 96, 9 % компенсировалось приёмом новых кадров (в 1999 году– на 91, 8 %).

На крупных предприятиях области в 2000 году по сравнению с 1999 годом сократилось общее количество рабочих мест, определяемое как сумма списочной численности работников и числа имеющихся вакансий, на 4, 4 тыс. единиц (1, 7 %) и составило 252, 4 тыс. рабочих мест. Динамика числа вакантных мест изображена на рисунке 14.

    Динамика числа вакантных рабочих мест
    Рис. 14

Отмечается сокращение числа дополнительных рабочих мест, предполагаемых к введению. В 2000 году их количество по отношению к 1999 году уменьшилось с 146 до 126 единиц.

Из общего числа прибывших на предприятия и в организации 3921 человек (1, 6 % от среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях и организациях) принят на дополнительно введённые рабочие места, что на 49, 4 % больше по сравнению с 1999 годом. Динамика планируемого объёма ввода дополнительных рабочих мест показана на рисунке 15.

Планируемый объем ввода дополнительных рабочих мест на действующих предприятиях и организациях

    Рис. 15

Численность экономически активного населения, по оценке, в 2000 году составила 505, 7 тыс. человек. В их числе 435, 8 тыс. человек (86, 2 %) заняты в экономике и 69, 6 тыс. человек (13, 8 %) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ) классифицировались как безработные. Официально зарегистрированы в службах занятости в качестве безработных 9, 3 тыс. человек, или 1, 8 % экономически активного населения. Данные, приведённые в таблице 2 дают более полное представление.

Таблица 2 – Динамика численности экономически активного населения в тысячах человек

    Экономически активное население
    В том чиле

Зарегистрированные в службах занятости в качестве безработных

    занятые экономической деятельностью
    безработные
    1992 г.
    519, 9
    493, 1
    26, 8
    2, 5
    1993 г.
    504, 3
    475, 4
    28, 9
    4, 5
    1994 г.
    492, 2
    447, 7
    44, 5
    16, 3
    1995 г.
    520, 8
    452, 7
    68, 1
    29, 7
    1996 г.
    513, 0
    456, 6
    56, 4
    20, 4
    1997 г.
    513, 9
    434, 1
    79, 8
    12, 0
    1998 г.
    514, 4
    428, 7
    85, 7
    14, 1
    1999 г.
    511, 1
    427, 2
    83, 9
    9, 5
    2000 г.
    505, 7
    435, 8
    69, 9
    9, 3

Уровень экономической активности населения области составил 66, 3 % (по России –63, 2 %). Наибольшая экономическая активность населения приходилась на лиц в возрасте 30-49 лет (92, 3 %), 25-29 лет (83, 4) и 50-54 лет (83, 2 %). Уровень экономической активности лиц трудоспособного возраста (женщины в возрасте 16-54 лет, мужчины в возрасте 16-59 лет) составил соответственно 78, 7 % и 79, 8 % (по России– 80, 7 % и 75, 2 %).

Численность совокупной рабочей силы характеризовалась невысоким уровнем официально зарегистрированной безработицы при значительных размерах видимой и невидимой незанятости.

До 1996 года происходило увеличение как общей, так и зарегистрированной безработицы. Начиная со второй половины 1996 года, тенденция взаимосвязи этих показателей изменилась. Численность безработных, имеющих официальный статус, стала снижаться, что было обусловлено изменением условий регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплате пособий по безработице. Общая численность безработных больше численности зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т. е. без студентов, учащихся и пенсионеров) в 2000 году в 6, 9 раза (в 1999 году– 7, 8 раза).

Возрастная структура безработных в 2000 по сравнению с 1992 годом изменилась. Остаётся высокой доля лиц в возрасте до 30 лет, хотя отмечается некоторое снижение этого уровня с 45, 2 % в 1992 году до 41, 3 % в 2000 году (по России–39, 2 %). Проблема безработицы наиболее болезненна для молодёжи, вступающей в трудовой процесс после окончания учебы или службы в армии, в силу этого на рынке труда она является менее конкурентоспособной.

Средний возраст безработных в области насчитывал 34 года (по России –34, 5 года). Эта категория безработных находится в самом расцвете творческих сил, обладает опытом работы и профессиональными навыками.

В 2000 году в органы Федеральной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 25, 6 тыс. человек, что на 1, 1 % меньше, чем в 1999 году и на 47, 1 % больше, чем в 1992 году. Из числа обратившихся в службу занятости 22, 7 тыс. человек– незанятые трудовой деятельностью.

На конец 2000 года в органах Федеральной службы занятости состояло на учёте 9, 8 тыс. человек, незанятых трудовой деятельностью, из них 9, 3 тыс. человек имели статус безработного, из которых 8, 0 тыс. человек получали пособие по безработице.

Анализ состояния рынка труда области позволяет сделать следующие выводы. Серьёзные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, в выборе населением сфер деятельности, в количественно-качественном дифференциации рабочих мест по условиям занятости. При этом идёт постепенное улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чём свидетельствует существенное сокращение размеров неполной занятости. Несмотря на то, что в области не отмечается положительное сальдо приёма и выбытия работников крупных и средних предприятий, разрыв между численностью выбывших и принятых сокращается. В области сохраняется уменьшение спроса на рабочую силу, что проявилось в снижении численности занятых в экономике.

Каким образом государство воздействует на процессы, происходящие на рынке труда будет рассмотрено в следующем разделе.

    2. 2. Анализ стратегии государственного
    регулирования рынка труда в Амурской области

Формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в Амурской области на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьёзные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивированной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, взаимодействии органов государственного регулирования рынка труда с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости. Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и занятости тенденциях.

Рассмотрим гарантированный государством минимальный размер оплаты труда. По логике минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В Амурской области в 2000 году существующий минимальный размер оплаты труда–132, 0 рубля составлял 10, 4 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, который составлял 1268, 8 рублей. В связи с тем, что на основе минимального размера оплаты труда строится большинство социальных выплат и пособий, их роль в реализации государственной политике нивелирована: государственные социальные гарантии не выполняют возложенных на них функций и приводят к дальнейшему усугублению социальной проблемы. Таким образом, государственный минимум оплаты труда в настоящее время в большей степени негативное воздействие на процессы происходящие на рынке труда, в то время, как должен обеспечивать другие функции.

Другим инструментом воздействия государства на рынок труда является проводимая политика в сфере тарифного регулирования заработной платы. Необходима корректировка различий в оплате труда между отдельными тарифными разрядами. Так, например, отсутствие средств на решение этой проблемы привело к максимальному сокращению занятости в науке и научном обслуживании. К отраслям, где эта проблема имеет наиболее острое значение, в Амурской области относятся здравоохранение, образование, культура и искусство, ЖКХ, охрана общественной безопасности. Единая тарифная ставка для оплаты работы определённого уровня сложности и квалификации с коллективными формами поощрения не учитывает индивидуальных результатов и достижений в работе.

Основным инструментом воздействия государства на рынок труда является государственная политика занятости. В целях осуществления данной политики в России было создано министерство труда и социального развития РФ, территориальными органом которого в Амурской области является Департамент федеральной государственной службы занятости в области определяется положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости по Амурской области (см. прил. ), конституцией РФ, Уставом области, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

Департамент федеральной государственной службы занятости по Амурской области имеет следующие структурные подразделения:

- федеральная государственная служба занятости по Амурской области; - службы занятости городов и районов.

Государственная политика занятости субъектов РФ в двух формах: в пассивной и в активной.

Пассивная политика занятости выражается в совокупности мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы и включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, выплату доплат на иждивенцев и т. д.

На конец 2000 года в органах Федеральной государственной службы занятости Амурской области состояло 9, 8 тыс. человек имели статус безработного, из которых 8, 0 тыс. человек получали пособие по безработице. Средний размер пособия по безработице в 2000 г. в Амурской области составлял 259, 1 рубля. Законом установлено, что пособие по безработице. Средний размер пособия по безработице в 2000 г. в Амурской области составлял 259, 1 рубля. Законом установлено, что пособие по безработице может колебаться в пределах от минимального размера оплаты труда до уровня средней заработной платы, сложившейся в данном субъекте РФ, В основном же пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленного государством.

Активная политика занятости выражается в совокупности правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы и включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнения работников для сохранения рабочих мест, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, субсидирование создания новых рабочих мест путём развития самозанятости населения в субъектах РФ осуществляется путём подготовки и реализации региональных

Проведение активной государственной политики занятости населения в субъектах РФ осуществляется путём подготовки и реализации региональных программ занятости, которые формируется исходя из ситуации на рынке труда региона и прогнозов его развития.

    2. 2. 1. Активная политика занятости

В 1999 году Департаментом федеральной государственной службы занятости населения области была разработана программа занятости населения основные направления деятельности:

- сохранение экономических целесообразных и создание новых рабочих мест; - поддержка и развитие занятости;

    - содействие трудоустройства и временной занятости;
    - содействие занятости слабозащищённых групп населения;

- профессиональная ориентация, подготовка и повышение квалификации безработных и незанятых граждан.

    Рассмотрим в какой мере они были реализованы.

С целью сохранения и создания новых рабочих мест Департамент федеральной государственной службы занятости по Амурской области совместно с ОАО“ЗеяГЭСстрой”было заключено соглашение о подборе работников на строительные объекты Бурейской ГЭС. В течение 2000 года проводились информационные встречи представителей ОАО“ЗеяГЭСстрой”с гражданами, желающими работать на строительстве Бурейской ГЭС, размещались материалы в средствах массовой информации о приёме на работу в п. Талакан. В области содействия трудоустройства и временной занятости по инициативе Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области совместно с отделом по делам молодёжи и детства при АмГУ. В службе адаптации и трудоустройства студентов готовят к выходу на рынок труда. С этой щелью широко используется практика группового и индивидуального консультирования к самостоятельной трудовой деятельности.

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы проводилось квотирование рабочих мест. На 2000 г на предприятиях, учреждениях и организациях органами местного самоуправления была установлена квота в количестве 660 рабочих мест.

В условиях постоянной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы развитие активных форм занятости, в определённой мере, способствовало решение проблемы занятости граждан.

В 2000 году решили вопрос с занятостью 8629 незанятых граждан, участвуя в активных формах занятости (общественные работы, профессиональное обучение, организация собственного дела, “молодежная практика”). В структуре активных форм занятости значительную часть составляли граждане, участвующие в общественных работах и проходящие профессиональное обучение (см. рис. 16).

    Структура форм занятости, чел.
    Рис. 16

При содействие органов службы занятости профориентация помогла гражданам оценить свои профессиональные возможности и личную профессиональную карьеру. Уровень и квалификация рабочей силы становится решающим фактором в использовании сложившейся ситуации на рынке труда. Пониженная конкурентоспособность отдельных групп населения на рынке труда формирует пониженный спрос на их труд со стороны работодателей. Так, одной из важнейших характеристик качества рабочей силы, имеющей ключевое значение на рынке труда, является уровень общего и специального образования. Органы службы занятости на 2000 год заключили договоры с учебными заведениями и работодателями о повышении квалификации, освоении вторых специальностей, первоначальном обучении незанятых граждан. В течение года безработные граждане, в основном направлялись на обучение в учебно-курсовые комбинаты, технические школы, отделы предприятий и организаций, учреждения начального профессионального образования. В силу отсутствия квалификации и опыта молодежь рассматривается в качестве одной из социально уязвимых групп населения и, по-прежнему, остается многочисленной в структуре безработных. Среди молодежи, впервые выходящей на рынок труда, велика доля выпускников учебных заведений и проблема их трудоустройства сохраняет актуальность.

Иногда инерциальность системы образования не позволяет ей адекватно и своевременно реагировать на запросы рынка труда, а отказ от социальных гарантий студентов и молодых специалистов еще более осложняет адаптацию выпускников к рыночным условиям.

Тем не менее, молодежь проявляет заинтересованность в профессиональном обучении, зачастую отдавая предпочтение напряженным программам занятости. В целях расширения возможности трудоустройства выпускников учебных заведений, приобретения ими профессиональных знаний, умений, навыков 40 % от общего числа выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения были направлены на“Молодежную практику”.

Число предприятий, принимавших участие в программе молодежная практика, составляло 555, из них большинство (388)– государственные и муниципальные. “Молодежная практика” организована была, в основном, для выпускников по должностям служащих. На период поиска постоянного места работы незанятым гражданам органы службы занятости населения предоставляли возможность для временной занятости–участие в общественных работах. Для развития общественных работ в 2000 году были организованы 4855 рабочих мест.

    Основными видами общественных работ были:

- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; - озеленение и благоустройство территорий;

    - социальный уход за престарелыми, инвалидами и больными;
    - работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве;

- выполнение государственных мероприятий, социально-значимых для городов, районов (помощь органам местного самоуправления в инвентаризации земли, переписи, выдаче страховых полисов, помощь военкоматам в организации воинского учета).

С целью расширения возможностей безработных граждан заняться предпринимательством, самозанятостью органы службы занятости населения проводили работу по:

- консультированию и профессиональной ориентации безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;

- обучение безработных граждан основам предпринимательства; - консультированию в открытии собственного дела, составление бизнес-плана и ведение финансовой документации;

- финансовой поддержке на стадии становления собственного дела. В целом по области в 2000 году органы службы занятости населения оказали содействие 849 безработным гражданам в организации собственного дела, из них 829 человек были зарегистрированы предпринимателями без образования юридического лица.

Органами службы занятости в 2000 году на обучение для последующей организации предпринимательской деятельности были направлены 284 человека. В пяти центрах занятости населения работали бизнес школы и бизнес-центры.

Вместе с тем, существуют некоторые тенденции, которые указывают на снижение роли Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области и её структурных подразделений в осуществлении государственного регулирования занятости и воздействия на рынок труда области. Так, количество безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, в 2000 году составило 13 % от общей численности безработных, в то время как в 1996 году этот показатель был равен 36 %. Уменьшение этого показателя свидетельствует о достаточно сильном снижении возможностей служб занятости в оказании содействия в трудоустройстве и социальной поддержке безработных. Другой аспект деятельности служб занятости области это обслуживание последствий безработицы, а не развитие активной политики занятости. Об этом свидетельствует структура финансовых отчётов Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области, где можно соотнести пассивную и активную политику занятости.

2. 2. 2. Соотношение активной и пассивной политики занятости

Структура финансовых отчётов Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области указывает, что приоритет в своей деятельности отдаётся пассивной политике на рынке труда– на эти цели тратится большая часть предоставляемых средств. В 2000 году на реализацию пассивной политики (материальную поддержку безработных) направлено 59663, 1 тыс. рублей, в том числе:

на выплату пособий по безработице – 57425, 1 тыс. руб. (средний размер пособия по безработице составил 259, 1 руб. ); на выплату материальной помощи безработным и членам их семей – 7, 2 тыс. руб. ; на дотирования путёвок в оздоровительные учреждения для детей безработных – 70, 5 тыс. руб. ; на выплату досрочных пенсий 1138, 4 тыс. руб. ;

на услуги Сбербанка за зачисление во вклады – 877, 0 тыс. руб. ; на выплату пособий по безработице в период временной нетрудоспособности – 144, 9 тыс. руб. На выполнение программ активной политики занятости направлено 13544, 8 тыс. руб. , из них:

на профессиональную подготовку и переподготовку – 5690, 5 тыс. руб. , в том числе на выплату стипендий –1420, 4 тыс. руб. (средний размер стипендии одного безработного в месяц составил 197, 6 руб. ), на организацию профессионального обучения–4270, 1 тыс. руб. (средняя стоимость обучения одного безработного в месяц составила 553, 2 руб. );

    на трудовую реабилитацию инвалидов – 7, 9 тыс. руб. ;

на временную занятость несовершеннолетних – 593, 7 тыс. руб. (средняя выплата на одного несовершеннолетнего 12, 2 руб. ); на проведение общественных работ –2054, 2 тыс. руб. (средний размер затрат на одного участника составил 251, 1 руб. );

на организацию занятости молодёжи по программе “Молодёжная практика” –2007, 1 тыс. руб. (среднемесячная выплата на одного участника составила 329, 8 руб. );

на организацию собственного дела 2437, 7 тыс. руб. , из них субсидии безработным, желающим открыть собственное дело– 2394, 1 тыс. руб. ). Компенсация затрат на организацию собственного дела – 43, 6 тыс. руб. ; на работу клубов ищущих работу и организация ярмарок вакансий 89, 6 тыс. руб. Таким образом, 2000 год характеризуется существенным сокращение финансированием статей, в которых указываются мероприятия активной политики на рынке труда, причём наибольшему сокращению подверглось направление создания сохранения рабочих мест. Программа общественных работ как важный инструмент воздействия государства на рынок труда, явившаяся по сути“локомотивом”государственной политики занятости США в годы Великой экономической депрессии 1929-1933 гг. , в российской практике себя не зарекомендовала. В связи с этим следует обратиться к практике общественного регулирования рынка труда, основанного на принципах социального партнёрства.

    2. 3. Влияние социального партнёрства на
    регулирование рынка труда в Амурской области

В Амурской области накоплен определенный опыт взаимодействия в рамках социального партнерства. Прежде всего, это организация работы Амурской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - главного инструмента социального диалога на уровне области. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта областного соглашения образована постоянно действующая Амурская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Свою деятельность Комиссия осуществляет в соответствии с Положением“Об Амурской областной трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”, утвержденным Постановлением Главы Администрации области от 2 декабря 1997 года № 595 (см. приложение ? ). Создалась она в соответствии с Законом РФ“О коллективных договорах и соглашениях” и Указа Президента РФ от 21 января 1997 года № 29 “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”, которая формируется из представителей органов власти, областного объединения профессиональных союзов в лице Федерации профсоюзов и представителей работодателей.

    Комиссия свою работу направляет на решение задач:
    по дальнейшему развитию системы социального партнерства;

совершенствованию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, предупреждению трудовых конфликтов; по приведению нормативной базы развития социального партнерства в соответствии с реалиями рыночной экономики.

В последнее время значительно расширился круг вопросов рассматриваемых Комиссией–это вопросы занятости и социальной защиты населения, соблюдения законодательства о труде и охране труда, социального партнерства, хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Результатом деятельности Комиссии является принятие “Соглашения Совета федерации профсоюзов, представителей работодателей, Администрации Амурской области о регулировании социально-трудовых отношений на 2000-2002 годы”постановлением Главы Администрации области от 25. 02. 2000 № 330 (см. приложение ? ).

В вышеуказанном Соглашении закреплены приоритетные цели в области регулирования социально-трудовых отношений в 2000-2002 годах.

    Приоритетными целями Стороны признают:

создание условий для оживления экономики за счет повышения эффективности производства, совершенствования налогообложения, в первую очередь, для отечественных товаропроизводителей и предпринимателей;

обеспечение занятости населения, разработка экстренных мер по снятию социальной напряженности на территориях с критической ситуацией на рынке труда; создание условий для повышения уровня жизни населения области; осуществление мероприятий по предоставлению предусмотренных действующим законодательством социальных льгот и гарантий;

содействие обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, поэтапному увеличению минимального размера оплаты до величины прожиточного минимума.

Для достижения поставленных приоритетных целей Стороны принимают на себя определенные обязательства. В области обеспечения занятости населения Стороны взяли на себя следующие обязательства:

1) администрация области совместно с Департаментом государственной федеральной службы занятости населения по Амурской области:

обеспечивает разработку и реализацию программы занятости населения Амурской области и контроль за её исполнением;

устанавливает квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в защите и испытывающих трудности в поисках работы;

ежемесячно через средства массовой информации доводит до населения информацию о рынке труда, возможностях службы занятости по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечень профессий, на которые формируется устойчивый спрос;

не допускает превышения сложившегося уровня безработицы. В случаях массового высвобождения принимает меры по смягчению критических ситуаций и защите работников;

проводит социальную экспертизу разрабатываемых областных целевых программ и инвестиционных проектов по вопросам их влияния на создание рабочих мест; осуществляет контроль за использованием иностранной рабочей силы. 2) работодатели:

проводят работу по анализу, прогнозированию и постоянному учету численности высвобождаемых работников, представляют в профорганы, отделы занятости информацию о наличии вакантных мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений;

оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие сокращения штатов, реорганизации предприятия и т. д. Не допускают сокращения работников, которые в семье являются единственными кормильцами;

принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, развитию гибких форм занятости, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест;

обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и молодежи, окончившей учебные заведения; при возникновении вероятности массового высвобождения работников содействуют созданию в организациях комиссий с участием представителей профсоюза и службы занятости для принятия мер по смягчению последствий массовых увольнений; не допускают привлечения и использования иностранной рабочей силы без учета мнения соответствующих профсоюзов (территориальных, отраслевых). 3) профсоюзы:

осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников;

оказывают бесплатную консультативную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости;

добиваются через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры организаций: сохранения и развития рабочих мест, в том числе для лиц, требующих социальной защиты; обеспечения и предоставления дополнительных льгот и гарантий для высвобождения работников; создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению.

Все вышеуказанные обязательства Сторон в определённой мере повлияли на рынок труда в области.

Так при проведении экспертизы областных целевых программ и инвестиционных проектов особое внимание уделяется вопросам сохранения и создания рабочих мест.

В целях совершенствования механизма привлечения иностранной рабочей силы издано распоряжение Главы Администрации области № 321-Р от 27. 03. 2000“О дополнительных мерах по упорядочиванию привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории области”.

Территориальным органом Министерства по делам Федерации, национально и миграционной политики РФ в Амурской области осуществляется постоянный контроль за соответствием цели выезда иностранного гражданина в Россию цели его пребывания.

Иностранным гражданам, выехавшим в Россию не с целью работы, были сокращены сроки пребывания.

Проводились проверки предприятий и организаций различных форм собственности на предмет выявления работодателей, использующую иностранную рабочую силу без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Через систему коллективных договоров и соглашений в организациях закрепляются меры, направленные на обеспечение занятости работников, осуществление контроля за соблюдением законодательства в вопросах найма и увольнения в соответствии с законом Амурской области“О критериях массового высвобождения в Амурской области”, необходимого предварительного уведомления работодателями о вопросах, которые могу привести могут привести к сокращению рабочих мест или ухудшению условий труда, переподготовку высвобождаемых работников, предоставления им льгот и компенсации сверх установленных законодательством.

Организовывались бесплатные консультации и правовая помощь по вопросам занятости, в том числе выездные семинары. Такой семинар по действиям профсоюза в условиях массового высвобождения был проведен в г. Райчихинске совместно с территориальным комитетом углепрофсоюза. По инициативе профсоюзов состоялось совместное заседание координационного комитета содействия занятости населения и коллегии Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Амурской области, где был рассмотрен вопрос“О работе Райчихинского городского и Октябрьского районного отделов занятости населения в условиях высвобождающихся работников угольной отрасли”. С участием профсоюза был решен вопрос о соблюдении действующего законодательства при привлечении иностранной рабочей силы в Тындинском отделении Дальневосточной железной дороги.

Как видно социальное партнёрство в Амурской области имеет определённые положительные результаты, но это не предел возможностей социального партнёрства на региональном уровне.

Таким образом, в результате анализа механизмов регулирования рынка труда в Амурской области были выявлены следующие негативные стороны. Гарантированный государством минимальный размер оплаты труда не выполняет своих основных функций, а является отягощающим обстоятельством при расчёте социальных пособий, стипендий и т. д.

В Амурской области государственными органами проводится пассивная политика занятости, в то время как приоритет должен отдаваться активной. Развитие социального партнёрства в Амурской области идёт медленно в связи с отсутствием нормативно-правовой базы и медленным внедрением его в муниципальных образованиях.

В связи с этим в следующей главе будут предложены рекомендации по совершенствованию регулирования рынка труда в Амурской области, которые могут казать позитивное воздействие на рынок труда региона.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В результате проведенного анализа рынка труда и методов его регулирования в Амурской области были выявлены определенные недостатки в регулировании В настоящее время рынок труда в Амурской области характеризуется противоречиями между масштабами и структурой спроса и предложения рабочей силы. Сокращается количество вакансий, приходит в упадок система подготовки и переподготовки кадров (в том числе и безработных), не хватает средств для развития самозанятости и малого предпринимательства. В наиболее тяжелом положении оказались молодые люди, не имеющие опыта самостоятельной работы, инвалидам, женщины с детьми, пенсионеры.

Понятия “активная политика в сфере занятости населения”включает разработку новой концепции, которая учитывает реальную сложившуюся ситуацию на рынке труда и направлена на обеспечения полной, эффективной и свободно избранной занятости.

Для этого в первую очередь нужно внести соответствующие изменения в действующее законодательство о труде. Данные изменения должны быть направлены на: усиление контроля за соблюдение должностными лицами трудового законодательства и повышение у них чувства ответственности в случае его нарушения; реальное стимулирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим рабочие места.

Во-вторых, обратится к опыту стабилизации рынка труда в других регионах. Есть регионы, где за последние годы накоплен интересный опыт стабилизации рынка труда. Разработаны методики, реализованы проекты, получены результаты. Например, учитывая опыт Самарской и Брянской областей, в Амурской области следовало бы провести мониторинг, позволяющий оперативно получать информацию обо всем, что происходит в сфере занятости, и быстро принимать управленческие решения. Для проведения активной политики на рынке труда Амурской области необходимо:

разобрать комплекс мер, с тем, чтобы обеспечить местные органы занятости полной информацией о существующих вакантных рабочих местах на предприятиях, в организациях, в фирмах различных форм собственности;

поднять статус общественных работ до уровня мероприятий общегосударственного значения, создать специальную программу реализации;

развивать частнопредпринимательскую деятельность (индивидуальный пошив, ремонт обуви и одежды, медицинские услуги и т. д. );

необходимо создать жёсткую систему регулирования высвобождения работников из районов с высокой напряженностью на рынке труда, с целью недопущения обвальной безработицы. Следует иметь в виду, что“выдавливание”с рынка труда части работников ведет не только к деградации их рабочей силы, но и к увеличению экономического бремени на сохранивших рабочие места. Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от сокращения персонала в традиционных секторах экономики, поддержание избыточной занятости может оказаться для общества дешевле, чем ее“сброс”;

высвобождению работников должна предшествовать обязательная разработка программ трудоустройства или вывода рынка труда высвобождаемых работников. Требуется также независимая экспертиза проектов рационализации производства, сопряженных с сокращением персонала. Целесообразно расширить практику переподготовки планируемых к высвобождению работников за счет средств работодателей, региональных и местных бюджетов;

нужно поощрять развитие гибких форм занятости, включая деление рабочего места для квалифицированных рабочих, неполную, вторичную и частичную занятость; важное направление активной политики занятости –регулирования выхода на рынок труда потенциальной рабочей силы: молодежи, женщин, имеющих маленьких детей, домохозяек, военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Эти категории целесообразно ориентировать на приобретение качественного общего и профессионального образования, которое станет фундаментом их высокой трудовой мобильности в перспективных сферах занятости;

    развивать социальное партнерство в Амурской области.

Одним из приоритетных направлений следует рассматривать развитие социального партнерства в Амурской области.

Складывающаяся система социального партнёрства, несмотря на то, что она постоянно адаптируется к новым экономическим условиям, ещё не в полной мере стала эффективным механизмом, позволяющим установить оптимальный баланс интересов наёмных работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы организаций, отраслей, регионов. Основными причинами, сдерживающими эффективность функционирования системы социального партнерства, являются: неустойчивое финансовое положение, нежелание работодателей в условиях экономической и финансовой нестабильности брать на себя конкретные обязательства, отсутствие профсоюзов во многих организациях, противостояние работодателей-собственников мелких предприятий объединениям работников как инструменту защиты своих прав.

Одним из наиболее проблемных вопросов остаётся участие работодателей и их объединений в системе социального партнёрства. Государство не выработало эффективных способов воздействия на стимулирование роста корпоративных интересов предпринимателей в сфере трудовых отношений. Пока ни закон, ни бюджет, ни налоговая политика государства не способствуют этому. В действующем законодательстве не в полной мере раскрыты полномочия и функции работодателей, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в области регулирования социально-трудовых отношений. В целях дальнейшего совершенствования и развития организационно-правовой основы социального партнёрства необходимо начать разработку законодательных и иных нормативных актов по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствованию организационных форм социального партнёрства и механизма взаимодействия работодателей с представительными органами работников и органами исполнительной власти на всех уровнях, для чего одним из первых направлений в этой области следует рассматривать разработку и принятие закона Амурской области“О социальном партнёрстве в Амурской области”.

В настоящее время закон о социальном партнёрстве в 41 субъекте РФ, некоторые из этих законов были использованы при разработке данного законодательства. 3. 1. Проект закона “О социальном партнерстве в Амурской области” Данный проект закона устанавливает организационные правовые основы договорного регулирования социально-трудовых отношений, развитие и функционирование системы социального партнёрства на территории Амурской области с целью достижения общественного согалсия.

    3. 1. 1. Общие положения

Социальное партнерство в Амурской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (основным Законом) Амурской области, федеральными и областными законами, иными федеральными и областными нормативными правовыми актами.

Правовую основу социального партнерства в Амурской области составляют также Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне Российской Федерации. Сторонами социального партнерства в Амурской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительно государственной власти и органы местного самоуправления Амурской области. Задачами социального партнерства в Амурской области являются: обеспечение социально-трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством российской Федерации и законодательством Амурской области;

обеспечение баланса интересов сторон социального партнерства путем проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон;

содействие разрешению трудовых споров и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых отношений;

выработка эффективных методов правового регулирования трудовых отношений; создание условий для обеспечения занятости населения Амурской области и развития рынка труда.

Основными принципами социального партнерства в Амурской области являются: соблюдение норм законодательства;

    равноправие Сторон;
    полномочность представителей Сторон;

социальная и экономическая обоснованность принимаемых, решений и обязательств; реальность обеспечения принимаемых Сторонами обязательств;

взаимный контроль и открытость перед социальными партнерами; ответственность за невыполнение обязательств, решений, условий соглашений и коллективных договоров;

достоверность и регулярность информации по вопросам деятельности Сторон. Основными формами осуществления социального партнерства в Амурской области являются:

    переговоры и консультации;
    разработка, принятие и реализация совместных решений;
    заключение коллективных договоров и соглашений;

взаимное информирование Сторон социального партнёрства о выполнении принятых обязательств.

    3. 1. 2. Органы социального партнёрства в Амурской области

Социальное партнерство в Амурской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Амурской области.

На уровне Амурской области постоянно действующим органом, обеспечивающим социальное партнерство, является Амурская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются территориальные районные (городские) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, профессиональные комиссии па регулированию социально-трудовых отношений.

На уровне организации органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия по подготовке и заключению коллективного договора. Стороны, на основе взаимной договоренности, могу т формировать другие двухсторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений по отдельным направлениям.

Амурская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом представителей работников в лице областного объединения профессиональных союзов, представителей работодателей. Администрации области, целью которого является достижение социального мира на территории области (см. прил. ). Территориальные (городские, районные) Комиссии формируются территориальными объединениями профессиональных союзов, работодателями (объединениями работодателей), органами местного самоуправления на принципах добровольности и равноправия Сторон.

Отраслевые (межотраслевые) территориальные Комиссии формируются отраслевыми территориальными объединениями профсоюзов, работодателями (их объединениями) . органами местного самоуправления.

Профессиональные Комиссии формируются представителями работников соответствующих профессий, представит елями работодателей и представителями соответствующего органа по труду.

Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные Комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Амурской области, а также Положением о территориальных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

    Основными полномочиями данных Комиссий являются:

подготовка проекта и заключение территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных . профессиональных соглашений; осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; подготовка органам местного самоуправления Амурской области предложений по принятию нормативных правовых актов в сфере социально-трудовой деятельности; участие в разрешении конфликтных ситуаций п коллективных трудовых договоров. Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора в организации формируется из равного числа представителей работодателя (администрации) и профсоюзных комитетов либо иных уполномоченных работниками лиц. Правовое положение, основы формирования и деятельности Комиссии регламентируются Законом Российской федерации "О коллективных договорах и соглашениях".

3. 1. 3. Виды соглашений. Действие соглашений. Присоединение к соглашениям На территории Амурской области заключаются следующие виды соглашений: Амурское областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные (городские, районные соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения, профессиональные соглашения. Все соглашения заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Амурской области.

Все соглашения заключаются до принятия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований и подлежат подписанию в десятидневный срок со дня принятия решения о его подписании всеми Сторонами соглашения. Амурское областное трехстороннее соглашение заключается Советом Федерации профсоюзов Амурской области, представителями работодателей Амурской области и Администрацией Амурской области.

Амурское областное трехстороннее соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений. Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями профсоюзов отрасли (отраслей), представителями работодателей (их объединений) отрасли (отраслей) и органом исполнительной государственной власти Амурской области, осуществляющим координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).

Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Территориальные (городские, районные) соглашения заключаются территориальными объединениями профсоюзов, работодателями (их объединениями) и органами местного самоуправления.

Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия груда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций конкретной территории с учетом местных особенностей. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения заключаются отраслевыми (межотраслевыми) территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления. Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия груда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников отрасли (отраслей) соответствующей территории.

Профессиональные соглашения заключаются представителями работников соответствующей профессии, представителями работодателей и соответствующего органа по труду.

Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников конкретной профессии с учетом её особенностей.

Действие Амурского областного трехстороннего (регионального) соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых), территориальных, профессиональных соглашений распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Амурской области, уполномочивших участников соглашения заключить его от их имени. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения, зарегистрированные на территории области, вправе присоединиться к соглашению, в подготовке и заключении которого они не участвовали.

Управления по труду, органы по труду района, города предлагают работодателям, представителям работников, не участвующим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения. Профессиональные союзы (их объединения), работодатели (их объединения), не участвующие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к. нему, направив каждой из Сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей Стороны.

Коллективные договоры и соглашения направляются работодателями на уведомительную регистрацию в течение 7 дней со дня их подписания. Амурское областное трехстороннее (региональное) соглашение, областные отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются Управлением труда Администрации Амурской области.

Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные соглашения, коллективные договоры, а также изменения и дополнения к ним регистрируются в соответствующем органе по труду муниципального образования.

    Порядок подписания соглашения определяется Комиссией.

Порядок регистрации коллективных договоров и соглашении определяется Положением о порядке регистрации коллективных договоров, утверждаемом Комиссией. Принятие данного закона устанавливает организационные и правовые основы договорного регулирования социально-трудовых отношений, развитие и функционирование системы социального партнёрства на территории Амурской области с целью достижения общественного согласия.

3. 2. Схема организации социального партнёрства в муниципальном образовании В Амурской области уже накоплен определённый опыт взаимодействия в рамках социального партнёрства. Прежде всего, это организация работы Амурской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как главного инструмента социального диалога на уровне области. Но Амурская область занимает большую территорию с большим количеством муниципальных образований, каждые из которых имеют свои специфические особенности. В связи с этим, возникает необходимость развития социального партнёрства на уровне муниципальных образований.

Первым шагом в данном направлении является необходимость принятия указанного выше проекта закона, который положит начало формированию правовой основы развития социального партнёрства не только на областном уровне, но и на уровне муниципальных образований.

Следующим шагом должно быть внедрение социального партнёрства в муниципальных образованиях. В связи с этим была разработана организационная технология внедрения социального партнёрства муниципальных образований, которая представлена в виде схемы (см. рис. 17).

Схема организации социального партнёрства в муниципальном образовании

    Рис. 17

Предложенная схема позволяет поддерживать социальные взаимоотношения между структурами местной власти, профсоюзами, работодателями в режиме согласования (координации), при этом каждая территория имеет возможность решать одновременно с региональными и свои собственные задачи. Схема достаточно гибкая, т. к. допускает изменения и параллельный способ решения стоящей задачи. Одним из наиболее проблемных вопросов является участие работодателей и их объединений в предложенной схеме организации социального партнёрства. В области не выработано эффективных способов воздействия на стимулирование роста интересов предпринимателей в сфере трудовых отношений. Пока ни закон, ни бюджет, ни налоговая политика не способствуют этому. В действующем законодательстве не в полной мере раскрыты полномочия и функции работодателей и их объединений. Поэтому одним из направлений развития социального партнёрства на уровне муниципальных образований следует выбрать разработку и принятие закона“Об объединениях работодателей в Амурской области”. Данный закон будет являться организационно-правовой основой участия работодателей их объединений в системе социального партнёрства и способствовать развитию социального партнёрства в муниципальных образованиях Амурской области.

    4. ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Говоря о развитии труда, следует обратить внимание не качество трудового потенциала. Качеством трудового потенциала является здоровье населения. В приоритетах экономического сознания происходит радикальный поворот от количественных оценок населения к качественным, поскольку успех экономических преобразований в обществе непосредственным образом зависит от того, насколько все сферы хозяйства будут обеспечены здоровой и образованной рабочей силой. Комплексным индикатором эффективности осуществляемых преобразований в этом случае может служить качество трудового потенциала населения. Трудовой потенциал как интегральная характеристика совокупной способности к труду, определяет возможности участия работника в общественно-полезной деятельности. Уровень здоровья и физического развития человека является одним из факторов, воздействующих на качество трудового потенциала, и выступает как одно из важных условий осуществления человеком функции главной производительной силы общества. Прежде всего, это выражается в том, что в зависимости от показателей здоровья и физического состояния человека оценивается возможность и целесообразность участия его в определенных сферах трудовой деятельности.

Однако следует отметить, что негативные социально-экономические изменения последнего десятилетия отрицательно сказались на здоровье населения. Остановимся более детально на анализе современной заболеваемости и её социальных последствиях.

    4. 1 Демографическая ситуация и здоровье населения в России

Рост ожидаемой продолжительности жизни приостановился. Успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, связанные с широким применением антибиотиков, достигли предела и первое место среди причин смерти заняли сердечно-сосудистые заболевания и рак, а экономические и социальные изменения привели к усилению таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение дорожно-транспортные происшествия и насильственные причины смерти. В сложившихся условиях возобновление роста ожидаемой продолжительности жизни было возможно не только в результате установления контроля над новыми факторами риска и эффективной борьбы с ними, но и установления новой идеологии общества по отношению к общественному и индивидуально здоровью.

Однако у нас этого не произошло. Свидетельство тому –динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении, которая за последние 10 лет сократилась для мужчин на 6, 6 года, для женщин– на 2, 8 года /33/. В структуре заболеваемости взрослого населения особое место занимают массовые и социально значимые заболевания. В последние годы отмечается резкое ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Имеет тенденцию к росту заболеваемость злокачественными новообразованиями. Тревожит рост распространенности употребления наркотиков. За последние 5 лет число наркоманов возросло в несколько раз.

Касаясь непосредственных причин смертности населения, следует отметить, что наибольшее число людей умирает от болезней системы кровообращения. Деградация систем здравоохранения и экологической безопасности привела к возвращению забытых или устраняемых цивилизованными странами болезней. Так, в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки смертность в рабочих возрастах от инфекционных и паразитических болезней возросла в два раза, сохранив тенденцию к росту.

В структуре смертности лиц трудоспособного возраста несчастные случаи, отравления и травмы занимают первое место. Мужчин в трудоспособном возрасте умирает почти в пять раз больше, чем женщин /33/.

Приведенные данные о состоянии здоровья населения свидетельствуют о росте в ближайшем будущем общей численности инвалидов и о высокой смертности населения, в том числе и трудоспособного возраста, и, следовательно, о предстоящих значительных экономических потерях.

Рождаемость, являясь важнейшей доминантой прироста населения в трудоспособном возрасте, оказывает, при прочих равных условиях, своё воздействие и на сроки проведения тех или иных общероссийских социальных программ. Рассмотрим в качестве примера ситуацию на рынке труда РФ в 2010 году. Предложение рабочей силы к тому времени уже известно, поскольку люди, которые впервые будут искать себе работу в начале XXI века, уже родились.

Первоначально на увеличение общей численности лиц в трудоспособном возрасте до 2005 года будут оказывать влияние два фактора: вступление в эту группу контингентов, родившихся в период относительного подъема рождаемости в 80-е годы, и выхода из рабочих возрастов малочисленных групп лиц, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Позже динамику населения в трудоспособном возрасте будет определять, с одной стороны, поколения родившихся в первой половине 90-х годов, с другой выбывающие из рабочих возрастов поколения родившихся после Великой Отечественной войны. В итоге до 2005 года численность населения в трудоспособном возрасте будет возрастать, а спустя 5 лет вернется к исходному показателю.

Очевидно, что само формирование трудовых ресурсов означает появление на рынке труда лишь потенциальной рабочей силы. Реальная же рабочая сила из числа населения в трудоспособном возрасте во многом определяется эффективностью функционирования тех составляющих социальной инфраструктуры, которые можно назвать демографическими. Иными словами, предложение реальной рабочей силы зависит и от существующих систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, направленных на воспроизводство таких качественных характеристик людей, как здоровье и образовательный уровень населения вообще и трудоспособного в частности.

Снижение рождаемости на разных временных отрезках оказывает неоднозначное влияние на экономику страны. Так, в связи с низким уровнем рождаемости в последние 5-7 лет и при сохранении этой тенденции до начала 2010 года будет уменьшаться потребность в родильных домах, детских яслях и садах, школах и, что не менее важно, в соответствующем контингенте обслуживания. Это, несомненно, сократит инвестиции и занятость в ряде отраслей“демографической инфраструктуры”. Снижение рождаемости определяет в перспективе как профессиональный, так и половой состав безработных. Ведь подавляющее большинство работающих в сферах“демографической инфраструктуры”составляют женщины, спрос на рабочую силу которых постоянно уменьшается. Придется считаться с вероятностью обострения конкурентной борьбы между вступающими на рынок рабочей силы малочисленными поколениями и безработными–представителями многочисленных поколений 80-х годов рождения. В более отдаленном будущем возможно снижение качества рабочей силы (особенно способности к“доучиванию”и переквалификации), поскольку необратимо сократится молодежный контингент, в том числе с общим средним, средним специальным и высшим образованием. В этом же направлении, вероятно, будет действовать и еще одна важная экономическая производная снижения рождаемости–объективный процесс старения рабочей силы. В целом влияние низкого уровня рождаемости на социально-экономическое развитие РФ за порогом века означает, во-первых, естественную убыль наиболее важных в экономическом отношении возрастных групп населения, во-вторых, увеличение доли лиц старшего рабочего и пенсионного возрастов. Оба указанных момента могут оказать негативное влияние на экологическое развитие РФ. Постарение населения, в том числе рабочей силы, характерное социально-демографическое явление для экономически развитых государств и стран с переходной экономикой. Оно обусловливает особое внимание к проблемам профессиональной мобильности, развитию рабочей силы. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте на фоне постарения означает необходимость периодических изменений в существующей системе социального страхования и пенсионного обеспечения.

    4. 2. Демографическая ситуация и здоровье
    населения в Амурской области

Существенное влияние на демографические процессы продолжают оказывать трудности проводимых в РФ экономических преобразований, значительная дифференциация денежных доходов населения, нестабильность в обществе, утрата социальных гарантий, а также неуклонное снижение численности женщин репродуктивного возраста. Режим воспроизводства населения близок к критическому. За последние три года в области отмечается увеличение числа неработающего населения на 2, 6 %, постарение населения за счет увеличение числа пенсионеров и уменьшение количества детей. Число детей первого года жизни за пять лет стало меньше на 25 % /34/.

Наиболее острыми проблемами в здравоохранении остаются проблемы ухудшения демографической ситуации вследствие снижения рождаемости, высокой смертности, в том числе младенческой.

В многолетней динамике отмечается негативная тенденция к снижению рождаемости. К одному из факторов снижения рождаемости следует отнести бракоразводный процесс. Количество разводов составляет 3, 1 на 1000 населения. Одной из важных причин демографического неблагополучия следует считать снижение числа женщин репродуктивного возраста (с 15 до 49 лет). При достаточно высоком демографическом показателе численности женщин детородного возраста, его структура выглядит достаточно тревожно в перспективе будущего воспроизводства населения. Коэффициент плодовитости (1000 женщин детородного возраста) по области составляет 32, 1 при должном коэффициенте 36, 8 - 46, 0. В структуре численности детородного возраста подростки составляют лишь 11, 9 %, а женщины 35-49 лет–40 %. В ближайшие 10 лет, учитывая эти демографические данные, повышение уровня рождаемости весьма сомнительно.

Смертность в Амурской области в 1999 году составила 12, 4 на 1000 населения, что в 1, 2 раза больше уровня предыдущего года. В структуре смертности преобладают лица от 60 до 80 лет (46, 2 %), причем женщин в данной возрастной группе умерло больше на 6 % /34/.

По причинам смертности на первом месте остается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором– от онкологической патологии, на третьем – то несчастных случаев, травм, отравлений, далее по причинам – болезней органов дыхания, пищеварения, инфекционных заболеваний. Особую тревогу вызывает младенческая смертность. Смертность детей на первом году жизни является важнейшим демографическим показателем, отражающим социально-экономическое благополучие общества, качество и доступность медицинской помощи, эффективность деятельности системы здравоохранения, достаточно ярко свидетельствующим о степени заинтересованности государства в охране здоровья женщин и детей, а в конечном итоге – об эффективности социальной политики в стране. Здоровье матери и детей –важнейший показатель уровня социально-экономического развития. Уровень младенческой смертности вырос в динамике за 3 года в 1, 5 раза. В структуре причин младенческой смертности ведущим в 92, 2 % является состояние здоровья матери.

Состояние здоровья населения области продолжает ухудшаться во всех возрастных категориях. Уровень общей заболеваемости в динамике за 3 года рост на 1, 3 % в том числе:

    - у подросток рост на 15, 2 %;
    - у детей рост на 2, 0 %.

Рост заболеваемости у подростков как общей, так и первичной связан с улучшением диагностики и в целом ухудшением состояния здоровья этой группы населения. Обращает на себя внимание то, что структура заболеваемости детей и подростков остается неизменной на протяжении ряда лет. Преобладающими здесь являются заболевания органов дыхания, заболевания нервной системы, костно-мышечной системы.

Психическое здоровье населения продолжает ухудшаться, а оно определяет интеллектуальный потенциал здоровья нации.

Вызывает тревогу психическое здоровье населения – на 24, 2 % возросла обращаемость за психиатрической помощью. Инвалидность психических больных в расчете на 100 диспансерных возросла на 20, 5 %, за счет роста шизофрении на 46 % и олигофрении– на 29 %. Ситуация по алкоголизации населения остается напряженной. На это указывает рост на 62 % показателя в группе профилактического наблюдения за лицами, злоупотребляющими алкоголем. Ожидается, что в динамике будут регистрироваться более тяжелые формы злоупотребления алкоголем– алкогольные психозы. Продолжает регистрироваться рост наркомании, за год прирост составил 40 %, в показателе 178, 7 на 100000 населения.

Сохранилась тенденция роста инвалидизации населения, как пенсионеров, так и населения трудоспособного возраста, что связано в первую очередь с социально-экономическими факторами–ухудшение качества жизни, невозможности трудоустройства, разрушением системы регулярных медосмотров, фактическим отсутствием трудовой реабилитации инвалидов.

Первичный выход на инвалидность возрос на 24, 8 % и составил на 10000 населения 104, 7.

Возросло число оформленных на инвалидность по социальным показателям в связи с невозможностью выполнять труд, предложенный центром занятости, либо переобучением другой профессии, лица злоупотребляющие алкоголем, не имеющие других источников существования и ограниченно трудоспособные /34/. 4. 3. Меры по поддержанию демографической безопасности и улучшению здоровья населения

Подводя итоги всему вышеизложенному можно сделать следующие выводы. Ухудшение здоровья и беспрецедентный рост смертности населения, особенно трудоспособного возраста, стремительное снижение числа рождений, уменьшение ожидаемой продолжительности жизни до крайне низкого уровня, высокая младенческая смертность, рост общей и повозрастной заболеваемости плюс абсолютное сокращение численности населения– такова общая характеристика демографической ситуации за последние пять лет. В этих условиях необходимо обоснованное вмешательство государственных органов. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от сложившейся демографической ситуации, ибо тенденции и перспективы последней обусловливают и определяют результирующий вектор демографической политики.

Высокий уровень смертности всех групп населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, становится первостепенной проблемой демографической безопасности. В целях обеспечения демографического развития в рамках Программы социальных реформ необходимо осуществить следующие меры:

- научно обосновать критерии демографической безопасности и их пороговые значения;

- подготовить законодательный акт “Об основных направлениях и мерах демографической безопасности в Амурской области”, где необходимо отразить меры государственного регулирования тех социальных процессов, от которых напрямую или косвенно зависит демографическая безопасность.

Демографическое развитие –это зеркало современных реформ. Исходя из жестоких реалий финансовой ситуации, предлагается не увеличивать затраты на льготы, пособия и другие выплаты из бюджета, а изменять механизмы, которые действуют в социальной сфере, создать принципиально новый способ социальной защиты населения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы. Рынок труда, как и любой другой рынок, функционирует по законам спроса и предложения. В зависимости от взаимодействия спроса и предложения формируются различные модели рынков труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица– в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. Рынок труда имеет способность к саморегулированию, но роль государственного регулирования рынка труда неизбежна в связи с процессами, происходящими на рынке труда (безработица, монополизм и т. д. ). В социально ориентированной рыночной экономике приоритетным является общественное регулирование рынка труда, основанное на принципах социального партнёрства. Однако при этом инструменты и механизмы государственного регулирования не должны терять своей практической значимости при воздействии на реальный сектор экономики и занятость.

Основные направления государственного и общественного регулирования рынка труда в регионе были рассмотрены во второй главе работы, в связи с чем был проведён анализ стратегии государственного регулирования рынка труда в Амурской области, выявлена роль социального партнёрства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда области.

В результате анализа состояние рынка труда области были выявлены серьёзные изменения, которые происходят в отраслевом распределении рабочей силы, в количественно-качественной дифференциации рабочих мест по условиям занятости. В области сохраняется уменьшение спроса на рабочую силу, при этом идёт постепенное улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чём свидетельствует существенное сокращение размеров неполной занятости. Несмотря на то, что в области не отмечается положительное сальдо приёма и выбытия работников крупных и средних предприятий, разрыв между численностью выбывших и принятых сокращается.

В результате анализа механизмов регулирования рынка труда в Амурской области были выявлены следующие негативные стороны.

Гарантированный государством минимальный размер оплаты труда не выполняет своих основных функций. Государственными органами проводится пассивная политика занятости (политика“обслуживания безработицы”). Развитие социального партнёрства идёт медленно в связи с отсутствием нормативно-правовой базы и отсутствием социального партнёрства на уровне муниципальных образований.

В связи с этим в третьей главе данной работы были предложены некоторые рекомендации по совершенствованию государственного регулирования в Амурской области. Предложен проект закона“О социальном партнёрстве в Амурской области”. Разработана схема организации социального партнёрства в муниципальных образованиях области.

Существует надежда, что позитивная динамика по ряду некоторых социально-экономических показателей, которая имела место в 1999-2000 годах, сохранится. Но в любом случае важно ориентироваться на более полное использование человеческого капитала, на повышение эффективности труда. Это зависит не только от того, начнётся ли экономический рост, но и от того, насколько энергично будет улучшаться система регулирования трудовых отношений, занятости и рынка труда. Здесь есть большие резервы. Однако, движение к эффективной занятости сопряжено с необходимостью преодоления накопившихся деформаций в трудовой сфере, с неизбежностью масштабов перемещения рабочей силы и борьбой со структурной безработицей, что потребует крупных вложений в поддержание и развитие человеческого капитала. Именно поэтому вопрос о роли государства в регулировании занятости и рынка труда должен быть решён принципиально по-новому. Сфера занятости и развития человеческого капитала не может и не должна оставаться на вторых ролях и финансироваться по остаточному принципу.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов